Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века)
p align="left">- если он неожиданно натолкнулся на «бандитов» .

В начале 1990-х гг. турецкие власти пытались доказать международному сообществу, что уважают самобытность нетурецких народов, например, легализовав в 1991 г. курдский язык как средство общения, а также разрешив частным и государственным каналам радио- и телевещание, помимо турецкого, и на других языках и наречиях. И хотя турецкий язык, будучи государственным, все еще продолжает быть единственно допустимым языком преподавания и обучения в государственных школах, парламент разрешил открывать частные курсы по изучению языков, потребляющихся гражданами страны в быту, а также включать их в программы частных школ. Из законодательства был изъят запрет на ношение определенных имен, за исключением тех, которые, по закону, противоречат общей морали и оскорбительны для общества. Возможно, таким образом, были реабилитированы курдские имена. Были внесены изменения в статьи, касающиеся судебной системы, снижения возрастного ценза с 21 до 18 - на право стать членом политической партии, с 30 до 21 года - на право быть избранным в различные государственные органы и т.д. Немалую роль в этом процессе играло и играет стремление турецкого правительства привести свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС .

Однако всё вышесказанное не означает, что официальная политика турецкого правительства, в основе которой лежит силовое решение курдского вопроса, за последнее время претерпела какие-либо существенные изменения. Захват турецкими спецслужбами лидера РПК А. Оджалана в 1999г.З и вынесение ему смертного приговора - яркое тому свидетельство. Но необходимо понимать, что в арсенале турецких правящих кругов все же имеются и политические возможности решения затянувшейся и очень опасной по своим последствиям проблемы, которая с некоторых пор все более перестает быть чисто турецкой. Так, быстрое решение курдской проблемы может существенно повлиять на выбор путей прокладки стратегических трубопроводов, которые в наступившем столетии будут снабжать энергоносителями значительную часть населения Земли. Известно, что в случае стабилизации положения в курдских районах именно через них может пойти нефть иракского Курдистана и Каспия . Турция уже давно мечтает о превращении страны в связующий элемент между восточными и западными цивилизациями, возрождении «шелкового или нефтяного» пути из Азии в Европу . По этому поводу хочется заметить, что именно этот фактор становится определяющим в решения курдской проблемы, а так же и её обострения. Выгодное экономико-географическое и стратегическое положение Курдистана это та основа, в которой кроется суть политики, при этом немалую роль играют отголоски традиционной политики панисламизма и пантюркизма.

Турции предстоит еще пройти длинный и трудный путь, прежде чем (и если) она станет полноправным членом ЕС. Турецкому правительству необходимо провести законодательные реформы, прежде всего в сфере прав человека в плоскость практических дел, главные из которых обеспечение прав национальных меньшинств, в первую очередь курдов, и прав женщин, прекращение пыток в турецких тюрьмах, гарантии свободы слова и вероисповедания, а также реальные перемены в судебной системе страны.

Глава III. Национально-освободительная борьба курдского народа

Медленные темпы социального, экономического и политического развития восточных вилайетов Турции, двойственность политики правительства в регионе, низкий жизненный уровень курдского населения предопределили курдское сопротивление в стране.

Оценивая роль курдов в политической жизни Турции в 80-90 гг. XX века можно с уверенностью говорить, что уже с середине 80-х годов наступил качественно новый этап в развитии курдского национально-освободительного движения. Он прежде всего характеризуется массовостью и ростом самосознания, так как в выступлениях принимали участие практически все слои курдского общества, объеденённые ненавистью к национальному гнёту, господству турецкой буржуазии и бюрократии. По мере развития этого национально-освободительного движения всё большую роль в нем стала играть курдская интеллигенция, которая выступая от имени своего народа, выдвигала лозунги независимости Северного (Турецкого) Курдистана, что, по её мнению, должно было бы объеденить все слои курдского общества в борьбе за национальные права Жигалина О. Курдский вопрос в Западной Азии на современном этапе // Восток. - М., 2005. - №5. - С. 42-43..

В национально-освободительном движении Турецкого Курдистана, как в прочем и в целом Курдистане, сформировались и получили развитие два крупных политических течения: регионально-реформистское и радикально-демократическое Лазарев М. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. - М., 1998. - №2. - С. 10..

Первое из них характеризуется преднамеренным сужением политических и других программ до рамок региона, склонностью к соглашательству и сепаратизму, непоследовательностью в выборе путей и средств достижения своих целей. Её лидерам свойственна чрезмерная переоценка роли внешних сил в решении курдской проблемы и непоследовательность в выборе союзников. Это течение в большей степени имеет прозападную ориентацию и используетсязападными державами для обеспечения своих политических и стратегических интересов в регионе. Однако в Турецком Курдистане это течение не стало определяющим, по крайне мере в анализируемый период.

Второе, радикально-демократическое, в основу своей стратегии пыталось ставить общекурдские проблемы и конечной целью объявляло создание единого, независимого государства, включающего в себя всю территорию исторического расселения курдов. Это течение рассматривало курдов как единый этнос, а Курдистан - как единое политико-территориальное целое. Его представители были принципиально не согласны ограничивать свои стратегические цели автономией курдов в рамках существующего государства и расценивали положение современного Курдистана как колониальное. Поэтому свою борьбу они определяли как антиколониальную со всеми вытикающими отсюда международно-правовыми последствиями.

Лидеры радикально-демократического течения в курдском движении не исключали поэтапности в решении курдской проблемы, в том числе и временной автономизации. Учитывая специфические условия борьбы, которую в то время вели политические силы этого течения и прежде всего Партия Рабочих Курдистана, первостепеное внимание уделялось формированию эффективной военной организации и оказанию вооруженного давления на правительство страны. Использование активных методов борьбы, в том числе вооруженных, дало противникам курдского движения за национальное освобождение повод классифицировать его как терроризм и ставить вне закона курдские политические партии и движения . Лазарев М. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. - М., 1998. - №2. - С. 11..

С середины 70-х гг. XX века наблюдается всплеск курдского национального самосознания и политизации значительной части курдского населения. Начало этому процессу положило создание в 1978 г. запрещенной в настоящее время Рабочей партии Курдистана, которая в отличии от большинства других курдских организациий строилась не по племенному принципу, а привлекала всех, кто готов был бороться за национальноеосвобождение. С этого времени она становится определяющим течением в курдском национально-освободительном движении.

Была разработана Программа национального освобождения. Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы, в условиях, когда, несмотря на реакционную политику турецких политику турецких правящих кругов, направленную на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.

После военного переворота 1980 г. руководство партии во главе с её лидером А.Оджаланом эмигрировало из страны и нашло себе пристанище в ливанской долине Бекаа, подконтрольной Сирии, где в течении нескольких лет оно смогло накапливать силы и ресурсы и вести пропаганду в курдских районах Турции Дружиловский СБ. Курдская проблема в Турецкой Республике. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М., 2005. - С. 337..

Реакция наступила в 1984 г., когда РПК оъявило начало вооруженной борьбы за создание на территории Турции независимого курдского государства. Вскоре отдельные вооруженные стычки между бойцами РПК (ППК) и правительственными войсками переросли в полномасштабную гражданскую войну в юго-восточных районах страны. К моменту ареста в 1999г. Лидера РПК А.Оджалана итог противоборства составил 30 тыс. человек убитыми Там же. - С. 338..

РПК образовалась как левая партия марксистского-ленинского толка (См. Приложение 1,4), поэтому в своей борьбе она получила поддержку ряда других левых и прокоммунистических организаций, таких, например, как: Революционная левая, Турецкая Рабоче-Крестьянская освободительная армия, Красная Армия народной коммунистической партии и фронта Турции и рядамеждународных коммунистических и националистических организаций. Была создана организация «Левое единство Турции и Турецкого Курдистана». Однако из-за отсутствия политического единства в курдском движении и разногласий эта организация к концу 1988 г. распалась Http: // www.kurdistan. ru/024.htm.

Начав вооруженную борьбу 15 августа 1984 г., РПК до 1991 г. вела её довольно вяло, ограничиваясь, в основном, отдельными терактами, как в курдских районах, так и в крупных городах, прежде всего, в Стамбуле. Эскалация насилия в 1991 г. была связана с событиями в Персидском Заливе, в результате которых иракское правительство утратило контроль над своими северными границами. В результате этого, турецкие курды получили возможность свободно перемещаться по территории Северного Ирака и приобрели каналы доставки оружия из Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, а также из Греции и Южного Кипра.

Первые крупные столкновения РПК с турецкими силами безопасности произошли 21 марта 1991 г. в день Науруза и продолжались вплоть до ареста лидера РПК.

Однако параллельно с этим в курдском движении вызревают идеи о прекращении огня и переходе к мирному решению проблемы. Так начиная с конца 80-х курдская сторона пытается снять остроту проблемы парламентским путём и на международной арене. Её обсуждение на различного рода международных форумах становится обычным делом: Парижская конференция (1989 год), конференция в Брюсселе (1994 год), в Москве (1994 год), конференция в Бонне (1996 год) Курдская поблема в современном измерении. В этой ситуации следует вспомнить и «Ганноверский призыв» Рашиди Асад. Региональные и международные аспекты борьбы курдского народа за самоопределение (80-90ые гг. XX века). - Дисс. ... канд. ист. наук. - Мн., 2003. - С. 39.

'Захарова М.В. Курдская проблема в Турции // Актуальные проблемы современности. - М., 2003. - №3. - С. 74..

В это время действует около десяти нелегальных партий и организаций, как за границей, так и на территории Турции. Одними из наиболее влиятельными являлись упомянутая выше ПРК, НОК-СО (См. Приложение 7), Коммунистическая партия, Демократическая партия и т.д. По этому поводу хочется отметить, что ещё в июне 1988 г.1 в Швеции был создан фронт Освободительное движение Курдистана (Тевгер). В него вошли восемь политических партий и групп из Турецкого Курдистана. Фронт призвал ООН и связанные с нею организации, демократические страны, партии, гуманитарные общества, молодежные и женские организации, всех честных людей выразить солидарность с борьбой курдского народа (См. Приложение 5).

В обозноченный период, особенно в последние годы, в связи с глобальными изменнеиями в геополитической картине мира существенно изменилось и и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочуствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций. Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием "холодной войны" и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона - арабо-израильского - из остро конфрантационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большее внимание.

В итоге хочется сказать, что с учетом негативных сторон внутреннй обстановки в стране, а также под воздействием международных правовых, парламентских и общественных организаций в верхних эшелонах турецких властей и в турецком обществе в целом постепенно вызревает понимание необходимости признания курдов как народа. Предложенная бывшим президентом Турции Т.Озалом идея курдской автономии находит все большую поддержку.

Заключение

1. Политика турецкого правительства была направлена на социально-экономическую эксплуатацию восточных вилайетов Турции, использование региона в качестве аграрно-сырьевого придатка растущей турецкой экономики. Господствующие на территории турецкого Курдистана силы не давали курдскому народу возможностей ни для формирования внутреннего рынка, ни для развития национальных и политических связей. Отсутствие государственных программ экономического и социального развития курдских провинций, их остаточное финансирование предопределили медленные темпы социально-экономического развития Северо-Западного Курдистана.

2. Курдский народ в Турции был лишен элементарных конституционных прав и подвергался дискриминации и ассимиляции. Консервативные элементы в Турции считают признание прав курдского народа на образование, использование средств массовой информации на родном языке и др. попустительством сепаратизму, угрозой национальной безопасности. Сторонники подобного мировоззрения сами превратили проблему, которую можно было бы решить в русле демократического консенсуса, в тяжелейшую проблему в масштабе всего государства.

Для турецких правящих кругов характерно проявление наиболее жестокой политики в отношении курдского народа, в основе которой лежит силовое решение курдского вопроса, несмотря на его готовность к коллективным поискам всеобъемлющего урегулирования данной проблемы. Политика турецких властей нереалистична, ибо считает курдов гражданами второго сорта, или не признают существование этой нации вообще, Такая политика лишь способствует углублению конфликта, делает его перманентным и трудноразрешимым.

В конце XX вв. борьба курдов принимает региональный характер. Происходят не только значительные изменения в курдском освободительном движении, но и в динамичном развитии самой геополитической ситуации вокруг Курдистана, а значит и в политико-теоретическом подходе к существующим проблемам. Основная тенденция в этом плане состоит в отходе от чрезмерно идеологизированных и крайне радикальных иллюзий и в повороте к поиску реальных компромиссных решений невоенными средствами. Главной политической целью по-прежнему остаётся борьба за единый и независимый Курдистан силовыми методами, а главной движущей силой борьбы - народ.

5.Освободительное движение Северо-Западного Курдистана было важным фактором развития курдского общества, а процессы, происходившие в нем, придавали им социально-политическую окраску. Восстания курдов если и достигали успеха, то только временно. Поражения курдских движений предопределялись раздробленностью сил повстанцев, как правило локализованных в пределах отдельных частей Курдистана, военно-политическим превосходством противника, отсутствие национального единства в общекурдском масштабе, тесных связей между племенами, отсутствие сильной политической организации с четкой программой действий, политической недальновидностью руководства и низким уровнем национального самосознания.

Список источников и литературы

I. Источники:

1.1.1. Конституции государств Европы. / Под ред. Л.А. Окунькова. -М.: Норма, 2001.-С. 764.

II. Публицистика:

11.2.1. Ашири Ш. Судьбы и надежды // Азия и Африка сегодня. - М., 1998.-№2.-С. 32-41.

П.2.2. Боровой Я. Иракский Курдистан в ожидании // Новое время. - М., 2005. - №5. - С. 30-33.

П.2.3. Гасратян М.А. Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня. М., 1998. - №2. - С. 15-17.

П.2.4. Григорьев Т.Г. Курдистан-98 // Азия и Африка сегодня. - М., 1998.-№2.-С. 2-8.

П.2.5. Джеляледдинов Т. Соколы Курдистана // Планета. - М., 2006. -№8.-С. 14-17.

П.2.6. Евровченков Е. Гидроузел на Евфрате // Азия и Африка Сегодня. М., 1995. - №4. - С. 27-32.

П.2.7. Жаров К. Новое обострение «курдской проблемы» и борьба с

терроризмом // Компас. - М., 2006. - №17. - С. 47-48.

П.2.8. Захарова М.В. Курдская проблема в Турции // Актуальные

проблемы современности. - М., 2003. - №3. - С. 73-76.

П.2.9. Жигалина О. Курдский вопрос в Западной Азии на

современном этапе // Восток. - М., 2005. - №5. - С. 42-45.

П.2.10. Ильин В. Демократия и горы // Свободная мысль-ХХ1. - М.,

2004.-№1.-С. 87-88.

П.2.11. Кылычбейли Э. Экономические предпосылки прихода к власти исламистов // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №3. - С. 16-20.

11.2.12. Лазарев М. Курдская проблема в европейском измерении // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №2. - С. 68-72. П.2.13. Лазарев М. Образ Турка. //Азия и Африка сегодня. - М., 1996.-№7. -С. 7-13.

П.2.14. Лазарев М. Почему Турция опасается независимого Курдистана // Азия и Африка сегодня. - М., 2003. - №6. - С. 10-15. П.2.15. Лазарев М. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. -М., 1998.-№2.-С. 8-11.

П.2.16. Мирский Г. Общественно-политическое развитие курдов в Турецкой Республики // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2003. - №9. - С. 65-68.

П.2.17. Михайлов В.В. Современное состояние курдской проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. - М., 2007 - №1. -С. 39-46.

П.2.18. Мосаки Н. Нефть и курдская проблема // Азия и Африка сегодня. - М., 2002. - №3. - С. 30-37.

П.2.19. Пивоваров С. Черноморский бассейн: оттеснение России // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. - №7. - С. 3-5. П.2.20. Сатановский Е. Прогресс урегулирования курдской проблемы в Турции // Международная жизнь. - М., 2005. - №4. - С. 10-12.

П.2.21. Скляров Л. Сотрудничество или соперничество // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. - №10. - С. 51-57.

П.2.22. Турецкие военные и проблема вступления страны в ЕС. По материалам «Форин афферс» // Компас. М., 2006. - №8. - С.61-64. П.2.23. Ульченко Н. Новые приоритеты в Центральной Азии // Азия и Африка сегодня. - М., 1996. -№!.- С. 17-24.

III. Исследования:

Ш.3.1. Алиев Барзани маджит-оглы. Политика турецкого правительства в восточных вилайетах страны и освободительная борьба курдского народа (1923 г. - начало XXI в.) - Автореф. Дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар., 2007. - С. 31.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать