Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории
p align="left">О положительном отношении к караимам Российского государства и православной церкви свидетельствуют следующие факты. Все бывшие в Крыму цари, члены их семей, и все главы Таврической епархии присутствовали на богослужениях в кенасах, бывали в караимских домах. Во время посещения Александром I в 1818 г. Евпатории он остановился в доме Хаджи Аги Бабовича. Николай II с семьей во время последнего визита в Крым в 1916 г. посещал в Евпатории дом городского головы С. Дувана. [Наука и религ 9 сент 93 с. 33]

Что касается Российского законодательства, то его отношение к караимской общине имеет характер скорее отрицательный, чем положительный. Если принять в расчет количество Российских узаконений касательно прав и состояния караимов, изданных в продолжении целого почти столетия, то нельзя не удивиться незначительности этого количества, особенно если сравнить его с массою разных постановлений и правил, регулирующих отношения некоторых других иноверцев, обитающих в России. Это значит только то, что Российское имперское Правительство считает караимов, с самого принятия их в свое подданство, равноправными со всеми прочими гражданами Российской империи, пользующимися одинаковым покровительством общих законов, а потому и не видело надобности в какой-либо особой регламентации, специально касавшейся членов караимской общины. Поэтому, если изредка и появлялись такие узаконения, то они вызывались, как правило, лишь недоразумениями житейской практики, случайно расходившейся с основными, принципиальными правительственными воззрениями. Данные законы в большинстве случаев отрицательного характера: ими обыкновенно устраняются от караимов те или иные ограничения.[сборн стар грам с XVIII-XIX]

В Государственном архиве АРК в ф.241, оп.1, д.1 хранится множество ходатайств караимского народа о предоставлении им льгот и преимуществ, а также копии документов и переписки по этому вопросу.

19 октября 1821 г. Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын пишет ходатайство о правах караимского народа на имя Таврического Гражданского Губернатора.

Тут сказано, что «… крымские караимы завели обширные виноградные сады. И в помощь для обрабатывания оных нанимали помещичьих крестьян и других людей». Здесь же князь Голицын говорит, что они просят, чтобы им было позволено «нанимать из христиан работников для земледельчества и для поездок, которые они имеют по торговым делам».

В этом же послании Голицын интересуется у адресата, действительно ли караимы имеют большое садоводство и без помощи работников из христиан оно может расстроиться. Также князь наводит справки, о том, не были караимы замечены в преступлениях. То есть Голицын, по сути, спрашивает о поведении этого народа, так как он передает его просьбу.(АРХИВ С 17,241,1,1)

В 1825 г. на имя императора было написано ходатайство со стороны караимов. В этом послании они «…молят: Простри Великий Государь взор милосердия твоего на нас, караимов, таковых всех, как и татар, природных жителей Крыма, повели облегчить столь неравное наше с татарами, и по совместному сожитию с ними тягостное для них в отношении производства торговли и промыслов положение». Тут же они просят о даровании караимскому духовенству навсегда, по примеру всех прочих религий, изъятия от податей и повинностей.

Подписано это послание: «Таврической губернии города Евпатория караимы».(АРХИВ С 19,241,1,1)

Также в Государственном архиве АРК хранятся письма караимов к графу Воронцову, князю Волконскому(с. 30), Министру Внутренних Дел Перовскому(с.30) и другим известным людям. Некоторые послания без имен адресатов(с.109,110). Все эти письма примерно одного содержания. Приведем цитату из письма к графу Воронцову, в котором они просят последнего «…ходатайства Вашего перед престолом Великого Государя о даровании караимам, сообразно их правам, особой Высочайшей грамоты, могущей навсегда оградить их спокойствие».( АРХИВ С29,241,1,1)

От 15 декабря 1827 г. в Государственном архиве АРК хранится копия письма на имя Городского Исправляющего Должность Таврического Гражданского Губернатора. Там сказано, что автора послания уведомляет управляющий Министерством Внутренних Дел о том, что Император повелевает приостановить набор рекрутов из евреев-караимов в Таврической губернии, так как там не берут рекрутов также из татар. Автор письма, на основании этого, извещает Таврического Гражданского Губернатора о повелении императора и просит приступить к выполнению Высочайшей Воли. Таким образом, мы видим, что как сами караимы в своих ходатайствах, так и указы относительно их положения, носят сравнительный с татарами характер, между этими народами проводится параллель, хотя в более ранний период их сравнивали с евреями.

3 марта 1837 г. был издано «Высочайшее утвержденное положение о Таврическом Караимском Духовенстве». Это именной царский указ, переданный Сенату.

Ходатайствуя еще в 1835г. об «устроении состояния их духовенства» караимы просили о даровании им таких же прав, которыми пользовалось местное магометанское духовенство. Таким образом, и для них по примеру татар было учреждено Таврическое караимское духовное правление в Евпатории. Сенат провел полную иерархическую аналогию между мусульманским и караимским духовенством. [кар энцикл т 1 с 113 - 114]

Первым параграфом этого закона определяется состав караимского духовенства и порядок определения лиц, к нему принадлежащих. В состав Таврического караимского духовенства входили: гахам, газзаны и шамаши. Местом жительства гахама определяется город Евпатория. Подробно рассматривается порядок избрания главы Таврического Караимского Духовенства, газзанов и шамашей.

Во втором параграфе этого положения мы можем ознакомиться с правами и обязанностями караимов, занимающих духовные должности. Тут оговаривается порядок лишения звания этих лиц, осуждения караимских духовных. Также в этом параграфе определены обязанности газзанов и шамашей, причем здесь четко разграничены полномочия Старшего и Младшего газзанов. Тут же оговорено, что в случае отсутствия или болезни Старшего газзана, обрезание и брак могут быть совершены его помощником или Младшим газзаном.

Третий параграф определяет прядок управления духовными делами Таврического караимского общества. Тут указан порядок рассмотрения дел в Таврическом караимском Духовном Правлении.

Издание этого закона сыграло важную роль в жизни караимов Таврической губернии и города Одессы, так как они получили ответ на свое ходатайство. Также этот закон является очень важным, потому что Евпатория официально объявляется центром караимов Таврической губернии и города Одессы.

4 апреля 1839 г. был издан сенатский закон «О кандидатах на должность гахама караимского в Таврической губернии и городе Одессе».

В этом документе говорится о рапорте бывшего Министра Внутренних Дел, в котором он у Сената спрашивал разрешения об утверждении Евпаторийского 1 гильдии купца Симы Бобовича гахамом караимского Духовенства в Таврической губернии и городе Одессе. На основании Высочайше Утвержденного 3 марта 1837 г. положения о Таврическом Караимском Духовенстве и согласно уже упомянутому рапорту, избранный кандидатом Евпаторийской 1 гильдии купца Сима Бобович утверждается гахамом караимского духовенства в Таврической губернии и городе Одессе. В этом же документе Сенат поручает Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору учинить распоряжение, чтобы на будущее время избираемы были в эту должность по два кандидата, как это сказано в законе от 3 марта 1837 г.

8 апреля 1863 г. был издан законодательный акт, в котором было указано, что караимы, находясь под покровительством общих законов империи, пользуются всеми правами российских подданных, смотря по сословию, к которому каждый из них принадлежит. Таким образом, этот закон окончательно утвердил равноправие караимов с коренным русским населением. [кар энцикл т 1 с 113 - 121, 122- 123]

10 декабря 1839 г. было принято Высочайше утвержденное положение комитета министров, распубликованное 26 января 1840 г. «О дозволении караимам, в Таврической и других губерниях жительствующим, принимать в услужение христиан, а приезжающим из-за границы вступать в Российское подданство». В этом документе караимам дозволяется принимать в услужение христиан, чего ранее караимы не имели права делать. В этом же документе приезжающим из-за границы караимам разрешалось вступать в Российское подданство на основании общих правил.

В фонде 241, оп. 1, д. 1 Государственного архива АРК мы можем увидеть список с предложения Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора к Таврическому гражданскому губернатору от 10 января 1840 г. Тут сказано, что император повелел: дозволить караимам в Таврической и других губерниях жительствующим, принимать во услужение христиан и приезжающим из заграницы вступать в Российское гражданство, на основании общих по сему предмету правил.

Подписано это послание Правителем Канцелярии.(АРХИВ с 86)

30 октября 1840 г. Таврический и Одесский гахам С. Бобович написал письмо Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору. В этом послании гахам пишет, что когда он посещал Санкт-Петербург 21 июня этого года и встречался с императором, то монарх интересовался, правда ли что Чуфут-Кале покидают жители. Автор письма подтвердил, что из этого города происходит активное переселение в другие города, на что император сказал, чтобы караимы поддерживали крепость Кале. С. Бобович пишет, что считает должным сообщить об этом Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору. Тут же гахам просит дозволения созвать почетнейших из всех караимских обществ на совещание, которое будет обсуждать этот вопрос. Совещание предлагает провести в Евпатории или Чуфут-Кале.

Это письмо подтверждает то, что с начала XIX в. жители Чуфут-Кале активно переселялись в другие города империи. Естественно, это приводит к упадку крепости. Эта проблема сильно озадачивает Таврического и Одесского караимского гахама, а в его лице, по всей видимости, и всех крымских караимов, которые пытаются найти решение этого вопроса.(АРХИВ ф.241,1,1 с 156)

Тут же, в архиве, хранится записка Симы Бобовича, написанная в мае 1842 г. В ней говорится, что Таврическое губернское начальство в некоторых делах подводит караимов под постановления, существующие именно для евреев. Тут он приводит аргументы, доказывающие отличие караимов от евреев. Эта записка адресована графу, которого гахам просит ходатайствовать перед императором о различении караимов от евреев.(АРХИВ 241,1,1)

7 января 1842 г. было рассмотрено Высочайше утвержденное положение Комитета министров «О новой форме присяги для караимов», опубликованное 1 апреля. Сенат слушал рапорт Министра Внутренних Дел, который был составлен на основании 16 положения закона 3 марта 1837 г. По этому рапорту форму присяги для караимов на верность службы, а также форму караимской свидетельской присяги, оказавшейся необходимой по делам уголовным и следственным, которые могут касаться караимов он, Министр Внутренних Дел, вносил в Комитет министров. Министр Внутренних Дел представил два экземпляра присяги на верность службы: один на еврейском, а другой на татарском языке еврейскими буквами. Аналогичная ситуация была и с свидетельской присягой. Эти варианты были утверждены императором.

15 ноября 1843 года было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета «О распространении на караимов правил о почетном гражданстве», распубликованное 31 декабря.

Здесь сказано, что караимы возводятся в почетное гражданство на основании общих правил, без ограничений, которые были установлены для евреев.

В этом же документе сказано, что Правительствующий Сенат, в общем собрании первых трех Департаментов, по выслушании записки из дела о возведении евпаторийского первой гильдии купца Симы Бобовича в почетное гражданство и о правах караимов на это звание, 5 февраля и 7 мая 1843 г. определил: Правительствующий Сенат, в общем собрании первых трех Департаментов, рассмотрев настоящее дело, находит, что в деле этом представляется к разрешению вопрос: могут ли купцы караимы быть удостаиваемы почетного гражданства на основании общих правил, постановленных для российского купеческого сословия.

Этот закон является очень важным, так как в соответствии с ним на купцов-караимов могут быть распространены общие правила, постановления для возведения в почетное гражданство российского купеческого сословия.

11 января 1850 г. был издан Высочайше утвержденный устав о производстве девятой народной переписи.

В этом документе в параграфе 1 п. 5 сказано: «… для одного счета народонаселения, производится в одинаковые с общей народной переписью сроки, но отдельно и на особых правилах, исчисление священно и церковнослужителей, с женами и детьми обоего пола, православного и всех прочих христианских исповеданий».

Тут же в п. 56 говорится, что вовсе изъемлются от внесения в перепись:

лица, к разным сословиям принадлежащие:

а) - м)

н) караимы, занимающие духовные должности, во время нахождения в этих должностях.

Этот документ в очередной раз подтверждает, что правительство Российской империи не выделяло караимов из массы других народов, населявших государство.

15 марта 1850 г. генерал-лейтенант Пестель пишет послание исправляющему должность новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. В нем говорится, что Чуфут-Кале приходит в упадок, близко к опустошению, поэтому караимы просят принять меры, которые помогут избежать активного переселения с крепости Чуфут-Кале. Ниже они перечисляют те меры, которые, по их мнению, необходимы для этого.(АРХИВ241,1,1с 157-158)Указанные мероприятия были узаконены положением Комитета министров от 15 мая 1851 г.

13 ноября 1850 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета «О устройстве духовной части у караимов Западных губерний», распубликованное 11 декабря.

По этому закону всех караимов, поселенных в Западных губерниях империи, причисляют к ведомству Таврического Караимского Духовного Правления, с распространением на них в полной силе Высочайше утвержденного 3 марта 1837 г. «Положения о караимском духовенстве в в Таврической губернии.

Это говорит об авторитете гахама Таврического караимского духовенства не только в своей губернии и городе Одессе, но и во всей империи.

11 декабря 1850 г. вышло Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О невоспрещении евреям караимам продажи горячих напитков и жительства по деревням и селениям».

В этом законе Государственный Совет положил: «… ни жительства по деревням и селениям в корчмах, ни продажи горячих напитков евреям-караимам не воспрещать».

Этим документом правительство в очередной раз подчеркивает разницу между евреями и караимам, которым было разрешено все вышеуказанное в документе, отдавая явные привилегии караимам.

11 мая 1851 г. было Высочайше утверждено положение Комитета Министров. Объявленное Управляющим Министерством Внутренних Дел.

О даровании местечку Чуфут-Кале льготы от городских и земских повинностей, и об отнесении на Татарский сбор исправления дороги и содержания в этом местечке караимского училища. Император повелел: 1)Даровать местечку Чуфут-Кале 25-летнюю льготу от городских и земских повинностей, с предоставлением таковой льготы со времени прочного водворения и тем, кто пожелает расселиться в Чуфут-Кале; купцов же освобождать от платежа гильдейских повинностей.2)Отнести на Татарский сбор, впредь до того, пока последний будет существовать , для устройства Таврического полуострова: а)исправление дороги, идущей от Бахчисарая до Чуфут-Кале через Исофатову долину; б)отпуск 500 рублей серебром в год на содержание в Чуфут-Кале караимского училища, в том числе на жалованье учителю еврейского языка и закона 230 рублей, учителю русского языка 150 рублей и на учебные пособия и ремонт училищного дома 120 рублей; в)училище это подчинить главному ведению Дирекции Таврических училищ, а хозяйственное управление училища возложить на учителя еврейского языками закона; г)когда училище прочно утвердиться предоставить его начальству право ходатайствовать, если окажется нужным, об установлении за обучение умеренной платы.

По этому закону мы видим, что создаются благоприятные условия для переселения в Чуфут-Кале, там поддерживается образование. Эти меры, судя по всему, принимаются в связи с тем, что город к этому времени уже активно покидают жители.

26 июля 1853 г. вышел именной указ, объявленный Сенату Управляющим Министерством Юстиции, «О дозволении караимам причисляться к портовым городам севастопольского берега Черного моря , жить и владеть в оных собственностью»

В этом документе император повелевает по уже существующему параграфу 15 Высочайше утвержденного 15 декабря 1846 г. «Положения о заселении севастопольского берега Черного моря», воспрещение евреям иметь постоянное жительство в портовых городах этого берега, не распространять на караимов. В этом же документе караимам дозволяется причисляться к портовым городам указанного берега, жить и владеть в этих городах собственностью.

Этим документом император оказывает караимам привилегии, которых они ранее были лишены из-за ошибочного распространения на караимский народ законов, касающихся евреев.

В «Сборнике старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданых караимов»приведена Выписка из Высочайше утвержденного журнала комитета об устройстве евреев от 3 мая 1855 г. «О нераспространении на караимов, получающих ученые и медицинские степени, ограничений, постановленных вообще для евреев относительно вступления в службу».

В этом документе император указывает, что ограничения, постановленные для евреев вообще, не относятся к караимам. Тут же сказано, что нет ни малейшего препятствия дозволить караимам, получающим ученые и медицинские степени, поступать в службу на общих со всеми другими правилами. А так как могут встретиться и часто встречаются, частные вопросы об изъятии караимов из тех или иных ограничений, для евреев постановленных, то представить Второму Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, по общим законам определить вообще, какого рода ограничения, для евреев установленные, не должны распространяться на караимов.

Таким образом, этим законом император четко разграничивает евреев и караимов, и определяет, кто должен рассматривать вопросы, связанные с применением к караимам ограничений, относящимся к евреям.

3 июня 1857 г. был Высочайше утвержден Устав о производстве десятой народной переписи. Относительно этой переписи также был выпущен указ, в котором говорилось, что еврейская вера не имеет особенного духовного сословия, и поэтому лица этого вероисповедания, кроме караимов, подлежат ревизии на общем основании. Также оговаривалось, что вовсе изъемлются от внесения в перепись караимы, занимающие духовные должности, во время нахождения в этих должностях.[Сборн с.167-168]

18 марта 1858 г. Сенату был дан именной указ, распубликованный 8 апреля. Этот законодательный акт касался производства народной переписи в Бессарабской области.

Тут было сказано, что для одного счета в перепись входят : 1); 2) Священно- и церковнослужители христианских исповеданий, исключая служащих по найму и не подлежащих к духовному сословию. Ниже следует примечание, в котором обозначено, что еврейская вера не имеет особого духовного сословия и поэтому лица этого рода, кроме караимов, входят в перепись для платежа податей. [Сборн с.169-170]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать