История России: историография, источники
p align="left">В условиях столь резкой идейно-политической переориентации общества система исторического образования в стране на всех своих уровнях оказалась парализованной. В академической науке отрицательные последствия имел отказ многих историков от марксистско-ленинских принципов партийности и историзма при изучении прошлого. Верх в истории взял ее «сатанинский враг», выражаясь словами М. Блока, т.е. стремление оценивать прошлое вне его времени, а исключительно с позиций ценностей, господствующих в настоящем и считающихся достаточными для объяснения преемственной связи прошлого с настоящим. Игнорирование же принципа партийности автоматически вызвало идеологическую перенастройку в истории. Она выразилась в отходе от формационной концепции исторического процесса, принятой в советское время.

После некоторого времени замешательства и хаоса в воззрениях на историю утвердился цивилизационный подход и модернизаторская схема исторического процесса, отличные от концепции развития всемирного исторического процесса. Большую роль сыграл здесь фонд Сороса, предоставивший огромные денежные суммы для переписывания истории в новом ключе. Среди многочисленных учебников истории выделяется вузовский учебник Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (1994 г.). Под модернизаторским углом зрения Россия была поставлена в ряд стран второго эшелона модернизации и заняла скромное, не по заслугам, место в истории. Как уже указывалось, критерий модернизации может выступать только в качестве дополнительного системообразующего принципа построения истории, ибо учитывает только один из многочисленных аспектов прошлого страны и народа. На примерах такой истории невозможно вырастить граждан государства с чувством патриотизма и гордости за свою землю. Не случайно то, что имело место в США в середине нашего века, стало реальностью в России его конца. Американские школьники тогда отвечали, что Вторую мировую войну выиграли США, или проявляли незнание того, что она вообще имела место. Некоторые российские школьники не знают решающих событий истории своей страны и даже -- с кем наш народ воевал в годы Великой Отечественной войны. Народная мудрость говорит: сотри у народа его прошлое и ты лишишь его судьбы. Тот, кто не помнит своей истории, неизбежно осуждается на то, чтобы пережить ее худшие страницы вновь.

2. Источники по истории России

Древнюю историю Отечества мы знаем благодаря летописям -- погодным изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV--ХVIII вв. По месту и времени составления летописи делятся на разряды: Новгородские, Суздальские, Московские и т.д. Списки одного разряда выделяются еще и по редакциям (изводам) в зависимости от разницы в подаче материала или выборе исторических свидетельств. Эти различия навели историков на мысль о том, что летописи являются сборниками и что в первоначальном виде они до нас не дошли. Так оформилось представление о летописях как сводах известий и сказаний, компиляциях из нескольких трудов.

Так, самая известная начальная летопись Нестора представляет собой свод ХII в., дошедший до нас в составе Лаврентьевского списка 1377 г. (создан в Суздале монахом Лаврентием) и Ипатьевского списка ХIV--ХV вв. (создан в Галицко-Волынской земле). По первым словам ее называют «Повестью временных лет»: «Се повести временных лет черноризца Федосьева Печорского монастыря откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуда Русская земля стала есть».

В ней ученые выделяют три самостоятельных литературных произведения: 1) собственно Повесть временных лет монаха Нестора -- рассказ о древнейшей истории славян и призвании в Новгород варяжских князей; 2) пространный рассказ неизвестного автора о крещении Руси и 3) рассказ о киевских событиях XI -- начала ХII в.

Начиная с ХV в. материалы нескольких местных летописей пытались объединить в одну. Так появились Московские летописи, обильные сведениями по истории Москвы ХIV--ХV вв. Среди них выделяются Софийский временник XV в. и Воскресенская летопись ХVI в. Первая попытка обработки исторического материала и тенденциозного его изложения представлена в Степенной книге ХVI в., а также Никоновской летописи с Новым Летописцем (ХVI--ХVII вв.). Поздние Московские летописи -- это официальные погодные записи дворцовых и политических событий. Наряду с ними появлялись местные летописи отдельных городов и областей.

С ХVI в. рядом с летописями создавались хронографы -- обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в. Первый хронограф был составлен в 1512 г. псковским старцем Филофеем, автором теории «Москва -- Третий Рим». Второй появился в 1616--1617 годах и описывал древние события на основе материалов хронографа Филофея, современные же излагал самостоятельно.

Другим важнейшим видом литературных исторических источников являются свидетельства, сказания, повести, житийные произведения. В их ряду выделяют исторические свидетельства греческих (Геродот), римских (Тацит), византийских (Прокопий, Псевдо-Маврикий, Константин Багрянородный и др.), готских (Иордан) и арабских (Ибн-Фадлан) писателей, а также свидетельства скандинавских и западноевропейских хроник о славянах начальных веков русской истории. Целый ряд ярких сказаний занесены в летописные своды: о крещении Руси, о Батыевом нашествии, о Куликовской битве. Рядом с ними существует целый класс крупных самостоятельных сказаний и повестей как анонимного, так и авторского характера: История о Казанском царстве, повести о Смутном времени, «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, сказание о взятии Азова казаками, описание Московского государства Г.К. Катошихиным (ХVII в.). Особый род литературных исторических сказаний составляют жития святых и повествования о чудесах (житие Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского и Стефана Пермского). До нас дошли имена выдающихся авторов житийных произведений: Нестора-летописца, Епифания Премудрого, Пахомия Лагофета. Еще один вид сказаний -- сказки русских путешественников и послов с описаниями иноземных земель и записки иностранцев о России. В ряду наиболее интересных свидетельств иностранных авторов -- сказания итальянца Плано Карпини (ХIII в.), С. Герберштейна (начало ХVI в.), англичанина Д. Флетчера (1591 г.), поляка Жолкевского (ХVII в.), Олеария (ХVII в.) и Гордона (конец ХVII в.).

Мемуары как жанр исторического литературного повествования возникли в эпоху позднего феодализма (ХVII в.), а широкое развитие получили в ХIХ--ХХ вв. Это источник личного происхождения, по природе своей доверительный, интимный, содержит воспоминания и рассказы очевидцев и современников о событиях личной и общественной жизни. В мемуарах ценен фактический материал, но их отличает крайняя субъективность в его подаче. Дневники в отличие от мемуаров считаются более достоверными источниками, ибо записи их обычно синхронны описываемым явлениям. Недостаток дневников -- дробность, отрывочность изложения. Дневники, которые ведутся регулярно, на протяжении многих лет, -- редкое исключение из правила.

Первые записи мемуарного характера принадлежали активным участникам общественно-политической жизни России ХVII в. Артамону Матвееву и Сильвестру Медведеву. В ХVIII в. по численности доминировали мемуары верхушки служилого дворянства: И.Я. Желябужского, И.И. Неплюева, А.В. Храповицкого, Н.Б. Долгорукого. Видное место среди них занимают мемуары императрицы Екатерины II. В первой половине XIX в. мемуары стали писать представители практически всех слоев образованного общества. Впервые появились «Дневники» крепостного крестьянина А.В. Никитина. Среди прочих видное место занимают мемуары о войне 1812 г. и воспоминания декабристов, в том числе «Записки» А.П. Ермолова о 1812 г., мемуары Н.И. Тургенева, С.П. Трубецкого, И.Д. Якушкина. Вершиной дореформенной мемуаристики стало произведение А.И. Герцена «Былое и думы».

В пореформенное время мемуары приобрели прямое публицистическое назначение, их стали писать непосредственно для передачи в издательства, предельно сократился срок от написания до публикации, произошло мельчание мемуарных форм (статьи, отрывки, зарисовки, наброски, воспоминания об отдельных эпизодах, а также некрологи). С начала ХХ в. возросло количество мемуаров революционных деятелей, которые до 1917 г. публиковались в журналах «Былое» и «Голос минувшего», а после революции в журнале «Каторга и ссылка»: П.А. Кропоткина, В.Н. Фигнер, И.В. Бабушкина, Н.А. Морозова, Г.В. Плеханова. Значительно число мемуаров видных деятелей общественно-политической жизни, написанных в 20--30-е годы, в эмиграции (М.В. Родзянко, А.И. Керенского, П.Н. Милюкова, В.А. Маклакова, Б.В. Савинкова, В.М. Чернова, В.Н. Коковцева, А.И. Деникина, П.Г. Курлова). Среди дневников второй половины XIX -- начала XX в. выделяются дневники: министра внутренних дел П.А. Валуева (1861--1868 гг.), М.К. Лемке -- о его службе в 1915--1916 гг. в Главной Ставке царской армии) и записи императора Николая II многих лет, отличающиеся аккуратностью, но при этом малой исторической содержательностью.

Советская мемуаристика в своем развитии прошла несколько этапов. Публикация мемуаров впервые получила размах после образования в 1920 г. Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП(б) -- Истпарта, где к 30-м годам были собраны мемуарные источники, воспоминания о В.И. Ленине, выдающихся деятелях Коммунистической партии и Советского государства, о революции и гражданской войне.

После окончания Великой Отечественной войны к середине 50-х годов издание мемуаров, дневников и частной переписки несколько сократилось. На первый план вышли воспоминания о войне, стахановском движении, развитии науки и культуры. В годы хрущевской «оттепели» вновь увеличились публикации по общественно-политической тематике. Политиздат предпринял серию публикаций под рубрикой «О жизни и о себе» -- о мирном труде советских граждан. В 70--80-е годы под рубрикой «Военные мемуары» вышли в свет воспоминания военачальников эпохи Отечественной войны: Г.К. Жукова, А.М. Василевского и многих других. Отдельный комплекс советской мемуаристики составляют воспоминания руководителей государства: Л.И. Брежнева -- «Целина», «Малая Земля», «Возрождение»; А.А. Громыко -- «Памятное»; М.С. Горбачева -- «Августовский путч»; Н.И. Рыжкова -- «Перестройка: история предательств»; Б.Н. Ельцина -- «Исповедь на заданную тему».

Периодическая печать возникла в России в начале XVIII в. из государственной потребности в международной информации. Если не считать рукописных газет московских царей XVII в., первенцем официозной журналистики были петровские «Ведомости». История частной периодики началась с публикации «Ежемесячных сочинений к пользе и увеселению служащих», предпринятой Академией наук по инициативе М.В. Ломоносова. Наибольшую известность приобрели ежемесячники: А.П. Сумарокова -- «Трудолюбивая пчела», Н.И. Новикова -- «Трутень», «Кошелек» и «Живописец», И.А. Крылова -- «Почта духов».

Главными видами периодических изданий были газеты и журналы. Содержание их многопланово. По типу русские журналы подразделялись на общие литературно-общественные, официально-ведомственные, научно-популярные и отраслевые. Литературно-художественные издания представлены по направлениям: либеральное («Московский телеграф» Н.А. Полевого), революционно-демократическое («Отечественные записки» в период сотрудничества в них В.Г. Белинского, «Современник», издававшийся сначала А.С. Пушкиным, а затем И.И. Панаевым и Н.А. Некрасовым), западнической ориентации («Русский вестник» М.Н. Каткова), славянофильского направления («Русская беседа» А.И. Кошелева), консервативное («Вестник Европы» Н.М. Карамзина, а после него В.А. Жуковского и М.Т. Каченовского, «Русский вестник» С.Н. Глинки, «Библиотека для чтения» О.И. Сенкевича, «Московитянин» М.П. Погодина).

Официальная ведомственная журналистика получила широкое развитие с 30--50-х годов XIX в. Издания содержали официальные и неофициальные отделы и распространялись в обязательном порядке по учреждениям. Наиболее богат историческим содержанием журнал Министерства внутренних дел «Санкт-Петербургский журнал». Среди специальных научных и отраслевых журналов выделяются «Древняя Российская библиотека» Н.И. Новикова, «Российский магазин» Ф.И. Тумановского, первый русский исторический журнал, «Журнал карикатур на 1808 г.» художника А.Г. Венецианова был первым органом политической сатиры в графике. Большинство газет в России являлось официальными изданиями. Самым читаемым официозом были «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» в период с начала ХVIII в. и до 1861 г. Но все же до отмены крепостного права в России газеты можно было перечислить по пальцам. В 1894 г. их насчитывалось уже 112. Особенно возрос спрос масс на ежедневную периодику в годы первой российской революции и первой мировой войны. Тогда же возникла и массовая легальная рабочая печать. С 1912 г. начала издаваться газета «Правда».

В советское время периодическая печать стала по-настоящему массовой. В 80-е годы в стране издавалось около 8 тыс. газет тиражом 38 млн. экземпляров и около 5 тыс. журналов тиражом около 3 млн. экз. Уже к началу 20-х годов сложились основные виды советской прессы: партийная (газета «Правда»), советская («Известия»), профсоюзная («Труд»), комсомольская («Комсомольская жизнь»), массовая рабочая («Рабочая газета») и крестьянская («Крестьянская газета»). Массовую периодику отличали доходчивость изложения и краткость подачи материала. К середине 30-х годов сложились территориальные типы газет: всесоюзные, республиканские, краевые, областные, районные, городские, автономных республик и областей.

В советский период издавались журналы официально документальные («Известия ЦК ВКП(б)»), научные («История СССР», «Вопросы истории» и мн. др.), научно-популярные («Наука и жизнь», «Природа»), массовые («Работница», «Крестьянка»), литературно-художественные («Новый мир», «Наш современник», «Юность»). Печать оппозиционных сил и партий кратковременно существовала в годы нэпа. Легальная буржуазная и мелкобуржуазная печать («Мысль», «Голос минувшего» и др.) сосредоточивалась на критике преобразований новой власти в России.

Отличительной чертой советской периодики была ее классовая и политическая направленность. Она руководствовалась фундаментальным принципом партийности литературы и широко обсуждала такие темы: ведущая роль партии в коммунистическом строительстве, коренные изменения в строе жизни, достижения общества, творчество трудящихся, социалистическое соревнование, пропаганда советского образа жизни и ценностей, миролюбивая внешняя политика СССР и стран социалистического содружества. Другая ее особенность -- привлечение к сотрудничеству в печати огромной армии добровольных корреспондентов из среды рабочих и крестьян (рабселькоры). В 60--80-е годы рабселькоровское движение эволюционировало в направлении усиления связи населения с прессой через письма трудящихся. Повысился тогда же и удельный вес всесоюзных газет. В 1978 г. они составили 51% от общего тиража всех газетных изданий СССР. Расширились и источники информации. В 1961 г. было создано Агентство печати Новости. В отличие от ТАСС АПН сосредоточивалось не на оперативной информации, а на широком комментировании информации, полученной также из зарубежной прессы. Издавался еженедельник «За рубежом».

Первыми политическими сочинениями можно считать «Историю» А.М. Курбского, памфлеты И. Пересветова и «Беседу Валаамских чудотворцев». Однако в ХVI--ХVII вв. сочинения такого рода были еще единичными. Они начинают играть заметную роль среди исторических источников только с ХVIII в., но особое значение приобретают в XIX -- начале XX в., когда теряют самостоятельную роль и превращаются в разновидность документов политических организаций, тесно переплетающихся с периодикой.

Особенностью этого рода сочинений выступает их памфлетность, политическая злободневность, тенденциозность, заостренность либо на критике, либо на обосновании существующего строя. Так, например, и Ф. Прокопович в «Правде воли монаршей», и П. Шафиров в «Рассуждении по поводу Свейской войны» доказывают, что успехи России в начале ХVIII в. есть результат укрепления монархии при Петре I. Их современник И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» с позиций купечества залогом могущества России видит развитие ремесла и торговли. Яркими образцами критических сочинений ХVIII в. могут служить сочинение идеолога старой дворянской аристократии М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России», описывавшее екатерининский двор и его обычаи, и книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличается крепостничество.

В условиях резкого усиления цензурного гнета, особенно при Николае I, российская публицистика научилась пользоваться языком иносказаний. Обращаясь к примерам из прошлого, авторы осуждали «своих внутренних турок». Широко ходили по рукам списки вольнолюбивых сочинений. Самым ярким образцом их было письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Эффект разорвавшейся бомбы имело для общества и для власти «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в «Московском телеграфе». Охранительская мысль развивалась под влиянием «Записки о древней и новой России» Н.М. Карамзина (1811 г.).

В начале XIX в. критика самодержавно-крепостнического строя переросла в революционную идеологию. В организациях декабристского движения были созданы программные документы: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля, «Православный Катехизис» С.И. Муравьева-Апостола. «Карманный словарь иностранных слов», в создании которого участвовали петрашевцы, отразил идеологию нового поколения революционеров-демократов.

Появление народнических программных документов связано с деятельностью обществ «Земля и воля», «Народная воля» и «Черный передел». Они сохранились в составе судебно-следственных материалов политических процессов и в личных фондах народников. Богатая переписка народнических организаций отражает ожесточенные споры по вопросам революционной борьбы. Программный характер носят также публицистические сочинения лидеров народнических организаций: передовая статья в журнале «Вперед» П.Л. Лаврова, программа журнала «Набат» П.Н. Ткачева, «Прибавление “А”» к книге М.А. Бакунина «Государственность и анархия».

Народнические организации породили большой комплекс листовок (прокламаций). Как исторический источник листовки занимают промежуточное положение -- они являются одновременно образцами нелегальной периодической печати и агитационно-пропагандистскими изданиями политических партий. По происхождению они связаны с деятельностью революционных организаций, но ими широко пользовались и государственные ведомства, и монархические партии. Начало распространения листовок связано с сочинениями по поводу реформы 1861 г. «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению» Н.В. Шелгунова и М.И. Михайлова, «Молодая Россия» П.Г. Зайчневского.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать