История образования Томска
p align="left">Томское реальное училище открылось в 1877 году в специально построенном на городские средства здании на углу улицы Магистратской (четная сторона современной улицы Р. Люксембург) и переулка Тецковского (Кооперативного). С крыши реального училища в 1887 году фотографировал город, находившийся проездом в Томске, изобретатель радио А. С. Попов.

Мужскую гимназию открыли в Томске в 1838 году, но первоначально находилась она в частном доме на углу улицы Миллионной (пр. Ленина) и Приюто-Духовского (Совпартшкольного) переулка, теперь в нем станция скорой помощи. Здание рядом с городским садом, которое мы видим на снимке, построили в 1897 году специально для гимназии. За обучение в ней платили 20 рублей в год, однако 10 процентов гимназистов имели возможность учиться бесплатно, за счет городского общества.

И, конечно же, так как Томск - культурный центр Томской области - в этом городе есть филармония, музеи, театры.

Здание театра Королёва было построено в 1886 году на Московском тракте, рядом с Соборной площадью купцом и промышленником Е. И. Королевым. Вскоре им же было возведено трехэтажное здание службы тяги Управления Сибирской железной дороги, встроенное в 1960-е годы в здание ТИАСУРа. Во время черносотенного погрома 20 октября 1905 года здания службы тяги и театра сожжены. После этого театр Королева более не восстанавливался.

Глава 4: Облик города

Сохранившиеся архитектурные памятники: в старой застройке Томска выделяется барочная церковь Воскресения (строилась в 1789-1807 годы), на Базарной площади стоит каменный Гостиный двор (XVIII век). Стиль классицизм представляет здание Магистрата (строилось в 1802-1812 годы), Присутственные места (А. П. Деев, 1830-1842), Биржевой комплекс (строился в 1851-1854 годы), Главное здание Университета (А. К. Бруни, 1880-1885). Из построек XX века интересны послевоенные корпус Политеха (И. Х. Храненко, 1952-1954) и Дворец культуры (Я. А. Корнфельд, 1957). Характерная особенность городского пространства -- обилие зелени, сохранение естественных лесных участков, обилие каменной и деревянной застройки губернского периода с живописной резьбой. В городе еще пока осталось достаточно большое количество деревянных зданий, построенных не один век назад, поэтому хочется уделить им особенное внимание.

Первый в Сибири книжный магазин П. И. Макушина, открытый в 1873 году, находился на набережной Ушайки, о чем свидетельствует мемориальная доска. Через несколько лет для магазина было построено двухэтажное здание на углу улицы Дворянской (Гагарина) и переулка Благовещенского (Батенькова), как раз напротив Благовещенского собора. В новом здании, как это видно на снимке, обосновались, кроме книжного магазина, макушинские типография, литография, библиотека и редакция газеты "Сибирская жизнь". Выбор книг в магазине Макушина был широк и разнообразен, выписывались новинки русской и зарубежной литературы. Сейчас здание занято магазинами "Политическая книга", "Букинист", Томским отделением Совета ветеранов и др.

На Базарной площади (ныне пл. Ленина) в самом многолюдном месте города размещалось городское полицейское управление. Весь город в те годы делился на пять административных частей: Юрточная, Сенная, Воскресенская, Болотная и Заисточная, - и каждая часть имела свой полицейский участок.Для небольшого города, каким был Томск в то время, видимо, это было неплохо. Кроме того существовало и уездное полицейское управление, которое поддерживало порядок за пределами города.

Все, что мог сделать русский человек в Сибири,

он сделал с необыкновенной энергией, и результат

трудов его достоин удивления

по своей громадности…

Н.М. Ядринцев

Заключение

Из глубины веков обращены к нам слова неистового реформатора Петра Первого: «Время подобно железу горящему, которое, ежели остынет, не удобно к кованию будет». Они многозначны - эти слова. Можно воспринять их как узорную метафору и только, но можно углядеть в них нечто большее - совет не успокаиваться, дерзать, действовать, иначе не удастся направить раскаленный металл времени в нужное русло.

Томск меняется и развивается очень быстро. Томск - прогрессивный город. Город, где многие мечты можно воплотить в реальность…

За несколько веков своей жизни Томск очень много сделал. В Томске появилось много новых профессий - бурильщик, оператор нефтяных скважин, монтажник управления буровых работ, инженер обустройства месторождений и другие. Томичи - нефтедобытчики летают на работу самолетами за 700 и более километров. Их рабочая вахта длится две недели. Затем они возвращаются домой, а им на смену в таежные дали Васюганья отправляются другие.

Московский институт Гипрогор разработал генеральный план развития Томска на длительный период. Этот план стремительными темпами претворяется в жизнь.

Выросли новые микрорайоны на Иркутском тракте и Каштанке, преображается проспект Фрунзе и другие районы города. Проложены комплексы уникальных сооружений дальнего тепло- и водоснабжения. Благодаря этому в квартиры томичей пришла вода из подземных источников. Переоборудованы многие дороги, реконструированы скверы, памятные места - всего и не перечислишь.

Все это - забота текущего дня. Они конкретны и значительны, они, если так можно выразиться, материальны, а потому справедливо выносятся в первые строки любых отчетов и рапортов. Но есть у Томска и иные заботы - сохранить свое историческое лицо, свои творческие традиции статус Сибирских Афин - старинного культурного центра.

Многое в этом отношении уже сделано, многое делается.

Томск прошел путь в 400 лет, чтобы вступить в пору зрелости. А зрелость, конечно же, наиболее плодотворна и долговечна. У нее твердый шаг и чуткая душа.

Каким станет Томск? Было время, когда этот вопрос ставился преимущественно на деловых собраниях, людьми, ответственными за решение тех или иных конкретных задач. Ныне заинтересованными стали все горожане - независимо от возраста, рода занятий. Они охотно обсуждают будущее Томска не только с товарищами по работе, родными и близкими, но и с новыми знакомыми, гостями города. Обсуждают с гордостью, с горячей заинтересованностью, с желанием знать как можно подробнее его историю, самому сделать что-то полезное, нужное. Город не только географически, но и духовно объединил их, сделал единомышленниками, соратниками.

Существует остроумное высказывание: «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости».

Томск многолик, неповторим. О нем созданы многочисленные легенды, прозаические и поэтические произведения. Из высказываний о нем, вероятно, можно было бы составить яркую, поучительную книгу. В нем есть все, что необходимо душе и разуму. И немало прекрасных учеников воспитал старинный научный, студенческий, рабочий Томск, многих еще воспитает. Вот почему у него такое молодое и мужественное лицо.

Список литературы

Заплавный С.А. «Рассказы о Томске» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. - 416 с., ил.

Зобачев И.Г. «Сибирь в первую Русскую революцию 1905-1907 гг. Изд.: Новосибирское книжное издательство, 1955 г.

Резун Д.Я., Васильевский Р.С. «Летопись Сибирских городов»

Федотов С.П., Черненко А.К. «Гордость Томска» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982.-284 с., ил.

Приложение

Летопись Томска начинается именем Тояна. О том, кто это такой мы узнаем из грамоты: «от царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии в Сибирь, в Сургутский город, Федору Васильевичю Головину да голове Гаврилу Ивановичю Писемскому. Бил нам челом Томские земли князек Тоян, что б нашему царьскому величеству его Тояна пожаловати, велети ему быти под нашею высокою рукою и велели бы вотчине его Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей придут к нашему царскому величеству, и ясак учнут платити. А которые де будет около гото города наши непослушники и он, тоян, учнет про них сказывати и приводити их под нашу царьскую высокую руку…»

Смутно было на Москве в ту пору, когда писалась эта грамота. В посадах за кремлевскими стенами звучали «поносные речи» на царя, на придворную знать, а в Кремле сеяли смуту бояре, напуганные малыми послаблениями, которые дал мужикам Годунов, недавним походом на Москву мятежного атамана Хлопка. Свозили царевы «охоронники» на грозную расправу последних изловленных бунтовщиков - «разбойных казаков» и примкнувших к атаману крестьян, русь еще стонала от великого голода и мора, случившихся год тому назад.

Растерянность, не свойственная ему прежде, охватила Годунова, предчувствие близкого конца. Таяли телесные силы, а вместе с ними уходили душевные. И всегда-то он любил уединение, доверял только самому себе, а теперь и совсем замкнулся, стал нелюдимым, подозрительным, желчным. Далеко не всех знатных челобитчиков жаловал царь своим присутствием, но, узнав про Тояна, обрадовался, велел принять с почестями, да не где-нибудь, а в Грановитой палате. Приезд сибирянина - хорошее предзнаменование: значит, не все еще потеряно…

Пожалуй, так именно радовался Иоанн IV Грозный, когда в пору неудач в затяжной Ливонской войне объявился в Москве посланник Ермака атаман Иван Кольцо с товарищами и возвестил: в 1582 году пала столица Сибирского ханства Кашлык другое название - Сибир, позже - Искер, “старое городище”, Кучум разбит, а Ермак просит направить в новые земли государевых воевод и служилых людей. Окончательно рухнуло, “разбилось на мелко” монголо-татарское иго.

С тех пор минуло 22 года, и все это время - сначала при Иоанне Грозном, затем при его блаженном сыне Фодоре - Годунов, как мог, пекся об укреплении сибирской вотчины, самой богатой на Руси, старался всячески упрочить ее мощь, расширить пределы. Уж при своем царствовании и подавно. Ведь Сибирь - опора, помога в черный день опустошительной войны и предательской боярской шатости, защита государству, его незыблемая крепость. Кто знает, может, близок час, когда придется укрыться за ее неприступными стенами, не прося об убежище Англию, как когда-то Иоанн IV…

Совсем неслучайно на второй год своего царствования Годунов издал указ: в 1600 ясака с народов Сибирских не взыскивать. Пусть почувствуют: времена Кучума безвозвратно прошли, иная жизнь настала, без страха и притеснений для всех взятых «под крепкую царьскую руку», под его, государя, заступничество.

Ждал, ох ждал Годунов, когда пойдут к нему из Сибири такие как Тоян, просители. Наконец-то исполнилось заветное желание. Значит, не ошибся он в своих надеждах и ожиданиях, не зря на новые земли столько сил положил…

Дружески встретил татарского князька царь Борис, милостиво принял «поклонных соболей», да горностаев, да «бобров добрых», поднесенных «в почесть», ответно одарил английским сукном, венецейкой венецианская тафта, адамашкой цветная шелковая ткань с рисунком разводами, а «на венец» решил наградить достойно за доставленную радость: «Великий государь…их пожаловал, велели у них в их земле в томи поставити город и велели их от недугов от дальних земель всем оберегати, что б им ни от кого насильства и обиды никоторые не было, и ясака с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем».

Лютые январские морозы сковали Москву-реку, загнали в тепло все живое, но, обласканный Годуновым Тоян, выступая «зимним ходом» в обратный путь, не чувствовал холода. Позади затяжные сомнения и тревоги: бить челом русскому царю бобрами, соболями, лисицами, стать ли его подручником или повременить еще.

Разор и вражда давно уже пришли на землю эуштинцев томских татар. Сосед с севера - князец Евага и сосед с юга - князец Басандай надумали урезать промысловые угодья Тояна, перераспределить данников и пастбища. С того задоры и начались.

Это бы еще не беда, с ней можно справиться, если бы не чинили «воистых» притеснений соседи дальние - кочевые киргизы из Алтысарского княжества их владения находились на территории бывшей Хакасии, калмыки, белые телеуты и черные западные монголы, умаки, теленгуты и другие набежники. Пожгут, позлобствуют, отгонят к себе ясырь пленников и погромные животы имущество, чтобы затем «ежегод» объезжать с «мирными поборами» своих кыштымов данников.

Русские тоже на прибранных к себе землях ясак в казну царя своего установили, но не такой безжалостный, как степняки. Разные среди них есть люди - злые и добрые. Добрые - те ермаковской закваски, богатыри. О них слава по сибирским пределам как об освободителях идет: «Добро пришли, добро встречены…»

Подружиться бы с русскими, встать против многих обидчиков из немирных землиц общей силой, да боязно недобитого под Кашлыком бухарской коварной крови хана Кучума, чингисита. Давно пало Сибирское ханство, а он, старый слепнущий властелин, все еще бродит по своим бывшим владениям, как медведь-шатун, беснуется, запугивает расправой черных улусных людей, засылает к ним в свой черед есаулов блюстителей порядка и даруг сборщиков ясака. А вдруг да соберется с силами Кучум, окажется оборотнем, повернет русских вспять?

Нет, не повернул, напротив, приблизил свое окончательное падение. Случилось это на исходе лета 1598 года в двух днях пути от озерка Ика, там, где прямою дорогою в Обь уходить Ирмень. На разгромном бою с русскими, как донесли Тояну дружелюбные к эуштинцам чаты, у Кучума пало шесть князей, десять мурз, сто лучших воинов, еще пять десятков взяты в плен и повешены, заневолено восемь ханских жен, восемь дочерей, две невестки с пятью внучатами хана. Пленное семейство Кучума отправлено в Москву, а сам он лисицей бежал в степи, к калмыкам, и там, не без наущения из Бухары, убит. Нет теперь грозного властителя, нет двоевластия. Нашла сила на силу, подняла всю Сибирь на ноги.

Обрадовали те события Тояна и вместе с тем испугали. В стане русских тоже нет единства - одни поднимаются на других, «большие люди» творят пакости своими неписаными указами да алчностью. Как бы тут не попасть из капкана в капкан, не растерять насовсем свои землишки и подчиненных.

Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался, терпел алманные набеги степняков и мелкие укусы Еваги и Басандая. Рызумны посулы царя Бориса, да не всегда они оборачиваются разумным делом. Вот уж и чаты, и барабинцы поверили им, вошли в русское подданство. Ну что ж, каждый своим умыслием живет. Главное, не торопиться, не пускать хвост впереди глаз.

В 1602 году кызылы чулымские татары и темерчинцы сообщили Тояну, что русские поставили деревянную крепость на берегу Кети. Сильны они, выносливы, ясак требуют терпимый, зашли на многие земли и речки вокруг, скоро к Томи поднимутся. Не лучше ль хорошая дружба, чем плохой мир?

И Тоян решился. Прогадал или не прогадал, будущее покажет. Если верить обещаниям Годунова - не прогадал…

…Долог зимний путь. Поскакал по нему Тоян с царскими поминками подарками, да не как-нибудь, а в крытых санях с царской свитой. Впереди - посыльный с дорожными грамотами от Годунова. Главная из них писана в Сургут воеводе Головину - чтобы встретил путника любезно; напоил и накормил как дорогого гостя, про государевы милости, дарованные томским татарам, напомнил и здесь, на сибирской земле, привел бы его к шерсти присяге на верность русскому государству. Далее из грамоты следовало, что не только встретить, но и проводить Тояна надобно хорошо, а главное, отрядить с ним «служилых людей сколь будет человек пригож, смотря тамошнему делу…что б им тех мест где поставить город и пашенных мест и всяких угодий…размотрети всякими обычаи и где на то городовое дело имати лес…и на которой реке, и сколь велика река, и сколько пашенных мест, и какова земля, что никаких угодий».

В точности исполнил Головин распоряжение, составленное «на Москве…генваря в 20 день»: угостил князька «чем сумел», неспешно расспросил о Москве, о дороге, потом вывел на люди - для присяги. Стали в караул подле разостланной на снегу медвежьей шкуры три служилых человека, выждали, пока падет на нее коленями Тоян, пока стихнет все вокруг, изготовясь к обряду.

Воевода дал отмашку, и сразу же первый из казаков поднял над непокрытой головой князька обнаженную саблю с вздетым на острие посоленным хлебушком, второй с выражением зачел начальные строки клятвенной записи, а третий тут же эти строки перетолмачил князьку: «Аз, Тояш Эушта, даю шерсть государю своему…»

Тоян подхватил запев, потом долго вычитывал нескончаемую «титлу»: «всея Руси самодержцу, Владимирскому, Московскому, Новгородскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому, государю Псковскому и великому князю Смоленскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных, государю и великому князь Нова-города, Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Половецкому, Ростовскому, Ярославскому, Белозерскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северные повелителю и государю Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств государю и обладателю, по своей басурманской вере, на том, что быть мне, Тояну, под его государевой высокой рукою…»

День выдался морозный, белый, но разгоряченный присягой Тоян не почувствовал холода. Вслед за переводчиком он все возвышал срывающийся голос: « А буде мы, эуштинские люди и я, Тоян, не учнем великому государю служить и прямить и во всем добра хотети…а нам бы, за нашу неправду, с женами и детьми и со всеми своими людьми помереть голодной смертью…и чтоб нас, за нашу неправду, государская хлеб и соль по воде и по земле не носила…»

Повторив затворные слова шертоприводной записи, Тоян снял с сабли посоленный хлеб, несколько раз надкусил его, приложил руки к сердцу, потом воздел их вверх и от себя добавил: «А не сохраню слово, ссеки мою голову эта острая сабля».

«Аминь!» - заключил второй казак и поднес Тояну запись - рукоприложиться. Князек с достоинством нарисовал, где просили, родовое клеймо и, надев меховую шапку, пошел следом за Головиным в воеводские хоромы - к праздничному столу. Им еще предстояло договориться о делах текущих и будущих.

Недолго задержался Тоян в Сургуте, Головин поспешил отправить его с разведкой в Томскую вершину - пусть время не ждет.

Приветливо вышли навстречу главе своего племени и его спутникам эуштинцы, разложили на снегу костры, начали сносить в гостевые юрты мороженную ягоды, белую рыбу, тушки белок и таежной птицы, лосятину, медвежатину, отборные кедровые орехи, сварили похлебку из сухих луковиц сараны, завели песни, готовясь к пляскам, украсили себя причудливыми наголовниками масками.

С любопытством разглядывали томских татар сургутские служилые люди: народ на вид вроде бы памятный - мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Одеты в нагольные шубы шерстью внутрь, в катаную обувку под вид бескаблушных сапог; рукогрейки теплые, штаны ровдужные род замши. Те эуштинцы, что побогаче, ходят наособицу. Их сразу отличишь - и по разговору, и по наряду. Шубы на них лисьи или бобровые, с опушкой из выдры и других ценных мехов.

Женщины и девки племени многокосы, миловидны, носят большие серьги в ушах, а по одежде навешивают одекуй бисер и жемчуг азиатский, драгоценные камни, у кого есть.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать