Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке

Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке

Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке

Е.Н. Бабич

Введение

Ислам - это не только религия, он представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того -- основу целой цивилизации. Предписания ислама пронизывают жизнь мусульманина от рождения до самой смерти, во многом определяя его социальное поведение. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру -- а его жизнеспособность продиктована
мощной религиозно-культурной традицией.

В наши дни последователи религии ислама проживают почти во всех странах мира, мусульманские общины объединяют более 1,3 млрд человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

С момента зарождения ислама в VII веке и его победоносного шествия в Средние века быть мусульманином означало -- принадлежать к цивилизации победителей: мусульманская империя простиралась от Испании на западе до Индии на востоке. Тогда в мусульманском мире зародились представления об особом предназначении ислама, о непосредственной связи между религией и успехами в мировых делах. Однако события Нового времени -- начиная с покорения Египта Наполеоном в 1798 году и последовавшие затем европейские колониальные завоевания, вынудившие мусульман жить под европейским правлением, -- привели к утрате исламом своих позиций и стали для исповедовавших эту религию болезненным шоком.

В свою очередь мусульманский мир, да и сам ислам, более чем какой-либо другой религиозно-культурный ареал, всегда притягивал к себе внимание западного мирового сообщества. И это не удивительно, если учесть как геополитическую значимость мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока, Персидского (или, как его называют арабы, Арабского) залива, так и наличие на их территориях огромных запасов нефти. Можно поэтому предположить, что Запад, стремящийся к сохранению стабильности, а точнее - управляемости, в этих жизненно важных регионах, интересовался исламом чисто прагматически - как фактором влияния на общественную жизнь.

Мир ислама начал активно модернизироваться в ХХ в., хотя единую исходную точку этого процесса установить невозможно, поскольку никакой единой исламской нации так и не сформировалось. Есть множество отдельных государств, не являющихся к тому же едиными даже этнически (мусульмане -- это арабы, тюрки и др. этносы). При этом нет ни одной страны, достаточно сильной для того, чтобы доминировать хотя бы в своем собственном мире.

Помимо государств с различными формами правления, государственного устройства и политическими режимами, исламский мир представлен и другими субъектами, принимающими активное участие в международной политике. Среди них народы, не имеющие собственной государственности, но прилагающие усилия к ее получению (например, курды, палестинцы и т.д.); международные организации, призванные обеспечить региональную стабильность и координацию действий в системе межгосударственных отношений (Лига арабских государств, Организация «Исламская конференция»); международные негосударственные организации (Лига исламского мира, Народный исламский конгресс и др.); многочисленные неправительственные религиозно-политические организации.

Все многообразие субъектов исламского действия и образует так называемый исламский фактор, под которым в отечественной и зарубежной литературе принято понимать совокупность догм и практики ислама, прямо или косвенно оказывающих воздействие на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь отдельной страны, группы стран и даже регионов. Его влияние в современном мире неуклонно усиливается.

Более того, просматривается альтернативность всей системы международных организаций исламского мира и норм, которыми они руководствуются, по отношению к так называемой западной, т.е. заведомо неорганичной для исламских государств системе международного права и международных отношений. Не случаен тот факт, что поводом для возникновения Организации «Исламская конференция» стало одно из проявлений неразрешимости с использованием традиционного международного права и существующих международных инструментов «проблемы Иерусалима» в желательном для арабских государств духе.

Уже почти столетие на Ближнем Востоке длится противостояние арабов и евреев. Этот конфликт - один из самых длительных и сложных по своей структуре. Западные средства массовой информации для изображения «исламской угрозы» чаще всего используют кадры, снятые в Палестинской Автономии - толпы арабов, выкрикивающих антиизраильские лозунги, их зеленые повязки и воздетые руки - лучшая, с точки зрения журналистов, иллюстрация воинственности и фанатичности мусульман. Именно так обывательское сознание т.н. христианских стран Запада трактует понятие исламизма.

На примере Палестины, ее истории и современности, наиболее ярко проявляется исламский фактор в политике - исламизм, т.е. политический ислам, включающий в себя не только религию и образ жизни, но и выработку концепций государства и общества, кристаллизацию арабского национализма и религиозного фундаментализма.

Вообще термины «исламский фундаментализм» и «исламский терроризм» можно признать крайне неудачными, а в связи с их негативным смыслом, их применение в западной науке мешает более объективному восприятию ислама.

Когда мы говорим о «мусульманских фундаменталистах», то имеем в виду многочисленные исламские организации, апеллирующие к изначальным исламским ценностям и живущие надеждой на возвращение «золотого века ислама». Есть мнение, что исламский фундаментализм скорее политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию. Фундаментами ислама как религии являются Коран и Сунна, на которые должны ориентироваться и которым должны следовать все мусульмане без исключения, т.к. ислам, в отличие от других религий, регулирует практически все аспекты жизни человека и общества, и образует свою правовую систему. Таким образом, любого практикующего мусульманина можно назвать фундаменталистом и, в принципе, он таким и является. В то же время, это совсем не подразумевает (а наоборот, должно по определению исключать) занятие терроризмом.

Но в последнее время этот термин приобрел негативный характер и связан с тем, что его постоянно отождествляют с крайней формой проявления фундаментализма - экстремизмом. Исламский экстремизм используется различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти.

Термин «исламский терроризм» также должен применяться осторожно. Не стоит относить каждого исламского радикала к террористу. Говоря об «исламском терроризме» необходимо и говорить об американском следе в становлении данных течений.

Трудно не согласиться с аргументами А.А. Игнатенко, когда он заявляет о радикализации политического ислама как альтернативе «полевению» арабского мира.

Немалую роль в политизации ислама и радикализации исламистских групп сыграла и израильская агрессия против Палестины, которая породила ХАМАС, шиитский «Хезболла» и другие военизированные группировки, которые отнесены к разряду «исламских террористов», но, по сути, являются анти-израильскими (анти-сионистскими) организациями.

Актуальность избранной темы определяется тем, что ближневосточный конфликт занимает значимое место в международных отношениях, на протяжении его длительной истории сталкивались интересы не только палестинцев и израильтян, но и различных региональных и глобальных игроков, поддерживавших ту или иную сторону конфликта и оказывавших влияние на ход событий, в том числе и на мирный процесс.

Исследование проблемы становления палестинской государственности в контексте исторических изменений и эволюции ислама позволяет наиболее объективно рассмотреть позиции сторон и выявить препятствия на пути к разрешению ближневосточного конфликта, что возможно только при правильной оценке места и роли идеи создания независимого государства в палестинском национальном движении.

Целью данной дипломной работы являлось намерение проследить роль исламского фактора в палестинском конфликте, а именно: постепенный переход от мирного сосуществования арабов и евреев в рамках традиционного уклада Османской империи к открытой вражде, вызванной сионистской иммиграцией, а затем и к взаимному террору и войнам на землях Палестины.

Показать роль ислама как консолидирующего фактора, объединившего разрозненные арабские племена для противостояния колонизаторской политике, а также дать обзор методов и форм, которые были выработаны и используются исламской цивилизацией Ближнего Востока для достижения политических целей.

Задачами работы являлось:

1) показать генезис современных проблем, имеющих глубокие исторические корни, описать ситуацию в Палестине накануне возникновения конфликта;

2) проследить эволюцию национально-освободительного движения арабов Палестины и определить исламский фактор как главенствующий в деле самоидентификации арабского населения в период распада колониальной политической системы в мире;

3) дать очерк современного состояния ближневосточной проблемы на основе аналитических материалов о деятельности ХАМАС, ФАТХ и других организаций палестинского сопротивления.

Объектом исследования являются все формы палестинского национального движения (все партии Палестины направленные на создание национального государства).

Предметом исследования стали все проявления исламского фактора в рамках палестинского национального движения (многочисленные исламистские организации как возникшие еще в эпоху Османской империи, так и более поздние - возглавлявшие антиколониальное движение после мировых войн, и, собственно, палестинские организации, действующие в современной обстановке).

Разумеется, научная литература по тем или иным аспектам ближневосточного конфликта составляет огромный корпус, освоить который одному человеку не под силу. Обзор некоторой части этой литературы позволяет сделать выводы о том, что многие вопросы правового и этического характера остаются открытыми, а к проблеме до сих пор не существует объективных подходов. Ведь переселение целого народа в отнюдь не безлюдную до этого страну - беспрецедентное явление в современной истории.

Для написания данной работы был проанализирован корпус доступных документальных источников по проблеме, изучены основные труды отечественных и иностранных ученых-востоковедов и научные публикации, посвященные отдельным аспектам конфликта, в том числе - размещаемые в сети Интернет, на официальных сайтах научных учреждений.

Источники, которые использовались в данной работе можно разделить на две группы: это непосредственно документы по палестинской проблеме (документы международных организаций и конференций, касавшихся палестинской проблемы, а также мемуары современников Перес Ш. Новый Средний Восток.-М.: 1993; Садат А. В поисках себя. - Каир, 1978 описываемых событий - Ш. Переса, А. Садата, которые дали свое видение и свою оценку происходивших встреч и принимаемых решений.

Основным источником работы явился сборник «Истоки и история проблемы Палестины», составленный Отделом по делам палестинцев Секретариата Организации Объединенных Наций для Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и под его руководством в соответствии с резолюцией 32/40 В Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1977 года.

Литература, использованная для освещения отдельных аспектов проблемы, делится на несколько условных групп:

- к первой относятся труды отечественных и зарубежных ученых Boer T. The History of Philosophy in Islam. L., 1933; N.Y., 1967; Gardet L.L'Islam. P.,1968.; Nazih Ayubi. Political Islam: Religion and Politics in the Arab World. L.: Routledge, 1991; Roy.О. The Failure of Political Islam. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1994; Roy O. Genealogie de l'islamisme. Hachette, 1995; Emanuel Sivan. Radical Islam. New Haven. Yale University Press, 1985., посвященные исламу и его цивилизующей и объединяющей роли на территории Палестины (в работе использованы публикации таких видных отечественных востоковедов как А.Ф. Миллер, Е.М. Примаков, А.А. Игнатенко и др., ставшая классической книга Анри Массэ «Ислам», а также энциклопедические и учебные издания) Массэ, Анри. Ислам. Очерк истории / Пер. с фр. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. - 226 с.; Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 278 с.; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока // Религии мира. История и современность. - Ежегодник 1982. М.: 1982.; Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока // Вопросы философии. - 1980. - № 8.- c.61-84.; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М., 1985; Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). - М., Высшая школа, 1983; Иванов Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества) // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1986; Ислам. Религия, общество, государство. М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1984; «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-е - первая половина 80-х годов). М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1987; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - АН СССР. Институт востоковедения. - М., 1988; Медведко Л. Ислам и освободительные революции // Новое время, 1979, №43. С.18-21; Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. - М.: Международные отношения, 1982; Полонская Л.Р. Религия в современной общественно-политической борьбе // Зарубежный Восток и современность. - Т.З. - М., 1981; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М., 1982; Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978; Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-312 с.

Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока // Религии мира. История и современность. - Ежегодник 1982. М., 1982; Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока // Вопросы философии. - 1980. - № 8.- С. 61-84; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1984; Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, "Крафт+", 2001.,

- вторую группу представляют работы общего плана по Палестине и палестинской проблеме, а также описания самой Палестины, не потерявшие своей актуальности для исторической реконструкции вследствие добротной фиксации экономических, географических и политических реалий, - следует назвать, прежде всего, труд К.М. Базили «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях», а также краеведческий очерк сиониста И. Белькинда «Современная Палестина в физико-этнографическом и политическом отношениях» . Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Ч. I. - СПб.: 1875. - 408 с.; Белькинд И. Современная Палестина в физико-этнографическом и политическом отношениях. По поручению Комитета «Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. - Одесса.: 1903. - 276 с.; Щевелев С.С. Палестинский аспект Ближневосточного конфликта (1947 - 2005 гг.). - Востоковедчиский сборник. Выпуск I. Симферополь.-М.: 1985.-150 с.; Пырлин Е. Д. Сто лет противоборства.- М.: 2009; Примаков Е.М. Проблема Палестины в ХХ в.: истоки, эволюция, перспективы // Палестинский Сборник. - Вып. 27. - Л.: Наука, 1981. - с. 3 -22; Поляков К.И., Хасянов А.Ж. Палестина: перспективы независимости и проблема лидерства // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: 2000. - c. 146 - 152;Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М.: 1978;Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М.: 1982; Ланда Р.Г. Освободительная борьба народов Палестины. // Народы Азии и Африки. 1976. No.1. С. 25; Дмитриев Е., Ладейкин В. Путь к миру на Ближнем Востоке.- М.: 1974.-247 с.Дмитриев Е. Палестинский узел: К вопросу об урегулировании палестинской проблемы.-М.: 1978.-301 с.Дмитриев Е. Палестинская трагедия.- М.: Международные отношения, 1986.-156 с.Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика / Отв. ред. Ю.Г.Волков - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001. - 80 с.Симферополь - Москва: Издательство МЦСПИ, 2005. 184 с;Эпштейн А.Д. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. -М.: ИБВ. 2005; Щевелев С.С. Палестинская проблема и Палестинское движение сопротивления (1947 -2001). Курс лекций. - Симферополь. - М.: "Пармекс". -172 с; Сэвэр Н. Сионистская колонизация Палестины в 1918-1939 гг.- М.: 1983. №10.-85 с; Тарасов П.К.Позиции Великобритании и Соединенных Штатов Америки в палестинском вопросе в годы Второй мировой войны/

- в третьей группе, объединены статьи и публикации по отдельным практическим вопросам или характерным проявлениям исследуемой темы Porath J. The emergence of the Palestinian-Arab national movement .- London, 1974; Stein Georg. Die Palastinenser Unterdruckung. Widerstand eines entrechteten Volkes.- Koln, 1988; Khaled Hroub. Hamas: Political Thought and Practice. Institute for Palestine Studies, University of Cambridge, 2000; Соколов Д. Палестинская трагедия и истоки палестинского движения сопротивления (1917 - 1949 гг.) // Палестинский Сборник. - Вып. 26. - Л.: Наука, 1978. - с. 3 - 21; Пахомов Н.М. Европейский Экономический союз и Организация Освобождения Палестины: некоторые проблемы истории взаимоотношений // Проблемы истории и творческое наследие профессора Н.П. Соколова. - Мат-лы межвузовской конф-ции. - Н.-Новгород: Изд-во Нижегородского гос.ун-та, 1998. - С. 242-243; Носенко В.И. Деятельность сионистов в Палестине и арабское национально-освободительное движение в период между двумя мировыми войнами.-М.: 1977; Мартынкин А. В."Ассоциация Братьев-мусульман" и ее влияние на развитие исламского экстремизма (1928 - 1999 гг. ) : По арабским источникам : Дис. канд. ист. наук : 07.00.03 Севастополь, 2001; Коннер В.В. Деятельность Арабского Палестинского Конгресса в 20-е годы ХХ в. // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного; Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: 1988. - 206 с; Звягельская И. Религиозный фактор в палестино-израильском конфликте //Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007, с. 153-174; Барковский Л.А. Генезис руководства национально-освободительным движением арабов Палестины в 1920-1935 гг./ Актуальные проблемы идеологии и культуры стран Востока. М.: 1982.-173 c.; Ахмедов В.М. Ливанская  "ХЕЗБОЛЛА" как «центр силы» на Ближнем Востоке.// Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке (сборник статей). М.: 2001. - c. 11-33; Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в палестинском национально-освободительном движении // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: 2000. - с. 5 -17..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать