Историческая правда о начале войны и освещение этой темы в школе
p align="left">Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза в своем постановлении от 30 июня 1956 г. «О преодолении Культа личности и его последствий» указал, что серьезная ошибка была допущена Сталиным «в организации подготовки страны к отпору фашистским захватчикам».

В результате всех этих причин стали возможными первоначальные успехи и немецко-фашистских войск к войне против СССР. Совершенно очевидно, что война началась бы и протекала совершенно иначе, если бы гитлеровская армия была остановлена на территории приграничных округов.

Немецкие фашисты были убеждены, что под ударами вермахта Советский Союз развалится, как «карточный домик», и в течение двух-трех месяцев все будет окончено. Их мнение разделяли и считавшиеся компетентными военно-политические круги в Соединенных Штатах Америки, Англии и некоторых других государствах.

В этих расчетах и «прогнозах» проявилось глубокое политическое невежество, непонимание самой сути советской общественной системы. Германские милитаристы грубо просчитались не только в оценке боеспособности Красной Армии, но и в возможностях советской экономики и производительных сил Советской страны. Незнание психологии советского народа и непонимание истоков его патриотизма - одна из самых грубых ошибок нацистов.

БЫЛИ ЛИ МЫ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? Следуя трактовке этого вопроса в литературе объясняют неполную готовность СССР к схватке с фашизмом тем, что история отвела нам слишком ограниченное время для реорганизации и перевооружения Красной Армии. А военный потенциал фашисткой Германии, уровень ее промышленности, общая подготовленность к воине были выше военного потенциала и общей подготовленности к воине Советского Союза. Так объясняла события историческая литература. ИЗ этого делался вывод, что наши поражения в первый период воины закономерны. Настало время пересмотреть этот «пораженческий» тезис.

Исторические реалии говорят о другом. Советская страна накануне воины обладала объективными предпосылками для того, чтобы дать отпор любому агрессору. Именно этим объясняется то, что победа над фашистской Германией была завоевана советским народом. Трагедии поражений и неудач 1941-1942 годов не являлись фатально неизбежными. Причины их надо видеть не в слабости СССР, обусловленной уровнем социально-экономического развития, а в негативных явлениях 30-х годов, просчетах предвоенного и военного времени.

Несомненно, что СССР длительное время готовился к обороне. Промышленность наращивала выпуск большего количества оружия и боевой техники для Красной Армии и Военно-Морского Флота. Все это создавалось напряженным трудом советских людей. Накопленных военных ресурсов было достаточно для отражения первых ударов агрессора и перестройки экономики на военный лад. Существовали, конечно, и трудности, недостатки - объективные и субъективные. Не хватало и времени дли реализации всех планов. Неоправданно задерживалось серийное производство некоторых новейших типов вооружения: танков КВ и Т-34, усовершенствованных самолетов, артиллерийских орудий и пр. Но почему так происходило?

Одной из причин этого были бюрократические методы руководства народным хозяйством. Без одобрения Сталина не утверждался к производству ни один из образцов новейшего вооружения. Руководство Наркомата обороны (до 1940 года его возглавлял К. Е. Ворошилов) проявляло некомпетентность в вопросах военной техники, даже в оценках танков КВ и Т-34...

Гибель Тухачевского, Якира, Уборевича, Путны, других военачальников все же не могла бы коренным образом отразится на боеспособности Красной Армии. Но следом за «процессом военных» репрессии начали затрагивать все высшее и среднее звено ее командного состава. На место репрессированных пришли новые люди, не имевшие ни боевого опыта, ни военных заданий, однако они обладали качествами, необходимыми Сталину, - неучастием в оппозиционных группах и беспрекословным повиновением, которое было необходимо вождю в проведении его будущей стратегии.

В эти годы активизировалась и работа разведки, как военной, так и НКВД. Разведку (ГРУ) Сталин контролировал сам и старался самостоятельно делать выводы о будущих событиях на основе самых разнообразных сведений, представляемых обоими разведывательными органами.

Несмотря на все это, Советский Союз обладал таким материальным и духовным потенциалом, что мог оказать отпор фашистской агрессии при умелом использовании имеющихся сил и ресурсов. Однако просчеты и ошибки политического и военного руководства страны привели к наихудшему варианту первого периода войны.

Таковы горькие страницы минувшего - и наступило время прочесть их, не приукрашивая.

Литература

Абрамов В. Лубянка смерти: открытые архивы. М., 2005.

Брежнев Л.И. Малая земля. М., 1981.

Бессменные часовые. М., 1983.

Военно-исторический журнал. № 7, 9, 1961.

Военно-исторический журнал. № 2, 1963.

Военно-исторический журнал. № 12, 1970.

Военно-исторический журнал. № 7, 1984.

Герасимов Г. «Мертвые души». М., 2004.

Грибанов С. «Заложники времени». М., 1992.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1986.

История Великой Отечественной войны. М., 1985.

Куркоткин С.К. Тыл советских вооруженных сил в войне 1941 - 1945 гг. М., 1974.

Лубченко Ю.Н. Сто великих полководцев второй мировой войны. М., 2005.

14. Максудов С. «Независимое исследование». М., 2004.

15. Медведев Р. За ценой не постоим // Аргументы и факты, № 8, 2004.

16.. Мухин Ю., Лебединский А. «Отцы - командиры». М., 1996.

17. Покрышкин А.И. «Небо войны». М., 1963

18. Попков В.И. Позывной «маэстро»

19. Сандалов Л.И. «На Московском направлении». М., 1970.

Советские вооруженные силы. М., 1973.

Суворов В. «День «М»». М., 2002.

Триандавилов В.К. Размах операций. М., 1932.

Типпельских К. История второй мировой войны.

Штименко С.М. Генштаб в годы войны. М., 1968.

Яковлев А.С. «Цель жизни». М., 1968.

Приложение

«Подготовка фашистской Германии к нападению на СССР и начало Великой Отечественной войны» (С использованием проблемных методов обучения)

Цель урока:

Показать учащимся, как тщательно готовилась гитлеровская Германия к нападению на СССР, какие факторы при этом брало в расчет фашистское руководство и что, в конце концов сорвало его планы.

Задачи урока:

Образовательные- сформировать у учащихся конкретные исторические представления о подготовке Германии и СССР к войне, о начальном этапе Великой Отечественной войны, вскрыть причины неудач Красной Армии на этом этапе и показать, что сорвало планы Гитлера; рассмотреть планы «Барбаросса» и «Ост», продолжить работу над формированием понятий «война», «странная война», « справедливая и несправедливая война», «молниеносная война» и т.д.

Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях, чувство уважения и признательности к другим народам, вместе выступившим против фашизма, формировать неприятие тоталитаризма в любой Фоме как системы, неспособной решать свои проблемы иначе, чем через путь насилия, предотвратить катастрофические ошибки и просчеты.

Развивающие- привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, к решению проблемных задач, поставленных в ходе урока, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из беседы с учителем:

Оборудование урока:

На уроке используется настенная карта «Вторая мировая война», карта атласов.

Литература, использованная при подготовке

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век: Учебное пособие для 9 кл. М., 1996.

Долуцкий И.И. История отечества ХХ век: Учебное пособие для 10-11 кл. Ч. 1-2. М., 1996.

Дмитренко В.П. и др. История отечества ХХ век: Учебное пособие для 11 кл. М., 1996.

Канун и начало войны: Сборник документов и материалов Л.: Лениздат, 1991.

Кредер А.А. Новейшая история ХХ век: Учебник для основной школы. М., 1996.

Мир в хх веке: Учебное пособие для 10-11 кл. /Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. М., 1996.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемных методов обучения.

План: изучения новой темы формируется самими учащимися в ходе эвристической беседы.

Время: тема изучается на двух уроках, поэтому целесообразно провести сдвоенное занятие.

Ход урока: отражен в приведенной ниже таблице. Поскольку при использовании проблемного обучения затраты времени на каждый момент урока трудноопределимы, эта графа выпускается. Однако от учителя при этом требуется особое внимание к ходу и темпу урока, чтобы вовремя внести необходимые коррективы.

Момент урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент у целеустановка на урок

Приветствие.

Постановка перед учащимися задачи: сформулировать план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы и заключение. Активная работа на уроке будет оцениваться по итогам

Уяснение особенностей урока и своих задач. Подготовка к активному изучению материала

Введение. Рассказывают, что в конце войны один пленный немецкий солдат увидел глобус и спросил, что это такое большое закрашено в красный цвет. Когда ему ответили, что это СССР, солдат попросил показать ему Германию и очень удивился «О чем это думал Гитлер, когда напал на СССР?»

Предполагаемые ответы:

Вторая сторона - что происходит в СССР

Вопрос. Как вы думаете, что имел в виду этот солдат?

Вопрос: Что из этого следует?

Предполагаемый ответ? На глобусе СССР занимает куда большее пространство, чем Германия.

Значит, он располагает большими ресурсами и имеет все шансы выиграть войну

Проблема: Почему же Гитлер решился на войну с СССР, причем не просто на войну, а на войну молниеносную - блицкриг? А может, он просто был сумасшедшим фанатиком или авантюристом, не способным правильно оценить историческую ситуацию?

Итак, как мы сформулируем первый вопрос изучаемой темы? Как мы сформулируем вторую часть проблемы?

Предполагаемый ответ: Гитлер решился на войну с СССР? Почему Гитлер рассчитывал на молниеносную войну?

Учитель контролирует запись

Ученики записывают вопрос в тетради

3. Изучение новой темы

Логические ходы.

1. Как вы думаете, можно ли дать однозначный ответ на поставленную проблему?

Предполагаемые ответы: Нет. Любое историческое событие является сцеплением самых разных факторов

2. Какие факторы надо рассмотреть для решения поставленной проблемы?

Положение в Германии. Положение в СССР. Положение в Европе

3. Как конкретизировать это положение?

Оценить военное положение, политическую обстановку, людские и экономические ресурсы, международную обстановку, замыслы и планы сторон

Промежуточный вывод? Итак, для того, чтобы решить проблему, нужно рассмотреть ее всесторонне: какие факторы принимал во внимание Гитлер, решаясь на войну с СССР?

Учитель контролирует запись

Ученики записывают промежуточный вывод

Логические ходы:

1. Когда Гитлер пришел к власти в Германии?

Предполагаемые ответы:

В 1993г.

2. Как он поступил со своими политическими противниками?

Запретил КПГ, а затем и другие оппозиционные партии

3. Как он укрепил свое положение в партийном и государственном руководстве?

Разогнал штурмовые отряды, создал СС, СД, гестапо, был провозглашен фюрером

Промежуточный вывод: придя к власти в 1933 г., Гитлер расправился со своими политическими противниками (коммунистами, социал - демократами и т. д.), а затем укрепил свои позиции в нацистском и государственном руководстве.

Учитель контролирует запись

Ученики записывают промежуточный вывод

Логические ходы:

1. Какую внешнюю политику стала вести гитлеровская Германия?

Предполагаемые ответы:

Гитлер открыто порывает с Версальским миром м начинает подготовку к новой войне

2. Как Германия готовится к новой войне?

Создаются современные ВС (армия, флот, авиация и т. д.) на основе всеобщей воинской повинности

3. Что происходит в Испании?

В Испании Гитлер и Муссолини открыто поддерживают мятеж Франко

4.Какова была судьба Австрии?

В 1938 г. Гитлер осуществляет ее аншлюс, то есть поглощение Германией

5. Какова была судьба Чехословакии?

В Мюнхене в 1938 г. Чехословакия была расчленена Гитлером

6. Почему все это стало возможным?

Чемберлен и Даладье ведут политику умиротворения фашизма

7. На что рассчитывают творцы политики умиротворения?

На столкновение Германии и СССР

8. Как Гитлер обезопасил себя на востоке?

23 августа 1939 г. быт подписан акт о ненападении с СССР дополненный протоколом о разделе сфер влияния

Промежуточный вывод: Гитлеровская Германия рвет с Версальским миром и начинает готовиться к новой войне, создавая современную армию. Она помогла Франко в Испании, осуществила аншлюс Австрии и расчленила Чехословакию. Все это стало возможным в результате политики умиротворения фашизм, которую проводят Чемберлен и Даладье, рассчитывая столкнуть Германию с СССР. Но Гитлер и Сталин подписывают пакт о нападении и делят сферы влияния в Восточной Европе

Учитель контролирует запись

Ученики записывают вывод

Логические ходы:

1. Как Гитлер начинает войну в Европе?

Предполагаемые ответы:

1 сентября 1939 г. он нападает на Польшу

2. Как поступают Англия и Франция?

Они объявляют Гитлеру войну, но фактически не ведут ее

3. Какое название получает эта война?

Она называется «странной войной»

4. Почему Англия и Франция ведут «странную войну»?

Они по-прежнему рассчитывают на столкновение Гитлера с СССР

5. Какие последствия это имело для Польши?

Польша была поделена между Сталиным и Гитлером

6. Чем был дополнен пакт о нападении между Германией и СССР?

Он был дополнен договором о дружбе и границах

Промежуточный вывод: После нападения Гитлера на Польшу Англия и Франция ведут против него «странную войну». Это позволяет Гитлеру сокрушить Польшу, а в Западную Украину и Западную Белоруссию вступает Красная Армия. Гитлер и Сталин подписывают договор о дружбе и границах.

Учитель контролирует запись

Ученики записывают вывод

Логические ходы:

1. Как вы думаете, куда была направлена дальше фашистская агрессия?

Предполагаемые ответы:

Обезопасив себя на востоке, Гитлер повернул свои армии на запад

2. Как развивается война на западе?

В апреле 1940 г. Гитлер оккупировал Данию и Норвегию, в мае Бельгию, Нидерланды и Люксембург, в июне сокрушил Францию

3. В каком положении оказалась Англия?

Против нее была развернута воздушная и подводная война, но патриотические силы страны во главе с Черчиллем дали отпор врагу

4. Какие страны присоединились к фашистской Германии?

В союз с фашистской Германией вошли ВЕНГРИЯ, Румыния, Болгария и Словакия

5. Какова была судьба Греции и Югославии?

Они были оккупированы фашистами в апреле 1941 г.

6. а теперь сделайте общий вывод: на что рассчитывал Гитлер, начиная войну с СССР?

Предполагаемый ответ - вывод: Гитлер решился на войну с СССР, укрепив свою власть в Германии, создав мощную современную армию и подчинив себе ресурсы практически всей Западной Европы

Учитель контролирует запись

Ученики записывают вывод

Логические ходы:

1. Но это только одна сторона проблемы.

Какова вторая?

Предполагаемые ответы:

Вторая сторона - что происходит в СССР

Учитель дает новую информацию

Ученики воспринимают ее и готовятся отвечать на вопросы

Новая информация: Накануне войны СССР выполняет третий пятилетний план и продолжает строительство социализма сталинского типа. Но в условиях начавшейся в Европе войны особое внимание уделяется обороноспособности страны: темпы прироста военной промышленности составляют 39%, а мирной - 13%, разрабатываются новые образцы боевой техники, в том числе такие совершенные, как танк Т-34, увеличиваются государственные резервы, вводится всеобщая воинская повинность, в результате чего численность РККА увеличивается до 5 млн. человек.

2. Как вы думаете, знал ли об этих фактах Гитлер?

Вероятно, знал, хотя и не все

3. принимал ли он их во внимание?

Да, принимал, но решающую роль отводил другим факторам

4. Каким факторам Гитлер отводил решающую роль в оценке СССР?

Массовым политическим репрессиям, что создавало основу для «пятой колонны», то есть оппозиции; непрочности СССр в национальном отношении и сталинской политике в национальном вопросе

5. Как Гитлер оценивал боеспособность Красной Армии?

Вероятно, невысоко, так как ее командный состав накануне войны подвергся массовым репрессиям

Дополнительная информация: Невысокую боеспособность Красной Армии подтвердила советско-финская война. В РККА не хватало современных средств связи, автоматического стрелкового оружия, была громоздкой система управления. Военная доктрина нацеливала на разгром врага «малой кровью, могучим ударом», то есть была наступательной. Основная масса техники была сосредоточена у границы, но к боевым действиям не готова.

6. Сделайте вывод: как оценивал Гитлер СССр и его армию?

Гитлер считал СССр и его армию «колоссом на глиняных ногах», которой развалится от первого мощного удара

7. Давайте подумаем, какие еще факторы принимал в расчет Гитлер, начиная блицкриг против СССР?

Документы. В своих мемуарах Черчилль пишет: «война - это по преимуществу список ошибок, но история вряд ли знает ошибку, равную той, которую допустили Сталин и коммунистические вожди, когда они лениво ожидали надвигающегося на России страшного нападения или были не способны понять, что их ждет…» из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину: «Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня «дезой» о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это «нападение» начнется завтра… то же радировал и генерал -майор Тупиков … Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет!» (21 июня 1941 г.) И наконец, буквально за неделю до войны ТАСС распространил заявление, что Гитлер так же придерживается пакта о ненападении, как и СССР.

Логические ходы:

1. Какие выводы сделало советское руководство из сговора с Гитлером?

Предполагаемые ответы: он считал, что в 1941 году Гитлер войну не начнет

2. Как оно относилось к информации о готовящемся нападении?

Оно считало ее провокацией, затеянной Англией, чтобы втянуть СССР в войну

3. Как это оценивало гитлеровское руководство?

Оно считало, что нападение для СССР и его армии будет внезапным

Промежуточный вывод: Гитлер рассчитывал на слабость СССР и его армии и полную внезапность нападения. Кроме того, он считал, что коммунистический СССР останется без союзников его отношения с западными демократиями были натянутыми

Общий вывод: Готовая войну против СССР, Гитлер рассчитывал на прочность своего положения в Германии, на мощь своей армии и ресурсы покоренной Европы. Он принимал во внимание слабость Красной армии, просчеты политического руководства СССР и считал его «колоссом на глиняных ножках». СССР в тот момент не имел союзников, а Германия обеспечила полную оперативно-тактическую внезапность нападения. Поэтому Гитлер и рассчитывал на молниеносную войну

Учитель контролирует запись

Ученики записывают вывод

Новая информация. Учитель излагает материал

Ученики готовятся к постановке новой проблемы

План молниеносной войны против СССР, получивший название «план Барбаросса», начинает готовится военным руководством Германии в декабре 1940 года. За лето планировалось сокрушить мощь РККА и выйти на линию Архангельск-Астрахань. Создавались три группы армий: «Центр» для захвата Москвы, «Север» для захвата Ленинграда и «Юг» для захвата Киева и Украины. К агрессии привлекались войска Румынии и Финляндии. Политические цели войны излагались генеральным планом «Ост», предусматривавшем уничтожение 50 млн. славян и расчленение СССР

Как началась война? Рано утром 22 июня 1941 года. 190 дивизий фашистской Германии начали наступление по всему фронту. В первый же день войны на аэродромах было сожжено 900 советских самолетов, а еще 300 было сбито в воздушных боях. Сосредоточенная вдоль границ советская боевая техника была фактически уничтожена за первую неделю войны. 28 июня фашисты захватили Минск, 30 июля - львов. Они продвигались на 40-50 км в сутки…

По выжженной равнине -

За метром метр -

Идут по Украине

Солдаты группы «Центр».

И не остановиться,

И не сменить ноги, -

Сияют наши лица,

Сверкают сапоги…

А навстречу этой орде поднималась страна:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой...

И все же к концу лета фашисты оккупировали Белоруссию, Украину, Прибалтику, в сентябре ими был взят Киев. Фашисты вышли к Ленинграду, начали генеральное наступление на Москву. 5-миллионная кадровая Красная Армия практически перестала существовать: по некоторым данным, около 1,5 млн. было убито и ранено, около 3 млн. попало в плен. Однако почему же в своих воспоминаниях гитлеровские генералы заговорят об «утраченных победах», а Гитлер и вовсе никаких мемуаров написать не сможет -- покончит самоубийством? Проблема: Что же не принял во внимание Гитлер? Что сорвало его планы?...Месяц дерется в тылу врага осажденная на границе Брестская крепость. На два месяца задержаны фашисты под Смоленском. Попадает в блокаду и начинает умирать от голода и холода Ленинград, Но не сдается. Под Москвой Ваня Паникахо с топором залезет на движущийся фашистский танк и выведет его из строя, а у разъезда Дубосеково 28 бойцов бутылками с горючей смесью остановят 50 танков...

А Черчилль заявит 22 июня: «Никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я... Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем... Я вижу серую вымуштрованную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся, подобно тучам ползущей саранчи... Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима... Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат помощь...» И пусть эта помощь на первых порах была невелика -- затем она получит ощутимые очертания.

А из глубины Сибири уже подтягиваются к Москве отборные дивизии, которые в кровопролитных боях отбросят врага от столицы. И хотя гитлеровская военная; машина еще не будет сломлена, планы се будут окончательно сорваны

Итак, сделаем общий вывод: в чем же просчитался Гитлер, начиная войну с СССР? Вывод этот запишем в тезисной форме

1. Гитлер недооценил патриотизма русскою народа и прочности его союза с другими народами в рамках СССР.

2. Гитлер недооценил ресурсы СССР, как военные, так и экономические: тыл начнет работать для фронта и превзойдет германскую промышленность.

3. Гитлер недооценил общую ненависть к нацизму, которая позволит

объединиться народам в антифашистскую коалицию и сделает союзниками даже Сталина и Черчилля

Учитель контролирует запись

Ученики записывают тезисы

4. Домашнее задание

Учитель задаст его по учебникам и записям в задание

Ученики записывают задание в дневники или тетради

5. Подведение итогов

За работу на уроке учитель объявляет и обосновывает оценки

Ученики заносят оценки в дневники

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать