Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры

Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры

41

Реферат

по истории

на тему:

"Развитие Аргентины, Бразилии и Мексики в условиях представительной демократии. Чили после диктатуры"

2009

Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии - ведущих стран Южной Америки - ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов во главе с Раулем Альфонсином. Новое правительство восстановило демократические свободы, действие конституции. Были официально легализованы партии, профсоюзы, общественные организации, отменены преследования по политическим мотивам, было разрешено вернуться на родину политэмигрантам. Начались реорганизация и сокращение вооруженных сил, были урезаны расходы на оборону. Члены трех военных хунт 1976-1982 гг. во главе с бывшими президентами-диктаторами X. Виделой, Р. Виолой и Л. Гальтиери как главными виновниками репрессий и нарушений прав человека в период военного режима, а также ряд других высших офицеров были отданы под суд. В декабре 1985 г. большинство из них, в том числе и все три бывших президента, получили длительные сроки тюремного заключения. Суд над руководителями военной диктатуры имел большой резонанс не только в Аргентине, но и за ее пределами.

Позитивные перемены произошли во внешней политике. Еще при президенте Биньоне после военного конфликта с Великобританией из-за Фолклендских островов возобновилось и теперь получило дальнейшее развитие деятельное участие Аргентины в Движении неприсоединения. В мае 1984 г. Альфонсин стал одним из учредителей совместно с президентами и главами правительств Мексики, Индии, Танзании, Швеции и Греции "Делийской шестерки". Ее участники взяли на себя инициативу выступлений за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире от имени представляемых ими регионов мира.

Видная роль принадлежала правительству Альфонсина в создании Группы поддержки Контадоры и в ее выступлениях против военного вмешательства извне в дела Центральной Америки, за мирное решение центрально-американского конфликта. Достижением правительства явилось урегулирование в 1984-1985 гг. на основе взаимного компромисса многолетнего пограничного конфликта Аргентины с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли.

Аргентина протестовала против милитаризации Великобританией Фолклендских островов и установления вокруг них Лондоном в 1987 г.150-мильной "зоны безопасности", затрагивавшей права Аргентины на территориальные воды, что еще более обострило отношения двух стран. Правительство Альфонсина высказывалось за решение спора о принадлежности островов путем переговоров. Аргентине удалось добиться поддержки своей позиции странами Латинской Америки, Движением неприсоединения и Генеральной Ассамблеей ООН, но Великобритания категорически отказывалась обсуждать этот вопрос.

Давнее соперничество Аргентины с Бразилией сменилось при Альфонсине в августе 1986 г. соглашением об интеграционном союзе двух крупнейших стран Южной Америки. Эти страны совместно участвовали в более широкой Группе Рио-де-Жанейро, образованной в конце 1986 г. бывшими членами Контадорской группы и Группы поддержки Контадоры для координации усилий в области экономики и внешней политики. Общим для обоих государств стало требование превратить Южную Атлантику в зону мира.

Еще в годы военного режима стремительно расширилась торговля Аргентины с Советским Союзом-с 0,3 млрд. долл. в 1977 г. до 3,5 млрд. в 1981 г. СССР превратился в ведущего покупателя аргентинского зерна и мяса. Однако в связи с тем, что Аргентина делала незначительные закупки в СССР, дальнейшее развитие этих отношений застопорилось и объем торговли стал сокращаться. Правительство Альфонсина проявило заинтересованность в поисках путей к уменьшению дисбаланса и развитию установившихся связей. В октябре 1986 г. впервые в истории президент Аргентины посетил СССР. Были заключены соглашения об экономическом, научном и культурном сотрудничестве и договор о рыболовстве в Южной Атлантике.

С большими трудностями столкнулось правительство в экономической области из-за последствий кризиса 1980-1982 гг. и огромной внешней задолженности. ВВП в 1984 г. увеличился на 2,5%, а в 1985 г. сократился на 4,5%. Инфляция в 1984 г. подскочила до 688%. Уровень заработной платы, повышенный с приходом к власти Альфонсина, стал отставать от цен, несмотря на распоряжение правительства о ее ежемесячной индексации соответственно росту цен. Сохранялась высокая безработица.

Не будучи в силах выплатить накопившуюся задолженность кредиторам по внешнему долгу, достигшему 53 млрд. долл., Аргентина была вынуждена пойти на соглашения с ними, по которым в обмен на льготные условия выплаты процентов и рефинансирование задолженности власти страны обязались сократить дефицит бюджета и инфляцию. В июне 1985 г. правительство Альфонсина приняло соответствующий план оздоровления экономики "Аустраль". Был урезан госбюджет, началась распродажа некоторых государственных предприятий, замораживались цены и заработная плата, вводилась новая денежная единица - аустраль, равная 1 тыс. прежних песо. Прошла волна увольнений. Эффект этих мер оказался кратковременным. Инфляция в 1986 г. уменьшилась до 82%, возобновился рост экономики: ВВП увеличился в 1986 г. на 6%, а промышленное производство - на 12,8%. Однако в 1987 г. ситуация вновь стала ухудшаться. В 1988 г. промышленное производство упало на 5,5%, в 1989 г. - еще более. Занятость в промышленности в 1987 г. составила 95% от уровня 1983 г. Инфляция в 1988 г. достигла 388%, а в 1989 г. - почти 4000%.

Нарастало недовольство рабочих. За 1984-1988 гг. состоялось 13 всеобщих забастовок против экономической и социальной политики правительства, в каждой из которых участвовало от 5 до 8 млн. человек. Возглавляло выступления перонистское руководство ВКТ.

Компартия Аргентины, ранее выступавшая за союз всех демократических сил, включая перонистов и радикалов, в 1985-1986 гг. осудила такой курс как оппортунистический и перешла на позиции острой критики правительства и буржуазных партий, поставив задачей создание фронта противостоящих им революционных сил. В конце 80-х годов коммунисты добились сотрудничества с рядом малочисленных крайне левых партий. Блок этих партий с участием коммунистов получил на всеобщих выборах в мае 1989 г.2,4% голосов, не сумев расширить свою узкую социальную базу.

Неспокойно было в армии, недовольной судебными процессами против военных. Трижды предпринимались попытки военных мятежей, заставившие правительство приостановить судебные процессы.

Ухудшение обстановки в стране и падение авторитета радикального правительства Альфонсина привели к поражению кандидата правящей партии "Радикальный гражданский союз" на президентских выборах 14 мая 1989 г., получившего 32,5% голосов. Победителем с 47,3% голосов стал перонист Карлос Менем. Расширили свои позиции правоцентристские партии.

Карлос Менем, аргентинец арабского происхождения, в свое время пострадавший от репрессий при военном режиме, до выборов был губернатором небольшой заштатной провинции Ла-Рьо-ха. В избирательной кампании он удачно апеллировал к наследию Перона, умело использовал яркую националистическую риторику, критиковал политику правительства Альфонсина как не отвечающую интересам народа и нации, выступал за приостановку платежей по внешнему долгу, обещал повысить заработную плату и снизить налоги. Менем старался выглядеть в глазах аргентинцев волевой "харизматической" личностью, способной осуществить чаяния различных слоев общества и вывести страну из кризисного состояния. В то же время он предпочитал не слишком конкретизировать, как он выполнит сделанные обещания. Личное обаяние придавали ему мужественная внешность, живописные бакенбарды, слава спортсмена. Несмотря на свой солидный уже возраст и невысокий рост, Менем и после того, как стал президентом, часто демонстрировал свое мастерство прекрасного гонщика, авиапилота, теннисиста, играл в футбол и в баскетбол вместе с лучшими аргентинскими спортсменами, в том числе со знаменитым футболистом Диего Марадоной, что широко освещалось в прессе, приковывало внимание публики к экзотическому президенту.

После выборов обстановка в республике продолжала обостряться. Только за май 1989 г. цены выросли на 78,5%. В конце мая вспыхнули продовольственные волнения, охватившие ряд городов. Толпы отчаявшихся людей нападали на магазины и захватывали продукты.30 мая власти ввели на месяц осадное положение. Произошли столкновения полиции и войск с населением. Десятки человек были убиты и ранены. В июне цены подскочили еще почти на 200%.

Сложившаяся ситуация заставила Альфонсина досрочно 8 июля 1989 г. передать власть избранному президентом Менему. Впервые за долгие десятилетия власть в республике передавалась законным путем от одного конституционного президента другому. После 13-летнего перерыва снова, в третий раз, у власти в Аргентине оказались перонисты.

Политика перонистского правительства К. Менема разительно отличалась от традиционного перонистского курса и во многом противоречила его собственным предвыборным обещаниям. Вместо пероновских лозунгов "хустисиализма" и "национального социализма" Менем предпочел тезис о "гуманном капитализме". Он привлек к сотрудничеству с правительством правоцентристскую партию "Союз демократического центра" и ее лидера Альваро Альсогарая, представителей крупного капитала. Чтобы преодолеть гиперинфляцию и дезорганизацию экономики, правительство Менема сократило бюджетные ассигнования и установило контроль над ростом цен и зарплаты. Это привело к увеличению безработицы и падению реальной заработной платы, но инфляция уже в сентябре уменьшилась до 9% за месяц. Разрабатывались дальнейшие шаги по снижению государственных расходов и стимулированию частных местных и иностранных капиталовложений. В августе 1989 г. был принят закон, предусматривавший приватизацию в ближайшие годы 35 крупнейших государственных компаний: транспорта, средств связи, ряда нефтехимических заводов и других - как раз тех, что были созданы Пероном, но которые теперь стали малоэффективными и убыточными для государства. Предусматривалось также значительное сокращение бюрократического аппарата и персонала остававшихся в руках государства компаний. Такой резкий отход от политики основателя перонизма вызвал недовольство не только левых сил, но и части правоверных перонистов. Зато эти меры встретили одобрение крупного капитала и правых партий.

Карлос Менем призвал рабочих и служащих поддержать предлагаемый им "социальный пакт" и ради Стабилизации экономики и привлечения иностранных инвестиций отказаться на время от требований улучшения их положения. В перонистской ВКТ обострилась борьба между теми, кто поддержал такой призыв, и руководителем профцентра С. Убальдини и его сторонниками, настаивавшими на защите интересов трудящихся. В октябре 1989 г. ВКТ раскололась на две организации с аналогичным наименованием:

оппозиционную ВКТ во главе с С. Убальдини и проправительственную во главе с г. Андреони. Официальная ВКТ при поддержке правительства сумела укрепить свои позиции. Попытки оппозиционной ВКТ и ее лидера Убальдини организовать массовое противодействие политике Менема, в том числе всеобщие забастовки и манифестации, в условиях раскола большого успеха не получили. В дальнейшем этот профцентр не смог устоять и распался.

Уязвимыми сторонами в действиях оппозиционных Менему сил были их разобщенность и отсутствие конструктивной альтернативы правительственному курсу. Они делали акцент на критике негативных сторон социальной и экономической политики правительства, по сути остававшейся неоконсервативной, выдвигая "перераспределительные" социальные требования, лозунги возврата к государственному протекционизму и жесткой позиции в отношении ТНК и по вопросу выплаты внешней задолженности, что явно не отвечало новым реалиям и возможностям страны. Строгая антиинфляционная политика помимо негативных социальных результатов углубила продолжавшийся экономический Влад. Валовой внутренний продукт в 1990 г. сократился еще на 2% ИВ условиях либерализации экономики и усиления позиций крупного местного и транснационального капитала мелкие и средние национальные предприниматели разорялись. В конце 1989 - начале 1990 г. вновь выросла инфляция, возобновились нападения бедноты на магазины. Тем не менее правительство настаивало на своем курсе, на необходимости, по словам президента, "хирургической операции высшего класса без анестезии", с тем чтобы вывести страну из. кризиса, осуществить в возможно кратчайшие сроки технологическую модернизацию, интегрировать Аргентину в мировое хозяйство и ряды развитых государств. В марте 1990 г. был принят новый пакет мер по стабилизации экономики и сдерживанию инфляции. Последовали дальнейшие сокращения государственных расходов, массовые увольнения служащих государственных учреждений и предприятий, широкая распродажа государственных компаний, среди них телефонная и авиакомпания. Некоторые нефтяные месторождения были переданы иностранным корпорациям, с тем чтобы с их помощью расширить нефтедобычу и не только полностью удовлетворить потребности страны в нефти и нефтепродуктах, но и превратить Аргентину в их экспортера. Были увеличены подоходные налоги, цены на горючее, электроэнергию, транспорт. Продолжалась линия на сдерживание заработной платы и ограничение прав трудящихся госсектора.

В марте 1991 г. новым, уже четвертым с начала президентства Менема министром экономики стал 45-летний Доминго Кавальо, предпринявший энергичные меры по исправлению финансового и экономического положения. В апреле 1991 г. правительство резко снизило импортные пошлины, чтобы сбить цены на внутреннем рынке и стимулировать конкурентоспособность национального производства. Это привело к росту импорта потребительских товаров в 3 раза в первой половине 1992 г. по сравнению с аналогичным периодом 1991 г. Был упразднен государственный контроль над ценами и валютным рынком, отменены субсидии на товары первой необходимости, введена конвертируемость аргентинской валюты. С января 1992 г. восстанавливалась существовавшая до 1985 г. традиционная аргентинская денежная единица - песо. І песо заменил 10 тыс. аустралей и приравнивался к 1 доллару. Такой паритетный курс оставался стабильным на протяжении 1992 и 1993 гг. Это ударило по валютным спекулянтам. Власти усилили контроль над сбором налогов, пригрозив суровыми санкциями уклонявшимся от их выплаты. В результате приток поступлений в казну от налогов увеличился в полтора раза. Еще более возросли масштабы приватизации и соответственно выручка от продажи государственных компаний. Передача части государственной собственности в счет долговых обязательств страны помогла сократить внешнюю задолженность Аргентины, достигшую к 1990 г.64 млрд. долл.

Принятые меры дали плоды. Дефицит бюджета ликвидирован. Валютные резервы Центрального банка в 1992 г. достигли 11 млрд. долл. Инфляция упала с 4000% в 1989 г. до 170% в 1991 г. и 12% в 1993 г. После длительного застоя и спада производства ВВП Аргентины в 1991-1994 гг. ежегодно увеличивался на 5-8%. Стали возвращаться в страну вывезенные в предыдущие годы за рубеж национальные капиталы. Увеличился приток иностранных инвестиций и новых кредитов. В апреле 1993 г. Аргентине удалось, восстановив доверие кредиторов, добиться от коммерческих банков отсрочек и льгот в выплатах по внешней задолженности и сокращения ее на 11 млрд. долл. '

Однако достигнутые успехи имели свою оборотную сторону. Либерализация внешней торговли и резкое увеличение импорта привели не столько к росту конкурентоспособности местного производства, сколько к вытеснению на внутреннем потребительском рынке импортными товарами национальной продукции и разорению многих аргентинских предпринимателей. Другим следствием был рост внешнеторгового дефицита. Аргентинский экспорт сталкивался на мировом рынке с конкуренцией и оградительными протекционистскими заслонами со стороны ведущих стран Запада. Львиная доля доходов от приватизации шла на оплату внешней задолженности, которая, несмотря на это и на все скидки, не уменьшилась из-за непрерывно набегавших больших процентов и новых займов и кредитов. Сохранялась постоянная зависимость Аргентины от мировых финансовых центров, диктовавших стране-должнику свои условия и варианты экономической политики. К тому же приватизация не могла быть долгосрочным источником поступления средств в казну, ибо количество остававшихся государственных предприятий быстро уменьшалось. Кроме того, распродажа ключевых, стратегических звеньев национальной экономики вела к переходу контроля над ними к зарубежным транснациональным компаниям, что еще более усиливало зависимость страны от ведущих центров международного капитала, озабоченных в первую очередь собственными интересами. Это создавало потенциальную угрозу суверенитету республики.

Высокой оказалась социальная цена "шоковой терапии" по, монетаристским неоконсервативным рецептам, предпринятой правительством Менема. Сокращение государственных расходов привело к свертыванию социальных программ, снижению заработной платы работников бюджетной сферы, увольнениям в их среде. Ограничивались права профсоюзов. Численность ВКТ уменьшилась до 2 млн. человек. Усилились социальные контрасты. Сокращение реальной заработной платы продолжалось и при начавшемся с 1991 г. росте производства. Жизненный уровень большинства 33-миллионного населения Аргентины в 1992 г. оставался ниже середины 70-х годов. В условиях бедности проживало /! населения.45% аргентинцев не имели достаточных средств для приобретения элементарно необходимых продуктов, хотя магазины и рынки наполнились товарами. Учителя, государственные служащие, неквалифицированные рабочие получали зарплату, в 4 раза меньшую прожиточного семейного минимума.

Трудным было положение пенсионеров. Полная и частичная безработица в 1994 г. достигла 20% ЭАН. В столице от хронического недоедания в год умирало до 50 тыс. детей.

Продолжающееся ухудшение условий жизни большинства на фоне начавшегося роста экономики воспринималось особенно болезненно. "Кредит доверия" президенту-перонисту, готовность населения на жертвы ради выхода из экономических трудностей истощались. В декабре 1992 г.70% опрошенных аргентинцев не одобряли социально-экономическую политику Менема. В 1992 г. участились забастовки, манифестации протеста трудящихся ряда категорий, особенно преподавателей, работников госсектора, пенсионеров. Даже лояльная правительству перонистская ВКТ пригрозила всеобщей забастовкой. Впрочем, ее лидеры не решились на прямую конфронтацию с властями и "своим" президентом. В декабре 1991 г. ассамблея аргентинских епископов подвергла критике правительство и власть имущих за отсутствие сострадания к наиболее бедным гражданам, высказавшись за то, чтобы реформы имели гуманные, а не сугубо технократические цели.

Престиж Менема подрывали разоблачения в коррупции, принявшей широкие масштабы, особенно в процессе приватизации, причастности к наркобизнесу высших эшелонов власти, в том числе друзей и родственников президента, а также скандальный разъезд его с женой. В конце 1993 г. массовые народные волнения произошли в северных провинциях.

Тем не менее в целом правительству удалось удерживать ситуацию в стране под контролем.

Менем старался обеспечить лояльность правительству и конституционному режиму вооруженных сил, способствовать созданию в стране атмосферы "забвения прошлого" и консолидации национального единства. С этой целью 10 октября 1989 г. был издан декрет об амнистии основной части осужденных за репрессии военных, а также активистов левых вооруженных организаций, боровшихся против военного режима. Решение было примечательно тем, что Менем амнистировал тех, по чьему приказу сам в годы диктатуры просидел несколько лет в тюрьме. Декрет об амнистии военных вызвал протесты левых сил, радикалов, правозащитных организаций, но не избавил правительство от проявления недовольства в рядах армии падением ее престижа и роли в жизни страны. Утром 3 декабря 1990 г. группа военных подняла мятеж и захватила главный штаб армии и некоторые другие объекты в столице. Мятежники потребовали смены военного руководства, полной амнистии всех военных, усиления внимания властей к армии. Менем принял энергичные меры против мятежа, который к ночи был подавлен верными правительству частями. В бою погибло 19 и было ранено 200 человек, 300 мятежников сдались. Зачинщики были преданы суду военного трибунала. И все же в конце декабря Менем помиловал еще оставшихся в заключении бывших президентов генералов X. Виделу и Р. Виолу и других деятелей военного режима 1976-1983 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать