История Болгарии до II мировой войны
p align="left">Формирование нового кабинета было поручено Андрею Тошеву -- одному из доверенных лиц царя Бориса, в прошлом находившемуся на дипломатической службё. Новое болгарское правительство с удовлетворением было встречено в фашистской Германии. Ее печать отмечала, что руководство царя Бориса выступает все больше и больше как главная ось внутриполитического развития Болгарии. Приход к власти правительства Тошева фашистская реакция пыталась представить как решающее событие во всей политической жизни Болгарии, как нечто отличное от военно-фашистской диктатуры, установленной переворотом 19 мая 1934 г. В царском манифесте, опубликованном 21 апреля 1935 г., были обещаны «преобразования», отвечающие духу нового времени. «Преобразования» начались с того, что вместо распущенных профессиональных союзов правительство стало создавать фашистские казенные профсоюзы, которые должны были стать одним из звеньев корпоративной организации государства. Однако на созванном в Софии в октябре 1935 г. учредительном конгрессе объединения казенных профсоюзов правительству не удалось обеспечить нужного ему состава делегатов; значительная часть делегатов конгресса была представлена рабочими-антифашистами. Сопротивление рабочего класса заставило правительство отсрочить намеченное создание корпоративной организации сельскохозяйственных рабочих и крестьян. В области экономической политики правительство Тошева в интересах крупного капитала отменило систему государственных монополий, ставших теперь стеснительными, снизило в интересах крупных сахарозаводчиков цены на свеклу, провело «оздоровление» государственного путём значительного увеличения налогового обложения (акциз на бумагу, текстиль, строительные материалы). Выпуск Национальным банком особых казначейских билетов (бон) на сумму около 1,5 млн. левов был одним из дополнительных средств грабежа народных масс. Несмотря на все эти мероприятия, государственный бюджет по-прежнему продолжал оставаться дефицитным. Правительство Тошева продолжало политику террора по отношению к трудящимся массам. Им были проведены новые казни коммунистов, осуждённых фашистскими судами. Был организован ряд карательных экспедиций.

Среди буржуазных политических группировок происходили трения по вопросу о создании массовой фашистской партии, которая могла бы послужить социальной опорой фашистскому режиму. Правительство Тошева пыталось смягчить противоречия внутри буржуазного лагеря, опереться на более широкую социальную базу, обещая новую конституцию. Добиться укрепления внутриполитического положения ему не удалось. Фашистское «национально-социальное движение» Цанкова, в свою очередь, стремилось к захвату власти. Неустойчивостью положения правительства Тошева попытались воспользоваться оппозиционные элементы Офицерской лиги. Часть недовольного офицерства во главе с полковником Д. Велчевым пыталась в октябре совершить новый переворот. Заговорщики были раскрыты, их главари были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным заключением. Внешнеполитический курс правительства А. Тошева был направлен на укрепление связей с фашистской Германией. Вопреки установленным дипломатическим отношениям с Советским Союзом, правительство Тошева проводило враждебную ему политику, поощряя антисоветские выступления со стороны белогвардейских групп, которые продолжали пользоваться, как и в период нахождения у власти Цанкова и Ляпчёва, помощью со стороны болгарских властей. Советское правительство в ноте от 4 июня 1935 г заявило решительный протест в связи с открытой антисоветской деятельностью белогвардейских групп в Болгарии, потребовав принять необходимые меры к ликвидации этих групп «Правда», 7 июня 1935 г..

Правительства Златева и Тошева были переходными правительствами, расчищавшими путь установлению открытой монархо-фашистской диктатуры царя Бориса.

В ноябре 1935 г. у власти оказалось правительство Кьосейванов, близкого дворцовой клике, начальника царской канцелярии, бывшего ранее дипломатическим чиновником. Проводя неоднократно «реорганизации» кабинета, он продержался у власти вплоть до начала 1940 г. Приход правительства Кьосейванова, в которое входили заядлый реакционер военный министр Луков и группа цанковистов, был одобрительно встречен правящими кругами фашистской Германии и Италии. Эти правители, так же, как и сменившие их позднее фашисты, Филов, Божилов и другие, всей своей преступной политикой способствовали укреплению режима открытой фашистской диктатуры царя Бориса, подчинили Болгарию империалистическим планам фашистской Германии и поставили ее в положение гитлеровского вассала. Однако свою преступную антинародную политику Кьосейванов проводил крайне осторожно, маскируя ее рядом псевдодемократических заявлений, обещаний, широко используя метод политического маневра и даже шантажа. Так, например, в правительственной декларации, обнародованной в ноябре 1935 г., было сказано, что вновь организованный кабинет ставит своей задачей «привлечение народа к участию в управлении». Одним из первых мероприятий правительства Кьосейванова было проведение мер по упрочению влияния царя Бориса в армии. На военного министра генерала Лукова была возложена задача разогнать Военную лигу, уволить недовольных существующим режимом офицеров, расправиться с заговорщиками. В начале 1936г. были арестованы и затем осуждены полковники Колев и Календеров которым было предъявлено обвинение в подготовке заговора. Правительством был принят закон, запрещающий вовлекать офицерство в общественно-политическую борьбу. Борьба за армию, которая развернулась в 1934--1935 гг. между Военной лигой (группа младшего и среднего офицерства) и царским двором теперь была закончена.

Руководство армией полностью находилось в руках царя Бориса и верного ему генералитета.

Основной линией, которую в области внутренней политики проводило правительство, было усиление борьбы против антифашистского движения в стране, против героическою рабочего класса Болгарии, возглавлявшего это движение. Правительство употребляло большие усилия, чтобы разъединить силы складывавшегося под руководством Коммунистической партии демократического лагеря, отколоть от рабочего класса крестьянские массы, мелкую буржуазию, трудовую интеллигенцию, требовавших восстановления демократических свобод (в первую очередь отмены цензуры над печатью и закона о контроле над общественными организациями). Правительство Тошева, таким образом, пыталось создать предпосылки для утверждения корпоративного режима, установить который не удалось предшествующим правительствам. Между тем, экономическое положение Болгарии оставалось тяжелым.

Мировой экономический кризис продолжался до конца 1933 г. После этого кризис перешел в депрессию, и только через некоторое время началось небольшое оживление в промышленности, частичный ее подъем. Однако и этот подъем не перешёл в процветание.

В Болгарии, стране экономически отсталой, зависимой от чужеземного капитала, экономический кризис принял затяжной, длительный характер. Лишь после 1934 г. Болгария вышла из кризиса и вступила в период депрессии. Выход из кризиса был достигнут путем чудовищного наступления буржуазии на жизненный уровень трудящихся масс Болгарии. Это наступление в еще большей степени было усилено переходом к установлению открытой военно-фашистской диктатуры. За годы экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии, с 1929 по 1937 г., заработная плата болгарского рабочего упала на 42% «Мировое хозяйство и мировая политика». 1940, № 10, стр. 76..

Признаки некоторого хозяйственного оживления стали обнаруживаться в Болгарии только со второй половины 1935 г. К этому времени продукция сельского хозяйства дала некоторый прирост по зерновым при значительном расширении посевов технических культур; цены на сельскохозяйственные продукты выросли.

Что касается промышленности, то сколько-нибудь заметных перемен здесь не было. Безработица по-прежнему охватывала зрительное число рабочих. Общий торговый оборот страны достиг в 1935 году суммы 6262 млн. левов или на 31% превысил торговый оборот 1934г., но это составляло менее половины докризисного уровня. Финансовое сложение страны также оставалось тяжелым, дефицит государственного бюджета за 10 месяцев 1935 г. составил 866 млн. левов.

Монархо-фашистское правительство пыталось приукрасить действительность неоднократными заявлениями об экономическом подъеме страны, об улучшении положения трудящихся и пр. Фактически дело обстояло иначе. За это время несколько повысился удельный вес крупных предприятий, частично обновивших свою технику и увеличивших объем своей продукции. Число рабочих на этих более крупных предприятиях увеличилось с 38 251 человека в 1929 г. до 44 325 человек в 1937 г., при общем увеличении мощности механических двигателей на 55,5%. Однако стоимость валовой продукции важнейших отраслей промышленности оценивалась в 1937 г. в 7,2 млрд. левов и была ниже уровня 1929 г. Ряд отраслей промышленности по стоимости произведенной продукции значительно отставал от докризисного уровня. Одна из ведущих отраслей болгарской промышленности -- пищевая -- давала в 1937 г. всего лишь 66,3% продукции по сравнению с 1929 г. Этот факт показателен в том отношении, что он свидетельствует об обнищании масс Болгарии, вынужденных сократить нормы потребления. Отстающими отраслями болгарской промышленности были также кожевенная, деревообрабатывающая и лесная и некоторые другие. В лучшем положении были текстильная промышленность, продукция которой достигла 113,4% по отношению к 1929 г., энергетическая -- 170,7%, и бумажно-картонажная -- 265,4% 2.

В сельском хозяйстве, несмотря на некоторый рост посевных площадей, положение оставалось исключительно тяжелым. Достаточно сказать, что доход болгарского села, исчислявшийся в 1926 г. в 12,9 млрд. левов, в 1938 г. снизился до 8 млрд. левов, что около половины мелких крестьян продолжали обрабатывать землю посредством самой примитивной техники, не имея средств на приобретение плуга «Стенографски дневници на XXIV-то ОНС, 1 р. с.» книга 2, София, 1940, стр. 576. Конгресс болгарских скотоводов, происходивший в том же 1938 г., констатировал значительное уменьшение поголовья крестьянского скота. Огромная задолженность продолжала давить на плечи болгарских крестьян. Все это убедительно свидетельствовало о том, что процесс восстановления хозяйственной жизни Болгарии, потрясенной экономическим кризисом, происходил крайне медленно и мучительно отзывался на положении широких народных масс.

Новым явлением в хозяйственной жизни страны в это время было значительное усиление экономического влияния фашистской Германии, вскоре подчинившей себе все хозяйство Болгарии и поставившей его на службу целям войны. Удельный вес Германии во внешней торговле Болгарии вырос с 22,2% в 1929 г. до 61 % в 1936 г. по ввозу и с 29,9% до 48% по вывозу в те же годы.

В соответствии с политикой подготовки войны фашистская Германия систематически расширяла свои торговые отношения с аграрными странами Юго-Восточной Европы путем заключения двусторонних расчетно-компенсационных (клиринговых) соглашений. Торговый договор, заключенный между Германией и Болгарией в июле 1935г., стал рычагом воздействия на экономику страны, рычагом ее ограбления и подчинения. Хозяевами экономической жизни страны становились крупные немецкие банки --» Дрезденер банк» и «Дейче банк», - в интересах которых работал созданный институт по изучению экспортной торговли.

Глава вторая. Разгром левосектантской фракции в БКП. Борьба БКП за проведение нового большевистского курса

Монархо-фашистской диктатуре удалось нанести тяжелое поражение рабочему классу: ликвидировать его классовые профсоюзные организации, загнать рабочих в государственные фашистские союзы (в 1935 г. был принят специальный закон об обязательном членстве в государственных профсоюзах), подавить на время стачечную борьбу. Но эти мероприятия, так же как и специально созданный аппарат для пропаганды идей «нового» строя, не могли заставить рабочий класс, трудящееся население Болгарии отказаться от борьбы. Массы по-прежнему были верны Коммунистической партии и независимым профсоюзам. По мере того как восстанавливались нелегальные организации Коммунистической партии, комсомола и независимых профсоюзов, вновь оживало в Болгарии массовое рабочее движение.

Возрождение рабочего движения в тяжелых условиях монархо-фашистского режима было тесно связано с борьбой за проведение нового, большевистского курса в Коммунистической партии после изгнания из руководства левых сектантов.

Решающую роль в деле выправления линии Болгарской коммунистической партии, преодоления левосектантского курса и восстановления широких связей партии с массами сыграли помощь Коммунистической партии Советского Союза, решения VII конгресса Коминтерна и указания Георгия Димитрова, вновь ставшего после Лейпцигского процесса во главе партии и избранного в 1935 г. генеральным секретарем Коминтерна. Новое руководство вывело Коммунистическую партию Болгарии из того тупика, в который поставило ее левосектантское, троцкистское руководство. В своих выступлениях, посвященных памяти Димитра Благоева (1934 -1935 гг.), Георгий Димитров ярко обрисовал героическое прошлое партии тесных социалистов, которое Умышленно извращалось левосектантами в целях фракционной борьбы, и вместе с тем указал на отрицательные стороны тесиосоциалистического движения, мешавшие ему стать на путь большевистской партии. Димитров разоблачил троцкистскую сущность левосектантов, использовавших тяжелое нелегальное положение партии и временно захвативших её руководство.

В конце февраля -- начале марта 1936 г. состоялся VI расширенный пленум ЦК БКП, давший в своих решениях конкретную разработку вопросов проведения партией нового, большевистского курса.

В резолюции пленума разоблачалась политика фашистской диктатуры, осуществляемая болгарским монархо-фашизмом. Эта политика характеризовалась введением новых налогов, вычетами и удержаниями из заработной платы рабочих, отказом от помощи безработным, увольнением служащих, закрытием школ, запретом крестьянам пользоваться общинными угодьями, скупкой крупными торговцами за бесценок крестьянской продукции, угнетением национальных меньшинств и, наряду с этим, ростом расходов на вооружение.

Пленум указывал, что под натиском народных масс правительство вынуждено было заговорить о «смягчении режима», о «нормализации» положения и одновременно с этим утверждало драконовские приговоры по политическим процессам, отсрочивало выборы, покровительствовало фашистским организациям. Указывая на правительство царя Бориса и партию Цанкова, как на носителей фашизма и врагов болгарского народа, пленум ЦК БКП дал конкретную программу действий:

«Для того чтобы выйти из нынешнего невыносимого положения, для того чтобы не допустить к власти партию Цанкова и новой попытки военного переворота и чтобы прекратить ограбление масс необходимо:

немедленно восстановить Тырновскую конституцию, права и свободы, предусмотренные в ней;

немедленно назначить срок выборов в Народное собрание на основе старого избирательного закона;

отменить все антиконституционные декреты, принятые после 19мая; распустить все гражданские и военные организации, которые отменили конституцию или выступают против ее восстановления

Этого можно добиться только дружной борьбой всех народных сил. Нет у фашизма большего врага, чем сплочение народных сил «БКП в резолюции…», т. III Стр. 330-331..

Пленум ЦК БКП ещё раз подтвердил готовность партии вести вместе с социал-демократической партией и другими нефашистскими партиями борьбу за создание правительства Народного фронта. Вместе с тем пленум в специальной резолюции указал на необходимость развернуть экономическую борьбу рабочего класса в защиту его жизненных интересов, за повышение заработной платы и тд.

Борясь за проведение в жизнь решений VI пленума ЦК, партия умело и энергично защищала интересы трудящихся масс. Значительная работа была проведена партией и по организации крестьянских масс, подвергавшихся жестокому ограблению со стороны капиталистических монополий. Влияние партии выросло в таких организациях, как союзы крестьян - табакопроизводителей, виноделов и других массовых организациях трудящихся.

Партия всемерно продолжала крепить боевой союз рабочего класса и крестьянства как важнейшее условие, обеспечивающее успех в деле создания антифашистского Народного фронта.

Глава третья. Движение за создание широкого народного фронта против фашизма и опасности новой войны

Рост антифашистского движения в стране вселял тревогу в кругах правящей клики, тщетно пытавшейся создать широкую социальную опору для монархо-фашистского режима. Правительство Кьосейванова наряду с реакционными мерами полицейско-охранительного порядка -- запрещением стачек (август 1936 г.), принятием закона о контроле над общественными организациями (недопущение в них лиц, подозреваемых в принадлежности к Коммунистической партии), закрытием газет и другими -- использовало метод политического маневрирования. В июне 1936г. правительство Кьосейванова, просуществовав всего полгода, «реорганизуется», в его состав включаются некоторые представители распущенных политических партий, тесно связанных с фашистской реакцией -- Тодор Кожухаров (цанковист), Ради Василев (крыло Ляпчева) и др. Одновременно правительство царя Бориса выступило с декларацией, обещая «нормализировать» политическое положение в стране и провести в октябре того же года «свободные парламентские выборы». Цель этих обещаний сводилась к тому, чтобы создать в массах иллюзии о готовности правительства восстановить демократическое правление и, обманывая массы, расколоть движение борьбы за создание Народного фронта.

Правительственное заявление было одобрительно встречено лидерами старых буржуазных партий и Земледельческого союза, рассчитывавших, после созыва Народного собрания, вновь стать у власти. Они отвергли предложение коммунистов о совместной борьбе на основе движения I Народного фронта, несмотря на то, что низовые организации Земледельческого союза и социал-демократической партии высказывались за совместные выступления с коммунистами. По инициативе Гичева, который играл не малую роль в наступлении реакции на демократические права трудящихся, была создана особая группа «Пятёрка» - в составе представителей правого крыла земледельческого союза, социал-демократической партии, национал либералов и радикалов. Формально, объявив себя в оппозиции к открытой фашистской диктатуре, своими колебаниями, пассивностью на деле препятствовала развёртыванию борьбы против фашистской реакции.

Надежды лидеров буржуазной «оппозиции» на скорое проведение выборов в Народное собрание и участие в создании парламентского правительства вскоре же рассеялись. В октябре 1936 г. правительство заявило, что ввиду необходимости обеспечить спокойствие в стране, особенно в связи с тревожным международным положением, парламентские выборы откладываются, и что правительство сначала проведет выборы общинных советников.

В январе 1937 г. был опубликован новый избирательный закон, реакционный характер которого был, подчеркнут требованием к каждому кандидату в депутаты подать заявление о том, что он не является членом запрещенных организаций, не придерживается «антигосударственных идей», «насильственных методов борьбы» и пр., Распространение избирательных обращений запрещалось под угрозой тюремного заключения

Закон предусматривал участие в выборах наряду с мужчинами лишь замужних женщин, имеющих детей (в предположении того, что женщины отдадут свои голоса благонадежным, с точки зрения правительства, кандидатам). Закон увеличивал возрастной ценз избирателей. Итак, масса демократически настроенной молодежи, наиболее передовые представители, которой были объединены в молодежные организации Народного фронта еще осенью 1936 г, была лишена возможности участвовать в выборах.

Общинные выборы в Болгарии происходили в момент напряженно-международной обстановки в Европе. Фашистская Германия и Италия развертывали интервенцию в Испании, готовясь к новым захватам. Правительства Англии и Франции при поддержке США, прикрываясь политикой «невмешательства» и систематически саботируя проводимую Советским Союзом политику коллективной безопасности, направляли гитлеровскую агрессию против СССР. Вместе с тем между империалистическими державами шла напряженная дипломатическая борьба на Балканах и в Центральной Европе за союзников в предстоящей войне. Вопрос о национальной независимости малых держав в Центральной и Юго-Восточной Европе стал одним из основных в их политической жизни.

Коммунистические партии этих стран, ведя борьбу против фашистской агрессии, за национальную независимость, за мир, направляли движение рабочего класса, трудящихся масс в сторону укрепления дружбы с Советским Союзом.

В то время, когда жизненным интересам болгарского народа все более стала угрожать гитлеровская Германия, захватывавшая важнейшие позиции в экономике страны и подчинявшая ее своим планам подготовки разбойничьей войны, когда при содействии болгарских властей в стране активизировались старые и возникали новые фашистские организации, действовавшие по указке той же гитлеровской Германии, правительство лицемерно заявляло о своей приверженности делу мира и о том оно ведет самостоятельную внешнюю политику. Своими многочисленными декларациями о нейтралитете, о верности обязательства, связанным с членством в Лиге Наций, правительство фактически прикрывало антинародную деятельность Царя Бориса, активно сотрудничавшего с фашистскими правящими кругами Берлина и Рима.

Болгарское правительство полностью солидаризировалось с агрессивными действиями гитлеровской Германии. Германо-Японский союз, заключённый осенью 1936 года, был встречен болгарским правительством с одобрением. На страницах болгарской буржуазной печати с удовлетворением отмечалось, что этот договор направлен против СССР. Болгарское правительство, имея официальные дипломатические отношения с Советским Союзом, вело против него клеветническую кампанию, защищало агрессивную политику фашистских государств, участвовало вместе с ними в заговоре против мира

Поездка царя Бориса летом 1936 г. сначала в Италию, а затем в Германию была тесно связана с изменением в международной обстановке в это время и стремлением согласовать свои планы с действиями фашистских держав. Именно в этой связи нужно рассматривать некоторый поворот в отношениях между Болгарией и Югославией, который вскоре нашел свое выражение в заключении болгаро-югославского пакта о «вечной дружбе», предусмотренного фашистской дипломатией Гитлера. Заключению пакта (24 января 1937 г.) предшествовал ряд дипломатических встреч -- поездка премьер-министра Югославии Стоядиновича в Болгарию, его беседа с царем Борисом и Кьосейвановым, его последующее пребывание в Анкаре, затем заявление, сделанное в печати, о том, что еще никогда болгаро-югославские отношения не были столь «сердечными» и «дружественными» и т. д.

В болгаро-югославском пакте ничего не было сказано о тех вопросах (македонском и др.), которые в течение многих лет по вине правящих клик служили причиной враждебных отношений между Болгарией и Югославией. Никакими обязательствами ни одна, ни другая сторона не были связаны. И, тем не менее, пакт носил отнюдь не декларативный характер. Пакт был, несомненно, ударом по Малой Антанте, свидетельством отказа Югославии от системы договоров, которую в течение ряда лет создавала Франция в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Глава четвёртая. Прогитлеровский курс болгарских правящих кругов и включение Болгарии в блок фашистских государств

Даже после начала II Мировой войны Правительство оставалось глухим к многочисленным и настойчивым требованиям болгарского народа - ориентироваться на Советский Союз как на единственное государство, способное оказать действенную помощь, обеспечить мир на Балканах и независимость балканских народов. Болгарская рабочая партия, под руководством которой рабочий класс и широкие трудящиеся массы вели борьбу за установление дружественных отношений с Советским Союзом, была единственной партией в стране, мужественно отстаивавшей ее национальную независимость, демократические права и свободы народа.

Еще в начале второй мировой войны Рабочая партия поставила в области внешней политики Болгарии основную задачу--заключение пакта о дружбе и взаимной помощи с Советским Союзом. Такой пакт полностью отвечал национальным интересам страны, открывал новые перспективы в борьбе за мир и восстановление демократических свобод. Выдвинутое Рабочей партией требование о заключении пакта о дружбе и взаимопомощи с СССР стало самым популярным среди трудящихся масс Болгарии Партия всеми силами крепила единство всех демократических сил страны, разоблачая как преступную политику болгарского монархо-фашизма так и происки империалистических держав, пытавшихся втравить Болгарию в войну Она неустанно указывала, что только Советский Союз

Является мощной и надёжной опорой в борьбе народов за сохранение мира. Однако в ходе переговоров, происходивших в сентябре-октябре 1939 года, выяснилось, что болгарское правительство не стремилось получить помощь от Советского Союза и взять на себя какие-либо обязательства. Болгарское правительство отклонило предложение о заключении пакта о дружбе и взаимопомощи с СССР.

Развязанная фашистской Германией война в Европе застала Болгарию в трудном положении. Правительство царя Бориса, не сумевшее преодолеть тяжелые последствия экономического кризиса, связавшее страну кабальными соглашениями с гитлеровской Германией, в новых условиях военной обстановки оказалось полным банкротом.

В начале войны фашистское правительство опубликовало декларацию о «полном нейтралитете» Болгарии. Эта декларация от начала до конца была лицемерной. Фактически правительство маневрировало, выжидая благоприятный момент для вступления Болгарии в начавшуюся войну в Европе. Под предлогом необходимости усиления «обороны» страны правительство провело ряд мероприятий, направленных на подготовку к войне: оно провело через парламент новые дополнительные военные кредиты на сумму в 670 млн. левов, лихорадочно сооружало стратегические железнодорожные линии, идущие в направлении румынской и греческой границ, министерство торговли взяло под контроль работу промышленных предприятий страны. Под давлением народных масс, жестоко страдавших от дороговизны, правительство ввело нормированные цены на ряд продуктов первой необходимости. Однако это нисколько не мешало росту спекуляции, так как специально созданной при том же министерстве торговли комиссии разрешалось повышать цены на товары. Положение трудящихся масс города и деревни было настолько тяжелым, что об этом вынуждены были писать даже такие газеты, как орган банковских кругов газета «Слово», которая сообщала: «Хотя вся заработная плата работающих по найму уходит на питание, она не в состоянии удовлетворить нужду в пищевых продуктах. Очень небольшая часть нашего населения питается прилично». Болгарское правительство могло бы значительно улучшить экономическое положение страны, расширив и укрепив торговые отношения с Советским Союзом. Вопрос о заключении торгового договора между Болгарией и Советским Союзом ставился неоднократно после восстановления дипломатических отношений между обеими странами в 1934г. Однако всякий раз болгарское правительство уклонялось от переговоров. И только в декабре 1939 г. оно направило в Советский Союз торговую делегацию, после чего 5 января 1940г. договор о торговле и мореплавании между СССР и Болгарией был подписан. Договор намечал на 1940 г. оборот торговли в сумме 920 млн. левов, т. е. сумму, в два раза превышающую весь торговый оборот между СССР и Болгарией за предыдущие 20 лет. Договор значительно облегчал положение рабочего класса Болгарии.

Царь Борис постоянно оттягивал присоединение Болгарии к Тройственному пакту. Но страх перед коммунизмом, уверенность в конечной победе германского оружия, возникшая под влиянием военных успехов вермахта в Западной Европе, соблазн получить обещанные Гитлером территориальные приращения в случае вступления Болгарии в Тройственный пакт взяли верх над колебаниями царя. Кроме того, Борис понимал, что промедление с присоединением к Тройственному пакту может привести к печальным последствиям - немецкие войска войдут в страну и без его согласия, и он окажется в роли царствующего пленника. 1 марта 1941 года был подписан протокол о присоединении Болгарии к Тройственному пакту.

1918 году, в начале своего правления, под впечатлением событий на Салоникском фронте, Борис поклялся, что ни один болгарский солдат больше не будет вовлечен в войну. Эта клятва представляла собой редкое исключение из высказываний царя Бориса - она была искренней. Однако обстоятельства оказались сильнее желаний монарха. Борису, правда, удалось, в отличие от всех других союзников Гитлера, не посылать болгарские войска на фронт, ограничить их участие в войне оккупацией югославских и греческих территорий. Болгарская армия выполняла функции по поддержанию порядка в тылу гитлеровских армий. Но Гитлер сам считал целесообразным держать основную часть болгарской армии на турецкой границе для предотвращения вступлении Турции в войну на стороне антигитлеровской коалиции. И все же под давлением Германии в ходе войны Борису пришлось увеличивать свои военные обязательства. Немцам были предоставлены военно-морские базы и другие военные субъекты на болгарской территории для военных действий против СССР. Неоднократно расширялась болгарская оккупационная зона в Югославии и Греции, туда направлялись дополнительные болгарские войска для усиления репрессий против югославских и греческих партизан, а также с целью высвобождения немецких дивизий для более «горячих» участков военных действий, прежде всего на Востоке. Борис III сделал роковой шаг, объявив в декабре 1941 года под давлением Германии, ссылавшейся на обязательства Болгарии по Тройственному пакту, войну США и Англии. Борис III надеялся, что эта война будет лишь «символической». Такой шаг привел к тому, что спустя два года англо-американская авиация подвергла разрушительным бомбардировкам Софию и другие болгарские города.

Делая ставку на Германию, Борис, как и его отец в 1915 году, совершил фатальную ошибку. После Сталинградской и Курской битв, высадки союзных войск в Северной Африке в ноябре 1942 года и в Сицилии в июне 1943 года, выхода Италии из войны стало ясно, что гитлеровскую Германию ожидает близкий военный крах. Болгария оказалась на грани очередной национальной катастрофы. В этот критический для страны момент царь Борис внезапно в конце августа 1943 г. Скончался.

Список использованной литературы

1. История Болгарии. Том II. М., 1976 г.

2. Г. Димитров. В борьбе за единый фронт против фашизма и войны. Статьи и речи 1935-1939 гг. ОГИЗ, М., 1939 г.

3. XII пленум ИККИ. Стенографический отчёт, т. III, М.,1933 г.

4. БКП в резолюции… т. III.

5. Вълко Червенков. Истинската поука. «Работническо дело», 19 мая 1945г.

6. Аграрный вопрос и крестьянское движение. Справочник, т. II.

7. Мировое хозяйство и мировая политика. 1940, № 10

8. Стенографски дневници на XXIV-то ОНС, 1 р.с. Книга 2, София, 1940.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать