Превращение большевизма в государственную структуру

Превращение большевизма в государственную структуру

ПРЕВРАЩЕНИЕ БОЛЬШЕВИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СТРУКТУРУ

1. Введение

Политическая история России в ХХ веке предоставила обильный и богатый материал для философского, историософского, правового и культурологического осмысления. Тысячелетняя история России, связанная с личностью монарха сделала резкий поворот и фигура русского царя, ставшая преемницей византийского кесаря, сакрализованная русским общественным сознанием, неожиданно перестала устраивать русское общество.

Но вакантное место царя осталось в культурном сознании нации, и оно было занято вождями. Конечно, подобное происходило и в истории других государств. Революции вырождались в диктатуры. Так было в Древнем Риме, в Англии, в период диктатуры Кромвеля, и во Франции. Но нигде не удавалось партии, определенной общественной силе, закрепиться у власти на продолжительный срок. Что бы подобное слияние могло произойти, партии необходимо слиться с государственной властью, создать удобную для себя политическую систему и удалить с политической сцены всех своих конкурентов.

“Под политической системой (или политической организацией) общества имеются в виду совокупность политических институтов и общественных организаций, их взаимодействие в осуществлении ими функций и требований, диктуемых политическими, социальными и идеологическими установками режима” Главное звено политической организации общества - государство, которое, в свою очередь, состоит из функциональных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому для того, чтобы слиться с государством, большевикам было необходимо чтобы общество признало за данной партией законодательную силу, было бы готово исполнять решения большевизма и обращалось бы к большевизму как к высшей судебной силе. Для достижения этих целей как раз и требовалось удаления с политической сцены всех политических конкурентов, то есть должна была возникнуть монополия большевизма на власть. Мы нарочно оставляем в стороне риторику о демократической, народной природе власти большевиков. На проверку это остается не более как риторикой, и большевистское государство выполняло свои функции как господство одних людей для подавления и принуждения других людей.

Из всего вышесказанного логически вытекают хронологические рамки настоящего исследования: это от октябрьской революции до принятия первой конституции в 1918 году.

Почему мы ограничиваемся именно этими рамками? А. Денисов выделяет следующие части государственного аппарата: “...развитый государственный аппарат состоит из следующих основных частей: 1) преимущественно угнетательского аппарата: постоянной армии, полиции, чиновничества и тому подобного, осуществляющего подавление, угнетение и ограбление народных масс; 2) представительных учреждений (парламент и органы местного самоуправления); 3) аппарата, выполняющего функции счетоводства, контроля, регистрации, учета. Таковы его “анатомия” и “физиология”. Именно с принятием Конституции РСФСР в 1918 году закончился процесс “слома государственной машины как предварительного условия народной революции” и создание, в общих чертах, новой государственной машины. Именно данный факт и ознаменовал собой сам факт начала слияния партии большевиков с государственным аппаратом. Это слияние будет продолжаться всю историю существования СССР и достигнет своего апогея в 1970-х годах, когда 6 статья Конституции СССР закрепит монополию КПСС на власть, назвав ее единственной руководящей и направляющей силой советского общества.

Слом старой государственной машины власть был одним из важнейших условий укрепления власти большевиков. Прежняя государственная система управления страной, создававшаяся веками и изредка подновлявшаяся, была к 1917 году уже настолько неэффективной, что не позволяла даже Временному правительству управлять страной. Будучи революционерами - марксистами, большевики считали своим долгом уничтожить ее. Но, даже если бы они не сделали этого, со стороны государственного аппарата, со стороны чиновников, служивших монархии, большевиков ждал бойкот, который организовали и возглавили кадеты и правые эсеры из старого чиновничества, потому что аппарат и после всех потрясений 1917 года оставался таким же, что и во времена царской администрации. Использовать его можно было только в минимальной степени, как консультантов, при налаживании новой эффективно функционирующей государственной машины.

Подлинное Советское государство еще только зарождалось в конце 1917 - начале 1918 года. Идея образования государства, с его классическим признаком как средством подавления одного класса (в данном случае буржуазии) другим классом - пролетариатом, лежало в основе большевистской теории. Этим большевизм глубоко отличался от анархизма. “Нам нужно ... государство”, - писал Ленин еще из Цюриха в марте 1917 года. Он повторял это в апрельских спорах и затем неоднократно на протяжении всего 1917 года. Оказавшись в подполье после июльского кризиса, он написал по этому вопросу работу, которой суждено было войти в число наиболее знаменитых его произведений: “Государство и революция”. Опубликована она была лишь весной 1918 года, когда необходимость создания государства стала предельно ясна, и исчезли всякие попытки создания, какого-то ни было коалиционного правительства.

Проанализировав воззрения Маркса и Энгельса на данную проблему, Ленин утверждал, что революция не может ограничиться разрушением старой государственной машины, но нуждается в создании новой, своего собственного “аппарата принуждения”, образец которого дала Парижская коммуна. Таким новым государством является “диктатура пролетариата”, необходимая для того, чтобы разбить сопротивление эксплуататоров, капиталистов. Его аппарат есть “организация вооруженных масс”, то есть Советы. Его суть заключается в “громадном расширении демократии”, то есть “демократии для громадного большинства народа и подавлении силой ... угнетателей народа”. После подавления эксплуататоров и после того, как “все члены общества или хотя бы громадное большинство их сами научаться управлять государством”, функции которого мало - помалу сведутся к самым простым задачам “контроля над производством и потреблением”, утверждал Ленин, необходимость в государстве исчезнет, и оно начнет отмирать. “Чем демократичнее “государство”, состоящее из вооруженных рабочих..., тем быстрее начинает отмирать всякое государство” - делал вывод Ленин.

Таким образом, победившая в революции партия, как выразитель самых широких общественных сил, по необходимости должно сломить старую государственную машину и вместо нее создать новую. Цель создания новой государственной машины - это подавление всяческих контрреволюционных выступлений и обеспечение гегемонии победившего класса. В результате демократического вовлечения в процесс управления государством широких слоев общества само государство должно будет утратить многие свои функции и уничтожиться. Иными словами, каждый человек должен стать государством для самого себя и окружающих.

Все это великолепно выглядело в теории, но на практике оно вылилось в совершенно другие формы.

2. Превращение большевизма в государственную структуру

2.1 Октябрь - декабрь 1917 года

25 октября 1917 года в 22 часа 40 минут в здании бывшего Смольного института благородных девиц начал свою работу Второй Всероссийский съезд Советов. Около 2 часов ночи 26 октября солдаты и красногвардейцы, руководимые Военно-революционным комитетом (ВРК) под руководством В.И.Ульянова (Ленина), ворвались в Зимний дворец и арестовали министров Временного правительства. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский еще утром 25 октября сумел покинуть Петроград, который уже начали захватывать вооруженные отряды ВРК, и выехал на фронт для того, чтобы ускорить подход к Петрограду верных Временному Правительству войск.

На Втором Всероссийском съезде советов присутствовало 650 делегатов из которых 390 делегатов были большевиками. В начале работы съезда имелся шанс на создание единого блока социалистических партий. Однако, после ухода с его заседания меньшевиков, части эсеров и бундовцев, осудивших совершенный большевиками государственный переворот, эта перспектива была утрачена. Как писал Н.Н. Суханов, присутствовавший на съезде: “... мы ушли, совершенно развязав руки большевикам, сделав их подлинными господами всего положения, уступив им целиком всю арену революции... По собственной неразумной воле мы обеспечили победу всей “линии Ленина”. Таким образом, к утру 26 октября большевики во главе с Лениным оказались, отчасти и помимо своей воли и чаяний, хозяевами сложившейся ситуации. Государственная власть была брошена на дорогу и никто не пытался ее поднять и взять в свои руки. В этих условиях Ленин реально выполнил ставшую классической, фразу: “Есть такая партия!”. Теперь на партию большевиков легла вся тяжесть государственной власти.

Вечером 26 октября на втором заседании съезда Советов было поставлено три вопроса: о земле, о мире и о новом правительстве. На этом заседании было сформировано новое российское правительство, получившее название Совета народных комиссаров (СНК) во главе с В.И.Лениным. Таким образом Второй съезд Советов законодательно закрепил переход в руки советов всей власти в стране. Тогда же, 27 октября 1917 года на съезде был сформирован и Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) второго созыва. Помимо большевиков, которые получили 62 мандата, в него вошли представители всех партийных фракций, оставшихся работать на съезде: левые эсеры (29 мандатов), социал-демократы интернационалисты (6 мандатов), украинские социалисты (3 мандата) и 1 мандат эсеру - максималисту. В состав ВЦИКа не были включены представители руководящих центров ряда социалистических партий (трудовиков и независимых социалистов, социал-демократов Польши и Литвы, и так далее). Не получили положенных им мандатов и посланцы крупных областей и районов, армий и флота, Совета профсоюзов, Всероссийских железнодорожного и почтово-телеграфного союзов. Таким образом, при избрании ВЦИК второго созыва были нарушены правила его формирования, что давало повод лидерам правосоциалистических партий обвинять ВЦИК в “неправомочности”. Даже простой математический подсчет показывает, что большинство в ВЦИКе заняли большевики, и даже если бы представители смогли объединиться между собой, то не смогли бы противостоять подавляющему количеству большевиков. Начиная с Пятого Всероссийского съезда Советов в июле 1918 года представители мелкобуржуазных партий в состав ВЦИК не входили, и он стал полностью большевикам.

В соответствии с декретами Второго съезда Советов высшим органом государственной власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов, а в перерывах между съездами - Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Основным направлением деятельности ВЦИК стало законотворчество. Практически все вопросы ВЦИК решал голосованием простым большинством голосов в ходе своих почти непрерывных заседаний, первое из которых состоялось уже 27 октября.

В обращении от 27 октября подчеркивалось, что ВЦИК является полномочным, руководящим органом, к которому переходят все права съезда Советов. Он, таким образом, имел право формировать правительство, сменять его членов, определять основные направления деятельности наркоматов, контролировать проведение в жизнь основ Конституции. Однако структура и полномочия ВЦИКа постоянно подвергались корректировке со стороны Совета народных комиссаров, находившихся под прямым контролем В.И.Ленина. О том, что с первых же дней начался перекос в сторону СНК, свидетельствует следующий факт: с октября 1917 года и до принятия Конституции РСФСР в июле 1918 года СНК издал около 600 декретов, постановлений и других актов. За это же время ВЦИК и его президиум выпустил свыше 100 постановлений, то есть в 6 раз меньше. Кроме того, между ВЦИКом и СНК началось своего рода дублирование функций и подмена одного органа власти другим.

Для повышения оперативности работы ВЦИКа в ноябре 1917 года был создан его Президиум, куда входила 1\10 часть членов ВЦИКа. Тем не менее большевики постоянно подчеркивали важность и значимость ВЦИКа и его Президиума. Принятая 17 ноября Наказ - конституция определяла ВЦИК как высший орган государственной власти в стране и закрепляла ответственность СНК и наркомов за свою работу перед ВЦИКом. Принцип ответственности правительства перед ВЦИКом был еще раз подтвержден и в резолюции “О федеральных учреждениях Российской республики”, принятой Третьим Всероссийским съездом Советов, который работал с 10 по 18 января 1918 года.

Первое, чисто большевистское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) - был сформирован в ночь с 26 на 27 октября Вторым Всероссийским съездом Советов. По решению съезда созданное правительство именовалось временным рабочим и крестьянским правительством, которое образовывалось для управления Россией “впредь до созыва Учредительного собрания”. После роспуска в январе 1918 года Учредительного собрания по решению Третьего съезда Советов слово “временное” было исключено из названия правительства и оно стало именоваться “Рабочим и крестьянским Правительством Российской Советской Республики”. Состоял СНК исключительно из большевиков.

Наказ - конституция ВЦИК от 17 ноября 1917 года предоставляла СНК возможность проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией непосредственно, то есть без предварительного рассмотрения во ВЦИК. Таким образом, Совнарком помимо исполнительно - распорядительных функций приобретал право законодательной инициативы и отчасти начинал дублировать, а позже и подменять собой ВЦИК. В чрезвычайных условиях разворачивающейся гражданской войны часть декретов СНК подписывалось Лениным в обход заседаний правительства “по соглашению с одним или двумя народными комиссарами”.

Для того, чтобы освободить СНК от решения массы текущих вопросов, не требовавших принципиального обсуждения, в ноябре 1917 года был образован Малый Совнарком, в состав которого входили лишь некоторые наркомы. Заседания Малого СНК считались правомочными, если на них присутствовали два из трех членов, а решения считались принятыми, только если за них голосовали все члены, присутствующие на заседании. Малый Совнарком рассматривал преимущественно экономические вопросы и готовил материалы для заседаний Большого Совнаркома. После утверждения главой правительства В.И.Лениным решение Малого Совнаркома оформлялось как постановление СНК. Таким образом, подобная процедура принятий решений наделяла Ленина широкими полномочиями. Вызвано это было разворачивающейся гражданской войной, которая резко понизила роль конституционного регулирования и оказала огромное деформирующее воздействие на формирующуюся советскую государственность, резко ускорив процесс свертывания демократических процессов и приведя к господству чрезвычайных мер и формированию основ для установления диктатуры.

Одним из первых органов, созданных советской властью для охраны завоеваний революции, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (ВЧК). Ее председателем стал Ф.Э.Дзержинский. постановление об образовании ВЧК было подписано СНК 7 декабря 1917 года. До этого времени борьбой с контрреволюцией, пьяными погромами, хулиганством, провокаторством активно занимался чрезвычайный орган Петроградского Совета - Военно-революционный комитет. В результате прекращения деятельности ВРК к 5 декабря 1917 года часть его полномочий перешла к ВЧК. Помимо борьбы с контрреволюцией, в задачу ВЧК входила также и борьба с саботажем, который охватил не только Питер, но и всю страну и стал самым больным в этот период времени явлением для Советской власти. При помощи ВЧК правительство старалось запустить хоть какие-нибудь из сохранившихся механизмов старого аппарата управления и заставить бывших чиновников работать на новую власть.

Саботаж чиновников, за спинами которых стояли кадеты и правые эсеры, парализовал не только административный аппарат, срывая решение даже самых неотложных вопросов; в условиях военного времени он препятствовал удовлетворению самых элементарных, жизненно важных потребностей населения, таких как снабжение продовольствием городов и фронта или обеспечение производства на предприятиях. Происходило это повсеместно, но особенно острые формы приобретало в столице, где плелись нити заговоров с целью прогнать победителей Октября, тем более что, по всеобщему убеждению, больше недели им не продержаться. В таких условиях единственно подлинным орудием власти на протяжении больше месяца оставался Военно-революционный комитет при Петроградском Совете, руководивший восстанием и пользовавшийся большим авторитетом у революционных масс. Благодаря этому авторитету он смог, в частности, пресечь безудержные пьяные оргии, которым поддались довольно многочисленные группы участников восстания, да и просто любители похулиганить, воспользовавшиеся неразберихой с властью и в момент всеобщего ликования по поводу победы штурмом овладевшие винными складами. Энергичными акциями отрядов Красной гвардии, направленных Военно-революционным комитетом, беспорядки удавалось пресекать. Большевизм был убежден, и это убеждение он вынес из событий Французской революции, что для своей защиты революция не должны отказываться и от самых беспощадных мер.

Первоначально аппарат ВЧК был небольшим. Но вскоре он начал стремительно расти, что было вызвано чрезвычайным расширением функций ВЧК в условиях начинающейся гражданской войны. Постепенно ВЧК становится одним из мощнейших рычагов репрессивного воздействия власти на общество. Именно ВЧК удалось победить массовое неповиновение чиновничества и впервые месяцы деятельность старых механизмов удалось восстановить. Как оказалось на поверку, государственную машину пришлось разрушать в гораздо большей степени, чем это представлялось в теории, но отдельные ее части вполне могли сгодиться как на первое время, до появления новых государственных механизмов, так и, подвергаясь незначительной переделке, быть встроенными в новую систему управления.

Имея на Втором Всероссийском съезде Советов большинство голосов и встретив решительное неприятие социалистической революции со стороны меньшевиков и правых эсеров, большевики образовали однопартийное правительство - Совет Народных Комиссаров. В значительной степени это был вынужденный шаг: накануне открытия съезда большевики предлагали лидерам социалистических партий войти в правительство, но те отказались. В названии правительства - “рабочее и крестьянское” - был обозначен его классовый характер. Правда, в составе Совнаркома не было рабочих и крестьян. Все его члены являлись профессиональными революционерами, большинство вышли из среды интеллигенции, но, как и их партия в целом, они претендовали на роль истинных представителей и защитников интересов трудового народа, прежде всего рабочих.

В первые же дни правительство, как и руководство большевистской партии в лице ее Центрального Комитета, оказалось в состоянии кризиса, вызванного расколом в его составе. Часть комиссаров предложили создать “однородно - социалистическое” правительство, включив в состав СНК меньшевиков и правых эсеров. Такой подход мог бы стать реализацией идеи многопартийного демократического социалистического правительства. Однако большинство членов ЦК во главе с Лениным отказались от идеи многопартийного социалистического правительства, считая, что это приведет революцию на рельсы буржуазно - демократического, а не социалистического развития. Этот эпизод явился продолжением предоктябрьского спора в самой большевистской партии по вопросу о готовности аграрно-крестьянской страны осуществить переход к социализму, о возможности одной партии реализовать свою социалистическую программу в государстве, где пролетариат является меньшинством населения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать