Отечественная история
оциальные отношения как в деревне, так и в городе окончательно приобрели феодальный характер. Структура общества упростилась, население паспортной системой прикреплялось к сословиям и местам проживания, то есть усилился государственный контроль над всеми перемещениями людей. Степень социальной свободы уменьшилась. Основными сословиями стали дворянство, купечество, духовенство, крестьянство и казачество.

Купечество объединялось под контролем государства в гильдии, ремесленники - в цехи. Господствующее дворянское сословие было связано обязательной государственной службой и открыто для представителей других сословий, но лишь при условии несения государственной службы (согласно Табели о рангах 1722 г., уже 14 класс службы давал дворянство личное, а восьмой - потомственное). Упрощение социальной структуры и усиление ее огосударствления определялись потребностями лучшего формирования вооруженных сил и кадров государственного аппарата, а также фискальными целями.

Содержание постоянных вооруженных сил требовало значительных средств, поэтому были проведены денежная и налоговая реформы: окончательно вводились серебряные и медные деньги, устанавливалась новая единица налогообложения - душа мужского пола, основным прямым денежным налогом стала подушная подать, появилась разветвленная система косвенных налогов (акцизных сборов). Осуществлялись глубокие культурные преобразования, резко ускорившие процесс европеизации страны: был введен новый календарь и гражданский шрифт, создавались школы для обучения и подготовки специалистов для вооруженных сил (Навигацкая и Инженерная школы, цифирные школы), появился первый музей (Кунсткамера), была учреждена Академия наук. Все эти преобразования создали основы для окончательной победы абсолютизма. Глава государства с 1721 г. именуется императором и, согласно Духовному регламенту, он «есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Указом о престолонаследии 1722 г. он мог сам назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Изменилась вся система управления страной: высшим органом власти, помогавшим императору осуществлять законодательные, исполнительные и судебные функции, стал Сенат. Приказы были заменены коллегиями. Вводились губернии и провинции. Все чины государственного аппарата назначались императором, приносили ему присягу на верность и контролировались им через систему прокуроров и фискалов. Окончательно утратила самостоятельность церковь. Вместо патриарха ее стал возглавлять формируемый императором Святейший Синод или Духовная коллегия. Церковные земли управлялись специальным монастырским приказом. Духовенство превращалось в замкнутое сословие, находящееся, по сути, на службе у государства и обязанное доносить власти обо всех крамольных мыслях верующих, ставших известными во время исповеди. Европеизация страны, сопровождавшая петровские преобразования, стала одним из средств укрепления власти и усиления могущества России. Одновременно Петр I сохранил и даже усилил некоторые традиционные институты. Не случайно современные исследователи называют строй XVIII в. «государственным феодализмом».

Усилия Петра I дали блестящие результаты, хотя достигнуты они были путем насилия и эксплуатации народа. Их главным итогом стало превращение страны в морскую державу, что позволило значительно ускорить ее развитие, обеспечить достойное место среди европейских государств.

4. «Эпоха дворцовых переворотов» и ее роль в истории России

Период с 1725 г. (смерть Петра I) до 1762 г. (воцарение Екатерины II) известен как «эпоха дворцовых переворотов». За это время сменилось шесть монархов, при этом трое из них (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна) пришли к власти с нарушением Указа о престолонаследии 1722 г. и дважды (1741 и 1762 гг.) совершались дворцовые перевороты. На престоле находились дети (Петр II, Иван VI) или женщины (Екатерина I, Анна Ивановна, Елизавета Петровна), при которых ведущую роль играли фавориты (Бирон, Шувалов) или придворные группировки («верховники»). То есть в этот период власть была нестабильной, абсолютизм ослаб. Вызвано это было рядом факторов:

1) отсутствие четко выраженной воли Петра I о наследнике при обилии претендентов на трон в лице потомков не только Петра I, но и Ивана V, соправителя Петра в 1682-1696 гг.;

2) нестабильность господствующего класса, отсутствие в нем единства, так как указы Петра I лишь формально объединили его в дворянское сословие;

3) большая роль во внутренних событиях гвардии.

Различные группы и слои господствующего класса пытались выдвинуть на правящий трон своего представителя (старое боярство - Петра II, петровское дворянство - Екатерину I и Елизавету Петровну), чтобы обеспечить себе привилегированное положение и свернуть или продолжить петровские преобразования. Так при Петре II (1727-1730), Анне Иоанновне (1730-1740) и Иване VI (1740-1741) были ликвидированы некоторые коллегии и магистраты, упала роль Сената, пришел в ветхость флот, а Елизавета Петровна (1741-1761) восстановила все отцовские учреждения. Вместе с тем весь этот период шло укрепление позиций дворянства, росли их привилегии, права и уменьшались обязанности. Расширялась раздача им земель, в 1731 г. имения признаны были полной собственностью дворян, срок службы в 1736 г. сократился до 25 лет, им был передан сбор подушных денег с крестьян, в 1746 г. только за ними было закреплено право владеть землей и крестьянами, в 1760 г. они получили право ссылать крестьян в Сибирь. Для поддержки дворян был учрежден Дворянский поземельный банк. 18 февраля 1762 г. Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству Петра III освободил дворян от обязательной государственной и военной службы, а также от телесных наказаний, обеспечив превращение их в привилегированное сословие. «Эпоха дворцовых переворотов» при всей нестабильности власти и ослаблении абсолютизма для страны стала временем определенной стабильности, придав петровским новшествам устойчивость. Отсутствие новых преобразований, ослабление давления власти на общество позволили стране сжиться с новшествами, воспринять их как привычный элемент общественной жизни, утративший характер чужеземных заимствований. Этот период стал необходимым переходным этапом между петровскими преобразованиями и модернизацией страны при Екатерине II.

5. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Правление Екатерины II (1762-1796) называют «золотым веком дворянства» и «просвещенным абсолютизмом», так как императрица завершила процесс оформления дворянства в привилегированное сословие и пыталась править, опираясь на идеи европейских философов - просветителей, модернизируя феодальный строй.

Наиболее ярким проявлением этого стремления стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии из представителей всех сословий для разработки нового свода законов. В «Наказе» этой комиссии императрица выразила свое представление о власти для народа и равенстве всех перед законом, но одновременно она считала необходимым сохранить самодержавие и сословное устройство. Местные наказы и выступления депутатов помогли Екатерине II составить представление о позициях различных социальных групп и убедили в неготовности общества к модернизации, поэтому комиссия была распущена в 1774 г. без реальных результатов ее работы. Некоторые идеи «Наказа» Екатерины II и материалы Уложенной комиссии легли в основу законодательной практики императрицы, реализовавшись в «Учреждении о губерниях» и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам.

К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» можно отнести также введение принципа веротерпимости (1773 г.), издание императрицей журнала «Всякая всячина» для формирования общественного мнения, реформу образования 1780 гг. В ходе нее была создана система образования из двухлетних малых народных училищ в уездных городах и четырехлетних главных народных училищ в городах губернских, вводились единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы и классно-урочная система. При государственной поддержке росло число учебных заведений (к концу XVIII в. их насчитывалось 550 с 60-70 тыс. учеников), развивались наука, литература и искусство.

Многое было сделано для развития промышленности и торговли: к концу века существовало до 1 200 мануфактур, насчитывавших более 400 тысяч наемных рабочих; по уровню производства металлов Россия почти не уступала Англии; сохранялся активный торговый баланс страны.

Благодаря активной внешней политике улучшилось геополитическое положение России: она стала Черноморской державой, приобретя в ходе войн с Турцией Северное Причерноморье и Крым, а также установив в 1783 г. по Георгиевскому тракту протекторат над Грузией. Участвуя в разделах Речи Посполитой, Россия получила Белоруссию, Литву и Правобережную Украину. При Екатерине II Россия стала крупнейшим по территории государством, приобретя владения на американском континенте. На 75% выросло население страны, в четыре с лишним раза увеличились доходы государства.

При этом страна продолжала оставаться феодальной монархией, абсолютизм окреп, централизация власти усилилась. В результате реформы Сената 1763 г. он утратил законодательные функции, превратившись в высшее административное учреждение. Губернская реформа 1775 г. значительно укрепила местные органы власти, передав им функции ликвидированных коллегий и усилив позиции дворянства в губерниях и уездах. Еще больше положение дворян окрепло после введения в 1785 г. «Жалованной грамоты» дворянству. Укреплялся также сословный строй - каждая категория населения приобретала сословную замкнутость, которую определяли фиксируемые в законах и указах обязанности, права и привилегии (например, «Жалованная грамота» городам 1785 г. вводила шесть разрядов городского населения).

Положение крестьян значительно ухудшилось: они превратились в собственность помещиков, крепостное право приобрело черты рабства. Было утрачено даже право жаловаться на помещиков. Усиление эксплуатации проявилось в росте барщины и оброка, в появлении «месячины». Нарастание социальных противоречий вылилось в крестьянскую войну Е. И. Пугачева 1773-1775 гг., но ее поражение привело к расширению феодальной зависимости: крепостное право было распространено на Украину, помещики превратились в монопольных и безраздельных владельцев крепостных крестьян. Все это говорило о назревании кризиса феодального строя, остро проявившегося в XIX в.

Лекция 5. Россия в XIX веке: поиски путей развития

1. Особенности развития России в первой половине XIX в. В

Условиях кризиса феодального строя

Преобразования XVIII в. позволили достичь значительных успехов во внутреннем развитии России и во внешней политике, но одновременно с этим они породили серьезные проблемы и противоречия, которые привели к кризису феодального строя. Главным из них было противоречие между развивающимися товарно-денежными отношениями и феодальной экономикой с сословной структурой общества. Сохранявшееся и усиливавшееся крепостное право все больше превращалось в тормоз развития страны. К XIX в. оно утратило справедливый характер и стало безнравственным. Не случайно В. О. Ключевский писал, что когда 18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству, «по требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день 19 февраля должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет». Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3 М., 1993. С. 165. Начавшийся затем «золотой век» дворянства, обеспечиваемый трудом крепостных крестьян, привел к непримиримому противостоянию господствующего класса и народа, нашедшему свое разрешение лишь в революциях начала XX в. и гражданской войне 1918-1920 гг.

Кризис социально-экономического и политического строя начал ощущаться властью уже в начале XIX в., но все ее попытки найти из него выход наталкивались на сопротивление помещиков, не желавших менять традиционный уклад своей жизни. Первая половина XIX в. - время правления Александра I (1801-1825) и Николая I (1825-1855) стала периодом нереализованных планов и неудачных попыток власти изменить социально-экономический строй и политическое устройство страны. Уже в 1801 г. Александр I подписывает указ о приобретении представителями всех сословий ненаселенных земель в частную собственность, в 1803 г. он издает указ «о вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крепостных с продажей им земли, в 1804-1805 гг. проводится аграрная реформа в Прибалтике, где ликвидируется крепостное право, заменяясь более мягкой формой зависимости. Но эти меры дают незначительные результаты. В 1830-е гг. проводится реформа государственной деревни, несколько улучшившая положение черносошных крестьян, но сохранившая контроль над ними государства. В 1840-е гг. запрещаются продажи крепостных не семьями и по указу «об обязанных крестьянах» помещики получают право освобождать крепостных без продажи им земель. Однако это также не получает широкого распространения и не меняет ситуацию в стране. К 1861 г. в частной собственности находилось около 3,5 млн десятин земли (из 330 млн), свободу получили около 1% крестьян. То есть помещики упорно продолжали держаться за крепостное право, пусть экономически не эффективное, но привычное и не требовавшее капиталовложений в хозяйство.

Крепостное право препятствовало промышленному развитию страны, лишая производство достаточных средств и свободных рабочих рук. В этих условиях не могли дать серьезных результатов денежная реформа 1830 гг. и изменение торгово-промышленной политики (отказ от протекционизма и переход к фритредерству, т. е. либеральной экономической политике). Даже начавшийся в 1830-1840 гг. промышленный переворот не смог обеспечить интенсификацию производства и значительное повышение его эффективности. По-прежнему почти весь прирост продукции достигался за счет строительства новых предприятий и увеличения численности рабочих рук (за первые 60 лет XIX в. число предприятий выросло в 1,8 раза, а объем промышленного производства - в 2 раза).

Столь же безуспешными оказались попытки преобразовать политическое устройство страны. Александр I, который называл себя «якобинцем», неоднократно пытался осуществить политическую реформу (программа Негласного комитета, проекты М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева), которая привела бы к превращению России в конституционную монархию с разделением ветвей власти и выборными представительными органами, но все они оказались нереализованными. Реформа ограничилась лишь совершенствованием существовавшего государственного аппарата: вместо одного Сената появилось несколько высших учреждений - законосовещательный Государственный совет, Комитет министров как совещание глав ведомств по сложным вопросам государственного управления и Сенат как орган суда и надзора. Устаревшие коллегии были заменены министерствами, и утвердился ведомственный принцип в деятельности местных государственных учреждений; повысились требования к уровню образования чиновников. Последнее потребовало проведения школьной реформы с приданием образованию всесословного и преемственного характера, а также некоторой независимости: университеты получили автономию и превратились в методические и организационные центры для учебных заведений своих округов.

Но при Николае I, когда главной задачей власти стало сохранение самодержавия, политические и культурные преобразования были забыты. Проводимые меры направлялись на законодательное, идеологическое и организационное укрепление политического строя: в 1830 гг. принимаются «Основные законы Российского государства», появляется государственная идеология (теория «официальной народности»), значительно увеличивается бюрократический аппарат, большую роль в политическом контроле над аппаратом и обществом играет III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и особый корпус жандармов, ликвидируется автономия университетов, образование утрачивает преемственность и становится сословным.

Подобная противоречивая политика не способствовала преодолению кризиса, а лишь углубляла его и обостряла ситуацию в стране. К середине XIX в. Россия утратила ведущие позиции в Европе, превратившись в экономически отсталое государство, что наглядно продемонстрировала Крымская война 1853-1856 гг., заставившая правительство молодого императора Александра II пойти на глубокие преобразования.

2. Зарождение общественного движения в России. Декабристы

XIX век стал временем зарождения в России общественного движения как организованного, имеющего свою идеологию выступления части русского общества в лице лучших представителей господствующего класса (дворянства) во имя прогрессивного развития страны. Причинами его появления стало понимание частью общества гибельности для страны сохранения самодержавия и крепостничества, унизительности рабского состояния основной массы населения как для страны, так и для дворянства, а также разочарование в реформаторстве Александра I, потеря иллюзий относительно его либерализма. Побудительными факторами стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1815 гг., которые убедили часть дворян в необходимости уничтожить крепостное право, чтобы таким способом отблагодарить народ за спасение России и освобождение Европы от Наполеона. Не случайно декабристы называли себя «детьми 12-го года».

Организациям декабристов предшествовали тайные масонские общества, появившиеся в конце XVIII в., участники которых разделяли либерально-просветительную идеологию. В их рамках формировались идеи и взгляды будущих руководителей декабристского движения. Декабристскими организациями были «Союз спасения» (1816 г.), «Союз благоденствия»(1818 г), Северное и Южное общества (1821-1822 гг.), активное участие в деятельности которых принимали П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев, братья Бестужевы и Муравьевы и другие дворяне. Либеральная идеология декабристов была сформулирована в таких документах, как «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. Декабристы были сторонниками демократизации политического строя России путем превращения ее в конституционную монархию (Н. М. Муравьев) или республику парламентского типа (П. И. Пестель). В первом случае император осуществлял лишь исполнительную власть, законодательная же переходила к выбираемому двухпалатному Народному вече. Россия должна была стать при этом федерацией держав во главе с выбираемыми народом правительствующими собраниями и правителями держав.

П. И. Пестель безоговорочно высказывался за республиканский строй с однопалатным Народным вече и формируемым им правительством - Державной думой. Контроль над соблюдением этими органами конституции и законов осуществлял бы Верховный собор, члены которого избирались пожизненно парламентом. Россия при этом должна сохраниться как унитарное государство, так как Пестель считал федерацию гибельной для страны.

Оба проекта предусматривали широкую демократизацию общественной жизни, введение гражданских прав и свобод, отличаясь лишь подходом к избирательному праву: Пестель отстаивал принцип его всеобщности, Муравьев ограничивал участие в выборах высоким имущественным цензом.

В решении важнейшего крестьянского вопроса оба автора были сторонниками полной отмены крепостного права и личного освобождения крестьян, но вопрос о наделении крестьян землей решался по-разному. Муравьев считал помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагая передать во владение крестьянам лишь приусадебные участки и по две десятины пашни на двор. Пестель предлагал создать общественный фонд из государственной, церковной и части конфискованной помещичьей земли для предоставления всем желающим в бесплатное пользование равных наделов. Эта земля не могла продаваться и закладываться. Половина земли оставалась бы в частном владении и могла быть объектом свободного предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать