История древних греков: возникновение первых государств, религия, социальное разделение
p align="center">4.3 Сражение греков с троянцами

Вновь начались бои у стен Трои. Идя в бой, греки строились в отряды по племенам иродам. Простые воины сражались пешими, в рубашках из холста -- грубой льняной ткани; вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой на колесницах, запряженных конями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи и доспехи, защищавшие тело вождя.

Лучшим воином среди греков считался могучий и «быстроногий» Ахилл, вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троянцев был Гектор. В «Илиаде» описывается поединок между ними и гибель Гектора. В поэме рассказывается, что в сражения вмешивались боги; одни из них полагали грекам, другие -- троянцам. Бог кузнечного дела Гефест изготовил доспехи Ахиллу.

4.4 Похороны Патрокла

В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей, собак. Ахилл сам зарезал 12 пленных юношей троянцев. Автор поэмы осудил этот кровавый поступок, сказав, что Ахилл «совершил нехорошее дело». Подожгли костер, когда он догорел, сложили обгоревшие кости Патрокла в золотую урну и насыпали над ней высокий курган.

В честь погибшего Ахилл устроил игры -- состязания в гонках колесниц, в кулачном бою, в борьбе, в беге, в метании диска и копья, в стрельбе из лука. Участникам состязаний Ахилл давал призы: породистых коней, дорогие доспехи, золото, серебряную чашу, рабынь. Наиболее ценным призом был кусок железа.

«Илиада» заканчивается описанием похорон Патрокла и Гектора. О конце троянской войны сообщают сказания, не вошедшие в поэму.

4.5 Гибель Трои

Вскоре после похорон Патрокла и Гектора погиб и Ахилл. Когда он был ребенком, его мать -- богиня -- выкупала его в подземной реке. Тело Ахилла стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Он и умер от отравленной стрелы, вонзившейся ему в пятку. Отсюда происходит выражение ахиллесова пята, что значит «уязвимое место».

Чтобы овладеть Троей, греки по совету «хитроумного» Одиссея соорудили огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались воины, а остальное войско укрылось на ближайшем острове. Троянцы приняли коня за дар греков богам и втащили его в город. Ночью воины вышли из коня и напали на спящих троянцев. В то же время греческое войско вернулось с острова и ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин и детей, разграбили и подожгли город. Выражение троянский конь означает дар, опасный для того, кто его получает.

4.6 Содержание «Одиссеи»

Поэма рассказывает о приключениях Одиссея при его возвращении из Трои на родину -- островок Итаку, расположенный у западного побережья Греции.

На двенадцати кораблях воины Итаки отплыли от берега, на котором еще дымились развалины Трои. Множество опасностей и бедствий ожидал их. Бог холодного северного ветра поднял бурю, и греки сбились с пути. Великаны разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили находившихся на них людей. Только кораблю Одиссея удалось уплыть в море. Спутники Одиссея рассердили бога грома и молнии Зевса. Зевс ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спасся лишь Одиссей, ухватившийся за обломок мачты. Волны вынесли его на берег.

Одиссей добрался до Итаки после десятилетних странствий. Его встретил раб, пасший стада свиней, принадлежавших Одиссею. Этот раб родился в свободной семье, но еще ребенком его украли финикийцы и продали на Итаку.

Во время отсутствия одиссея в его доме хозяйничали знатные юноши Итаки. Чтобы не быть узнанным, он пришел в свой дом под видом нищего. Поэма заканчивается рассказом, как Одиссей с помощью богини Афины перебил непрошенных гостей и вновь стал править на Итаке.

Обе поэмы Гомера принадлежат к величайшим произведениям литературы. Они написаны торжественным стихом -- гекзаметром, отличаются богатством и красочностью языка.

4.7 Из «Илиады»

Поединок Ахилла и Гектора

Богиня Афина приняла вид брата Гектора и коварно уговорила его сразится с Ахиллом, обещая свою помощь. Ахилл первый бросил копье в Гектора, но тот приник к земле, и копье пролетело над головой. Бросил копье Гектор и попал в щит Ахилла; выкованный Гефестом щит выдержал удар. Афина подала Ахиллу копье. Тщетно звал Гектор брата; некому было подать ему новое копье. Тогда он устремился на Ахилла с мечом:

…выхватив меч свой, остро отточенный,

Крепкий, огромный, который висел на бедре его мощном,

Ринулся, сжавшись в комок, как орел, на высотах парящий,

Если сквозь темные тучи он падает вдруг на равнину,

Нежного чтобы ягненка схватить иль трусливого зайца,

А Ахиллес устремился, наполнивши бурною силой

Дух свой. Сработанным прочно щитом прикрывал себе грудь он,

Дивным на вид. На его голове колебался блестящий

Четырехгребенный шлем, золотые над ним развевались

Волосы, в крепких гребнях укрепленные густо Гефестом.

Ахилл копьем поразил Гектора. Он привязал тело троянца к колеснице и погнал коней в лагерь торжествующих греков.

4.8 Из «Одиссея»

Греки на острове циклопов

Корабль Одиссея приплыл к острову, где жили циклопы -- великаны с одним глазом посередине лба. Одиссей с несколькими спутниками вошел в пещеру циклопа. В пещере было много кругов сыра и сосудов с простоквашей -- циклоп занимался разведением овец и коз.

Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко

Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;

Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершины горы, над другими воздвигшейся грозно.

Вечером циклоп загнал в пещеру свое стадо. Вход в нее он завалил огромной каменной глыбой, отодвинуть которую было не под силу Одиссею и его товарищам. Увидев греков, циклоп съел двух из них. На следующий день он съел еще четырех человек. Одиссей напоил великана виноградным вином, и, когда тот заснул, оставшиеся в живых люди выкололи ему острым колом глаз. Утром слепой циклоп отвалил камень и стал выпускать стадо. Великан стерег у выхода и стерег, чтобы люди не ушли из пещеры. Тогда греки по совету Одиссея связали по три барана вместе. Под ними было привязано по человеку. Незаметно ускользнув от циклопа, греки взошли на корабль и покинули страшный остров. Греки называли циклопическими сооружения, сложенные из огромных глыб камня, например стену Микенского акрополя, так как думали, что построить их могли только великаны-циклопы.

5. Хозяйство и жизнь греков в XI--IX веках до н. э.

5.1 Земледелие и скотоводство

Обработка каменистой почвы Греции требовала тяжелого труда. Поле очищали от камней. Твердую землю пахали по три-четыре раза деревянным плугом да еще рыхлыми мотыгами. Нередко труд земледельца пропадал даром: при засухах посевы выгорали, а при ливнях бурные потоки размывали поля.

Пшеница плохо росла на каменистых почвах. Греки сеяли главным образом ячмень.

Коров в Греции было мало, для них не хватало хороших пастбищ. Греки разводили коз и овец, кормившихся листьями кустарников и травой на склонах гор.

В XI веке до н. э. в Греции начали обрабатывать железо. Сначала его добывали мало. Однако в дальнейшем железные орудия получили широкое распространение. От этого повысилась производительность труда греческих земледельцев и скотоводов. Стало легче обрабатывать землю, увеличились посевы и повысились урожаи.

5.2 Хозяйство простых родичей

Земля принадлежала племени. Каждая семья обрабатывала отведенный ей на поле надел и имела свой скот, который пасся на общем пастбище. Земледельцы сами изготовляли почти все нужные им вещи: ткани изо льна и шерсти грубую одежду и подстилки, на которых спали, лепили посуду, шили легкую обувь -- сандалии. Лепешки и каши из ячменя были их основной пищей.

Среди родичей не было равенства. Одни родичи обеднели, нанимались на работу в чужие хозяйства или просили милостыню. Никто не удивился, когда на Итаке появился Одиссей под видом нищего.

5.3 Хозяйство знатных людей

Гомер называет знатных людей «многонадельными» -- они получают большие наделы лучшей земли вблизи от ручьев или речек. Знатные люди тогда еще сами работали в своих хозяйствах. Одиссей, например, пахал и столярничал.

Для обработки своих обширных полей знатные люди стали нанимать поденщиков, а за работу давали им пищу и простую одежду. Владелец земли получал зерна, льна значительно больше, чем нужно было отдать поденщикам за их работу. Остальное он присваивал себе.

Скота у знатных людей было гораздо больше, чем у остальных родичей, и они постепенно стали распоряжаться пастбищами племени. Иметь лошадей могли только очень богатые люди.

В хозяйствах знатных людей стали использовать труд рабов. Мужчин-рабов было немного; им обычно поручали пасти скот. Больше было рабынь; они мололи зерно, ткали одежду, обрабатывали огород, готовили пищу.

5.4 Мореплавание и торговля

Между греческими племенами, широко расселившимися на побережьях и островах, сохранились торговые связи.

Деревянные корабли греков были похожи на большие лодки. Плавание на таких кораблях было опасным. Поэтому греки выходили в море только в тихую погоду и днем. Плыли они вдоль берега или от острова к острову и на ночь вытаскивали суда на сушу. Иногда они отправлялись и в дальние путешествия.

На своих кораблях греки не только вели торговлю, но и совершали военные походы для захвата добычи. Большую часть добычи забирали себе вожди и другие знатные люди.

5.5 Возвышение людей и старейшин

Почти в каждой долине и на каждом острове жило отдельное племя, состоявшее из нескольких родов. На войне родичи помогали друг другу. За убитого родича мстил весь род.

По древнему обычаю, важнейшие дела должны были решаться на народном собрании с участием всех мужчин племени. Но решение этих дел постепенно перешло к совету, состоявшему из знатных людей. Вожди очень редко созывали народное собрание -- так, на Итаке оно состоялось за 20 лет лишь один раз. Если же вожди вынуждены были созвать народное собрание, они заставляли его принять угодные им решения.

Вожди и старейшины передавали по наследству сыновьям богатства и власть. Чтобы еще больше возвысится над простыми родичами, знатные люди утверждали, что их предками были боги.

В XI -- IX веках до н. э. в Греции происходил постепенный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю.

5.6 Из описания щита Ахилла в «Илиаде»

Дальше царский участок представил художник искусный.

Острым жали серпами поденщики спелую ниву.

Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

Спешно сбирая колосья, охапками их подносили…

Слуги пищу поодаль под тенью готовили дуба.

Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих…

С громким мычаньем они из загона на луг выходили…

5.7 Из описания дворца в «Одиссее»

Жило в обширном дворце пятьдесят рукодельных невольниц.

Зерна златые мололи одни жерновами ручными,

Нити пряли другие и ткали, сидя за станками.

Был за широким двором…

Сад, обведенный отвсюду высокой оградой, росло там

Много деревьев плодоносных, ветвистых, широковершинных…

Саду границей служили красивые гряды, с которых

Овощи, вкусная зелень весь год собирались обильно.

Два там источника были: один обтекал, извиваясь,

Сад… Так изобильно богами был дом одарен.

6. Установление рабовладельческого строя в Афинах в VIII--VI веках до н. э.

6.1 Аттика к началу VIII века до н. э.

На юго-востоке Средней Греции далеко выдается в море большой полуостров. На нем расположена область Аттика.

На западе аттики между горами и морем находится высокая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Еще во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. На вершине холма стоял акрополь. Вокруг него располагались жилища афинян.

В VIII веке до н. э. знатные афиняне подчинили себе все население Аттики. Городом и областью управляли совет старейшин и избираемые им девять правителей. Членами совета, представителями судьями были знатные афиняне. Они перестали созывать народные собрания. Суд решал все дела в пользу знатных людей.

Свое правление знатные греки называли аристократией, что значило «власть лучших». Отсюда произошло слово «аристократ», что означает -- знатный человек. В отличие от аристократов остальное свободное население Аттики называлось демос.

6.2 Развитие хозяйства в Аттике

Хотя почвы Аттики малоплодородны и ее населению не хватало своего хлеба, но здесь были и благоприятные условия для развития хозяйства.

На склонах холмов хорошо рос виноград, а в долинах -- оливковые деревья. Оливковое масло греки использовали для питания, освещения и натирания тела перед состязаниями. В Аттике была хорошая для гончарных изделий глина. Из нее делали амфоры -- сосуды с двумя ручками и узким, в них хранили и перевозили вино и масло. Из глины же изготовляли черепицу для крыш, трубы для водостоков, бочки для зерна.

Вблизи акрополя располагалась рыночная площадь -- агора. Жители равнины привозили сюда мало и вино; пастухи доставляли с горных пастбищ скот, шерсть, кожи; ремесленники приносили свои изделия.

Рядом с агорой росли кварталы, заселенные ремесленниками. Здесь дымились печи гончарных мастерских. Кузнецы ковали у пылающих горнов орудия труда и оружие. Другие ремесленники пряли и ткали, дубили кожу. На юге полуострова добывали в рудниках серебро. В VII веке до н. э. в Афинах начали чеканить серебряную монету.

В удобных гаванях Афин грузили на суда изделия афинских ремесленников, амфоры с вином и маслом для продажи в других областях и странах. С прибывших судов выгружали хлеб, лес, выводили связанных рабов. Рядом с гаванями были устроены верфи -- предприятия для постройки и починки кораблей.

6.3 Приток рабов в Афины

Развитие хозяйства в аттике было тесно связано с увеличением в ней числа рабов. Рабы выполняли наиболее тяжелый, не требовавший большого умения труд: давили прессами виноград и маслины, выламывали руду и камень, месили глину, таскали тяжести.

В свою очередь, развитие ремесел, торговли и мореплавания повышало спрос на рабов.

6.4 Разорение крестьян

С развитием в Аттике хозяйства и с ростом числа рабов изменялось и положение крестьян.

Бедные крестьяне не имели средств для разведения виноградников и оливковых садов. Они едва кормились со своих небольших участков земли. При нередких в Аттике неурожаях крестьяне занимали у знатных людей зерно или деньги под большие проценты.

Аристократ, давая крестьянину в долг, ставил на его земле камень, называвшийся долговым. На камне было написано, кому и когда крестьянин обязан возвратить долг. Если он не мог уплатить в срок долг и проценты, у него не только отбирали землю, но для погашения долга часто продавали его самого вместе с семьей в рабство.

В конце VII века до н. э. на многих участках стояли ненавистные камни, напоминавшие крестьянам об угрозе превращения в рабов. Еще больше крестьян разорялось.

6.5 Демос в конце VII века до н. э.

Большинство демоса составляли крестьяне, матросы, поденщики, ремесленники. Но в VIII--VII веках до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских, зажиточные крестьяне. Они сами имели рабов, нанимали поденщиков.

Однако весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам. Греческий поэт, происходивший из аристократов, требовал «твердой ногой наступить на грудь народа, бить его медным копьем», так как нет народа, который добровольно терпел бы «крепкие вожжи господ».

В VIII--VII веках до н. э. а Афинах складывался рабовладельческий строй и государство.

6.6 Драконовские законы

В конце VII века до н. э. совет старейшин установил законы, по которым совершался в Афинах суд и которые охраняли жизнь и имущество аристократов. По этим законам даже за незначительные провинности назначались жестокие наказания. Например, за сорванную в чужом саду гроздь винограда подвергали смертной казни. Об этих законах говорили, что они «написаны не чернилами, а кровью». Так как их составителем считался правитель Дракон, то жестокие законы называют драконовскими.

7. Укрепление рабовладельческого государства в Афинах

7.1 Борьба демоса с аристократами и его победа

Господство аристократов вызвало всеобщее недовольство демоса. Демос добивался права участвовать в управлении Афинами. Бедняки, кроме того, требовали отменить долги, отобрать у аристократов землю и разделить ее между всеми неимущими.

В начале VI века до н. э. борьба демоса с аристократами резко обострилась. По всей Аттике происходили между ними кровавые столкновения. Демос собирался на сходки и сговаривался совместно выступить против аристократов. Готовилось всеобщее восстание.

Страх перед восстанием вынудил аристократов пойти на уступки. В 594 году до н. э. правителю Солону было поручено примирить демос и аристократов. Солон происходил из знатной, но обедневшей семьи. Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Солон, опираясь на поддержку созванного им народного собрания, провел реформы -- преобразования -- в положении демоса и в управлении государством. Долги крестьян были отменены. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать за долги афинян рабов. Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама:

«Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

На родину в Афины, в наш прекрасный град,

Вернул я многих на чужбину проданных.

Освободил и здесь на милой родине

Рабов, дрожавших перед волей господ».

В аттике благодаря отмене долгов и долгового рабства окрепли крестьянские хозяйства.

7.2 Обязанности граждан Афинского государства

Все мужчины -- уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства. Но они были разделены на четыре разряда по размерам их имущества, несли разные обязанности и имели разные права.

Граждане обязаны были служить в войске или во флоте. Два года они проходили военное обучение, а во время войны являлись на службу со своим вооружением.

Малоземельные бедняки, составлявшие 4-й разряд, служили легковооруженными воинами в пехоте или матросами и гребцами на военных кораблях; флот получал отличных моряков.

Крестьяне, которые могли купить доспехи, составляли тяжеловооруженную пехоту -- основную силу афинского войска.

Люди, имевшие средства для покупки верховой лошади, служили в коннице.

Богачи, включенные в 1-й разряд, занимали командные должности в войске и флоте.

7.3 Права граждан

Все граждане имели право участвовать в афинском народном собрании. Оно решало наиболее важные дела и выбирало должностных лиц, управлявших Афинским государством. С конца VI века до н. э. оно стало избирать стратегов, командовавших афинскими войском и флотом. Право занимать эти должности имели только богатые и зажиточные граждане трех первых разрядов. Бедняки были лишены этого права. Судьями же могли быть все граждане.

7.4 Афинские граждане и рабы

Реформы Солона не улучшили положения рабов, привезенных в Афины из других стран. Число рабов продолжало возрастать. Хотя вражда между аристократами и демосом и не исчезала после реформ, но и знатные, и незнатные граждане стремились приобретать рабов и держать их в повиновении. Поэтому и аристократы, и демос были заинтересованы в укреплении Афинского государства.

В VIII--VI веках до н. э. в Афинах установился рабовладельческий строй и образовалось рабовладельческое государство.

7.5 Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу

Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве, где бы я ни стоял. Я буду сражаться за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но и более могущественным и сильным. И сам вместе со всеми я буду подчинятся законам, как ныне действующим, так и тем, которые будут действовать в будущем. Да будут свидетелями боги, границы моего отечества, пшеничные и ячменные поля, виноградники и оливы!

8. Спартанское рабовладельческое государство в VII--VI веках до н. э.

8.1 Местоположение и природа Лаконики и Мессении

На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лаконика. В центре ее лежит речная долина. Высокие и труднопроходимые горы окружают долину с трех сторон. Морские берега Лаконики, обрывистые или, напротив, низкие и болотистые, были неудобны для мореплавателей. В долине были плодородные земли и хорошие пастбища. Еще больше славилась своим плодородием область Мессения, расположенная на юго-западе Пелопоннеса.

8.2 Завоевание дорийцами Лаконики и Мессении

Дорийцы вторглись в Грецию в конце II тысячелетия до н. э. Они завоевали Лаконику и основали город Спарту. Завоеватели стали называться спартанцами.

Долгие и упорные войны спартанцы вели за покорение Мессении. В середине VII века до н. э. им удалось одержать победу над мессенцами. Часть мессенцев укрылась на вершине неприступной горы. Спартанцы окружили их убежище. Ночью во время грозы, под проливным дождем, спартанцы незамеченными взобрались на вершину и неожиданно напали на осажденных. При свете молний завязалась ожесточенная битва. Сражались не только сами мессенцы, но и их жены.

Бой шел непрерывно три ночи и три дня. Спартанцы сменяли в бою друг друга. Положение окруженных мессенцев было безнадежным. Но и спартанцы несли тяжелые потери. Они согласились отпустить мужественных героев при условии, что те навсегда уйдут из Мессении. Остальное население области попало под власть спартанцев.

Древний писатель о битве спартанцев с мессенцами рассказывает: «Устремились на врагов и женщины с камнями в руках. Они взяли оружие и этим еще больше зажгли в мужчинах смелость, когда те увидели, что и женщины предпочитают лучше умереть вместе с ними, чем стать рабынями».

8.3 Классы в Спарте

Большую часть покоренного населения спартанцы обратили в рабство. Рабов называли здесь илотами. Завоеватели составили класс рабовладельцев.

Каждый спартанец получал участок земли. Илоты должны были обрабатывать этот участок. По словам современника, илоты «несут господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля».

Наряду с илотами в Лаконике и Мессении проживало много людей, которые были свободными, но подчинялись спартанцам и платили им дань.

Спартанцы были беспощадны к покоренному населению. Они убивали самых сильных и смелых илотов, чтобы запугать остальных. Илоты ненавидели своих эксплуататоров и не раз поднимали против них восстания.

8.4 Жизнь спартанцев

Спартанцы установили в завоеванных областях свои законы. В Спарте созывалось собрание, участвовать в котором могли только спартанцы. Оно избирало в совет старейшин пожилых спартанцев. Совет решил важнейшие дела, судил провинившихся. Членами совета были и два царя, командовавшие войском.

Все спартанцы были воинами; закон запрещал им заниматься другим делом, кроме военного. Спартанцы были хорошо вооружены. В бою они строились в несколько рядов, выставив копья вперед; такое построение называлось фалангой. Под звуки флейт и хоровых песен фаланга стройными рядами шла на неприятеля; казалось, что движется стена сомкнутых щитов, ощетинившаяся копьями.

В мирное время спартанцы весь день проводили в венных лагерях; там они занимались маршировкой, бегом, метанием копья и другими венными упражнениями. Ложась спать, спартанец клал рядом оружие. За нарушение дисциплины, за трусость виновного жестоко наказывали.

8.5 Из спартанской песни

Будем за родину храбро стоять и, детей защищая,

Ляжем костьми, не щадя жизни в отважном бою.

Юноши, бойтесь же, строя рядами, не будте примером

Бегства постыдного или трусости жалкой другим.

Дух сохраняйте в груди навсегда удалой и могучий

И не жалейте души, выйдя с врагами на бой…

Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,

Каждый на месте стоит, губы зубами прижав.

8.6 Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев

Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть.

Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и волю. Спали они на подстилках из тростника, который ломали голыми руками. Им наголо отстригали волосы, приучали ходить босыми без одежды.

Мальчиков лишь немного учили чтению и письму, а также игре на флейте и песням, воспитывающим мужество. Почти все остальное их время было занято физическими упражнениями, среди которых большое место занимали борьба и кулачный бой.

Чтобы научить мальчиков терпеливо переносить боль их беспощадно секли. Иногда кровь из рассеченного розгами тела заливала место, на котором мальчик лежал. Если он кричал, то его могли засечь до смерти.

Дети и юноши должны были беспрекословно выполнять все приказания старших. Говорить они могли только тогда, когда им это разрешали взрослые. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков.

Спартанцы учились говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной, то есть такой, какая была в Лаконике. Например, спартанка, провожая сына на войну и вручая ему щит, сказала: «С ним или на нем»; в Спарте считалось позором потерять щит, тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Слова «Со щитом или на щите» стали крылатыми.

9. Образование городов-государств в Греции и на берегах Средиземного и Черного морей

9.1 Развитие хозяйства и борьба между демосом и аристократами в Греции в VIII--VI веках до н. э.

Не только в Афинах, но и в других греческих городах развивались ремесла и торговля. Купцы везли изделия ремесленников и другие греческие товары в страны, расположенные на берегах Средиземного моря и примыкающих к нему морей. Шерстяными тканями славился Милет -- греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производится в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия -- в Афинах. Большой спрос был также на греческие вино и масло.

С ростом в Греции демоса обострялась его борьба с аристократами, доходившая до кровавых столкновений. Во многих областях демос добился отмены долгового рабства и получил право участвовать в народных собраниях. В других областях господствовали аристократы. Положение здесь демоса греческий поэт Гесиод изобразил в басне о соловье и ястребе.

Ожесточенная борьба между демосом и аристократами, а также и недостаток в Греции земли заставляли многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободится и голода злого избегнуть». Когда побеждала знать, ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял»,-- писал изгнанный аристократ.

9.2 Основание колоний

Греческие торговые города стали создавать свои постоянные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Город, основавший колонию, снаряжал целую флотилию военных и торговых кораблей. Колонисты-переселенцы собирались из разных областей Греции; это были крестьяне, потерявшие землю, ремесленники и купцы, надеявшиеся найти в колонии хороший сбыт своим товарам, люди, вынужденные бежать из родного города. Особенно много колоний основал город Милет.

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружили его крепостной стеной. Далеко от моря они не удалялись. Если рядом с колонией жили местные племена или народы, то греки старались установить с ними хорошие отношения.

9.3 Жизнь в колониях

Колонисты устраивали мастерские, обрабатывали около города поля, сажали виноград, разводили скот. Они торговали с местными племенами, главным образом со знатными людьми, желавшими приобрести красивые греческие вещи. В обмен на греческие изделия колонисты получали рабов и другие товары; они обещали в рабство и захваченных силой местных жителей. Часть рабов оставляли в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать