История Евпатории
p align="left">В походе «на край света» за золотыми яблоками вечной молодости, путь античного героя опять лежал через Причерноморские земли. Попутно «в безлюдном, скифском, дальнем и пустом краю» он освобождает Прометея, прикованного к скалам Кавказа за дарованные титаном человечеству огонь, искусства и науки.

Немало побродил по свету великий Геракл, участвовал во многих походах и битвах, получая ранения, излечивал свои раны водой целебных источников и целительными грязями. И, вероятно поэтому, именно его древние греки считали открывателем лечебных вод и грязей. В местах выхода минеральных источников, а также лечебных грязей греки создавали святилища в честь Геракла, открывали храмовые лечебницы. Отметим, что именно в таких местах в округе Евпатории были найдены 8 известняковых рельефов героя (два на берегу Мойнакского озера).

Освоив до 6 в. до н.э. Северное Причерноморье, а вместе с этим и Северо-Западный Крым, греки принесли сюда свои культы, не последнее место среди которых занимал культ великого Геракла. Для жителей причерноморских городов-государств: Херсонеса, Керкинитиды и поселений Северо-Западного Крыма он был покровителем и хранителем военных побед, охранителем страны и ее границ, покровителем культуры, атлетизма и школ борьбы, богом здоровья, спасителем от различных бед. В его честь устраивались праздники, называвшиеся Гераклеями, которые сопровождались театральными представлениями на сюжеты мифов о герое; в честь героя называли своих сыновей и сажали серебристый тополь, оливу и плющ; чеканились монеты с изображением Геракла.

Излюбленный герой греков нашел на почве Северного Причерноморья свой особый художественный стиль, а может быть, только на землях Тавриды обретал великий герой античной Греции Геракл отдохновение и покой, что и отображено в рельефах (в виде отдыхающего Геракла), выполненных местными мастерами.

Относительного места расположения полиса-Керкинитиды очень долго не было полной ясности. Лавры первооткрывателя места ее расположения принадлежат члену Археологической комиссии, заведующему раскопками Херсонеса Л.А.Моисееву, который на основании проведенных в Евпатории раскопок (в период с 1916 по 1918 годы) доказал местонахождение древней Керкинитиды на Карантинном мысу.

История этих раскопок печальна. Еще в 1921 г. (приказом Ревкома Крыма) район Большого Карантина был объявлен заповедной территорией, а затем решениями ЦИКа и Евпаторийского горисполкома этот район был закреплен за Евпаторийским археолого-этнографическим музеем. Здесь запрещалась даже разбивка сада, не говоря уж о строительстве. Но позднее территория Карантина оказалась включенной в черту санатория РККА и стала застраиваться. А развернувшееся в 60-70 годы расширение Центрального детского санатория Министерства Обороны, проводившееся без научного обследования и вопреки мнений археологов, в очередной раз погубило древнюю Керкинитиду. И, стыдно сказать, погубили не варвары, а якобы из гуманных соображений и из любви к детям современные люди.

Небольшой даже по тем временам город с населением около 2 тысяч человек являлся важным торговым центром, осуществляющим торговые и экономические связи городов Эллады и Малой Азии с районами северного Причерноморья.

Предводителем колонистов является представитель знатного города-метрополии. Можно предположить, что имя его было Каркинос (созвучно - Каркинитида) - и по имени своего основателя город получил свое первое имя.

Построив землянки, начав возделывать землю, горожане приступили к строительству домов, а примерно через 70 лет после основания, когда население города увеличилось за счет естественного прироста и приобретения рабов; были построены оборонительные стены. Городская застройка внутри города получила регулярную планировку.

Основным занятием жителей Керкинитиды было, конечно, земледелие: здесь выращивали пшеницу и виноград, давили вино, занимались скотоводством, добычей соли. Кроме того мужчины занимались рыбной ловлей. В городе работали свои ремесленники: косторезы и литейщики. Каменотесами они были столь искусными, что при строительстве домов не требовались скрепляющие растворы.

Керкинитида вела обширную торговлю, практически, со всем античным миром. В город поступало дорогое вино и оливковое масло, душистые масла, посуда и предметы роскоши. Из колонии вывозили зерно, соль, соленую рыбу, отсюда в Грецию поступали рабы, приобретаемые у скифов. В городе с 5 в. до н.э. чеканилась своя медная монета.

К середине ‡X в. до н.э. город имел площадь 5,3га, население его составляло 1800 человек. Это был типичный город-государство со своей политической властью, своей экономикой.

За пределами оборонительной стены лежали общинные земли города и частные наделы граждан площадью 4-5га каждый. В целом сельскохозяйственная округа или хора Керкинитиды составляла примерно 20км2, т.е. была почти в 40 раз больше площади города.

Продовольственные земли вокруг Керкинитиды стали причиной потери городом политический и экономической самостоятельности. Именно сельскохозяйственные угодья привлекли внимание его соседей, и, прежде всего, Херсонеса (современный Севастополь).

Исследования биологов показывают, окрестности Евпатории не представляли из себя, как сейчас, выжженные солнцем степи. Многочисленные речки и ручьи были окружены многочисленными лесами, состоящими из дубрав, вяза, ольхи, тополя, клена, земляничного дерева, можжевельника. Нередки были и сосновые рощи. В лесах в изобилии водились разные звери, являвшиеся предметом охоты: олени, косули, сайгаки, кабаны, медведи, волки, зайцы и барсуки и др.

Экономическое давление Херсонеса, который своими усадьбами ограничил расширение сельскохозяйственной хоры города, заставило жителей Керкинитиды согласиться на союз с Херсонесом. Это произошло на рубеже ‡Y‡V в. до н.э. В политическом плане жители Керкинитиды получали полноправное гражданство в Херсонесе, но экономически город терял право свободной торговли. В то же время Керкинитида была вторым городом по величине и значению после Херсонеса.

Сначала греки, а потом генуэзцы сумели превратить его в важный торговый центр, соперничавший даже с царицей Крыма - Феодосией (Кафой). Архивы Венецианские и Генуэзские полны описаний богатства и торгового могущества Евпатории и ее обитателей. Генуэзские колонии в северном Причерноморье, укрепленные торговые центры генуэзских купцов существовали повсеместно в 13-15 вв. Вели посредническую торговлю со странами Западной и Восточной Европы, в т. ч. в русских землях. В 1475 захвачены и разгромлены Турцией.

Спокойной жизни у Керкинитиды не было никогда. В 4-3 веках до н.э. в равнинной части полуострова возникает позднескифское царство с главным городом Неаполем скифским (в районе современного Симферополя). Около современного Симферополя до сих пор в виде развалин существуют свидетельства существования этого города: укрепления, жилые и хозяйственные постройки, мавзолей, каменные склепы с росписями и др. Довольно сильное скифское государство занимало довольно обширную территорию от низовьев Днепра на севере до Крымских гор на юге, от побережья Черного моря на западе до Феодосии на востоке.

Отношения эллинов со скифами нельзя было назвать дружелюбными. фактически шла многолетня непрерывная война.

На рубеже 3-2 в. до н.э. город пережил одно из очередных потрясений: захват и разрушение его скифами. Поселения Северо-Западного Крыма подверглись их нападению в 10-ой трети 3 века до н.э. Война Херсонеса со скифами была затяжной. Республика была вынуждена искать помощи у Боспорского царства, располагавшегося на Керченском и Таманском островах. Царь Боспора Митридат ‡Y Евпатор направил на подмогу Херсонеса полководца Диофанта.

Евпатор - прозвище понтийского царя (с греч. - «благородный»), В поле деятельности которого попала Керкинитида. Когда во 3-2 веках до н.э. скифы захватили греческое поселение Северо-Западного Крыма, в том числе Керкинитиду, греки вынуждены были обратиться за помощью к Митридату Евпатору, который послал войска под предводительством полководца Диофанта. Почетный декрет (к 2 в. до н.э.) в честь Диофанта, «сына Асклепиодора, Синопийца, полководца понтийского царя Митридата ‡Y» (храниться в Государственном Эрмитаже, г. Санкт-Петербург) сообщает об освобождении Керкинитиды: «Когда же скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел, и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войско Диофанта, хотя время склонялось к зиме. Диофант со своими воинами и сильнейшими из граждан двинулся против самых крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкинитидой…». Во время одного из походов Диофант основал крепость, названную Евпаторион в честь Митридата Евпатора, которая в настоящее время исследователями локализована с античным поселением, открытым на урочище Кара-Тобе (ныне ст. Прибрежное).

Освобожденная во 2 веке до н.э. Керкинитида так и не смогла подняться до прежнего уровня и окончательно прекратила свое существование в первые века нашей эры.

В 110 году до н.э. скифы вновь захватили и разрушили Керкинитиду и добрались до стен Херсонеса. При помощи царя могучего Понта Митридата ‡Y Евпатора, пославшим на помощь Херсонесу войска и флот, скифы были разбиты у стен Херсонеса.

Позднее скифы снова захватили Керкинитиду и приближались к Херсонесу, но вновь были разгромлены с помощью полководца Диофанта. На рубеже новой эры Митридат ‡Y Евпатор потерпел поражение в войне с Римом, в Крым вошли римское легионы, а в Херсонес стал их опорным пунктом на полуостраве.

В связи с ослаблением Римской империи сюда вновь возвратились скифы и жили тут, вероятно, до 3 века, когда город перестал существовать в результате вторжения готов (германских племен), мигрировавших на юг с берегов Балтики. Готы разрушили все на свое пути, в том числе и Керкинитиду. На этом вероятно закончилось античная история Керкинитиды. Кстати именно в связи с завоеванием готами Крыма в столь древние времена, германская верхушка (уже в 20 веке) расценивала Крым как особую территорию. Крым еще не был полностью захвачен гитлеровскими войсками, а уже в конце 1941 года Розенберг обратился к Гитлеру с предложением переименовать Крым в Готенланд, а Симферополь - в Готенбург.

В следующие несколько веков на побережье обитали уже не греки и скифы, а другие народы, время от времени сменявшие друг друга, - хазары, печенеги, половцы.

В 20-21 веках на западном побережье Крыма появились выходцы из Киевской Руси.

В 13 веке над Крымом пронесся смерч татаро-монгольского нашествия. Но как утверждают исследователи, татаро-монгольские завоеватели, относящиеся к морю с опаской, на побережье никогда не закреплялись.

В эпоху раннего средневековья здесь вновь возникла крепость…

С конца 13 века и до 1475 года, когда турки захватили Крым, крымское побережье колонизировали генуэзцы. В юго-западной части побережья существовало княжество Феодоро со столицей Мангуп. Здесь жили греки, армяне, караимы. На итальянских картах 14-15 веков район Керкинитиды отмечен под названием «Chrichiniri». Вероятнее всего к этому времени относятся серьезные оборонительные постройки в виде башен, рвов и многочисленных подземных ходов. Может быть, наличие многочисленных подземелий, и дало в дальнейшем название городу турками. «Гёзлеве» - значит подземелье. О других версий названия города - немного ниже. Известно, что и сегодня в Евпатории сохранилось большое количество подземелий. Говорят, что часть из них ведет от дома турецкого консула, мечети Хан-Джами к турецким башням и морпорту. Сколько их вообще - неизвестно.

Вскоре после завоевания Крыма Турцией в 1475г. Султан Мехмед ‡U аль-Фатих (Завоеватель; 1432-1481 гг.) принял решение основать крепость Гёзлёв. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666г. Сообщал об этом событии: «Сандживан-паша (визирь султана Мехмеда ‡U) приехал на этот гёзлёвский залив и увидел, что это место - пристань, на которой будет порт… На углу этого гёзлёвского порта построили крепость…». Город Гёзлёв впервые упомянут в 1478г. (хотя имеются сведения о более ранних упоминаниях Гёзлёва) в договоре между Оттоманской Портой и Крымским ханством, признавшим свою независимость от Турции. Согласно этому договору султан Мехмед ‡U имел право содержать гарнизон в Гёзлёве. Номинально числившийся в составе Крымского ханства, Гёзлёв, после завоевания Турцией Византии и уничтожение Византийской Империи, подпадает под власть султанов и становится к ним в вассальные отношения. Ханы лишь в некоторых случаях могли требовать дань с Евпатории. Здесь же жили доверенные паши султана, управлявшие Евпаторией.

Современные постройки в Евпатории на Карантинном мысу (ныне территория санатория МО Украины) скрывают от историков остатки древнего города. В районе городского театра и прилегающих к нему улиц находился некрополь - кладбище жителей Керкинитиды.

Любопытствующие туристы могут увидеть небольшую часть города - остатки южной оборонительной стены в начале набережной им. М.Горького и небольшую часть Северо-западного пригорода Керкинитиды на ул. Дувановской. А когда-то оборонительная стена достигала высоты 6-8 метров, толщиной 3-5 метров, с высокими башнями, установленными через каждые 150 метров. Стена охватывала город трехкилометровым полукольцом, открытым к морю. С запада, севера и востока за стеной был выкопан глубокий (до 9 метров глубиной) облицованный камнем ров, заполненный морской водой.

Памятники средневекового Гёзлёва более осязаемы, так как это, практически, вся восточная часть нынешней Евпатории.

Итак, Гёзлёв - второе название города, отмечающего свое 2500-летие.

Первое письменное упоминание о Гёзлёве относится, по утверждению Фирковича, к 1106 году и находилось оно на караимском кладбище Чуфут Кале, где на одной из надгробных плит выбита надпись о захоронении здесь старца, умершего в Гёзлёве.

О происхождении названия города у специалистов нет ни единого мнения. Существует несколько версий перевода. По одной из них «Гёзлёв» означает «сто глаз». По другой, - название города происходит от глагола «гезле» в повелительном наклонении и переводится, как «поглядывай», «наблюдай». По третьей версии происхождение этого топонима объясняется сочетанием двух слов «гез» - «глаз» и «ев» - «дом» или «наблюдательный пункт». Последние две версии схожи в своем переводе и до некоторой степени соответствуют значению Гёзлёва как города, из которого диктовалась политика турецкого султана для Крымского ханства. В русской транскрипции, в русских документах город обычно называли «Козлов». Известно, что турки называли город Кёзлёв. Не отсюда ли произошло русское, созвучное этому слову, название города Козлов?

Ко времени прихода турков в Крым, к 1475 году, небольшая рыбацкая деревушка, располагавшаяся к востоку от античной Керкинитиды в период раннего средневековья, превратилась в самостоятельный город.

Расцвет Гёзлёва начинается после того, как земля полуострова подчинила Османская империя. Город становится одним из основных опорных пунктов владычества Турции на полуострове. Согласно договору 1478 года султан держал в Гёзлёве воинский гарнизон до 3000 человек.

Именно в этот период времени город обносится крепостной стеной, его окружал глубокий ров, вырубленный в материке.

Мы уже говорили, что в 1666 году город посетил турецкий путешественник Эвлия Челеби. Он оставил подробное описание не только Гёзлёва, но и его оборонительной системы: «Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольных бастиона, покрытых красной черепицей, а расстояние между ними достигает 150 аршинных шагов. Эта огромная фортеция сооружена из тесаного камня. Она имеет пять больших и мощных ворот». Предназначение этой крепости Челеби поясняет так: «Так как казаки не раз подплывали туда на чайках и в порту захватывали суда».

У восточных ворот располагался один из самых крупных на полуострове невольных рынков. Гёзлёв являлся крупным центром работорговли. Основную массу рабов составляли пленные из русских и украинских земель, захваченные в ходе набегов. В год число невольников достигало 50-60 тысяч человек. Это был главный товар, который поступал в Турцию из Крыма через Гёзлёв. Спрос на невольников в Турции был огромный: мужчин отправляли на галеры и в каменоломни, на ремесленные и сельскохозяйственные работы, а девушек и молодых женщин - в гаремы.

В украинских народных думах, повествующих о страданиях пленников, нередко упоминается Гёзлёв-Кёзлёв-Козлов. В «Плаче невольника у турок о выкупе», например, говориться:

Як стане Чорноє море согравати,

Та не знатиме отець, либонь матірь,

У которої каторзі шукати:

Чи у пристані Козловської,

Чи у городі Царьграді на базарі.

Кульминационным моментом другой думы является бунт пленников-гребцов, овладевших турецкой галерой на рейде Козлова. Свой вклад в борьбу с турецко-татарскими завоевателями внесли запорожские и донские казаки. предпринимая походы на Крым, запорожцы неоднократно штурмовали и захватывали Козлов, освобождали из неволи пленников.

В 1588 году казаки совершили набег на западное побережье Крыма - от Перекопа до Гёзлёва. В 1589 году они штурмом взяли Гёзлёвскую крепость и освободили много невольников. В следующем веке (в 1675 году) двадцатитысячное войско кошевого атамана Ивана Сирко разгромило Бахчисарай и Гёзлёв, освободив при этом тысячи невольников.

Кроме «живого товара» отсюда вывозили соль и шерсть, войлок и кожи, оружие, полотно, хлеб. Гёзлёвская гавань могла одновременно принимать до 200 судов, которые приходили из Стамбула, Александрии, многих Средиземноморских городов и стран. В 17 веке Гёзлёв был одним из крупнейших торговых портов Крыма.

Корабли из Малой Азии, Константинополя, русских земель привозили сюда ткани и нитки, мыло и табак, медь и керамическую посуду, восточные пряности. Это был богатый купеческий город.

К 1790-м гг. в бывшем Гёзлёве насчитывалось более 300 лавок, 17 заезжих домов, около 50 кофеен и питейных домов, 18 пекарен, более 40 различных мастерских.

Город же застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами. На узких кривых улицах не было ни деревца.

От средневекового города сохранилась планировка улиц восточной части Евпатории, узких, запутанных, глухих, ведущих к мечети Крымского ханства Хан-Джами (Джума-Джами), построенной в 1552-1564 гг. ханом Девлет-Гиреем по проекту выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, а также кяризная или водопроводная система города.

По поводу авторства и времени постройки мечети Хан-Джами не все ясно до сих пор. Есть свидетельства, что основой этого прекрасного здания мог быть христианский храм. В частности знаменитый путешественник Эвлия Челеби описывая это мечеть, пишет о прекрасном минарете, построенном Синаном, но никак не говорит о самом здании. Это не характерно для Челеби. Есть и другие авторы и литературные источники, которые ставят подобные вопросы.

Вот что написано по этому поводу в издании «Живописная Россия отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» под общей редакции П.П.Семенова в 1898 году:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать