Андроновская культура

Андроновская культура

2

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинский Колледж Строительства и Менеджмента

Доклад на тему:

«Андроновская культура»

Выполнила:

Табуреткина Татьяна

Студентка группы

ОГТК-07-2

Научный руководитель:

Алчинбекова С.А.

Алматы 2008 г.

План доклада

  • Введение 3
    • Глава 1. Общественное устройство андроновских племен 8
    • Глава 2. Хозяйство андроновцев 10
    • Глава 3. Гончарное дело и металлургия андроновских племен 13
    • Глава 4. Мастера андроновской эпохи 16
    • Глава 5. Строительство жилищ 18
    • Глава 6. Религия в эпоху бронзы 20
    • Глава 7. Искусство в эпоху бронзы 23
    • Заключение 27
    • Список использованной литературы 29
Введение

Во II тысячелетии до н.э. в жизни Казахстана, как и других регионов Земли, произошло важное событие: был изобретен способ получения бронзы-сплава меди и олова. Металл стал вытеснять каменные орудия. Это время в истории получило название «бронзовый век». Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии - Андроновская культура. Ее памятники расположены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе. Первый памятник этой культуры был открыт археологом А.Я. Тугариновым в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. Среди ученых идет дискуссия о происхождении андроновской культуры. Главной причиной этой дискуссии является недостаточная изученность памятников предшествующих эпох - неолита и энеолита.

В последние годы у языковедов-тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности племен андроновской и бегазы-дандыбаевской культур.

Начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положили археологи С.А. Теплоухов, К.В. Сальников, М.Л. Грязнов. Археолог К.В. Сальников разработал хронологическую классификацию для андроновской культуры Зауралья, разделив ее на три этапа: федоровский (XVIII-XVI вв. до н. э), алаколъский (XV - XII вв. до н. э) и замараевский (XII-VIII вв. до н. э). Данная классификация получила признание в научной среде и применяется при изучении памятников эпохи степной бронзы во всех регионах распространения андроновской культуры.

Неоценимый вклад в исследование памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане внес академик А.Х. Маргулан. В результате 20 многолетних исследовании ученый определил этот период как переходный от эпохи бронзы к железному веку и ввел в научный обиход термин бегазы-дандыбаевская культура (по месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ г. Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье).

Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.

В районе Жезказгана эти памятники представлены многочисленными горными выработками. Самым крупным памятником является Милыкудук.

Эта огромная территория была заселена племенами эпохи бронзы неравномерно. Наиболее освоенными районами в то время были бассейны рек Нуры, Шерубай-Нуры, Атасу с их многочисленными притоками; межгорные долины Бугулы, Бегазы, Кызыл-Арай, Кент, Каркаралинского, Баянаульского, Кокчетавского горных массивов и др. В Центральном Казахстане к настоящему времени открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников. В своем развитии племена андроновской культуры Центрального Казахстана прошли два последовательных этапа: ранний - нуринский, средний - атасуский (условные названия по рекам Нура и Атасу).

Нуринский этап культуры еще недостаточно изучен, он известен пока лишь по материалам погребальных сооружений. Для древних нуринцев характерен погребальный обряд трупосожжения. Кремация производилась недалеко от сооруженного склепа, затем прах переносился в могилу, а место сожжения заваливалось каменными плитами. Существовал также обряд захоронения усопших. Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из вкопанных вертикально или положенных плашмя в виде каменных ящиков плит. К концу нуринского этапа обряд трупоположения начинает постепенно вытеснять ритуал кремации. Это видно на примере ряда памятников, в частности северо-восточных районов Центрального Казахстана.

Культуру племен нуринского этапа особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геометрические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, параллельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом. В погребениях нуринского времени бронзовых изделий найдено очень мало. Наиболее известными из исследованных могильников являются Вугылы-1 и Аксу-Аюлы-1.

Культура андроновского периода на атасуском этапе является прямым продолжением и развитием культуры ранней бронзы. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением атасуского времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению полупустынь, где люди стали рыть колодцы.

В атасуское время возросли масштабы горных работ, повысились добыча и производство меди и олова, значительно расширилось производство медных и бронзовых орудий труда, предметов быта и украшений. Все найденные орудия и вещи были изготовлены техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования.

Для атасуских андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.

На атасуском этапе преобладают горшки с уступом, отделяющим шейку от плечика, и посуда простой баночной формы, а также переходные формы. Орнамент располагается по трем зонам: венчику, верхней части тулова и у дна. Преобладающим мотивом рисунков на венчике становится цепочка из прямоугольных или равнобедренных треугольников вершинами вверх. Зона у дна украшалась треугольниками вершинами вверх или опоясывающими параллельными линиями.

Памятники атасуского этапа в целом широко представлены в Центральном Казахстане - это группы захоронений Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие в Коунрадском районе, погребальные комплексы долины реки Шерубай-Нура - Басбалдак, Аксу-Аюлы, могильники Елшибек, Беласар на северной окраине Бетпакдалы. Материалы, найденные на этих могильниках, однотипны с материалами Атасу. Поселения обычно располагались в горных ущельях или в защищенных от холодных ветров и суховеев местах, по берегам степных рек и озер.

Группа малых и хозяйственных сооружений (от 10 до 20-30) строилась по кругу с таким расчетом, чтобы в центре имелась открытая внутренняя площадка для скота. Жилище обычно представляло собой полуземлянку, стены которой возводились из камней. О планировке поселений и интерьере жилищ можно судить по раскопкам поселения в долине горной речки Мнибасай, впадающей в Атасу.

Поселение Атасу размещено на возвышенной площадке и представляет собой серию неглубоких западин, по краям которых выступают каменные плиты. Отдельные жилища соединялись узкими, длинными ходами, у каждого находился большой зольник со скоплением в нем золы и костей мелкого рогатого скота. По всем признакам было видно, что древние атасусцы жили здесь очень продолжительное время. На поселении было обнаружено жилище, по всей видимости, мастерская по выплавке меди и два зольника. Жилая полуземлянка имела прямоугольную форму. В ней сохранились два культурных слоя. К северному углу жилища примыкали три небольшие землянки, соединенные коридором. В северо-восточном углу жилища обнаружен очаг из гранитных плит, состоящий из трех специализированных секций. Одна, самая большая ячейка очага обогревала помещение, другая служила для приготовления пищи, третья выполняла роль плавильной печи. У очага лежали слитки меди, медный шлак, обложки каменных и глиняных ячеек тиглей, литейная форма. Здесь находились каменные рудодробильные орудия.

Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э). Племена этой культуры в своем эволюционном развитии прошли три последовательных этапа: переходный, развитый и поздний.

К переходному от атасуского к бегазы-дандыбаевскому этапу относится группа памятников Атасу-Иртыш, в том числе Аксу-Аюлы-2. Он состоит из однотипных земляных курганов, обрамленных по основанию кольцевыми оградами из крупных гранитных плит, вкопанных на ребро. Трупы погребены в вытянутом положении на спине. Появление подобного типа захоронений с обширными внутренними сооружениями свидетельствует о возникновении в период позднего андрона (XIII-XI вв. до н. э) имущественного неравенства.

Глава 1. Общественное устройство андроновских племен

Природно-климатические условия Казахстана, его малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. В это же время племена осваивают добычу руды и изготовление металла. Орудия труда из металла начинают вытеснять каменные орудия. Развиваются ремесла. Происходит разделение труда. Усиливается роль скотоводов, ремесленников и металлолитейщиков.

Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. В многовековую эпоху потребления готовых продуктов природы (охота, собирательство) главную роль в обществе и семья играла женщина. В наступившую эпоху сознательного хозяйствования (разведение скота и возделывание посевов) главным производителем материальных благ становится мужчина. Община могла запасать продукты впрок. Излишки продуктов и товаров теперь можно было обменять.

Постепенно налаживается товарообмен между земледельцами и ремесленниками.

На смену матриархату пришел патриархат (от греч. patriarches - глава рода).

Отцовский род у андроновцев состоял из нескольких семей и охватывал все потомство главы рода. Члены этих семей вели общее хозяйство.

Родство стало развиваться по отцовской линии. Снизилась роль женщин в производстве. Они оказались в зависимом положении.

Скотоводство сыграло важную роль в период перехода общества к патриархальной общине.

Каждый род имел свою территорию и родовое название.

Орудия труда и средства для охоты, домашнее имущество, животные были Общими. Продукты коллективного труда делились поровну.

Все вопросы решало народное собрание. На собрании избирали старейшин рода и снимали их, строго следили за соблюдением родовых обычаев и традиций.

С усовершенствованием орудий труда И развитием хозяйства труд человека стал Производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя.

На смену родовой коллективной собственности пришла семейная собственность.

Происходило накопление излишков гон, развивался товарообмен. Это способствавало зарождению внутри рода имущественного неравенства. В роду появились богатые и бедные семьи. Переход племен к скотоводству порождает семейную, а затем частную собственность. Возникает имущественное неравенство.

В обществе появляются родовые вожди, жрецы и военачальники. Раскопки показали, что в эпоху бронзы знатных людей хоронили с большими почестями: сооружали сложные деревянные конструкции, ставили больше горшков с пищей. В могилах найдены детали колесниц и останки коней много животных, золотые украшения, бронзовые ножи, конское снаряжение, наборы наконечников стрел, а также каменные булавы как принадлежность власти. В богатых андроновских погребениях были похоронены воины, которые уже в то время выделились в ocoбую группу в обществе. Среди рядовых захоронений есть грандиозные к диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м. Вокруг курганов делали двойную или тройную ограду из монументальных плит. Андроновское общество было неоднородным. В древних письменных источниках говорится о жрецах. В жизни андроновцев им отводилось главное место. Они не только совершали культовые обряды, но и хранили древние традиции и знания. Захоронения жрецов можно обнаружить по характерным признакам: деревянным ритуальным чашам и особым шапкам. Колесница - это древняя двух - или четырёхколёсная повозка. В колесницу впрягали одну или несколько лошадей. Управлял колесницей возничий. Внутри находились воины (метатели копий или лучники). Иногда к колесам крепили большие ножи. При движении они наносили увечья противнику. Во время празднеств на колесницах выезжали вожди и военачальники.

Глава 2. Хозяйство андроновцев

Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт - молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.

Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.

На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.

Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.

На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.

Андроновцы практически не держали свиней.

Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.

В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане - во II тысячелетии до н.э.

Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.

Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.

При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.

Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.

Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.

Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.

Растительная пища не являлась основным продуктом

питания, а служила добавлением к молоку и мясу.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.

Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.

Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.

Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, Q мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была разпичной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50км.

Летом на богатых растительностью по альпийских лугах скот набирал

И осенью табуны перегоняли в

предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В

Западном Казахстане путь до летних

Пастбищ тянулся на сотни километров,

пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного появилось яйлажное

скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. . Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем - в третий и т.д.

Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.

Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Глава 3. Гончарное дело и металлургия андроновских племен

В Индии, Иране, Афганистане, Средней Азии посуду в эпоху бронзы изготавливали на гончарном круге специальные мастера-ремесленники. Появилось разделение труда. А в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала для себя свою собственную посуду. Женщины сами заготавливали глину, лепили из нее горшки. Украшали их и обжигали на костре или в ямах, выложенных камнем.

Керамические изделия широко использовались в хозяйстве. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы.

Для каждого периода характерен определенный тип посуды. На раннем этапе эпохи бронзы изготавливали горшки одного размера.

Древние мастерицы украшали горшки

орнаментом: треугольниками, линиями, различными их сочетаниями с помощью гребенчатого штампа (специальное приспособление в виде гребёнки). Орнамент наносился только в верхней части горшка.

На следующем этапе эпохи бронзы появляются новые виды посуды: горшки и сосуды баночной формы. Меняется и орнамент.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать