Жизнь Петра I
ысшее образование, несмотря на проект "Академии", и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой. О принятии Петром императорского титула - см. Император; о семейных отношениях Петра - Алексей Петрович, Екатерина I Алексеевна , Евдокия Федоровна; о войнах и иностранной политике - Северная война, Турецкие войны, Персидские войны; о церковной политике Петра - Патриаршество в России, Монастырский приказ, Святейший Синод, Стефан Яворский , Феофан Прокопович ; о внутренних преобразованиях Петра - Губернии, Коллегии, Городовые магистраты, Сенат, Совет ландратский, Академия Наук, Начальное народное образование (XX, 753); о книгах, изданных по приказанию Петра - Русская литература. Ср. также Россия (История и Историография). Для биографии Петра Великого см. "Отечественные Записки", 1856, CIV: "Несколько редких и малоизвестных иноязычных сочинений, относящихся до Петра Великого и его века" (стр. 345 - 395); Minzloff "Pierre le Grand dans la litterature etrangere" (Санкт-Петербург, 1873, стр. 691) и его же "Supplement" (Санкт-Петербург, 1872, стр. 692 - 721); В.И. Межов "Юбилей Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1881, стр. 230); Е.Ф. Шмурло "Петр Великий в русской литературе" (Санкт-Петербург, 1889, стр. 136, оттиск из "Журнала Министерства Народного Просвещения", 1889). Важнейшие источники и сочинения о Петре: "Журнал, или Поденная записка Петра Великого с 1699 г. до заключения Ништадтского мира" (Санкт-Петербург, 1770 - 1772 г.; составлено кабинет-секретарем Петра, Макаровым, многократно исправлено самим государем и издано историком Щербатовым); И. Кириллов "Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия" (М., 1831); Голиков "Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам" (М., 1788 - 1789, 12 частей) и "Дополнения к деяниям Петра Великого" (М., 1790 - 1797, 18 частей); второе издание трудов Голикова, в котором "Дополнения" перепечатаны после соответствующих годов "Деяний" и в конце прибавлен Указатель, издано в 15 томах (М., 1837 - 1843). Главным образом на материале Голикова основаны: "Жизнь Петра Великого", описанная Галеном (перевод с немецкого, Санкт-Петербург, 1812 - 1813) и "История Петра Великого" В. Бергмана (перевод с немецкого, Санкт-Петербург, 1833; 2-е издание 1840 - 1841); "Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом" (М., 1872; преимущественно выписки из бумаг дворцовых и др. приказов, а также кабинета); "Письма и бумаги Петра Великого", капитальное издание, исчерпывающее материал "писем" и помещающее в примечаниях массу данных (до сих пор вышло три части, Санкт-Петербург, 1887 - 1893; доведено до 1705 года); "Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1880 - 1892; обнимает 1711 - 1715 годы; драгоценный материал для истории административной и финансовой реформы, извлеченный из Московского архива Министерства юстиции); "Архив князя Ф.В. Куракина" (села Надеждина), книги 1 - 5 (Санкт-Петербург, 1890 - 1894).

Описания архивов: сенатского (
П.И. Баранова ), Синодского (первые пять томов), морского министерства. Полное Собрание Законов Российской Империи, тома II - VII, и Полное Собрание Постановлений и Распоряжений по Ведомству Православного Исповедания Российской Империи, первые четыре тома (с 1721 г.). Н. Устрялов "История царствования Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1859 - 1863); доведена до конца 1706 г.; отдельно изложено дело царевича Алексея); Соловьев "История России с древнейших времен", томы XIII - XVIII (III и IV в изд. "Обществ. Пользы"); А. Bruckner "Petr der Grosse" (Б., 1879, в "Allgem. Geschichte iu Einzeldarstellungen", hgb. v. W. Onchen; русский перевод, с большим количеством иллюстраций, издан А. Сувориным); его же "Die Europaisirung Russiads. T. I. Land und Volk" (1887); его же "Geschichtr Russilands bis zum Eude d. 18 Jahrhunders. T. I. Ueberblick d. Entwickelung bis zum Tode P. d. Gr." (Гота, 1896); оба последние сочинения посвящены, главным образом, вопросу о подготовке реформы (другие работы Брикнера см. под именем автора); "Peter the Great, emperor of Russia" (Лондон, 1884); K. Waliszewski "Pierre le Grand, l'education - l'homme - l'oeuvre" (П., 1897; характеристика личности Петра, с кратким очерком реформ, по новейшим исследованиям). Сочинения по отдельным эпохам царствования Петра: Погодин "Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого" (М., 1875); И.Е. Забелин "Детские годы Петра Великого", в "Опытах изучения русских древностей и истории" (М., 1872, часть I); Астров "Первоначальное образование Петра Великого" ("Русский Архив", 1875); М.А. Веневитинов "Русские в Голландии. Великое посольство 1697 - 1698 годов" (М., 1897). Сочинения современников Петра - Сильвестра Медведева, Желябужского , Крекшина, Матвеева , Нартова , Нащокина, Неплюева , Посошкова , Толстого, а также иностранцев: Беркгольца , Вебера, Гордона , Корба, Перри , Фокеродта, Плейера, Юля - указаны под соответствующими именами. Донесения иностранных послов из России напечатаны в "Сборнике Императорского Русского Исторического Общества", тома 34, 40, 49, 52 (французских), 39, 50, 61 (английских), 3 (саксонского Лефорта); к царствованию Петра относятся также сплошь тома 11 (письма, указы и заметки Петра, изд. А.Ф. Бычковым) и 25 (Бумаги Б.П. Шереметева ). Для отдельных сторон реформы важнейшие пособия: П.О. Бобровский "Происхождение Артикула воинского и Изображения процессов Петра Великого по Уставу Воинскому" (Санкт-Петербург, 1881) и "Военное право в России при Петре Великом. Артикул Воинский" (выпуски I и II, Санкт-Петербург, 1882); М.П. Розенгейм "Очерк военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1878); Д.Ф. Масловский "Записки по истории военного искусства в России" (вып. 1, 1683 - 1760 годы, Санкт-Петербург, 1891); Пузыревский "Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого"; С. Елагин "История русского флота. Период Азовский" (часть I и приложения, Санкт-Петербург, 1861); Веселаго "Очерк русской морской истории" (часть I, Санкт-Петербург, 1875; под редакцией обоих названных авторов издавались "Материалы для истории русского флота", том I - XV); А. Градовский "Высшая администрация России XVIII века и генерал-прокуроры" (Санкт-Петербург, 1866); С. Петровский "О Сенате в царствование Петра Великого" (в "Описании документов и бумаг Московского архива Министерства юстиции", кн. III, и отдельно); П. Мрочек-Дроздовский "Областное управление России XVIII века до учреждения о губерниях 1775 г. Часть I. Областное управление эпохи первого учреждения губерний, 1708 - 1719" (М., 1876; из того же издания, как предыдущее); И. Дитятин "Устройство и управление городов России Петра I. Введение, города в России в XVIII веке" (Санкт-Петербург, 1875); П. Милюков "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века и реформа Петра Великого" (Санкт-Петербург, 1892, и "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890 - 1892); Н. Павлов-Сильванский "Проекты реформ в записках современников Петра Великого.

Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты" (Санкт-Петербург, 1897);
А. Филиппов "О наказании по законодательству Петра Великого, в связи с реформой" (М., 1891); Н. Кедров "Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого" (М., 1889); Ю.Ф. Самарин "Стефан Яворский Феофан Прокопович" (в "Сочинениях", т. V); И.А. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (Санкт-Петербург, 1868); Пекарский "Наука и литература при Петре Великом". П. Милюков.

ДРУГОЕ

Петр I великий [30 мая (9 июня) 1672, Москва -- 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

22 марта 1677 года Петр I в 5 лет начал обучаться.

По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея и, благословив, посадили за азбуку. Никита Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел его во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и «весь убор», в который по уходе государя и патриарха Зотов тут же и перерядился. Крекшин отметил и день, когда началось обучение Петра, - 12 марта 1677 г., когда, следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет.

Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с «кунштами», картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций.

Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн.2. - М.: Мысль, 1993, с. 458.

Петр I провел реформы государственного управления (созданы СенатСенат (в России) -- Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 веке в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711 года. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной)., коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица -- Санкт-Петербург).

Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Петр I возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.

Детство, юность, образование Петра I

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении.

Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии.

В Измайлове Петр обнаружил старый английский ботБот (голландское boot -- лодка, судно) -- общее название небольших моторных, парусных или гребных судов, предназначенных для различных перевозок, рыболовного, охотничьего промысла и др. (лоцманский бот, спасательный бот, бот десантный и т.п.)., который по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Начало самостоятельного правления

Во второй половине 17 в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину. Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной.

Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет.

Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими (Стрелецкое восстание 1698).

Первые преобразования Петра I

За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой -- вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден -- Святого апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.

Уроки Северной войны

Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора «даточных людей», а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Поход шведских войск во главе с королем Карлом XII на Польшу позволил русской армии одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург -- новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-«парадизом». В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров, наряду с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна была разделена на губернии. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.

Реформа управления Петра I

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий -- центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти -- исполнительные, финансовые, судебные и контрольные -- создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент -- детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать