Лидеры либерального движения в России Н. Милюков и П. Струве

Лидеры либерального движения в России Н. Милюков и П. Струве

26

Оглавление

Введение

Формирование партий либерального движения

Политической деятельность П.Б. Струве

Политическая жизнь П.Н. Милюкова

Манифест 17 октября 1905 г.

В годы революции 1905-1907 ГГ.

Российские либералы в годы первой мировой войны

Отношение лидеров либерального движения к октябрьской революции 1917г.

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем и прежде всего в сфере социально-экономической. Кризис промышленного производства, безысходное положение русской деревни, правительственная реакция, затянувшаяся на два десятилетия, -- все это неизбежно приводило к резкому обострению социальных и политических противоречий. В начале XX в. революционное настроение охватило самые разные классы и слои населения России. При этом и народное, массовое движение, и выступления оппозиции, и деятельность подполья -- все это не только нарастает количественно, приобретая небывалые раньше масштабы, но и меняется качественно, выражается в принципиально новых формах, все более опасных для самодержавной власти.

Таким образом, началось формирование различных партий. В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии разделялись на несколько категорий:

Ї левые (социал-демократическая Ї меньшевики; социалистическая Ї большевики; неонародническая Ї эсеры, трудовики и др.);

Ї либеральные (кадеты);

Ї консервативные (октябристы);

Ї монархические («Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»);

Ї анархические (более 20 групп, разделявших идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина).

Конкретнее рассмотрю либеральное движение, которое сыграло немалую роль в развитии общества, которое повлияло на дальнейшее развитие действий в стране. Это одно из движений, которое дало возможность народу выбирать, каким способом добиться своей цели, добиться выполнения своих требований, как предстать перед правительством и т.д. Но ни одна партия не могла существовать без руководителей, лидеров партий, либеральные движения также имели своих лидеров, ими были такие личности как П.Н. Милюков и П.Б. Струве, которые пользовались большим влиянием в организациях.

Так, начиная с девяностых годов XIX столетия и вплоть до октябрьского переворота 1917 г. Павел Николаевич Милюков и Петр Бернгардович Струве занимали видные места в культурной и общественно-политической жизни России. Они прославились различными публикациями и научными работами. Эти работы выдвинули П.Н. Милюкова в первый ряд русских историков. А П.Б. Струве благодаря своим работам стал известен не только как историк, но и как экономист.

Как политические деятели и П.Н. Милюков и П.Б. Струве принимали руководящее участие в сплочении и организации либерально-демократических течений в России, и уже к началу Революции (1905Ї1907) они стали общепризнанными лидерами конституционно-демократической партии (партии кадетов), быстро приобретшей большое влияние к тому времени.

На протяжении всего революционного времени в России лидеры либерального движения умело сохраняли за собой позиции, политических лидеров и теоретиков, которым верят и за которыми идут.

Формирование партий либерального движения

Как и многие другие партии, партия либерального направления сформировалась не сразу. Вначале начали возникать определенные идейно-политические настроения в передовых группах классов, таким образом создавались кружки. Затем оформлялись направления общественно политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих общественно-политический характер. Но в связи с изменениями во взглядах, постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий, это же можно наблюдать и в либеральном движении. Я считаю, что порой, многое могло зависеть даже от лидеров движений, от перемены их мнений, которые формировались под действием общества, их требований, а так же в зависимости от общих положений в стране.

Центром формирования либеральной оппозиции, как и во второй половине XIX в., являлись земства и городские думы.

Земское движение. Наиболее ярко либеральные тенденции по-прежнему проявлялись в земстве -- и не случайно. В условиях самодержавного правления земские органы были основными легально существующими опорными пунктами для либеральной деятельности: решения конкретных проблем местного хозяйства, народного просвещения и пр. По мнению земских либералов, именно земство должно было стать основой конституционных преобразований в России. Для этого следовало лишь достроить систему органов местного самоуправления. В это время она представляла собой структуру, состоящую из двух уровней: по уездам местное население избирало уездные земские собрания, которые из своего состава выдвигали представителей в губернские земские собрания. Либералы считали, что этот процесс нужно довести до логического конца и создать третий уровень: на основе губернских земств организовать Всероссийский представительный орган, предоставив ему возможность участвовать в законодательной работе. Если бы это было сделано, то Россия, по их мнению, совершила бы переход от деспотического государственного устройства к конституционному.

Неоднократные попытки либералов добиться создания подобного органа легальным путем наталкивались на решительное противодействие правящей бюрократии, не желавшей ни с кем делиться своей властью. В этих условиях земские лидеры рискнули объединиться негласно. В 1899 г. они создали кружок «Беседа», внешне имевший характер частного «дружеского собрания». В этот кружок входили люди разных взглядов. С одной стороны, здесь были убежденные сторонники конституционной монархии -- братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И. Шаховской, Ф. А. Головин, которые считали необходимым ограничить полномочия царской власти представительным законодательным органом тина парламента. С другой -- запоздалые славянофилы Д.Н. Шипов. М.А. Стахович. Н.А. Хомяков, стоявшие за традиционную, неограниченную царскую власть. Однако они хотели, чтобы самодержец управлял, сообразуясь с народным мнением, которое должен доносить до него представительный законосовещательный орган типа древнего Земского собора.

Идейные течения в интеллигентской среде. Другим источником либерализма, помимо земцев-помещиков, являлась интеллигенция. Эта среда, в отличие от земской, была весьма неоднородной в социальном, имущественном и, соответственно, идейном отношении. Среди интеллигентской верхушки -- университетской профессуры, известных юристов и других-- большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты -- П.Н. Милюков, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов и другие-- поддерживали тесные связи с земскими лидерами. В конце XIX -- начале XX в. сторонники политических преобразований группировались вокруг газеты «Русские ведомости» и журнала «Русская мысль».

Но в интеллигентской среде существовали и такие течения, для представителей которых политические реформы играли второстепенную роль. Гораздо больше их волновало бедственное положение масс; они считали жизненно необходимыми преобразования социально-экономического характера. Прежде всего это касалось либеральных народников. Либеральное народничество сосуществовало с революционным на протяжении всех последних десятилетий XIX в. Так же как и их революционно настроенные единомышленники, либералы от народничества были уверены в том, что в России победит общинный социализм. Однако, в отличие от революционеров, они рассчитывали добиться этого мирным путем: через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию путем реформ крестьянского малоземелья, развитие сельской кооперации. Представители этого течения -- врачи, учителя, статистики -- составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. Наиболее яркими лидерами либерального народничества являлись сотрудники журнала «Русское богатство» -- Н.К. Михайловский. В.Г. Короленко. Н.Ф. Анненский, А.В. Пешехонов и другие.

Еще в середине 1890-х гг. оформился "легальный марксизм» -- идейное течение, представленное небольшой группой чрезвычайно талантливых ученых и общественных деятелей (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков, М.И. Тугай-Барановский). Во второй половине 1890-х гг. «легальные марксисты» очень много сделали для распространения нового учения в русском обществе. Они убедительно доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. В ожесточенной полемике с либеральным народничеством, развернувшейся в это время на страницах русской печати, "легальные марксисты" сотрудничали с революционными.

«Союз освобождения». При всех своих идейных разногласиях оппозиционные течения сходились в одном: все они рассчитывали на мирное развитие России. Однако для этого необходимы были уступки со стороны самодержавия, реформы. Поскольку же правительство Николая II проводило откровенно реакционный курс, оппозиционеры разных толков все более сплачивались в едином стремлении потеснить самодержавно-бюрократическую власть, добиться того, чтобы она допустила к управлению государством представителей общества и народа. Это стремление захватывало даже тех, кто считал конституционные преобразования вторичными: ведь с каждым годом становилось все ясней, что, пока правящая бюрократия обладает всей полнотой власти, в России не будет вообще никаких серьезных реформ.

В 1904 г. в Петербурге был созван съезд, учредивший «Союз освобождения». В высший орган «Союза»-- вошли земские либералы и представители интеллигенции, среди которых были и либеральные народники, и «легальные марксисты». В программе «Союза» содержались весьма умеренные экономические требования: отчуждение путем выкупа части помещичьих земель, ликвидация отрезков, оказание финансовой помощи крестьянству. Сами авторы программы не скрывали, что подобные требования играют вспомогательную роль: с их помощью либералы надеялись обеспечить себе поддержку народных масс. Центральным пунктом программы «Союза» был созыв Учредительного собрания, которому предстояло провозгласить конституцию Российского государства.

«Союз» объявлял самодержавие главным врагом, революционное движение рассматривалось как возможный союзник. Подобная позиция выражалась как в резкой критике самодержавной власти, так и в одобрении различных революционных выступлений, до терактов включительно. Подобная измена одному из главных принципов либерализма -- неприятию революционного насилия -- лишний раз свидетельствовала о том, до какого ожесточения дошла политическая борьба в России в начале XX в.

Политической деятельность П.Б. Струве

П.Б. Струве был лидером «легального марксизма», перешедший в дальнейшем в лагерь кадетской контрреволюции. При столь прямолинейной характеристике политической направленности его деятельности утрачивался облик ученого, яркого представителя русской общественной мысли, журналиста и писателя, редактора крупнейших журналов, наконец, человека, прожившего сложную противоречивую жизнь.

Еще с юношеских лет его интересовала политическая жизнь, он уже имел свои сложившиеся политические убеждения, и считал себя последователем Аксакава, Юрия Самарина (идеологов славянофильства). Он говорил о себе: «Я Ї национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой Ї самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)»1. Только потом, когда он будет учиться в университете, напряженная работа мысли приведет его от юношеской приверженности самодержавию к пониманию пороков царизма и необходимости изменения политического строя России, от славянофильства Ї к западничеству. И уже с того самого времени, у П.Б. Струве начинают формироваться четыре идеала, которым он будет верен в течение всей последующей жизни: либерализм, государственность, национализм, западничество.

Либеральный путь Петра Бернгардовича начинается уже в 1891 г., когда он начал общественную деятельность среди литературных (иначе -- легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами на кафедре столичного ВЭО. Вскоре он снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. Но в апреле 1894 г. был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев Струве написал «Открытое письмо» Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 г. вышла в свет его книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой Струве выступал с социал-демократических позиций. Главной задачей «Критических заметок» являлась полемика с народническим пониманием экономического и общественного развития России. Струве утверждал, что Россия пойдет по пути капиталистического развития. Эта работа фактически явилась тогда первым манифестом марксизма в отечественной легальной литературе.

Затем под влиянием тулинской критики (в 1894 г. В.И. Ульянов подверг резкой критике взгляды Струве, свое мнение он поместил в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», опубликовав ее под псевдонимом К. Тулин), Струве подвинулся влево и не только выступал в литературе как легальный марксист, но и стал принимать участие в практической работе. Также он сблизился со многими социал-демократическими деятелями, переписывался и уезжал за границу к Плеханову, получал ответственные поручения от отечественных социал-демократов. И в условиях, когда все видные революционные социал-демократы России находились под арестом, к составлению «Манифеста Российской социал-демократической партии» в 1898г. был привлечен по решению I съезда РСДРП именно Струве. Однако даже тогда его мировоззрение уже не базировалось всецело на марксистской теории. Он вырабатывал в себе иной строй идей.

Вторая половина 90-х годов XIX в. стала насыщенным периодом в жизни Струве. Он вел активный поиск собственного ведения проблем общественного развития и выработки нового мировоззрения. Весной 1900 г. в радикальном журнале «Жизнь» стали появляться статьи Струве по методологии политической экономики и теории ценности. А в конце марта Ї начале апреля легальные марксисты Струве и М.И. Туган-Барановский, стоявшие тогда в центре общедемократического оппозиционного движения, приняли участие в Псковском совещании с социал-демократами Лениным, Потресовым, Ю.О. Мартовым, С.И. Радченко.

Идя на совещание, каждая сторона преследовала свои цели. П.Б. Струве и Туган-Барановский предполагали использовать революционные органы печати для высказывания идей либерализма. Ленин и его сторонники стремились привлечь к делу легальных марксистов ради получения от них материальной помощи, а также печатных материалов (так как Струве имел большие общественные связи). Затем во время последовавших переговоров Ленина с группой «Освобождение труда» было достигнуто соглашение о признании группы Струве не социал-демократическим течением, а частью внепартийной демократической оппозиции.

29 декабря 1900 г. начались деловые переговоры, в которых приняли участие Ленин, Засулич, Потресов с одной стороны, и супруги Струве Ї с другой. В дальнейшем в переговорах участвовали приехавшие в Мюнхен Л.И. Аксельрод и Г.В. Плеханов, а на помощь Петру Бернгардовичу прибыл В.Я. Яковлев-Богучарский. Была предпринята попытка заключения договора о совместном издании за границей журнала под названием «Современное обозрение», часть которого должна была быть посвящена свободной дискуссии по вопросам политической борьбы с царизмом. Но, в конечном счете, не было достигнуто единства по поводу редакций журнала и тогда Ленин начал настаивать на разрыве переговоров.

Соглашение о совместном издании не было осуществлено. Именно те январь и февраль 1901 г. стали для П.Б. Струве моментом окончательного, уже формального, разрыва с социал-демократами и осознания себя участником либерального движения.

3(16) марта 1901 г. он принимает участие в антиправительственной демонстрации на Казанской площади в Петербурге, был арестован, сначала находился в Литовском замке, был переведен в дом предварительного заключения и затем был выслан под гласный надзор полиции в Тверь. Но, получив разрешение выехать за границу для лечения, он тут же покидает губернскую столицу (в 1902 г.).

В те месяцы его поворот к буржуазному либерализму обнаружился уже настолько ясно, что о сотрудничестве с социал-демократами теперь не могло быть и речи. В то время как Ленин, Мартов, Засулич, Плеханов, Аксельрод опубликовывают острополитические статьи в «Заре», в них авторы свидетельствовали о своем стремлении отстоять ортодоксальное марксистское учение. Таким образом, политическая линия «Искры» прямо противоречила новым взглядам П.Б. Струве, хотя некоторые ее редакторы продолжали видеть в Струве союзника.

В 1902 г. в Петербурге был опубликован сборник статей П.Б. Струве «На разные темы», в котором автор, перестраивая свое мировоззрение, вел борьбу с самим собой. Он выступил против ортодоксальной нетерпимости марксизма, который «мнит себя обладающим безошибочным знанием единственно действительных и потому правильных средств для достижения данной практической цели Ї общественной справедливости»2. И в то же время он считал, что ни одно учение не может обладать на знание абсолютной истины.

18 июня 1902 г. в Штутгарте под редакцией Струве вышел № 1 журнала «Освобождение», который ставил своей целью объединение всей российской оппозиции на программе конституционного преобразования России. Редактор журнала напоминал об «аннибаловой клятве» -- необходимости бор бы за политическое освобождение родины, а роль нового органа видел в том, чтобы требовать великого переворота русской жизни: от произвола самодержавной бюрократии -- к полному соблюдению права личности и общества. Редакция журнала в предместье Гайсбург (в том же доме жила семья Струве) стала одним из центров объединения отечественной и зарубежной либеральной интеллигенции, а Струве -- одним из ведущих теоретиков нелегальной политической организации «Союз освобождения».

Выступая против самодержавия и требуя замены его конституционным строем, Струве был уверен, что люди его направления в ближайшем будущем должны будут принять на себя бремя власти; и поэтому он считал важным иметь программу новой политики.

И уже в 1902--1903 гг. он работал над проектом программы конституционно-демократической Партии народной свободы.

Положение программы было следующее: обязательным, являлось требование конституционного строя, разделение власти между наследственным монархом и народными представителями. Конституция должна быть выработана представителями народа по соглашению с монархом. Для этого предполагался созыв Учредительного собрания, свободно избранного на основе всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов. Рядом с выбранной прямым народным голосованием нижней палатой намечалась также верхняя палата, выбранная земствами и местными думами. В программе провозглашались равенство всех граждан перед законом, свобода совести, вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, передвижения, неприкосновенность личности и жилища. Для территориального и юридического разграничения наций и соглашения по этому вопросу Струве предполагал проведение местных совещаний с привлечением всех лиц, живущих в данном месте, и всех действующих там партии.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать