Продолжительность жизни российских мужчин в 1998 г. составила 61,3 года, что на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых стран, у женщин - 72,9 года (короче на 5-8 лет). При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.
4. Естественный прирост в России.
4.1. Определение естественного прироста.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ, разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год.
4.2. Естественный прирост в России.
При изучении социально-демографических процессов в странах и регионах используется общий коэффициент естественного движения населения, который применяется для оценки изменения численности населения. Этот коэффициент представляет собой разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.
Общие коэффициенты естественного движения населения существенно зависят от состава населения по возрасту и полу, сформировавшегося под влиянием прошлых колебаний в числах родившихся и умерших. На возрастно-половую структуру населения отдельных территорий может влиять также миграция.
Россия долгие годы относилась к странам с высоким естественным приростом населения за счет высокой рождаемости и относительно низкой общей смертности, которая обеспечивалась достаточно молодым населением. В 1960 г. общий коэффициент рождаемости в России составил 23,2 на 1000 населения, а коэффициент общей смертности был 7,4 на 1000 населения, соответственно, коэффициент естественного прироста равнялся 15,8 на 1000 населения. По мере старения населения постепенно снижалась рождаемость и увеличивалась смертность. Некоторый «всплеск» рождаемости в середине 1980-х годов был связан с тем, что в детородный возраст вступали внучки детей, родившихся в период послевоенного «беби- бума». Рост общей смертности и сокращение рождаемости привели к тому, что в 1991 г. эти показатели почти сравнялись (рождаемость была 12,1, а смертность 11,4), а в 1992 г. смертность превысила рождаемость (соответственно 12,2 и 10,7).
4.3. Демографическая политика государства.
Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.
Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.
Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.
На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.
В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".
На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).
В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации.
5. Население Ярославской области.
Численность населения Ярославской области по данным облстата на 1 января 1999 года<>
В тысячах человек
<>
| Наличное население | Постоянное население |
на начало | в среднем | на начало | в среднем. | ||
| 1999г. | за 1998г. | 1999г. | за 1998г | |
Все население | 1426.4 | 1430.7 | 1425.1 | 1429.4 | |
Городское население | 1148.9 | 1151.6 | 1144.4 | 1147.1 | |
Сельское население | 277.5 | 279.1 | 280.7 | 282.3 | |
г.Ярославль | 620.6 | 621.9 | 616.1 | 617.4 | |
Дзержинский район | 173.3 | 173.7 | 172.8 | 173.2 | |
Заволжский район | 114.1 | 114.1 | 114.1 | 114.1 | |
Кировский район | 65.5 | 66.4 | 63.4 | 64.4 | |
Красноперекопский район | 65.1 | 64.8 | 64.1 | 63.8 | |
Ленинский район | 79.6 | 79.9 | 78.1 | 78.4 | |
Фрунзенский район | 123.0 | 123.0 | 123.6 | 123.5 | |
г.Переславль-Залесский | 45.2 | 45.2 | 44.9 | 44.9 | |
г.Ростов | 36.2 | 36.3 | 36.1 | 36.2 | |
г.Рыбинск | 241.8 | 242.7 | 242.6 | 243.5 | |
г.Тутаев | 45.4 | 45.4 | 45.7 | 45.7 | |
г.Углич | 38.0 | 38.1 | 38.1 | 38.3 | |
Большесельский район | 11.8 | 11.9 | 11.8 | 11.9 | |
cельское население | 11.8 | 11.9 | 11.8 | 11.9 | |
Борисоглебский район | 5.2 | 15.2 | 15.6 | 15.6 | |
городское население | 6.3 | 6.3 | 6.4 | 6.4 | |
р.п.Борисоглебский | 6.3 | 6.3 | 6.4 | 6.4 | |
сельское население | 8.9 | 8.9 | 9.2 | 9.2 | |
Брейтовский район | 10.3 | 10.4 | 10.5 | 10.6 | |
сельское население | 10.3 | 10.4 | 10.5 | 10.6 | |
Гаврилов-Ямский район | 30.5 | 30.6 | 30.6 | 30.6 | |
городское население | 20.1 | 20.2 | 20.1 | 20.1 | |
г.Гаврилов-Ям | 20.1 | 20.2 | 20.1 | 20.1 | |
сельское население | 10.4 | 10.4 | 10.5 | 10.5 | |
Даниловский район | 32.4 | 32.5 | 31.8 | 31.9 | |
городское население | 18.3 | 18.3 | 17.5 | 17.5 | |
г.Данилов | 18.3 | 18.3 | 17.5 | 17.5 | |
сельское население | 14.1 | 14.2 | 14.3 | 14.4 | |
Любимский район | 15.3 | 15.4 | 15.3 | 15.4 | |
городское население | 6.5 | 6.5 | 6.4 | 6.4 | |
г.Любим | 6.5 | 6.5 | 6.4 | 6.4 | |
сельское население | 8.8 | 8.9 | 8.9 | 9.0 | |
Мышкинский район | 12.6 | 12.7 | 12.7 | 12.8 | |
городское население | 6.5 | 6.5 | 6.6 | 6.6 | |
г.Мышкин | 6.5 | 6.5 | 6.6 | 6.6 | |
сельское население | 6.1 | 6.2 | 6.1 | 6.2 | |
Некоузский район | 21.2 | 21.3 | 21.3 | 21.5 | |
cельское население | 21.2 | 21.3 | 21.3 | 21.5 | |
Некрасовский район | 26.9 | 27.0 | 27.1 | 27.1 | |
городское население | 12.4 | 12.4 | 12.4 | 12.4 | |
р.п.Бурмакино | 3.6 | 3.6 | 3.5 | 3.5 | |
р.п.Красный Профинтерн | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | |
р.п.Некрасовское | 7.1 | 7.1 | 7.2 | 7.2 | |
сельское население | 14.5 | 14.6 | 14.7 | 14.7 | |
Первомайский район | 14.7 | 14.7 | 14.7 | 14.7 | |
городское население | 5.3 | 5.3 | 5.2 | 5.2 | |
р.п.Пречистое | 5.3 | 5.3 | 5.2 | 5.2 | |
сельское население | 9.4 | 9.4 | 9.5 | 9.5 | |
Переславский район | 24.9 | 25.1 | 25.3 | 25.4 | |
сельское население | 24.9 | 25.1 | 25.3 | 25.4 | |
Пошехонский район | 20.2 | 20.3 | 20.4 | 20.5 | |
городское население | 7.5 | 7.5 | 7.4 | 7.4 | |
г.Пошехонье | 7.5 | 7.5 | 7.4 | 7.4 | |
сельское население | 12.7 | 12.8 | 13.0 | 13.1 | |
Ростовский район | 41.1 | 41.3 | 41.8 | 42.1 | |
городское население | 19.8 | 19.9 | 19.8 | 19.9 | |
р.п.Ишня | 3.6 | 3.6 | 3.5 | 3.5 | |
р.п.Петровское | 5.8 | 5.9 | 5.8 | 5.9 | |
р.п.Поречье-Рыбное | 2.3 | 2.3 | 2.3 | 2.3 | |
р.п.Семибратово | 8.1 | 8.1 | 8.2 | 8.2 | |
сельское население | 21.3 | 21.4 | 22.0 | 22.2 | |
Рыбинский район | 32.6 | 32.9 | 32.6 | 32.9 | |
городское население | 5.3 | 5.4 | 5.4 | 5.5 | |
р.п.Песочное | 3.1 | 3.2 | 3.2 | 3.3 | |
р.п.Тихменево | 2.2 | 2.2 | 2.2 | 2.2 | |
сельское население | 27.3 | 27.5 | 27.2 | 27.4 | |
Тутаевский район | 18.0 | 18.1 | 17.9 | 18.0 | |
городское население | 6.3 | 6.3 | 6.2 | 6.2 | |
р.п.Константиновский | 6.3 | 6.3 | 6.2 | 6.2 | |
cельское население | 11.7 | 11.8 | 11.7 | 11.8 | |
Угличский район | 16.7 | 16.8 | 16.8 | 16.9 | |
сельское население | 16.7 | 16.8 | 16.8 | 16.9 | |
Ярославский район | 54.8 | 54.9 | 55.4 | 55.5 | |
городское население | 7.4 | 7.4 | 7.5 | 7.5 | |
р.п.Красные Ткачи | 4.0 | 4.0 | 4.1 | 4.1 | |
р.п.Лесная Поляна | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 | |
сельское население | 47.4 | 47.5 | 47.9 | 48.0 Конец формы |
Заключение.
Итак, можно сделать вывод о крайне неблагоприятной демографической ситуации в России, убедиться в прогнозе о «старении нации». Так же, по приведённым документам и статистике, можно сделать вывод о неэффективности демографической политики в нашем государстве есть лишь одно средство прекратить стремительное вымирание России - эффективная государственная демографическая политика. Думать, что вымирание прекратится само собой без вмешательства общества и государства - оснований нет. Тем более, что политические кризисы - краткосрочны, экономические - среднесрочны, а демографический кризис имеет долгосрочный характер и является производным от первых двух. Сколько нас, россиян, будет через 2-3 десятилетия определяется сегодня и поправить демографическую реальность России может только молодёжь.
Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.
Список литературы.
Гладких Ю., С. Лавров. Учебник «Экономическая и социальная география».
Голубчиков Ю. «Демографические беды России» журнал «Энергия: экономика, техника, экология» 10/99г.
Кваша А. «Что такое демография». «Москва-мысль» 1993г.
Москва «Просвещение» 1993г.
Социология в России под редакцией В. Ядова. Москва, Институт социологии РАМ 1998г.
Страницы: 1, 2