(1) Турция - особое государство, "оторванное" от своей цивилизации, что обусловлено комплексом причин, прежде всего геополитического характера.
(2) Попытки разорвать традиционное мусульманское понимание о государстве обречены на провал; тем не менее стремление к созданию умеренного типа исламизма свидетельствует [помимо тренда временных уступок] о реформистских тенденциях в нём.
(3) Попытки заменить ислам этатизмом обречены на провал, о чём свидетельствует то, что подъёмы исламизма характерны для экономических, политических и социальных кризисов.
(4) Противостояние двух "полюсов" - светско-военного и исламистского продолжится в дальнейшем, однако, теперь стоит говорить о том, что второй "полюс" постепенно начинает преобладать над первым.
(5) Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией на данном этапе установлен компромисс; равновесие обусловлено особенностями цивилизационного развития Турции, а также демократической дилеммой, стоящей перед западниками.
(6) Разнородность, партийность и классовость, а как следствие и неоднородность и разрозненность турецкого общества, как и столетие назад не преодолены, а даже, пожалуй, больше усугублены.
(7) Несмотря на всё Турция является наиболее спокойным регионом мусульманской цивилизации в плане исламского фундаментализма.
Первый период, период традиционного исламского государства характеризуется следующим:
· Оттоманская империя - военно-теократическо-аристократическая деспотия
· Господствующее течение - суннизм ханифитского толка
· Ислам - господствующая идеология
· Верховный муфтий Порты - шейх-уль-ислам - занимает место наравне с великим везиром, а духовенство - наравне с военной аристократией
· Шариат - основа права
Системный кризис Османской империи, начавшийся, как считается, ещё после смерти Сулеймана Кануни [конец XVI в.], привёл к изменению роли религии в государстве. С одной стороны, она оставалась источником социальной и индивидуальной психологии населения, с другой стала фактором консервативным. В 70-х гг. реформаторский потенциал "сверху" был исчерпан, и ислам руками Абдул Хамида II стал одной из основ зулюма.
Второй период, период панисламизма, характеризуется следующим:
· Сохраняется идеологическое влияние ислама, его внутриполитическая роль
· Акцент с относительной веротерпимости прошлых веков смещается на религиозный фанатизм
· Панисламизм направлен прежде всего на стабилизацию внутриполитической ситуации, нежели на желание создать исламское государство с центром в Стамбуле
· Существование двух разновидностей панисламизма: абдулхамидовского и младотурецкого, на который повлиял один из основоположников панисламистского мировоззрения - Аль-Афгани
· Появление первых идей о секуляризации
При этом важно отметить, что среди младотурок и, тем более, их предшественников - новых османов, не было единства по вопросу об исламе. Намык Кемаль, Ахмед Риза и другие рассматривали ислам прежде всего как реформирующий фактор, постоянно утверждая, что европейцы ошибаются в вопросе о консерватизме ислама. Итогом этого периода стала жёсткая реакция духовенства руками младотурок, которые после переворота 1908 г. уже через год начали панисламистскую, а перед первой мировой войной ещё и пантюркистскую реакцию.
После поражения в первой мировой войне в Турции началась гражданская война, а империя распалась. К власти приходит военная верхушка во главе с Мустафой Кемалем.
В первой половине 20-х гг. XX в. происходит смена цивилизационной парадигмы Турецкого государства: из типично мусульманской цивилизации Турция превращается в цивилизацию евроазиатскую, или евромусульманскую. Кемаль упраздняет сначала султанат, а затем и халифат. Более того, религия конституционно отделяется от государства, а с 1928 г. ислам теряет и своё положение как государственной религии. Тем не менее, ислам не теряет своего общественного значения, особенно в небольших городах и в сельской местности.
Со смертью Ататюрка темпы вестернизации снижаются, а после второй мировой войны начинается постепенный отход от одного из 6 главных принципов [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность] Ататюрка - лаицизма. С 1950 г. и вплоть до настоящего времени политико-религиозные отношения развиваются по волновому принципу:
1950 - 27 мая 1960 гг.: Появление первых происламских партий, рост количества духовных школ имамов-хатибов, период завершается майским военным переворотом под руководством Джемаля Гюрселя. Период реакции фактически завершается в 1962 г. с принятием третьей конституции Турции и возобновлением парламентаризма.
1962 - 12 марта 1971 гг.: Новый подъём исламизма, завершается мягким мартовским военным переворотом. Вновь кратковременный период реакции, который сменяет новый рост исламизма
1971 - 12 сентября 1980 гг.: Начало исламского ренессанса в мусульманской цивилизации. Очередной системный кризис - как политический, так и экономический. Сентябрьский военный переворот 1980 г. под руководством Ахмета Кенана Эврена.
Как образно выразился российский исследователь Данилов, сентябрьский военный переворот "продемонстрировал желание военного руководства в очередной раз спасти "свихнувшуюся" турецкую демократию от гибели"
В 1982 г. принимается ныне действующая конституция Турции, в которой стабильности ради в жертву приносилась демократия участия и парламентарный плюрализм, однако на протяжении 80-х гг. происходит отход от этих принципов, естественно встречаемый ростом исламизма.
Завершением этого макропериода становится микропериод 1995 - 2001 гг., когда у власти постоянно находятся исламисты: Рефах [Партия Благополучия 1995-1998] и Фазилет [Партия Добродетели 1998 - 2001]. Обе эти партии были запрещены Конституционным судом, однако их электорат и партийная верхушка неизменно составляли основу нового партийного исламистского объединения. Растёт и роль террористической ветви исламизма. Свои отделения в Турции имеют Аль-Каида и Хезболлах, не говоря уже о собственно турецких организациях. Существуют данные о планировавшемся уничтожении 11 сентября 2001 г. мавзолея Ататюрка под руководством Метина Каплана, главного, пожалуй, экстремиста из всех турецких исламистов.
Члены запрещённой Фазилет создали в 2001 г. две партии - Саадет [Счастье, лидер - Кутан] и Адалет ве Калкынма [Справедливость и Развитие, лидер - Реджип Эрдоан]. Последняя партия, иначе называемая АК Парти, пришла к власти в 2002 г. и несмотря на противодействие со стороны военных [неудавшийся военный переворот 2008 г.] и конституционного суда [процесс против ПСР] продолжает у неё находиться до настоящего времени, создав успешный образ исламской демократии, который на данном этапе удовлетворяет большинство населения Турции, часть исламистов и - в особенности - США.
Список основных сокращенийАД - Адиль дюзен [см. СЭП]ВНСТ - Великое национальное собрание ТурцииД-8 - Исламская "восьмёрка" - Исламская организация Сотрудничество и РазвитиеДЛП - Демократическая левая партияДП - Демократическая партияЕЭС - Европейское экономическое сообщество [прообраз ЕС]КД - Кёлеси дюзен [см. РЭП]КК - Копенгагенские критерии; или Копенгагенская конституция [сделанная на основе Копенгагенских критериев]КНЕ - Комитет национального единстваКС - Конституционный судМЮСИАД - Общество независимых предпринимателейНРП - Народная республиканская партияОИК - Организация исламская конференцияПБ - Партия благополучия [Рефах]ПВП - Партия верного путиПД - Партия добродетели [Фазилет]ПНДв-I, ПНДв-II - Партия Националистического движенияПНП - Партия национального порядкаПНС - Партия национального спасенияПО - Партия отечестваПСР - Партия справедливости и развитияРЭП - Рабский экономический порядокСДНП - Социал-демократическая народная партияСНБ - Совет национальной безопасностиСЭП - Справедливый экономический порядокТЮСИАД - Общество турецких промышленников и деловых людейСписок использованных источников и литературыИсточники:(1) В Турции арестованы бывшие генералы [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7486000/7486073.stm
(2) В Турции судят подозреваемых в попытке переворота [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7679000/7679956.stm
(3) Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm
(4) Независимая газета. 17.06.1997.
(5) Отложенный переворот [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-21093.html
(6) По подозрению в подготовке переворота в Турции арестованы 24 человека [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-20572.html
(7) Правящая партия Турции отделалась штрафом [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7533000/7533713.stm
(8) Программа ПСР [Электрон. ресурс] URL: http://web.akparti.org.tr
(9) Хрестоматия по новой истории. Второй период. М., 1993
(10) Хрестоматия по новейшей истории. Т. 3. 1945-1961. Ч. 1. М., 1961
(11) Хрестоматия по новой истории. Т. 2. 1815-1870. М., 1965
Литература:(12) Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности на примере Ирана и Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 21-45.
(13) Арабаджян А.З. Относительно т.н. неотделимости ислама от политики // Ислам и политика. М., 2001. С. 143-154.
(14) Бадерхан Ф. Суфийские ордена в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 135-143.
(15) Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в ЕС // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 303-312.
(16) Белокреницкий В. Исламский мир и Россия // Азия и Африка сегодня. 2007. № 5. С. 33-35.
(17) Вертяев К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 81-88.
(18) Весела З. Ислам в Турции в конце 70-х - начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-90-е гг.) М., 1991. С. 137-158.
(19) Гасратян М.А., С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. Очерки истории Турции. М., 1983.
(20) Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 166-173
(21) Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. №4. С. 52-68.
(22) Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция) // Ислам и политика. М., 2001. С. 60-70.
(23) Дулина Н.А. Реформы танзимата и шариат // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 177-181.
(24) Иванова И.И. "Исламский фактор" в политике турецкого руководства после военного переворота 1980 г. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.
(25) Иванова И.И. Ислам в политической жизни Турции (1950-1980) // Зарубежный Восток: Религиозная традиция и современность. М., 1983. С. 130-139.
(26) Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001. С. 7-21.
(27) Источниковедение. М., 2004.
(28) Каддафи М. Турция, Европа и бен Ладены // Азия и Африка сегодня. №4. 2003. С. 33.
(29) Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания. СПб, 2007.
(30) Касаткин Д. Ислам в современном мире // Азия и Африка сегодня. 2006. № 5. С. 76-77.
(31) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209
(32) Киреев Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е гг. // Ислам и политика. М., 2001. С. 154-166.
(33) Киреев Н.Г. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. 2003. №6. С.17-23.
(34) Киреев Н.Г. Новая глава в истории Турции: "Мягкий ислам" у власти. // Ислам на современном Востоке. М., 2004 г. С. 38-56.
(35) Киреев Н.Г. Что в багаже у партии власти "умеренного ислама" // Азия и Африка сегодня. 2004. №4. С. 12-19.
(36) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209
(37) Корицкий А. Турция: новый президент, новый парламент, новое правительство // Азия и Африка сегодня. 2007. №11. С. 3-10.
(38) Кудряшова И.В. Исламская цивилизационная доминанта и современное развитие мусульманских политий // Политическая наука. 2003. №2. С. 87-117.
(39) Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. №1. С. 66-77.
(40) Куртынова Л.Г. Исламистские и националистические элементы в идеологии и деятельности Партии Националистического Движения Турции // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 115-126
(41) Лаптева М.П. Теория и методология истории. Пермь, 2006.
(42) Ли Ю.А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001. С. 340-351.
(43) Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.
(44) Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.
(45) Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.
(46) Миллер А.Ф. 50-летие младотурецкой революции. М., 1958.
(47) Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.
(48) Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Полис. 2002. №1. С. 78-86.
(49) Оган С. Правящая партия и турецко-российские отношения // Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 44-49.
(50) Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.
(51) Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. М., 1971.
(52) Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.
(53) Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 56-71.
(54) Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории. 1995. №8. С. 57-77.
(55) Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции. Баку, 1980.
(56) Старченков Г. Турция: 200 лет модернизации // Азия и Африка сегодня. 2000. №6. С. 25-31.
(57) Ульченко Н.Ю. Ислам, современное государство и современная цивилизация // Восток. 2003. №3. С. 145-151.
(58) Ульченко Н.Ю. МЮСИАД и ТЮСИАД. "Мусульманский" и "светский" варианты развития экономики: Чья возьмёт? // Азия и Африка сегодня. 2006. №9. С. 23-28.
(59) Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 372-385.
(60) Фадеева И.Л. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции // Турция: история, экономика, политика. М., 1984. С. 63-77.
(61) Фадеева И.Л. Ислам и тенденции национализма в идеологии османского общества второй половины XIX в. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.
(62) Фадеева И.Л. Оппозиция в странах Ближнего и Среднего Востока. Статус и цели // Ислам и политика. М., 2001. С. 45-60
(63) Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (Османизм-панисламизм). XIX - нач. XX вв. М., 1980.
(64) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.
(65) Ягудин Б.Б. Ислам в политических процессах и правовых актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 71-81.
ПриложенияПриложение 1Реформы Мустафы Кемаля Ататюрка, связанные с разрушением цивилизационной парадигмы Турецкого государства. По данным Ягудин Б.М. Ислам в политическом процессе и правительственных актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 74-75; кроме отмеченных особо.1 ноября 1922 - Упразднение монархии29 октября 1923 - Учреждение республики3 марта 1923 - Упразднение халифата, шейх-уль-ислама и вакуфов.3 марта 1923 - Закон об образовании [против влияния мусульманского духовенства в образовательной сфере]. Все органы образования объединялись под единым руководством.8 апреля 1924 - Упразднение судов, основанных на шариате20 апреля 1924 - Закон об основах организации [новая Конституция]. В статье 2 ислам объявлялся государственной религией.25 ноября 1925 - Закон о запрещении ношения фески и об обязательном ношении европейских головных уборов.30 ноября 1925 - Закон о ликвидации дервишских орденов.26 декабря 1925 - Закон о введении европейских лето- и времяисчислений.1925 - Закрытие завийе [религиозных обителей] и тюрбе [усыпальницы султанов и шейх-уль-исламов]. Запрещение тарикатов [мистических орденов] и наиболее влиятельных сект.1926 - Эмансипация женщин [в соответствии с ГК].9 апреля 1928 - Поправки в конституции, связанные с исключением статьи об исламе как о государственной религии и религиозных формул присяги.1 ноября 1928 - Реформа алфавита [перевод с арабского на латиницу].Также введены в эксплуатацию ряд европеизированных кодексов [уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, гражданско-процессуальный, торговый и морской]21 июня 1934 года - Закон о фамилиях [Турки-османы не имели фамилий]26 ноября 1934 года - Закон об отмене приставок к именам в виде прозвищ и званий.Приложение 2Динамика увеличения числа религиозных организаций в период после Второй мировой войны и правления Демократической партии [1950-1960]. По данным Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 58.
Год | Количество | Увеличение, % от предыдущего значения | |
1946 | 11 | - | |
1951 | 251 | 2282 | |
1960 | 5104 | 2033 |
Год | Млн. турецких лир | Увеличение, % от предыдущего значения | |
1946 | 1,5 | - | |
1949 | 2,8 | 19 | |
1951 | 7,8 | 28 | |
1959 | 39,3 | 504 |
Год | Количество школ | Увеличение, % от предыдущего значения | Численность студентов | Увеличение, % от предыдущего значения | Численность преподавательского состава | Увеличение, % от предыдущего значения | |
1963 | 45 | - | 9284 | - | 484 | - | |
1973 | 143 | 318 | 36378 | 392 | 1564 | 323 | |
1975 | 173 | 121 | 48900 | 134 | 2152 | 138 | |
1977 | 320 | 185 | 111741 | 229 | 3852 | 179 | |
1978 | 437 | 137 | 134486 | 120 | 4922 | 128 |
Год, месяц | Уволено офицеров, чел. | По обвинению в исламизме, чел. | |
1996, август | 29 | 13 | |
1996, декабрь | 69 | 59 | |
1997, май | 171 | 150 | |
1997, декабрь | 62 | 6655 |