Предмет Культурологии
p align="left">"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.
Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа теперь то, что истинно существует, когда остается без мира.
Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо, так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову, щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются в
VI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги двух типов: религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.
Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет - логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.
Западная половина - ад (здесь распятие). К земле ближе святые, мученники и.т. Большинство икон соответствовали библейским сюжетам.
Писали иконы на дереве. Самые ранние иконы (V-VI век) статичны.
Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения были редки.

Культура Возрождения.

1. Определение Возрождения.

2. Характеристика итальянского Возрождения.

3. Ренессанские типы личности.

4. Гуманизм и культура.

5. Картина мира.

Л.М. Боткин "Леонардо да Винчи".

Дмитриева"Краткая история искусства".

Л.М. Боткин "Итальянское Возрождение".

1) Возрождение - возрождение античных идеалов.

Сложная проблема периодизации.

Данте "Божественная комедия" на границе двух культур.

1300г. - самый ранний период.

XII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джотто)

Конец XIV в. - ранний Ренессанс

Возрождение фиксируется по художникам. Для Возрождения характерен зрительный образ. Первоначально гуманизм означал только светскую культуру.

1. XIII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джото).

2. конец XIV в. - ранний Ренессанс показывает изображение объемно.(Мозаччо) Видна телесность

Пикодема Мирандола:

"не небесное, но и не земное, не смертным, но и не бессмертным, чтобы сам себе сделался творцом и сам выковал окончательный свой образ. Исключительно благодаря своей внутренней воле ты можешь возвысится".

В Италии возникают городские коммуны.

2) Картина мира меняется. Уже не бог, а человек. Нарушается иерархия сословий. Изменяется восприятие времени. Диолог с античной культурой. Осваивается пространство. Географические открытия. Меняется отношение человека к человеку. Век титанов. Кризис католической церкви.

3) Возрождение - это диолог средневековой и античной культуры. Из этого диолога рождается новый тип человека культуры. Идеалом становится всесторонне развитый человек. Но наравне с этим и самое плохое: кондотьеры - наемные солдаты. Любая эпоха всегда противоречива.

А.Лосев "Культура Возрождения".

Для ренессансного типа личности характерно сознание особого отношения к жизни. Появляется новое понятие "труды в досуге". Фигурой, которая воплотила эти особенности, стал Николо Николи. Он штудировал античных авторов "Нет ничего более пригодного чем чтение античных авторов". Создаются группы людейт которые изучают этих авторов.
Гуманисты - это те книжники, которые усвоили особый стиль общения. Они изучали рукописи и обсуждали их. Смысл этих занятий - совершенствовать человека. Ничего для тебя нет почтеннее, чем посредством учености подняться над другими и над собой. Появление ренессанской фигуры было вызвано потребностями культуры. Социальная жизнь усложняясь выдвигала требования универсальной личнасти. Человек, который сам создавал себя в труде - это ренессансный тип. В средневековье художники объединялись в цеха.

"Джаконда" - гармония природного человека и человека мыс- лящего.

Рафаель "Сикстинская мадонна".

В Венеции: Джорджони, Гициан.

Человек это единство физического и духовного.

Сегодня гуманизм - развитие совершенствуещегося человека.

Культура нового времени.

1.Коперниканская научная революция.

2.Научная кортина мира Рене Декара.

3.Прсвещение и просветительство.

4.Наука как феномен культуры.

1543 год - книга Коперника : сформулировал гелиоцентричес- кую систему мира.

1633 год - Галилео Галилей предается перед судом за распрос- транение идей Коперника.

1637 год материалы про маятник и т.д.

Захарий Ясин - открыл микроскоп.

Ливенгук - обнаружил зретроциты.

XVII век научные интересы устремляются на естествознание. 1600 год - публичное рассечение трупа (зарождение анотомии, снятие божественного ореала с человека).

Галилео Галилей : "Бог описал природу посредствам математики".
Человек становится познающим субектом.

2. Рене Декарт принадлежал к ордену иезуитов. Определил правило для познающего человека: определяющее понятие метода. Декарат посчитал, что если человек способен познать мир, то он может определить и как устроен человек.

Механистическая картина мира :

Человек уподоблен машине. Блез Паскаль сказал, что Декарат безразличен к человеку, потому что слишком увлечен в науку. Спиноза написал этику в геометрическом стиле. Блез Паскаль предостерегал математиков не превращать человека в теорему. Расслоение северной культуры на гуманитарную и естественную - научную является результатом развития рационального познания мира, сформулированная Декаратом.
Появляется первый журнал для ученых (Париж 1665). Создается академия наук , общества естествоиспытания - любителей (1666).
Это свидетельствует о развитии науки в XVII веке.

3. XVIII век - век просвящения. Издается энциклопедия - цель распространение знаний среди большого числа любителей. Э.Кант ввел термин "просвящение" - это выход человека из несовершенности.
Несовершенность по собственной воле - это когда недостает решимости пользоваться разумом без руководства со стороны. Иметь мужество пользоваться своим умом, для реализации этого требуется свобода .
Относительно государства требуется искусственное единодушие. Главное в обществе не разделение противоречия, а понимание противоречия.
Просвящение поставило задачу чтобы все люди получали знание.
Результатом французского просвящения была революция (1789). Она предложила "демократизацию прав свободы и независимости человека".

Массовое сознание существует как политически иллюзорное соз- нание. Просвящение начинается с Англии : Локк счетал что человек подобен счетной доске .В Англии издаются (1707) первые журнвлы "Опекун" "Болтун" Появляются (1688) "Робинзон Крузо ". "Путешествия Гулливера " - критика всех соцолиальных слоев.

Просвящение поставило проблему социального равенства. Руссо
"Исповедь" - первый человек который поставил проблему: развитие разума отдаляет человека от природы. Человек может с помощью разума победить свои страсти. Маркиз де Сад ("Жюстина или философия в будуаре") "Разум ничего не стоит ,страсти более сильны ".

Екатерина II состояла в переписке с Вольтером. Она первая создает институт благородных девиц. Первая женщина-профессор Ковалевская.
Появившиеся литературные герои оказывают влияние на мировосприятие.

4. XIX век - промышленная революция. в начале XX навая научная революция. Открытие радиоктивности : Херосима ,Чернобыль.

Человек углубляется в познание природы. 50-е годы научно тех- ничесская революция. Период 60-х миф о всемогуществе науки: появляются полимеры, биотехнологии, автоматизация ЭВМ. 70-80-е начало информационной революции. Развивается представления направленные против науки -> антисциентизм.

Роуз: "Познание многоваринтно, т.к. опирается на воображение, а оно всегда плюралистично, поэтому существует не только научная картина мира, но и философская, релегиозная и т.д."

Культура XIX века .

1.Общая характеристика культуры.

2.Искство и жизнь .

3.Бытовая культура .

4.Творцы культуры.

Культура XIX века началась с Наполеона. Конец века Империя Коралевы Виктории в Англии (отпечаток консерватизма).

XIX век России и Франции.

Война 1812 года утверждение национальной целостности для всех живущих в России. На культуре также отразилась промышленная революция. Изменилось представление о пространстве. К концу века построена транссибирская магисталь.

1851 год - первая промышленная выставка.

Россия опередила развитие в несколько ином направлении чем
Франция.

Меняется мир женщины. Они становятся сильнее. Первой в сибирь поехала графиня Трубецкая. Жизнь аристократки 20-30-х годов строится позаконам исскуства. Но подвиг этих людей придает искуству подлинность.

Чернышевский "Что делать" формирует принцип разумного эгоизма.

Понятие интелигента возникает в Росии. Интелигент - это человек, который готов служить интересам родины.

Искусство с одной строны возникает в реальной жизни, с другой стороны влияет на жизнь.

3. Салоны - это часть повседневной жизни дворянства России. Это подражательство, без интереса к искусству.

Переплетение русской и французской культур многое дало (романы пришли из Франции). Проблемы взаимоотношений русских и французов: когда русские пришли в Париж они были приняты хорошо, т.к. говорили по французски. Билигвинизм - владение двумя языками.

Смольный институт изменил бытовую культуру. Бытовая культура отражена в поэме "Евгений Онегин".

4. Пушкин считал что врагов уничтожать нужно , но уничтожал он их эпиграммами. Он гармонизировал свою жизнь.

Л.Н.Толстой продемонстрировал правильно прожитую жизнь. Он считал, что жить в богатстве и роскоши преступление, когда другие беднствуют. Человек создает себя трудом.

Смысл жизни - развитие и совершенствование самого себя. Если вы на зло отвечаете злом то количество зла увеличивается. П.М.Достоевский показал, что каждый из нас может совершить преступление. Он описывает не преступление, а чувства человека, свершившего его.

Культура рубежа веков.

1.Массовое производство и мещанство.

2.Поиск новой духовности.

1. Для культуры смысл массового производства - это путь к стандарти- зации жизни на всех уровнях .

Резкое увеличение населения народов => большее количество людей вне традиционной культуры. Здесь начинает развиваться массовая культура. Массовая культура ставит своей задачей научить человека, как вести себя в обществе. Массовая культура появляется тогда, когда есть рынок на котором она покупается. Массовая культура всегда точно знает где есть добро где есть зло.

Англия первая увидела, что ручное производствоне нужно. Поэтому в
Англии появляется стиль модерн. В противоположность производственной монополии модерн вносит природные линии в одежду.

Петербург основан Петром I. Фальконе приглашают из Франции чтобы поставить ему памятник. Для постамента привозят огромную глыбу.
Памятник становится символом Питрбурга. Культурный код : выполнена
Фальконом; изображен Петр I. Новый культурный код дан Пушкиным в поэме "Медный всадник". Декабристы - еще один код. Вслед за культурным кодом ядро - это наши ценностные ориентациии. Они устанавливаются с опытом переживаний .

Теск -> код -> смысл1,смысл2,смысл3...

Идеал - это герой. Получается из нашей индивидуальной целостной системы. Культурный человек, это тот, кто никогда не критикует пристрастия другого.

Культура ХХ века.

На примере Сальвадора Дали.

1929г. представляет картину связанную со своей семьей. Картина "Я плюю на свою мать". Сюрреализм одно из направлений модернизма.
Художник должен создавать другую реальность, отражающую его мировосприятие. Дали собственную жизнь созидал, как совершенно иную реальность.

Проблема человека ХХ века:"Я встаю, надеваю мундир Дали, (т.е. человек живет в своем мундире) и спускаюсь к молодому человеку. Цель в
Америке: найти богатых женщин и пить побольше вина".

Цель поступить не так, как от него ожидают.

Феминизм - явление вовсе не новое. Пять-десять лет тому назад оно носило другое имя, другую этикетку, но, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными, индивидуальными качествами - оно существовало всегда.

Но прежде женщина стремилась развить свою собственную личность только в той области, которая связана с ее чисто женскими свойствами. Она стремилась прельстить мужчину при помощи своего кокетства, своей грации и нежности, старалась приобрести в семье авторитет, значение и власть.

Но женщина не позаботилась о развитии некоторых других ценных способностей, данных ей природой: способностей к искусству, музыке, живописи, литературе; у нее не было стремления проявить свой характер, свою личную энергию и самостоятельность в других сферах: в путешествии, в наблюдении и в опыте, в распоряжении своим имуществом и т.д.

Это было не только недостатком, это было настоящим злом, и феминизм, возникший пятьдесят лет назад под своим теперешним именем, начал свою деятельность в высшей степени мудро, призывая женщин развивать свои индивидуальные способности не только в чисто домашней сфере, но и вне ее, приглашая их заняться своей духовной культурой и отстаиванием своих интересов на поприще социально-политическом.

Этот призыв имел вначале своим последствием довольно заметный успех, т.к. женщина приложила все старания к тому, чтобы сделаться (и это удалось ей) более развитой, более чуткой, независимой, образованной, словом, более совершенной. Но с течением времени эти реальные выгоды феминизма не замедлили выродиться в явления глубоко отрицательного характера, женщины начали стремиться к развитию своего интеллекта и своих индивидуальных способностей вовсе не для того, чтобы расширить, облагородить и накопить свою женскую миссию. Литературная деятельность, живопись, музыкальная карьера, адвокатура и медицина, право избираться в органы местного самоуправления и в парламент стали для них конечной целью, единственной задачей всего их существования, и они отвернулись от всего того, что является их настоящим и твердо определенным долгом.

Таким образом, получился громадный контингент женщин, отказывающихся от брака и избегающих его и гордящихся своим отвращением к браку, как добродетелью, т.к. по их мнению, брак ограничивает свободу и стесняет их независимость. Таким образом, появилась масса женщин, которые не желают иметь детей, или предпочитают сдавать их в разного рода колледжи и ясли, наконец, очень многие женщины предпочитают жить в пансионах, чтобы не обременять себя заботой и ответственностью по управлению домом и по воспитанию детей.
И все это только для того, чтобы отдаться целиком выполнению необыкновенно важной задачи написания статей для газет, занятий химией или медициной, устройства собраний и митингов.

Женщина, несомненно, должна стараться повысить свою культуру, стать более благородной и более сознательной. Но для того, чтобы лучше выполнять свои функции женщины, к которым предназначила ее природа, она должна из женщины, способной только рожать, превратиться в женщину, способную воспитывать. Она не должна обманывать себя, полагая, что умение написать книгу может сравниться с ее чуткой привилегией создания живого человеческого существа.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать