Палестино-израильские отношения (1991–1993 гг.)

Палестино-израильские отношения (1991–1993 гг.)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

русскоязычный поток

Кафедра новой и новейшей

истории

Курсовая работа

Палестино-израильские отношения (1991-1993 гг.)

Минск - 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I Мадридская конференция и путь от Мадрида к Осло

1.1 Мадридская конференция

1.2 Приход к власти И. Рабина и его политика

Глава II Переговоры в Осло и подписание Декларации принципов

2.1 Конфиденциальные переговоры в Осло

2.2 Декларация принципов и ее значение

Заключение

Приложения

Список источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Многие ученые считают, что Ближний Восток в настоящее время является одним из самых конфликтных регионов мира. Этот регион находится на пересечении трех континентов, поэтому он имеет очень важное геополитическое значение и постоянно находился и находится в сфере интересов крупнейших и богатейших стран мира, в том числе США, стран Западной Европы и Российской Федерации.

Ключевой проблемой мира на Ближнем Востоке являются палестино-израильские взаимоотношения, которые дестабилизируют обстановку не только в данном регионе, но и во всем мире. Вследствие этого, большинство государств осознают необходимость урегулирования конфликта между израильтянами, с одной стороны, и палестинцами, с другой.

Особую актуальность теме придает тот факт, что за многие годы, прошедшие с 1947 г, не предпринималось каких-либо существенных попыток разрешить противоречия между сторонами, и лишь в начале 1990-х годов наступил принципиально новый этап в развитии палестино-израильских отношений, который характеризовался налаживанием отношений между палестинцами и израильтянами и началом мирных переговоров между ними с целью найти компромиссное решение накопившихся за столько лет конфликта проблем. В результате в период с 1991 по 1993 гг. был подписан целый ряд основополагающих документов, которые дали надежду на урегулирование палестино-израильского конфликта. Однако эти надежды до сих пор не оправдались, и сложно предположить как же дальше будут развиваться палестино-израильские отношения.

Ясно одно: достигнуть мира в регионе можно лишь при условии нахождения компромиссного пути решения проблем в палестино-израильских взаимоотношениях, который позволит урегулировать продолжающийся уже полвека палестино-израильский конфликт и переведет его в мирное русло.

Цель данной работы - проследить эволюцию палестино-израильских отношений в 1991 - 1993 гг. в контексте развития миротворческого процесса по урегулированию ближневосточного конфликта.

В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные противоречия в отношениях между Израилем и палестинцами;

2. Рассмотреть Мадридскую мирную конференцию по ближневосточному урегулированию и ее многочисленные треки в качестве начального этапа мирных переговоров между палестинцами и Израилем;

3. Оценить выборы 1992 г. в кнессет и политику нового правительства по отношению к палестинцам;

4. Осветить ход палестино-израильских переговоров по конфиденциальному каналу в Осло и проанализировать итоговый документ разработанный сторонами - Декларацию принципов от 13 сентября 1993 года.

Хронологические рамки исследования охватывают 1991 - 1993 года. Правомерность такого выбора определяется необходимостью детального анализа качественно нового этапа в развитии палестино-израильских отношений.

Источниковуюоснову данной работы составил комплекс разнохарактерных, но взаимодополняющих документов на русском языке. Это документы международных организаций и конференций, касавшихся палестинской проблемы; исследования различных историков; речи и выступления государственных и политических деятелей; материалы периодической печати.

Одним из важнейших источников, позволяющих изучить палестино-израильские отношения, явились исследования Пырлина Е. Д. В первую очередь - это его монография 100 лет противоборства. - М.: РОССПЭН, 2001. - 480 с. В своей работе автор подробно рассматривает все этапы развития и различные аспекты палестинской проблемы с конца XIX в. до наших дней в контексте эволюции общей ближневосточной ситуации. Отдельно анализируются острейшие вопросы, связанные с палестино-израильскими отношениями.

Также при исследовании данной проблемы не обойтись без монографии Бакланова А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. - М.: МГИМО, 2001. - 169 с. В этой работе четко обозначены основные направления развития палестино-израильских отношений.

При рассмотрении вопросов связанных с Мадридской конференцией и конфиденциальными переговорами в Осло неоценимую помощь оказал совместный труд арабского и еврейского исследователей Дауда эль-Алами и Ден Кон-Шербока Палестино-израильский конфликт: две точки зрения. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с., который носит обзорный характер, не изобилующий новыми фактами, однако содержит различные трактовки одних и тех же событий, что способствует формированию более объективной позиции.

Труд итальянского исследователя, политика Антонио Рубби Палестинский марафон. 30 лет борьбы за мир на Ближнем Востоке. - М.: «Международные отношения», 2001 - 360 с. повествует об истории и развитии палестинского вопроса сквозь призму деятельности Ясира Арафата. Данная работа помогла при оценке Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку и выборов в Израиле в 1992 году в кнессет и политики нового правительства по отношению к палестинцам.

Экономические и политические интересы США в регионе, а также роль США как коспонсора Мадридской конференции подробно рассматриваются в труде Колобова О. А. Соединенные Штаты Америки и проблема Палестины. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1993. - 225 с.

Для освещения основных палестино-израильских противоречий, оценки Декларации принципов очень полезна статья И. Д. Звягельской Проблема трансформации палестино-израильского конфликта\\ Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М.: МГИМО, 2005 - 521 с.

При написании исследования помогли некоторые авторефераты: Шевелева М. В. Процесс палестино-израильского урегулирования (1991 - 2001 гг.) / Шевелева Марина Васильевна. - Мн.: 2005. - 19 с.

Необходимо выделить резолюции Совета Безопасности ООН, Приглашение на Мадридскую мирную конференцию, Палестинскую национальную хартию, Декларацию принципов. В них содержится немаловажная информация, касающаяся позиции сторон мировой общественности, их итоговые решения, позиции руководства ООН.

Также немаловажное значение при написании данной работы оказали мемуары Шимона Переса - современника описываемых событий, который дал свое видение и свою оценку происходивших встреч и принимаемых решений.

Неоценимую помощь оказала периодическая печать, пресса, где содержалась информация о трактовке событий, оценка иностранных лидеров, их предложения по урегулированию палестино-израильского конфликта, оценка двух и многосторонних встреч. Также необходимо отметить и неопубликованные источники в электронном виде, находящиеся в сети Интернет.

Таким образом, изучив литературу, можно сделать вывод о том, что основная масса источников по данной проблеме - это материалы периодической печати. Пресса является главным источником информации в освещении данного периода событий, которая не нашла еще своего отражения в литературе. Что касается степени разработанности темы в изученной научно-исследовательской литературе можно говорить о том, что накоплен немалый опыт изучения данной проблемы, однако, комплексные, обобщающие труды по изучению палестино-израильских отношений отсутствуют. Проблема остается спорной и малоизученной.

ГЛАВА I. МАДРИДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ПУТЬ ОТ МАДРИДА К ОСЛО

1.1 Мадридская конференция

В декабре 1987 года на оккупированных Израилем территориях Западного берега р. Иордан и в Секторе Газа началось народное восстание - «интифада». В ноябре 1988 г. Национальный Совет Палестины (НСП) на заседании, которое проходило в Алжире, принял решение об учреждении Государства Палестины со столицей в Иерусалиме в соответствии с нормами международного права, включая резолюцию № 181 Совета Безопасности ООН от 1947 г. Также был принят соответствующий документ - Декларация независимости Государства Палестины. В другом документе - Политическом коммюнике говорилось о готовности палестинцев признать резолюции ООН, что свидетельствовало о стремлении палестинской стороны к политическому урегулированию палестино-израильского конфликта. Таким образом, принятие данных документов, признание легитимности резолюций ООН и согласие палестинцев на политическое решение своих проблем означало фактическое признание Государства Израиль. Бакланов А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию сиситемы региональной безопасности. - М., 2001 - С. 46. Однако, в настроениях руководящих кругов Израиля даже после провозглашения Государства Палестина не было заметно готовности к проявлению политической гибкости, готовности пойти на уступки.

В конце 80-х все большее число политиков приходило к выводу, что мирная конференция - наилучший, реалистичный и вполне практичный путь к решению проблемы ближневосточного урегулирования, включая палестинскую проблему.Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства. - М., 2001 - С. 299.

Окончание «холодной войны» в отношениях между СССР и США и стремление обеих «супердержав» перейти к политике сотрудничества и взаимодействия в международных и региональных делах обусловили достижение совместными усилиями качественно новых результатов. Это в полной мере относилось к проблемам Ближнего Востока. Бакланов А. Г. Ближний Восток на рубеже XXI века... - С. 47. Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств именно США и СССР, как самые мощные державы, выступили коспонсорами (соорганизаторами) мирных переговоров по урегулированию проблем Ближнего Востока и в первую очередь палестино-израильского конфликта. Как известно, СССР во время «холодной войны» поддерживал в основном арабские страны, которые занимали непримиримую позицию по отношению к Израилю. Желание установить дипломатические отношения явилось основанием для СССР выступить в роли посредника в урегулировании конфликта между палестинцами и израильтянами. США же опасались роста исламского радикализма в арабских странах региона и хотели избавиться от произраильского имиджа, дабы предотвратить рост антиамериканских настроений в умеренных арабских странах. Мирский Г. М. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт// Мировая экономика и международные отношения. - 2001 - № 4. - С. 67. Ключевым вопросом являлось согласование позиций СССР и США в отношении принципов ближневосточного урегулирования. Выделяются несколько причин, приведших к сближению позиций СССР и США в 1988 г.: внутриполитические изменения в Соединенных Штатах, процесс демократизации в СССР и изменения в региональной политике государства, интифада, и рост поставок оружия в регион. Шевелева М. В. Процесс палестино-израильского урегулирования (1991 - 2001 гг.). - Автореферат дипл. раб. - Мн., 2005 - С. 11. Таким образом, к началу 1990-х годов сложилась ситуация, которая способствовала началу мирных переговоров по ближневосточному урегулированию.

Своеобразным катализатором мирного процесса, включавшего и проведение мирной конференции, явился кувейтский кризис - аннексия Кувейта Ираком и военная операция по освобождению Кувейта «Буря в пустыне», в которой главным действующим лицом явились США. После антииракской войны изменилась расстановка политических сил в регионе - резко ослабли позиции Ирака, противоречия внутри самого палестинского движения сопротивления и ООП, т. к. часть руководства ООП поддержала Ирак в войне с Кувейтом, в т.ч. лично Ясир Арафат. Эта обстановка была расценена как благоприятная для продвижения американских миротворческих инициатив. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства... - С. 305.

6 марта 1991 года президент США Джордж Буш на выступлении перед Конгрессом заявил: «Нам теперь надо сделать все возможное, чтобы закрыть пропасть, отделяющую еврейское государство от арабских стран и израильтян от палестинцев». Цит. по кн.: Рубби А. Палестинский марафон. - М., 2001 - С. 285. Также Буш официально объявил, что американская позиция по ближневосточному урегулированию состоит из четырех пунктов Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства... - С. 306.:

· необходимость выполнения резолюций № 242 и 338 Совета Безопасности ООН См. Приложения № 2-3. - С. 53 - 55.;

· соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

· уважение законных прав палестинского народа;

· обеспечение безопасности и мира Израилю.

Таким образом, США хотели добиться территориального компромисса, который бы обеспечил безопасность Израиля и удовлетворил законные права палестинцев. Рубби А. Палестинский марафон... - С. 285.

В марте 1991 г. Госсекретарь США Д. Бейкер встретился с видными палестинскими представителями, в числе которых были такие известные личности как Фейсал аль Хуссейни, Ханан Ашрави, Сеэб Эркет, Сари Нусейбек, Хейдар Абдель Шафи, Захир Камаль, которые были формально не связаны с ООП. Он предложил им «дистанцироваться» от Арафата, что якобы облегчит установление контактов с израильским руководством, поможет в нахождении путей решения палестинкой проблемы. Таким образом, США также выступали против участия ООП в мирной конференции и поддерживали позицию Израиля, касательно этого вопроса. Однако Фейсал аль Хусейни прямо сказал Бейкеру, что сама встреча стала возможной только благодаря согласию ООП и что в этой организации палестинцы видят выразителя своих интересов. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства... - С. 307 - 308.

Д. Бейкер и министр иностранных дел СССР А. Бессмертных в течение весны-лета 1991-го года осуществили целый ряд поездок по Ближнему Востоку, в рамках которых ими были проведены переговоры со странами региона о проведении мирной конференции и составе ее участников. Результатом этих поездок и переговоров стала разработка США и СССР концепции мирной конференции, которая включала следующие положения: советско-американское сопредседательствование, ведение переговоров на основе резолюций № 242 и 338 Совета Безопасности ООН См. Приложения № 2-3. - С. 53 - 55., желательно подключение к работе ООН и стран Западной Европы.Пырлин Е. Д. В ожидании изменений на Ближнем Востоке. - 1991 - № 11. - С. 111. В то же время 28-29 июня 1991 года на заседании в Люксембурге Европейский Совет призвал все страны Ближнего Востока преодолеть последние трудности на пути к урегулированию конфликта, напомнил о праве палестинцев на самоопределение и объявил строительство израильтянами поселений в Секторе Газа и на Западном береге реки Иордан незаконным.Рубби А. Указ. соч. - С. 290.Это заявления Европейского Совета явилось помощью Европы в созыве мирной конференции.

Вторая половина 1991 года должна была многое прояснить в проведении конференции. Поездки Бейкера и Бессмертных по Ближнему Востоку продолжались. В октябре 1991 года после встречи Дж. Бейкера с министром иностранных дел СССР Б. Панкиным и консультаций с руководством Испании было объявлено, что ближневосточная мирная конференция будет проведена в Мадриде.Бакланов А. Г. Указ. соч. - С. 48.

Приглашение на мирную конференцию в Мадриде было оглашено 18 октября 1991 года в Иерусалиме. Планировалось, что на конференции будут председательствовать коспонсоры, и проходить она будет на уровне министров иностранных дел. Приглашения получили правительства Израиля, Иордании, Сирии, Ливана, Египта. Также приглашение было направлено Европейскому Сообществу. В качестве наблюдателя было предложено присутствовать в Мадриде представителям Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба (САМ). При этом было сразу решено, что страны - члены ССАГПЗ могут принять участие в организации и работе многосторонних переговоров. ООН была приглашена на Мадридскую встречу в качестве наблюдателя, представляющего Генерального Секретаря. Коспонсоры разъясняли, что конференция не будет навязывать решения сторонам или накладывать вето на достигнутые ими соглашения. Все приглашенные дали согласие на участие в планируемой конференции. Бакланов А. Г. Указ. соч. - С. 48

В приглашении официально изложена форма представительства палестинцев на международной конференции в Мадриде. В тексте приглашения указывается, что прямые двусторонние переговоры будут проведены «в двух направлениях: между Израилем и арабскими странами и между Израилем и палестинцами»Letter of Invitation to Madrid Peace Conference // Israel Ministry of Foreign Affairs official website <http://www.mfa.gov.il/peace process/reference documents/Letter of Invitation to Madrid Peace Conference>. Dateofreading 12.01.2009.Такая формулировка может предполагать присутствие палестинцев на переговорах в качестве отдельной делегации.

Далее в приглашении оговаривается, что палестинцы будут представлены в составе совместной иордано-палестинской делегации. Положения о том, что палестинская часть делегации будет состоять только из представителей Западного берега реки Иордан и сектора Газа, не связанных с ООП, в тексте приглашения отсутствуют. Соглашение об отстранении от участия в переговорах руководства ООП, а также представителей Восточного Иерусалима и палестинской диаспоры, было достигнуто в устной форме и являлось главным условием, выдвинутым израильской стороной. Шевелева М. В. К вопросу о представительстве палестинской стороны на официальных двусторонних и многосторонних переговорах (1991 - 1993 гг.).// < http:// evolution. Info/ index. php/ content&task = viev&id = 758&Itemid = 215>. Дата доступа: 12. 01. 2009

Вопросы, касающиеся состава палестинской части совместной делегации, решались в ходе встреч государственного секретаря США Дж. Бейкера и министра иностранных дел СССР Б. Д. Панкина с палестинскими и израильскими представителями до оглашения текста приглашения на конференцию. В частности в октябре 1991 года Дж. Бейкер встретился с группой влиятельных палестинцев с оккупированных территорий, в числе которых были Фейсал аль-Хусейни и Ханан Ашрави. Одна из главных трудностей состояла в том, чтобы заставить палестинцев и израильтян встретиться за столом переговоров.Как уже выше говорилось было достигнуто устное соглашение о том, что палестинцы будут представлены совместной иордано-палестинской делегацией без участия ООП. Компромисс состоял в том, что ООП предоставлялось право выбора членов палестинской делегации, причем у Израиля не было права вето. Переговоры были нацелены на то, чтобы в течение года достигнуть соглашения об установлении пятилетнего переходного периода. В этот период должны начаться дальнейшие переговоры о постоянном статусе на основе резолюций № 242 и 338 Совета Безопасности ООН. Ден Кон-Шербок., Дауд эль-Алами. Палестино-израильский конфликт: две точки зрения. - М., 2002. - С. 268 - 269.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать