История России: историография, источники
p align="left">Документы буржуазных партий, действовавших в России очень недолго, с 1905 по 1917 г., представляют собой программы, уставы, протоколы съездов, отчеты ЦК. В силу аморфного характера политических организаций буржуазии, а также большой роли личных отношений в партийной практике, нечеткостью страдает и партийная документация, в ней нет строго запротоколированных решений, зачастую партийные документы откладывались в личных фондах лидеров партий.

Документы РСДРП отличает, напротив, большая систематичность, особенно в деле фиксации решений высших и центральных органов партии. В досоветский период важнейшими документами рабочей партии были программы, протоколы, уставы, резолюции, отчеты, обращения, манифесты, листовки, переписка. Роль программных документов играли фундаментальные работы Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, а также деятелей меньшевистского крыла партии. После взятия власти в октябре 1917 г. РСДРП(б) превратилась в правящую партию, а ее документы и материалы -- в разновидность государственно-юридических источников, носивших нормативный характер для общества. Оппозиционная официальной политическая мысль слабо тлела в советские годы. Представление о ней дают опубликованные в годы перестройки материалы судебно-следственных процессов по делу оппозиционных блоков внутри партии (платформа марксистов-ленинцев, программа М. Рютина и др.) или представителей диссидентского движения. В связи с возрождением многопартийности в 90-е годы появилось множество новых политических программ демократической, социал-реформистской и буржуазной ориентаций.

Исторические источники юридического характера вплоть до ХVIII в. носили название грамот, позже -- актов. Они представлены более чем 150 видами. На сегодняшний день найдено и опубликовано более 2000 актов. От ранних веков (Х--ХIII) до нас дошло не более 30 грамот. Начиная с ХIV в. их количество резко возросло, что обусловливалось потребностями укреплявшегося Московского государства. Юридические источники за вычетом имевших общегосударственное содержание принято называть делопроизводственной документацией. Границы между ними условны.

Этот комплекс принято подразделять на:

1) договорные и перемирные грамоты международного значения (договор Олега с греками 911 г.); 2) духовные завещания князей (например, духовная Ивана Калиты), в которых перечислялось имущество, распределявшееся между наследниками, и которые отражали развитие государственных отношений; 3) междукняжеские договорные (докончательные) грамоты, ранняя из которых принадлежала Симеону Гордому; 4) избирательные грамоты, фиксировавшие поставление на царство Бориса Годунова и Михаила Романова согласно решениям Земских соборов; 5) жалованные грамоты князей, появившиеся в ХII в. и количественно возросшие в ХIV--ХVII вв.; 6) меновые грамоты, фиксировавшие соглашение на обмен владений между великими и удельными князьями (грамота Ивана IV со старицким князем 1566 г.); 7) памятники светского законодательства (Русская Правда ХI--ХII вв., Судные псковская и новгородская грамоты ХIV в., Судебники Ивана III 1497 г. и Ивана Грозного 1550 г., Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г.); 8) памятники церковного законодательства, церковные уставы (Кормчая книга, древнейший церковный устав князя Владимира Святославича); 9) церковно-княжеские грамоты (например, грамота московского князя Василия Дмитриевича митрополиту Киприану 1404 г.); 10) ханские ярлыки русским князьям и митрополитам (ХIII--ХIV вв.).

Важнейшее место в ней занимают административные грамоты. Это правительственные распоряжения, дававшиеся на частные случаи управленческой практики: царские указы (указные грамоты), приговоры, т.е. решения царя и Боярской думы, уставные и губные грамоты, определявшие самоуправление волостей в ХVI в. К этому же комплексу документов принадлежат наказы -- поток документации, шедшей сверху вниз. На основе него создавались Указные книги приказов -- образцы руководства ведомственной практикой.

Приказные книги создавались как итоговые, отражавшие деятельность отдельных ведомств. В числе их документации выделяются отписки -- документы сношения должностных лиц с царем и приказом, памяти -- текущая переписка между равными по рангу ведомствами, челобития -- исходившие от частных лиц либо корпораций просьбы к правительству или ведомствам, доклады, составлявшиеся строго по формуляру донесения вышестоящим органам, сказки -- более пространные и свободные по форме донесения. Приказные книги содержат сведения о социальном и имущественном положении населения, дают социально-демографическую картину и отражают хозяйственную и финансовую деятельность государства.

В комплексе приказных книг выделяют: 1) писцовые книги -- поземельные описи уездов Московского государства, проводившиеся с 80-х годов ХVI в. с податными целями; 2) переписные книги -- переписи податных слоев населения; 3) книги кормленные и десятни -- перепись придворных и служилых людей с указанием их имущественного положения; 4) разрядные книги -- записи о придворной и государственной службе бояр и дворян; 5) родословные книги -- записи родословий бояр и князей; 6) ямские и ясачные книги фиксировали сбор ямских (почтовых) денег и ясака, последний взимался с местного населения Сибири и Поволжья; 7) оброчные книги -- документы государственных учреждений по сбору платежей за аренду угодий, рыбных ловлей, мельниц и пр.; 8) таможенные книги и книги кабацких сборов фиксировали поступления косвенных налогов; 9) ужинно-умолотные книги определяли сбор и обмолот хлебов на казенных и вотчинных землях.

В комплекс делопроизводственной документации Московского периода входят акты частного гражданского быта. Это закладные, купчие, оброчные грамоты, оформлявшие сделки частных лиц на недвижимое имущество. Они появились с конца ХV в. и широко распространились в ХVI--ХVII вв. Другой вид исторических источников -- дипломатические грамоты. Сюда относятся наказы государей послам, статейные списки -- дневники переговоров и отчеты послов государю. Последний важный вид -- судебно-следственная документация. Ее составляют: 1) материалы сыска беглых крестьян, отлагавшиеся в делах местных и центральных учреждений с 80--90-х годов ХVI в.; 2) расспросные речи -- показания подсудимых на допросах и свидетелей; 3) судные списки -- протоколы судебных дел; 4) судебные дела -- материалы судебных следствий в делопроизводстве приказов.

Среди десятков тысяч законодательных актов имперской эпохи важнейшее место принадлежит царским манифестам. Их издавали в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны. Они печатались массовым для своего времени тиражом, а с XIX в. публиковались в газетах и объявлялись населению после торжественных богослужений в соборах и церквях. Так, самый знаменитый царский манифест «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» был опубликован 19 февраля 1861 г., а в соборах прочитан 5 марта того же года.

Наиболее распространенной формой законодательных актов были указы. Они делились на три категории: 1) именные -- приказ императора, направлявшийся в Сенат для исполнения; 2) объявленные из Сената -- это также распоряжение императора, на основании которого Сенат составлял текст указа, предназначенного для обнародования; 3) сенатские -- постановление Сената, оформленное как указ от имени Сената. По содержанию одни из них имеют нормативный характер (например, указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах») и тогда не уступают по своему значению манифестам, другие связаны с реализацией тех или иных направлений политики (например, указ 1764 г. об уничтожении на Украине гетманства).

Среди законодательных актов ХVIII в. большую роль играли жалованные грамоты, предоставлявшие права и привилегии тем или иным сословиям («Жалованная грамота дворянству» 1785 г.). В XIX в. правовое положение сословий регулировалось так называемыми положениями. Так, например, «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 г. включало 19 положений.

Закон как особая разновидность законодательных актов встречается в имперский период сравнительно редко. Особое значение ему было придано после учреждения Государственной Думы. К тому времени уже был опубликован Свод основных государственных законов. Согласно нему разграничивались сферы закона и царского повеления. Высочайшие указы могли приниматься царем в порядке верховного управления страной, но только в соответствии с имеющимися законами. Систематическая публикация и кодификация законодательства началась при Николае I. В Первое Собрание 1830 г. вошло 45 томов законодательных актов с 1649 по 1825 г. Акты, изданные в 1825--1880 гг., составили Второе Собрание (54 тома). Третье Собрание (33 тома), оставшееся незавершенным, включало законодательные акты с 1881 по 1913 г.

Разновидностями законодательных актов, регулировавших деятельность различных структур государственной машины, были регламенты (по управлению коллегиями), учреждения и уставы (определяли власть в губерниях и уездах), воинские уставы (регулировали устройство армии и флота), инструкции, наставления и наказы (например, «Наставление губернаторам» 1764 г. определяло права и обязанности губернаторов).

Особую группу законодательных актов составляли внешнеполитические документы: международные пакты, трактаты, конвенции, договоры, соглашения, протоколы. Международные акты в силу их большой юридической значимости вступали в силу только после утверждения их царем. Однако постепенно перестала соблюдаться строгая юридическая форма международных актов. Некоторые важнейшие соглашения фиксировались в форме дипломатической переписки (ноты, письма, памятные записки). Так, русско-французский союз 1891 г. был заключен путем обмена письмами между французским министром иностранных дел и русским послом во Франции. По содержанию внешнеполитические акты последней трети ХVIII -- первой половины XIX в., как правило, обосновывали действия договаривавшихся сторон о защите феодально-абсолютистских порядков в Европе. Во второй половине XIX -- начале XX в. значительное место в них заняли финансово-экономические проблемы, вопросы о сферах влияния.

Комплекс делопроизводственной документации имперского времени отличается большей по сравнению с предшествующим периодом четкостью. Это связано с оформлением чиновничье-бюрократического строя, регламентацией деятельности государственных учреждений, созданием единого канцелярского стиля, унификацией правящих сословий. Внутри этого комплекса источников выделяются новые виды документов: 1) материалы сенатских ревизий, содержавшие сведения о состоянии губерний; 2) документы комиссий по подготовке новых сводов законов (Уложений 1767--1768 годов, Второго Отделения имперской канцелярии 1826 г.); 3) министерские и губернаторские отчеты и верноподданнейшие доклады царю; 4) стенограммы заседаний Государственного Совета и Государственной Думы (начало XX в.); 5) зашифрованные телеграммы международной почты (с конца XIX в.); 6) делопроизводственная документация капиталистических предприятий и вотчинная документация; 7) материалы III Отделения имперской канцелярии и карательных органов о поднадзорных лицах и о судьбе осужденных; 8) Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, составленный по приказу Николая I из материалов следственного процесса по делу декабристов и содержавший программные документы и планы революционеров, их критику современного состояния страны; 9) материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, вскрывшей должностные преступления бывших министров царского правительства.

Первыми законодательными актами советской власти были декреты: «О земле», «О мире» и «Об образовании правительства». Они регулировали жизнь общества в экстремальную историческую эпоху -- первые месяцы после взятия большевиками власти, в годы Гражданской войны. Нормативную основу жизни общества и государства закладывали конституции, формулировавшие основные принципы государственного устройства, -- 1918, 1924, 1936, 1977. Закон стал основным видом юридического источника после принятия Конституции 1936 г. Кодексы законов дают представление о действующем законодательстве в определенной области отношений (например, Кодекс Законов о Труде, КЗОТ).

Важнейший комплекс нормативных документов советской эпохи связан с деятельностью Коммунистической партии, документы которой носили для общества директивный характер в силу ее правящего положения. Они представительны и информативны, являлись результатом коллективного творчества, ибо, как правило, создавались комиссиями экспертов-специалистов, проходили стадии предварительных обсуждений и утверждались большинством голосов. Документы КПСС подразделяют на: 1) программы и уставы партии; 2) материалы партийных съездов, конференций и пленумов ЦК; 3) резолюции и решения партийных совещаний всех уровней; 4) документы местных партийных организаций. С VII экстренного съезда РКП(б) (март 1918 г.) все заседания партийных съездов и конференций стенографировались.

Эти источники дают широкомасштабную картину социально-экономической и политической жизни советского общества. Документы публиковались в органах партийной печати -- журналах: «Известия ЦК КПСС», «Партийное строительство» и «Партийная жизнь». Было предпринято 9 изданий документального многотомника «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС». Регулярно выходили в советское время «Справочники партийного работника», содержавшие нормативные и директивные партийные документы. Особенное значение придавалось совместным постановлениям партии и правительства: ЦК, ЦКК, ЦИК, СНК, ВЦСПС.

Международные законодательные акты также были результатом совместных решений органов партии и правительства. Они регулировали отношения с капиталистическими странами договорами о мире, нейтралитете, ненападении (пакт 23 августа 1939 г. о ненападении сроком на 10 лет между Германией и СССР, договор о нейтралитете с Японией сроком на шесть лет, заключенный весной 1941 г., и др.), с социалистическими странами -- договорами о союзе, дружбе и взаимопомощи, с развивающимися странами -- договорами о дружбе и сотрудничестве.

В сфере советского делопроизводства принципиально новым моментом стала плановая документация. Она отражала особый тип организационно-распорядительной деятельности, аналогов которому не было в царское время и который нашел отражение в планах, проектах, сметах, программах, графиках и пр. Важную роль в этом комплексе играли директивные документы по составлению народно-хозяйственных пятилетних планов. Они первоначально принимались партийными и советскими органами, которые вырабатывали указы для административных. Первичным директивным документом по разработке первого пятилетнего плана на 1928--1933 годы явилась резолюция ХV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства» (декабрь 1927 г.). После завершения пятилеток Госпланом и ЦСУ СССР издавались сообщения об итогах их выполнения.

Комплекс статистических источников по истории России прошел в своем развитии три этапа: ХVIII -- начало XIX в., XIX -- начало XX в. и советский период.

На первом этапе большую роль играли специальные анкетные обследования: академическое, проводившееся по составленному в 1759 г. опроснику М.В. Ломоносова; шляхетское, программу которого составил в 1760 г. Г.Ф. Миллер; обследование Вольного экономического общества по сельскому хозяйству, осуществлявшееся в 1765 году; сенатские анкеты 1767 г. о причинах повышения цен на хлеб. Другой важнейший источник экономического характера сложился на базе «Экономических примечаний» к планам Генерального межевания страны начиная с 60-х годов XVIII в.

Источником демографических сведений были материалы ревизий. Первичные документы ревизий, ревизские сказки, сводились в перечневые ведомости, генеральные книги, табели и окладные книги. Источником по истории промышленности являлись ведомости фабрик и заводов, а также отчеты владельцев предприятий правительству. Важнейшим источником по истории промышленности, сельского хозяйства и народонаселения выступали губернаторские отчеты. Они начали играть заметную роль при Екатерине II, а регулярный характер приобрели в первой половине XIX в.

Хозяйственные и статистические описания страны выросли из топографических исследований. Во второй половине ХVIII в. они проводились в погубернском и поуездном масштабах и дополнялись военно-топографическими описаниями. С конца ХVIII в. стали появляться описания страны в целом, которые положили начало государствоведению, раннему направлению в развитии статистики. Крупнейшие работы по государствоведению создали И.Ф. Герман, А.К. Штрох, К.И. Арсеньев. К ним примыкают так называемые «путешественные записки» российских ученых: С.П. Крашенинникова (описание Камчатки), И.И. Лепехина (описание провинций), Н.Я. Озерецковского (описание озер Северо-Запада России), П.И. Челищева (описание русского Севера). Сюда же можно отнести и географические словари. Первый такой словарь создал В.Н. Татищев. В 1801--1809 годах Московский университет издал семь томов географических описаний Афанасия Щекатова.

В капиталистическую эпоху сложились в России собственно статистические источники. Их первую группу представляют данные, целенаправленно собиравшиеся для нужд правительственных учреждений. Другая группа формировалась собственно для нужд статистической обработки. Это данные единовременных обследований, переписей и текущей статистики. В 1863 г. окончательно оформился Центральный статистический комитет при МВД, который с 1864 г. возглавил П.П. Семенов-Тяншанский. Весь комплекс статистических материалов подразделяют на: 1) демографическую статистику, 2) аграрную, 3) промышленную, 4) ведомственную, 5) земскую, 6) статистику предпринимательских организаций буржуазии.

Первую всероссийскую всеобщую перепись осуществили в январе 1897 г. В 1877, 1887 и 1905 годах провели три переписи землевладений, в 1916 г. имела место первая всеобщая сельскохозяйственная перепись. Основу статистики промышленности составляли данные сводных ведомостей о фабриках и заводах, доставлявшихся ежегодными губернскими статистическими комитетами. Ведомственная статистика сложилась в рамках отдельных министерств и отражала соответственно самые разные направления исследований. Ее основным недостатком была разобщенность программ обследования.

Основу статистики предпринимательских организаций буржуазии (Советов съездов представителей отраслей промышленности, обществ фабрикантов и заводчиков, биржевых комитетов и др.) составлял бухгалтерский учет промышленных предприятий, монополий, акционерных обществ. Наиболее широко начиная с 90-х годов ХIХ в. публиковали статистические сведения Советы съездов горнопромышленников Юга России и нефтепромышленников Баку.

Высшим же достижением российской дореволюционной статистики стала земская статистика второй половины XIX -- начала XX в. На ее развитие оказал влияние конкретно-исторический запрос -- потребность изучения общих социально-экономических условий народного быта представителями демократически настроенной земской интеллигенции. Земская статистика имела многоотраслевой и комплексный характер. Она содержала сведения о помещичьих и крестьянских хозяйствах, кустарных промыслах, состоянии фабрично-заводской промышленности, условиях труда и быта народа.

Текущая статистика земств основывалась на показаниях добровольных корреспондентов и периодической отчетности земских учреждений. Она пестра, локальна, имеет низкий уровень представительности и достоверности. Основная земская статистика, ценнейший комплекс исторических источников, сложилась в ходе поселенных обследований, подворных переписей и близких к ним бюджетных обследований семей. Они осуществлялись как сплошным, так и выборочным способом. Бюджетные обследования проводились начиная с 80-х годов XIX в. До 1893 г. правительство практически не вмешивалось в статистическую деятельность земств, поэтому данные 60--80-х годов XIX в. являются наиболее интересными, полными и представительными.

В советское время была создана стройная сеть государственной статистики, которая стала неотъемлемой частью государственного управления и планирования народного хозяйства. В 1918 г. было создано Центральное статистическое управление и в 1921 г. Государственный плановый комитет СССР. Сложились и основные направления статистики и учета: общедемографическое, промышленная статистика, статистика рабочего класса и интеллигенции, сельскохозяйственная статистика.

Данные общедемографического характера доставляли регулярно проводившиеся всеобщие переписи населения страны: 1920, 1923 (городского населения), 1926, 1939, 1959, 1970 и 1979 годов. Материалы переписей являются наиболее точным источником о численности и составе населения страны на определенную дату.

В 1918, 1920, 1923 годах проводились промышленные переписи. С 1926 г. их заменили ежегодными обследованиями фабрик и заводов по единообразной программе. С начала 30-х годов статистика промышленности стала основываться на разработке годовых отчетов предприятий. В период социалистической индустриализации вопрос о составе рабочего класса стал важнейшей политической проблемой. Ежегодный профессиональный учет рабочих и служащих начал осуществляться с начала 40-х годов, а специалистов со средним и высшим образованием -- в послевоенный период. Обследования половозрастного состава и стажа проводились раз в три-четыре года. С 60-х годов этот учет дополнили данные конкретно-социологических обследований.

В развитии советской статистики сельского хозяйства зримо прослеживаются два этапа: до коллективизации и после. Наибольшим разнообразием форм учета отличался первый период. В 1920 г. в 23 губерниях европейской части России была проведена первая сельскохозяйственная перепись с целью учесть наличные производительные силы сельского хозяйства страны. Регулярно в 20-е годы в одних и тех же селах, типичных в рамках своих природно-хозяйственных зон, проводились динамические (гнездовые) переписи. Они были выборочными, включали 3--5% всех хозяйств и ставили задачу наблюдения за крестьянскими семьями, социально-экономическими изменениями в них. Они дополнялись 10-процентными «весенними опросами» о состоянии сельского хозяйства к моменту окончания весеннего сева, налоговым учетом крестьянских семей, наиболее массовой формой обследования хозяйств, и бюджетными обследованиями. Последние проводились по детально разработанной программе, согласно которой составлялся общий баланс приходов и расходов каждого хозяйства. Еще один вид -- статистика урожайности -- опиралась на сеть добровольных корреспондентов (около 60 тыс. человек), проводивших осенние опросы об урожайности земледелия и продуктивности скота, и на данные волостной статистики.

Важное историческое значение имеют разработки данных сельскохозяйственной статистики 20-х годов, которые опирались главным образом на бюджетные и динамические обследования. В этих разработках использовалась схема социально-экономической группировки крестьянских хозяйств по критерию их экономической мощности (стоимость средств производства и уровень доходов), степени экономической зависимости и эксплуатации (наем-продажа рабочей силы, аренда и др.). В итоге статистика 20-х годов разделила крестьянство на четыре группы: 1) пролетарии (батраки), 2) полупролетарии (бедняки), 3) мелкие товаропроизводители (середняки) и 4) мелкие капиталисты (кулаки).

Принципиально изменился характер статистики сельского хозяйства с начала 30-х годов, после осуществления сплошной коллективизации в стране. В ее основу легли хозяйственные учеты колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных производителей и их периодическая отчетность. Она сочеталась с периодическими переписями населения и регулярными налоговыми учетами. Бюджетными обследованиями охватывали только хозяйства колхозников.

Список литературы

1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М., 1996

2. Нуруллаев А. А. Отечественная история. Сб. стат. - М., 2000

3. http://ru.wikipedia.org - Википедия -- свободная энциклопедия

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать