Первые Романовы и их влияние на ход истории
p align="left">Все шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счетную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи; по всей России трудились десятки таких учителей. Много книг издавал Печатный двор. Среди них - букварь Василия Бурцева (1634), стоивший одну копейку. Его тираж - несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. Появились и другие книги. В библиотеке царя Михаила, помимо духовных имелись сочинения Аристотеля, «О Троицком осадном сидении» и другие. Нужно сказать, в смутное время печатное дело, как и многое другое, было разрушено. Сгорел Печатный двор со всеми типографическими приспособлениями, мастера, оставшиеся в живых, разошлись по разным городам.

Приведенные данные говорят о том, что, несмотря на потрясения смутного времени, имелись и люди, знавшие хорошо «книжное учение», и те, кто умел это ценить (в данном случае правящие верхи во главе с молодым государем). Печатный двор к концу правления царя Михаила - крупное по тому времени предприятие: более полутора десятка работников разных специальностей, более десятка станков и другое типографское оборудование. К 1648 году, три года спустя после кончины Михаила, в типографии хранилось около одиннадцати с половиной тысяч экземпляров различных книг. Заметно продвинулись русские люди в накоплении научных знаний, технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном деле. Так русский мастер в 1615 году изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Часы на Спасской башне Московского Кремля сделали устюжские кузнецы крестьяне Вирачевы - дед, отец, внук, а проект подготовил англичанин Христофор Галлоуэй.

Русские мастера делали водяные двигатели для мануфактур. «Книга сошного письма»(1628-1629) дает указания о способах измерения земельных площадей; «Роспись» начала XVII века - об установке труб для подъема с разных глубин соляного раствора. Существовали руководства по изготовлению красок, олифы, чернил; травники, лечебники. Географические познания люди черпали из «Нового чертежа» (1627) - карты земель между Доном и Днепром, «Книги по Большому чертежу» - список городов и расстояний между ними. А «землепроходцы» и «мореходцы» в первой половине века прошли всю восточную Сибирь, Забайкалье, вышли к Тихому океану. Описания обширных пространств и их чертежи они присылали в Москву. А в статейных списках русские послы и их помощники сообщали сведения об иноземных государствах.

Усилиями властей послесмутной поры возобновляется по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлевские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный. В подмосковной усадьбе возводят церковь Покрова - в честь освобождения России от иноземцев захватчиков. Храм под тем же названием строит Д.М. Пожарский в своем Медведкове под Москвой. Замечательные шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего, в этом плане следует отметить кремлевские царские терема. Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружен несколькими златоглавыми церквушками. Столь же красочно и внутреннее убранство дворца. С 1643 года начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле. В разных городах строят пятиглавые соборы. В целом в архитектуру той поры все решительней проникают светские реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей.

То же относится к живописи. Иконы Строгановской школы, фрески в храмах, гравюры, миниатюры - во всех этих жанрах, в той или иной мере, присутствуют элементы нового.

Чаще всего невозможно говорить о политике правительства «двух государей» в области культурной жизни, однако можно отметить, что в ряде случаев их внимание, одобрение прослеживается при составлении некоторых литературных, исторических памятников, в строительстве культовых дворцовых зданий.

В культуре времени царя Михаила в России было сделано немало и в продолжение старых традиций, и в разработке новых идей и подходов. Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления - воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой. Наряду с привычным дворянским ополчением стали появляться полки нового строя - предшественники регулярной армии. Нельзя не отметить один несомненный успех во внешней политике двух государей, сыгравших большую роль в судьбе России: быстрое продвижение в Сибирь. В истории царь Михаил остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих. Уклад царского быта почти не изменился по сравнению со временами прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное богослужение, строгое соблюдение установленных обрядов. К концу жизни царя Михаила остался лишь один наследник - Алексей . он и сменил умершего царя на престоле.

2. Время царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676)

2.1 Начало царствования и волнения 1648 года

13 июля 1645 года, после кончины Михаила Федоровича, русским царем становится его сын, Алексей Михайлович Романов. Новому государю всего 16 лет. Царь Алексей отличался необыкновенно впечатлительным и подвижным характером, обладал недюжинным умом и душевной добротой и мягкостью. В первые годы своего царствования Алексей Михайлович мало участвовал в государственных делах и вверил управление ими своему воспитателю боярину Борису Ивановичу Морозову. Морозов был человеком своекорыстным и принадлежал к числу тех самоуправцев, на которых так жаловались земские люди при царе Михаиле. Вокруг Морозова собрался круг людей, еще более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали угнетать московское население, не только вымогая с него взятки, но умышленно возводя ложные обвинения на невинных людей и разоряя их. В 1648 году царь женился на дочери придворного Милославского. После царской свадьбы Морозов женился на другой дочери Милославского, и, таким образом, Милославский получил большое влияние. Сам человек грубый и жадный он оказывал покровительство своим родственникам и приятелям, таким же, как он сам. Заняв места в московских приказах, они дали себе полную волю и окончательно озлобили народ. В июне 1648 года произошел большой бунт. Толпа окружила государя во время крестного хода, жаловалась ему и требовала казни Морозова и прочих самоуправцев. Царь спас своего любимца, отправив его с конвоем в Кириллов монастырь. Другие чиновники были убиты толпой, а их дома разграблены и сожжены. Московские волнения отразились и на других городах. Молодой государь, живший спокойно и радостно в уверенности, что в его государстве все хорошо, был поражен произошедшим. Узнав, что Морозов обманул его доверие, царь больше не подпускал его к делам. Влияние перешло к другому любимцу царя, боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому, человеку большого ума и способностей. Царь узнал, что народ недоволен не только чиновниками, но и порядками, что о своих нуждах народ давно высказывался на земских соборах и что нужно менять не только чиновников, но и порядки.

2.2 Соборное уложение 1649 года

В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов - Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумной и правильной. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен жить и судиться; это - то и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый судебник не был напечатан, его можно было только списывать, и поэтому его мало кто знал. Дополнительные указы к нему знали только чиновники, народу они не объявлялись, а только записывались в «указные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивались, другие искажались; проверить же их не было никакой возможности. Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. Кроме того, необходимо было пересмотреть содержание законов, улучшить их и дополнить, что бы они соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это решено было сделать на земском соборе. Собор начал действовать 1 сентября 1648 года. На нем были выборные люди из 130 городов, как служилые, так и тяглые; заседали отдельно от боярской думы и духовенства. Они обсуждали старые законы и указы и просили царя об отмене устаревших или неудобных и принятии новых законов. Государь обыкновенно соглашался и новый закон утверждался. Важнейшие из новых законоположений были следующие: 1) духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли, и потеряло некоторые судебные льготы; 2) бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в слободках, своих крестьян и холопов и принимать к себе закладчиков; 3) посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них закладчиков и удалять из посадов всех, не принадлежащих к общинам людей; 4) дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»; 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска. Рассматривая все эти новые постановления, можно заметить, что все они сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских (горожан). Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами. Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишили их разных льгот. Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье. Законодательные работы были закончены в 1649 году и новый свод законов, названный Соборным Уложением, был напечатан и распространен по всему государству.

2.3 Медные деньги

Царь Алексей своим Уложением надеялся успокоить народ. Но всего через год после составления Уложения, в 1650 году, разразился сильный мятеж в Пскове и Новгороде. Он был вызван тем, что вследствие некоторых условий Столбовского мира московские власти посылали в шведские владения через Новгород и Псков деньги и зерно. Народ возмущался, обвинял воевод и бояр в измене и, наконец, перешли к открытому насилию над своими властями и над иностранцами, которые были причастны к вывозу денег и зерна. Так как местные воеводы не имели сил восстановить порядок , то к Новгороду и Пскову были выдвинуты войска. Новгородцы скоро повинились, а псковичи несколько месяцев оборонялись, запершись в городе. Царь не хотел кровопролития и передал дело собору. Собор послал в Псков посольство, которое уговорило народ возвратиться к порядку и повиновению.

Прошло пять лет, и настали новые беды. Начав войну с Речью Посполитой, царь отправился с войсками в Литву, а в это время во всем московском государстве (1654-1655) развилась страшная эпидемия чумы. Болезнь опустошала страну: опустели города, остановилась торговля, прекратились военные действия. Расходы на войну с трудом покрывались и в обычное время; чума подорвала окончательно средства правительства. Приток иностранного серебра уменьшился как вследствие общего упадка торговли, так и потому, что иноземцев перестали пускать дальше Архангельска. Не зная, откуда брать деньги, правительство принимает такую меру: прежде из привозного серебра оно чеканило мелкую серебряную монету - копейки. Теперь оно решилось эту мелкую монету делать из меди (которая была в 20 раз дешевле серебра), но выпускать ее по цене серебряной. С1656 года медные деньги появились в большом количестве и имели успех, потому что народ принял их доверчиво. Но прошло два года, и начались затруднения; пошли слухи, что мошенники стали подделывать деньги и что чиновники на монетном дворе стали сами себе и своим приятелям чеканить монету из собственной меди, а правительство неумеренно выпускало медные деньги и наводняло ими рынок. Ценность медной монеты стала падать, при этом товары начали сильно подниматься в цене. Тогда правительство установило правило, по которому платеж в казну надлежало делать серебряной монетой, из казны же по-прежнему выдавало в народ медь. Новые деньги совсем упали в цене: за 100 серебряных требовали 1000 или1500 медных. Это повлекло дороговизну, а с ней и голод для бедных людей. Доведенная до отчаяния московская беднота в 1662 году подняла бунт и, придя толпой к царю, требовала выдачи бояр, по их мнению, виновных в общем бедствии. Царь успокоил народ обещанием разобрать дело. Но вскоре явилась новая толпа, более возбужденная и озлобленная. Когда уговоры не подействовали, в ход было пущен оружие. Много было убито мятежников, много казнено, но стало ясно, что нельзя оставить дело в таком положении. В 1663 году медные деньги были отменены, даже запрещены. Вместо них казна пустила в обращение свой серебряный запас.

2.4 Движение Разина

Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; участники бунтов, - все это уходило из государства, где стало голодно и трудно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждой стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, не принимали всех беглецов в свой круг и не считали их равными себе казаками. Новоприбылые люди не получали жалование и носили прозвище голытьбы, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и приведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов были заняты домовитыми казаками, и поэтому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

Так как из Дона выхода на море не было, взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голутвенных появился решительный и смелый вожак Степан Разин, они легко собрались в большую шайку и ринулись на низовья Волги. В 1668 году казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря. Они произвели у персиян большие опустошения и зазимовали на островке, близ персидских берегов. Весной война возобновилась, но казаки думали о возвращении на Дон и потому оставили персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы пропустили их домой, отобрав лишь часть пушек и ненужные им морские суда. На Дону началось сильное брожение. Степан задумал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на поддержку черни. Весной 1670 года Разин отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Он взял города Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов. Чернь городская помогала казакам. Из городов бунт распространился по селам; поднимались крестьяне на своих помещиков; инородцы (мордва, татары) восставали на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя: они представляли себя верными царю и высшей власти. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Так Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не смог укрепиться и бежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен в 1671 году.

2.5 Культурный перелом

Тотчас после прекращения смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с иностранцами. В Московском государстве в большом числе появились западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора. Для исправления церковных книг в Москву были приглашены ученые богословы - греки с православного Востока и малороссийские монахи, учившиеся в киевских школах. Эти богословы не ограничивались только работами на Печатном дворе, где правились книги: они приобретали большое значение при патриаршем и царском дворах, влияя на церковное управление и придворную жизнь. Ученые киевляне становились учителями в царской семье, водили знакомство и дружбу с придворными людьми, обучали московскую молодежь греческой и латинской грамоте и богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве иноземное влияние, шедшее от западноевропейцев с одной стороны и греков и малороссов - с другой. К чуждому влиянию московские люди относились не все одинаково. Одни боялись заимствования со стороны и заботились о сохранении старых народных обычаев. Другие уже перестали верить в то, что Московское царство было единственным православным и богоизбранным. Смута, едва не погубившая Москву в начале XVII века, оказала большое влияние на умы москвичей. Ближе знакомясь с иноземцами во время смуты и после нее, москвичи поняли, что иноземцы образованнее их, богаче и сильнее. Наблюдая новых людей, москвичи начали понимать, что их прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным заблуждением, что надо учиться и перенимать у иноземцев все то, что может быть полезным и приятным для московского быта. Так появилось среди московских людей стремление к реформе, к улучшению своей жизни через заимствование у более просвещенных народов знаний, полезных навыков и приятных обычаев. В Москве распространились иноземные костюмы, вещи, музыкальные инструменты, картины. В Посольском приказе переводились, по царскому повелению, иностранные книги и делались выписки из иностранных газет. Европейское образование проникало в разные слои московского общества и увлекало московские умы настолько, что некоторые москвичи убегали за границу, желая найти себе лучшие условия для жизни. В свою очередь, заметив сильное брожение среди московских людей, западноевропейцы стремились в Москву все в большем количестве и просились на московскую службу или желали разрешения на торговлю. Даже католики думали о возможности начать свою пропаганду в Москве.

Так совершился в Московской Руси культурный перелом. Старые идеалы отживали и падали, новые нарождались и крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным человечеством.

2.6 Внешние дела

Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны. Предметом борьбы были польские владения на среднем Днепре, в которых русское население отложилось от Польши и само пожелало соединиться с православною Москвою. Война длилась 10лет (1657-1667) и закончилась Андруссовским перемирием на 13 с половиной лет. Царь Алексей возвратил Москве Смоленск и Северные земли, взятые поляками в смутное время, приобрел Левобережную Украину и на правом берегу Днепра Киев (Киев был уступлен полякам на два года, но остался за Москвою навсегда). В связи с польской войной находились и другие войны того времени. Царю Алексею пришлось воевать со шведами, которые вмешались в польские дела. Шведская война (1656-1659) окончилась ничем: воевавшие стороны остались при своих владениях. Так же как и шведы, в польские дела вмешались и турки. Они грозили войной за Украину одинаково и Польше, и Москве (1672). Царь страшился сильной Турции и делал спешные приготовления к турецкому нашествию, ожидая турок под Киевом. Однако дело ограничилось небольшим столкновением на левом берегу Днепра. Мир с турками был заключен уже при его сыне, царе Федоре.

Царь Алексей Михайлович Романов умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Заключение

Москва эпохи первых Романовых не была совсем разложившейся: в области политики она является даже укрепленной, расширившей свои размеры благодаря значительным аннексиям. Ушедшее на ликвидацию печального наследия Смутного времени царствование Михаила оставило в наследия Алексею положение действительно тяжелое: страна, все еще измученная и истощенная, звала к новым жертвам, для того, чтобы поддержать честолюбивые замыслы и содержать армию, обученную по-европейски. Этим объясняется восстание 1648 года. Новый кодекс, уничтожение закладничества и привилегий, предоставленных иностранной торговле, служили, с одной стороны, для успокоения наиболее сильного недовольства, но, с другой стороны, вызывали новые мятежи. В тот момент, когда Алексей занялся их подавлением, Хмельницкий просит вмешательства царя. Открывается великолепная перспектива, но она требует новых усилий и вложений. Однако, чума, враждебные действия со Швецией, возмущение диких племен на востоке, все это останавливает завоеванные или почти завоеванные результаты. Денег нет, кредитом злоупотребляют безрассудным образом. Попытка монетной реформы провалилась и повлекла за собой новые мятежи. В 1667 году Андрусовский договор дал относительно выгодный мир, но в том же году выступает на сцену Стенька Разин, а через год отпадение Брюховецкого на юге, Соловецкий бунт на севере привели к новому критическому положению. Потом наступил религиозный кризис со всеми последствиями политического и социального порядка. Страна еще держится, но в недрах провозглашенного раскола начинают подниматься массы. Законодательная или административная деятельность государства имела только одну цель: реализовать единство власти, укрепить авторитет, собрать богатую казну, создать мощную армию. Социальные интересы, индивидуальные права считались тогда ничем перед престижем, величием всемогущего государства. На этом пути и с этим идеалом, который она послушно приняла и передала потомкам, Москва XVII века не только добилась большого приращения территории, но посредством законченного развития самодержавия, полного установления крепостничества, кодификации 1648 года она определила на очень долгое время в известном смысле эволюцию отечественной истории.

Список используемой литературы

1. Академик С.Ф. Платонов. Русская история. С-П. 1994г.

2. Костомаров Н.И. «Государи и бунтари: Господство Дома Романовых» - Черни. 1996.

3. К. Валишевский. "Первые Романовы", Москва, 1993.

4. "Дом Романовых". СПб. 1992

5. Н.М. Карамзин. "История государства Российского", Москва,

6. Коржихина Т.П., Сенин А.О. История российской государственности. М., 1995.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать