Предмет Культурологии

Предмет Культурологии

Предмет культурологии.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории.

Следовательно, это результат созидательной творческой деятельности людей. И тогда оказывается, что культура - это процесс, в котором человек может выступать в качестве Творца, Носителя и Потребителя.
Культура двуедина, потому что в процессе созидания материальных или духовных ценностей человек совершенствует самого себя.

Альберт Швейцер первый в ХХ веке поставил вопрос о ценностях, выразив его в своей книге «Благоговение перед жизнью». Он утверждал, что самая главная ценность - это жизнь.

1. Аксиологический подход к изучению культуры исходит из того, что она есть воплощение подлинной человечности и духовного совершенствования. «Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-либо признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы или, если они уже существовали, взлелеяны человеком», - говорил немецкий мыслитель Риккерт («Наука о природе. Наука о культуре.»). Ограниченность аксиологического подхода проявляется в том, что исследователи считают ценности своей культуры истинными.

2. Антропологический подход исходит из того, что культура включает в себя то, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях. В понятие культуры входят различные частные научные представления на основе изучения эмпирического материала: а) археологическое, в котором культура рассматривается как совокупность человеческой деятельности, в которой «овеществлены» следы духовного мира и поведение людей - материальная культура.

3. Этнографический подход. В этнографии под культурой понимается специфические для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей.

4. Этнопсихологический подход использует понятие культуры для выражения особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь и поведение представителей разных народов.

5. Социологический - видящий культуру как фактор интеграции общества и система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь людей.

6. Культура как мир артефактов.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком явления и предметы называются артефактами.

Артефакты - сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и использованные им способы действий.

7. Культура - мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.

Смысл воплощается в представлениях и понятиях и превращается в самостоятельные объекты мышления. Создание новых смыслов становится целью деятельности людей в сфере духовной культуры (науки, религии).

Смысл трудноформулирован.

Культура как мир знаков.

Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак - есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи.

Язык - система знаков.

Явление культуры - знаки и совокупности знаков (тексты, в которых зашифрована социальная информация).

Понимать культуру - видеть субъективный смысл в вкладываемые явления и действия людей.

Знаки и системы знаков изучаются наукой, которая называется семиотикой.

Культура как информационный процесс.

Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории.

Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации:

1. Летописи.

1. Произведения искусства.

1. Устное народное творчество.

1. Религиозное верование.

Эта информация содержит программы и образцы поведения людей, отражающий опыт предков.

Функции культуры.

1. Творческая (креативная).

1. Социализация - включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения.

Культурный контекст всегда обусловлен правом и временем.

1. Адаптивная.

1. Интегративная.

3. Коммуникативная (культура - есть условие и результат общения людей).

Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.

В ХХ столетии форм и способов коммуникации огромное количество, но имеем недостаток в общении.

Типология культуры.

Культура - абстрактное научное понятие.

В реальной жизни мы встречаемся с культурой человека и с культурой различных социальных общностей.

Культура Востока предполагает вписанность человека в природу, его гармонию с ней. Смыслом культуры является совершенствование человека в себя.

Западная культура предполагает, что человек - деятельное существо, которое изменяет природу в соответствии со своими целями.

Локальные культуры: Европа - европеец.

Культура этносов.

Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства.

Этническая культура - исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка, который в национальной культуре становится литературным.

Этнической культуре свойственен консерватизм.

Для культуры границы нет.

Существуют автостереотипы - часть национального самосознания, которая формулирует общие нормативы поведения.

Вопрос: Какие автостереотипы белорусов вы можете назвать?

Гетеростереотипы - стереотипы других народов.

Автостереотипы - позитивны.

Гетеростереотипы - критичны.

Этнокультурный стереотип является частью самосознания.

Субкультура - существующая группа со своими ценностями, нормами поведения, быта, но которая не влияет на господствующую в данном обществе культуру.

Пример: цыгане.

Контркультура - ХХ век, 60-ые годы (молодежь).

Пример: движение хиппи, в развитых странах в 60-ые годы студенчество выступали против потребления «Дети цветы». Не хотели жить ради вещей, первая ценность - любовь.

Для потребления общества престиж комфорта - главное.

«Престиж» - в Нью-Йорке однокомнатная квартира стоимостью особняка (на окраине).

Хронотоп - пространственно временная

Контркультура хиппи преподнесла молодость.

Мода - динамичная, стандартизованная форма массового воздействия людей с изменением вкуса и воздействия людей.

Мода всегда несет новизну.

Национальность - принадлежность культуры.

Массовая культура доступна для всех, где предлагаются нормы и ценности для всех людей.

Толитарная культура - культура, где высокие идеалы, ориентированные на сложные для восприятия самосознания.

1 точка зрения: массовое производство - фабрика.

2 точка зрения: в Риме.

В 19 веке массовая культура одинаковая: пища, одежда, сигареты.

В 20 веке СМИ одинаковые переживания.

Первобытная культура.

1. Исследователи и периодизация первобытной культуры.

1. Картины мира в первобытной культуре.

1. Ранние формы религии.

1. Феномены первобытной культуры - магия, искусство, миф.

Изучение первобытной культуры началось лишь в XIX веке.

1 этап исследования - археологический.

2 этап исследования - этнографический.

3 этап исследования - антропологический.

Первобытная культура - результат и продукт антропосоциогенеза.

Периодизация.

4 млн.лет 2,5 млн.лет 100 тыс.лет 40-36 тыс.лет 18-15 тыс.лет 10 тыс.лет 4-3 тыс.лет до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э.

(города)

А. Тоинби сообщает: «В истории человечества 2% времени принадлежит цивилизации, а 98% - первобытной культуре».

Мид М. нашла следующие типы общества:

1. постфигуративный (дети учатся у взрослых).

1. кофигуративный (взрослые и дети учатся вместе).

1. префигуративный (взрослые учатся у детей).

М. Мид нашла племя, в котором родившегося ребенка отдают на воспитание отцу и только ему.

Анимизм («анима» - душа).

1 стадия - «Все наделено душой».

2 стадия - «Душа присуща живому».

3 стадия - «Душа присуща только человеку и она бессмертна».

Дюркгейм считает, что человек всегда стремится познать окружающий мир и объяснить его, для чего он предлагает:

Тотем

Мы Они

Табу (Леви-Стросс)

Мышление первобытного человека было пралогическим (звери=боги=люди).

Две главные черты первобытной культуры.

1. Синкретизм - нерасчлененность (недифференцированность мышления).

1. Безписьменность.

Первобытная культура характеризуется как Небо Земля - Люди, Звери ... (подземелье - змеи) Вода

Фрезин: «Магия является искаженной системой природных законов и ложных принципов поведения. Она выступает в качестве предписаний, которым человек должен следовать».

Афсеньев: «Магия - осмысленный, прочувствованный опыт человечества, его отношения с природой и между людьми.»

Основой фетиша (предмет, которому поклоняются)

На самых ранних стадиях, когда языка не существовало, каналами информации выступали:

1. Человеческая деятельность (трудовая).

2. Человеческое тело.

Показ и подражание - основные средства обучения. Действия, после которых наблюдался какой- либо эффект, становились образцовыми. Они передавались из поколения в поколение и становились ритуалами.

Невербальных способов информации очень много.

Первобытная культура имеет бинарные позиции:

1. Свои - чужие.

1. Священное-мирское пространство.

Космос - обитаемое пространство.

Большое значение для первобытного человека играет вода, которая для них символизирует как смерть, так и рождение (крещение).

Мужское и женское начала:

Небо - мужчина (тотем);

Земля - женщина.

Первобытное общество - матриархат. (выращивание растений)

Миф - образцовая модель, которая повествует о каком-то первичном событии; история о том, что Боги сделали до наших времен, рассказанных однажды, становятся абсолютно истинными.

Ранние формы религии:

1. Анимизм. Еда - символ победы жизни над смертью.

2. Тотемизм.

3. Фетишизм.

Древние цивилизации - колыбель современной культуры.

Человек от присваивающей переходит к производящей.

1. Культура древних цивилизаций.

2. Культура Древнего Египта.

3. Мифологическое сознание.

4. Осевое время.

1. Благодаря литературе, мифам, человек удваивает реальность. Древние города были одновременно государствами, которые возникли в Шумере, Аккаде, а потом в Вавилоне.

В древних цивилизациях в искусстве опирались на кокон.

Кокон (греч. слово) - правило.

Храм - дом богов и модель вселенной.

Небо

Земля Огонь - астрология

Вода

Стелла царя Хамураппи включает в себя 247 законов, которая сейчас находится в Лувре.

Астрология в понимании других людей следующая:

Все звездное небо - система Божеств;

Звезды - Боги.

Самый большой зиккурат - Вавилонская башня (7 уровней, 90 метров).

2. Культура Древнего Египта несет вечность, поражает своей целостностью

Египет - греческое слово «тайна».

Древние культуры обращены в «золотой» век, когда люди и Боги жили на

Земле вместе.

Многобожие.

В IV веке н.э. египетский язык исчез.

Египтяне были убеждены, что на природу можно воздействовать, повторив мифы.

Птах - бог Воды, Земли и мирового разума. Он сотворил мир движением языка, т.е. своим словом.

Древние египтяне придавали огромное значение слову и письменности.

Осирис считал, что народу в первую очередь надо дать знание. Он научил египтян астрономии, истории, математике.

Первая мумия - мумия Осириса.

Необходимо было сохранить три структуры: тело, душу (сущность), имя.

В древности во всех культурах главное - это судьба, которую нельзя изменить.

Человек был уверен, что жизнь поддерживается судьбой, Богами.

В благодарность за создание люди должны были жертвовать богам и соблюдать законы.

Налоги воспринимались как жертва, как способ соблюдать (поддерживать) миропорядок.

Бык для египтян - священное животное.

Карл Ясперс утверждает, что в V веке до н.э. появился новый тип человека в результате развития древней культуры. На смену мифологического сознания приходит рациональное. В Греции возникает философия. Наступает так называемое осевое время.

Культура Древней Индии.

1. Возникновение цивилизаций.

1. Культура ведического периода.

1. Буддизм в Индии.

1. Красота и любовь к культуре Индии.

1. В 1 тысячелетии до н.э. возникла первая цивилизация - хараппская.

Археологи нашли танцовщицу, древнее божество - мужчина в момент созерцания, документы, в которых обучали строительному мастерству.

2. Культура ведического периода - культура, о которой мы судим по текстам.

Самый древний текст - «Ригведы» (2500-2000 лет д.н.э.)

Появляются касты:

Брахма - первопричина мира и творец человечества.

Вишну

Шива - культ жизненной силы (мужского начала).

А) брахманы произошли из уст Брахмы.

Б) кшатрии (воины) произошли из рук Брахмы.

В) вайшьи произошли из бедер Брахмы.

Г) шудры произошли из ног Брахмы.

Аватара - воплощение Бога в каком-то существе.

Кришну - хранитель мирового порядка.

Учение о дхарме - совокупность религии и общества.

Дхарма - долг.

«Бхагават Гита», где Кришна призывает объединиться брахманам.

Карма - общая сумма, совершаемая всяким живым существом, поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения.

Карма - влияние совершенного действия на характер будущего.

К 1 тысячелетию д.н.э. стали на божество одевать цветочные гирлянды, курение благовоний, зажигать светильники.

Ашрамы - стадии человеческой жизни.

1. Ученик.

2. Домохозяин.

3. Лесной отшельник.

4. Аскет, отрекшийся от мира.

Учитель - вместитель божественных знаний, мудрости (Гуру).

Отношения коммуникации, при помощи которых традиция переходит из поколения в ученика и - поколение. учителя

Посвящение давало право приобщения к таинствам и к изучению ведов.

«Рамаяна» - первая эпическая поэма (воплощение бога Вишну).

В поэме мы можем увидеть идеальные образцы традиционной культуры: сын должен повиноваться отцу, жена - мужу, ученик - учителю, поданные - правителю.

Рама - идеальный сын-муж-правитель; жена его - Сита - воплощенная женственность.

Канонический текст - авторитет для данного сообщества. (3 век д.н.э.)

Текст - латинское слово «ткань», «соединение» - последовательность символов, образующих ...

Функции текста:

1. Сообщение, направленное от носителя информации к субьекту.

2. Коллективная память.

3. Общение читателя самим с собой.

4. Текст как собеседник.

Контекст - латинское слово «соединение», «согласование», «связь» - общий смысл социально- исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

3. «Будда» - просветленный.

Путь к истине идет через страдание.

Человек, устремленный к небу - приближение к нирване.

4. В Индии в 5 веке д.н.э. появился трактат, в котором выделяют 8 основных человеческих чувств:

1) Любовь.

1) Смех.

1) Печаль.

1) Удивление.

1) Отвращение.

1) Страх.

1) Мужество.

Наука о любви появляется в период вед наряду с математикой, грамматикой и астрономией.

Кама - наслаждение предметом при помощи 5 основных чувств:

1) слуха

1) речи

1) зрения

1) вкуса

1) запаха в соответствии с диктатами разума, их созвучия с душой.

Влечение ума порождает

Влечение души порождает дружбу;

Влечение тела порождает вожделение;

А соединение всех трех порождает любовь.

Танец: бог Шива - космический танцор, т.к. его разрушительная энергия реализуется во время танца с открытием нового цикла.

В Кама-сутре мужчина находится во второй стадии - стадии домохозяина.

Шрингара - любовь, переживаемая эстетически - слияние воображений - любовь без обладания.

Любовь, долг, благо - три ценности для всех индусов.

Характерные черты традиционной культуры Индии:

1) Традиционная культура развила человеческие чувства;

2) Вера в незыблемые авторитеты;

3) Обращенность к прошлому;

4) Преобладание конона;

5) Особый способ передачи знания: учитель - передатчик божественной мудрости.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать