Отечественная история: от Древней Руси до наших дней
p align="left">Место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории, ее оценка в научной литературе.

Тема XI. Гражданская война и иностранная интервенция

в России (1918-1921 гг.)

Истоки Гражданской войны, её сущность. Усиление общественного противостояния. Классы и партии, противоборствующие силы в войне, их социальный состав, идеология, цели, методы действий. Белый и красный террор.

Периодизация истории Гражданской войны. Основные военно-политические события 1918-1920 гг. Противоборство Красной армии с армиями Белого движения и интервентов. Иностранная интервенция как одна из основных причин кровопролитного характера, длительности и тяжелых последствий войны.

Идеология, политика и практика “военного коммунизма”. Формирование в условиях войны однопартийного режима в стране.

Гражданская война на Северном Кавказе. Трагедия казачества.

Причины победы советской власти и поражения Белого движения в войне. Итоги, последствия и уроки Гражданской войны.

Тема XII. Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)

Переход от войны к миру. Международное положение РСФСР в начале 20-х годов. Экономический и социально-политический кризис в стране в конце 1920 - начале 1921 г.

Х съезд РКП(б). Введение новой экономической политики, ее цели и сущность. Мероприятия нэпа в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и финансах. Противоречивость новой экономической политики. Социально-политическая жизнь страны в условиях нэпа.

Национально-государственное строительство в 20-е годы. Образование СССР. Конституция 1924 г.

Усиление борьбы за лидерство в правящей партии. Политические дискуссии и внутрипартийная борьба в ВКП(б) во второй половине 20-х годов. Проблема перспектив развития страны. Альтернативы исторического развития СССР в конце 20-х годов. Свертывание нэпа.

Итоги и значение новой экономической политики в истории страны.

Тема XIII. Советское общество в 30-е гг.

Международное положение в начале 30-х гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия.

Объективная необходимость модернизации советской экономики и особенности её осуществления. Политика индустриализации. I и II пятилетки. Результаты и социальные последствия индустриализации, выход страны в число наиболее развитых в Европе.

Реконструкция сельского хозяйства, ее цели. Этапы политики коллективизации. “Раскулачивание”. Социально-экономичес-кие результаты и последствия коллективизации.

Итоги экономического развития СССР к концу 30-х гг.. Изменение социальной структуры общества в годы первых пятилеток. Достижения в области социально-культурного строительства. Противоречивость духовного развития советского общества.

Политическая система СССР в 30-е гг. Ограничение демократии, принижение роли советов. Конституция 1936 г. Репрессии 30-х гг. Утверждение командно-административной системы управления, авторитарного режима в стране. Характеристика советского общества 30-х гг.

Внешняя политика СССР в 30-е гг. Рост международного авторитета Советского Союза. Меры, направленные на создание системы коллективной безопасности в условиях нарастания опасности фашистской агрессии. Противоречия в советской внешней политике.

Тема XIV. СССР накануне и в годы

Великой Отечественной войны (1939 - 1945 гг.)

Международное положение в конце 30-х гг. Характер, цели и особенности Второй мировой войны. СССР накануне Великой Отечественной войны. Развитие советско-германских отношений. Пакт 1939 г. о ненападении и его оценка. Договор с Германией о дружбе и границах. Воссоединение государств Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии с Советским Союзом. Война с Финляндией.

Цели, характер и особенности Великой Отечественной войны. Периодизация истории войны. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Меры Советского государства по мобилизации сил страны на разгром врага, по перестройке промышленного и сельскохозяйственного производства с учётом требований войны.

Битва за Москву и значение первой победы Красной армии. Создание антигитлеровской коалиции во главе с СССР. Развертывание партизанского движения в тылу оккупантов. Сталинградская битва, значение победы Красной армии на Волге. Коренной перелом в ходе войны.

Достижение СССР превосходства над Германией в производстве боевой техники и вооружения. Самоотверженный труд советских людей в тылу: подвиг рабочих, ИТР, колхозников, женщин, молодежи. Вклад трудящихся края в наращивание экономического потенциала страны. Главные факторы, обусловившие коренной перелом в ходе войны.

Курская битва. Наступательные операции Красной армии на завершающем этапе войны.

Ставропольские дивизии на фронтах Великой Отечественной войны.

Открытие второго фронта в Европе и его значение в достижении победы над странами фашистского блока. Освободительный поход Красной армии в страны Европы. Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и ее сателлитов. Историческое значение победы СССР.

Участие советских войск в разгроме милитаристской Японии. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы.

Укрепление авторитарного режима (1945 - 1953 гг.)

Геополитические последствия Второй мировой войны. Послевоенный мир и начало “холодной войны”. Проблема безопасности Советского Союза в послевоенном мире.

Восстановление народного хозяйства СССР в 1945-1950 гг.: достиже-ния, трудности, противоречия. Возрождение экономики в крае.

Альтернативы социально-экономического и политического развития советского общества в послевоенные годы. Укрепление авторитарного режима. Ужесточение идеологического диктата в обществе. Репрессии 1945-1953 гг. и их оценка.

Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы:

поиск путей обновления, демократизации общества

Объективная необходимость демократизации советского общества и реформ в послевоенный период. Поиск путей обновления советского общества в 50-е - начале 60-х гг.

ХХ съезд КПСС. Меры по демократизации государственной и общественной жизни. Критика культа личности Сталина. “Оттепель”. XXII съезд КПСС, принятие новой Программы партии.

Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева: изменения в руководстве сельским хозяйством, промышленностью, реорганизация органов управления. Незавершенность хозяйственных реформ. Социальная политика правительства в 50-е гг. и ее просчеты.

Развитие НТР: значение производственного применения фундаментальных открытий в естественных науках, новых и новейших технологий; влияние технического прогресса на изменение производительных сил, развитие социальной сферы. Экономическая реформа 1965 г., причины её незавершенности. Результаты применения достижений НТР в СССР и странах Запада, причины отставания СССР от передовых стран в этой области.

Внешняя политика СССР в середине 50-х - 60-е годы. Карибский кризис. Вмешательство СССР во внутренние дела других государств: события в Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г.

Тема XVII. Стагнация и кризис советской

модели социализма (1970 - 1985 гг.)

Советский Союз в начале 70-х гг. Победа консервативной тенденции в советском руководстве, курс на стабилизацию общества. Концепция развитого социализма - идеология “застоя”. Отрицательное влияние милитаризации экономики на жизнь страны.

Ужесточение идеологического и политического прессинга. Диссидентское движение: предпосылки и сущность.

Изменения в политике КПСС после прихода к руководству Ю.В. Андропова. Созревание в руководящих кругах понимания необходимости коренных перемен в жизни страны.

Власть и общество в первой половине 80-х годов.

Международное положение и внешняя политика Советского государства. Участие СССР в войне в Афганистане: причины и последствия.

Тема XVIII. Перестройка, ее противоречивый характер,

цели и осуществление (1985-1991 гг.)

Политика перестройки: предпосылки, основные направления и этапы. Меры по реформированию экономики. Политическая жизнь, идеология и культура. Новое политическое мышление во внешней политике, либерализация внешнеполитического курса. Причины неудачи перестройка. Стратегические ошибки и тактические просчеты М.С. Горбачева и его окружения в проведении перестройки.

Возрождение многопартийности в стране. Решение XIX конференции КПСС по вопросу изменения ст. 6-й Конституции СССР (о роли партии как ядра политической системы советского общества).

Обострение межнациональных конфликтов и проблема сохранения СССР. Выход из состава СССР Прибалтийских республик. “Новоогаревский процесс”. Августовские события 1991 г. Усиление политической напряжённости в стране. Распад СССР. Провозглашение СНГ.

Итоги политики перестройки, причины ее неудачи.

Тема XIX. Россия в постсоветский период

Новый этап в истории Отечества. Смена модели общественного развития. Либе-ральная концепция реформирования российского общества: переход к рыночным отноше-ниям, формированию гражданского общества и правового государства.

Социально-экономические преобразования методом “шоковой терапии” и их результаты. Объективные и субъективные причины экономического кризиса, падения производства, снижения жизненного уровня основных слоев общества в 1990-е гг. Финансово-экономический кризис августа 1998 г. и его последствия. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

Формирование новой государственно-политической системы страны, демонтаж системы власти Советов. Конституционный кризис в России 1993 г., его оценки в научной литературе и публицистике. Конституция РФ 1993 г. Обострение межэтнических отношений и проблема сохранения территориальной целостности Российской Федерации. Война в Чечне 1994-1996 гг.

Президентские выборы 1996 г. Обострение внутриполитического кризиса в 1998-1999 гг. Результаты выборов в Государственную Думу 1993 г., 1995 г. и 1999 г. Политические партии и общественные движения России в 1990-е гг.

Вторая война в Чечне и со-временное положение на Северном Кавказе. Президентские выборы 2000 г. и 2004 г. Меры по укреплению государственной власти. Итоги выборов в Государственную Думу 2003 г. Эволюция политических партий и общественных движений России. Курс исполнительной власти на стабилизацию обстановки в стране.

Внешняя политика РФ в конце XX - начале XXI в. Россия и интеграционные процессы в СНГ. Россия и “дальнее зарубежье”.

Заключение. Мир в начале XXI в. Тенденции глобализации и информационная революция. Формирование новых политических центров. Место и роль России в интеграционных процессах современности.

Экономическое и политическое развитие РФ в условиях стабилизации. Социокультурные преобразования нового века. Перспективы развития России. Послание Президента Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

Семинарским занятиям отводится очень важная роль в изучении курса «Отечественная история». Их цель состоит в том, чтобы помочь студентам уяснить сложные вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, научить самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу, программам различных политических движений и партий.

Семинары в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями, на семинарских занятиях знания студентов должны углубляться. Такая цель достигается на семинарах, которые проводятся в форме развернутой беседы, выступлений студентов с рефератами - докладами (реферативная форма), по методу «малых групп», в форме «круглого стола» и т.д.

Подготовка к семинарскому занятию - сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента не только времени и добросовестности, но и навыков самостоятельной работы. К началу семинара студент должен изучить обязательную литературу, по возможности ознакомиться с дополнительной литературой, чтобы на этой основе получить достаточно ясное представление об основных вопросах, указанных в плане занятий.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает:

· знакомство с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы;

· тщательное продумывание вопросов плана;

· просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;

· работу над записями прослушанной лекции и соответствующего материала из других источников;

· изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, записей и тезисов устного выступления.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.

Тема I. Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX - XIII вв.).

План.

Образование государства у восточных славян. Норманнская и антинорманнская теории.

Киевская Русь в X в. - первой трети XII в.

Русь в период феодальной раздробленности.

Литература.

История России с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. Саха-ров А.Н. и др. - М.,1997.

Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1987. Т.1.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.,1991.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-восточной Руси в X - XIX вв. - М.,1984.

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2-3.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М.,1982.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.,1988.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Темы докладов и рефератов.

1. Происхождение древнейших русских городов.

2. Исторические портреты киевских князей IX-X вв.

3. Княжение Ярослава Мудрого как период расцвета древнерусского государства.

Методические рекомендации.

Исходя из определения термина «государство» следует рассмотреть пред-посылки формирования государственности у восточных славян на рубеже VIII - IX вв. Раскрыть сущность норманнской и антинорманнской теорий. Проследить процесс складывания Древнерусского государства, охарактери-зовать его основные этапы. Уяснить главное во внутренней и внешней по-литике первых киевских князей, а также значение принятия христианства на Руси.

Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киев-скими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укреп-ления государства.

Дать определение понятия «феодальная раздробленность», раскрыть при-чины этого процесса. Проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Бо-голюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия древнерусской раздробленности для экономического и политического раз-вития русских земель.

Тема II. Российская государственность в условиях монголо-татарского нашествия. Объединение российских зе-мель вокруг Москвы.

План.

1. Борьба Руси с внешней агрессией в XIII - XIV вв. Политические, со-циально-экономические и культурные последствия монгольского ига.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в. - начале XVI в.

3. Российское государство в конце XV в. - нач. XVI в.

Литература.

Горский А.А. Москва и Орда. М, 2000.

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII - XV века. - М., 1989.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М.,1992.

Егоров В. Л. Золотая Орда: мифы и реальность. - М.,1990.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV - XVI вв. - М.,1982.

Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. - М., 1980.

Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком. //Вопросы истории, 1996, № 11-12.

Ключевский В.О. Москва и ее князья в удельные века: Литературные портреты. - М., 1991.

Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость. XIII в. - М., 1996.

Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV XV вв. - М.,1969.

Скрынников Р.Г. Русь X - XVII века. - СПб., 1999.

Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. - М., 1992.

Темы докладов и рефератов.

1. Русь между Востоком и Западом.

2. Особенности и социально-экономические результаты формирова-ния централизованного государства в Северо-Восточной Руси.

3. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

Политические портреты: А. Невский, Д. Донской, Иван III.

Методические рекомендации

При подготовке к семинару необходимо уяснить предпосылки монгольской экспансии и её основные этапы. Проанализировать, в какой форме существовало монгольское иго на Руси и как оно влияло на экономическое и политическое развитие русских земель. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание уделить деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. Оценить значение деятельности Александра Невского для Руси.

Следует, далее, выявить исторические последствия монголо-татарского нашествия и западной экспансии для развития Российского государства.

В центре внимания изучающих начала российской истории должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, Москвы и московских князей в развитии этого процесса, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать