Петр Первый

Петр Первый

- 64 -

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9.

Научно-исследовательская работа по истории.

Тезисы к выступлению на тему:

«Петр Первый»

Выполнила:

ученица 7 Б класса

Смирнова Ольга.

Научный

руководитель:

преподаватель истории

Охотникова Галина

Николаевна

Сибай, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Детство. Первое обучение.

2. Азовские походы. Развитие флота.

3. «Великое посольство».

4. Внутренние и политические события после «Великого посольства» и до начала Северной войны.

5. Начало Северной войны. Нарвская виктория шведов.

6. Внешняя политика после Нарвского сражения и до конца правления Петра.

7. Петра творенье.

8. Реформы Петра Первого.

а) Церковные преобразования.

б) Пошлина на штаны.

в) На ассамблеях.

г) Реформы государственного аппарата. Табель о рангах.

заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Петр I единственный, возможно, из правителей России, который сделал для неё столько, отдав ей максимум, а для себя взяв минимум из всего возможного, который обладал такой энергией и силой, который постоянно рвался вперёд, боролся с отсталостью своёй страны. Именно поэтому для своей работы я взяла тему, связанную с Петром I.

Ещё в детстве, не читая специальных книг, из художественных произведений, из фильмов я узнала о Петре. Теперь я решила изучить эту тему подробнее.

В своей работе я использовала книги Н.И.Костомарова, С.Ф. Платонова, В.И. Буганова, Н.И. Павленко и многих других. Изучая работы этих авторов, я составляла свой текст, который и представлен в моей работе.

В русской науке и публицистике, так же как и в зарубежной, история России нередко делиться на два периода - допетровский и послепетровский. Такова притягательная сила личности Петра Великого, первого российского императора, великого реформатора, и значительность того места, которое он занял своими деяниями в истории. Российский историк Сергей Михайлович Соловьёв называл Петра революционером на троне, и подобный взгляд в своё время был весьма распространён.

Дирижер взмахивает палочкой, и в притихший зал льются звуки к «Хованщине» Мусоргского - знаменитое «Утро на Москве-реке». Гениальная музыка говорит не только о том, что человек встречает каждый день зарю, восход солнца, обновление жизни, но и о другом: под воздействием музыки перед мысленным взором слушателя встаёт обновлённая Россия, воспрянувшая от темноты к свету; начинается новая эпоха - эпоха Петра Первого, преобразователя России, выведшего её на новые пути, от косной старины, повернувшего к новым замыслам и идеям.

В произведениях поэтов и работах учёных, в творениях музыкантов и художников не обошлось, как водится, без преувеличений. Однако, сам Петр сознавал значение того, что при нём происходило, и что сделал он лично. Он хорошо понимал, что строит не на пустом месте, а продолжает дело своих предшественников. В 1717 году, однажды на пиру царь, будучи в зените славы, обратился к князю Долгорукому. Тот отличался честностью, прямотой, слыл неподкупностью, нередко спорил с царём в Сенате. Петр сказал:

- Вот ты больше всех меня бранишь и так больно досаждаешь мне своими спорами, что я часто едва не теряю терпения. А как рассужу, то и увижу, что искренно меня и государство любишь и правду говоришь, за то я внутренне тебе благодарен. А теперь спрошу я тебя: как ты думаешь о делах отца моего и моих. И уверен, ты нелицемерно мне ответишь.

- Изволь, государь, присесть (царь стоял за стулом, на котором сидел князь), а я подумаю.

Петр сел рядом с Долгоруким, тот не которое время молчал, обдумывая ответ и поглаживая длинные усы. Наконец сказал:

- На вопрос твой нельзя ответить коротко, потому, что у тебя с отцом дела разные: в одном ты заслуживаешь хвалы и благодарности, в другом - твой отец. Три главных дела у царя: первое - внутренняя управа и правосудие. Это вше главное дело. Для этого у отца твоего было больше досуга, а у тебя ещё и времени подумать о том не было, и потому в этом твой отец больше тебя сделал. Но когда ты займешься этим, может быть, ты больше отцова сделаешь. Да и пора уж тебе об этом подумать. Другое дело военное. Этим делом твой отец много хвалы заслужил и великую пользу государству принёс, устройством регулярных войск тебе путь показал, но после него неразумные люди все его начинания расстроили, так что ты почти всё вновь начинал и в лучшее состояние привёл. Однако хоть и много я об этом думал, но ещё не знаю, кому из вас в этом деле предпочтение отдать, конец войны прямо нам это покажет. Третье дело - устройство флота, внешние союзы, отношения с иностранными государствами. В этом ты гораздо больше пользы государству принёс и себе чести заслужил, нежели твой отец, с чем надеюсь, и сам согласишься. Потому у умного государя не может быть глупых министров, ибо он может о достоинстве каждого рассудить и правые советы отличить.

Слова князя пришлись царю по душе. Он расцеловал Долгорукого.

- Благий рабе. В мале был, еси мне верен, над многими тебя поставлю.

Слова Петра в духе евангельской притчи отразили его отношение к сказанному Долгоруким. В том, что нелицеприятно и тонко сформулировал умный князь, содержится своего обзор и прошлого и настоящего, дается высокая оценка, хотя говориться о недоделках и упущениях обоих царей - отца и сына.

После слов, которые Петр услышал от Долгорукого, он даже обиделся, но не на Долгорукого, а на то, что такой критики ему раньше никто не давал. Возможно поэтому реформы, касающиеся государственного управления, «внутренней управы», приходятся в основном на последние годы жизни Петра.

Эта беседа Петра и Долгорукого убеждает в том, что уже современников Петра интересовал вопрос о соотношении сделанного этим великим человеком и его предшественниками. Россия никогда не стояла на месте, развивалась, хотя по-своему и не всегда так быстро, как другие страны со времени своего появления на исторической арене. Многое этому мешало: иноземные нашествия, ордынское иго, княжеские и боярские неурядицы. Образование единого Российского государства, при Иване III, и одновременное освобождение России от Золотой Орды вывело страну на новые рубежи.

Её развитие в XVI -XVII вв., несмотря на внутренние потрясения (опричнину и разорение последней трети XVI в., голодные годы в начале следующего столетия) и польско-шведскую интервенцию, продолжалось безостановочно.

Развитие России фактически началось с Ивана III, с учреждения приказов, продолжалось при Романовых, при Алексее Михайловиче, при Петре не было, пожалуй ни одной сферы жизни, которая если не сразу стала быстро развиваться, то хотя бы чуточку продвинулась вперёд. И сейчас мы живём в постоянных реформах и никак не можем прийти хотя бы к тому, к чему пришли в Европе.

Если человек хочет извлечь для себя что-либо полезное из прошлого, он изучая жизнь замечательных людей, непременно должен обратиться к личности Петра I. Титул «Великий» преподнесло ему правительство, Сенат. Но такое слово ставили рядом с ним и те люди, чья объективность вне сомнения. «…Действительно великий человек…» - писал о Петре Фридрих Энгельс. «… Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени; я не могу сам себя уверить, что один везде Петр, не многие; и не краткая жизнь, но лет тысяча…» - писал о Петре Михаил Васильевич Ломоносов.

1. ДЕТСТВО. ПЕРВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них - Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.

Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась. В 1672 году, 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром.

О первых днях царевича Петра сохранилось много любопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придворных праздников.

Крестили Петра только 29 июня в Чудовом монастыре и крёстным отцом был его брат, царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сняли меру» и в её величину написали икону апостола Петра. Очень рано маленького Петю стали забавлять игрушки, и игрушки эти почти исключительно имели военный характер. Если бы Царь Алексей жил более, можно было ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но отец умер, когда Петру не исполнилось и четырёх лет. Вот он остался без правильного образования. Некоторые историки считают, что начало обучения Петра положил ещё его отец. Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1675 года начали кого-то учить грамоте в царской семье, как это ясно из книг Тайного приказа. Но в царской семье не начинали учить детей раньше пяти лет, а Петру тогда было три с половиной года. Первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определён к нему уже царём Федором 12 марта 1677 года, поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно.

Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением псалтыря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Пётр начал учиться письму в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему больше не учил Петра.

Маленькому Петру было почти десять лет, когда он стал свидетелем ужасных событий. Что же случилось тогда?

В то время семья первой жены царя Алексея Михайловича - Марии Милославской спорила за власть с семьёй второй жены - Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра. Дворцовая партия Милославских переманила на свою сторону Стрелецкий приказ. Они убеждали стрельцов в том, что семья Нарышкиной и их окружение изменники.

Так 15 мая 1682 года произошёл стрелецкий бунт. Милославские дали знать утром этого дня в стрелецкие слободы, что изменники задушили царевича Ивана Милославского. Стрельцов звали в Кремль. Во дворце собрались, услышав о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле. Из криков стрельцов они узнали зачем явилось стрелецкое войско, и знали, что они считали Ивана убитым. Поэтому на дворцовом совете было решено показать стрельцам и Ивана, и Петра, чтобы убедить их в полном отсутствии измены и смуты во дворце. Царица Наталья вывела обоих на крыльцо и стрельцы, вступив в разговор с самим Иваном, услышали от него что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Эти слова показали стрельцам, что они жертвы чьего-то обмана, что изменщиков нет и истреблять некого.

Князь Михаил Юрьевич Долгорукий - начальник Стрелецкого приказа, решив, что стрельцы совсем присмирели и уже было собрались домой, начал подгонять их, грубо с ними обращаясь.

И без того разгорячённые стрельцы, разозлились и подстрекаемые Милославскими, они возвратились и на глазах Петра и Натальи Кирилловны убили Артамона Матвеева, кое-кого из семьи Нарышкиных и из бояр, присутствовавших там. На следующий день сцены убийств повторились. Но восстание стрельцов удалось подавить.

26 мая боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, провозгласили первым царём Ивана Милославского, а вторым Петра Алексеевича. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление по молодости царей, поручено было Софье, старшей сестре. 29 мая Софья согласилась править.

Во время правления Софьи Петр продолжал проживать с матерью в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили, другого ему не дали; он проводил время в потехах, окружённый сверстниками, без всяких дельных занятий: такая жизнь испортила и изуродовала бы всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра он наложила только тот отпечаток, что он, как сам позже сознавался, не получил в отроческих летах тех сведений, которые необходимы были для прочного образования. Через это небрежение Петру приходилось учиться многому уже в зрелом возрасте. Сверх того проведённое таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружающего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Петра ни чему не учили, но не могли убить в нём врождённой любознательности. Впоследствии Петр сам сообщал о тех случаях, которые направили его на избранную дорогу. Будучи 14 лет отроду он услыхал от князя Якова Долгорукого, что у него был такой инструмент, «которым можно было брать дистанции или расстояния, не доходя до того места». Молодой царь пожелал видеть инструмент, но Долгорукий ответил, что он украден. Царь поручил купить себе такой инструмент во Франции, куда Долгорукий ехал послом. В 1688 году Долгорукий привёз из Франции астролябию и готовальню с математическими инструментами. Вокруг царя не было ни одного человека, кто бы имел понятие, что это такое. Царь обратился к немцу-доктору, но и тот не умел владеть инструментами, а отыскал голландца Франца Тиммермана, который объяснил царю назначение привезённых вещей. Царь приблизил к себе Тиммермана и начал учиться у него арифметике и геометрии. Учитель был небольшой знаток своего дело, но ему достаточно было сделать Петру указания: талантливый ученик сам до всего добирался. До какой степени предшествующее воспитание было запушено, показывает то, что, учась на шестнадцатом году четырём правилам арифметики, он не умел правильно написать ни одной строчки и даже не знал, как отделить одно слово от другого, а писал три-четыре слова вместе, с бесконечными описками и недописками.

В то же время потехи царевича с ровесниками начинали приобретать нешуточный характер. Петр набирал в число потешных охотников всякого звания, и в 1687 году из них составилось два правильных полка, названных по имени подмосковных сёл: Преображенским и Семёновским. Нравилось Петру плавание на судах по воде, любил он и военные упражнения, и с помощью потешных соорудил на Яузе земляную крепость с орудиями и дал ей название Пресбурга.

Вот так в постоянных военных забавах прошло детство Петра Алексеевича.

2. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. РАЗВИТИЕ ФЛОТА

Все эти потехи были, так сказать, детским удовлетворением сильной жажды деятельности и великих подвигов, захватившей душу молодого царя. Недолго он довольствовался игрою в завоевания и кораблестроения. В конце XVII века Петр обратился к действительно важному предприятию. Предшествовавшая история оставила царствованию Петра вопрос с Крымом нерешённым. С XVI века московская Русь вела упорную борьбу с крымскими татарами за обладание громадным южным пространством нынешней России. Русские шаг за шагом продвигались всё дальше и дальше на юг, строились укреплённые города, около них возникали села и деревни. Народонаселение росло; богатая чернозёмами почва южных земель открывала для России источник таких богатств, о которых нельзя было и помышлять прежним поколениям, поневоле замкнутым в северных тундрах и лесах. Но благосостоянию южных областей продолжали мешать крымские татары. Для всякого политического ума ясно было, что движение России на юг должно было упереться в естественные границы Чёрного и Азовского морей и присвоить себе все черноморские берега, населённые тогда татарами, стоявшими под Владычеством Турции. Таким образом, впереди для России неизбежно было столкновение с Турцией; оно произошло при Алексее Михайловиче, повторилось в правление Софьи и пресеклось только до поры до времени по неумению найти удобные средства к ведению войны и по недостатку решимости. Петр сразу понял, что обладание морем важнейшая политическая задача России того времени, и со свойственной его юношескому возрасту отвагой, недолго размышляя, решился возобновить приостановленное предприятие.

В 1695 году Петр совершил поход на Азов, на крепость турок в устье Дона, которую его дед не принял из рук казаков. Турки и крымские татары по-прежнему разбойничали на южных границах России, опустошали украинские земли. Людям нужна была защита от врагов. А может ли молодой царь, известный играми защитить? Надо было доказать - может! В случае удачи были бы достигнуты и другие цели. Россия получила бы крепость, опираясь на которую можно продолжить продвижение к черноморским берегам. И ещё - в борьбе с боярами Петр рассчитывал на служилых дворян, на людей, получавших за службу землю; в центре страны земли уже розданы, если закрепиться в Причерноморье, то будет, чем привлечь к себе новых сторонников.

Поход 1695 года закончился тем, что русское войско вернулось в Москву с одним пленным турком. Крепость взять не удалось.

Первая неудача не повергла Петра в уныние, напротив, только побила его во что бы то ни стало овладеть Азовом и проложить себе путь к Чёрному морю. Он увидел необходимость построить на Дону гребной флот, во-первых, для действия против турков с моря. Мысль о переносе на Дон судостроительства с севера диктовали старые обычаи. Для сношения с донскими казаками и доставки им хлебных запасов давно уже строили на Дону и на берегах реки Воронежа плоскодонные суда, называемые стругами, имевшие от пятнадцати до семнадцати сажень в длину и до трёх в ширину. Постройке этих судов способствовали дремучие леса, которые, однако, и в то время чрезвычайно быстро уменьшались от крайне неправильной порубки. Пётр выбрал город Воронеж для устройства верфи, отправился туда сам зимою и в течение нескольких месяцев занимался постройкою судов. В других соседних местах в тоже время шла также постройка судов, которые спускались к Воронежу. Работали над этим делом 26 тысяч человек, высланных из украинских городов по наряду. Таким образом, было построено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера 1300 судов старой конструкции. Постройка судов шла с большими затруднениями: работники бегали от работы, жестокая зимняя стужа мешала скорости работы, вдобавок на месте, где проводились работы, происходили пожары. Царь, похоронивши своего брата Ивана, умершего скоропостижно 29 января 1696 года, немедленно отправился в Воронеж, несмотря на то, что у него болела нога; Пётр деятельно распоряжался постройкою, нередко сам принимался за топор. Для умножения сухопутного войска велено было ещё в декабре 1695 года кинуть клич, чтобы все охочие, не исключая крепостных, записывались в солдаты и стрельцы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать