Естественное движение населения России
p align="left">Это сформировало беспрецедентный - более чем в 10 лет - разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.

Продолжительность жизни российских мужчин в 1998 г. составила 61,3 года, что на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых стран, у женщин - 72,9 года (короче на 5-8 лет). При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.

4. Естественный прирост в России.

4.1. Определение естественного прироста.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ, разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год.

4.2. Естественный прирост в России.

При изучении социально-демографических процессов в странах и регионах используется общий коэффициент естественного движения населения, который применяется для оценки изменения численности населения. Этот коэффициент представляет собой разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.

Общие коэффициенты естественного движения населения существенно зависят от состава населения по возрасту и полу, сформировавшегося под влиянием прошлых колебаний в числах родившихся и умерших. На возрастно-половую структуру населения отдельных территорий может влиять также миграция.

Россия долгие годы относилась к странам с высоким естественным приростом населения за счет высокой рождаемости и относительно низкой общей смертности, которая обеспечивалась достаточно молодым населением. В 1960 г. общий коэффициент рождаемости в России составил 23,2 на 1000 населения, а коэффициент общей смертности был 7,4 на 1000 населения, соответственно, коэффициент естественного прироста равнялся 15,8 на 1000 населения. По мере старения населения постепенно снижалась рождаемость и увеличивалась смертность. Некоторый «всплеск» рождаемости в середине 1980-х годов был связан с тем, что в детородный возраст вступали внучки детей, родившихся в период послевоенного «беби- бума». Рост общей смертности и сокращение рождаемости привели к тому, что в 1991 г. эти показатели почти сравнялись (рождаемость была 12,1, а смертность 11,4), а в 1992 г. смертность превысила рождаемость (соответственно 12,2 и 10,7).

4.3. Демографическая политика государства.

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации.

5. Население Ярославской области.

Численность населения Ярославской области по данным облстата на 1 января 1999 года

<>

В тысячах человек

<>

                                            

Наличное население

Постоянное население

 

на начало

в среднем

на начало

в среднем.

  

1999г.

за 1998г.

1999г.

за 1998г

Все население

1426.4

1430.7

1425.1

1429.4

 Городское население

1148.9

1151.6

1144.4

1147.1

 Сельское население

277.5

279.1

280.7

282.3

 г.Ярославль

620.6

621.9

616.1

617.4

  Дзержинский  район

173.3

173.7

172.8

173.2

  Заволжский район

114.1

114.1

114.1

114.1

  Кировский район

65.5

66.4

63.4

64.4

  Красноперекопский район

65.1

64.8

64.1

63.8

  Ленинский район

79.6

79.9

78.1

78.4

  Фрунзенский район

123.0

123.0

123.6

123.5

 г.Переславль-Залесский

45.2

45.2

44.9

44.9

 г.Ростов

36.2

36.3

36.1

36.2

 г.Рыбинск

241.8

242.7

242.6

243.5

 г.Тутаев

45.4

45.4

45.7

45.7

 г.Углич

38.0

38.1

38.1

38.3

 Большесельский район

11.8

11.9

11.8

11.9

 cельское население

11.8

11.9

11.8

11.9

 Борисоглебский район

5.2

15.2

15.6

15.6

 городское население

6.3

6.3

6.4

6.4

   р.п.Борисоглебский

6.3

6.3

6.4

6.4

 сельское население

8.9

8.9

9.2

9.2

 Брейтовский район

10.3

10.4

10.5

10.6

 сельское население

10.3

10.4

10.5

10.6

 Гаврилов-Ямский район

30.5

30.6

30.6

30.6

 городское население

20.1

20.2

20.1

20.1

   г.Гаврилов-Ям

20.1

20.2

20.1

20.1

 сельское население

10.4

10.4

10.5

10.5

Даниловский район

32.4

32.5

31.8

31.9

городское население

18.3

18.3

17.5

17.5

 г.Данилов

18.3

18.3

17.5

17.5

сельское население

14.1

14.2

14.3

14.4

Любимский район

15.3

15.4

15.3

15.4

городское население

6.5

6.5

6.4

6.4

 г.Любим

6.5

6.5

6.4

6.4

сельское население

8.8

8.9

8.9

9.0

Мышкинский район

12.6

12.7

12.7

12.8

городское население

6.5

6.5

6.6

6.6

 г.Мышкин

6.5

6.5

6.6

6.6

сельское население

6.1

6.2

6.1

6.2

Некоузский район

21.2

21.3

21.3

21.5

cельское население

21.2

21.3

21.3

21.5

Некрасовский район

26.9

27.0

27.1

27.1

городское население

12.4

12.4

12.4

12.4

 р.п.Бурмакино

3.6

3.6

3.5

3.5

р.п.Красный Профинтерн

1.7

1.7

1.7

1.7

 р.п.Некрасовское

7.1

7.1

7.2

7.2

сельское население

14.5

14.6

14.7

14.7

Первомайский район

14.7

14.7

14.7

14.7

городское население

5.3

5.3

5.2

5.2

 р.п.Пречистое

5.3

5.3

5.2

5.2

сельское население

9.4

9.4

9.5

9.5

Переславский район

24.9

25.1

25.3

25.4

сельское население

24.9

25.1

25.3

25.4

Пошехонский район

20.2

20.3

20.4

20.5

городское население

7.5

7.5

7.4

7.4

 г.Пошехонье

7.5

7.5

7.4

7.4

сельское население

12.7

12.8

13.0

13.1

Ростовский район

41.1

41.3

41.8

42.1

городское население

19.8

19.9

19.8

19.9

  р.п.Ишня

3.6

3.6

3.5

3.5

  р.п.Петровское

5.8

5.9

5.8

5.9

  р.п.Поречье-Рыбное

2.3

2.3

2.3

2.3

  р.п.Семибратово

8.1

8.1

8.2

8.2

сельское население

21.3

21.4

22.0

22.2

Рыбинский район

32.6

32.9

32.6

32.9

городское население

5.3

5.4

5.4

5.5

 р.п.Песочное

3.1

3.2

3.2

3.3

 р.п.Тихменево

2.2

2.2

2.2

2.2

сельское население

27.3

27.5

27.2

27.4

Тутаевский район

18.0

18.1

17.9

18.0

городское население

6.3

6.3

6.2

6.2

 р.п.Константиновский

6.3

6.3

6.2

6.2

cельское население

11.7

11.8

11.7

11.8

Угличский район

16.7

16.8

16.8

16.9

сельское население

16.7

16.8

16.8

16.9

Ярославский район

54.8

54.9

55.4

55.5

городское население

7.4

7.4

7.5

7.5

 р.п.Красные Ткачи

4.0

4.0

4.1

4.1

 р.п.Лесная Поляна

3.4

3.4

3.4

3.4

сельское население

47.4

47.5

47.9

48.0

Конец формы

Заключение.

Итак, можно сделать вывод о крайне неблагоприятной демографической ситуации в России, убедиться в прогнозе о «старении нации». Так же, по приведённым документам и статистике, можно сделать вывод о неэффективности демографической политики в нашем государстве есть лишь одно средство прекратить стремительное вымирание России - эффективная государственная демографическая политика. Думать, что вымирание прекратится само собой без вмешательства общества и государства - оснований нет. Тем более, что политические кризисы - краткосрочны, экономические - среднесрочны, а демографический кризис имеет долгосрочный характер и является производным от первых двух. Сколько нас, россиян, будет через 2-3 десятилетия определяется сегодня и поправить демографическую реальность России может только молодёжь.

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Список литературы.

Гладких Ю., С. Лавров. Учебник «Экономическая и социальная география».

Голубчиков Ю. «Демографические беды России» журнал «Энергия: экономика, техника, экология» 10/99г.

Кваша А. «Что такое демография». «Москва-мысль» 1993г.

Москва «Просвещение» 1993г.

Социология в России под редакцией В. Ядова. Москва, Институт социологии РАМ 1998г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать