Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века)
p align="left">Но все вышесказанное не означало что на востоке Турции ничего не менялось с точки зрения условий социально-экономического развития. Регион постепенно втягивался во внутренние и внешнеторговые связи страны. Повсеместно укреплялись капиталистические формы хозяйства как в городе так и в деревне.

В отсталом Турецком Курдистане рынок товаров полностью находился под контролем турецкой монополистической буржуазии и являлся частью монополистического капитализма. Сфера производства товаров, вошедших в товарооборот, распространялась, с одной стороны, на метрополию, а с другой - на Турецкий Курдистан, представлявший собой богатейшую сырьевую базу. Метрополия создала здесь предприятия с различной формой собственности, и основное направление товаров и торговли пошло из центра в колонии. Курдская торговая буржуазия, став посредником в торговле между метрополией и колонией, впоследствии приобрела все характерные черты компрадорской буржуазии.

Отсюда как в метрополию, так и другие государства экспортировали главным образом живой скот, продукты животноводства, некоторые виды зерна технические культуры. Следует отметить, что прежде чем товары попадали к экспортерам, они проходили через посредников. Другими словами, торговый процесс различных измерениях создал своеобразную структуру. Это относилось и к товарам, которые поступали из метрополии в Турецкий Курдистан.

Государство пыталось вмешиваться в размещение производительных сил, стремясь максимально использовать природные людские ресурсы этого края. Вместе с тем оно надеялось уменьшить разницу в уровне социально-экономического развития между западом и востоком страны. Все турецкие пятилетние планы фиксировали особое внимание на необходимости первоочередного подъема хозяйства отсталых районов, в частности восточных и юго-восточных вилайетов. Правительство Тургута Озала, пришедшее к власти в 1983 г., в свое время приняло специальную программу развития Юго-Восточной Анатолии (ГАП) Дружиловский СБ. Курдская проблема в Турецкой Республике. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М., 2005. - С. 332.. Проектом ГАП предусматривалось создание в восточных провинциях 3,5 млн. рабочих мест, в том числе около 2 млн. - для крестьян и фермеров, строительство аэродромов, современных дорог, введение в 1994 году крупнейшего в этом регионе подземного водовода Евровченков Е. Гидроузел на Евфрате // Азия и Африка сегодня. М., 1995. - №4. - С. 31.. Эта программа так же предусматривала строительство 15 плотин и 18 ГЭС, что, по мнению правительства, позволило бы удвоить производство электроэнергии и оросить 1,8 млн. га25 Http: // www.kurdistan. ru/sir005.htm.

Вместе с тем к тому времени на Восточную Турцию приходилось не более 10% всех инвестиций в стране. Здесь особо следует сказать о турецком частном капитале, который, несмотря на всевозможные поощрительные меры, неохотно шел на освоение Турецкого Курдистана, что объяснялось во многом политической нестабильностью в нем. В свою очередь представители курдской буржуазии предпочитали вкладывать свои капиталы в западные районы страны.

Турецкие власти пытались привлечь и иностранный капитал для развития юго-восточных провинций Турции. Так, в мае 1986 г. ВНСТ приняло законопроект, который предоставлял право иностранным компаниям приобретать земли в стране Рашиди Асад. Региональные и международные аспекты борьбы курдского народа за самоопределение (80-90-ые гг. ХХ века). - Дисс. … канд. ист. наук. - Мн., 2003. - С. 11.. Однако все это не могло радикально изменить социально-экономическую ситуацию в Турецком Курдистане, который оставался наиболее отсталым регионом, а курдское население наименее обеспеченным материальными и духовными благами.

1.2 Турецкая конституция 1982 года о правах национальных меньшинств. Эволюция правового положения курдов в Турции

За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорировала чаяния курдского народа, не признавала за ним никаких прав. Более того, она являлась законодательным выражением ассимиляторской политики турецких правящих кругов в целом по отношению к национальным меньшинствам Турции. Формально основной закон провозглашал равенство всех граждан, однако знакомство с его статьями показывает, что даже такого равенства нет, что она пропитана крайним национализмом. Так, например, в статье 42 говорится: «Никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных учреждениях» Конституция Турецкой Республики 1982 г. Справочник. - M., 1990. - С. 546..

Статьи 37-44 Конституции посвящены защите прав немусульманских меньшинств Там же. - С. 540-547... Но курды не попадают под защиту этих статей. Более того, все принятые мероприятия, относящиеся в той или иной мере к этой проблеме, были направлены главным образом на насильственную ассимиляцию курдского населения. Как отмечает французский исследователь С. Эдмундз сегодня курдам «запрещают иметь свои школы, учиться на родном языке, выпускать книги, газеты и журналы, создавать очаги культуры, организовывать радио- и телепередачи, создавать национальные общественные и политические организации, делать все то, что напоминало бы о курдском происхождении» Михайлов В.В. Современное состояние курдской проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Спб., 2007-№1.-С. 43..

Ущемляют права курдов и другие статьи Основного закона. В Конституции 1982г. отмечалось, что «турецкое государство - территориально и национально - независимое целое». Турецкая Конституция игнорирует существование курдского народа. Например, в статье 54 говорится, что «каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства - турок». В результате десятки курдских патриотов были казнены без суда и следствия по законам чрезвычайного положения, по сей день, в тюрьмах томятся сотни представителей курдской интеллигенции по обвинению в терроризме и сепаратизме.

В 90-ые гг. турецкие правящие круги, желавшие полностью включиться в общеевропейские процессы, под давлением внутренних и внешних факторов были вынуждены принять шаги по демократизации общественно-политической жизни стране. Так, турецкий парламент в ночь с 11 на 12 апреля 1991г., принял представленный правительством законопроект, который снимал запрет на использование курдского языка. Правда, как и прежде, запрещал обучать на курдском языке в школах, не разрешалось издавать на нем газеты и книги, вести передачи на радио и телевидении, говорить, делать заявления на политических и общественных собраниях. Закон, по существу, разрешал лишь говорить по-курдски у себя дома и во дворе. Был принят также Закон № 3713 «О борьбе с терроризмом» Киреев Н.Г. Мусульманские страны у границ СНГ. - М., 2002. - С. 315., который своей отдельной статьёй отменял статьи 140, 141, 142 и 163 уголовного кодекса Гасратян М.А. Курдская проблема... - С. 62. .

Статья 141 была направлена конкретно против тех лиц и организаций, кто «путём насилия» стремился «ликвидировать какой-либо социальный слой»; «установить власть одного социального слоя над другими»; «ликвидировать существующий в стране экономический или общественный строй». Речь шла также и о намерении «установить личную либо групповую власть, противоречащую республиканским и демократическим принципам». В зависимости от степени участия в заговоре обвиняемые приговаривались к тюремному заключению на срок от 8 до 15 лет. Для заговорщиков, занимавших государственные посты, устанавливалась смертная казнь. Дополняющая её статья 142 определяло уголовное наказание за пропаганду действий, перечисленных в статье 141. Статья 163 УК была специально посвящена пресечению деятельности лиц и организаций, использующих религию вкачестве инструмента подрывной деятельности против государства Киреев Н.Г. Мусульманские страны у границ СНГ. - М., 2002. - С. 313..

Следует отметить, что по этим статьям турецкого уголовного кодекса было осуждено 100 тыс. человек, в отношении более 70 тыс. человек, с 12 сентября 1980 г. по февраль 1991 г. были возбуждены уголовные дела. В соответствии с новым законом предполагалось освободить из тюрем более 43 тыс. человек Гасратян М.А. Курдская проблема... С. 62..

Далее, желая добиться ратификации Европейским парламентом турецко-европейского таможенного союза, турецкие власти 26 июля 1995 г. внесли поправки в 17 из 177 статей Конституции. В результате этих поправок Турция стала более демократичной, однако многие статьи этой Конституции, вызывавшие протесты мировой общественности, равно как и репрессивные статьи турецкого уголовного кодекса и антитеррористического закона, сохраняли силу Гасратян М.А. Указ. соч. - С. 76..

Так, осталось неизменным положение, содержащееся в преамбуле Конституции и, по существу, отвергающее право курдского народа на свое существование. В ней, в частности говориться, что, суверенитет полностью и безусловно принадлежит турецкой нации и что не должны допускаться высказывания и заявления, противоречащие турецким национальным интересам, турецкой истории и моральным ценностям, а также принципам национализма и в целом учению Ататюрка. Во второй статье Конституции Турецкая Республика прямо называется государством, опирающимся на националистические идеи Ататюрка. Следует отметить, что Конституция все еще остается несовместимой с положениями Европейской конвенции по правам человека.

Глава II. Северо-западный Курдистан в политике турецкого правительства

После государственного переворота в 1980 г., усилились репрессии турецких властей, которые нанесли значительный удар по курдскому движению. На протяжении рассматриваемого периода жандармерия и полиция действовала в Курдистане фактически в качестве оккупационной армии. В акциях подавления участвовали воинские части и силы безопасности, а также, наемные вооруженные турецкие крестьяне, так называемые «сельские стражи», которых официальная пропаганда настраивала против курдского движения. В оккупированных районах турецкая жандармерия создавала тяжелые экономические и социальные условия, умышленно лишала коренных жителей предметов первой необходимости, вынуждая местное население оставлять родные места и искать убежище в других районах. Это всё ежегодно обходилось турецкой стороне в 6-10 млрд. долларов США Кылычбейли Э. Экономические предпосылки прихода к власти исламистов // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №3. - С. 19..

Правящие круги не только не стремились к справедливому решению курдской проблемы, но даже не признавали существование курдского народа в качестве этноса. До начала 80-х годов слово «курд» официально никогда не употреблялось в Турецких СМИ: газеты, журналы говорили о «положении на востоке», о «сепаратистах», о «горных турках», но никогда - о «курдах» Гасратян М.А. Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня. - М., 1998. - №2. - С. 15..

Турецкое руководство отказывалось рассматривать курдскую проблему как политическую и утверждало, что «корень зла» кроется только в экономике Евровченков Е. Гидроузел на Евфрате // Азия и Африка Сегодня. - М., 1995. - №4. - С. 31..

Своей внутренней и внешней политикой, основанной на национализме, турецкая буржуазия укрепляла национальные привилегии конкретными классовыми интересами. Турецкое правительство формировало сильные военные и правоохранительные структуры, предназначенные для подавления народных волнений. Продолжая придерживаться консервативных позиций в курдском вопросе, силы национал-шовинизма Турции всячески старались утвердиться в рамках государственного аппарата, руководствуясь принципом извлечения максимальной выгоды из любого конфликта и противостояния. Традиционно правые и националистические прослойки Турции отказывались воспринимать курдский народ, приравнивая это к предательству по отношению к родине.

Так, за шестнадцать лет военных действий (15 августа 1984 г. - 14 августа 1994г.) в Турецком Курдистане, в котором было введено чрезвычайное положение, погибло около 37 тыс. человек Ильин В. Демократия и горы // Свободная мысль-ХХ1. - М., 2004. -№1. - С. 89.. Из них со стороны правительственных сил 24 180 человек, в том числе 16 642 солдата, 509 офицеров, 3005 полицейских, карателей из числа спецвойск и агентов спецслужб, 4024 «сельских стражей»; со стороны ПКК погибли 4500 боевиков Гасратян М.А. Курдская проблема... С. 73..

В результате действий турецких карательных сил с 1984 по 1996 год были выселены жители более 2500 курдских деревень, подверглось бомбежке 30 городов, погибло при этом от 8 до 10 тыс. граждан. Более 500 пропали без вести после того, как были взяты под стражу турецкими войсками и спецслужбами, 600 человек умерли под пытками в тюрьмах, 110 курдских политиков, 25 журналистов, 15 докторов, 15 юристов, 6 профсоюзных деятелей, более 30 религиозных лидеров были убиты. О государственном терроризме свидетельствовал тот факт, что 5 млн. курдов Там же. - С. 75-76., граждан турецкого государства, вынуждены были покинуть обжитые места и эмигрировать в другие районы страны, в том числе и страны Запада в которых по разным оценкам проживало 600-800 тысяч. Лазарев М. Курдская проблема в европейском измерении // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №2. -С. 70., спасаясь от расправы со стороны собственных властей. По мнению российского исследователя Ш.Ашири: «целью этих военных операций являлся разгром, удушение не только сторонников партии рабочих Курдистана, но и всех левых, действующих в Восточной и Юго-Восточной Анатолии» Ашири Ш. Судьбы и надежды // Азия и Африка сегодня. - М., 1998. - №2. - С.34..

Таким образом, Турецкая Республика обеспокоенная тезисом о так называемом курдском сепаратизме, продолжала массовое непризнание и подавление курдского народа и считала, что такими методами она решит проблему.

По этому поводу, хотелось бы отметить интервью, в котором видный политический деятель Турции Исмаил Джем излагает логику турецкого руководства по отношению к Курдистану: «Мы всегда серьёзно относились к вопросам национальной и территориальной целостности страны. И этот принцип является частью нашей внешней политики... Мы готовы его защищать.... Если у наших границ будет создано курдское государство, мы получим опасный очаг напряженности и конфликтов, подобный тому который наблюдаем между израильтянами и палестинцами... Столкновения между арабами и курдами станут неизбежными» Лазарев М. Почему Турция опасается независимого Курдистана // Азия и Африка сегодня. - М., 2003. -№6. - С. 12..

Особенно жесткую позицию в курдском вопросе заняло турецкое правительство в период кризисной ситуации в Персидском заливе. В этот период Турция увеличила численность своих войск, дислоцированных в юго-восточных районах страны, до 180 тыс. человек . До иракского вторжения в Кувейт в августе 1990 г. турецкое правительство держало в этих районах около 65 тыс. военнослужащих, действовавших при поддержке 35 тыс. жандармов и полицейских Дибо Кава Юсеф. Курдский вопрос в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке (1918-1990).-Дисс... канд. ист. наук. -Мн, 1999.-С. 54..

Турция принимала меры для обеспечения репрессивных мер и против зарубежных курдов. Она предложила Ираку, Ирану, Сирии разрешить турецким войскам переходить границы с этими странами для преследования и разгрома поселений курдов в приграничных районах. Власти Ирана и Сирии не согласились с этим. Однако между Турцией и Ираком быладостигнута договоренность, по которой турецким вооруженным силам было разрешено преследовать курдских борцов по воздуху и суше на иракской территории, в районе границы на расстоянии 10-15 км от нее. Такие операции проводились неоднократно, и в результате турецкие войска свободно пересекали границу с Ираком, чтобы разгромить приграничные населенные пункты курдов, где располагались отряды ПКК Боровой Я. Иракский Курдистан в ожидании // Новое время. - М., 2005. - №5. - С. 33..

За время ведения войны в Курдистане, власти не сумели создать маломальский авторитет среди местного населения. Регулярные войска, находившиеся на востоке страны, во многом были деморализованы. К примеру, по данным министерства обороны «за декабрь 1998г. 250 тысяч военнообязанных отказались служить в армии, поэтому не случайно был принят закон о продлении на три месяца срока действительной службы» Рашиди Асад. Региональные и международные аспекты борьбы курдского народа за самоопределение (80-90ые гг. XX века). - Дисс. ... канд. ист. наук. - Мн., 2003. - С. 30.. Следует учесть и то, что экономическое положение страны ухудшилось, а внешний долг в 1990 году вырос до 60 млрд. долларов США , продолжая расти он в 1995 году достиг отметки в 70 млрд. Кылычбейли Э. Экономические предпосылки прихода к власти исламистов // Азия и Африка сегодня. - М., 1997.-№3.-С. 17.. Это означало, что рост инфляции в стране был прямо связан с войной в Курдистане. Тем не менее, война против курдов была продолжена. Итогом войны стало вовлечение турецкой экономики в пучину кризиса, выход социальной сферы за рамки нормальных процессов.

Правительство, объявляя «террористами» курдских партизан, само проводило государственную политику террора и геноцида по отношению к многомиллионному народу, что вызывало протест и возмущение даже союзников по НАТО (см. Приложение №3).

Что бы оправдать антикурдские военные меры, турецкие правящие круги с помощью средств массовой пропаганды проводили дискредитацию курдского движения, выдвигая против курдов ряд обвинений. Главным изних было обвинение в стремлении курдов расчленить Турцию и установить в стране коммунистический режим. Обвиняя курдское движение в подрывной деятельности, власти не только искали повод для расправы с борьбой курдов, но и стремились отвлечь массы от борьбы за свои права.

Наряду с военными акциями, турецкие правящие круги применяли административно-полицейские меры, которые, по их мнению, должны были содействовать подавлению национально-освободительной борьбы курдов. При этом власти пытались использовать неоднородность движения и раскол в нем. Так, 4 апреля 1985г. были приняты два дополнения к Закону о деревнях, в соответствии с которым были созданы так называемые «сельские стражи», официально обязанные защищать жителей села от посягательства на их жизнь и имущество Жигалина О. Курдский вопрос в Западной Азии на современном этапе // Восток. - М., 2005. - №5. - С. 43.. Однако вскоре эти новоявленные «стражи» под видом поисков «террористов» стали совершать различные насилия и издевательства над мирным населением. «Сельские стражи» действовали как военная сила в дополнение к жандармерии, армейским «коммандос» и полиции. В каждой деревне имелись два или три «сельских стража», численность которых уже к марту 1987 г. составило 6 тыс. человек. В конце 1992г. число «временных сельских стражей» достигло примерно 35 тыс., из коих восемь-десять тысяч относились с симпатией к ПКК .

Согласно инструкции, «сельский страж» имел право применить оружие:

- против лиц, напавших на него, либо угрожающих его жизни;

во время своей работы, если он не видит других способов спасения члена общины;

если он хочет арестовать подозреваемого, который оказывает сопротивление;

если убийца, который был арестован, попытается сбежать;

- если какое-либо лицо появится в запретной зоне;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать