История Евпатории
p align="left">«Первые сведения о Евпатории мы получаем от Броневского и затем от священника Иакова, бывшего в 1634-1635 годах в Крыму (т.е. еще до Челеби), с русским посланником Борисом Дворянниновым, который упоминает об этом городе только потому, что в нм была только церковь соборная, зело велика и украшена, но превращена в мечеть».

О какой христианской церкви говорится в данном описании не совсем ясно (авторы В.Х и Н.А.).

По описаниям, оставленных нам после похода русских, в 1736 году, в Крым, видно, что в Евпатории была крепость, разрушенная по приказу графа Миниха, а город состоял «из 5 тысяч домов, нескольких хороших мечети и христианской церкви». Судя по добычи и трофеям, доставшимся нашим войскам, можно полагать, что город был богатый и хорошо защищенный каменными стенами с огромными башнями, вокруг которых шел глубокий ров. Укрепления эти, судя по остаткам некоторых из них и поныне сохранившихся внутри города на Базарной улице, были возобновлены во время турецкого господства в этой местности.

Город делился на жилую и ремесленно-торговую части, а также по этническому признаку. И хотя основную массу населения составляли татары и турки, в городе жили армяне, караимы, греки, русские, цыгане. И каждая из этнических групп занимала свой квартал и район. Центром каждого из этих этносов был храм.

Гёзлёв был окружен крепостной стеной из бута и ракушечника, протяженностью около трех километров. Высота составляла 6-8 метров, толщина - 3-5 метров.

Стена, построенная в форме пятиугольника, имела пять ворот:

- Портовые ворота на востоке возле берега моря там, где теперь - православный собор,

- ворота Дровяного базара, на юго-востоке,

- ворота Белого муллы - на севере (в месте пересечения сегодняшних улиц Д.Ульянова, Караимской и Володарского),

- Земляные ворота на месте пересечения сегодняшних улиц Интернациональной и Больничной,

- Лошадиные ворота на западе там, где пересекаются улицы Пионерская и Демышева.

Пятиугольник крепостной стены проходил, если мы ограничим его улицами Интернациональной - Караева - Революции - Пионерской - Д.Ульянова.

В городе имелось 12 соборных мечетей, монастырь дервишей.

До наших дней сохранились храм армян-григорианцев на улице Интернациональной, строительство которого начатое в 1817г было завершено в 30-40-е гг. 19 в., а также комплекс караимских кенас по ул. Караимской, построенной в 1808-1815гг. по проекту братьев Самуила и Соломона Бобовичей. В мраморном дворике кенас установлена колонна, облицованная мрамором, в честь посещения храма императором Александром ‡T 1 ноября 1825г.

Так как караимы являются одним из коренных народов Крыма вообще и Евпатории в частности, остановимся на характеристике этого народа более подробно.

Руками храмы выбиты в скале.

Прошли века и пролетели годы,

Но помнят камни в Джуфт-Кале

След немалого, но гордого народа.

Пусть есть народы численно знатней,

Известнее, чем горстка караимов, но мне дороже все же и родней

Тот малый род аборигенов Крыма.

Г.Ефетов.

Крымские караимы (караи) - это древний народ, численность которого сейчас на всем земном шаре не превышает трех тысяч. Когда караимы появились в Евпатории точно неизвестно. Некоторые исторические источники называют даже 13 и 19 века. Вероятно, после того (в конце 17 - начале 19 веков) как они покинули пещерный город Чуфут-Кале, располагавшийся возле Бахчисарая, в Евпаторию переместились их духовные и культурные центры. Во всяком случае, построенные в 18 веке кенасы строились на месте ранее существовавшего древнего храма.

Караи - маленький осколок большого тюркского племени хазар (в 18-20 веках входили в состав Хазарского каганата) давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как «караимы».

Караимы (букв. «читающие»), еврейская секта, возникшая в 8 веке в Багдаде.

Караимы признают Библию единственным авторитетным источником, отрицая традицию Талмуда и раввинистические учения. Т.е. караизм - вероисповедание, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте.

Известны караимы по вероисповеданию, не имеющие ничего общего с крымскими караимами в этническом отношении, в частности арабы, греки, русские.

Караимы - аборигены Крыма - сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами (гунны, хазары и др.).

Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а их язык - к кипчакской группе языков. Близкородственные языки: крымскотатарский, кумикский, карачаевско-балкарский. Тюркские имена встречаются на памятниках родового караимкого кладбища с первых веков нашей эры.

На своей исторической родине в Крыму, караимы жили в основном в Кырк-Кале, Джуфт (Чуфут)-Кале, Мангупе и Гёзлёве. Основными занятиями издревле были садоводство, овцеводство, военное дело, извоз, ремесло и торговля.

Фамилии свидетельствуют о древних профессиях: «аваш» - охотник, «балджи» - пчеловод, «койчу» - чабан, «таббах» - кожевенник, «сараф» - меняла и т.д. нередко фамилии соответствуют названию древних тюркских родов и племен: Комен, Кырк, Узун, Найман, Черкес, Аваз, Калмук и др. Очень уважаемым был род Кырков (напомним ,что Кырк-Ер - значит земля Кырков).

В прошлом караимы жили в основном в горах и предгорьях Крыма. Кырк-Ер (Чуфут-Кале) - раньше считали округом с крепостью в центре. Судя по ярлыкам крымских ханов, границы округа простирались до источника Юсуф-Чокрак и Теж-Керменте.

В 1246 году часть крымских караимов попала на запад Украины (Луцк, Галич) по приглашению Данила Галицкого, предоставившего им землю и льготы, а в 1398 году Великим князем Вивтовтом - в Литву, где караимы охраняли княжеский замок.

В 18 веке караизм приняла верхушка хазар. Затем это учение распространилось и среди тюркских племен хазарского каганата, в том числе и в Крыму. После падения каганата в 11 в. караимы имели в Крыму самоуправление и религиозную самостоятельность в округе Кырк-Ер. Духовным главой караимов был Гахан (Гахам), светским - Сар или бий (князь), священники - газзаны.

В Крымском ханстве караимы сохраняли самоуправление и относились к привилегированному сословию тарханов. Общине предоставлялись льготы, гарантии внутренней независимости и покровительство. Среди караимов имелись члены ханского дивана, начальники монетного двора, казначеи. От почетных титулов «ага» и «челеби» позже образовались фамилии.

В России религия караимов была признана самостоятельной, близкой к раннему христианству.

В середине 19 века центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В Евпатории находились: соборный храм - кенаса, резиденция Гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное караимское училище. В разных городах в местах компактного проживания караимов существовали караимские улицы и слободки. Караимы активно участвовали в жизни Крыма. Среди них имелись городские головы, председатели земских собраний, мировые и третейские судьи, высшие офицеры, дипломаты, Члены государственного совета и думы. Евпаторийцы на протяжении длительного времени неизменно выбирали караима Городским головой, назвали сквер и сад именами благотворителей Дувана и Шакая.

В паспортах писалось «вероисповедания караимского». В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму - 5 тысяч. Действовало 20 храмов - кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 - в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названная в честь царя и с его согласия. По переписи 1989 года в бывшем Советском Союзе числилось 2809 человек.

В культурной жизни России в 19 - начале 20 вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И.Дуван-Торцов, композитор С.Майкапар, московский архитектор Н.Арабаджи, дипломат М.Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее, евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др. творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале 20 века была очень интенсивной. Перечень атрибутов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа. Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности.

Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России в 19 - начале 20 вв. в Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М.Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С.Шапшала, был владельцем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного «Лошадью столетия».

Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками «Дукат», «Ява», наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства. В начале 20 века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу - один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве.

Особенно привлекала караимов во все времена - военная карьера - от профессиональной армии Хазарии до настоящих дней. Среди караимов было немало казаков. Эльяш Караимович имел звание полковника реестровых казаков Запорожской сечи, а затем - звание Гетмана, но был убит людьми Богдана Хмельницкого в борьбе за власть. Все российские цари, начиная с Екатерины Великой, которой в Крыму (по преданию) спас жизнь караим И.Джигит, переезжая в Крым, личную охрану набирали только из караимов. Прославились караимы в освободительной войне на Балканах (1877-1878гг.), в обороне Севастополя (1854-1855 гг.) за личное мужество были награждены С.Кефели и А.Фуки и др. во время русско-японской войны прославились многие караимы и крымские татары, но об этом с советской исторической науке не принято упоминать. В 1904 году во всей России и за границей было известно имя караима поручика М.Тапсашара (1872-1904гг.). Тапсашар геройски погиб в бою. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями. По приказу японского императора была сделана копия с сабли героя и помещена в военный музей в Токио, а подлинная возвращена русскому командованию.

Последним слугой старой России называют генерала Якова Кефели (1876-1962г.). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока - распущен в 1923 году) в период гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе. В Париже Я.Кефели возглавлял собрание офицеров флота, участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории Российского флота, медицине, октябрьском перевороте и др.

Возможно, достойным продолжателем боевых традиций караимов был и маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский (1889-1967гг.). он, как и его отец, снискал славу на полях сражений. В 16-ти летнем возрасте участвуя в Первой мировой войне, отличился в боях и был награжден Георгиевским крестом 4 степени. В годы Отечественной войны дважды был награжден званием Героя Советского Союза, высшим воинским орденом - Победа, множеством орденов и медалей. Последние 10 лет (1957-1967гг.) Р.Я.Малиновский был министром обороны СССР.

Выдающимся ученым, дипломатом, последнем Гаханом - т.е. духовным и светским главой караимов был Хаджи Серея Хан Шапшал (Сергей Маркович, 1873-1961гг.). закончил Петербургский Университет факультет восточных языков. По представлению министра иностранных дел России, царь Николай ‡U рекомендовал С. Шапшала воспитателем наследника шахского престола Каджарской династии, правившей тогда в Иране. С 1901 по 1908 год он был наставником Мухаммеда Али-Хана и оказывал серьезные дипломатические услуги России. Первая работа С. Шапшала о караимах вышла в Санкт-Петербурге 1896 году «Караимы в Чуфут-Кале и Крыму». Все последующие годы жизни он отдал собиранию, изучению истории караимов. В 1915 году представители 20-ти караимских общин избирают С. Шапшала Гаханом караимов Крыма. В 1919 году, во избежание ареста, он выехал в Турцию и служил в библиотеке султанский дворцов. Часто встречался с султаном Абдул-Гамидом. Султан подарил С. Шапшалу ценнейшие рукописи и свитки, которые он позднее передал в Эрмитаж, Петербургскую библиотеку им.Салтыкова-Щедрина в 1927 году на съезде караимов Литвы и Польши С. Шапшала избираю Гаханом и он переезжает в Вильнюс. В 1930 году Львовский университет за работу «Тюрко - караимы Крыма» присуждают С. Шапшалу степень доктора философских наук. Он читает лекции в Краковском, Львовском, Варшавском университетах, опубликовал всего более 100 работ. На основе собранных им материальных и духовных ценностей караимского народа, создал в г.Тракае музей караимов. С.Шапшал был выдающимся ученым России - тюркологом.

Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича Дувана (1870--1957), одного из ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии. С 1906 года почти до самой революции он был Евпаторийским Городским Головой. В памятной записке о С.Дуване, составленной «в собственной Его Императорского Величества» канцелярии перечисляются его заслуги перед Отечеством: « Совершенно преобразовал город Евпаторию новой планировкой, устройством электрического освещения и трамвая, улучшением санитарного состояния его, благоустройством пляжей, городской библиотеки, созданием совершенно новой очень красивой и благоустроенной части города и т.д. Выстроил ряд образцовых школ, больнице… Много и с пользой работал по землеустройству, сам ведет образцовое сельское хозяйство… Устроил по всему Евпаторийскому уезду телефонную связь…» С. Дуван в Евпаторийском уезде был крупнейшем земельным собственником. Ему принадлежало около пяти тысяч десятин земли. Занимаясь общественной деятельностью, он служил не ради жалования, а из желания принести как можно больше пользы родному городу и Родине. После революции С.Дуван выехал во Францию. Об этом периоде его жизни (1917-1957 гг.) мы знаем мало. Но известно, что именно С.Дуван в сентябре 1938г. Предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел Розенбергу по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 на имя С.Дуван из Государственного Расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями ни по вероисповеданию, ни по расе. В последние годы жизни он мечтал возвратиться на родину. «…Верю, что рано или поздно Россия избавится от большевиков и в этом случае будет восстановлена как нормальное государство».

Выдающимся караимским просветителем, педагогом и поэтом был Илья Ильич Казас (1833-1912). Он окончил Восточный факультет Петербургского университета, получил степень кандидата наук и стал первым караимом с высшим образованием и научной степенью. И.Казас был высокообразованным человеком - знал 11 языков, из них 4 - древних, работал в течение 18 лет в Симферопольской мужской гимназии, основал несколько караимских школ в Симферополе, редактировал выходивший в Одессе караимский журнал «Давул» («Барабан») и Симферопольскую газету «Таврида».

Известным общественным и государственным деятелем был караим Соломон Самойлович Крым (1867-1936). Ученый-агроном, благотворитель и патриот, он много сделал для развития экономики и культуры Крыма. С.Крым был членом Государственного Совета, и Государственной Думы Российской империи, возглавлял Таврическое губернское земство. С.Крым был инициатором создания и фактическим основателем Таврического университета. В советской истории о С.Крыме упоминается только как о главе краевого Правительства в период гражданской войны, соответственно негативно, кратко и извращено. Его роль в создании Таврического университета была отражена в очерке А.М.Маркевича в 1919г. Затем об этом как бы забыли и только в 1993г. «Очерках истории Симферопольского государственного университета» в первые в разделе «Создание Таврического университета», профессор П.И.Гарчев привел фактические материалы, освещающие деятельность С.Крыма по созданию университета.

С.Крым окончил Московский университет и Петро-Разумовскую сельскохозяйственную академию, получив профессию ученого-агронома. Возглавляя сельскохозяйственного общества в Крыму ,он много сделал для развития садоводства и виноградарства. Его современники отзывались о нем как о чрезвычайно умном, даровитом и самом блестящем человеке. Он участвовал во многих благотворительных фондах, основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции, археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность. Но главным делом своей жизни он считал создание университета в Крыму. Реализации этой идеи 1916-1918гг. он отдал массу труда, энергии и личных средств. Разработанный им в августе 1916г. законопроект об открытии в Крыму университета поддержали и подписали около 30 членов Государственного Совета: князь Е.Трубецкой, граф А.Толстой, академики В.Вернатскии и С.Ольденбург и др. В июле 1918г. С.Крым Губернским земством был избран председателем и постоянным членом Попечительского совета университета. 14 октября 1918г. в Дворянском театре Симферополя состоялось торжественное открытие университета. Все присутствующие встретили появление на трибуне С.Крыма стоя, аплодисментами в знак признания его заслуг в открытии университета. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции, он не оставлял вниманием университет - помогал приборами, пособиями, литературой. Поддерживал и др. научные учреждения Крыма. В 1928г. в Париже была опубликована генеалогия, но на его Родине - в Крыму о нем как бы забыли. Пора бы отдать ему должное, ведь все что он сделал, преследовало не узко-национальные интересы, а отвечало интересам всего населения Крыма, без различия национальностей и вероисповедания. В этом, очевидно, одна из самых лучших и удивительных черт маленького караимского народа.

И сегодня среди караимов есть выдающиеся ученые, врачи, деятели искусства, просвещения. В Крыму хорошо известны фамилии врачей Синани, Казас, многочисленной врачебной династии Ефетовых. Основатель династии - известный в Крыму врач-терапевт М.С.Ефетов (1887-1967) заведовал отделением областной больницы, преподавал в мед. институте. В.М.Ефетов - доктор медицинских наук, профессор и заведующий основанной им кафедры онкологии Крымского мед. института. В семье Ефетовых - 9 врачей: 2 доктора наук, 2 кандидата, 2 заслуженных врача Украины, но главное в оценке их деятельности - многочисленные благодарные отзывы пациентов. Известен также профессор К.А.Ефетов - энтомолог, открывший 15 новых видов насекомых, автор замечательной книги «Бабочки Крыма». Есть среди караимов и деятели искусства.

Популярным актером крымско-татарского Драматического театра был Е.Д. Пандул (1903-1972гг.), одновременно он являлся художественным руководителем и режиссером драматического кружка при крымском объединении караимских общин в 20-е годы. После войны он участвовал в актерской труппе Севастопольского театра Черноморского флота. Последние годы жизни - режиссер-постановщик Драматического коллектива Ялтинского дома учителей. В его семье три кандидата наук: медицинских, географических и исторических. Можно назвать и еще имена: геолог профессор И. Таратар (1881-1961), офтальмолог профессор С. Кальфа (1893-1979), агрохимик И.Пастак (1894-1965), кинорежиссер, герой соцтруда С. Юдкевич (1904-1985) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать