Отечественная история
сновные ее задачи (свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России) были не решены, но революция оказала серьезное влияние на жизнь страны. Главным ее результатом было изменение социально-политической системы России, означавшей начало процесса становления конституционной монархии. В стране были введены политические свободы, отменена цензура, разрешена организация союзов и партий. Улучшилось материальное положение рабочих: рабочий день уменьшился до 9-10 часов, зарплата в среднем возросла на 15%. Крестьяне добились отмены выкупных платежей, и началась аграрная реформа. Окончание революции привело к временной внутриполитической стабилизации в стране.

2. Реформы Николая II, их результаты и последствия

Молодой император
Николай II (1894-1917) с самого начала своего правления заявил о себе как принципиальном стороннике самодержавия, который намерен охранять его устои и не собирается проводить никакие преобразования. И лишь начавшаяся революция заставила его поступиться принципами и осуществить две крупные реформы: политическую и аграрную.

Первая проводилась в 1905-1907 гг. Ее подготовительный этап длился с февраля по август 1905 г., когда работало Особое совещание под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина. Оно подготовило изданные 6 августа Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах. Законосовещательная «булыгинская» Дума не была созвана из-за бойкота общественности, а всероссийская политическая стачка заставила пойти на более серьезные уступки: манифест 17 октября не только провозгласил политическую свободу, но наделил Думу законодательными правами и расширил круг избирателей. Принципы формирования и функционирования Думы были изложены в Положении о выборах от 11 декабря 1905 г., в Указе о составе и устройстве Государственной думы от 20 февраля 1906 г. и Основных законах от 23 апреля 1906 г. Последний законодательный акт оформил все изменения государственного устройства, в том числе наделение законодательными функциями Государственного совета и учреждение объединенного правительства - Совета министров (первый его состав во главе с С. Ю. Витте стал действовать с 19 октября 1905 г.).

Первая (апрель-июль 1906 г.) и вторая (февраль-июнь 1907 г.) Думы оказались демократическими по составу и радикальными по взглядам. Они потребовали дальнейших политических преобразований, осудили террор власти, выразили недоверие правительству и начали обсуждать аграрные законопроекты, предусматривавшие ликвидацию или серьезное ограничение помещичьего землевладения. Такие требования оказались неприемлемы для Николая II, и потому обе Думы были распущены. Положение о выборах от 3 июня 1905 г. гарантировало умеренный состав Думы и завершило политическую реформу, итогом которой стало формирование в России третьеиюньской монархии как переходного этапа к парламентскому государству. Но права народного представительства были так ограничены, что новая политическая система оказалась неустойчивой. Она могла функционировать лишь в условиях реакции. Ослабление репрессий и возвращение к нормальной жизни страны в условиях нерешенности основных социально-экономических и политических проблем привело к новому революционному подъему и политическому кризису. В его условиях Дума превратилась в оппозиционный орган, нарушилась законотворческая работа, трибуна Думы использовалась для критики власти, и это углубляло кризис в обществе.

Столь же неудовлетворительно по ожидаемым результатам завершилась вторая реформа - аграрная, связанная с именем П. А. Столыпина. Ее главной целью было решение аграрного вопроса при сохранении помещичьего землевладения через ликвидацию общины и уменьшение крестьянского малоземелья продажей жителям деревни земель через Крестьянский банк и переселение их за Урал. Это должно было предотвратить социальные потрясения и обеспечить модернизацию сельского хозяйства, интенсификацию его развития. Реформа способствовала подъему экономики страны: урожайность зерновых культур выросла на 2 ц с га, валовые их сборы - на 20%, вывоз зерна за рубеж - в 1,5 раза. Сельское хозяйство приобрело более устойчивый характер, увеличились доходы крестьян и их покупательная способность. Но социальные цели не были достигнуты. Из общины вышло около 25% хозяйств с 14% надельной земли, за Урал переселилось 3 млн, при этом 17% вернулось обратно, хуторские и отрубные хозяйства составили 10%. Через Крестьянский банк было приобретено до 12 млн дес. земли, но 20% крестьян, участвовавших в этой операции, разорились. Аграрный вопрос по-прежнему сохранил свою остроту. Обеспеченность крестьян землей уменьшилась с 11 дес. в 1900 г. до 8 дес. в 1915 г.

Поскольку нужда в земле крестьян не была удовлетворена, не удалось отвлечь их внимание от помещичьего землевладения и создать прочную социальную опору власти в деревне.

3. Влияние Первой мировой войны на развитие России

Участие России в Первой мировой войне объяснялось не только ее внешнеполитическими интересами, но и стремлением правительства отвлечь внимание народа на внешнего врага в условиях нарастания революционного кризиса, признаки которого появились уже в 1910 г. К длительным военным действиям страна оказалась не готова, и, хотя война на время сняла остроту социальных противоречий, это продолжалось недолго. Война оказала серьезное влияние на состояние российской экономики, вызвав ряд кризисов. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта, но значительное сокращение объемов гражданского производства привело к нехватке товаров народного потребления и сокращению налоговых поступлений в бюджет. К этому же вело значительное уменьшение внешней торговли, а также введение «сухого закона». К 1917 г. в стране возник финансовый кризис, вызванный инфляцией, начавшейся после отмены золотого обеспечения рубля. Стоимость рубля упала до 27 копеек. Государственный долг вырос с 4 до 14 млрд. В 3-6 раз увеличились цены. Несмотря на увеличение рабочего дня за счет введения обязательных сверхурочных работ реальная зарплата уменьшилась. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы: заготовка дров уменьшилась на две трети, угля - на одну треть, объем перевозок сократился на одну треть. Особенно острым оказался кризис продовольственный - впервые в истории России появились очереди за хлебом, возникли перебои в снабжении армии продуктами питания. Меры правительства (твердые цены, хлебная разверстка, нормированное распределение продуктов) оказались не эффективными. К осени 1916 г. сложился острый социально-экономический кризис. Уставшее от войны население начало подниматься на борьбу: в городах проходили массовые забастовки рабочих, росли крестьянские волнения и дезертирство солдат с фронта, начались братания с противником и бунты в частях.

Революционные агитаторы использовали промахи правительства для его дискредитации, выступая за немедленное прекращение войны. Большевики (В. И. Ленин) выдвинули лозунг поражения своего правительства в войне и призывали народы превратить империалистическую войну в гражданскую.

Активизировалась либеральная оппозиция, создав в 1915 г. Прогрессивный блок, который вел критику царя и его министров под лозунгом создания «правительства доверия» и «ответственного министерства». Реализация этого лозунга означала бы реальное превращение России в конституционную монархию. Критика правительства велась с трибуны Думы и со страниц легальной печати, подрывая его авторитет. Политический кризис, обозначившийся уже в 1915 г., проявился в «министерской чехарде», катастрофическом падении авторитета Николая II из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства в государственные дела царицы Александры Федоровны и неумелых действий царя как Верховного главнокомандующего. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения осознавали неспособность царского правительства преодолеть экономический и политический кризис.

4. Россия в 1917 году: альтернативы исторического развития

Февральская революция 1917 г. уничтожила старую государственную систему и создала новую политическую ситуацию. В стране сложилась буржуазно-демократическая республика с Временным правительством во главе, хотя окончательное решение вопроса о новой форме власти было отложено до созыва Учредительного собрания, также как и решение других важнейших проблем - о войне, рабочей, национальной, аграрной. Сам февральский переворот был осуществлен в столице рабочими и солдатами, но их интересы представляли в основном умеренные социалисты. Сложилась ситуация двоевластия, при которой Временное правительство (князь Г. Е. Львов) должно было согласовывать свои действия с Петроградским советом (Н. С. Чхеидзе), выражавшим волю восставших масс, но согласившимся с передачей власти буржуазному правительству в силу уверенности его лидеров в том, что буржуазная революция завершается приходом к власти буржуазии. Эта ситуация существовала до июля 1917 г., хотя уже в апреле левые силы, в первую очередь большевики, отказали правительству в доверии и выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»

Политика Временного правительства привела к углублению экономического кризиса. К осени объемы промышленного производства сократились на 30-40%, сельскохозяйственного - на 20%, стоимость рубля упала до 7 коп., государственный долг увеличился до 50 млрд рублей, ухудшилось положение на транспорте и ситуация с продовольствием в городах. Все меры правительства - хлебная, сахарная и угольная монополии, нормированное распределение продуктов, секвестр пекарен - не улучшили положения, так как проводились недостаточно энергично и последовательно. Началась хозяйственная разруха. Авторитет правительства падал. Не улучшило его положения формирование 5 мая коалиционного состава с включением представителей Петросовета. Нарастало безвластие, хаос и анархия, начался политический распад страны: была признана независимость Польши и автономия Украины, о независимости заявила Финляндия. Неудачное наступление на фронте, начавшееся 18 июня, еще больше осложнило ситуацию. Левые силы попытались 3-5 июля добиться осуществления лозунга «Вся власть советам!», но демонстрации рабочих и солдат были расстреляны верными правительству войсками, при этом ВЦИК советов, созданный на I съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне, признал Временное правительство органом защиты революции и вручил ему всю полноту власти. Двоевластие завершилось. Временное правительство возглавил эсер А. Ф. Керенский, оно проявило стремление навести в стране «порядок»: была восстановлена на фронте смертная казнь, распущена красная гвардия (вооруженные рабочие отряды), отданы приказы об арестах лидеров большевиков, о закрытии ряда левых газет. Одновременно правительство пыталось добиться консолидации общества, созвав в Москве 12-15 августа Государственное совещание, но примирить политические силы не удалось. В уставшей от кризиса стране нарастала тенденция к установлению твердой власти в форме военной диктатуры (правые) или диктатуры пролетариата (большевики).

Первыми выступили правые в лице офицерства, но корниловский мятеж, благодаря позиции большевиков и Советов, был подавлен, что изменило политическую ситуацию. Правые были разгромлены, но престиж А. Ф. Керенского и кадетов упал, несмотря на провозглашение 1 сентября России республикой, созыв в сентябре Демократического совещания и формирование Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Одновременно усилилось влияние большевиков, произошла большевизация Советов. Так Петросовет возглавил большевик Л. Д. Троцкий. РСДРП (б) выдвинула лозунг «Долой Временное правительство!» и начала готовить вооруженное восстание, которое произошло 25-26 октября. Уже утром 25 октября Военно-революционный комитет Петросовета (центр подготовки и осуществления восстания) объявил своим воззванием «К гражданам России» о низложении Временного правительства. 26 октября II съезд Советов провозгласил в стране советскую власть, избрал новый состав ВЦИК (Л. Б. Каменев), сформировал временное рабоче-крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров (В. И. Ленин) и принял декреты о мире и о земле.

Захват власти большевиками не был поддержан умеренными социалистами и вызвал резкое сопротивление правых сил. В стране началась длительная гражданская война, в ходе которой окончательно решался вопрос о власти и дальнейшем пути развития России.

5. Гражданская война 1918-1920 гг., ее итоги и последствия

Гражданская война как открытая форма борьбы за власть продолжалась в России три года, при этом до лета 1918 г. она носила характер отдельных локальных столкновений между сторонниками Советской власти и ее внутренними и внешними противниками, а с лета приобрела вид масштабных военных действий, охвативших всю страну, стала войной фронтов.

Большевики, руководившие страной, отстаивали Советскую власть как диктатуру пролетариата. Их программа включала установление социалистических отношений в городе и деревне, равноправие народов и их право на политическое самоопределение, обеспечение мира. Программа их основных противников - «белых», объединявших все правые силы страны при ведущем участии офицерства, начала складывается еще в 1917 г. во время «корниловщины», но в период гражданской войны она четко не определялась. «Белые» воевали против Советов «за единую и неделимую Россию», заявляя, что характер ее они не хотят предрешать, что это сможет сделать лишь народное представительство. Но в районах их действий восстанавливалась власть царской администрации, земля возвращалась помещикам, рабочий вопрос решался в рамках законодательства 1912 г. Еще одним противником «красных» летом-осенью 1918 г. была так называемая «демократическая контрреволюция», т. е. блок демократических антисоветских сил, во главе которого стояли правые эсеры. Этот блок, опираясь на интервентов (англичан, чехословаков), которые ликвидировали Советскую власть на большей части территории России, создал областные и всероссийские правительства (Временное Сибирское правительство, Временное правительство Северной области, Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре, Директорию в Уфе). Последние два заявили о себе как о всероссийских органах власти. Блок был сторонником «демократической альтернативы» в развитии событий, выступая за создание демократической республики в виде федерации, а также демократическое решение рабочего, аграрного и национального вопросов. Но он не получил надежной опоры в народе, и все эти правительства осенью 1918 г. были ликвидированы в ходе наступления «красных» (Самара) или военных переворотов «белых» (Омск, Архангельск), после чего война разворачивалась без их участия.

Большую роль в событиях 1918-1920 гг. сыграла позиция рабочих и крестьян. Программа «красных» оказалась ближе и предпочтительней для народа, их тактика, столь же жесткая, как и у «белых», была все же более гибкой. Они опирались на союз всех народов России и поддержку международного пролетариата, смогли сформировать к концу войны пятимиллионную армию, привлечь на свою сторону крестьянство. «Белые» же так и не преодолели раздробленность своих сил, не получили массовой поддержки народа, их армии достигали лишь 800 тысяч человек. Опираясь на военную и материальную помощь интервентов, они не могли использовать фактор патриотизма. Отстаивая лозунг «единой и неделимой России», они лишились поддержки нерусских народов страны. Все это предопределило исход гражданской войны. Большевики победили в гражданской войне еще и потому, что смогли, благодаря политике «военного коммунизма», мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд рублей золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была парализована транспортная система. В боях, а также от голода и болезней погибло до 8 млн человек, 2 млн оказались в вынужденной эмиграции. Под влиянием войны возобладала авторитарная тенденция и начала формироваться бюрократическая система управления страной.

Лекция 7. Основные направления и особенности развития советского государства

1. Советская власть: сущность и эволюция политической системы

Законодательными актами, определявшими сущность Советской власти, ее характер и систему государственных органов, были Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (III съезд Советов, январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (V съезд Советов, июль 1918 г.). В них Советская власть определялась как диктатура пролетариата, осуществляемая рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством через Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Она отличалась классовым характером, соединением законодательной и исполнительной власти, гласностью, подотчетностью избирателям вплоть до права избирателей на отзыв депутатов. Допускалась многопартийность в формировании органов власти. Избирательное право было не всеобщим, не равным и не прямым. Им наделялись лишь совершеннолетние граждане, независимо от пола, трудящиеся, не владеющие собственностью и не эксплуатирующие чужой труд. При этом один голос горожанина приравнивался к пяти голосам крестьян. Граждане выбирали непосредственно лишь депутатов сельских и городских Советов, делегаты съездов Советов выбирались депутатами Советов или делегатами нижестоящих съездов Советов.

Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, функции которого между съездами выполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый съездом. Правительство (Совнарком) формировалось съездом или ВЦИК и управляло страной через систему народных комиссариатов. В административно-территориальных единицах вся полнота власти принадлежала губернским, уездным и волостным съездам Советов, в населенных пунктах - городским и сельским Советам. Они действовали на основе общероссийских законов и распоряжений высших и центральных органов власти.

С образованием СССР (1922 г.) сущность и принципы власти не изменились, а система органов власти дополнилась союзным звеном: съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Совнарком СССР и 10 союзных и союзно-республиканских наркоматов.

В середине 1930-х гг. был сделан вывод о построении в основном социализма и исчезновении частных собственников, эксплуатирующих чужой труд. Поэтому Конституция СССР 1936 г., сохранив Советскую власть как диктатуру пролетариата, ввела всеобщее, равное и прямое избирательное право и изменила систему органов власти. Функции высшего органа стал выполнять избираемый гражданами на 4 года Верховный Совет, а в административно - территориальных единицах - областные и районные Советы депутатов трудящихся. Последняя Конституция СССР 1977 г. определила Советскую власть как общенародную, изменила название ее органов на Советы народных депутатов, но систему государственных органов сохранила прежнюю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать