Первые Романовы и их влияние на ход истории

Первые Романовы и их влияние на ход истории

10

План

Введение

1. Время царя Михаила Федоровича (1613-1645)

1.1 Начало царствования.

1.2 Борьба с врагами государства.

1.3 Двуглавое правительство.

1.4 Положение сословий.

1.5 Война с Речью Посполитой. Азовское дело.

1.6 Культура времени великих государей.

2. Время царя Алексея Михайловича (1645-1676)

2.1 Начало царствования и волнения 1648 года.

2.2 Соборное уложение 1649 года.

2.3 Медные деньги.

2.4 Движение Разина.

2.5 Культурный перелом.

2.6 Внешние дела.

Введение

В 1613 году временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по десяти от города, для «государева обирания». К январю съехались в Москву представители от 50 городов и вместе с московскими людьми составили избирательный собор. Прежде всего, обсудили вопрос об иностранных кандидатах в цари. Отвергли Владислава и шведского королевича Филиппа, который был избран новгородцами под давлением шведских войск, занимавших тогда Новгород. Решили не избирать « царя от иноверов», а избрать своего «из великих московских родов». Голоса разделились, каждый называл приятного себе кандидата и долго не могли сойтись на ком то одном. Вскоре выяснилось, что не только на соборе, но и в городе, среди земских людей и среди казаков особый успех имеет молодой Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Его имя уже называли в 1610 году и теперь в пользу Михаила на заседании собора поступали письменные и устные заявления горожан и казаков. 7 февраля 1613 года собор впервые решил остановить свой выбор на Михаиле. Но из осторожности отложили дело на две недели, а тем временем послали по ближайшим городам узнать, люб ли там будет царь Михаил, и вызвали в Москву тех бояр, которых не было на соборе. К 21 февраля из городов пришли хорошие вести, бояре съехались из своих вотчин и Михаил Федорович был торжественно провозглашен царем и ему принесли присягу, как члены собора, так и вся Москва.

В это время сам Михаил Федорович и его мать, инокиня Марфа Ивановна укрывался в Ипатьевском монастыре, куда и явилось посольство от земсокого собора с предложением престола. Михаил Федорович долго отказывался от царства, да и мать не хотела благословлять сына на престол, боясь, что молодого Михаила могут погубить, как прежних царей. Только после долгих просьб послы получили согласие, и Михаил Федорович 14 марта принял царство и затем переехал в Москву. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство и вступил на Московский престол.

1. Время царя Михаила Федоровича Романова (1613-1645)

1.1 Начало царствования

Принимаясь за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости, болезненности и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому около него собрался круг приближенных придворных, среди которых первое место занимала семья Салтыковых, родственников государевой матери. В придворной жизни Салтыковы играли большую роль и злоупотребляли своим влиянием. Они решились даже на то, чтобы расстроить брак царя Михаила с избранной им невестой Марией Холоповой и добились ссылки ее в Сибирь. Родовитые бояре, имевшие большое значение в смутное время, стояли далеко от молодого государя, заседая в боярской думе, они не были ближайшими советниками царя. Таким образом, до 1619 года государством правили старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых.

В первые годы своего царствования царь Михаил правил с постоянной помощью земского собора, который действовал в Москве в течение целых десяти лет и помогал царю во всех важных и трудных делах. Собор не ограничивал царской власти; напротив сам царь не хотел править без собора. Страна была разорена, население напугано смутами и еще плохо подчинялось порядку. Для государя было необходимо, чтобы все важные распоряжения московской власти были обсуждены и одобрены на соборе. Тогда только получалось уверенность, что принятая мера будет исполнена везде и всеми без прекословия. Поэтому царь устраивал так, чтобы вместе с его указами посылались одинаковые указы и от собора.

1.2 Борьба с врагами государства

На первом месте в начале царствования Михаила Федоровича была борьба с врагами государства, казаками и иноземцами. Заруцкий, убежав из-под Москвы, захватил Астрахань и думал образовать там свое государство под главенством персидского шаха. Он собирал вокруг себя казачьи шайки и общался с шахом. Узнав об этом, из Москвы послали на Астрахань войско и всячески просили казаков сидевших на Дону, не помогать Заруцкому. Жестокость Заруцкого оттолкнула астраханцев и они прогнали его еще до прихода московского войска. Он бежал на реку Яик, где его догнали московские воеводы и взяли в плен. Заруцкого казнили, а его казаки разбрелись. Так миновала опасность от казаков сосредоточенных на юге - на Дону и южной Волге. Но оставались мелкие казачьи шайки в самом государстве. Они бродили по областям, живя грабежом и разбоем, и не хотели подчиняться правительству. Выслеживать и ловить их было трудно. Когда же они собирались вместе, то становились дерзкими и отваживались на открытый бой с царскими войсками. Так в 1614 году атаман Баловень повел к Москве большие толпы «воровских казаков». Их встретило войско воеводы Лыкова-Оболенского. Лыков разбил казаков, поймал Баловня и привел в Москву тысячи сдавшихся ему «воров». После этого казаки присмирели. Но продолжали действовать пришлые литовско-польские разбойники. Особенно отличался среди них воевода Лисовский, который в продолжении нескольких лет обходил и грабил все московское государство. Кроме него бесчинствовали «черкесы », забиравшиеся далеко на север, даже к Белому морю. Много времени и усилий понадобилось, чтобы истребить этих «воров» и обеспечить некоторую безопасность в стране.

В то же время шла борьба со шведами и с королем Сигизмундом. Шведы продолжали занимать Финское побережье и Новгород с окрестными городами и требовали, чтобы новгородцы присягнули на верность шведскому королю. Московские войска пытались отбить Новгород у шведов, но неудачно. В свою очередь шведский король наступал дальше и осадил Псков(1617), однако взять его не смог. При посредстве голландских послов и английского купца Джона Мерика начались переговоры о мире между шведами и русским. В 1617 году в селе Столбове был заключен договор о мире. По Столбовскому договору, Новгород и некоторые другие города были возвращены Москве; у шведов осталось Финское побережье от Нарвы до Корелы. Обе стороны были довольны тем, что окончилась война, хотя Москва не могла примириться с потерей морского берега.

Король Сигизмунд не признавал Михаила Федоровича законным московским государем и продолжал считать себя и своего сына обладателями московского престола. В свою очередь, московские послы не желали признавать власти короля, считали Владислава лишенным Московского царства и требовали возвращения Смоленска и прочих городов, захваченных поляками. На эти условия поляки не шли, и переговоры сменялись военными действиями. В 1617 и 1618 годах королевич Владислав предпринял большой поход на Москву. Осенью 1618 года он подошел к московским стенам, но встретил сопротивление. Поляки отступили к Троице-Сергиеву монастырю. Там, в деревне Деулине, начались переговоры о мире. Обе стороны проявили некоторую уступчивость: стало возможным достигнуть, если не полного мира, то хотя бы перемирия. Оно было заключено на 14 с половиной лет, с временной уступкой королю Смоленска и северских городов и с условием, что поляки вернут из плена митрополита Филарета и произведут обмен вообще всех пленных. Однако вечный мир между Москвой и Польшей был невозможен, так как Москва не могла навек отказаться от Смоленска, а король и королевич не могли отречься от московского престола.

1.3 Двуглавое правительство

Летом 1619 года возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом , в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что сам царь не выходил из его воли. До самой кончины он правил государством с редкой энергией и твердостью. До приезда Филарета молодым и неопытным, тихим и мягким Михаилом вертели, как хотели бояре-советники, часто люди малосведущие в делах управления, но агрессивно-эгоистичные и властолюбивые. С появлением царского отца некоторым из них пришлось уйти в тень. При нем лишились своего значения Салтыковы, и вообще не стало сильных фаворитов.

Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он судил и рядил сам; только уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции светских, общегосударственных учреждений.

В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предложен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То что было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большой твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей. Главные заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и городах. При Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские судьи». В смутное время во все города были посланы воеводы, которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Таким образом, воеводы заменили самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки покрывали воевод. Великие государи, узнав об этом, принимали различные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Было решено отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому, выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.

Равномерность в распределении государственных повинностей также не была достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с земским собором в 1619 году великие государи постановили произвести полную опись всех населенных земель государства в дозорных книгах и писцовых книгах и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести в пользу государства каждый землевладелец. Совершив опись, постановили следить за тем, чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою меру, по справедливости. Однако служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и повинностей, ссылаясь на то, что они разорены смутой, и не в силах служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для устройства сословий.

1.4 Положение сословий

Служилые люди жаловались на то, что их поместья находятся в беспорядке: владеют ими люди, не имеющие права на поместное владение; крестьяне не сидят на местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало пашут. Правительство заботилось о том, чтобы привести в порядок дворянское землевладение. Оно разбирало дворян по «статьям»: сгоняло с поместий неспособных; исправным увеличивало поместья и давало денежное жалование; вдовам и сиротам дворян давало на прожиток небольшие участки земли. В итоге через 15-20 лет дело венчалось успехом, и поместное землевладение было более или менее устроено. Отношения помещиков с крестьянами уладить было труднее, т.к. ничто не могло заставить крестьян оставаться в разоренных поместьях и вотчинах. Они искали мест, где им было лучше, и шли в богатые имения, или убегали в казаки на Дон.

При царе Михаиле, когда подати были по необходимости тяжелы, много тяглых людей, в особенности в городах, уходило из тягла или старалось так или иначе уменьшить свою подать. Одним из способов было «закладничество». Тяглый человек вступал в зависимость от такого землевладельца, который вовсе не платил податей со своих владений, отдавал свой двор в залог боярскому приказчику, сам становился боярским человеком и продолжал жить на своем дворе, но уже не считался человеком общины и не платил государственных податей. Закладничество было большим злом для тяглых общин, потому что отнимало у них и земли, и плательщиков. Закладчики умели соблюдать законные формы и прибегали к тонким уловкам, поэтому при царе Михаиле с закладчиками ничего поделать не могли. Были и другие способы если не избавиться от тягла совсем, то хотя бы уменьшить его. Так подать собиралась с паханой земли, то стоило лишь уменьшить свою запашку, чтобы платить меньше. Крестьяне старались пахать по возможности меньше и искали обеспечения в других промыслах. Правительство терпело от этого прямой убыток, т.к. не получало такого дохода, на какой рассчитывало по старине. Чтобы выйти из затруднения и увеличить свои сборы, оно стало назначать подати не с земли, а со двора. Так постепенно совершалась важная реформа: место поземельной подати заступала подворная.

Нуждаясь постоянно в средствах и не собирая достаточно денег с населения, московское правительство думало получить большие выгоды для себя и для народа от торговли с иностранцами в Архангельске. Чтобы привлечь иностранцев, особенно англичан, в Белое море, царь Михаил дал им большие льготы: англичане беспошлинно, а голландцы с малою пошлиною могли торговать не только в Архангельске, но и в других городах Московского государства. Торговля действительно оживилась, но все выгоды от этого оказались на стороне иностранцев: они забрали в свои руки всю внутреннюю торговлю и так затеснили русских купцов, что не переставали жаловаться и просить о том, чтобы иностранцев удалили из страны. Однако государь не мог удовлетворить этих просьб. Необходимость заставляла его постоянно прибегать к иноземцам. Иностранные офицеры обучали московских людей военному строю и устраивали в Москве регулярное войско, целые полки «солдат», «драгун» и «рейтар»: войны смутного времени показали необходимость такого войска. Иностранные техники пытались искать в разных частях государства золото и серебро, медь и железо. Они устраивали даже заводы по обработке найденных руд. Иностранные доктора лечили царскую семью и московскую знать, и завели в Москве первую казенную аптеку. Все иностранные мастера призывались в Москву на хорошее жалование. Словом, после тяжелой смутной эпохи москвичи поняли необходимость практических заимствований с запада и невыгоды прежней обособленности и отчуждения от иноземной культуры. При таких условиях для царя Михаила было трудно решиться отнять торговые привилегии у англичан и голландцев.

1.5 Война с Речью Посполитой

После многих лет мирной работы над восстановлением порядка в государстве московские государи решились возобновить войну с Речью Посполитой за Смоленск. Поводом послужила смерть короля Сигизмунда (1632) и наступившее в Польше «бескоролевье»: до избрания нового короля поляки и литовцы не могли воевать. Московское войско численностью 32000 пошло к Смоленску, взяло много мелких городов на границе и осадило Смоленск. Во главе московских войск стоял боярин Шейн, тот самый, который в смутное время был воеводою в Смоленске и защищал его от короля Сигизмунда и хорошо знал город и его окрестности. Но, несмотря на это, осада затянулась на долго. Через восемь месяцев на помощь Смоленску успел подойти вновь избранный король Владислав Сигизмундович. Он не только отбил русских от города, но и окружил их самих в их, же лагере. Утомленные долгой войной московские войска не выдержали натиска войск Владислава, и Шейн вступил в переговоры с королем. Он согласился отдать полякам все свои пушки и обозы и уйти в Москву (1634). За это его казнили в Москве как изменника. Война продолжалась, но без успеха для Владислава. Поэтому летом 1634 года он начал переговоры о мире. На пограничной речке Поляновке польские и московские послы заключили вечный мир. Смоленск и другие города, захваченные Сигизмундом в смуту, остались за Речью Посполитой. Владислав, в свою очередь, отказался от всяких прав на московский престол и признал Михаила Федоровича царем.

Только окончилась война с Польшей, как стала грозить война с турками и татарами. Крымские татары не переставали тревожить южные границы московского государства, а донские казаки при первом удобном случае выходили по Дону в Азовское и Черное море и грабили турецкие и татарские поселения по берегам. Московский государь по этому поводу сносился с турецким султаном и крымским ханом; обе стороны жаловались на грабежи, но унять их не могли. Для того чтобы не пускать татар внутрь государства, московские власти на украйне и диком поле продолжали строить города и укреплять границы, как это делалось до смуты при Грозном. А турки, имевшие в устьях Дона свой город Азов, настроили около него укреплений и совсем перекрыли казакам выход в море. Казаки собрались с силами и пошли на Азов войной (1637). После короткой осады город был взят и все население в нем вырезано. Казаки засели в крепости и послали в Москву известие о своем подвиге. Однако царь Михаил не поддержал казаков, решив, что это опасное самовольство казаков, которое может повлечь за собой гнев сильного султана. В 1641 году большое турецкое войско прибыло отбирать Азов, но казаки держались с отчаянным мужеством и отстояли город. Турки ушли с большими потерями; а казаки, понимая, что им одним не продержаться, если турки возобновят нападения, отправили послов в Москву с просьбой о помощи. Они просили государя взять Азов под свое покровительство и прислать им денег, людей и провизии. Дело было сложное. В Москве хотели взять Азов: это был важный торговый и военный пункт. Но взять Азов значить навлечь войну с турками, врагом сильным и опасным. В январе 1642 года царь собрал земской собор, где было согласовано, что Азов надо бы принять. Но в тоже время все земские люди и служилые и тяглые, объясняли государю, что им трудно служить и платить, так как они разорены тяжелыми повинностями и угнетены дурной администрацией. Узнав настроение собора, государь отказался принимать Азов, посчитав это дело трудным и рискованным. Он приказал казакам покинуть Азов. Те вышли из города , разорив его до основания , и Азов снова стал турецким. Так окончилось Азовское дело.

1.6 Культура времен великих государей

Культура времени Михаила Федоровича и Филарета, оставаясь во многом традиционной, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые сдвиги. Появлялись новации, которые в комплексе с другими факторами развития, позволяют говорить о XVII веке как эпохе начала новой истории России. Если в хозяйстве появляются новые завязи, элементы буржуазных отношений, государственно-политическом плане - расцвет, хотя бы временный, сословно-представительного начала в лице земских соборов, то в культурной жизни - это начало демократизации, усиления западного влияния. В ряде случаев элементы нового выражены слабо, но за ними будущее. Смута «вытолкнула» к активной деятельности большие массы людей и они проявляли себя в деле спасения и восстановления Отечества, в политической жизни и в культуре. Если в предыдущие столетия главным субъектом культурной, духовной жизни были представители церкви, то в XVII веке выдвигается целая плеяда мастеров из среды дворян, приказных людей, посадского сословия. Будучи людьми верующими, они больше склонялись к светским сочинениям, мотивам. Они интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым, церковный традициолизм в культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать