Жизнь Петра I
p align="left">В 1724 г. Петр I сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его отказаться от привычек кочевой жизни, что и ускорило его кончину. В феврале он едет в третий раз на Олонецкие воды; в конце марта отправляется в Москву для коронования императрицы, оттуда совершает поездку на Миллеровы воды и 16 июня выезжает в С.-Петербург; осенью ездит в Шлиссельбург, на Ладожский канал и Олонецкие заводы, затем в Новгород и в Старую Русу для осмотра соляных заводов: только когда осенняя погода решительно мешает плавать по Ильменю, Петр I возвращается (27 октября) в С.-Петербург. 28 октября он едет с обеда у Ягужинского на пожар, случившийся на Васильевском острове; 29-го отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с ее солдат. Лихорадка и жар мешают ему ехать дальше; он ночует на месте и 2 ноября возвращается в С.-Петербург. 5-го он сам себя приглашает на свадьбу немецкого булочника, 16-го казнит Монса, 24-го празднует обручение дочери Анны с герцогом Голштинским. Увеселения возобновляются по поводу выбора нового князя-папы, 3-го и 4-го января 1725 г.

Суетливая жизнь идет своим чередом до конца января, когда, наконец, приходится прибегнуть к врачам, которых Петр I до того времени не хотел слушать. Но время оказывается пропущенным и болезнь -- неисцелимой; 22 января воздвигают алтарь возле комнаты больного и причащают его, 26-го «для здравия» его выпускают из тюрем колодников, а 28 января, в четверть шестого утра, Петр I умирает, не успев распорядиться судьбой государства.

Простой перечень всех передвижений Петра I за последние 15 лет его жизни дает уже почувствовать, как распределялось время Петра и его внимание между занятиями разного рода. После флота, армии и иностранной политики, наибольшую часть своей энергии и своих забот Петр I посвящал Петербургу. Петербург -- личное дело Петра, осуществленное им вопреки препятствиям природы и сопротивлению окружающих. С природой боролись и гибли в этой борьбе десятки тысяч русских рабочих, вызванных на пустынную, заселенную инородцами окраину; с сопротивлением окружающих справился сам Петр I, приказаниями и угрозами.

Суждения современников Петра I об этой его затее можно прочесть у Фокеродта. Мнения о реформе Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших сотрудников держалась мнения, которое впоследствии Михаил Ломоносов формулировал словами: «он Бог твой, Бог твой был, Россия». Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр I был антихрист. Те и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил, радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность и европейская техника -- все это были факты, бросавшиеся в глаза; их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке.

То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену родным преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг вперед по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота.

Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра I перемешаны были оба элемента -- и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение истории Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельности преобразователя. Написанная по его указам история реформы должна была казаться исключительно личным делом Петра. Другие результаты должно было дать изучение той же реформыРеформы (французское reforme, от латинского reformo -- преобразовываю) -- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформами подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему в связи с ее прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни -- в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта -- задолго до Петра I обнаруживаются те самые тенденции, которым дает торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петр I, с другой стороны, и при нем еще не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра во многом надолго остается формальной и видимой.

Новое платье и «ассамблеи» не ведут к усвоению европейских общественных привычек и приличий; точно также новые, заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42-х цифирных провинциальных школ, открытых в 1716--22 гг., только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большею частью силой, учеников, действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект «Академии», и низшее, несмотря на все приказания Петра I, остаются надолго мечтой. А. Б. Каменский, Энциклопедия Кирилл и Мефодий

11 марта 1714 года император Петр I издал указ об учебе детей дворян и приказчиков

По указам 20 января и 28 февраля 1714 года дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучаться цифири, т.е. арифметике, и некоторой части геометрии, и полагался «штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится», венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя. Для этого предписано было во всех губерниях при архиерейских домах и в знатных монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников заведенных в Москве около 1703 г математических школ, тогдашних реальных гимназий; учителю назначалось жалованья 300 рублей в год на наши деньги.

Указы 1714 г вводили совершенно новый факт в историю русского просвещения, обязательное обучение мирян. Дело задумано было в крайне скромных размерах. На каждую губернию назначено было всего по два учителя из учеников математических школ, выучивших географию и геометрию. Цифирь, начальная геометрия и кой-какие сведения по закону Божию, помещавшиеся в тогдашних букварях, - вот и весь состав начального обучения, признанный достаточным для целей службы; расширение его пошло бы в ущерб службе. Предписанную программу дети должны были пройти в возрасте от 10 до 15 лет, когда обязательно кончалось учение, потому что начиналась служба.

Учеников набирали отовсюду, как охотников в тогдашние полки, лишь бы укомплектовать заведение. В московскую инженерную школу навербовали 23 ученика. Петр I потребовал довести комплект до 100 и даже до 150 человек, только с условием, чтобы две трети были из дворянских детей. Учебное начальство не смогло исполнить предписания; новый сердитый указ - набрать недостающих 77 учеников из всяких чинов людей, а из царедворцовых детей, из столичного дворянства, за кем не меньше 50 крестьянских дворов, - принудительно.

Еще явственнее выступает такой характер тогдашней школы в составе и программе морской академии. В этом по плану преимущественно дворянском и специально техническом заведении из 252 учеников было только 172 из шляхетства, остальные - разночинцы. В высших классах преподавались большая астрономия, плоская и круглая навигация, а в низших обучались азбукам 25 разночинцев, часословам 2 из шляхетства и 25 разночинцев, псалтырям 1 из шляхетства и 10 разночинцев, письму 8 разночинцев.

Школьное обучение обставлено было многочисленными затруднениями. Учить и учиться и тогда уже было тяжело, хотя школа еще не была стеснена уставами и надзором, а занятый войной царь всей душой радел о школе. Недоставало необходимых учебных пособий, или они были очень дороги. Казенная типография, Печатный двор в Москве, издававший учебники, в 1711 г купил у собственного справщика, корректора, иеродиакона Германа понадобившийся «для школьных дел» итальянский лексикон за 17 ? рублей на наши деньги. Инженерная школа в 1714 г потребовала у Печатного двора 30 геометрий и 83 книги синусов. Печатный двор отпустил геометрии по 8 рублей экземпляр на наши деньги, а о синусах отписал, что их у него совсем нет.

Школа, превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя и помогла выработать среди своих питомцев своеобразную форму противодействия - побег, примитивный, еще не усовершенствованный способ борьбы школяров со своей школой. Школьные побеги вместе с рекрутскими стали хроническим недугом русского народного просвещения и русской государственной обороны. Это школьное дезертирство, тогдашняя форма учебной забастовки, станет для нас вполне понятным явлением, не переставая быть печальным, если к трудно вообразимому языку, на каком преподавали выписанные иноземные учителя, к неуклюжим и притом трудно добываемым учебникам, к приемам тогдашней педагогии, вовсе не желавшей нравиться учащимся, прибавим взгляд правительства на школьное ученье не как на нравственную потребность общества, а как на натуральную повинность молодежи, подготовлявшую ее к обязательной службе. Когда школа рассматривалась, как преддверие казармы или канцелярии, то и молодежь приучалась смотреть на школу, как на тюрьму или каторгу, с которой бежать всегда приятно.

В 1722 г Сенат публиковал во всенародное сведение высочайший указ... Этот указ его величества императора и самодержца всероссийского объявлял всенародно, что из московской навигацкой школы, зависевшей от Петербургской морской академии, бежало 127 школьников, от чего произошла утрата денежной суммы академической, потому что оные школьники - стипендиаты, «жив многие лета и забрав жалованье, бежали». Указ деликатно приглашал беглецов явиться в школу в указанные сроки под угрозой штрафа для шляхетских детей и более чувствительного «наказания» для нижних чинов. К указу приложен был и список беглецов, как персон, заслуживающих внимания всей империи, которая оповещалась, что из шляхетства бежали 33 ученика, и между ними князь А. Вяземский; остальные были дети рейтаров, гвардейских солдат, разночинцев до 12 человек из боярских холопов; так разносословен был состав тогдашней школы.

Дело ладилось плохо: детей в новые школы не высылали; их набирали насильно, держали в тюрьмах и за караулом; в 6 лет мало где устроились эти школы; посадские люди отпросили у Сената своих детей от цифирной науки, чтобы не отвлекать их от отцовских дел; из 47 посланных в губернии учителей восемнадцать не нашли учеников и воротились назад; в рязанскую школу, открытую только в 1722 г., набрали 96 учеников, но из них 59 бежало. Вятский воевода Чаадаев, желавший открыть в своей провинции цифирную школу, встретил противодействие со стороны епархиальных властей и духовенства. Чтобы набрать учеников, он разослал по уезду солдат воеводской канцелярии, которые хватали всех годных для школы и доставляли в Вятку. Дело, однако, не удалось

ДРУГОЕ

Пётр I, основатель одной из могущественнейших держав мира -- Российской империи -- родился 30 мая 1672 г. В царской семье он был четырнадцатым ребенком. Пётра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого брака с Марией Млославской) в 1682 г. в результате компромисса между кланами Милославских и Нарышкиных были возведены на российский престол сразу два царя -- Пётр I и его сводный брат Иван V (сын Марии Милославской). Правительницей при юных царях (Пётру исполнилось10 лет, а Ивану -- 16) должна была стать царица Наталья Кирилловна. Но стрельцкое войско отказалось присягать Пётру. На глазах десятилеьнего Пётра стрельцы подняли на пики около 45 близких ему людей. Регентшей при Пётре и Иване стала властолюбивая и тщеславная царевна Софья Алексеевна (сестра Пётра по отцу).

После смерти Федора Алексеевича наследниками остались два его брата: Иван от Марии Милославской -- больной, полуслепой, слабоумный и Пётр от Натальи Нарышкиной -- здоровый, даровитый. Возникли две стороны, борющиеся за царский престол. Иван был старше, но для него требовалась постоянная опека. Такая опека нашлась в лице его сестры Софьи. Дело могло дойти до великого спора, так как Нарышкины тоже не молчали.

Вначале патриарх провозгласил и благословил на царство Пётра, за которого в силу малолетства должна была править мать Наталья Нарышкина. Стрельцы, подстрекаемые Софьей и ее сторонниками, поднялись на бунт против Нарышкиных. Милославские стали распространять слух, что Нарышкины удушили Ивана, призывали стрельцов идти в Кремль. Стрельцам вывели Ивана и Пётра, живых и здоровых, но все-таки многие Нарышкины в тот день были убиты.

Софья выдвинулась на первый план и никто ей не мог помешать. Она спешила удовлетворить все просьбы стрельцов и на деле уже управляла государством. Тогда стрельцы предложили провозгласить царями Ивана и Пётра вместе, причем Ивана -- первым, Пётра -- вторым.

Шло время. Видя, как чахнет Иван и набирает силу Пётр, в 1689 году Софья приняла решение стать самодержицей всея Руси. Вновь она пыталась найти опору в стрельцах, заставить их присягнуть себе. Однако на этот раз не все стрельцы поверили Софье. Со сторонниками Софьи Пётр жестоко расправился, а сестру заключил в Новодевичий монастырь, где она провела около 15 лет и умерла в 1704 году.

Государством по-прежнему правили два государя, но Иван сам передал всю полноту власти Пётру, лишь формально занимая место на троне.

При правитеьнице Софье Пётр жил в селе Преображенском. Здесь из своих ровесников Пётр сформировал «потешные полки» -- будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии станет «правой рукой» императора.

В 1689 г. Наталья Кирилловна заставила сына жениться на боярской дочери Евдокии Лопухиной. Через год у них родился сын Алексей. В том же году отстранена от власти царевна Софья. Главную роль в низложении правительницы сыграло ближайшее окружение опальной царицы Натальи Кирилловны. В течении 5 лет, до своей смерти, она была фактической правительницей государства.

В 1695 г. после безвременной кончины матери (Наталье Кирилловне шел сорок первый год) Пётр фактически стал самодержцем, хотя его брат Иван V сохранял формальные функции «первого царя». Иван V умер в 1696 г. -- Пётр стал самодержцем не только фактически, но и юридически.

Пётр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, «Табель о рангах», органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица -- Санкт-Петербург, ядром которого стала Пётропавловская крепость).

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695--1696 годов, Северной войне 1700--1721 годов, Прутском походе 1711 г., Персидском походе 1722--1723 годов и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702 г.), в сражениях при д. Лесная (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Пётра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Пётра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705-06 г, Булавинское 1707-09 г и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством.

Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Пётр I добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.

В 1695 г. состоялся первый поход Пётра против турок на Азов. Одновременно в Воронеже началось строительство флота. Для постижения наук и искусства кораблестроения, а также в поисках союзников в борьбе за выход к Черному морю царь отправился в Западную Европу. За время путешествия он посетил Лифляндию, польскую Курдяндию, Пруссию, Гановер, Голландию. В Амстердаме Пётр жил четыре месяца. Побывало посольство и в Англии, где царь изучал новейшие навигационные приборы. На обратном пути царь посетил Германию, Австрию и Чехию.

Великое посольство Пётра I было прервано стрелецким бунтом 1698 г. Расправа над бунтовщиками была жестокой. Вернувшийся из-за границы Пётр сам рубил стрельцам головы. Всего казнили 1000 человек, гораздо больше людей было искалечено пытками. После истребления стрельцов Пётр приступил к созданию новой уже регулярной армии.

19 августа 1700 г. Пётр I объявил войну Швеции. Началась борьба России за выход к Балтийскому морю (Северная война). Швеция в те времена была могущественнейшим государством Европы. Ее клроль Карл XII имел репутацию величайшего полководца. В ноябре 1700 г. произошло сражение под Нарвой. Русские войска потерпели сокрушительное поражение. Пётр I едва смог спастись бегством. Но Карл XII совершил стратегическую ошибку -- он счел Россию разгромленной и отправился воевать в Силезию. Пётр I получил необходимую передышку. Он сумел сделать должные выводы и нарвского поражения и стал готовиться к длительной и упорной борьбе.

Уже в следующем году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике, в том числе и Мариенбург. Здесь при генерал-фельдмаршале Шереметьеве объявилась шеснадцатилетняя Марта Скавронская -- будущая жена Пётра I (императрица Екатерина I). Свое православное имя она получила от имени ее крестной матери, сводной сестры Пётра I Екатерины Алексеевны.

В 1703 г. в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, ставший новой столицей России и названный в честь русского святого, митрополита Пётра, небесного покровителя царя.

Война со шведами продолжалась с переменным успехом до 1707 г., когда началось восстание измученного тяготами преобразований и войны народа. Возглавил восстание казацкий атаман Кондратий Булавин. Оно, как и педшествующие стихийные народные выступления, закончилось поражением восставших. Сразу же после подавления восстания Пётр I провел административную реформу -- страна была разделена на губернии, а во главе их поставлены губернаторы, призванные не только осуществлять управление на местах, но, в первую очередь, «искоренять на корню всяческую крамолу».

В 1709 г. Карл XII вознамерился покончить с Россией. Наступать он предпочел с юга, поскольку вступил в тайный сговор с украинским гетманом Мазепой. 27 июня 1709 г. под российской крепостью Полтава состоялось решающее сражение. Разгром армии Карла XII был настолько сокрушающим, что Швеция уже не смогла от него оправиться. Сам король был ранен, но, бросив свои войска, успел бежать в Турцию. На следующий год к России была присоединена значительная часть Прибалтики, включая Ригу, Ревель (Таллин), Выборг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать