Отечественная история
p align="left">Большую роль в торговле играли разнообразные ярмарки, начиная от сельских и заканчивая всероссийскими. Среди последних особенно крупными были: Макарьевская рядом с Нижним Новгородом, Ирбитская на Урале, на западе Свенская около Брянска, на севере Тихвинская. Центром всех рыночных связей была Москва, в которую сходились торговые пути со всех концов страны и из зарубежных стран. Столичный рынок не был специализированным, он включал в себя более 120 торговых рядов.

В XVII в. заметно выросла внешняя торговля. Центром торговли со странами Западной Европы был порт Архангельска на Белом море. Через него за границу вывозили кожу, хлеб, сало, поташ, меха и другие товары. А ввозили - железо, цветные металлы, порох, оружие, драгоценные камни, пряности и т. п. До середины века главным партнером в архангельской торговле была Англия, а со второй половины - Голландия. На западной границе торговали с Европой через Новгород, Псков, Тихвин, Смоленск. На Нижней Волге через Астраханский порт шла торговля с восточными странами, с Персией и Средней Азией, которые занимали второе место, после Европы, во внешней торговле России. С середины XVII в. стали устанавливаться торговые связи с Китаем и Индией. Особое значение русское правительство придавало торговле шелком, стремясь стать единственным посредником в торговле им между Персией и Европой, купцы которой боролись между собой за привилегии в восточной торговле через Россию.

Несмотря на активное развитие торговли, русский купеческий капитал был еще слабым и не мог на равных конкурировать с европейским. Поэтому под давлением русских купцов, правительство в 1667 г. приняло "Новоторговый устав", который ограждал их интересы от иностранного вмешательства во внутреннюю торговлю в России, лишая приезжих торговцев многих привилегий.

Структура общества.

Все светское русское общество делилось формально на основе существовавшего тогда права на три основные группы в зависимости от их обязанностей перед государством. В первую группу входили служилые люди, которые находились на военной или гражданской государственной службе и получали за это землю, крестьян, натуральное или денежное жалованье. В свою очередь служилые люди делились на служилых людей "по отечеству" и "по прибору". В состав служилых людей по отечеству входили: "чины думные" /члены Боярской думы - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, "чины московские" /стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дьяки/, "чины городовые" /местное дворянство - дворяне выборные и дети боярские/. В отличие от служилых людей по отечеству, у которых служба считалась наследственной, служилые люди по прибору набирались из простонародья. Это были стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера, дворцовая прислуга. Они не пользовались правом владеть поместьями, но обеспечивались хлебным и денежным жалованьем.

Вторую группу составляли так называемые "тяглые люди", платившие налог государству и выполнявшые различные повинности. Это были посадские люди /торгово-ремесленное население городов/ и государственные или черносошные крестьяне.

Наконец, третьей группой были холопы - люди, попадавшие в рабскую зависимость к феодалам, и имевшие обязанности только по отношению к своим владельцам. В XVII в. число холопов сокращалось.

Особым слоем общества было духовенство, делившееся на черное /монашество/ из него выходили иерархи церкви: патриархи, архиепископы, епископы/ и белое - приходские священники.

Это официальное деление общества в XVII в. не отражало, однако, в полной мере действительного распределения по основным, определяющим общественные отношения, слоям населения. Ими были феодалы в широком смысле слова, с одной стороны /вотчинники, служилое дворянство, церковь/, а с другой - крестьяне /частновладельческие, государственные, монастырские/.

Государственный строй.

Царская власть.

В XVII в. процесс централизации власти в России продвинулся заметно вперед. Власть царя - главы государства в целом укрепилась. Но произошло это в результате сложной эволюции. Первый царь новой династии Михаил Федорович Романов был избран на престол представительным Земским собором в 1613 г. в 16-ти летнем возрасте в очень сложной политической обстановке. Новое правительство немало потрудилось для того, чтобы доказать в европейских дворах законность прав Романовых на русский престол. Фактически пришлось заново восстанавливать царскую власть в России. В первые годы после воцарения роль Михаила Романова в государственных делах была незначительной. За него управляли страной родственники и доверенные лица: Салтыковы, Черкасские, Сицкие, Лыковы, Шереметевы. Но с возвращением из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета положение изменилось. Филарет стал соправителем сына и даже, будучи патриархом, именовался как царь "великим государем". Опытный и властолюбивый политик, Филарет смог быстро укрепить царскую власть и упрочить династию Романовых на престоле. В титул русских царей официально вошло понятие "самодержец" /"великий государь, царь и великий князь московский и всея России самодержец"/.

После смерти Михаила Федоровича в 1645 г. на престол вступил его старший сын Алексей Михайлович. В годы его правления /до 1676 г. / власть монарха, ограниченная до того Боярской Думой и Земскими соборами, стала постепенно перерождаться в неограниченную, абсолютную. Это проявилось в прекращении деятельности Земских соборов во второй половине XVII в., в сокращении власти Боярской Думы, в личном участии царя в управлении государством с помощью специально созданного приказа Тайных дел, выполнявшего роль личной канцелярии Алексея Михайловича. Авторитет царской власти поддерживался представлением о божественном ее происхождении, о том, что она является единственным источником права и справедливости. В Соборном Уложении 1649 г. в виде закона личность монарха отождествлялась с государством, всякий умысел на здоровье, жизнь и честь государя возводился в ранг тягчайших государственных преступлений. Свидетельством укрепления самодержавия стало также лишение патриаршеского сана патриарха Никона как только он попытался уровнять свою власть с царской и выступить самостоятельно в решении государственных вопросов. Так, в 1660-х годах окончательно был решен вопрос о соотношении и месте светской и церковной властей в России.

После смерти царя Алексея Михайловича, в последней четверти XVII в. заметно ослабление царской власти при его преемниках: болезненном и слабовольном Федоре Алексеевиче /1676-1682 гг. /, малолетних сводных братьях Иване и Петре Алексеевичах, посаженных одновременно на престол в 1682 г. под регентским присмотром властолюбивой сестры Софьи. Тем не менее, можно сказать, что в истории царской власти во второй половине XVII в. отчетливо наметилась тенденция к превращению ее из ограниченной в абсолютную, что в дальнейшем приведет к окончательному установлению в начале XVIII в. абсолютизма.

Государственный аппарат.

Характер царской власти в тот или иной период оказывал влияние на деятельность отдельных звеньев государственного аппарата. Особенно на высшие органы власти - Боярскую Думу и Земские соборы. Боярская Дума состояла из наиболее знатных аристократов и чиновников, которые регулярно обсуждали с царем все важные государственные вопросы и указы монарха. В течение XVII в. значение Думы менялось: при твердой царской власти оно падало, а при слабом царе наоборот - увеличивалось. Состав Думы постоянно расширялся /от 40 человек в 1613 г. до 97 в 1678 г. / за счет увеличения числа служилых дворян и дьяков из приказов. Это было отражением того, что дворянство в XVII в. стало главной социальной опорой самодержавия.

В первой половине века большое значение в государственном управлении имел Земский собор - сословно-представительное учреждение, созывавшееся царем для решения некоторых, наиболее важных политических и хозяйственных вопросов. В первые десятилетия после Смуты соборы почти непрерывно заседали в Москве вместе с царем и Боярской Думой. Состав соборов, норма представительства, регулярность созыва и компетенция не были определенными. Как правило, на соборах присутствовали депутаты от служилых московских и провинциальных дворян, от торговых людей, от служилых людей "по прибору", посадских людей и только раз - от черносотенных крестьян /1613 г. /. Соборы выполняли законосовещательные функции /например обсуждение и принятие в 1649 г. свода законов - Соборного Уложения/. Но чаще всего на них обсуждались финансовые и военные вопросы. Наличие Земских соборов свидетельствовало о том, что в первой половине XVII в. царская власть в России носила сословно-представительный характер. Но как только самодержавная власть укрепилась во второй половине века настолько, что стала приобретать черты абсолютизма, царь перестал нуждаться в представительном органе и Земские соборы прекратили свое существование /последний полноценный собор был созван в 1653 г. для решения вопроса о присоединении Украины к России/.

Центральными исполнительными учреждениями были московские приказы. Они ведали какой-либо функцией управления, но кроме того, занимались обеспечением материальных и других средств для выполнения своих основных функций. Поэтому дополнительно приказы ведали также целями группами населения, сбором разных налогов и податей, землями и промыслами, являясь в отношении этих земель и населения административными и судебными органами. В XVII в. было около 80 приказов. Среди них выделялись важнейшие: Разрядный приказ / военные дела и назначение дворян на службу/, Поместный /наделение служилых людей поместьями и вотчинами/, Посольский приказ /дипломатическое ведомство/. По мере развития хозяйства и усложнения государственного управления функции приказов чрезвычайно запутывались и перемешивались, сама приказная система, созданная для централизации всего управления в государстве, все более раздробляла и усложняла это управление. Именно в приказах расцвела знаменитая московская волокита, взяточничество и казнокрадство.

В XVII в. Россия делилась на уезды. Вся полнота власти на местах принадлежала назначаемым из Москвы, обычно на два года, воеводам. В их подчинении находились и органы местного самоуправления, созданные еще в XVI в. Власть воевод была почти бесконтрольной и поэтому довольно часто они злоупотребляли ею и наживались за счет вверенного им населения.

Право и суд.

Феодальное право Российского государства с наибольшей полнотой отразилось в основном кодексе законов XVII в. Соборном Уложении, которое было принято по требованию дворян на Земском соборе в 1649 г. Право в целом защищало интересы землевладельцев и феодального государства. Многие статьи Уложения были посвящены борьбе с противниками царской власти и церкви. Подобные поступки рассматривались как тягчайшие преступления и карались смертной казнью. Это относилось и к тем, кто подделывал государственные документы и к фальшивомонетчикам. Сурово каралась любая попытка перехода служилых людей на сторону врага, запрещался самовольный выезд за границу. Уложение закрепляло феодальную организацию общества, сложившуюся к тому времени в России, укрепляло имущественное и правовое положение помещиков и вотчинников. При этом дворянам разрешалось менять поместья на вотчины, т. е. они могли превратить свои поместья в наследственные владения. ХI главе Уложения /"Суд о крестьянах"/ окончательно и полностью прикрепляла частновладельческих крестьян за помещиками, устанавливала наследственность крепостного состояния. Так в России окончательно оформилось крепостное право.

Большое внимание в Соборном Уложении было уделено вопросам суда и судопроизводства. Верховная судебная власть принадлежала царю. Многие судебные дела рассматривала и решала Боярская Дума, но основная масса судебных дел рассматривалась в приказах. На землях государственных крестьян суд над ними по мелким делам осуществляли органы местного самоуправления, а более крупные - воеводы. Крепостные крестьяне подлежали суду их владельцев-феодалов. Церковь имела свою судебную организацию. Система судопроизводства и наказаний характеризовалась типично средневековой жестокостью. Широко практиковались пытки, избиения, отсечение частей тела, смертная казнь. В целом, судебная система XVII в. была последовательно сословной. Для каждого сословия устанавливались свои суды и особое правовое положение.

Внутреннее положение в стране.

Налоговая политика

Во внутренней политике русского правительства. правительства в течение всего XVII в. центральное место занимали финансовые проблемы. После Смуты пустую казну нужно было пополнить, прежде всего, для того, чтобы вывести страну из тяжелейшего кризиса. Затем огромные средства понадобились на многочисленные и тяжелые войны, в которых Россия принимала участие. Важнейшим источником пополнения казны были налоги.

Кроме прямого поземельного налога власти чаще, чем когда-либо раньше собирали чрезвычайные налоги. Так, в течение 1613-1644 г. семь раз объявлялся сбор "пятинных денег". Кроме того, правительство повышает размеры старых налогов и вводит новые прямые налоги. Важнейшим среди них стал сбор хлебных запасов на жалованье стрельцам - стрелецкий хлеб.

Среди косвенных налогов главными были таможенные пошлины и кабацкие доходы или питейная прибыль. В середине XVII в. боярин Б. И. Морозов /в первые годы царствования Алексея Михайловича он фактически управлял страной/ решил укрепить государственный бюджет за счет повышения косвенных налогов. В начале 1646 г. была введена новая высокая пошлина на соль с одновременной отменой стрелецких и ямских денег. Но прибыли от этого не вышло, так как цены на соль резко подскочили в 2-3 раза и основные слои населения просто не могли ее покупать. В бюджете сразу же образовался большой дефицит. Чтобы его ликвидировать, правительство в конце 1647г. восстановило прежние налоги, но при этом стало собирать их и за прошедшие годы. В результате в 1648 г. прямые налоги взимались в тройном размере, что вызвало протест со стороны основного налогоплательщика- посадских людей городов.

"Соляной бунт" в Москве и Соборное Уложение.

Летом 1648 г. по стране прокатилась целая волна городских восстаний /Воронеж, Козлов, Курск, Елец, Великий Устюг, Сольвычегодск и другие/. Среди них самым значительным и первым по времени было восстание в Москве.

Оно началось 1 июня 1648 г. после того, как толпа возмущенных людей попыталась передать царю челобитную с жалобой на городскую администрацию. Челобитчиков разогнали стрельцы. Тогда горожане начали громить дворы самых ненавистных для них боярина Морозова, начальника Земского приказа Плещеева, думного дьяка Чистого /его считали инициатором соляного налога, поэтому, когда обнаружили в доме, то сразу же растерзали/, купца Шорина. К восставшим присоединились даже стрельцы. Вместе они потребовали от царя выдачи Плещеева, Морозова и Траханиотова. В течение нескольких дней Москва была в руках восставших. Царю пришлось пойти на уступки. Выданных Плещеева и Траханиотова, которого также считали виновником соляного налога, повстанцы казнили, а Морозову удалось откупиться и отделаться ссылкой в монастырь. Выдачей жалованья правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов. Восстание пошло на убыль и власть в Москве вскоре была восстановлена. Однако в других городах волнения продолжались в течение целого месяца.

Восстанием в Москве, получившим название "соляной бунт", сумели воспользоваться в своих интересах дворяне. Вместе с московскими посадскими людьми они потребовали от правительства Алексея Михайловича провести реформу в области законодательства. Для решения этого вопроса царь созвал в сентябре 1648 г. Земский собор. На нем обсуждалось и было принято в январе 1649 г. Соборное Уложение. В этом кодексе законов были учтены наиболее важные требования дворян: устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян; помещичьи крестьяне полностью теряли личную свободу и даже их имущество переходило в собственность феодалов; дворяне получили право передавать по наследству свою службу, а вместе с ней и поместье; в пользу дворян ограничивалось церковное землевладение. Соляной бунт заставил правительство учесть в Соборном Уложении и требования посадского населения. В частности, были ликвидированы привилегии частновладельческих или "белых" слобод. Отныне их население должно было платить налоги также, как и все другие посадские люди /наличие белых слобод в городах приводило прежде к увеличению налогового бремени в посадах/. Кроме того, посадские люди получили право монопольной торговли в городах.

Соборное Уложение не разрешило, однако, основные социальные противоречия в городах. Свидетельством чему стали сильные волнения горожан Пскова и Новгорода, случившиеся в 1650 г., на подавление которых правительству пришлось направить большое войско.

Денежная реформа и "медный бунт" в Москве.

Начавшаяся в 1654 г. война с Польшей потребовала огромных средств. По предложению возвращенного из ссылки Морозова Алексей Михайлович решил провести денежную реформу, рассчитывая с ее помощью пополнить казну. В мае 1654 г. был опубликован указ, по которому выпускались в обращение крупные серебряные монеты достоинством в рубль, а вместо прежней серебряной копейки выпускали разменные монеты из меди, шедшие по курсу серебряных денег. Поначалу казна стала быстро пополняться серебром. Однако неумеренный выпуск медных денег, среди которых к тому же появилось немало фальшивых, привел к их обесценению по сравнению с серебряными. В результате быстро стали расти цены, серебряные деньги исчезли из обращения, в то время как налоги собирали только ими. Быстро росли недоимки, которые выколачивали из посадских любыми способами. Доведенные до отчаяния горожане Москвы в июле 1662 г. взбунтовались. Сценарий этого "медного бунта" напоминал "соляной бунт" 1648 г., только на этот раз правительство смогло быстро и жестоко расправиться с восставшими. Однако эти события заставили царя прекратить выпуск медных денег и вернуться в 1663 г. к прежним серебряным деньгам.

Церковная реформа и Раскол.

Одним из важнейших событий в XVII в., повлиявшим на дальнейшую историю России, была церковная реформа. Ее начал проводить в 1653 г. патриарх Никон, один из самых ярких людей своей эпохи, прошедший путь от нижегородской крестьянской семьи до патриаршего престола благодаря своим выдающимся способностям. Он стремился укрепить церковную организацию. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унификации обрядов, по пересмотру и исправлению религиозных книг и канонов иконописания. Авторитетные церковные деятели того времени поддерживали саму идею реформы, но часть из них /протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. / выступила резко против того, как это предлагал сделать патриарх. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Такой вариант реформы открывал дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения /исправленные богослужебные книги, иконы, обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды "аллилуя" во время церковной службы и т. д. / были одобрены церковными соборами в 1654-1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая основ церкви и православия. Тем не менее, перемены в церкви стали для русского православного общества событием большого значения. Противники Никона считали, что русская церковь сохранила "древнее благочестие" и поэтому ее реформа возможна только на основе древних русских богослужебных книг. Круг защитников "старой веры" расширялся по мере того, как Никон стал использовать реформу для усиления власти патриарха и насильственно насаждать нововведения, публично сжигая, к примеру, иконы старого письма, решительно расправляясь с недовольными. Протест "староверов", идеологами которых были протопопы Аввакум, Даниил и др., получил широкую поддержку различных слоев общества, которое впервые за всю историю перестало быть монолитным в церковном смысле и раскололось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать