Отечественная история: от Древней Руси до наших дней
p align="left">Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997, разд. III, гл. 10.

Новейшая история Отечества XX век/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т.2. М. 1998.

Осколков Е.Н. Голод 1932-1933 гг. - Ростов н/Д, 1991.

Соколов А.К. Курс Советской истории (1917 - 1940). М. 1999.

Хрущёв Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС. //Известия ЦК КПСС, № 3, 1989.

Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. - М., 1992.

Темы докладов и рефератов.

Истоки единовластия, авторитаризма в СССР.

Социальная структура советского общества в 30-е гг.

Истоки формирование тоталитарного сознания.

Противоречивость социально-политического, духовного развития советского общества в 30-е гг.

Политические портреты: С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, М.М. Литвинов, Н.И. Вавилов, А.И. Чаянов.

Методические рекомендации.

30-е гг. в истории Советской страны - один из самых сложных и противоречивых периодов. В его содержании надо видеть и с правильных позиций оценивать две тенденции: 1) качественный скачок, неуклонный подъём экономики, достигнутый в годы советской модернизации, выход СССР по объёму производства на 1-е место в Европе и 2-е - в мире; 2) деформации в экономическом и социально-политическом развитии общества, допущенные в результате отхода политического руководства от ленинской модели социалистического строительства. Без осмысления этих тенденций нельзя понять, какой была советская страна в 30-е гг.

Необходимо вникнуть в содержание политического курса ВКП(б) на том этапе, изучить, как реализовывались на практике планы индустриализации страны, модернизации сельского хозяйства, что на их основе было достигнуто фактически, насколько изменились облик страны, жизненный уровень трудящихся, культура, духовная жизнь общества.

При этом важно осмыслить основные черты складывавшегося политического режима, его влияние на политическую жизнь страны, партию, на идеологию, культуру, науку, психологию людей и иные стороны общественной жизни. Составить цельное представление о репрессиях 30-х гг. Обдумать последствия деформаций, происходивших в тридцатые годы, и их влияние на последующую историю страны.

Пристальное внимание должно быть уделено выяснению условий, в которых велось строительство нового общества, международного положения СССР в начале 30-х гг., появления очагов военной опасности. Надо разобраться в том, что представляли собою фашизм и его агрессивность, какую угрозу он нёс Европе, всей современной цивилизации, почему в те годы потерпела неудачу борьба за создание единого антифашистского народного фронта. Изучить меры СССР по противодействию фашизму и созданию системы коллективной безопасности, а также причины, не позволившие решить эту задачу. При этом усвоение главного в содержании изучаемого периода должно вестись не в узких рамках 30-х гг., а с позиций более широкого подхода - с принципов историзма, с использованием историко-сравнительного, историко-генетического и др. методов научного познания.

Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

(1939-1945 гг.).

План

1. Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, характер, цели и особенности.

2. Периодизация Отечественной войны и хроника основных событий на её фронтах. Историческое значение победы Красной армии в Московской, Сталинградской и Курской битвах.

3. Вклад воинов, трудящихся Ставрополья в достижение Победы в войне.

4. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в разгроме военной машины фашистской Германии и её сателлитов.

Литература

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.

Секретный дополнительный протокол // Альтернативы 1939 года. - М.: АПН, 1989.

Барышников М.И. Советско-финская война 1939-1940 гг. // Новая и новейшая история. 1989. № 4.

Великая Отечественная война. 1941-1945: военно-исторические очерки. В 4-х т. - М., 1999.

Гареев М. Великая победа советского народа. //Диалог. 1995. № 4.

Евзеров Р. Вторая мировая война в ретроспективе ХХ века. // Свободная мысль. 1995. № 9.

Капустин Е. Экономические факторы победы // Диалог. 1995. № 4.

Край наш Ставрополье (Очерки истории края). - Ставрополь, 2000. Гл. XIV.

Плетников Ю.В. Великая Отечественная война: мифы и реалии полвека спустя // Диалог. 1995. № 6.

Поляков Ю. Почему мы победили? О массовом сознании в годы войны // Свободная мысль. 1994. № 11.

Сахаров А.Н. Война и советская дипломатия: 1939-1945 гг. // Вопросы истории. 1995. № 7.

Соколов В. В преддверии. Дипломатия Москвы накануне Второй мировой войны // Свободная мысль - ХХI. 1999. № 2.

Ставропольцы в Великой Отечественной войне. - Ставрополь, 1995.

Толстой Н.Д. Жертвы Ялты: О насильственной репатриации граждан после второй мировой войны. - М., 1996.

Темы докладов и рефератов

1. Актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны. Проблема «белых пятен».

2. Антигитлеровская коалиция: история и уроки.

3. Наш край в Великой Отечественной войне.

Портреты полководцев Великой Отечественной войны: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский, Н.Г.Кузнецов, В.И.Чуйков, И.Р. Апанасенко, П.Л.Романенко.

Методические советы

Опираясь на изученный материал, надо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Далее следует раскрыть внешнеполитическую деятельность Советского государства, показать её цели и результаты; оценить советско-германский пакт о ненападении и секретные протоколы к нему.

Необходимо составить представление о состоянии Вооруженных сил СССР накануне и в начале войны, мерах по организации обороны и крепкого тыла. Дать характеристику военно-политического положения в первый период войны, её основных этапов. Уяснить предпосылки и значение коренного перелома в ходе войны, роль Вооруженных Сил, советского народа в разгроме фашистской Германии. Раскрыть экономические основы Победы.

Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне - избавление народов Европы от фашистского ига.

Проанализировать итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Обосновать решающую роль СССР в разгроме фашистской Германии, историческое значение Победы над фашизмом.

Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы.

Укрепление авторитарного режима (1945-1953 гг.)

План

1. Геополитические последствия Второй мировой войны. Послевоенный мир и начало «холодной войны».

2. Проблемы и приоритеты послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР.

3. Политическое и духовное развитие советского общества в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Литература

Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции //Кентавр. 1991. Октябрь - декабрь.

Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 годах в новейших исследованиях историков (конец 1980-х-1990-е годы) // Отечественная история. 2000. № 6.

Данилов А.А. Высшие органы власти СССР в 1945-1952 годах. // Россия в XX веке. Люди, идеи, власть. - М., 2002.

Загорский А.В. История отечественной внешней политики в годы «холодной войны» //Отечественная история. 1997. № 1.

Зубкова Е. Ю. Мир мнений советского человека. 1945-1948. // Отечественная история . 2000.№ 3-4.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. - М., 2000.

Лельчук В.С., Пивовар Е.И. Менталитет советского общества и «холодная война» (к постановке проблемы) // Отечественная история. 1993. № 6.

Нежинский Л.Н., Челышев И.А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы «холодной войны» //Отечественная история. 1995. № 1.

Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве. // Вопросы истории. 2003. № 3.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. - М., 1995.

Шевяков А. Тайны послевоенной репатриации //Социологические исследования. 1993. № 8.

Темы докладов и рефератов

1. Развитие демократических движений в послевоенном мире.

2. Как и с какой целью было создано «Ленинградское дело».

3. Культ личности и идеологизация духовной жизни, её последствия в науке, литературе, искусстве.

4. Общественное сознание советских людей в послевоенное десятилетие.

Политические портреты: И.В. Сталин, Н.А. Вознесенский, И.В. Курчатов.

Методические советы

Приступая к рассмотрению первого вопроса темы, необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем.

Определить социально-экономическое состояние советского общества после войны.

Раскрыть альтернативы политического и социально-экономического развития советского общества в послевоенный период. Изучить, как проходил восстановительный период в стране, выявить основные черты и противоречия промышленного, аграрного и социального развития; с чем было связано ужесточение политического режима в СССР.

В заключение сделать вывод о причинах сохранения и укрепления авторитарного режима.

Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы: поиски путей обновления,

демократизация общества.

План

1. Объективная необходимость демократизации советского общества и реформ в послевоенный период. ХХ съезд КПСС и его решения.

2. Экономические реформы 50-60-х годов. Незавершенность, противоречивость преобразований в экономической и социальной сферах.

3. Развитие НТР. Причины отставания СССР от стран Запада в этой области.

4. Внешняя политика СССР в середине 50-е - 60-е годы.

Литература

Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад ХХ съезду КПСС. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Аксютин Ю.В. Волобуев О.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991.

Васильчук Р.А. Эпоха НТР: масштабы перемен // Политические исследования. 1991. № 1.

Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. № 1.

Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства// Отечественная история. 1995.№ 4.

Пихая Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - М., 1998.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): новое прочтение. - М., 1995.

Шепова Н.Я. Карибский кризис и «холодная война». // Кентавр. 1995. № 1.

Темы докладов и рефератов

1. Социально-экономические и политические последствия НТР.

2. Духовная жизнь советского общества в конце 50-х и в 60-е гг.

3. Наш край в послевоенное десятилетие.

Политические портреты: Н.С. Хрущев, В.М. Молотов, Г.М. Маленков.

Методические советы

При подготовке к семинару надо сосредоточится на главном: разобраться в причинах, заставивших новое руководство КПСС открыто осудить извращения периода культа личности; изучить основные политические шаги в этом направлении (реабилитация жертв репрессий, арест Берии, решения об антипартийной группе Молотова, Кагановича, Маленкова, решения ХХ съезда КПСС и т.д.); дать оценку осуществленных после съезда мер, определить их значение; оценить попытки либерализации политической системы и духовной жизни советского общества. Следует ознакомиться с новыми начинаниями Н.С. Хрущева, которые были предприняты в экономической, политической и социальной сферах, разобраться в причинах их противоречивости и непоследовательности.

Изучающим историю этого периода важно также раскрыть главное во внешней политике СССР, значение курса на мирное сосуществование двух систем, оценить силовую политику в кризисных ситуациях.

Уяснить сущность мер, которые намечались и проводились в стране после 1964 г. с целью преодоления трудностей в развитии экономики, в социальной сфере, значение хозяйственных реформ 60-х годов и их влияние на подъем советской экономики в VIII пятилетке.

Тема ХVII. Стагнация и кризис советской модели социализма

(1970-1985 гг.)

План

1. Победа консервативного направления в советском руководстве. Кризис партийно-государственного руководства, его истоки и последствия.

2. Проявление застойных явлений в экономике и социальной жизни общества. Проигрыш Советским Союзом соревнования со странами Запада по темпам экономического роста.

3. Международное положение и внешняя политика Советского государства. Участие СССР в войне в Афганистане.

Литература

Зубкова Е. От 60-х к 70-м: власть, общество, человек // История Отечества: Очерки истории советского государства. - М., 1991.

Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг. - М., 1997.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М., 1990.

Нежинский Л.Н., Челышев И.А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы «холодной войны» //Отечественная история. 1995. № 1.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. - М., 1995.

Шубин А.В. Социальная структура СССР в конце перестройки //Отечественная история. 1997. № 4.

Темы докладов и рефератов

1. Экстенсивность или интенсивность: реалии экономической политики советского государства.

2. Особенности научно-технического прогресса в СССР.

3. Противоречивость духовной жизни в СССР: культура официальная и неофициальная.

4. Афганская война и её роль в политической жизни страны.

Политические портреты: Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов.

Методические советы

В теме «СССР в 1970-1985 гг.» надо осмыслить основные противоречия и трудности в экономической, политической, социальной и духовной жизни советского общества, причины их обострения в 70-х - начале 80-х гг., сущность застойных явлений, переросших в кризисную ситуацию к середине 80-х гг. Проанализировать связь между отказом от реформ и усилением административно-командных методов хозяйственного и политического руководства.

Показать достижения - значение военного паритета СССР и США, результатов Общеевропейского Совещания в Хельсинке (1975г.), укрепления мира и безопасности в Европе, а также оценить просчеты внешней политики СССР, усиление конфронтационных процессов в отношениях со странами Запада и Восточной Европы.

Тема ХVIII. Перестройка, её противоречивый характер, цели и осуществление (1985-1991 гг.)

План

1. Объективные предпосылки модернизации страны.

2. Перестройка как попытка реформирования в рамках исторически сложившихся форм развития страны. Сущность, направления, этапы, причины неудачи перестройки.

3. Перестройка в СССР и международные отношения.

4. Коренные перемены в политическом устройстве страны после августа 1991 г. Распад СССР.

Литература

Горбачёв-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

Политические партии и общественные движения в СССР: программные документы. - М., 1991.

Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991. - М., 1991.

История современной России. 1985-1994 /Под общ. ред. В.В.Журавлева. - М., 1995.

Мау В.А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России. 1985-1994. - М., 1995.

Моисеев Н. Трудный вопрос. Размышления о национализме и общечеловеческих ценностях // Свободная мысль. 1992. № 5.

Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе. - М., 1990.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачёва до Ельцина. - М., 1994.

Согрин В.В. 1985-1995: Реалии и утопии новой России //Отечественная история. 1995. № 2.

Кинг А. На пути к новому мировому порядку //Свободная мысль. 1992. № 17.

Темы докладов и рефератов

1. Перестройка: возникновение новых политических реалий.

2. Многопартийность в России: желаемое и действительное?

3. Проблемы общечеловеческих ценностей, нравственности, культуры как целостного явления общественной жизни конца ХХ в.

4. Радикальная экономическая реформа: цели, этапы, попытки реализации, причины краха.

Методические советы

Необходимо разобраться в причинах и конкретных проявлениях экономического и политического кризиса в СССР в начале 80-х годов (малоэффективное производство, дефицит государственного бюджета, дезорганизация потребительного рынка, блокирование реальных экономических и политических реформ, кризис партийно-государственного руководства, рост отчуждения государства от общества и др.)

На основании изученной литературы уяснить, насколько осознавались в 1985 г. глубина кризиса и необходимость радикальных перемен в обществе. Раскрыть содержание политики перестройки и причины её неудачи; проанализировать цели и последствия путча в августе 1991 г., начало нового реформирования экономики, значение утверждения в стране многопартийности.

Проследить, какая связь существовала между переменами в СССР и изменениями мирового порядка (разрядка напряженности, окончание «холодной войны», устранение «железного занавеса» и др.).

Выявить причины обострения межнациональных отношений и усиления центробежных тенденций в обществе.

Проанализировать причины распада СССР, развития процесса дезинтеграции, трагедию межнациональных конфликтов. Определить, какое влияние оказала перестройка на развитие межгосударственных отношений, раскрыть сущность «нового политического мышления», значение международных инициатив СССР.

Тема ХIX. Россия в постсоветский период.

План

1. Смена политического строя в РФ, модели общественного развития страны.

2. Социально-экономические преобразования и их результаты.

3. Обострение межэтнических отношений и проблема территориальной целостности РФ.

4. Внешняя политика России в конце XX - начале XXI вв.

Литература

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Послание Президента РФ Федеральному собранию //Российская газета, 2005, 26 апреля.

Брутенц К.Н. Внешняя политика России: новый этап? // Свободная мысль - ХХI. 2000. № 11. С.63-78; № 12. С.39-50; 2001. № 1. С.62-72.

История современной России. 1985-1994 /Под общ. ред. В.В.Журавлева. - М., 1995.

Кравченко А.И. Три капитализма в России // Содис. 1999. № 7. С.16-25.

Мау В.А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России. 1985-1994. - М., 1995.

Новейшая история Отечества. ХХ век. В 2-х т. Т.2 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина - М., 1998. Гл.15.

Симония Н.А. Становление бюрократического капитализма в России (1992 -1998) // Свободная мысль - ХХI. 2000. № 3. С.42-59; № 4. С.54-66.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М., 1994.

Согрин В.В. Российская история ХХ столетия в контексте всеобщей истории: теоретическое осмысление // Новая и новейшая история. 1999. № 1. С.70-92.

Терещенко Ю.Я. История России ХХ - начало XXI вв. - М., 2004.

Методические советы

Подготовка к семинару по заключительной теме сопряжена с немалыми затруднениями: материал по данной теме ещё не устоялся; в газетных публикациях чаще преобладает субъективный взгляд, отражается эмоциональное восприятие событий, фактов. Студенту же необходимо выработать свое понимание, свой взгляд на процессы общественного развития в современном обществе, такое их видение, которое должно опираться на выводы и оценки науки. Лучше всего в достижении этой цели могут помочь источники, рекомендованные выше, прежде всего основные положения Конституции РФ, Концепции национальной безопасности, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному собранию, а также документы Федерального собрания РФ по вопросам социально-экономического развития и политической жизни страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать