Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке
Глава II. Образование государства Израиль. Исламский фактор в палестинском движении в период с 1948 по 1986

2.1 Создание государства Израиль. Начальный этап арабо-израильского противостояния

Первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций начала свою работу по рассмотрению вопроса о Палестине 28 апреля 1947 года.

Арабские страны (Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия и Сирия) представили широкую аргументацию в поддержку своей просьбы о проведения прений по существу вопроса о независимости Палестины и включении в повестку дня дополнительного пункта, озаглавленного: «Прекращение мандата на Палестину и объявление ее независимости». Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, первая специальная сессия, пленарные  заседания, General Series, документ А/287-А/291 (цит. по http://huwu.org/russian/peace/palestine/book/03-1.shtml#notes) В Секретариат поступили также просьбы от Еврейского агентства в Палестине, а также от других сионистских и еврейских организаций о заслушивании их Ассамблеей. Оба вопроса были переданы Генеральному комитету. В условиях отрицательной позиции большинства постоянных членов стало очевидно, что пункт, предложенный арабскими странами, не будет принят. И более того, Генеральная Ассамблея поручила Первому комитету принять просьбу Еврейского агентства о рассмотрении своего дела, наравне с просьбой палестинцев, на что был немедленно заявлен протест телеграммой из Палестины: «…Это не отвечает положению и правам арабов в Палестине и не соответствует принципам справедливости и демократии. Хотя делегация палестинских арабов не может поверить, чтобы таково было намерение уважаемых членов Генеральной Ассамблеи, однако сам факт и последствия резолюции таковы, что палестинская арабская делегация, оставляя за собой право занять в будущем ту или иную позицию, не находит иного выхода, как взять назад свою просьбу быть выслушанной. В то же время мы желаем заявить во всеуслышание перед Объединенными Нациями, что арабы никогда не признавали и никогда не признают мандат на Палестину или какой-либо акт или орган, имеющих своим основанием этот мандат». Там же, Первый комитет, том III, 46-е заседание, стр. 4, документ А/С.1/145. Протест палестинцев был направлен против международного признания Еврейского агентства Ассамблеей, аналогичного признанию его Лигой Наций. Арабские государства также выступили с протестом, и вопрос был урегулирован Первым комитетом, рекомендовавшим Ассамблее резолюцию, гласящую: «... решение Первого комитета заслушать Высший Арабский Комитет правильно истолковывает намерение Ассамблеи». После этого Высший Арабский Комитет принял решение выступить в Первом комитете. Однако позже, при обсуждении состав и полномочий Специальной комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам Палестины атмосфера вновь накалилась, и в середине июня 1947 года палестинское руководство в Высшем Арабском Комитете приняло решение воздержаться от сотрудничества со Специальной комиссией: «... Высший арабский комитет Палестины желает сообщить Организации Объединенных Наций, что после тщательного изучения прений и обстоятельств, на основании которых была образована Комиссия для установления фактов в Палестине, и дискуссий, приведших к установлению ее круга ведения, он решил, что палестинские арабы воздержатся от сотрудничества и откажутся предстать перед данной Комиссией на основании следующих главных причин: во-первых, это отказ Организации Объединенных Наций принять логический курс о включении в повестку дня специальной сессии Организации Объединенных Наций и в круг ведения вопроса о прекращении действия мандата и объявлении независимости; во-вторых, отказ отделить проблему еврейских беженцев со всего мира от проблемы Палестины; в-третьих, замена интересов жителей Палестины включением всемирных религиозных интересов, хотя они не являются объектом спора; кроме того, естественные права палестинских арабов сами по себе очевидны и не могут продолжать быть объектом расследования, но заслуживают быть признанными на основе принципов Устава Организации Объединенных Наций». Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, вторая сессия. Дополнение №11. документ А/364  (Доклад Специальной комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам Палестины), том II, стр. 5. (цит. по http://huwu.org/russian/peace/palestine/book/03-2.shtml#notes)

Председатель Специальной комиссии обратился к палестинскому руководству Высшего Арабского Комитета с призывом о сотрудничестве, однако Комитет не изменил своего решения воздержаться от сотрудничества. В процессе работы, ознакомившись с позицией сионистов, а также с мнениями правительства Великобритании, Специальная комиссия вновь призвала представителей палестинцев и арабов изложить свои аргументы. Высший арабский комитет Палестины вновь заявил о своем отказе выступать в Специальной комиссии, отметив, что он изложит позицию палестинцев на Генеральной Ассамблее. Государства -- члены Арабской лиги также вновь озвучили свои основные положения: «... Посторонние люди не могут решать судьбы Палестины. Это противоречит Уставу. Судьбы Палестины будет решать народ Палестины... Сионизм не имеет законных прав на Палестину». Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, вторая сессия. Дополнение №11. документ А/364  (Доклад Специальной комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам Палестины), том IV, стр. 45, 47, 63. Результаты Специальной комиссии были рассмотрены на второй сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 1947 г., где также обсуждалась дальнейшая судьба Палестины.

Палестина вновь стояла перед лицом исторического решения, касающегося ее будущего, аналогичного решению Лиги Наций, в соответствии с которым она стала подмандатной территорией. Теперь вопрос имел еще большее значение, поскольку сводился к следующему: получит ли Палестина независимость как объединенное образование или это будет достигнуто лишь путем раздела. По этому вопросу в Организации Объединенных Наций имели место длительные и горячие прения. В ходе которых государства, выступавшие в поддержку плана раздела, утверждали, что он является наиболее приемлемым решением, учитывающим реальное политическое положение в Палестине и проблему еврейских беженцев в Европе, подчеркивая, что они не видят альтернативы этому плану. Государства, выступавшие против раздела Палестины, оспаривали правовую компетенцию Организации Объединенных Наций в отношении принятия такой решительной меры, утверждая, что такой шаг явился бы нарушением принципа самоопределения и отказом применить этот принцип в отношении палестинского народа.

29 ноября 1947 года вопрос о разделе был, наконец, поставлен на голосование. За резолюцию Генеральной Ассамблеи о разделе Палестины, известную как Резолюция 181 (II) проголосовали 33 члена, против 13 при 10 воздержавшихся. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, вторая сессия, Пленарные заседания, том II, 128-е заседание, стр. 353 Палестина должна была быть разделена на неназванное «Еврейское государство» и неназванное «Арабское государство». Великобритания должна была положить конец своему присутствию к 1 августа 1948 года, а гарантии статуса Иерусалима и прав меньшинств должны были обладать в каждом государстве статусом конституционных положений.

Однако арабские государства, как и некоторые другие, заявили, что они не будут рассматривать рекомендацию Генеральной Ассамблеи как обязательную, так как считают, что она противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

А после провозглашения Израилем своей независимости (в мае 1948г.) последовала Первая арабо-израильская война в целях поддержки «Арабского государства» в Палестине, которая оказалась в значительной степени неэффективной. В течение нескольких недель Израиль оккупировал большую часть территории Палестины, за исключением Западного Берега реки Иордан, удерживаемого Арабским легионом из Трансиордании, и сектора Газа, удерживаемого египетскими войсками.

Изучение ситуации на заседаниях Генеральной ассамблеи ООН также важно, как и событий в самой Палестине, поскольку позволяет прийти к выводу, что на начальном этапе арабо-израильского противостояния влияние исламского фактора было невелико. Представители арабских делегаций в основном апеллировали антисионистскими (но не антииудейскими) лозунгами и не признанием права евреев на свое государство, т.е. выражали в основном панарабистские и антиизраильские настроения. В Палестине возник конфликт, имеющий, прежде всего этнотерриториальную составляющую - спор между двумя этнорелигиозными общностями по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. Многие, особенно арабские исследователи, акцентируют внимание на религиозном характере арабо-израильского конфликта, представляя его как столкновение между евреями и арабами. Однако внимательное рассмотрение содержания данного конфликта на разных этапах его развития позволяет сделать вывод о том, что этнический момент в нем гораздо более явственен, чем религиозный.

Таким образом, говорить о серьезном влиянии исламского фактора на начальном этапе арабо-израильского конфликта (после создания еврейского государства) оснований нет.

2.2 Проявление религиозного фактора в столкновениях между арабами и евреями. Арабо-израильское противостояние на протяжении 1949-1986 годов

Собственно религиозная составляющая, объединяющая арабов тогда в середине XX века и сейчас в начале XXI - это святость для всех мусульман города Иерусалима. В декабре 1949 года Генассамблея ООН принимает резолюцию о подчинении

Иерусалима попечительскому совету. Израиль не признал эту резолюцию (как и другие решения ООН касающиеся статуса Иерусалима), переместив в 1950 году свою столицу в Западный Иерусалим . Иерусалим - третий из священных для мусульман городов после Мекки и Медины. По-арабски он называется аль-Кудс, "священный". Полное официальное название - аль-Кудс аш-Шариф ("шариф" означает "благородный"). В центре Иерусалима расположен обнесенный стеной Старый Город, или Цитадель. Он состоит из четырех кварталов - христианского, армянского, мусульманского и еврейского. На одном из углов его находится Храмовая Гора, которую арабы называют аль-Харам аш-Шариф (это можно перевести как "благородное и неприкосновенное святилище"). На земном шаре нет места аналогичных размеров (площадь Храмовой Горы всего около 12 гектаров), которое бы имело столь колоссальное символическое значение. Именно здесь находятся две мечети, почитаемые мусульманами как величайшие святыни, т.к. обе они связаны с преданием о путешествии Пророка Мухаммеда в Иерусалим. Судьба Храмовой Горы, статус этого небольшого клочка земли, равно священного для мусульман и иудеев, - это один из главных камней преткновения между израильтянами, с одной стороны, и палестинскими арабами, вообще арабами и мусульманами - с другой. Мирский Г. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - N 4. - С. 70.

Первая арабо-израильская война, которая и началась, как полагают, не без участия Великобритании, была проиграна арабским миром. К концу 1949 года с территории, которая оказалась под контролем Израиля, ушло примерно 75% арабского населения, т.е. беженцами стало по разным оценкам около 800 тыс. человек. В 1974 г. вопрос о палестинских беженцах был преобразован в вопрос о Палестине, который по настоящее время является постоянным пунктом повестки дня ГА ООН, а принятая резолюция №3236 фиксировала право палестинцев на самоопределение, национальную независимость и возвращение к родным очагам. На настоящий момент, согласно оценкам международных организаций численность палестинских беженцев приблизительно равна 3,9 млн. человек., см. Абилов К. Проблема гражданства и правовое положение палестинцев. цит. по http://www.humanities.edu.ru/db/msg/33501 «Крах морального духа арабов в Палестине - по словам британского верховного комиссара Каннингема - объясняется, в некоторой мере, возрастающей тенденцией - среди тех людей, которые должны были ими руководить, - оставить эту страну». Этингер Й. Палестинские беженцы - Истина (на ком лежит ответственность?) на сайте Хроники Иерусалима http://maof.rjews.net/content/view/21441/13/. Другой причиной столь массового исхода арабов из Палестины может быть их общая не воинственность, так если верить отчету иракской госкомиссии исследовавшей причины поражения, в войне участвовало лишь 4 тыс. арабов Палестины см. Кац Ш. Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Исраэль (цит. по http://gazeta.rjews.net/Lib/Zemlia/zemlia3.html) В тоже время отмечают, что именно в среде палестинской диаспоры возникли практически все политические организации палестинских арабов, именно из этих организаций вышли едва ли не все нынешние лидеры Палестинской администрации. Эпштейн А.Д. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. М. ИБВ. 2005. (цит. по http://gazeta.rjews.net/epshtein-book.shtml)

На фоне противостояния с еврейским национализмом, по мнению некоторых исследователей, и происходит самоопределение арабов Палестины как народа. Палестинские арабские лидеры разделились на два лагеря по вопросу будущего своего народа. Старшее поколение предводителей палестинского движения, многие из которых входили в круг «Братьев-мусульман» считало необходимым создание крупного арабского государства и борьбу с сионизмом объединенными силами. Молодое поколение, подобно младотуркам, хотели, в первую очередь, создать свое независимое государство. Борьба двух лагерей, как полагают, и привела к отставанию в формировании самоидентификации арабов Палестины, сохранению экономического и культурного отставания палестинцев и пассивному отношению к сионистской экспансии. Незавершенность процесса формирования национального самосознания арабов Палестины, как полагают некоторые исследователи, и была одной из причин того, что в тот период (1940-е - 50-е гг.) палестинский народ оказался не готов к созданию своего государства. Об этом косвенно говорят слова Ахмеда Шукейри, сказанные им в 1956 году в Совете Безопасности ООН: «Это общеизвестная истина, что Палестина - не что иное, как южная Сирия». На тот момент палестинец А. Шукейри - в будущем первый председатель Организации Освобождения Палестины - был делегатом от Саудовской Аравии. См. Кац Д. Политически мотивированная мифология Палестины (цит. по http://maof.rjews.net/content/view/6354/7/). Палестинская элита не смогла сплотиться, разрываясь между идеями арабского и исламского единства, с одной стороны, и палестинского патриотизма, с другой. Она не сумела возглавить борьбу палестинского народа в новых условиях, слишком полагаясь на помощь арабских государств. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону. 2001. С. 28. Об этом говорит и то, что образованное в начале войны в Газе первое «общепалестинское правительство», было вскоре (1952 г.) распущенное по решению Лиги арабских государств (впоследствии, до Синайской войны 1967 г., Сектор Газа превращается в место дислокации палестинских боевиков и постоянных рейдов возмездия израильской армии). Конторер Д. Ultima Thule.// Vesty 1992 Ltd., Tel Aviv (Израильская газета «Вести» цит. по http://www.judaicaru.org/Info/polit_19_02_04.html)

Ближневосточный конфликт развивается в течение длительного времени, в различных международных условиях, на которые, в свою очередь, также оказывает влияние. Радикальные палестинские организации так или иначе участвовали во всех арабо-израильских войнах, в военных переворотах и революционных преобразованиях стран Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ирак, Йемен); в гражданских войнах в Иордании и Ливане, оказывали воздействие на страны Персидского залива и конечно продолжают оказывать влияние на развитие общественной и внутриполитической обстановки в самом Израиле. По мере эволюции политического руководства различных палестинских партий и движений закономерным становились их попытки расширить свою опору не только в палестинской диаспоре, а также и внутри Палестины. Естественной “почвой” такой опоры являлась в первую очередь лагеря на Западном берегу и в секторе Газа палестинских беженцев, объективно явившаяся источником и катализатором роста национального палестинского самосознания.

В значительной мере кадровый состав политического руководства палестинских партий начал пополняться за счет самых активных и способных представителей населения лагерей палестинских беженцев, вместе с тем и самых амбициозных и честолюбивых представителей более низких социальных слоев палестинского общества. Это во многом обусловило растущий радикализм вновь созданных партий и движений, чему в дальнейшем способствовала радикализация арабских режимов, на которые они были ориентированы изначально. Характерной чертой стал и преимущественно светский характер их идеологических платформ. Надо отметить значительное падение популярности исламистских организаций, вроде «Братьев-мусульман», что связывают не только с разочарованиями 50-х годов после поражений в войнах, но и целенаправленной борьбой лидера в то время арабского мира президента Египта с исламистскими сообществами. Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в палестинском национально-освободительном движении.// Политическая элита Ближнего Востока. М. 2000. С. 5-17. цит. по http://www.middleeast.org.ua/research/palestina3.htm

Кроме того, внутри арабского мира шло постоянно соперничество. К примеру, король Иордании Абдаллах, в чьих руках (до 1967 г.) находился Восточный Иерусалим, пытался использовать это преимущество, чтоб возвыситься в арабском мире. Он всячески препятствовал росту леворадикальных настроений в Иордании, за что и был застрелен 20 июля 1951 года у входа в мечеть Аль-Акса (схваченный охранниками короля террорист заявил, что убил Абдаллу за предательство общенациональных интересов) религиозным фанатиком из организации «Аль-Джихад-аль-мукаддас» («Священный джихад»). Палестинский национализм, хотя и нарастал с 50-х годов, но как движение не имел еще ни достаточных средств, ни организационной базы для эффективного отстаивания своих интересов, не пользовался он тогда серьезной арабской поддержкой. Носенко Т.М. Иерусалим. Три религии - три мира. М. 2003. С.371.

Известно, что после войны 1948-49 гг. появляются такие палестинские организации как Абталь-аль-Ауда ("Герои возвращения"), «Аль-Джихад аль-Мукаддас» («Священная война»). Однако эти организации были еще малочисленны и в них входили далеко не только палестинцы, а проводимые ими антиизраильские диверсионные и террористические действия «скорее выражали антиизраильские действия всех арабов, во многом являясь реакцией приютивших палестинцев элиты арабских государств на агрессивные акты Израиля». Ланда Р.Г. Освободительная борьба народов Палестины. // Народы Азии и

Африки. 1976. №1. С. 25. Можно ли говорить об исламском факторе в палестинском движении сразу после войны 1948-49 гг. и в течении 50-х. Вряд ли, поскольку за рейдами «федаинов» Арабское «федаюн» - смертник - боец, готовый пожертвовать жизнью ради святой идеи. Так называли себя палестинские бойцы, совершая вылазки в Израиль. Понятие самоубийцы-шахида подрывающего себя появилось позже и пришло из психологических практик в иранской армии во время ирано-иракской войны. Но и тогда, в 50-70-е гг. у палестинских боевиков, выходивших на операции против Израиля было мало шансов остаться в живых. из Газы, контролируемой Египтом, из Иордании, стоял, как полагают, Гамаль Абдель Насер (один из организаторов переворота в Египте в 1952 г., а впоследствии президент Египта), который относился к исламу также как Ататюрк. Поэтому федаины того времени были не столько воинами ислама, сколько леворадикальными бойцами, своего рода боевым крылом общеарабской партии БААС марксистской по духу, которая была образована в Сирии в 1947 г. (главные лозунги - за единство арабской нации и арабский социализм). Свищев А. О терроризме. // Еврейский обозреватель №4/95. февраль 2005. цит по http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=985 ; По израильским данным от рук «федаинов» только в 1956 г. погибло 256 человек, как военных, так и гражданских. См. Шмулевич А. Россия вступает в союз с мировым исламизмом // Агентство Политических Новостей от 2007.02.05 (цит. по http://www.apn.ru/opinions/comments11416.htm#comments).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать