Османская империя в конце нового времени. Революция 1908-1909 гг
арское правительство в условиях тяжёлого внутреннего, военного и внешнеполитического положения страны было вынуждено согласиться на мирные переговоры, В конце февраля 1856 г. открылся Парижский конгресс, в работе которого приняли участие Россия, Франция, Англия, Австрия, Турция, Сардиния и Пруссия.

Мирный трактат был выработан и подписан 30 марта 1856 г. Это соглашение имело огромное значение в истории международных отношений и надолго определило расстановку сил как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Парижский договор состоял из 34 статей и нескольких приложенных к нему конвенций. Договор касался вопросов территориального урегулирования, нового режима Черноморского бассейна и проливов, проблемы балканских народов.

Нейтрализация Черного моря в значительной степени подрывала позиции царизма на Балканском полуострове. Тем не менее, союзники стремились не только фактически, но и юридически лишить Россию права покровительства народам Балкан. В то же время на конгрессе России, несмотря на военное поражение, удалось отстоять права молдавского, валашского и сербского народов. Молдова и Валахия избежали участи попасть под австрийское иго. На конгрессе был поставлен вопрос о необходимости их политического объединения. Для облегчения положения народных масс в Дунайских княжествах и проведения реформ внутреннего управления была образована специальная международная комиссия. Парижский договор подтвердил право национального независимого управления, свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства в Молдове и Валахии. Была сохранена фактическая независимость Сербии.

Складывание Крымской системы после подписания Парижского мирного договора завершилось оформлением так называемого Тройственного союза держав-победительниц. После падения Севастополя австрийская дипломатия вновь подняла вопрос о необходимости заключения союза между Англией, Францией и Австрией с гарантией целостности Турции. Это соглашение должно было быть целиком направлено против России. Парижский мир, подписанный 30 марта 1856 г., еще более ухудшил положение Турции. С внешней стороны турки выглядели как победители. По Парижскому трактату Россия потеряла Южную Бессарабию и была лишена права содержать военный флот на Черном море. Султан сохранил сюзеренитет над Сербией, Молдавией и Валахией. Но все эти выгоды были мнимыми. Поражение России вовсе не означало победу Турции. Так контроль над Молдавией, Сербией и Валахией оказался мнимым. Очень скоро (1859 - 1861 гг.) Молдавия и Валахия объединились и образовали новое государство - Румынию, а Сербия добилась вывода турецких гарнизонов.

18 февраля 1856 года был обнародован новый султанский рескрипт, который провозглашал о втором этапе танзиматских реформ. По форме он являлся продолжением Гюльханийского шерифа 1839 г. Главной его особенностью было то, что сам текст документа был почти полностью продиктован европейскими дипломатами. И самое главное - он закреплял иностранную опеку над Турцией.

Многие законы, принятые в этот второй период танзимата были направлены на обеспечение интересов иностранного капитала и инонациональной компрадорской буржуазии. В 1858 г. вышел новый земельный кодекс, несколько расширявший круг частных земель. Иностранцам было предоставлено право владения землей. В 1858 г. вышел уголовный кодекс и в 1869 г. - гражданский. Они, правда, представляли собой старые, в том числе и шариатские нормы, с некоторыми новациями.

В эти же годы Порта предоставила иностранным капиталистам ряд очень выгодных концессий на строительство железных дорог. Причем, все эти дороги предназначались преимущественно для обслуживания иностранной торговли и стратегических интересов европейских держав, являясь по существу - подъездными путями к портам. Неуклонно увеличивался внешний долг Турции. Так, уже в 1870 г. Порта задолжала иностранным державам 2,5 миллиарда франков. Для расчетов по процентам Турция отдавала иностранным компаниям право сбора таможенных сборов…

В целом, реформы второго периода танзимата не укрепили, а еще более ослабили Турцию. Правящие классы проявили полную неспособность отстоять независимость страны. Султан Абдул-Меджид был порочным и расточительным, Тратил огромные суммы на содержание двора. В 1861 г. султан умер и новым стал Абдул-Азиз - такой же непригодный правитель.

«Новые османы»

Постепенно в некоторых кругах турецкого общества стала зреть недовольство правящими кругами. Чаще всего непосредственными виновником создавшегося положения эти люди считали турецкого султана. Выразителем этого смутного на первых порах недовольства, явилась турецкая интеллигенция феодально-бюрократическая по своему происхождению. Зачатки светского образования, появившиеся в Турции благодаря реформа Махмуда П и танзимату, позволили части турецкоцй молодежи познакомиться с политической жизнью и идеями буржуазной Европы. Видную роль в этом отношении сыграла новая турецкая литература и публицистика, возникшая в 60-х гг. Ее виднейшими представителями были первые турецкие «просветители» - ИБРАГИМ ШИНАСИ, НАМЫК КЕМАЛЬ, Зия паша и др. Они основали «Османское общество просвещения», стремились сделать турецкий литературный язык более доступным для широких слоев населения, вводили в обиход новые слова и понятия - «нация, патриотизм, революция и др». По большей части они были сторонниками конституционализма.

Шинаси принимал личное участие в февральской революции 1848 г. в Париже. Он основал первую в Турцию частную газету. Пьесы и стихи Намыка Кемаля содержали призыв к ограничению султанского самодержавия, приводили огромное впечатление на турецкую молодежь.

В 1865 году в Стамбуле была создана фактически первая тайная организация, которая поставила своей целью введение в стране конституционного строя. Организация насчитывала около 250 человек. В ее руководящий состав входил Намык Кемаль и другие известные общественные деятели. Кроме этого идеологического ядра в организации присутствовало какое-то количество бюрократии и военных. Всех их объединяло стремление спасти Турцию от порабощения иностранцами и устранить препятствия для нормального развития страны. У членов организации существовала надежда, что им удастся убедить султана Абдул-Азиза даровать народу конституцию.

В 1866 г. ими был осуществлена попытка военного заговора. В нем принимали участи е высшие офицеры армии и флота и начальник султанской охраны. Но заговор был раскрыт, какая-то часть членов организации была арестована. Некоторые смогли покинуть Турцию и бежать за границу.

Итак, к началу 70-х гг. Х1Х в. стала очевидной безуспешность реформировать Турцию. Она все более агонизировала и находилась на грани национальной катастрофы. Не принесли успеха и попытки решить все проблемы членами общества «новых османов» /Новичев, Л., 1978, с. 119/.

Превращение Турции в полуколонию. Конец Х1Х в. представлял собой уже совершенно новое явление. В это время завершился раздел мира между ведущими капиталистическими державами и началась борьба за его передел. Изменился также и характер эксплуатации колониальных и зависимых стран. На предыдущем этапе ведущими формами были следующие - зависимые страны превращались в рынок сбыта и источник сырья для метрополии. На современно этапе к прежним форма добавилась еще одна новая - вывоз капитала в колониальные и зависимые страны. Главным объектом приложения капитала становятся недра, пути сообщения и средства связи, банки, муниципальные предприятия. Иностранный капитал, прежде всего, устремляется в те отрасли, развитие которых облегчает иностранцам извлечение сверхприбыли. Поэтому внедрение иностранного капитала в экономику колониальных и зависимых стран не только усиливает их закабаление, но и консервирует здесь отсталые, докапиталистические формы хозяйственного и общественного развития /Миллер, 1948, с. 89-90/.

Турция
в этом отношении разделила участь подавляющего большинства других стран Востока. Она, правда, не сделалась колонией какой-либо одной страны. Борьба между претендентами на «оттоманское наследство» исключала такой исход. Тем не менее, Турция потеряла свою независимость и активно превращалась в полуколонию западных держав.

Еще в период домонополистического капитализма захватили важные экономические и политические позиции в Османской империи. Режим капитуляций, займы и концессии, Оттоманский имперский банк, инонациональная компрадорская буржуазия, международная опека над проливами - все эти рычаги воздействия уже существовали.

«Турция вовлекалась в мировой рынок - как источник сырья, как рынок сбыта промышленных европейских товаров и как сфера приложения капиталов. Спрос на сырье сопровождался ростом сельскохозяйственного производства, особенно технических культур - табака и хлопка. На вывозе этих товаров наживались, прежде всего, иностранцы и их посредники - инонациональная компрадорская буржуазия. В городах возникали фабрики, ориентированные на нужды иностранного капитала - хлопчатобумажные, табачные маслобойные. В местах залежей полезных ископаемых строились шахты и рудники. Появились первые железные дороги.

Но турецкая буржуазия развивалась в ненормальных условиях. Промышленность ограничивалась исключительно первичной переработкой сырья, остальные отрасли практически свертывались. Некоторое исключение составляла ковровая промышленность, которая стала работать на экспорт. Но прежде Турция вывозила и другую готовую продукцию - шелка, бархат, сукно, сафьян, оружие. Теперь же французские сатины, английский бархат, итальянские шелковые ткани фактически привели к разорению собственных турецких ремесленников. Иностранные товары встали на пути развития собственно турецкой промышленности и сделались основной причиной ее застоя и деградации. И главное - многие предприятия принадлежали вовсе не туркам, Их владельцами были либо иностранцы, либо инонациональной буржуазии».

Международная обстановка на Ближнем Востоке начала осложняться тотчас после поражения Франции при Седане. Россия получила возможность освободиться от стесняющих ее свободу статей Парижского трактата и объявила (30 октября 1870 г.) о намерении строить корабли и меть укрепления на Черном море.

Совершенно неспособной отвечать на эти сложные и противоречивые факторы оказалась и сама центральная власть. Так, 30 мая 1876 г. султан Абдул-Азиз был свергнут и убит, хотя официально было объявлено о самоубийстве. Его сменил Мурад У, но вскоре он заболел «душевной болезнью». 31 августа 1876 г. произошла новая смена власти. На престол вступил АБДУЛ-ХАМИД П. Мидхат паша (лидер младотурок) взял с него торжественное обещание ввести вскоре конституционный строй. Вскоре сам Мидхат занял пост великого визиря и сам приступил к выработке конституции /там же, с. 189/.

23 декабря 1876 г. Конституция. День объявления конституции был приурочен к первому пленарному заседанию международной конференции по выработке реформ в Турции. Разработанная при активном участии Мидхат паши конституция, бесспорно, была для Турции прогрессивным актом. По конституции предусматривалось создание двухпалатного парламента. Объявлялось равенство всех подданных перед законом без различия веры. Были провозглашены некоторые буржуазные «свободы».

Правда, султану Абдул-Хамиду удалось ввести в конституцию несколько пунктов, которые фактически парализовали ее нормы. За султаном сохранялись наиболее существенные права: назначение великого визиря и министров, право роспуска парламента, право объявлять военное положение и приостанавливать действие гражданских законов.

Некоторое время формально конституция Мидхата находилась в реализации. На ее основе был созван парламент. Состав депутатов был подобран правительством только из числа высокопоставленных лиц лояльных султанской власти. Но даже такой куцый парламент доставлял властям беспокойство. Иногда парламент поднимал вопросы казнокрадства, о злоупотреблении высших сановников, расточительство двора и др.

Весной 1877 г. началась очередная война с Россией и воспользовавшись ситуацией султан Абдул-Хамид П летом 1877 г. распустил парламент. Часть депутатов была арестована, и султан заявил, что отныне он будет править один.

2.3 Османская империя на рубеже ХХ в. Младотурецкая революция 1908 - 1909 гг

3 марта 1878 г. в русской ставке в САН-СТЕФАНО (на берегу Мраморного моря, близ Стамбула) был подписан русско-турецкий мирный договор. Его главным условием было создание независимой Болгарии. День подписания договора по справедливости отмечается в Болгарии как национальный праздник. Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимыми от Турции. На Турцию была наложена огромная контрибуция.

Управление оттоманского долга сделалось государством в государстве. Иностранный капитал приступил к непосредственному ограблению турецкого населения. Иностранцы захватили важнейшие отрасли турецкой экономики и финансов: железные дороги, рудники, коммунальные предприятия, банки. Султан Абдул-Хамид П предоставлял иностранцам разнообразные концессии и всемерно препятствовал малейшему проявлению предпринимательства среди самих турок.

Разогнав в начале 1878 г. палату депутатов, султан приостановил действие конституции и ввел в стране средневековый режим деспотии, названный турками режимом «з у л ю м» (гнет, насилие). Реакционный режим «зулюма» был враждебен не только турецкой буржуазии, но даже значительной части турецких помещиков. Опору трона составляли лишь некоторые крупные феодалы, в большинстве нетурецкого происхождения - курды, албанцы, черкесы, арабы /Миллер, 1948, с. 185/.

Во всех звеньях правительственного и судебного аппарата царили фаворитизм, взяточничество, казнокрадство. Сам султан расхищал государственное достояние - присваивал лучшие земельные угодия.

Народное образование было отброшено на несколько десятилетий назад. Светские школы (за исключением военных и медицинских) были сведены к ничтожному числу - так боялся султан проникновения в страну прогрессивных идей.

Национальный вопрос. «Веротерпимость по отношению к иноверцам со стороны мусульман имела в Османской империи довольно длительную историю. Да и само османское общество создавалось как очень пестрое образование в религиозном, этническом и культурном отношении. Более того, на протяжении почти всей свой истории среди господствующих элит Турции преобладали греки, славяне, албанцы, черкесы, сербы и другие народы. Но с конца Х1Х в. ситуация принципиально меняется. Турки и, особенно, господствующие верхи стали очень ревниво относиться к сложившейся к этому времени ситуации. Так, по статистическим данным в начале ХХ в. более половины всех капиталов в торговле и промышленности принадлежало буржуазии греческого происхождении. Армянской буржуазии принадлежала - четвертая часть.

Во внешней торговле инонационалы занимали вообще ведущие позиции. Если турки и попадали в число компрадоров, связанных с внешней торговлей, то стояли на самой низшей ступени компрадорской иерархии. Большинство рабочих и ремесленников составляли представители национальных меньшинств. Еще меньше было турок среди интеллигенции. Инженерами, врачами, адвокатами были, как правило, греки и армяне, получившие образование на Западе.

Такая ситуация была чревата серьезными последствиями, особенно если учесть, что сами турки составляли всего одну треть населения империи. С конца Х1Х в. турецкие предприниматели, стремясь оттереть своих инонациональных партнеров с захваченных ими позиций, все чаще начинает прибегать к «недозволенным приемам». Погромы и резня становятся основным козырем турецких лавочников, кулаков, ремесленников в конкурентной борьбе. В итоге свою ненависть к конкурентам турецкая буржуазия стала переносить на всю массу «инородцев и иноверцев».

Эту ситуацию в национальном вопросе стало использовать и само государство, пытаясь стравить между собой основные этнические и религиозные группы. Используя в реакционных целях мусульманскую религию, Абдул-Хамид сделал орудием своей политики религиозно-политическую идеологию панисламизма. Данная идеология была основана на фикции единства всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При посредстве панисламизма султан надеялся не только удержать в повиновении мусульманские народы империи, но и распространить свое влияние на мусульман России, Индии, Индонезии, Северной Африки и т.д.

В качестве «выхода» для накопившегося народного недовольства Абдул-Хамид провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. В середине 90-х гг. Х1Х в. жертвой этих провокаций сделался многострадальный армянский народ. На востоке Малой Азии армяне проживали почти сплошной компактной массой. В этих регионах чаще всего сбор податей был поручен курдским феодалам. На почве многочисленных провокаций летом 1894 г. вспыхнуло восстание армян в районе Сасуна. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Одновременно в Сасуне начались массовые погромы армянского населения. Организованные властью отряды «хамидие» убивали мирных жителей армянских сел и городов, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков /Миллер, 1948, с. 107/.

В следующем 1895 г. армянские погромы были произведены также в Эрзеруме, Трапенуазе, Битлисе, Харпуте, Урфе. В 1896 г. армянские погромы произошли в самой столице - Стамбуле.

Фактически, в конце Х1Х в. Турция утратила последние остатки внешнеполитической независимости. Великие державы меньше всего принимали в расчет позицию Турции, когда обсуждались те или иные вопросы турецкой экономики или политики. В самом конце Х1Х в. на мировой арене появился еще один претендент на оттоманское наследство - Германия. Уже в 70-е гг. в Турции появилась германская военная миссия во главе с генералом фон дер Гольцем. Миссия ставила своей целью постепенное превращение Турции в подчиненного немцам военного союзника. В 1888 г. в руки немцев перешла железная дорога Стамбул - Измид и немцам было предоставлено право продолжить дорогу до Анкары. После дли тельных переговоров немцы в 1903 г. получили право на строительство так называемого Великого Багдадского пути. Сама трасса Багдадской железной дороги указывала на ее политическую целеустремленность. Дорога должна была выйти к Персидскому заливу и, таким образом, явиться своеобразным копьем в сердце британских колониальных интересов - Индию /Новичев, 1978, с. 134/.

Революция 1908 - 1909 гг.

Превращение Османской империи в полуколонию западных держав сопровождалось ростом капиталистических отношений. Однако усевшаяся эксплуатация страны стала решающим препятствием для развития турецкого национального капитализма. Гнет иностранных колонизаторов был неразрывно связан с сохранением феодальных отношений. Примерно 65 % площадей в стране принадлежало помещикам, феодальному государству и мусульманскому духовенству. Большинство эти земель арендовалось безземельными или малоземельными крестьянами. Господство феодальных пережитков определяло узость внутреннего рынка, тормозило развитие в стране капиталистических отношений.

Предпосылки младотурецкой революции имело свои особенности. Сами турки составляли не более трети населения. Турецкая буржуазная нация складывалась медленно. Недостаточно интенсивными были экономические связи между турецким населением различных районов страны. В начале ХХ в. не завершился процесс складывания единого национального турецкого языка. Существующий литературный язык в большинстве своем был непонятен народным массам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать