Андроновская культура
ырабатывается определенное расположение узоров. Венчик горшка украшают цепочкой треугольников вершинами вверх. Иногда есть вторая цепочка из треугольников вершинами вниз. Нередко треугольники заменяются ромбами и ломаными линиями.

В поздний период появляются горшки шаровидной формы с прямым венчиком. Изменяется рисунок орнамента, его расположение и техника нанесения.

Андроновские гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл.

Налепной поясок-валик символизировал наполняемость сосуда (зерном, водой, молоком), налепные шишечки изображали сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи.

Посуду готовили вручную. Сначала делали дно, к нему лепили кольцо гулом кольцо плечика и кольцо венчика. При такой технике лепки образовывалось ребро - уступ, являющееся характерным признаком андроновской культуры.

Отдельные элементы орнамента андроновской керамики можно увидеть, в современном казахском прикладном искусстве.

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в Центральном и Восточном Казахстане, в горах Атасу и Каратау, в Нарымском хребте и Тарбагатае, в Степняке, Акджале, Баладжале.

Изучая эти месторождения, геологи обнаружили, что их разработка велась еще за 4 - 3 тысячи лет до наших дней.

Горное дело и древняя металлургия в эпоху бронзы были широко распространены на территории Казахстана и играли важную роль и хозяйстве андроновских племен.

Древние рудокопы и металлурги имели свои методы нахождения и разработки месторождений, а также получения металла.

Они закладывали выработки, таким образом определяли места залежей руды. Добывали руду только с богатым содержанием меди и олова.

В распоряжении древнего горняка было много всевозможных орудий труда: каменный молот и отбойник, предназначенные для ломки породы; ступка; пест; колотушка; терка; бронзовое кайло; деревянная и костяная лопата и клинья; рудодробилка. В эпоху бронзы Казахстан становится одним из центров древней металлургии.

Из полученного металла изготавливали орудия труда, оружие, ювелирные украшения.

Орнамент (от латинского ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. У каждого народа существуют свои виды орнамента, присущие только ему. Современные казахские мастера применяют свои разновидности орнамента. Их насчитывается около 200 видов. Это:

Многие из них созданы на основе орнамента мастером древности. Например архар муйіз - рог архара, терт ??ла? - крестовина, т?йе табан - верблюжий след, ??с ?анаты - птичье крыло и др.

Шли века, происходили различные события. Люди уже научились возделывать землю, стали выращивать просо, пшеницу, рожь. Человек приручил и некоторых животных: лошадь, овцу, корову.

Одни люди стали земледельцами, другие скотоводами. В это же время человек сделал еще одно замечательное открытие: он научился получать бронзу (силам меди и олома). Вместо КІ каменных орудий появились изделия из металла.

Это время (II - I тысячелетие до н. э) ученые назвали «эпоха бронзы», или «бронзовый век».

Глава 4. Мастера андроновской эпохи

В андроновской семье могли делать всё необходимое для жизни: прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, украшать их узорами из цветных нитей, аппликацией и бисером. Уже использовали ткацкий станок и веретено. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, а также из растений: конопли, дикого льна, крапивы. Из ниток делали ткани, вязали и плели. Судя по археологическим находкам, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков. И мужчины, и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду шили из шерстяных тканей, застегивали се на костяные пуговицы.

Одежда женщины состояла из длинного шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшали ряды бронзовых бусинок.

Юбки спереди расшивали полосами белых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшали стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани красили в ярко-красные и фиолетовые цвета.

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв. до н. э). Эти украшения немногочисленны и найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Их изготавливали из медной проволоки и покрывали листовым золотом.

Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Некоторые золотые изделия украшены геометрическим рисунком. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки отличаются высоким совершенством.

Женщины андроновского племени носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и сверкали перстни.

Женщины и мужчины носили в качестве амулета клыки диких животных, раковины с побережий Аральского и Каспийского морей. Они должны были оберегать их от злых сил.

Тяга к прекрасному всегда была характерна для человека. Он не только украшал себя и свою одежду, но и необходимые в быту вещи делал так, что они превращались в произведения искусства.

На реке Нура археологи нашли каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Мужчина имел длинный с легкой горбинкой нос с широкими ноздрями, узкий лоб с высокими надбровьями, тонкие губы, крупные уши, небольшие усы и бородку.

Для этого времени на территории Казахстана был характерен европеоидный антропологический тип человека.

Среди многочисленных предметов, найденных при раскопках памятников андроновского периода, встречаются изящные изделия из кости. Мастера того времени были прекрасными косторезами. Они оставили после себя фигурки ритуального назначения, украшения, орудия труда и оружие из кости. Некоторые из них уникальны.

Ремесленники Казахстана эпохи бронзы достигли высокого мастерства в изготовлении металлических, каменных, костяных изделий и ювелирных украшений.

Зергеры - это мастера-ювелиры. С древнейших времен они искусно изготавливали украшения из металла и драгоценных камней. И сегодня казахские зергеры создают великолепные изделия из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Они выполняют очень тонкую работу и делают ожерелья (алка), подвески для кос (шолпы), браслеты и серьги, кольца и украшения головных уборов и поясов.

Глава 5. Строительство жилищ

В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни поселений древних скотоводов и рудокопов. Большинство из них (II-I тыс. до н. э) состояли из одного-двух

десятков землянок и полуземлянок прямоугольной и овальной формы. Для постройки жилищ древние люди копали каменными, роговыми либо бронзовыми мотыгами и кирками яму глубиной от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края землянки, защищая ее тем самым от влаги и сильных степных ветров. В лесостепных районах для строительства жилищ использовали дерево. Им укрепляли стены, делали опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева служил каменьплитняк. Им облицовывали и стены.

В Центральном Казахстане в XII - IX вв. до н.э. (в эпоху поздней бронзы) строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы. В каждом таком доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений родственников.

Для обогрева комнат и приготовления пищи в доме делали очаги. В качестве топлива использовали дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо па полу разводили большой костер из толстых бревен.

Низкая часть дома служила сараем для содержания скота зимой. Иногда два жилища объединяли коридором и образовывали единый жилой комплекс.

Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районов и существовали в течение многих столетий.

Изучая андроновское жилище, ученые нашли разгадку происхождения юрты.

Юрта - это удивительное по своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Её происхождение давно интересовало ученых. Прежде считали, что юрта могла появиться как подражание бедуинскому шатру, сибирскому чуму или шалашу.

Однако при раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы в слоях XII - IX вв. до н.э. археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым.

Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев.

Ученые хорошо исследовали поселение Аркаим. Его можно назвать древним городом. Аркаим огорожен двумя кольцами (валами) оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутри - центральная площадь.

В город можно было въехать с четырех сторон. Ворота располагались на западе, северо-западе, востоке и юго-востоке. Главный вход находился на западе. Сейчас виден только разрыв в стене.

Каждому входу соответствуют улицы. Они пересекали поселок и сходились на центральной площади (размером 25x25 м).

Жилища Аркаима имели прямоугольную форму размером 10x30 м.

и более раскопаны

Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города.

Это, во-первых, развитая система укреплений.

Во-вторых, наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение.

В-третьих, вся территория поселения делится на несколько зон: жилую, рабочую, общественную.

В каждой из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление религиозных обрядов, либо проведение общественных собраний.

Такие поселения выполняли роль городских центров. Они обеспечивали себя и расположенные рядом села изделиями из металла и керамики. Здесь жили многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары.

Рядом с древними городами возникали храмовые комплексы. Мастера-ремесленники создавали различные каменные скульптуры, которые изображали древних богов. Им поклонялись отдельные роды и семьи.

Скульптуры хранили в тайниках и приносили в храмы лишь во время религиозных празднеств.

Интересной находкой на поселениях этого времени являются глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Эти знаки, вероятно, относятся к самому началу появления письменности и характеризуют высокий уровень развития общества.

Глава 6. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых... Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

Глава 7. Искусство в эпоху бронзы

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления.

Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.

Обряды совершались в специальных местах: святилищах, в горных ущельях, у священных родников и речек.

В эпоху бронзы на камнях этих святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

На гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения. Это были животные, солнцеликие люди, колесницы, сцены сражений. Эти рисунки - ценнейший источник информации о духовной муре человека, о его мировоззрении. Казахстан - одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов.

Археологи тщательно изучили рисунки в Тамгалы, Ешкиольмесе, Каратау, Маймаке, Тарбагатае, Букентау. Эти рисунки стали достоянием мировой культуры.

Крупнейшим памятником наскальных рисунков является район Семиречья (Тамгалы).

Наскальные рисунки Тамгалы включены в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Первые петроглифы появились еще в каменном веке.

Изображение дикого тура (быка) с гнутыми или вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами - одно из наиболее распространенных на скалах Казахстана.

Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также с символом могущества и силы. В мифах о сотворении Вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом - Митрой. Митра сравнивается и отож дествляется с быком.

В горах Ешкиольмес найден рисунок, на котором изображено антропоморфное существо. Это Митра. Он стоит на быке, его голова окружена лучами солнца.

В некоторых святилищах древние художники изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре.

В урочище Тамгалы, например, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары.

Все они исполняют ритуальный танец: хоровод - это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светил на небе.

Эти рисунки говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди знали о строении Вселенной, интересовались происхождением мира и взаимодействием космических тел. Излюбленным рисунком эпохи бронзы был двугорбый верблюд - бактриан. Его изображали неподвижным. Во многих сценах он занимает центральное место. Двугорбый верблюд был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «обладает наибольшей силой, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау их насчитывается 49, есть они в Тамгалы, в горах Ешкиольмес. В основном, это легкие двухко-іесиые охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. В древности существовал миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах разъезжают по небу все высшие Боги.

К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами, луками. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица - это священное и грозное оружие. Среди рисунков встречаются сцены пехоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади или козлы. За плугом идет человек. Эти сцены

Отображают празднование Нового года, связанного с весенним равноденствием, с праздником обновления природы, с плодородием.

Проведение первой борозды являлось важной частью праздника. Это должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, и поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю Йиме «золотой плуг», чтобы он распахал обширную землю.

В измененном виде древние представления сохранились у казахов и других народов Казахстана.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производство металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к перемещению племен в поисках новых

Культурные и экономические связи племен эпохи бронзы со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры.

Монументальные некрополи Казахстана, высококачественная богато украшенная керамика, многочисленные клады предметов бронзо-литейного искусства, мифология и петроглифы демонстрируют вершину культурно-хозяйственных достижений и в то же время рубеж, за которым наступает полоса экономического упадка племен бронзового века.

Заключение

По аpхеологическим матеpиалам хоpошо известна культуpная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андpоновского типа. Пpогpесс общества эпохи бpонзы обусловлен двумя фактоpами. Одним из них, опpеделяющим новую эпоху, было пpоизводственное полиметаллов.

В сеpедине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели пpоизводством бpонзовых изделий. Бpонза пpедставляет собой сплав меди, олова, иногда суpьмы, мышьяка, свинца в pазличных пpопоpциях в зависимости от назначения изделия.

По сpавнению с медью она имеет pяд пpеимуществ: отличается твеpдостью, низкой темпеpатуpой плавления, кpасивым золотистым цветом. Бpонза становится основным сыpьем для изготовления оpудий тpуда и оpужия. Hедpа Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные pуды), это явилось одной из пpичин возникновения на этой теppитоpии могущественного очага металлуpгии.

Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства - кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в разной природной среде.

К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и в конечном счете уменьшения общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствии этого в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения - колодцы.

Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древненего скотоводства и увеличение влияния культуры казахских степных племен.

Существенные изменения пpоисходят в общественном стpое и семейно-бpачных отношениях населения. Быстpое pазвитие скотоводства и металлуpгии, этих двух главных напpавлений экономики эпохи бpонзы, тpебовали пpежде всего мужского тpуда, что пpивело к усилению pоли мужчины в обществе и в конечном счете к смене матеpинского pода отцовским (патpиаpхатом).

Естественно, с pостом пpоизводственных сил, усиливающейся специализацией общественного тpуда, pазвитием патpиаpхальных отношений были связаны кpупные изменения в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, pасшиpение семейной собственности, pастет имущественное неpавенство внутpи pодовой общины.

Список использованной литературы

К.М. Байпаков, М.Е. Дикань «История Древнего Казахстана»

С. Жолдасбаев, С. Бакенов «История Казахстана»

Б.Е. Кумеков «История Казахстана: Бронзовый век»

«Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» издательство «Махаон»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях