История архивного дела
p align="left">Формирование хозяйственных документальных комплексов по функционально-видовому признаку например, «Налоговые книги», «Книги счетов», «Планы стоительства».

Документы в ратуше хранились до XVI в. в различных бюро центральной администрации, что, естественно, отражалось на их сохранности. С работы над описями, которую, начиная с XVI в., стали проводить исключительно архивисты, принимавшие специальную присягу, начинается упорядочение дел в архиве, вводится учет и более логичная систематизация документов.

Анализируя особенности организации муниципальных архивов, нельзя не отметить их роль в интеллектуальной эволюции средневекового мира, в которой города также занимали центральное место

9. Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)

Особенность - в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и подмастерьев. У ремесленных мастеров имелись домашние архивы, в которых хранились письменные заказы на изготовление товаров, счета за покупку сырья, расписки о продаже товаров, договоры с торговцами -- поставщиками сырья и скупщиками готовых изделий.

Мануф-ры -15-16 вв, ручной труд+машины. Если рассеянная - доки у одного чела, если круп.централиз., то доки хранились в арх. мануф.

По мере расширения производственных помещений некоторые производственно-технические и технологические документы (часть семейного архива) стали храниться непосредственно в мастерских в специальных ящиках или шкафах. При этом документы группировались по формату или по виду, а иногда по производственному признаку, в зависимости от наименования изделий. Отдельно хранились статуты и уставы цехов. Размещение архивов непосредственно на производстве распространилось в связи с появлением и развитием мануфактур, а затем фабрик. Однако финансово-бухгалтерские материалы продолжали оставаться в семейных архивах ремесленников.

По мере развития техники и усложнения технологии все большее значение приобретали централизованные мануфактуры с централизованными архивами, чаще всего организационно-техническими. Наличие таких архивов становилось необходимым условием функционирования производства. Часто казначей-бухгалтер для финдел предприятия.

Архивы частных мануфактур носили полусемейный характер и были довольно далеки от современных предпринимательских, отражающих в полном объеме всю сферу управления производством.

10. Государств. и ведомственные архивы США в 19 в

Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Северной Америке 1775--1783 гг. в образовавшемся государстве было введено федеральное устройство, при котором на администрацию штатов возлагалось хранение и использование документов правительственных учреждений, региональных и городских управляющих органов в соответствии с местным законодательством. Это определило многообразие подходов в организации архивов, наличие серьезных различий в практике работы с документами, трудностей в координации и централизации в управлении архивами не только на уровне федерального правительства, но и в пределах отдельных штатов. В индустриальный период значительно усилилась роль федерального центра. Объединение Севера и Юга в 60-х годах XIX в. создало необходимые предпосылки для формирования целого ряда федеральных институтов с общефедеральными целями и задачами, ставшими создателями достаточно обширных и разнообразных по содержанию текущих архивов национального значения. Несмотря на преобладание в экономике США частного бизнеса, существенно расширившего свои позиции во второй половине прошлого столетия, можно сказать, что строительство финансово-промышленной инфраструктуры (железнодорожной, энергетической системы, комплекса тяжелой промышленности) осуществлялось либо под контролем правительства или с его непосредственным участием, либо за счет бюджетных ассигнований. Экономические функции государственных учреждений обусловили наличие в их делопроизводственных службах большого количества документов хозяйственного содержания. Прежде всего это касается комитетов и комиссий Конгресса и его департаментов. В деятельности Конгресса США и его исполнительных органов откладывались документы по разработке и принятию экономических законов, регулированию трудовых отношений на производстве, правительственным заказам частным компаниям, переписка с государственными предприятиями, проекты по развитию, реконструкции промышленности, строительству различных объектов. Например, архив Комиссии труда и образования, созданный в 1867 г., составляли материалы по национальной индустриальной политике, профессионально-техническому обучению, трудовому законодательству, зарождению профсоюзного движения рабочих. В архиве департамента Коммерции и индустрии, образованного в 1903 г., отложилось немало программ по управлению бизнесом в США, строительным совместно с частными фирмами проектам, в частности, по сооружению Панамского канала. Вся отчетная документация по контролю за финансовой деятельностью предприятий, а также налоговые материалы поступали на хранение в делопроизводственную службу Департамента казначейства. Статистические материалы, которые еще с 1810 г. стали включать в официальную американскую статистику вопросы, касающиеся регистрации мануфактур, фабрик с указанием сведений о выпускаемых ими изделиях, контролировались в Бюро по переписи и статистике, которое до 1902 г. существовало при департаменте Коммерции. В начале XIX в. в США впервые в мире стала использоваться деловая статистика, которая применялась для оценки разных предприятий по таким характеристикам, как производительность, эффективность и т.д. Немаловажную роль в экономическом развитии США сыграли правительственные программы в области создания национальной системы водного и наземного транспорта, обеспечивших успешное и эффективное осуществление индустриализации в общегосударственном масштабе. Материалы, отражающие выполнение государственных заказов компаниям на строительство кораблей, проектов транспортных и гидротехнических сооружений, составляли текущие делопроизводственные комплексы Транспортного отдела, который был создан в 1862 г. при Департаменте внутренних дел33. В связи с отсутствием в стране централизованной системы государственного комплектования и Национального архива, правительственные документы частично оставались в текущих архивах или делопроизводственных службах по месту их создания (департаментах, комитетах, комиссиях), либо (это касается обобщенных итоговых материалов) поступали на хранение в библиотеки, например, в Библиотеку Конгресса США. Такое раздробление в хранении официальных правительственных документальных источников не могло не беспокоить американских историков, которые, начиная со второй половины XIX в., начинают выступать за создание общегосударственного хранилища исторических материалов центральных учреждений. Много сделала для сбора и сохранения архивных документов Американская историческая ассоциация, основанная в 1884 г. Образованная при ней Историческая комиссия манускриптов подготовила первые справочники по архивным источникам. В 1899 г. при ассоциации была образована Архивная комиссия, проводившая серьезную работу по обследованию архивов штатов с публикацией подробных отчетов. С другой стороны, в высших и центральных учреждениях и местных органах, созданных сразу после принятия конституции США 1789 г., за прошедшее с тех пор столетие скопились значительные объемы документации. Комиссии Конгресса, назначавшиеся в 90-е годы XIX в. для обследования состояния архивов правительственных органов, пришли к выводу о необходимости архивной реформы. В 1909 г. по инициативе Архивной комиссии состоялась первая конференция архивистов, в которой приняли участие представители многих штатов. В 1913г. Конгресс США принял решение о подготовке проекта для создания Национального архива, которому суждено было реализоваться только в 1935 г.

11. Арх.реформа во Фран. кон 18-19 в

Экономические документы раньше других материалов стали объектом архивной централизации и упорядочения их хранения согласно единым государственным правилам. Например, во Франции еще до революции 1789-1794 гг. был создан централизованный государственный экономический архив. Начиная с 1715 г. страна переживала затяжной финансово-экономический кризис. Государственный долг к этому времени составил 2,5 млн ливров, что в 32 раза превышало годовые доходы короля от сбора налогов. Правительство встало на путь выпуска бумажных денег с принудительным курсом по проекту авантюриста Дэнона. Из-за интенсивной эмиграции ремесленников и торговцев (около 2 млн человек) национальное производство было практически парализовано.

В 70-е годы XVIII в. королевское правительство сделало попытку выйти из кризиса путем проведения экономических ;форм. Их частью стало решение министра финансов о создании в Париже Генерального информационно-исследовательского бюро, ставшего местом концентрации всех исторических и некоторых текущих архивов, имевшихся при торгово-промышленных палатах в различных районах и городах Франции. Всего за годы существования этого учреждения было собрано более 100 тыс. рукописей экономического содержания. Путем изучения данных материалов правительство Франции пыталось осуществить практические шаги по оздоровлению государственной экономики. Этот архив был уничтожен Великой Французской революцией, которая, по иронии судьбы, положила начало оформлению новой государственной системы, в которой архивы и архивное дело впервые получили свое современное оформление.

Особенности:

выведение архивов из исключительной собственности государства и государственных органов власти и придания им статуса национального достояния;

провозглашение принципов общедоступности («публичности») государственных исторических архивов;

централизация архивов на общегосударственном уровне путем формирования системы управления, построенной на единых научных принципах;

концентрация документов правительственных учреждений в определенной сети государственных архивов;

зарождение современных архивных учреждений и новой архивной администрации, складывание иерархии комплектования;

установление определенных принципов разграничения текущих и исторических архивов;

формирование современной теории и практики архивоведения как специальной отрасли знания;

выработка и формулирование основных принципов архивоведения, установление общих классификационных признаков для архивных материалов;

разработка основ архивного образования и создание соответствующих учреждений.

29 июня 1789 г. специальным декретом был создан первый государственный исторический архив -- Архив Национального собрания. Его устав, принятый в 1790 г., и декрет от 25 июня 1794 г. объявили о главном назначении архива -- хранить документы, закрепляющие права и завоевания нации, и провозгласили его доступность для всех граждан страны. Этим он принципиально отличался от существовавших в Западной Европе королевских государственных архивов. Впервые утверждались основные правила централизации хранения и вводилось четкое разграничение между архивными документами общеисторического характера и документами по истории науки и искусства. Благодаря реформе началась разработка методики учета, классификации и описания архивных мажалов, была создана и структура самого Национального архива Франции в целях обеспечения их сохранности и последующего широкого использования

12. Созд. централизов. госуд. архивов в странах Западной Европы в 18-19 в

В Бельгии, как и в других европейских странах, архивная реформа нового времени предусматривала создание не только централизованного управления архивами и национального исторического архива, но целой системы государственных ведомственных, муниципальных и местных архивных служб. Ведомственные архивы формировались параллельно с преобразованием государственной системы органов власти и управления. В середине XIX в. в результате межведомственных разногласий погибло значительное количество архивных документов различных ведомств. Экономические архивы, созданные в 1830-1880 гг., лишь частично отражали процесс индустриализации бельгийской экономики, поскольку многие документы второй половины XIX в., связанные с появлением и развитием промышленных предприятий, железнодорожного транспорта, телефонной и телеграфной сети, сохранились слабо.

В ходе архивной реформы перестраивалась сеть местных архивных учреждений. С 1845 г. все прежние архивохранилища департаментов стали именоваться государственными провинциальными архивами. К 1851 г. их насчитывалось 7, а во второй половине XIX в. к ним прибавилось еще два: в Хасселте (1869 г.) и в Антверпене (1898 г.). Последний является крупнейшим историческим архивом, в который попало немало документов по деятельности бирж и цехов.

Как правило, бельгийские городские архивы делились на две секции: историческую, хранившую документы муниципальных учреждений до XIX в., и административно-хозяйственные комплексы так называемых новых органов городского самоуправления. К архивной реформе, пик которой пришелся на вторую половину XIX в., приступили и остальные страны Западной Европы: Германия, Австрия, Англия, Италия, Нидерланды и Испания. В Германии и Италии реформа архивного дела осуществлялась параллельно с образованием там единых централизованных государств, и центральные архивы создавались на базе архивов отдельных королевств, графств и княжеств.

В Баварии преобразования в области архивов начались еще в начале XVII в. и привели к созданию там в 1812г. центрального государственного архива. Ему было подчинено 8 окружных архивов. Архивы не только были объявлены публичными, но и стали называться «историческими центрами», созданными для законодательных, административных и судебных целей, а также отвечавшими интересам корпораций и частных лиц. (но доступ был ограничен)

Достаточно сложно проходила централизация архивного дела в Италии. До образования единого национального государства в 1870 г. она осуществлялась в рамках отдельных раздробленных королевств и даже городов.

Централизация архивного дела, сопровождавшаяся формированием многоуровневой системы архивных институтов - на общегосударственном, государственно-ведомственном, провинциальном, городском и местном (коммунальном, общинном) уровнях, создавала схему обязательного комплектования, при которой экономические документы, вышедшие из сферы активного использования, подлежали обязательному сохранению. При этом, начиная с середины XVIII в. ценность документа как исторического источника стала определяться и с учетом его значимости для изучения экономической истории.

Архивное образование, сложившееся в странах Западной Европы к концу XIX - началу XX вв. было ориентировано главным образом на преподавание основ работы со средневековыми источниками и не предусматривало изучение дисциплин, связанных с исследованием особенностей хранения и использования нетрадиционных видов документов, к которым прежде всего относились материалы, связанные со специальными экономическими сюжетами, такими как организация производства.

Несмотря на попытки правительств ряда стран Европы при проведении архивной реформы получить на хранение хозяйственные архивы отдельных предпринимателей, частных компаний, акционерных обществ и банков, большинство из них осталось у владельцев. Это требует специального обращения к сложившейся системе частных архивов.

13. Появл. и разв архивов банков в Средние века и Новое время

Укрепл. капитал. уклада, появл. мануф, разв. товар-ден.отнош., меняльные конторы. По мере расширения масштабов деятельности, менялы превращались в ростовщиков и давали ссуды королям, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. На руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. В процессе деятельности банкиров совершенствовались техника счета и оформление расчетных документов.

У банкиров - кредитно-депозитные квитанции, расписки клиентов, долговые обязательства., кредитные соглашения. Все клиенты банков регистрировались в специальных книгах. Основным признаком систематизации материалов в архиве являлась принадлежность документа или документов конкретному лицу, а внутри дела каждого клиента материалы располагались по хронологическому принципу.

Практически во всех странах Западной Европы банки были частными, и их архивы нередко являлись семейно-служебными. Исключение составляла лишь Англия, где разменом денег занималось государство. В 1576 г. в Англии была учреждена королевская страховая палата, при которой создается архив, представляющий комплект бухгалтерских и регистрационных книг58. Книги систематизировались по видам страхования, которое проводила палата - морское, торговое, производственное и т.д. Первый английский государственный банк (1663) также имел свой архив, в котором хранились комплексы финансовых и регистрационных документов. Говоря об эволюции банков, необходимо отметить, что до середины XVI века они были чисто коммерческими, а впоследствии стали выдавать ссуды для организации промышленного производства.

14. Арх.реформа на промышл. индустр-ых арх. Западноевропейских стран

Сосуществование прежних типов хозяйственных архивов (семейных, купеческих, ремесленных, банковских и др.) дополняется сравнительно новыми их разновидностями - такими как фабричные и предпринимательские несемейные деловые архивы. Однако и те, и те подверглись изменениями, так как изменился процесс произв-ва. Семейные архивы перестают быть лидирующими, а ремесленные почти исчезают.

Коренное изменение роли и статуса архива предприятия. Дорогое оборудов. - нужен организова.технич.архив. Производственный архив превращается и в научно-технический. Оформляется фабричный архив (организационно-производственный). Нужно планировать бизнес. Предприним.архив нового типа, хранение на фабрике. на повышение их статуса - часто ликвид без передачи в госхран.

Разрабатывались основы теории и практики классического архивоведения. в рамках национальных экономик экономические архивы формируются как часть общих документальных собраний государственных учреждений Западной Европы, пере:ходивших к централизации своих архивов путем проведения соответствующей реформы Складываются крупные центральные архивы.

С увеличением масштабов сбыта и объемов производства применение технически более совершенного оборудования требовало создания целых комплексов документов. Задача создания промышленного архива, - главная задача такого архива состояла в.документационном обеспечении производства. Перенос всех финансовых расчетов по производству из кабинета предпринимателя-одиночки в бухгалтерию, имевшую свой текущий архив -- как обязательную часть экономического архива компании. Так в архивах предприятий начали откладываться документы, выполненные в соответствии с определенными унифицированными требованиями, что существенно облегчало их учет и хранение. Кроме того, в архивах фирм стали храниться нормативно-технические документы в виде нормалей, технологических инструкций и условий. В середине XIX в. в составе архивов многих промышленных предприятий появились такие документы, как рабочие контракты, в которых фиксировались условия работы, ее ежедневная продолжительность, заработная плата. Семейные архивы еще не ушли в прошлое.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать