История образования Томска
p align="left">Как станут есть эуштинцы, первый кусок непременно в огонь бросают, первый глоток на угли отплескивают - с духом огня пропитанием своим делятся, чтобы зла на подданных своих не держал, сопутствовал во всем удачей.

Жилища Тоянова городка все больше полстяные войлочные, подстилки и покрытия в них сплетены из бересты или сшиты из шкур. Ложа для отдыха невысокие, сделаны из дерева, на них высятся мешки из кожи, набитые сухой травой или шерстью, - это подушки и матрацы. Одеяла жаркие, овчинные. Ткани диковинные, собственного производства - из волокон крапивы и дикорастущей конопли. Посуда вырезана из дерева или искусно вылеплена из глины. Много мелкого коробья из бересты. Что надобно, посажено на клей из осетровых рыб, держится прочно, не отпадет - будь то надевка или домашняя утварь.

По оружию понятно: эуштинцы - природные охотники и рыбари. Какого только вида и назначения стрел у них не увидишь. Вот эти, с деревянными набалдашниками, для охоты на ценного зверька - оглушить оглушать, а меха не испортят. Эти, с узкими наконечниками из лосиной кости, хороши для похода за крупной дичью, этими сподручно колоть рыбицу. А эти, с полым костяным шариком у острия, свистят при полете. Заслышав тот свист, сохатые и олени останавливаются - вместо того, чтобы бежать прочь. Для разных стрел и колчаны разные. Луки заботливо убраны в лубье, разукрашены отличительными знаками. Рядом с оружием ждут своего часа сменные лыжи, подбитые конской шкурой. На них самый глубокий и рыхлый снег не страшен.

Но особенно поразили сургутских разведчиков железные котлы, таганы, стремена, удила, корнекопалки. Откуда в такой глуши редкий металл? Татары доверчиво объясняли: обменяли прямой или немой торговлей у кузнецких людей шорцев на «мягкую рухлядь» - шкурки соболей, бобра, белки. Выделывать кожу, обрабатывать шкурки зверей - работа наследственная, почетная. Самим в ней большая нужда, да и для отношения к соседям весьма надобна. Черные и белые калмыки при доброй настроении дают в замен «воинскую сбрую»: латы, бумажники стеганные кафтаны военного покроя, панцири и шлемы, наручи и даже сабли, кузнецкие татары - топоры, железную посуду, наборные пояса, наконечники для стрел. Торговые и военные русские люди тоже иногда забредают - у этих есть все, были бы шкурки.

Сургутяне интересовались, что такое «немая» торговля. Эуштинцы ответствовали: очень просто - привези в условленное место свои товары, оставь их на время, потом вернешься посмотреть, что положено против них; доволен будешь - бери, нет - снова отъезжай, жди, не прибавится ли к ним еще что-то; торгуйся, уступчивых с этих местах уважают плохо. Даже с врагом, которые опалился на тебя с помощью мена разговаривать сподручно. Можно, например, за два сорока соболей Счет соболям обычно велся по связкам в сорок штук. Соболи связывались парами мехом наружу. шкурки должны были непременно целыми, то есть снятыми чулком, и именовались «соболями в кошках». Реже связки складывались из «одинцов» - соболиных шкурок, которым из-за редкостности меха не находилось пары. Весенние соболя недособоли (соболята), а также подпорченные шкурки в зачет не принимались. выкупить полоненника из родичей или собственного данника в чужое пользование передать. Да мало ли…

Разговорам и «скаскам», удивлению и радостным открытиям посланцев Головина в тот день не было конца. Угостили непривычных к хмелю эуштинцев вином. Успокоились запоздно, зато по утру без промедление за указанное им воеводой «тамошнее дело»: прошли на лыжах вверх и вниз по закованной в лед реке, перебрались на противоположный берег и там обрыскали каждый взгорок, каждую низминку. Тоян розыскам не препятствовал, но когда дошло до него слово, указал на заречный глядень, гористо поднявшийся над Томью напротив его городка. Там эуштинцы пасли летом лошадей, брали крапиву и коноплю для пряжи. Чем не угожее место для крепости? И высокое и широкое, и к реке близкое! Как только снег сойдет, зазеленеет оно травами, станет приятным глазу, наполнится красками и запахами. Всего 60 верст отсюда до разливистой Оби. Соединить она новую крепость с Сургутом и Тобольском, пустит сюда торговые и прочие дощаники, каюки, кочи, приблизит к Москве…

Убедил-таки Тоян царевых разведчиков: после недолгого колебания сдали они окончательные чертежи местности, а заодно «роспись подлинную дороге» от Сургута до Тоянова городка и с тем спешно отправились восвояси.

Головин, наскоро обозрев чертежи и дорожную роспись, тут же переправил их в приказ Казанского и мещерского дворца, ведавшего в ту пору на Москве не только Поволжьем и Приуральем, но и нарождающейся Сибирью, а дьяк Нечай Федоров донес «спешные бумаги» государю. И породили бумаги те новые грамоты и наказы Годунова. С одной из них, не жалея коней, бросились гонцы в Тюмень, и вот уже тюменский голова Алексей Безобразов призвал к себе атамана Дружину Юрьева, велел ему спешно отобрать 50 лучших стрельцов и казаков, двух пушкарей, «пищаль скорострельную, а к ней 200 ядер железных да 300 ядер свинцовых, 10 пуд зелья, 10 пуд свинцу» и, не мешкая, выступись со своим отрядом в Сургут под начало казацкого головы Гаврилы Ивановича Писемского, с которым предстоит ему « в Томской волости поставили город».

Поскакали гонцы дальше, в Тобольск, к сибирскому воеводе Никите Пушкину и вот уже при его поддержке письменный голова Василий Фомич Тырков, дослужившийся до чина сына боярского в дополнение к полусотне Юрьева готовит свой отряд из тоболяков и пелымцев, из «юртовских татар и березовских остряков». Ему предстоит присоединиться к Писемскому также в Сургуте, чтобы стать соначальником.

В конце марта дошли царские грамоты и до Сургута. Деятельно начал готовиться к походу Гаврила Писемский - велел рубить дощаники и каюки на 120 душ, запасать продовольствие и снаряжение «про свой обиход», послал к остятскому князю Онже Алачеву просьбу участвовать в походе. Тот ответил, что приведетна Томь «сухим путем» сто своих воинов - сверх того, что соберет по острогам казацкий голова.

Как только сошел на Оби лед, грузовые дощаники и маневровые каюки Писемского и Тыркого с вожами проводниками из эуштинцев тронулись в путь. Пришлось подниматься на греблах против весеннего полоема, соблюдая царский наказ: «Идти из Сургута Обью рекой в Томскую волость с великим береженьем и сторожи и караулы около себя росписать…чтоб собравься сургуцких верхних волостей изменники, пришед безвестно, которые порухи учинили…»

Имена немногих участников того похода дошли до нас. Среди них имена градостроителей, уставщиков над рубленниками плотниками, специально присланных в Сургут из Москвы, - Назара Заева и Дениса Кручинки, мастеров Терентия Вершинина, Василия и Семена Поломошных, Степана Алпатова, Аркатева и других, Среди служилых людей выделялся своей силой и бывалостью казак Гаврила Иванов. А служил он с тех пор, как с «Ермаком взяли Кучума царя с куреня збили».Затем под началом воеводы Назарья Изъединова брал в плен сына Кучума князя Алея, пытавшегося силой возродить Сибирское ханство, участвовал с воеводой Андреем Воейковым в окончательном разгроме Кучума на Ирмени, ставил Тюмень, Тобольск, Тару, Пелым, а теперь вот заверстан благодаря своему послужному списку на градостроительство в земли князька Тояна…

Нелегко дался водный переход отряду Писемского и Тырхова, однако в начале июня их дощаники пристала к Тоянову городку на Теной Реке (так называли Томь за горную чистоту ее воды, не замутненную, как Обь, песками и глиной, первые насельники этих мест - кеты).

Гаврила Иванов вспомнил: Тобольск строили из лодейного леса. Семнадцать лет назад вот так же пришли под командой письменного головы Данилы Чулкова на новое незнакомое место, разобрали на доски свои лодьи и струги и соорудили из первую городьбу. Может, и теперь так?

Писемский не согласился: иные времена, леса вокруг вон столько, сила собралась большая - хватит и от степняков отбиться, и город поставить. Распорядился - людей Тояна и Онжи Алачева отправить на копку земли, валку и вывозку леса, на подсобную работы. На строительство же отобрать самых бывалых и опытных в городовом деле умельцев.

Стремительно росла пятнадцатая по счету сибирская крепость Обской город (1585), Тюмень (1586), Тобольск (1587), Лозьва (1590), Березов, Пелым (1593), Сургут, Тара (1594), Обдорск (1595), Нарым (1597), Верхотурье (1598), Туринск (1600), Мангазея (1601), Кетск (1602). Таким образом, Томск моложе первого сибирского города всего на 19 лет..

Уже к новому, 7113 году, то есть к 7 октября 1604 года по новому стилю, ее сооружение в основных чертах было завершено. Воскресенская гора Теперь Октябрьская на главном оборонном выступе своем ощетинилась острогом - стеной заостренных кверху бревен. Стену эту продолжила деревянная изгородь, составленная из 53 двухэтажных срубов - городен, засыпанных землей и камнями длина каждой от 2 до 4 метров, с козырьками, стрельными окнами бойницами, внутренними проходами для стрелков верхнего и подошвенного боя, калитками для «выласок» во время осады. Меж пряслами из нескольких городен поднялись три глухих и две воротных башни крепость, имевшая более четырех башен, в ту пору называлась городом. Следовательно, Томск сразу возведен как город., каждая до 6,5 метра высотою со смотрельнями Дозорными вышками и волоковыми окнами для пушек-пищалей. Наподобие сторожевых башен врублены в нее балки допетровская Русь пилы не знала съезжая изба и воеводские хоромы с горницами и сенями. Что до государевых погребов, складов и житниц - для хранения оружейных припасов, зерна, соли и зелья пороха, то для их безопасности пришлось поставить внутри, опять-таки без единого гвоздя стены - срубами, двери из плах, скрепленных шпонками - на деревянных пятах. Окна съезжей избы затянули бычьей брюшиной, изготовили для «отдыхов» нары, вбили деревянные колья для одежды и оружия, поставили глинобитную печь из трубы, отгородили клеть палача наказание и пытки были в то время обычным делом, а потому должность допытчика и правежника почиталась не ниже должности таможенного головы или сына дворского, боярского, сотника, тем более полусотника.

Но, пожалуй, главным сооружением в остроге стал деревянный, спешный главным сооружением в остроге стал деревянный, спешно сложенный в остроге стал деревянный, спешно сложенный на лобном месте храм живоначальной Троицы с двумя приделами. Поставлен он был в честь Бориса Годунова и его сына Федора, а наречен именем Феодора Стратилата, Бориса и Глеба.

Да и то, как же в новой земле без собственного храма? Само собой, русскому человеку тяготно без бога, но еще тяготней без «отца душевнова и распорядителя». Кто, как не он, узаконит рождение ребенка, скрепит брак, отпоет перед погребением «палого», удостоверит договор, примет покаяние, восхвалит или предаст анафеме заблудшего? Кто, как не он, знает толк в грамоте, умеет прочесть не только евангелия толковые, постные и цветные триоди сборники церковных песнопений, новый и ветхий заветы, общие и месячные минеи жития святых, апостолы, псалтыри, библии, часословы и другие «возвышенные» книги, но и деловые бумаги, «азбуки печатные в переплетах и тетратех», истории путешествий и «придворного поведения» и «прочая и прочая»» Он - власть не только духовная, но и юридическая. И захочешь без него обойтись, не обойдешься.

На славу удалась крепость. Лишь на севере остался естественный выход к таежным урманам, три остальные стороны защищены от нападений крутыми склонами. Передний тын глядит сверху на песчаный наволок, уходящий к Томи так называемые Пески, противоположный - на топкую низину Болото, на юге крепостным рвом змеится Ушайка, усиленная чесноком деревянный частокол с заостренными вершинами, устанавливается по дну защитного рва или на берегу несильной речушки под оборонными стенами. По-над Ушайкой обрыв - будущий Обруб Документы свидетельствуют, что позже в 1678 - 1679 годах, томский воевода Львов «около Томского Обруб зделал» - то есть велел выровнять и укрепить обрыв деревянным срубом, как требовала того фортификационная техника.

Приказал Писемский, принявший на себя до особого государева указа обязанности воеводы, выкатить на башни пушки, выставить караулы из служилых людей, и зажил новый, самый отдаленный на Руси город напряженной, исполненной трудностями и лишениями жизнью.

Последней водой увел назад часть отряда атаман Дружина Юрьев. На смену его казакам и стрельцам перед весной прибыла в Томск первая партия переселенцев из сибирских пределов, а также из Перми, Вологды, Великого Устюга, Великих Лук, набранная государевым прибором обязательное переселение. Вместе с ними пришли охочие люди - выкликанцы добровольцы.

Кануло в прошлое то недалекое, счастливое для крестьян время когда давали им с собой на новые земли «по три мерина добрых, да по три коровы, да по три козы, да по три свиньи, да по пяти овец, да по два гуся, да по пятеру куров, да по два утят, да на год хлеба, да соху со всем для пашни, да телегу, да сани, да всякую житейскую рухлядь, да еще на подмогу по двадцать пяти рублев человеку». Изворотливее стали царевы наместники в сибирских вотчинах, хитрее, наивничали: как-де доставишь за тысячу верст бездорожья этакое хозяйство? А потому переселенцы в Томск прибывали все больше налегке - одиночки лыжным походом с котомкой за плечами да с денежным вознаграждением в кармане. Но были и такие, что ехали в санях, с детьми, с домашним скарбом. И те, и другие везли тревожные вести: зешевелились-де порубежными шведы и ляхи, выступили войной за Москву, взяли Чернигов. А ведет их беглый двадцатилетний чернец из Чудова монастыря Гришка Отрепьев, сказавшийся царевичем Димитрием, сыном Грозного Иоанна. Если верить ему, не убит Димитрий в Угличе подосланниками Годунова, выжил за святыми стенами. А силы теперь под ним великие - иноземцы, да бунтовские казаки и гулящие люди из разбитой ватаги атамана Хлопка, да запорожцы, да голытьба. И наобещал новоявленным царь ляхам за помогу против Годунова сдать на вечное пользование и вольное пограбление Сибирь. Недолго уж осталось дать того часа.

Словно в подтверждение слухам, докатилась на Томь «мертвая грамота» на Годунова - представился царь Борис со своим семейством жена Годунова Мария и сын Федор были отравлены, на троне Самозванец.

Воевода Писемский решил остановить пересуды и беспокойство своих подданных делом: велел мастеровым делать сохи и бороны, договорился с Тояном, что эуштинцы продадут переселенцам за царево «серебро» лошадей, обучат их рыбачить и охотничать, помогут корчевать тайгу под «государево поле».

«Земельные люди» высмотрели пашню на Юрточной горе район почтамта и Подгорной елани в районе улиц Советской и Герцмана и начали готовиться к первой посевной.

Но разнеся по городу новый слух: затеял напасть на Томск алтысарский Номча, начальный князь Киргизских земель, а «ходу» от его стойбищ всего «семь ден и людей у него тысяча человек». На уран боевой клич алтысарца подымаются Езерское княжество во главе с Немеком и Алтырское во главе с Абраем. И подговаривает тот Номча влиться в набег людей Басандая, хочет вернуть себе бывших данников, взять богатую военную добычу - алман. И Басандай уже поддался на упросы степняков.

Слух оказался верным.

Не растерялся томский воевода: велел казакам взять под стражу Басандая и других изменных соседей, выслать воееные отряды в земли киргизов. Номча и Басандай в руки служилым людям не дались, зато были взяты заложниками их «лучшие люди». Угроза большого набега миновала. И все же время посевной выставил Писемский вогруг Подгорной елани дозорные команды, а землеробов велел отправлять в поле оружными.

Много волнений выпало в тот год на долю томичей и эуштинцев. Но осень вознаградила их великой радостью - радостью первого, необыкновенно щедрого, полновесного урожая. Что в сравнении с ней невзгоды и смена царей на «яремной Русии», недоверие и «охранная» вражда местных племен? Вынянчить в неведомой дотоле земле первый хлеб - это значит породниться с ней, пустить крепкие корни. Год от года будут становиться эти корни крепче. Умножится, обретет настоящую силу город, станет не последним среди важных и заметных городов в Русском государстве. Во имя этого стоит жить и работать, закладывать все новые и новые пашни, ставить вокруг Томска «хлебные поселения» - для города, а если можно, и для себя.

Не знали и не могли знать в ту пору Терентий Вершинин, братья Василий и СеменПоломошные, Аркатьев и другие первостроители Томска, что вскоре выселятся за крепостные стены, поставят в Притомье собственные заимки, а те со временем вырастут в деревни и сохранят для потомков их имена - Вершинино, Аркатиева ныне Аркадиева, Поломошная…

Не знал и Тоян, что имя его войдет в многочисленные народные сказания, что не только доброй строкой помянут его потомки. Они припишут ему черты найманского хана Тояна, владения которого некогда простирались от верховий Иртыша и Оби до истока Селенги. В 1204 году, в борьбе за сибирское владычество, одолел этого Тояна его могучий сосед Темудзин впоследствии Чингисхан. Разбитые, но непокоренные телеутские племена найманов и очу бежали в низовья Иртыша к реке Сибирке район Тобольска. Позже люди из племени очу - эуштинцы, чернореченские и чатские татары, под натиском Кучума, стремившегося обратить своих данников в мусульманскую веру сам Кучум из бухарских Шейбанидов, откочевали в Притомье и на Северный Алтай. Но где бы они ни были, чем бы ни занимались - везде видели обиды, неправды, унижения от родовой знати, от поместных князьков и сибирских ханов. А потому весь гнев за голод и нужду выплеснули они в своих сказаниях на Тояна.

Одна из таких легенд повествуют: семь жен было у сибирского хана Тояна, но ни одна из них не смогла родить ему наследника. И тогда он велел закопать их в землю живыми. Оставил при себе только красавицу Тому - не поднялась на нее рука. В неприступных горах Алатау построил Тоян дворец-тюрьму для Томы, украсил драгоценными камнями и золотом. Только горные орлы знали путь к тому дворцу да молодой пастух Ушай, раб хана.

Нищ был Ушан, но горд душою. Замыслил он поднять против Тояна таких же, как сам, обездоленных и гордых. Поверили они ему, пошли за ним.

Неуловим хан, крепка вокруг него охрана. Лишь возле убежища любимой жены Тояна нет ее. И решил Ушай подстеречь Тояна здесь, в его горных владениях.

Часто пригонял свое стадо под стены дворца молодой пастух, ударял по струнам кобыса, пел собственные песни, а сам высматривал, где удобнее проникнуть в крепость. От песен Ушая застывали орлы в небе, стихал ветер, распускались цветы, а красавица Тома плакала. Смутные желания и чувства сжимали ее грудь, рождали несбыточные мечты.

В один из приездов Тояна Ушай со своими людьми дождался ночи и проник в его покои. Но ошибся дверью.

Узнала красавица Тома молодого пастуха, тихо запела, подражая ему, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец, ослепленный жгучими глазами незнакомки, упал в ее объятия…

С той поры отвернулись люди от Ушая. Куда бы ни ступала его нога, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулись руки - оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий.

Постепенно окаменел Ушай, но не окаменело его сердце. Из потухших глаз все текли и текли слезы стыда, ненависти, любви, сливаясь в мощный поток, раздвигали желтую корку земли.

А Тоян, узнав об измене жены, острым копьем ударил ее в грудь. Горячей волной хлынула кровь красавицы Томы навстречу слезам Ушая. И там, где два потока соединились в одно, зародился город Томск…

Однако дошли до нас и другие легенды.

…На высоком берегу большой сибирской реки стоял хорошо укрепленный городок храброго князя эуштинцев Тояна. И родился у Тояна сын - Ушан. С детских лет рос он бесстрашным и умелым воином. Никто не мог с ним сравниться в стрельбе из лука, в беге на лыжах.

Неподалеку от Тоянова городка, у притока большой реки, жил со своим племенем князь Басандай. И была у него красавица дочь - Тома, ровесница Ушая. Многие знатные князья сватались за Тому, но Басандай мечтал выдать ее за большого сибирского хана.

Однажды во время охоты, преследуя сохатого, Ушай случайно оказался у угодьях Басандая. В это время княжна Тома прогуливалась по лесным тропинкам, слушая пение птиц, вдыхая животворный воздух под кедрами. Увидев ее, Ушай был сражен красотой девушки, а Тома поразилась силе и ловкости Ушая. И они полюбили друг друга.

С той Ушай и Тома стали часто встречаться в условленном месте -на поляне. Во время очередного свидания их застал Басандай, разгневался и с позором выгнал со своих земель небогатого князя Ушая.

Тома в отчаянии добежала до реки, возле который жил любимый, и бросилась в нее. С тех пор реку эту называют Томой Рекой Томой, а не Томью называют ее только народные сказители, но многие известные путешественники XVIII века, летописцы дореволюционной Сибири. В переводе с кетского «Тоом» означает «река»; есть и другой перевод у этого слова, уже упоминавшийся, - «темный». Бесспорно, «Темная Река» - не просто имя, но и символ. В нем угадывается сразу несколько значений: «главная река», «река чистоты», «центр жизни», а возможно, и «река-женщина», «река-красавица»…Тома..

Узнав о смерти княжны, Ушай тоже расстался с жизнью. Речка, в которой он утонул, стала называться Ушаем (Ушайка). Озеро же возле улуса эуштинцев в честь неутешного отца юноши назвали Князь-Тояновым. Это и есть Нестояново озеро.

Очень достоверное предания. В нем нет ничего нереального. Особенно, если вспомнить: у сибирских народов издавна принято давать рекам и озерам имена утонувших…

Еще целый ряд легенд, дополняя одна другую утверждает, что Тома была дочерью Басандая, а Тояна. Для того, чтобы объединиться против общих врагов - степняков, Тоян и слышать об этом не хотела, она любила Ушая, бедного воина.

В трудном положении оказался Тоян - и дочь свою обидеть не смел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов.

Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, но был убит.

Долго сдерживали натиск врага защитники Тоянова городка, но неожиданно напали на них злые шайтаны духи, принесли страшные болезни. Нет от тех болезней спасения, пока кто-нибудь не оживит городское озеро своей кровью.

Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у ее ног закипела, стала белой. Припали к той воде изможденные болезнями люди и тут же исцелились. Не пустили они врагов в город, а Басандая пленили. С тех пор это озеро называется Белым…

Эхо реальных событий живет в этих своеобразных легендах. Документы свидетельствуют: в 1607 году в Томске «учинилася бесовская болезнь над служивыми и надо многими людьми и над женками». Тогдашние управители города связали эту эпидемию с кознями Басандая и чулымского князька Логи, которые в очередной раз задумали напасть на крепость, а перед тем ослабить ее «шейтанами для болезни». Оба заговорщика были схвачены и брошены в тюрьму. Больше в деловых бумагах они не упоминаются. Это может означать одно: ни Басандай, ни Лога из тюрьмы уже не вышли.

Что касается целебных свойств Белого озера, то они объяснялись довольно просто: озеро питалось радоновыми ключами излишки воды вытекали в Ушайку речушкой Белой - сейчас улица Белая.

Нет указаний на то, что в 1604 году и позже в окрестностях Томска жили храбрый Ушай и красавица Тома, но можно предположить, что это были вполне реальные люди. Скорее всего, они не имели отношения ни к князю Тояну, ни к Басандаю, но это не помешало им стать частицей истории нового города, его сказочной песней.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать