История цивилизации майя

История цивилизации майя

Содержание

Введение

1 Великий город Чальчуапа

2 Майя - земледельцы

3 Великие мореходы

Заключение

Список литературы

Введение

В этой контрольной работе по дисциплине «История древнего мира» речь пойдет о древней цивилизации майя. Почему именно о майя - ведь исторической науке известно о многих исчезнувших цивилизациях? Взять, к примеру, Древний Египет! О нем известно очень многое, древние египетские пирамиды до сих пор возвышаются над североафриканской пустыней, будоража умы ученых и привлекая огромное количество туристов. Или Римскую империю, столица которой так и живет в тысячелетиях, местами меняя свой облик, местами оставаясь неизменной с тех пор, как римлянам принадлежало полмира.

Эти цивилизации очень хорошо изучены - их наследия дошли до наших дней. Известно, как звали их правителей, ученых и великих воинов. Известно когда и где они жили, о чем они говорили миру. И это притом, что эти цивилизации не дошли в первозданном виде до тех времен, когда история стала объектом пристального внимания ученых, то есть, до наших дней.

А что же майя? Когда испанские конкистадоры (от испанского слова «конкиста» - завоевание) пришли на их землю - юг Северной Америки - они жили почти так же, как и две тысячи лет до этого. Такая удача и не снилась современному историку! Встретить цивилизацию, хранящую свои традиции, нравы, образ жизни и мировоззрение почти неизменными на протяжении тысячелетий - случай, дающий работы на сотню лет тысяче историков, или любому человеку с пытливым умом.

Но, вместо того, чтобы попытаться изучить, понять, наконец, хотя бы зафиксировать историю и образ жизни майя, испанцы начали их завоевывать. Я так и не смог понять - зачем? Зачем завоевывать огромные территории за тысячи километров от Старого мира? Допустим, из-за золота. Возможность обладания им во все времена бередила умы людей. Но достоверно известно, что конкистадоры уничтожали майя-ицев целыми деревнями, в которых золота и других ценностей не могло быть по определению.

Вот что пишет американский ученый Уильям Прескотт о Эрнандо Кортесе - победителе ацтеков, губернаторе и генерал-капитане Новой Испании: "Кортес никогда не писал слишком много о тех городах, которые он видел. Для него один золотой песо был дороже всех древностей Анахуака" (Анахуак - плодородная долина, которая была местом рождения трех последовательно сменявших друг друга древних цивилизаций теотихуаканской (1 тыс. н. э.), тольтекской (X- XIII вв.) и ацтекской (XIII-XVI вв.); она находится севернее земель, на которых жили майя и была захвачена испанцами до того, как они пришли на территорию майя). Кортес не был единственным представителем Старого света, ступившим на землю Америки, но слова, приведенные выше, очень наглядно описывают нравы людей, которым первыми из европейцев довелось привнести «европейскую культуру» на полуостров Юкатан.

Таким образом, древнейшая цивилизация майя была сначала уничтожена самым жестоким образом, а потом ее начали изучать. Например, письменность майя-ицев была расшифрована только в двадцатом веке советским ученым Ю.В. Кнорозовым. Хотя это можно было сделать гораздо меньшими усилиями еще в шестнадцатом веке. Достаточно было сначала изучить язык майя, скажем, мирно пожив рядом с ними год - другой, а потом просто спросить у них, что обозначает тот или иной иероглиф. Это же касается и всей культуры майя в целом. В результате уникальная древняя цивилизация, дошедшая до средних веков в почти первозданном виде, является одной из самых загадочных, хотя и могла стать одной из самых изученных и понятых.

Человеческая природа такова, что чем загадочнее, непонятнее предмет или явление, тем интереснее он. Наверное, поэтому для контрольной работы я выбрал рассказ о цивилизации майя; о периоде с момента ее зарождения до пятого века нашей эры.

1 Великий город Чальчуапа

В государстве майя больших успехов достигли математика и астрономия. Ученые создали замечательный по своей точности солнечный календарь. Они умели предсказывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения планет и Луны. В городах майя воздвигали каменные столбы - стелы, на которых иероглифами записывали важнейшие даты и события жизни государства. Майя не знали металлических орудий. Их резчики работали каменными - нефритовыми - резцами. Искусно были изготовлены ткани, изделия из дерева и керамика с художественной росписью.

Территория, на которой издревле жили майя, в общих чертах ограничивается полуостровом Юкатан, находящимся на южной окраине североамериканского континента. Площадь полуострова - около двухсот тысяч квадратных километров. Сейчас эти земли принадлежат Мексике, Гватемале, Сальвадору и Белизу. Площадь этой территории сравнима с площадью земель, на которых жили ацтеки (ближайшие «соседи» майя) и гораздо меньше «страны инков» - третьей великой цивилизации доколумбовской Америки. Казалось бы: тропический полуостров Карибского моря с юга защищенный горами - рай земной, да и только!

Но, несмотря на сравнительно небольшую площадь и географическое расположение, природа никогда не баловала майя. Горы на юге только с виду кажутся спокойными: время от времени вулканы просыпаются и их извержения сметают все на своем пути огненной лавой, а потом засыпают все вокруг вулканическим пеплом, превращая плодородные долины в бесплодную и безлюдную пустыню на десятки лет.

На северной границе земель - побережье Мексиканского залива Карибского моря - заболоченные вечнозеленые джунгли тянутся на сотни километров. Здесь неделями могут идти дожди, и тогда выходят из берегов медленные полноводные реки - Коацакоалькос, Грихальва, Усумасинта и Канделария - превращая огромные территории плоской равнины в удушливые болота, непригодные для жизни и земледелия. На побережье полуострова каждую осень обрушиваются тропические ураганы огромной разрушительной силы. Об их страшных последствиях мы и сейчас регулярно узнаем из новостей.

Вот что пишет советский историк В. М. Полевой о природных условиях, в которых развивалась цивилизация майя: «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем, каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночью замерзает вода, грозные вулканы, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые змеи - такова была среда, в которой обосновались местные индейцы».

Таким образом, можно отметить, что значительную часть времени и усилий древних майя занимала непрекращающаяся борьба с последствиями ураганов, ливней, засух, наводнений, землетрясений и страшных эпидемий. Как и следовало бы предположить, этот факт отражен в преданиях и мифах древних майя.

Влияние среды на развитие цивилизации майя очень наглядно показывает история Чальчуапа. Чальчуапа - это крупнейший из дошедших до наших времен археологических памятников горных майя, живших в юго-восточной области «страны майя». На сегодняшний день он представляет собой лишь останки того, чем он был в древности - большим и процветающим поселением, административным, торговым и религиозным центром горных майя. Площадь этого в прямом смысле слова города составляла не менее трех квадратных километров; в нем было не менее шестидесяти крупных зданий административного или религиозного назначения и около девяноста жилых зданий. В нем были прямоугольные площади, некоторые из которых вымощены камнем. Вокруг плащадей располагались крупные здания.

На вершинах плоских рукотворных пирамид располагались целый ансамбли величественных храмов. У подножия пирамид найдено множество стел и алтарей с высеченными на них иероглифами и изображениями. Кроме того, в Чальчуапа были обнаружены каменные скульптуры на которых, помимо иероглифов, были высечены даты по эре майя. Доказано, что Чальчуапа существовал уже в конце первого тысячелетия до н. э.!

Как же возник среди горных джунглей этот величественный город? Первые поселения на территории города были построены предками горных майя. Это были земледельческие племена, которые пришли на эти земли еще во втором тысячелетии до н. э. Их постройки были сделаны из глины и листьев и составляли несколько небольших деревень. Местные земли давали хорошие урожаи маиса, бобов и тыквы - основных культур, возделываемых древними земледельцами. Вокруг было в достатке воды, зверя и птицы. Постепенно развиваясь, небольшая община превратила долину в огромный процветающий оазис.

Вот что пишет В. И. Гуляев в своей книге «Древняя майя» о конце периода расцвета Чальчуапа: «На рубеже нашей эры, пройдя через целый ряд последовательных этапов развития, местные индейцы вплотную подошли к порогу цивилизации. В тот момент они входили важной составной частью в большую и динамическую юго-восточную область культуры горных майя. Ее главным центром считается Каминальгуйю, расположенный на окраине современной столицы Гватемалы. Часы истории должны были отмерить еще какие-то мгновения до вступления горных майяских племен в эру государственности и цивилизации. Но этого так и не произошло. На юго-восток страны внезапно обрушилось страшное стихийное бедствие, и для местных индейцев время сразу остановилось и двинулось вспять». Вот как! Вплотную подошли к порогу цивилизации! Что же помешало тысячелетнему развитию горных майя? Большие слои вулканического пепла белого цвета, которые были обнаружены при раскопках Чальчуапа, недвусмысленно отвечают на этот вопрос: извержение вулкана. Разумеется, это было извержение небывалой силы.

В наши дни картина этой катастрофы восстановлена с определенной точностью. Извержение вулкана Илопанго произошло на рубеже нашей эры. Оно протекало в три этапа. Вначале территория в радиусе пятидесяти километров покрылась слоем пемзы; толщина слоя составлял один - два сантиметра. Затем смесь раскаленных газов, пепла и пемзы, извергаясь из Илопанго, сжигала все на своем пути, а пепел, падающий с неба покрыл все в радиусе семидесяти пяти километров слоем, толщиной в двадцать сантиметров. Довершили дело повторные пеплопады. В конце извержения толщина вулканических отложение составляла от полуметра вдали от Илопанго до пятидесяти метров у его подножия.

Жители Чальчуапы не погибли от извержения - расстояние от города до Илопанго составляло около семидесяти пяти километров. Но их дома и храмы были покрыты слоем белого пепла, они в ужасе бежали со своих земель - на это указывает множество недостроенных зданий, оставшихся в городе. Пеплом покрылась не только Чальчуапа, но и большая часть плодородной долины Рио Пас, и многие горные районы юго-восточных земель майя. Общая площадь земель, пострадавших от извержения Илопанго составила порядка трех тысяч квадратных километров. Принимая во внимание плотность населения в долине, можно предположить, что природная катастрофа лишила средств к существованию, по меньшей мере, тридцать тысяч человек.

У майя не была домашнего скота; землю они обрабатывали вручную - с помощью заостренной палки. Поэтому даже десятисантиметровый слой вулканического пепла делал обработку земли невозможной, а ведь толщина слоя выпавшего пепла в разы превышала эту отметку.

Современные исследования позволяют определить срок, на который земли долины Рио Пас перестали быть пригодными для жизни - около двухсот лет! Но майя вернулись на эти земли гораздо позже - в пятом - шестом веке нашей эры. Так и закончилась тысячелетняя история Чальчуапы.

Но так ли уж бесследно исчез великий город? В период расцвета Чальчуапы горные племена майя несколько опережали в своем развитии население низменной части «страны майя», жившего на территории современной южной Мексики и северной части Гватемалы. Но в конце первого тысячелетия до н. э. - как раз во время гибели Чальчуапы - здесь начинается период бурного развития. Численность населения резко увеличивается - более чем в два раза (на этот факт указывает рост числа жилищ в поселениях). Здешняя цивилизация вступает в пору наивысшего расцвета, который продлится около тысячи лет.

Причиной расцвета равнинных племен майя стала, как это ни странно звучит, гибель Чальчуапы. Массовое переселение более развитых горных майя к своим северным родичам дало мощный толчок к развитию равнинных племен майя. С этого периода начинается так называемая «классическая» цивилизация майя в Южной Мексике и Северной Гватемале. Следует, однако, отметить, что переселение горных племен майя не было причиной ее появления, но стало своего рода «ускорителем» ее развития. Таким образом, даже погибнув, Чальчуапа сыграл очень важную роль в истории майя.

2 Майя - земледельцы

Итак, на рубеже нашей эры «классическая» цивилизация майя в Южной Мексике и Северной Гватемале вступает в свой «золотой» век. Возникают крупные поселения и целые города, строятся величественные храмы, расцветают наука и искусство. Но, как известно основой благосостояния любого общества является развитая экономика, а основой экономики является производство. Чем быстрее и успешнее растет производство, тем сильнее развивается экономика и тем богаче становится общество в целом или какие-то его слои в отдельности. Но в распоряжении древних майя не было подавляющего большинства изобретений, которыми пользовались жители Старого света - они не знали даже железа, т. е. по европейским меркам находились в «бронзовом» веке! Например, топор - как мы увидим позднее, важнейшее свое орудие труда, майя делали из камня.

Остается предполагать, что основой цивилизации майя было земледелие. При этом, у них не было даже домашнего скота. Из всех домашних животных майя разводили только индюков и собак. Они не знали ни коров, ни лошадей, ни плуга. Основой их жизнедеятельности было так называемое «подсечно-огневое земледелие». В чем же его суть? На землях майя не было участков, свободных от буйной растительности, которые можно бы было распахать и засеять. Поэтому, они вынуждены были на выбранном для поля участке сначала срубать деревья и растительность, затем сжигать все это и лишь потом засевать отвоеванный у природы кусок земли.

Среди растений, культивируемых майя, известны кукуруза, томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Но основой их земледелия и цивилизации в целом была кукуруза - маис. Маис был не просто основной пищей майя. Он был основным предметом торговли, маисом платили дань побежденные племена, ради него затевались войны; наконец, ему поклонялись, как божеству.

Важнейшая роль этой сельскохозяйственной культуры в жизни майя приводила к тому, что одно и то же поле год за годом засеивалось маисом. Это влекло за собой быстрое истощение почвы и необходимость смены участка для поля через два - три года. На восстановление плодородия почвы истощенного участка уходило не менее десяти лет.

Вообще говоря, технология обработки земли древними майя в наши дни изучена с очень большой точностью. Дело в том, что подсечно-огневое земледелие применяется на полуострове Юкатан до сих пор. Единственное, что изменили современные майя это каменный топор. Вместо него они используют металлические инструменты. Можно выделить несколько основных этапов подсечно-огневого земледелия: выбор участка для поля; вырубка деревьев и кустарника; сжигание растительности; ограждение поля; сев; прополка посевов; сгибание стеблей кукурузы; уборка урожая. Сгибание стеблей кукурузы используется для того, чтобы ускорить созревание початков, ведь именно их собирают после созревания; вся остальная часть растения после сбора урожая остается на поле.

Каждый год на Юкатане состоит из двух периодов - сухого (он длится с ноября по май)и сезона дождей, который наступал в июне и заканчивался в октябре). Наступление каждого из периодов совпадало с началом одного из этапов подсечно-огневого земледелия. Вот как это выглядело. Когда сезон дождей подходил к концу, крестьянин подыскивал в лесу подходящий для сева участок. Предпочтение отдавалось тем местам, где рос высокий кустарник и деревья - это указывало на плодоносный характер почвы на этом месте. Кроме того, на выбор участка для сева влияла и близость природных источников влаги - карстовых колодцев естественного происхождения («сенотов») и водоемов. Когда начинался сухой сезон, земледелец начинал вырубать растительность на выбранном для сева участке. Обычно это происходило в декабре и январе.

Однако, учитывая, что древние майя использовали каменные топоры, сложно представить, как они вырубали большие деревья. Некоторые ученые предполагают, что вырубке подвергался только кустарник и небольшие деревья. Большие деревья только подрубались, с них сдиралась кора; затем они сами высыхали на солнце. Выжигание участка производилось в марте и в апреле. А в конце мая - начале июня участок засевался. Это должно было произойти перед самым началом сезона дождей, иначе урожая не видать. При посадке маиса, бобов или тыквы у древнего земледельца майя из всех приспособлений были только палка с заостренным концом и сумка для семян. С помощью палки он проделывал в почве отверстие, в которое клались семена. После этого он просто заделывал ямку пяткой.

Во время сезона дождей засеянный участок несколько раз пропалывался. После окончания дождливого периода начинался сбор урожая. Он проходил с ноября по март, т. к. разные сорта маиса созревали в разное время. На следующий год оставшиеся стебли и трава выжигаются, и поле засевается снова. Но на следующий год участок уже не давал того урожая, что в первый. Наиболее плодородные участки можно было засевать три или даже четыре года подряд, но чаще всего на третий год подыскивался новый участок, и все повторялось вновь. Почва же на брошенном участке после двух трех посевов становилась пригодной для земледелия через восемь - десять лет. Если поле засевалось только один раз, почва на нем восстанавливалась быстрее - в среднем за четыре года.

Теперь немного посчитаем. Средняя урожайность маиса на полуострове Юкатан при подсечно-огневом земледелии составляет 7 центнеров с гектара. Если предположить, что семья из пяти человек расходует в среднем четыре килограмма маиса в день, то в год ей потребуется около четырнадцати с половиной центнеров. То есть, площадь засеваемых земель должна составлять чуть более двух гектаров.

На обработку поля площадью в один гектар (имеются в виду все виды работ - от выбора участка до уборки урожая) уходит около четырехсот часов. Следовательно, на обработку двух гектаров понадобится восемьсот часов, то есть, всего лишь сто восьмичасовых рабочих дней в году! Это притом, что даже у современного человека в году более двухсот рабочих дней. Это не значит, что древние майя две трети года ничего не делали. Это значит, что древний майяский земледелец мог производить больше продуктов, чем требовалось для питания. Или же, вместо этого, свободное от земледелия время он мог посвящать другим занятиям. Это очень мощная предпосылка для развития торговли, строительства и культуры древних майя.

Некоторые ученые предполагают, что при подсечно-огневом земледелии древние майя были вынуждены переселяться с места на место из-за быстрого истощения почвы в поисках новых плодородных участков для ведения сельского хозяйства. Посчитаем еще раз. Если умножить площадь земель на Юкатане, пригодных для посева, на среднюю урожайность, то получится, что урожаем с этих земель может прокормиться более двух миллионов человек. Для сравнения можно заметить, что в наши дни население Юкатана составляет около трехсот тысяч человек.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать