Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории
p align="left">2. Религиозная и светская власть в караимской общине осуществлялась единым органом. Представить структуру караимской общины в целом мы можем, рассмотрев структуру духовного управления. Главой караимов Таврической губернии и города Одессы был гахам, то есть он возглавлял караимские общины всех городов, находящихся на подвластной ему территории.

Так как и светское и духовное правление общины сосредотачивалась в руках одних и тех же лиц, а в последнее, кроме гахама, входили газзаны и шамаши, то следующим структурным элементом являются газзаны. В указе от 3 марта 1837 г. газзаны и шамаши перечисляются фактически через запятую. Это говорит о том, что правительство в своих постановлениях ставит их на один уровень. Автор данной работы считает, что если попытаться выстроить иерархию правления в караимской общине, то, несмотря на указанное выше обстоятельство, на второе после гахама место необходимо поставить газзанов. Для данного утверждения автор работы считает достаточным следующее обоснование: тот факт, что религиозное и светское правление совпадает, говорит о достаточном, можно даже сказать очень сильном авторитете духовных лиц в общине. Несмотря на то, что шамаши, также как и газзаны, относятся к караимскому духовенству, они все-таки занимали должность, которая опосредованно влияет на прихожан, а газзаны, как священники, несомненно имели большую власть в общине в связи со своим непосредственным духовным влиянием на верующих. При каждой караимской кенасе было два газзана: Старший и Младший. Однозначно сказать, кто из них имел более весомое положение, по мнению автора, невозможно. Но, судя по всему, Старший газзан выполнял более значимые для прихожан обязанности, такие как: обрезание мальчиков-младенцев (первоначально), наречение имен. Заключение и расторжение браков, ведение метрических книг. Что касается Младшего газзана, то он исправлял молитвы и выполнял духовные потребы прихожан. Во время отсутствия или болезни Старшего газзана его обязанности выполнял Младший.

Итак, третьим структурным звеном караимской общины являлись шамаши, надзиратели за имуществом кенас. В их обязанности входило: обучение детей при кенасе, надзор за имуществом кенас и предоставление в конце года гахаму отчета о поступивших, расходованных и оставшихся суммах.

3. Деятельность караимской общины Евпатории в XIX в. была очень активной. Подтверждением этому является открытие здесь типографии, сооружение памятника воинам, павшим в бою 5 февраля 1855 г. за освобождение Евпатории. Но самой яркой, по мнению автора, является образовательная деятельность караимского народа в этот период. Несомненно, для Евпатории было большим достоинством множество открытых караимами учебных заведений. Также в этот период были сооружены караимские кенасы, которые и по сей день являются одним из красивейших архитектурных сооружений города.

4. В XIX в. отношение государства к караимам было положительным, в отличие от отношения к остальным нехристианским народам. Об этом мы можем судить из законодательных актов, посвященных правам караимов. В этот период издается множество документов, которые носят характер разграничения евреев и караимов. Их издают с целью подтверждения тех или иных прав караимов как подданных Российской империи, так как на местах к ним очень часто применялись законы, изданные исключительно для евреев.

5. Говоря о памятниках караимской культуры, обычно выделяют крепость Чуфут-Кале, находящиеся рядом с ней караимское кладбище Балта-Тиймез и караимские кенасы в Евпатории. Все эти памятники были охарактеризованы в этой работе. Следует обратить внимание на плачевное состояние Балта-Тиймез, которое все больше и больше разрушается временем и нуждается в тщательной реставрации. Ситуация с Чуфут-Кале немного получше, в том числе и благодаря усилиям караимских общин разных городов, которые проявляют инициативу в восстановлении крепости своих предков. Что касается караимских кенас Евпатории, то они восстанавливаются только усилиями местной караимской общины. Планируется реставрация Кафедральной кенасы, в Малой кенасе регулярно проходят богослужения.

Список литературы

Гармаш П. Е. В Евпатоию - за здоровьем. Путеводитель - справочник. - Симф.: Бизнес - информ, 1999. - 160 с. 12 л. ил.

Бахчисарайский историко-культурный заповедник: Путеводитель/ Ред.-сост. Ю.М. Могаричев. - Симф.: Таврия, 1995. - 64 с. ил.

Евпатория как курорт и климатическая станция. - Издательство Евпаторийской городской управы, 1910. - 32 с.

Евреи Крыма. Очерки истории. Под ред. Лунева Д. - Симф., 1997. - 127 с.

Карамская народная энциклопедия. Под ред. Сарач М. С. В 10-ти томах. Т. 1. - М., 1995. - 243 с.

Карамская народная энциклопедия. Под ред. Сарач М. С. В 10-ти томах. Т.2. - Париж, 1996. - 169 с.

Крым многонациональный. Сост. Степанова Н. Г. - Симф.: Таврия, 1988. - 144 с.

Крымская АССР (1921 - 1945). Сост.Горбунов Ю. И. - Симф.: Таврия, 1990. - 320 с.

Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. Сост. Н.В. Малышева, Н.Н Волощук - Симф.: Бизнес-Информ, 2003. - 400 с. С ил.

Лебедева Э.И. Очерки по истории крымских караимов-тюрков. - Симф., 2000. - 146 с.

Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск 14.Караимы.Кн. 2. Караимский биографический словарь (от конца VIII в. до 1960 г.). Словарь составил Ельяшевич Б. С. - М., 1993ю - 238 с.

Полканов Ю. А. Караи - крымские караимы - тюрки. История. Этнография. Культура. - Симф., 1997. - 146 с.

Полканов Ю. А. Караи - крымские караимы (караи - коренной малочисленный тюркский народ Крыма). - Париж,1995. - 245 с.

Полканов Ю. А. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков. Женитьба, рождение ребенка, похороны. - Бахчисарай, 1994. - 52 с.

Поляков В. Крым. Судьбы народов и людей. Симф., 1998. - 270 с.

Пьянков В.Г. Вся Евпатория. Адрес - Календарь- Справочник за 1913 г. с приложением плана города Евпатория. - Евпаторийская типография И.Ф. Райхельсона, 1913. - 76 с.

Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданых караимов. Издание Фирковича З.А. - СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1890.-223 с.

Спутник по городу Евпатория. Издание городской управы. - 1916. - 36 с.

Сквозь века. Народы Крыма. Выпуск второй. Под ред. Николаенко Н. и др. - Симф., 1996. - 87 с.

Хрущев В. Л. , Агаджанян Н. А. Курорт - Евпатория. - Симф., 2003. - рис. 45, табл. 52, фотогр. 279.

Фуки А. Караимы - сыновья и дочери России. - М.: Интерпринт, 1995. - 152 с.

Шапшал С. Караимы в Крыму. Краткий очерк. Симф., 2003. - 48 с.

Ялпачик Г. С. Русско-караимский разговорник - Урускъарай лакъырдылыкъ. - Симф.: Таврия, 1993. - 112 с.

Статьи

Бебеш Б. Крымские караимы - тюрки. // Крымские известия. - 1997. - 16 апреля.

Белый О.Б. Из истории караимской общины Крыма в конце VIII- начале XIX в. // Крымский музей. - 1995. - №1(1994.)

Каневский С. Табачный генерал.//ЕС. - 2003. - №48(16 декабря).

Караимы в Тракай (Три статьи из Тракайской районной газеты 1957 года) Общество охраны памятников и краеведения Литовской ССР.Секция караимоведения Тракайского отделения. - Тракай, декабрь 1969 года.

Крымские караимы-тюрки (крымские караи)// Відродження. - 1997. - № 2.

Кушуль С. Ищите в Библии. О тенденциозности в вопросе этноса крымских караимов .// Евпаторийская здравница. - 1997. - 6, 12, 13, 14 августа.

Кушуль С. С любовью к Евпатории.// Евпаторийская здравница. - 1991. - 26, 27,31 июля.

Павленкова Н.Александровское караимское духовное училище в Евпатории.// Пилигримы Крыма. - осень1999. Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т. - Симф.: Крымский Архив, 2000.

Павленкова Н. Единственное в России.// Евпаторийская здравница. - 1995. - 25 марта.

Полканов Ю. Вероисповедание караимское. // Наука и религия. - 1993. - 9 сентября.

Полканов Ю.А. Культура крымских караимов: вчера, сегодня, завтра.// Культура Крыма на рубеже веков (XIX - XXвв.). Материалы республиканской научной конференции 27 - 29 апреля 1993.- 120 с.

Помнят камни Джуфт - Кале след малого, но славного народа.// Крымские известия. - 2003. - №36 (25 февраля).

Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 и 1794 годах.//Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 12. - Одесса, 1881. - 208 с.

Приднев С. Караимские книги, изданные в Евпатории.//

Редькина Л. И. Этнопедагогика караимов Крыма. Монография. К.: Педагогічна преса, 2000. - 195 с.

Самые коренные.// Русский мир. - 2002. - №19.- 9 августа.

Стариков С. Обращаясь к истории.// Крымские известия. - 2000. - № 15. - 27 января.

Шайтан И. Балта - Тиймез.// Крымские известия.- 1998. - №19 (31 января).

Шайтан И.А. О судьбах караимских кенас в Крыму.//Мещанская газета. - 1994. - № 22(26 марта).

Кропотов В.С.История караимов. - 2001. - 171 с.(Рукопись / библиотека национально-культурного караимского общества «

Приложение

Число недельных уроков в «Караимском училище Соломона Когена» (приложение приведено в первоначальном проекте положения об учреждении училища)

Двухгодичные курсы Всего

I

класс II

класс III

класс

Караимское вероучение и древнееврейский язык 7 9 9 25

Русское чтение и письмо и русский язык 9 5 4 18

Арифметика 6 3 3 12

Практическая геометрия - - 2 2

Отечественная история и география - 4 3 7

Естественная история и физика - 2 2 4

Чистописание и черчение 3 2 2 7

25 25 25 75

Источник: Государственный архив АРК. Ф. 241: - Оп.1. - Д. 500. - Л. 13.

Приложение

Число недельных уроков в «Караимском училище Соломона Когена» (приложение приведено в измененном проекте положения об учреждении училища)

Двухгодичные курсы Всего

I

класс II

класс III

класс

Караимское вероучение и древнееврейский язык 9 8 8 25

Русское чтение и письмо и русский язык 8 6 4 18

Арифметика 5 4 3 12

Практическая геометрия - - 2 2

Отечественная история и география - 2 3 5

Естествоведение - 2 2 4

Черчение и рисование 3 2 2 7

25 25 25 75

Примечание 1: каждый урок продолжался 1 час;

Примечание 2: пение и гимнастика полагаются вне классного времени, и на них назначается по три часа в неделю.

Источник: Государственный архив АРК. Ф. 241: - Оп.1. - Д. 500. - Л. 38.

2 Водоснабжение Гезлёва

2.1 История изучения.

Средневековая система водоснабжения города ещё мало изучена. Если его наземные настройки можно найти на планах 18 в., в архивных данных материалах и описаниях путешественников, то скрытые в земле гидротехнические коммуникации прослеживаются только археологически.

Наземные гидротехнические сооружения упоминаются в описаниях города 17-18 вв. Турецкий путешественник 17 в. Эвлия Челеби приводит данные о количестве гидротехнических сооружений Гезлёва и даёт месторасположение некоторых из них. П. С. Паллас и П. И. Сумароков в конце 18 в. упоминают уже разрушенную систему водоснабжения.

Определённую информацию можно извлечь из планов города составленных в 18 нач. 19 в. Из всех известных планов города лишь 11 содержат данные по рассмотрению этого вопроса. Эти данные объединены в схему на основе плана 1771 г.

К сожалению, первый Российский «План крепости и гавани крымского города Козлова», составленный во время занятия города войсками Миниха в 1736 г., очень схематичен виду кратковременности пребывания войск. На нем обозначены лишь мечети, контуры крепостных стен и пригороды. Источники питьевой воды не отмечены, хотя из воспоминаний участника Крымского похода известно, что «… по дороге к Козлову великий был в воде недостаток. »

Первые упоминания о системе водоснабжения встречаются на плане «… города Козлова с показанием внутри и вне его строений, который от российских войск занят был 1771 года июня 21 дня». В правом нижнем углу плана приведены два разреза «бассейнов». Оба бассейна обнесены оградой и расположены рядом друг с другом.

Остальные планы города выполнены небрежно: искажена конфигурация стен, вычерченному прапорщиком Ларионом; «… в близи с пресной водой речек не имеется, а довольствуется хорошей водой из колодцев, коих на дорогах довольно.»

В 1775 г. начерчен ещё один план города с « обяжащею около его до тех верст ситуациею», также содержащий обозначения «бассейнов» и колодцев. Интересен не датированный план с фасировкой стен крепости. На нем отмечены 4 фонтана и баня против ханской мечети.

В начале 1784 г. генералом поручиком О. А. Игельстромом в крымские города были разосланы ордена с требованиями описания городов, крепостей и других достойных внимания зданий. Гезлёв был поручен полковнику Селивестору, который сразу же рапортом построил прислать офицера для составления плана города.

Не найден и план конца 18 в., составленный дизайнером квартирмейстером, поручиком Жуковым. Сохранился лист приложения к данному документу с планами и видами Ханской мечети, шести фонтанов, «означенных на плане цифрами», а также разреза и плана, ямы за Акамечетским фуршратом, из коей посредством колеса, к которому употреблялись четыре лошади для беспрерывного движения, вытягивали воду, которая расходилась по всем городским фонтанам, а теперь уже несколько лет оная бездействия и обваливалась»

Последующие планы города и его участников конца 18- нач. 19 в. в основном уделяет внимание не столько городу сколько построениям вне его округи казармам Белеевского полка, карантину, редутам и провиантским складам.

В 30-х гг. 18 в. в связи с нехваткой воды в городе предпринимались попытки восстановить татарскую систему водоснабжения. В июне 1832 г. чиновник по искусственной части архитектор Ю. Гридлинг открывает участок древнего водопровода и просит у Таврического гражданского губернатора А. И. Казначеева средств для его восстановления. Работы проводились в 1832-1833 гг. и в 1835г.

Находки керамических труб вызвали большой интерес, как у жителей города, так и у путешественников. Посетивший Евпаторию в 1836 г. Н. Мурзакевич переводил такое татарское название города Гезлёва как «подземелье», отмечая, что «…остатки водопроводов, которыми город изобиловал при владении татар, составляют такие подземелья…» . Но на дальнейшее исследование водопроводо, тем более на его восстановление, деньги не были отпущены. Вероятно, это связанно с тем, что в 1834 г. в городе был открыт артезианский горизонт. Первый артезианский колодец, глубиной до 60 сажен, давал в сутки около 8000 вёдер воды.

Несмотря на это, интерес к древним водопроводам не исчез. В «Известиях» Таврической губернии археологической комиссии встречаются сообщения о деле № 161 Таврического губернского правления от 2 апреля 1840 г., из которого следует, что: «…исправляющий должность евпаторийского губернского землемера Лепешевич вызвался открыть в Евпатории древнейший водопровод. Губернатор приписал городской думе отпустить ему на расходы до 25 рублей. Лепешевич начал рыть на разных улицах и во дворах и, между прочим, открыл бассейн, который архитектором Дево был найден интересным по древнему его устройству. НО полиция пожаловаласьЮ что Лепешевич разрыл улицы и делает их неудобными; городская Дума тоже не без основания сомневалась в пользе поисков Лепешевича, и дело тем и закончилось.» Губернский архитектор Дево проектировал в 1839-1842 гг. фонтан и при артезианской скважине в Евпатории.

Но и после этого неудачного опыта подземелья стали привлекать внимание исследователейВ. Х. Кондараки в 80-х годах 19 в. отмечает пять подземных ходов, Связывая их постройку с древнегреческой Каркинетидой. Но лишь один из отмеченных им ходов, расположенный во дворе анатолийцаЧимбарм, выходивших к колодцу, имеет косвенное отношение к водоснабжению.

В 1914г. Таврический губернский статестический комитет рассылает циркулярные письма с требованиями предоставления сведений «…о древних крепостных, подземных сооружениях, о преданиях и рассказах существующих о пещерах, разбойничьих кладах, подземных ходах о провалах почвы и другое. » И лишь в 1916-1917гг. во время проведения членом императорской археологической комиссии Л. А. Масеевым « Исследования в отношении городских источников», им попутно с античными памятниками были обнаружены следы древних гидровлических сооружений по окраине Евпатории. Он же впервые сопоставил евпаторийские галереи с иранской системой водоснабжения - кяризами.

К сожалению, результаты этих исследований были опубликованы в виде краткого доклада. Полевые дневники 1916-1917 гг. содержат лишь три листа, упоминающих о подземельях.

В краеведческой литературе отметим второе издание путешественников по городу А. В. Лоевского, где приведён фрагмент статьи Марченко и дана краткая история исследования гезлёвского водопровода.

Кроме этого, в результате продолжительного наблюдения за ходом земельных работ в различных районах горда, выявлены отдельные участки гончарного водопровода, взяты образцы труб.

В 1990г. кяризы решением областного исполкома взяты под государственную охрану как исторический памятник, что не мешает спускать в них канализацию или сбрасывать мусор. В частности, входной колодец по улице Дёмышева, 79 уже засыпан строительным мусором.

Обобщая вышеизложенные данные и дополняя их натуральными обследованиями, мы приходим к выводу что гидротехнические сооружения Гезлёва состояли из колодцев, водопроводных механизмов, водопроводов (в виде проложенных в галереях кяризов и просто уложенных под землёй гончарных труб, выложенных камнем каналов) и водораспределительного сооружения, откуда вода подавалась к городским фонтанам на улицах, при мечетях, банях постоялых дворах. Рассмотрим по подробнее эти сооружения.

2.2 Кяризная система

Кяризы встречаются в Иране, Северной Африке, Турции, Афганистане, Средней Азии и в Восточном Закавказье. В Крыму кяризы обнаружены в Евпатории и Старом Крыму.

В настоящие время в Евпатории известны два участка одного и того же кяриза, разделённым участком галереи: западной и восточной.

Западный участок лучше сохранился. Его длина 346 м. Он начинается в районе дома №53 по ул. 13-го Ноября, и состоит из колодцев, соединённых между собой вырубленными в известняковой скале галереями.

Всего выявлено 9 заложенных колодцев времени сооружения кяриза. Они служили отправными пунктами в выборе направления кяриза. Они служили отправными точками в выборе направления галереи, рабочими шахтами для выемки грунта и вентиляции. Кроме того, в позднейшее время в галерею кяризы прибиты два колодца для воды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать