В 1812 г. | 1346 тыс. руб. | |
В 1813 - 1820 гг. средн. | 3161 тыс. руб. | |
В 1821 - 1830 гг. средн. | 2680 тыс. руб. | |
В 1831 - 1840 гг. средн. | 2637 тыс. руб. | |
В 1841 - 1850 гг. средн. | 3437 тыс. руб. | |
В 1851 - 1860 гг. средн. | 4319 тыс. руб. | |
В 1861 - 1870 гг. средн. | 8768 тыс. руб. | |
В 1871 - 1880 гг. средн. | 13595 тыс. руб. | |
В 1881 - 1885 гг. средн. | 21689 тыс. руб. | |
В 1886 - 1890 гг. средн. | 31380 тыс. руб. | |
В 1891 - 1895 гг. средн. | 39100 тыс. руб. | |
В 1896 г. | 45280 тыс. руб. | |
В 1897 г. | 46617 тыс. руб. | |
В 1898 г. | 48138 тыс. руб. |
Последние сведения о распределении этих сборов по главнейшим статьям с указанием числа выбранных документов и рода предприятий, а также их торговых оборотов и приблизительной прибыльности, относятся к 1897 г. и представляют дело в следующем виде. Смотря по размерам и характеру торговли, выбираются разные документы: А -- для крупных предприятий (документы первой гильдии), Б - для средних предприятий (документы второй гильдии), В -- для мелких предприятий и Г -- для приказчиков.
Род документа | В тысячах | ||||
1885 | 1890 | 1895 | 1897 | ||
А | 21 | 25 | 27 | 30 | |
Б | 284 | 322 | 368 | 371 | |
В | 563 | 686 | 777 | 816 | |
Г | 226 | 262 | 282 | 289 | |
А+Б+В+Г | 1094 | 1296 | 1454 | 1506 |
Установление процентного и раскладочного сборов в значительной мере урегулировало распределение рассматриваемого налога.
При распределении всех торговых сборов по отдельным губерниям оказывается, что две столичные губернии несут четвертую часть всего налога, распределяя ее почти поровну между собою; затем следуют губернии Киевская, Варшавская и Херсонская, на которые он ложится в размере 3-4 %, Лифляндская и Пермская губ. -- от 2 до 3 %, а все остальные платят менее 2 %, Распределение документного сбора по родам предприятий в 1897 г. представляется в следующем виде: 1 гильдия -- 4927 тыс. руб., 2 гильдия -- 12105 тыс. руб., мелочной торг -- 6713 тыс. руб., промысловые свидетельства -- 839 тыс. руб., приказчичьи свидетельства -- 3140 тыс. руб., свидетельства на разводный торг -- 259 тыс. руб., свидетельства на разносный торг--101 тыс. руб., ярмарочные сборы -- 337 тыс. руб., разного рода взыскания -- 1123 тыс. руб. Что касается распределения дополнительных торговых сборов по предприятиям, то следует заметить, что процентному сбору подлежат акционерные, паевые, кредитные и т.п. торгово-промышленные предприятия, уплачивающие гильдейские пошлины и обязанные печатать отчеты о своих операциях; он взимается с чистой прибыли. Раскладочным сбором сначала (в 1885 г.) были обложены только гильдейские предприятия, но впоследствии он был распространен, хотя не повсеместно, и на предприятия негильдейские и обложенные акцизом. Общее число предприятий, подлежащих процентному сбору, со времени его введения колебалось в следующих пределах:
Торговые | Промышленные | Итого | ||
В 1885 - 1889 гг. | 714 | 392 | 1106 | |
В 1890 - 1894 гг. | 756 | 450 | 1206 | |
В 1895 г. | 843 | 496 | 1339 | |
В 1896 г. | 864 | 528 | 1392 | |
В 1897 г. | 905 | 600 | 1405 |
1. Торговые | 1885 | 1897 | |
Ипотечные учреждения | 8395 | 12284 | |
Коммерческий кредит | 21677 | 34701 | |
Страховые общества | 5057 | 5542 | |
Перевозочные предприятия | 3694 | 6325 | |
Прочие | 4186 | 9335 | |
2. Промышленные | |||
Мануфактурные | 9056 | 40309 | |
Обработка металлов | 2543 | 36923 | |
Добыча и обработка нефти | 2474 | 5955 | |
Свеклосахарные | 6041 | 10464 | |
Производство питей и напитков | 2250 | 4592 | |
Прочие | 4965 | 6146 |
Наибольшая часть раскладочного сбора, как и документного, падает на столичные губернии: Московская губ, уплатила 19 %, Санкт-Петербургская 18 Ѕ %, Херсонская -- 11 %, Варшавская -- 10 %, Петроковская - 4,8 % и пр. Таковы общие размеры оборотов внутренней торговли, насколько этот сложный вопрос может быть освещен данными о торговых сборах. Действительные ее обороты должны быть гораздо больше, так как многие ее стороны вовсе не поддаются никакому учету.
В развитии торговли имеет весьма большое значение образование союзов, или товариществ, из отдельных предпринимателей для совместной торгово-промышленной деятельности. Из трех главных форм предпринимательских союзов -- полного товарищества, коммандитного общества и акционерного общества -- в настоящее время наиболее распространенною формою является последняя. Первое акционерное общество - Российско-Американская компания -- было учреждено в России ровно сто лет тому назад -- в 1799 г.; затем в продолжение последующих 37 лет образовалось еще 9 других, действовавших на особы основаниях, и только в 1836 г. было издано первое положение о компаниях на акциях. Число ежегодно учреждаемых акционерных товариществ за последнее полустолетие обыкновенно не превышало 30-40, не за последние пять лет в этом отношении проявляется замечательное оживление: в 1893 г. утверждено 56 уставов разных обществ с капиталом в 63 млн. руб., в 1895 г. -- 90 с капиталом 116 млн. руб., 1896 -- 139 с капиталом 191 млн. руб., в 1897г. -- 151 с капиталом в 232 млн. и в 1898 г. -- 151 с капиталом 244 млн. руб. Увеличивается не только число товариществ, но в еще большей мере возрастает капитал, вносимый ими в торгово-промышленные предприятия. К началу 1898 г. акционерных обществ считалось в России 1146 с капиталом в 20б1 млн. р., в том числе основным в размере 1806 млн. руб. и запасным - 255 млн. руб. Из общего числа предприятий этого рода иностранных считается 115 с капиталом в 337 млн. руб.; 208 обществ, или 17,9 %, занимаются торговыми операциями (почти три четверти их относятся к кредитным, транспортным и страховым) и 938, или 82,1 %, -- промышленными предприятиями, в том числе 219 занято обработкой питательных продуктов, 219 -- обработкой волокнистых веществ, 134 - горными промыслами, 109 -- обработкой металлов. В 1898 г. допущены к операциям в России 23 иностранных анонимных компании с основным капиталом в 96 млн. руб.
Ярмарки и так называемые торжки являются в России наиболее древней формой общения продавцов и покупателей; прежде они приурочивались обыкновенно к местам временного скопления массы народа, преимущественно на богомольях и во время храмовых праздников. Сюда привозили с собою собственные произведения и обменивались ими с другими, так как местный сбыт всегда имел ограниченные размеры. Торговля в таких местах имела преимущественно меновой характер: каждый посетитель ярмарки или торжка одновременно был и продавцом, и покупателем; он или обменивал свои произведения на другие, или, продав их за наличные деньги, спешил приобрести на эту сумму необходимые ему товары. С течением времени вследствие неудовлетворительности путей сообщения и разобщенности населенных пунктов некоторые ярмарки приняли характер важных торговых центров, куда к определенному сроку свозились из разных мест, иногда очень отдаленных, даже из чужих стран (например, из Персии и Бухары -- на Макарьевскую ярмарку) весьма разнохарактерные товары, оттуда перераспределявшиеся в другие места. Товаром запасались обыкновенно от ярмарки до ярмарки, и к этому же времени приурочивались расчеты торговцев между собою. Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки -- Макарьевская, переименованная впоследствии в Нижегородскую, и Ирбитская, Первая из них ведет свое начало с XVI в. и благодаря счастливому географическому положению вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817). Наибольшего размера обороты Нижегородской ярмарки достигли в 1881 г. -- 246 млн. руб. по привозу товаров и 243 млн. руб. по продаже их. По мере улучшения водных и сухопутных сообщений, а главное -- развития рельсовой сети, кредитных и транспортных учреждений и пр. -- ярмарочная торговля стала терять свое значение, так как нет необходимости запасаться товаром на целый год, когда его можно получать по мере надобности во всякое время; нет также необходимости лично ездить на ярмарку для производства расчета и выбора товара, когда это можно сделать через банки, по образцам и т. п. Успех новых учреждений подорвал значение ярмарок, которые пока продолжают делать значительные обороты.
Всех ярмарок по переписи 1894 г. 16604 в 6830 пунктах (в Европейской России - 14048, Привислянском крае - 1877, на Кавказе - 143, Сибири - 447, в среднеазиатских владениях - 89). Крупная торговля происходит лишь на 22 ярмарках, тогда как на 6045 обороты не превышают 1 тыс. руб. и на 5601 - 5 тыс. руб. В общем итоге 70 % всех ярмарок в России производят торговлю на сумму не свыше 5 тыс. руб.
Для облегчения отношений торговцев и посредников между собою в крупных торговых центрах учреждаются биржи для покупки и продажи товаров или фондов. Первая попытки учреждения в России биржи по немецкому образцу принадлежит Петру I, но она не имела успеха, и русские купцы долго не могли привыкнуть к биржевым операциям. Медленное развитие биржевой торговли в России находится в непосредственной связи с ярмарочным торгом -- с одной стороны, и с распределением народонаселения -- с другой. Крупных населенных пунктов, ведущих торговлю внешнюю или внутреннюю в больших размерам, весьма немного; большинство из них к тому времени уже имеют биржи европейского образца.
Колебание товарных цен имеет весьма большое значение в экономической жизни страны. Оно вызывается не только местными условиями, но при тесном общении в области товарообмена России с другими государствами -- и общим состоянием всемирного рынка. По сведениям департамента торговли и мануфактур, цены на 58 наиболее ходовых товаров, обращающихся во внутренней и внешней торговле за текущее десятилетие (1891--1898), по сравнению со средними ценами 1890г., принятыми за единицу, поднялись в общем на Ѕ %. Наибольшее вздорожание -- на 9 % -- замечается на масличных продуктам, преимущественно на конопляном и льняном семенах, а также маслах из них: вздорожание замечается, хотя и в меньшей мере, также и на животных продуктах в общем на 6 %; в наиболее интенсивной форме оно проявилось в 1893 г., но затем до 1897 г. следовало понижение, а в 1898 г. вновь произошло повышение. В хлебных ценах, несмотря на необычайное поднятие их в 1891 и 1892 гг., в общем не произошло заметного изменения вследствие падении их в 1895 и 1896 гг. Наиболее значительным колебаниям подверглись цены на рожь, которые в 1891 г. поднялись на 60 % против цен предшествующего года. Понижение замечается в ценах на просо, ячмень, кукурузу и горох. Цены на прядильные материалы в общем также мало изменились: лен и пенька значительно возросли в цене в 1894 г., но затем вновь пошли на убыль, хотя и не одинаково: на лен в 1898 г. они на 5 % ниже цен 1890 г., а на пеньку -- на 15 % выше цен 1890 г. Цена на хлопок в общем показывает стремление к понижению, цены на шерсть и шелк -- также. Группа ископаемых продуктов в колебаниях цен показывает стремление к понижению, особенно каменный уголь и чугун -- почти на 10 %; сильное вздорожание замечается относительно сырой нефти, но на готовых продуктах, например, на керосине, оно отразилось слабо. Москательные товары в общем подешевели на 3 %, а группа колониальных осталась без изменения; по отдельным товарам понижение цен замечается для сахара, риса, пряностей и фруктов; чай поднялся в цене на 3 %.
Для пшеницы и ржи, как главных предметов торговли, можно привести сведение за более продолжительное время: с 1843 по 1899 г. в Одессе на пшеницу и рожь и в Риге -- только на рожь. В начале указанного периода пшеница в Одессе стоила 48 коп. пуд; в первом же десятилетии она поднялась до 54,8 коп., а в последнем десятилетии дошла до 85,4 коп., т.е. поднялась на 56 %; там же цена на рожь поднялась с 35,8 коп. пуд в первом десятилетии до 65,1 коп. в последнем (1889 -- 1899), т.е. на 80 %; в Риге цена на рожь в те же периоды поднялась с 54,7 коп. до 75,5 коп., т.е. на 38 %. Без сомнения, в данном случае большое влияние имело колебание курса серебряного рубля, но если и это принять во внимание, то все-таки в результате окажется стремление к повышению, а не к понижению, между тем как в других странах замечается обратное явление: в первом н последнем десятилетии полувекового периода 1849 -- 1898г. в Англии цена на пшеницу понизилась с 150 коп. зол. до 69 коп. за пуд, а в Кенигсберге -- с 104 до 75 коп. зол. за пуд.
Для обмена произведениями добывающей и обрабатывающей промышленности до начала второй половины 19 в. Россия пользовалась исключительно водяными путями и грунтовыми и шоссейными дорогами. Какое место занимают в нашей торговле те или другие товары, можно судить из данных о движении грузов; так, прежде главными предметами перевозки служили хлеб, каменный уголь, лесные материалы, в впоследствии к ним присоединились еще продукты; в настоящее время в совокупности они составляют около половины всей перевозки железных дорог (в 1890 г. -- 58 %, в 1897 -- 54,8). Соотношение между перевозками хлебов, лесных материалов и пр., а также каменного угля и нефти, особенно характерно выражается в период времени с 1890 по 1897 г.: в начале периода перевозка хлебов (пшеницы, ржи, ячмени и овса) составляла 16,7 %, а в конце 14,1 %; лесные материалы и дрова в начале составляли 14,9 %, а в конце -- 12,4%; участие каменного угля в процентном отношении не изменилось -- 16,5%, участие же нефти и керосина возросло с 5,9% в 1890 до 7,6% в 1897 г. Если из нефтяных продуктов выделить керосин и смазочные масла, то почти все остальные продукты идут на отопление, и перевозка их в 1897 г. составила 4,1 % всей перевозки, тогда как перевозка дров составила тогда же 5,2 % против 7,3 % в 1890 г. Из четырех главнейших хлебов первое место занимает пшеница (60 млн. пд. в 1880 г., 164 пд. в 1897 г.); наоборот, перевозка ржи по железной дороге в общем мало изменилась (в 1880 г. 61,8 млн., к 1888 г. она возросла до 91,8 млн., а потом опять понизилась и в 1897 г. составила 60 млн.). Перевозка овса возросла за то же время с 57 млн. до 88 млн. пд., перевозка ячменя -- с 14 млн. до 37 млн. пд. Перевозка водою имеет меньше значения: четырех главных хлебов перевезено 172 млн. пд., в том числе пшеницы 80 млн., ржи -- 47 млн. пд., что в общем итоге составляет около 11 % всей перевозки по водяным сообщениям. Перевозка хлебных грузов приняла в России четыре главных направления: Беломорское, Балтийское, Западно-сухопутное и Черноморско-Азовс кое. Первое из них имеет значение лишь относительно отпуска овса, второе направление имело преобладающее значение для пшеницы до развития рельсовой сети благодаря связи СПб. порта с хлебородным бассейном Волги. Сооружение железных дорог, примыкающих к другим балтийским портам, а также к западно-сухопутной границе, в значительной мере отвлекло хлебные грузы от Санкт-Петербурга в пользу упомянутого направления. Дальнейшее развитие сети и приспособление Новороссийского порта к экспорту хлебов оживило и четвертое направление их, к югу. Отпуск хлебов за границу в 1897 г., в количестве 489 млн. пд., шел из России главным образом через следующие пункты: С.-Петербург -- 49 млн., или 10 %-Ревель -- 17,5 млн., Рига -- 12,6, Либава -- 24 млн., Граево -- 12млн., Млава -- 6 млн., Александровск -- 7млн., Сосновицы -- 5,8 млн., Одесса -- 98 млн., Николаев -- 70 млн., Феодосия -- 12 млн., Геническ--9 млн., Бердянск -- 10 млн., Мариуполь -- 12 млн., Таганрог -- 16,8 млн., Ростов -- 41 млн., Новороссийск -- 13 млн. пд. Таким образом, новое направление хлебного отпуска через азовско черноморские порты занимает господствующее положение, давая выход почти 40 % вывоза. Для упорядочения хлебной торговли принимается ряд мер относительно очистки и сортировки зерна, а также и других сторон этого сложного дела. В этом отношении особенного внимания заслуживает распространение в России элеваторов и зернохранилищ при них, а также выдача ссуд под хлеб, поступивший в зернохранилища. Элеваторы, сослужившие американцам хорошую службу в борьбе их на всемирном хлебном рынке с другими поставщиками, берут на себя перевозку и хранение зерна и, ведя дело в больших размерах, значительно сокращают накладные расходы при переходе товара из рук в руки или с одного пути на другой, они ставят производителя хлеба в непосредственные сношения с потребительными рынками, что при расширении района сбыта позволяет больше выручать за товар и в то же время избавиться от массы посредников по продаже и покупке хлеба. Почин в этом деле принадлежит земству, первый элеватор с зерноподъемными механизмами, связанный с зернохранилищем вместимостью в 400 тыс. пд., был построен в Ельце в конце 1887 г. на средства местного уездного земства, Положение 30 марта 1888 г. о товарных складах и закон 14 июня того же года, устанавливающий основания для учреждения и эксплуатации элеваторов и зернохранилищ, содействовали улучшению условий хлебной торговли. Государственному банку было предоставлено производить временно, при посредстве железных дорог, выдачу ссуд под залог хлебных грузов: затем и железным дорогам было предоставлено выдавать такие же ссуды из своих эксплуатационных средств или при помощи частных банков. На этом основании многие железные дороги получили право производить как складочные, так и ссудные и комиссионные операции. К 1 января 1898 г. всех элеваторов с механическими двигателями насчитывалось в России 79, вместимостью в 20 млн. пд.; кроме того имелись еще 223 зернохранилища без механических двигателей, вместимостью в 15 милл. пд. Наиболее значительный элеватор, на 3 млн. пд., принадлежит Владикавказской железной дороге и находится в Новороссийске, где кроме того имеется еще зернохранилище на 7 млн. пд.