Отечественная история

Отечественная история

187

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Специальность: 061100 Менеджмент организации

Конспект лекций

Отечественная история

Выполнил студент:

Сенин Дмитрий Иванович

Руководитель:

Тема 1. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Славянские племена накануне образования государства у восточных славян: расселение, жизнь, быт, верования, основные занятия. Взаимоотношение с соседями. Нормандская теория. Первые Рюриковичи. «Повесть временных лет». Русь в X-XI вв. Крещение Руси. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси при Ярославле Мудром и ее международные связи. Русь на рубеже XI-XII вв. Начало княжеских усобиц. Первые признаки раздробленности Руси. Владимир Мономах и Мстислав Великий. Раннефеодальная монархия, сбор дани, свод древнерусского феодального права.

Происхождение и ранняя история славян. Вопрос о происхождении славян

Поиск исторических корней русского и других славянских народов ведется совместными усилиями историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Еще Нестор, составитель "Повести временных лет", в ХII в. задался вопросом "откуда есть пошла русская земля". Но и сегодня эта проблема остается одной остается одной из самых сложных и дискуссионных. Наиболее спорным является определение времени сложения славянской общности и территории ее формирования (прародины). Славяне - этническая группа в составе индоевропейской языковой семьи, которая сложилась на части территории Евразии около V-IV тыс. до н. э. Очень рано из нее выделились индоиранские языки, армянский, греческий, гораздо позднее германские и романские, еще позднее - славянские. С того времени, когда это произошло, и начинается история славянского этноса. Наука определяет это время лишь предположительно: одни удревняют его до середины II тыс. до н. э. /Б. А. Рыбаков/, другие отодвигают на целое тысячелетие позднее /В. В. Седов/. Прародина славян, судя по данным лингвистики, - часть территории Европы, расположенная вдали от моря и степи, среди лесов, болот, рек и озер. Ее искали в Подунавье /"дунайская теория"/, в районе Карпат /"прикарпатская"/, к югу от Балтийского моря /"прибалтийская"/. Сегодня среди отечественных исследователей бытуют в основном три гипотезы. Одни помещают прародину славян на западе /"висло-одерская" теория/, другие на востоке /район Поднепровья/, а третьи - на территории, объединяющей эти земли /от Одера-Вислы до Днепра/. Условно исследователей можно разделить в этом вопросе на "автохтонистов" и "миграционистов". Первые считают славян коренным /автохтонным/ населением Восточной Европы. Вторые, размещая прародину славян на западе полагают, что на Русскую равнину они пришли в результате позднейших миграций, ассимилировав коренное дославянское население- /иранские, балтийские, финно - угорские племена/.

Славяне до середины I тыс. н. э.

По новейшим археологическим данным формирование славян началось примерно с середины I тыс. до н. э. в междуречье Вислы и Одера. Археологи узнают их по особому погребальному ритуалу: умерших сжигали, а прах накрывали колоколовидными сосудами.

В дальнейшем, с началом Великого переселения народов, славяне расселяются в южном и юго-восточном направлениях и сталкиваются с римлянами. От них дошли до нас первые письменные свидетельства о славянах I-II вв. н. э. (Плиний Старший, Клавдий Пломей. Корнелий Тацит называли их венедами). Расселяясь, славяне со временем разделились на три ветви: южную, западную и восточную.

На территории Русской равнины славяне появились, видимо, к VI в. "Повесть временных лет" сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная, через Карпаты, где в VI столетии существовал сильный союз дулебов, воевавших с кочевниками аварами. В современной литературе есть мнение, что был и другой поток славянской колонизации. Он шел в V в. через Прибалтику в район озера Ильмень. Так сложились два территориальных массива восточных славян, разделенных некоторое время поясом балтийских племен.

Быт славян середины I тыс. н. э. описан византийскими авторами, наблюдавшими их во время походов на Византию. /Прокопий Кесарийский, Псевдо-Маврикий, Феофилакт Симокатта и др. /. Славяне жили тогда патриархальным родовым строем - "в народоправстве ". Объединялись в 100-200 племен. Небольшие поселки, разбросанные редкими островками среди обширных лесов, по берегам "неудобопроходимых рек, болот и озер", обносились валами и частоколом от диких зверей и не всегда дружелюбных соседей . Жилища полу-землянки площадью 10-20 кв. метров - топились по-черному. Тяжелая жизнь в пустынном лесном, болотистом краю приучила к труду и лишениям. Византийцев поражала необыкновенная выносливость славянских воинов, которые "легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище". Будучи "очень высокого роста и огромной силы ", они умело устраивали засады, "внезапные атаки, хитрости и днем и ночью", могли прятаться от врага под водой, дыша часами через выдолбленные внутри камыши.

Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.

О расселении восточных славян рассказывает "Повесть временных лет", данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев реки Прут, Днестр, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давшего название всему союзу ( поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, волыняне, белые хорваты, кривичи, полочане, ильменские словене).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной - подсечно-огневая. С VII-VIII вв. распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до ХIII в. Уходит в прошлое необходимость в больших родовых коллективах, начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI-VIII вв. - последний этап родоплеменного строя у славян /период военной демократии/. Высшим органом управления продолжает оставаться народное собрание/вече/, но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей /князей/, Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родо-племенную. Добровольные подношения соплеменников, позднее превращаются в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности зарождение городов и рост внешней торговли. На торговых путях, близ резиденции князей, языческих капищ возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговый путь "из варяг в греки", торговые магистрали на восток и на запад. Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые "жили в лесу как звери". У них сохранялся древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи /это означало, что человек уплывает в подземное царство/, а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жён.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог/бог плодородия/, Ярила/бог животворящих сил природы/, Стрибог/бог ветра/, Перун/бог грозы, войны и оружия/, выдвинувшийся вперёд в период военной демократии, Велес /бог скота/, Хорс /бог сонца/, который вместе с Симарглом / бог почвы/, пришёл из мира иранских племён, и др. Был сильно развит культ предков /Род, Рожаница, Пращур/, культ "берегынь"/доброго, помогающего человеку духа/, а также духов, олицетворяющих зло /упыри, злебоги, оборотни/. Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники степей.

Финно-угры /чудь, меря, весь, мурома и др. /, многочисленное, но редкое население лесной зоны, занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шёл поток славянской колонизации. Но конфликты были редки, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция /смешивание/ угро-финнов и славян.

Балты /латгалы, жмудь, ятвяги и др. / жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад - к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Ещё в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В борьбе с гуннами участвовали анты, которых ряд исследователей считает предками восточных славян. Однако анты, жившие в бассейне Днестра, скорее всего, были не чистыми славянами, а сложным этническим объединением, включавшим и иранские племена. В VI в. степь населили новые хозяева - авары, которых летопись называет "обрами". С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют "державой волынян".

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян - поляне, радимичи, вятичи - платили дань хазарам и освободились от неё лишь с образование Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через неё шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII-VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Военные дружины викингов держали в страхе многие прибрежные страны. Война, пиратство, торговля, наёмная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути " из варяг в варяг в греки" они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тыс. н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V-VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Для походов они создают мощные союзы, собирают хорошо вооружённые дружины, снаряжают огромные флотилии. Византийские авторы не уточняют, какие славянские племена участвовали в этих походах. В VI в. натиск шёл в основном из-за Дуная и соседних районов. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие который "ходил к Царю-городу".

В VIII-IХ вв. славяно - варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии /Херсонес, Керчь, Сурож и др. / Один из крупнейших походов состоялся в 860г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры: уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

Образование Древнерусского государства.

Формирование государственности

Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путём "из варяг в греки", географический фактор. Как отмечал С. М. Соловьёв, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших её племён, " и равнина, как бы не была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно её население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними". Повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства - это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племён, проживавших вдоль пути "из варяг в греки". Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI-VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древлян, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами /летопись называет их племенными княжениями/. Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII-IХ вв. племенные союзы объединяются в "суперсоюзы"- более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что такие суперсоюзы сложились вокруг Киева/"Куявия", "Каганат россов", "Русская земля", "Нижняя Русь"/, в районе Новгорода/"Верхняя Русь", "Славия"/, в земле вятичей /"Артания"/ и вокруг Полоцка. Государство образовалось путем их объединения под властью Киева. Сначала Олег соединил северный /Новгородский/ и южный /Киевский / центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир - Полоцк. Однако основными всё - таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше-на севере или на юге. Сторонники "южнорусской концепции формирования государственности указывают на опережающее развитие среднего Поднепровья в силу благоприятных прородных условий и близости к причерноморским рынкам.

Приверженцы же "севернорусского" варианта отмечают в качестве преимущества связь этого региона с Балтикой. Не вдаваясь в существо споров, заметим, что государственные формы так или иначе параллельно возникали в обоих районах. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник - "Повесть временных лет"", составленная в ХIIв. Неудивительно, что о событиях трёхсотлетней давности она сообщает в легендарной манере, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплёку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

В Среднем Поднепровье давно существует мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром-Киев. Известно, что около VIII-IХ вв. часть здешних племён попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы чудь, меря, весь. Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань. Не исключено, что варяги, не удовлетворившись лишь одной военной службой, брали дань просто по праву сильного.

В 862 г. между варягами и местным населением произошёл конфликт: "изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть". Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название "варяжской легенды". Согласно ей новгородцы позвали княжить трёх братьев - Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г., о бегстве части славянской верXVIIIки, недовольной Рюриком, в Киев в 867 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях - историческим факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено и немало доводов в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор - вымысел летописца, неверно истолковавшего слова "свой род"/Синеус/ и "верная дружина"/Трувор/.

В правлене Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика - Аскольд и Дир-, отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нём княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. С именем этих князей связан неудачный поход на Византию в 866 г., когда сильная буря потопила множество русских кораблей. В 879г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод /или родственнику/, Олегу т. к. сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег, собрал, много варягов, чуди, словен, мерю и всех кривичей. Подчинив племена вдоль пути "из варяг в греки", Олег посадил своих "мужей" наместниками в Смоленске и Любече, и направился к Киеву. Поход проходил, по возможности быстро, чтобы захватить Киев врасплох. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Память об Аскольде и Дире сохранилась в Киеве и в ХI-ХII вв., когда ещё знали места их захоронения. Олег сделал Киев столицей своего государства - "матерью городов Русских". На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути "из варяг в греки" рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать