Общественное движение в России при Николае I

Общественное движение в России при Николае I

2

ОТЧЕТ

о выполнении практических заданий

(Реферат)

по курсу

Отечественная история

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I

СОДЕРЖЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Кружки и публицистические выступления передовой интеллигенции в 30-х годах

3

1.1 Политическая поэзия как средство революционной агитации

3

1.2 Кружок студентов Критских

4

1.3 «Литературное общество 11-го нумера»

6

1.4 Сунгуровское общество

7

1.5 Студенческий кружок А.И. Герцена и Н. П. Огарева

8

1.6 Кружек Н. В. Станкевича

10

1.7 «Философические письма» П. Я. Чаадаева

11

2. Основные тенденции в общественном движении 40-х годов XIX в

13

2.1 Формирование революционно-демократического направления

13

2.2 Деятельность Белинского и Герцена в 40-е годы

13

2.3 Славянофилы и их противники

15

2.4 Общественное движение в России и революция 1848 г.

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

22

ВВЕДЕНИЕ

Пример декабристов, выступивших на открытую схватку с са-модержавием, несмотря на их поражение, стал мощным стиму-лом для дальнейшего развития русской революционной мысли. «С высоты своей виселицы эти люди пробудили душу у нового поколения; повязка спала с глаз». Эти слова принадлежат Алек-сандру Герцену -- человеку, который своей деятельностью с наибольшей полнотой воплотил преемственность, непрерыв-ность революционного процесса в России.

Герцен, как и декабристы, принадлежал к дворянским рево-люционерам. Но эпоха 30--40-х голов XIX в. была тем време-нем, когда поколение, разбуженное декабристами, преодолевая классовую ограниченность их идеологии, переосмысливая их ис-торический опыт, закладывало основы для наступления следую-щего, буржуазно-демократического этапа русского революцион-ного движения. Шла глубокая внутренняя идеологическая под-готовка новых революционных выступлений. Но и в организа-ционном отношении это был переходный этап поисков и неудач, не давший, за редким исключением, сколько-нибудь крупных центров, способных совместить теоретические искания с замыс-лами активного политического действия. 30-е и особенно 40-е го-ды XIX в. были началом мучительных поисков правильной рево-люционной теории, которые привели в итоге русскую революци-онную интеллигенцию к марксизму. Осознание роли народа в истории вело к признанию необходимости привлечения народ-ных масс к решению исторических задач, стоящих перед Рос-сией. Именно это становится в данный период ведущей идеей русского революционного движения.

1. Кружки и публицистические выступления передовой интеллигенции в 30-х годах

1.1 Политическая поэзия как средство революционной агитации

С разгромом декабристов было полностью покончено с создан-ными ими тайными революционными организациями. Но идеи, вдохновлявшие их на подвиг, продолжали жить в умах передовых людей России. Влияние этих идеи сказывалось, в част-ности, в поэтическом творчестве молодо-го А. С. Пушкина. Вольнолюбивые стихи Пушкина станови-лись средством антиправительственной агитации. У многих молодых людей -- студентов, офицеров, мелких чиновников -- жандармы находили тогда списки стихов, являвшихся подра-жанием пушкинской оде «Вольность».

Отзвуком только что подавленного революционного выступ-ления и в то же время смелым и страстным призывом к борьбе явилась поэзия Александра Полежаева, сына крепостной кре-стьянки, блестяще окончившего в 1826 г. Московский университет. Особой остротой отличалась его поэма «Сашка», по форме напоминавшая «Евгения Онегина», но по существу противо-поставлявшая пушкинскому герою нового героя, бросающего вызов всякого рода гнету, всем ненавистным общественным ус-тановлениям окружающей его жизни. Угнанный царем в сол-датчину, Полежаев продолжал эту идейную линию в своем творчестве, заканчивая «в поэзии первую, неудавшуюся битву свободы с самодержавием» В. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. I. M., 1952, стр. 447..

Наряду с распространением политических стихотворений к концу 20-х годов вырабатываются новые, более действенные формы политической агитации -- появляются прокламации, так называемые «возмутительные письма», листовки, обращенные к народу. Они имели хождение даже среди крестьян и солдат про-винциальных гарнизонов. При всем разнообразии оттенков со-держащихся в них социальных и политических идей эти агита-ционные документы призывали к вооруженной борьбе с кре-постниками. Исходили они иногда от отдельных лиц. В 1827 г. во Владимире чиновник Петр Осинин задумал организовать «Благоуспешно человеколюбивое общест-во», которое должно было «всемерно стараться об искоренении в России императорской фамилии и свойственников ее» И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй чет-верти XIX в. М., 1958, стр. 51.. В том же 1827 г. возник тайный офицерский кружок в Оренбурге, ставивший перед собой задачу реализации политической програм-мы декабристов, но при широкой пропаганде революционных идей среди солдат, казаков и «простого парода» И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй четверти XIX в., 1958, стр. 53, 57..

1.2 Кружок студентов Критских

О проникновении декабристских идей в среду молодежи, о ее стремлении критически освоить опыт декабри-стов свидетельствует кружок студентов Критских. Студенчество, ряды которого все больше пополнялись разночинцами, с восторгом воспринимали подцензурную политиче-скую поэзию. Расправа над декабристами возбудила оппози-ционные настроения части студенчества, усилила его патриоти-ческую активность. В разносословной среде студенческой моло-дежи зрели новые революционные замыслы. Лучшие ее пред-ставители рассматривали себя прямыми продолжателями дела декабристов. Именно так понимала свое назначение и большая группа молодежи, объединившаяся вокруг трех братьев Крит-ских, сыновей мелкого чиновника, воспитанников Московского университета. Кроме 6 участников этого кружка, к следствию по обвинению в «вольномыслии» было привлечено еще 13 лиц, знакомых с Критскими.

Кружок начал складываться в 1826 г. под непосредственным впечатлением от расправы над декабристами. «Погибель пре-ступников 14 декабря родила в нем негодование»,--говорится в материалах следствия о побудительных причинах революци-онной деятельности Петра Критского. При этом подчеркивалось, что «любовь к независимости и отвращение к монархическому правлению возбудились в нем наиболее от чтения творений Пушкина и Рылеева».

Кружок Критских воспринял политическую программу де-кабристов, поставив своей целью «изыскивать средства для преобразования государства, ввести конституционное правление». Участники кружка говорили о необходимости цареубийства и вооруженного переворота, но в отличие от декабристов осуще-ствление революционных преобразований они считали возмож-ным лишь при активном участии народа. Отсюда вытекала про-грамма их практической деятельности -- сначала пропаганда для привлечения новых членов тайной организации, а в даль-нейшем -- агитация в массах. Особое значение придавалось при этом пропаганде среди солдат Московского гарнизона. Для рас-пространения среди офицеров и студентов один из участников кружка Николай Лушников написал весной 1827 г. стихотворе-ния «Друзья, не русский нами правит», «Мечта» и «Песнь русского», проникнутые революционно-патриотическими идеями.

В кружке обсуждались планы создания типографии для печатания листовок с обращением к народу, выдвигалась идея создания нелегального журнала. В годовщину коронации Николая 1 -- 22 августа 1827 г.--предполагалось положить у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади прокла-мацию, обличающую преступления царизма перед русским народом. Наивно преувеличивая роль своего кружка, шестеро молодых людей мечтали сделать его руководителем ку-мира революционной молодежи А. С. Пушкина и привлечь к участию в создаваемом обществе опального генерала А. П. Ер-молова.

В результате провокации и крайней опрометчивости дейст-вий его участников кружок был разгромлен в самом начале своей деятельности. В ночь на 15 августа были арестованы Лушни-ков и трое братьев Критских, а затем и двое остальных участни-ков кружка. Замыслы кружка Критских стали для Николая I грозным напоминанием о 14 декабря. Без суда, по его личному распоряжению все шесть участников кружка были заключены бессрочно в крепостные казематы. Судьба их была трагической. Василий Критский умер в 1831 г. в Шлиссельбургской крепости. Михаил, переведенный в 1835 г. рядовым на Кавказ, был вскоре убит в сражении. Петр Критский и Лушников в 1834 г. были переведены в арестантские роты. Многолетнему тюремному заключению подверглись их товарищи - Попов и Тюрин.

Расправа, учиненная над участниками кружка Критских, не внесла «успокоения» в студенческую среду. Преемственность не угасавшего в стенах Московского университета антиправи-тельственного направления вызывала в Николае I нескрываемый страх и ненависть. Он требовал от шефа жандармов особенно тщательно прослеживать связи «преступников» с их живыми и мертвыми «друзьями» (декабристами). Продолжавшие посту-пать от тайных осведомителей донесения позволяли Бенкендорфу считать Московский университет «очагом заразы», откуда «распространяются по стране запрещенные стихи Рылеева и Пушкина...» «Декабристы и их время». М.-- Л., 1951, стр. 232.

Современники единодушно отмечали исключительный энту-зиазм, который вызвали среди передовой русской молодежи ре-волюционные события 1830--1831 гг. Особенно сильное впечат-ление произвело польское восстание. По словам одного из сту-дентов Московского университета тех лет, войну царизма в Польше считали «несправедливою, варварскою и жестокою: в поляках видели страдальцев за родину, а в правительстве на-шем -- жестоких тиранов, деспотов» Я. Костенецкий. Воспоминания из моей студенческой жизни. «Русский архив», 1887, № 5, стр. 75.. Расправа с восставшей Польшей воспринималась как проявление того же деспотизма, который давил русский народ. Враг был общим, и потому так велики были симпатии к восставшим полякам, так тесно сопри-касались идейно и организационно русские студенческие круж-ки с революционно настроенными польскими студентами.

В эти мрачные годы николаевской реакции, когда в России еще не существовало объективных условий для широкой рево-люционной борьбы, в дружеских кружках единомышленников вызревали элементы революционно-демократической идеологии.

1.3 «Литературное общество 11-го нумера»

Одним из таких кружков было студенческое содружество, сложившееся вокруг молодого Белинского.

Рассмотрев и утвердив донесение экзаменаторов, правление Московского императорского университета 30 сентября 1829 г. признало Виссариона Григорьевича Белинского «достойным к слушанию профессорских лекций...» «Литературное наследство», т. 56. М., 1950, стр. 310..Университетское начальство не могло, конечно, предпола-гать, что 11-я комната студенческого общежития, в которой был поселен казеннокоштный студент словесного отделения Москов-ского университета Белинский, станет вскоре одним из центров идейной жизни московского студенчества. Предшественник «пол-ного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободитель-ном движении» В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94., сын штаб-лекаря В. Г. Белинский провел свое детство в тяжелых материальных и нравственных условиях. Сначала уездное училище, затем с 1825 по 1828 г. учеба в Пензенской гимназии завершили его первоначальное образованно. Уже в гимназии Белинский обнаружил страстную любовь к литературе. В поэзии Пушкина и Рылеева он находил мысли и чувства, глубоко созвучные его собственным устремлениям. Суровая и полная лишений жизнь в годы учёбы в гимназии, тесное общение с представителями складывающейся новой разночин-ской интеллигенции -- семинаристами -- вот те условия и та сре-да, в которых развивались философские и литературные инте-ресы Белинского, закладывалась основа его демократической идеологии. Юношу Белинского отличали самостоятельность мыс-ли, критическое и вдумчивое отношение к той массе идей, кото-рые он черпал из чтения журналов, из знакомства с философ-ской и политической жизнью Запада. В 17 лет, приняв решение поступить в Московский университет, он оставляет гимназию.

27 сентября 1832 г. Белинский был исключен из университета с позорной для ее авторов формулировкой: «По ограничен-ности способностей». Это был акт политической расправы с опас-ным студентом, уже давно бывшим на учете у начальства за деятельное участие в общественной жизни университета.

Студенческие кружки в Московском университете отнюдь не были изолированными организациями. Это со всей очевидностью подтверждается взаимоотношениями членов «Литературного общества 11-го нумера» с революционно настроенными студен-тами-поляками.

Связующим звеном между «Литературным обществом 11-го нумера» и польской революционной молодежью был участник общества И. С. Савинич. Через него в 1831 г. с Белинским сблизился поляк, студент первого курса словесного отделения Фаддей Заблоцкий. Совместно с Заблоцким Савинич учредил тайное польское «Общество любителей отечественной словесности», установив связи с пленными польскими офицерами и студентом-медиком Гаспаром Шенявским. Арест Шенявского по обвинению «в намерении учинить побег в Польшу для присоеди-нения к мятежникам и в подговоре к тому офицеров» «Литературное наследство», т. 56, стр. 386. повлек в свою очередь арест в июне 1831 г. нескольких проживавших в Москве поляков, связанных с университетом. Тогда же последо-вал донос студента Полонника о существовании в Московском университете другого общества, связанного с арестованными поляками. Так жандармы узнали о новом студенческом круж-ке, возникшем независимо от «Литературного общества 11-го нумера» и польской группы.

1.4 Сунгуровское общество

Ядро этого кружка, оформившегося к весне 1831 г., составляли студенты Мо-сковского университета Яков Костенецкий, Платон Антонович и Адольф Кноблох. О своем замысле -- создании тайного «Обще-ства друзей» для введения в России конституции -- Костенец-кий поделился со студентом Медико-хирургической академии П. А. Кашевским. Мысль эта нашла у Кашевского живой от-клик. Но прежде чем составить общество, он предложил, «что-бы лучше узнать людей», начать с организации «Философиче-ского общества».

Вскоре через вольнослушателя Московского университета Ф. П. Гурова друзья сблизились с бывшим воспитанником уни-верситетского пансиона Н. П. Сунгуровым, который и возглавил новый студенческий кружок, более многочисленный, чем «Лите-ратурное общество 11-го нумера» (жандармы арестовали по это-му делу 26 человек).

Подобно участникам кружка братьев Критских, молодежь, сгруппировавшаяся вокруг Сунгурова, рассматривала себя непосредственной преемницей дела декабристов, а сам Сунгуров выдавал себя за члена уцелевшей от разгрома декабристской организации.

Однако участники общества Сунгурова, разрабатывая свою политическую программу, пошли дальше декабристов. Они обсуждали планы подготовки революционного переворота с уча-стием народа. «Для возбуждения ненависти к государю и правительству» предполагалось «разослать по всем губерниям прокламации к народу». Сунгуровцы считали необходимым начать восстание с захвата артиллерии, затем «возмутить находящихся на фабриках людей и всю чернь московскую, ...потом освободить всех арестантов, которые верно будут на стороне освободителей; далее взять непременно арсенал, хотя здесь и мало оружия, но сколько есть, раздать его народу... пойти на Тулу и взять оружейный завод» И. А. Федосов. Указ. соч., стр. 97-98. Восстание должно было завершиться рассыл-кой воззваний в разные города России для разъяснения его целей с призывом выслать народных представителей в Москву для разработки конституции.

Общество Сунгурова не успело сложиться в тайную полити-ческую организацию. Его деятельность была пресечена жандармами в самом начале арестом всех участников. В июле 1831 г. Сунгуров и Гуров были приговорены к четвертованию, несколько их соучастников, в том числе Костенецкий и Кошевский, к пове-шению, Козлов -- к расстрелу. Спустя полгода смертная казнь была заменена для Сунгурова каторгой, для Гурова -- ссылкой в Сибирь, остальным -- ссылкой рядовыми на Кавказ.

1.5 Студенческий кружок А.И. Герцена и Н. П. Огарева

В ряду других студенческих кружков, существовавших в Московском университете в начале 30-х годов, следует выделить кружок, группировавшийся вокруг Герцена и Огарева. В нем с особой полнотой выявилась дальнейшая тен-денция развития русского революционного движения. Пример декабристов не только будил революционную активность моло-дой России, он заставлял осознавать причину трагического ис-хода их выступления. Уроки отечественной истории осложня-лись впечатлениями от современной политической жизни Европы -- буржуазные революции на Западе оставляли нерешенным социальный вопрос. Герцен и его друзья приходят к мысли о «необходимости другой работы -- предварительной, внутрен-ней». Начинаются упорные поиски такой революционной тео-рии, которая указала бы подлинный, истинный путь решения общественных проблем.

Герцен и Огарев вышли из одной социальной среды -- круп-ного русского дворянства. Они вынесли из своего детства совер-шенно сходные впечатления бесчеловечного крепостного быта, рано оформившиеся в непреодолимую ненависть к крепостни-честву. Их интенсивному политическому развитию способствовал идейный подъем, предшествовавший выступлению декабри-стов. Воздействие декабристских идей благодаря родственным, семейным и общественным связям особенно сильно испытал в детстве Огарев. Запрещенные стихи Рылеева, политическая лирика Пушкина воспринимались подростками как призыв к политическому действию.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать