Вывезено тыс. пд. | 1887-91 | 1892-96 | 1897 | |
В Германию | 8126 | 15914 | 16941 | |
В Великобританию | 31723 | 30376 | 20781 | |
В Голландию | 7267 | 10268 | 13575 | |
Во Францию | 1510 | 4756 | 6386 |
Овес является также весьма значительным предметом отпуска, в 1892 96 г. в среднем вывозилось его на 38564 тыс. руб., в 1897 г.-- на 26265 тыс. р. Собирается его около полмиллиарда пд.; в 1893 г. цифра эта поднялась до 826 млн. пд., а в 1898 г. в 72 губерниях общий сбор достиг только 609 млн. пд. За границу вывозится его не более 10 -- 15 %, преимущественно в Великобританию -- 15411 тыс. пд. (в 1897 г.), Голландию -- 18780, Германию -- 9370, Бельгию -- 2108, Францию -- 2107 тыс. пд. и пр. Из прочих хлебов наибольшего внимания заслуживает кукуруза, которой собирается около 50 млн. пд. в год, в 1897 г, в 72 губерниях общий сбор ее достиг 81 млн., а в 1898 г. -- 74 млн. Вывозилось ее заграницу: в 1892-96 г. в среднем 26865 тыс. пд. на 15461 тыс. руб., в 1897г. -- 21160 тыс. пд. на 10249 тыс. руб., в 1898г. - 46313 тыс. пд. на 23446 тыс. руб., в том числе в Великобританию -- 8906 тыс. пд., Германию -- 2997 тыс. пд., Францию -- 3876 тыс. пд., Австро-Венгрию -- 9243 тыс. пд., Бельгию -- 3038 тыс. пд. Картофель во внешней торговле принимает слабое участие (его вывозится в последнее время около 3 млн. пд. на сумму около 800 тыс. руб.), но весьма вероятно, что оно скоро оживится, судя по увеличению производства. В общем итоге вывоз хлебов по стоимости составлял в 1887-91 г. в среднем 366809 тыс. руб., в 1892--96г. понизился до 299928 тыс. руб., в 1897 г. вновь поднялся до 353876 тыс. руб., а в 1898 г. -- до 370450 тыс. руб.
Отпуск яиц -- дело сравнительно новое: еще в 1856 г. яиц было вывезено всего 417 тыс. шт., на 4 тыс. руб.; через 10 лет количество это возросло до 1150 тыс. шт., т.е. увеличилось слишком в два с половиной раза; затем отпуск яиц из России непрерывно и довольно быстро возрастает как по количеству, так и по стоимости.
Кроме яиц в скорлупе, вывозятся еще яичные белки и желтки: в 1887 91 г. этого товара вывозилось в среднем 72 тыс. пд. на 322 тыс. руб., в 1892--96 г. -- 74 тыс. пд. на 362 тыс. руб., в1897г. -- 91 тыс. пд. на 431 тыс. руб., в 1898 г. -- 75 тыс. пд. на 361 тыс. руб. Наиболее значительными потребителями русских яиц являются Австро-Венгрия, Великобритания и Германия. Австро-Венгрия сама поставляет на всемирный рынок почти такое же количество яиц, как и Россия; если она нуждается еще в русских яйцах, то это объясняется тем, что из России идет дешевый яичный товар, которым удовлетворяется австрийский потребитель и освобождает тем свой, более ценный, вывозимый к требовательным потребителям -- англичанам.
В международном товарном обмене в последнее время яйца принимают весьма деятельное участие благодаря усовершенствованным фригориферам и рефрижераторам, позволяющим производить перевозку яиц на дальние расстояния. Кроме России главными поставщиками яиц на всемирный рынок были Австро-Венгрии -- на 34679 тыс. руб., Италия -- на 12194 тыс., Дания -- на 6711 тыс., Франция -- на 6585 тыс. руб. Щетина вывозилась из России еще в 18 веке и продолжает выводиться и поныне, но теперь русская щетина встречает на всемирном рынке опасную конкуренцию со стороны китайской. В первое десятилетие 19 века щетины вывозилось из России в среднем до 41 Ѕ тыс. пд., наибольшей величины вывоз ее достиг в 1889 г. -- 169 тыс. пд., а в 1897 г. ее вывезено 157 тыс. пд. на 6974 тыс. руб. Наибольшее помещение русская щетина ныне находит на германском рынке 71 %, британском -- 17 % и австрийском -- 12 %.
Предметы ввоза в Россию представляют больше разнообразия, чем предметы вывоза. Главнейшие на них (в 1897 г.): хлопок-сырец -- на 70,9 млн. р., машины -- 54 млн. р., чай --42 млн. р., металлы, химические и фармацевтические материалы. Об участии некоторых товаров во внешней торговле России уже говорилось ранее, остается отметить обороты торговли рыбой, чаем и кофе. Рыба, преимущественно сельдь, составляет весьма давний предмет ввоза: главные рыбоводные области России -- устья Волги, Куры и Дона -- отстоят слишком далеко от центра, столиц и западной окраины, и эти местности при затруднительности перевозки рыбного товара на дальние расстояния не всегда могли пользоваться отечественной рыбой. Привозимая морем рыба обходилась гораздо дешевле, и это положение в значительной мере сохранило свою силу и по настоящее время. В трехлетие 1802--1804 г. в среднем всякой рыбы ввозилось в год на сумму 510 тыс. руб.; через полвека, в 1851--1854 гг., цифра эта возросла до 2306 тыс., а ныне, спустя еще 45 лет, она достигла 11537 тыс. р.
Торговля чаем начинается с установления торговых отношений России с Китаем в XVI в., но в очень скромных размерах -- как вследствие дальнего пути (через Кяхту), так и по незнакомству народа с этим предметом, а также по недостатку и дороговизне сахара. В 1897 г. получено 2992 тыс. пуд. чая, на 41932 тыс. руб. Кофе появилось у нас гораздо раньше чая и поставлялось исключительно англичанами; потребление его росло гораздо медленнее, чем чая: в 1898 г. привезено кофе 504 тыс. пд., на 6262 тыс. руб. Пока чай приводился только сухим путем, спрос на него возрастал сравнительно слабо, но с установлением морского сообщения, скорого и дешевого, значительно увеличилось потребление, несмотря даже на неоднократное повышение пошлин. В 1800 г, с байхового чая взималось от 5 до 10 р. ассигнациями с пуда, а с кирпичного -- только 1 р. ассигнациями с пуда. Впоследствии байховые чаи облагаются неодинаково, смотря по качеству, а также смотря по направлению привода. Сухопутная торговля чаем через Сибирь поощрялась настолько, что ввоз чаю по европейской границе нередко вовсе запрещался (например по тарифам 1850 и 1857 гг.). И поныне чаи всякие, без отношения к их качеству и стоимости, ввозимые по европейской границе, оплачиваются по 31 руб. 50 к, с пуда, тогда как чаи, привозимые по азиатской границе, платят: байховый - 19 р. 50 к, плиточный -- 35 р., кирпичный -- 3 р. 75 коп. Несмотря, однако, на такую существенную льготу в пользу чая, приводимого по азиатской границе, европейская торговля постоянно возрастает. По этому новому пути приводятся не только китайские чаи, но и японские, яванские, индийские, цейлонские и другие. В последнее время чай начиняют успешно культивировать на Черноморском побережье Кавказа.
Торговое мореходство не имеет в России большого развития, несмотря на громадное протяжение морской границы. Большая часть морской границы по географическим и топографическим условиям неудобна для развития торгового мореходства. Вполне удобных для последней цели мест в России сравнительно немного, да и они не все еще принимают живое участие в торговле вследствие отвлечения грузов железными дорогами к сухопутным границам. По мере развития железнодорожной сети уменьшается (сравнительно) внешняя торговля через морские границы:
Млн. рублей | Морская | Сухопутная | |||
Ввоз | Вывоз | Ввоз | Вывоз | ||
В 1841 г. | 57 | 70 | 23 | 10 | |
В 1851 г. | 74 | 75 | 29 | 20 | |
В 1861 г. | 118 | 140 | 47 | 33 | |
В 1871 г. | 209 | 284 | 152 | 77 | |
В 1881 г. | 304 | 370 | 207 | 148 | |
В 1891 г. | 228 | 501 | 151 | 207 | |
В 1897 г. | 303 | 540 | 257 | 187 |
Заключение
Во 2-й половине 19 в. Россия вступила в капиталистическую формацию. В условиях кризиса феодально-крепостнического строя в конце 50-х гг. 19 в. в стране сложилась революционная ситуация 1859--61, ускорившая падение крепостного права, подготовленное всем ходом экономического развития России. Отмена крепостного права и последовавшие за ней буржуазные реформы -- земская (1864), судебная (1864), городская (1870), военная (1862--74) и другие -- явились шагом по пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную.
Расширялось торговое зерновое хозяйство в Среднем Поволжье, на Дону и Северном Кавказе. К 80-м гг. завершился промышленный переворот. Возникли новые промышленные районы: Юг, Донбасс, Баку. Сложились основные экономические районы Европейской России: Петербургский, Северный, Центрально-промышленный, Центрально-чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский. За период с 1860 по 1900 продукция промышленности России увеличилась более чем в 7 раз. Расширению внутреннего товарооборота и усилению экономических связей России с мировым рынком способствовало железнодорожное строительство. Длина железнодорожных линий увеличилась с 3,8 тыс. км в 1865 до 37 тыс. км в 1895.
В 90-е гг. Россия переживала крупный промышленный подъём. В эти годы было построено свыше 22 тыс. км железных дорог (в 80-е гг. -- 7,7 тыс. км). Продукция чёрной металлургии за 1890--1900 увеличилась на 320 %, переработка хлопка -- на 94 %. Добыча каменного угля возросла с 367,2 млн. пудов в 1890 до 995,2 млн. пудов в 1900, нефти (соответственно) с 241 млн. пудов до 632 млн. пудов, железной руды со 106,3 млн. пудов до 367,2 млн. пудов, чугуна с 55,2 млн. пудов до 176,8 млн. пудов, железа и стали с 48,4 млн. пудов до 134,4 млн. пудов. Повысилась товарность сельского хозяйства. Однако Россия оставалась в технико-экономическом отношении по сравнению с передовыми капиталистическими странами страной отсталой.
В 50--60-е гг. были официально включены в Российскую империю Приамурье и Приморье. В 1860 основан Владивосток. По русско-японскому договору 1875 остров Сахалин полностью перешёл во владение России, а Курильские острова были переданы Японии. Стремление капитализма расширить сферу своего господства способствовало хозяйственному освоению таких малонаселённых, экономически и культурно отсталых районов, как Сибирь и Дальний Восток. Русские переселенцы подняли целину в степях Предкавказья, превратив его в район торгового земледелия и товарного животноводства. Было освоено Черноморское побережье Кавказа, где возникли портовые центры (Новороссийск, Туапсе).
Главный учреждением, в котором сосредоточены дела о промышленности и торговле России служит, в министерстве финансов, департамент торговли и мануфактур, который ведает фабрично-заводскою промышленностью, внутреннею и внешнею торговлею (кроме взимания таможенных сборов), торговым мореходством, коммерческим и промышленным образованием, выдачей привилегии на открытия и изобретения, клеймением золотых и серебряных изделий, а также мер и весов и т. п. При нем состоят следующие совещательные учреждении: совет торговли и мануфактур с отделением в Москве, мануфактурный комитет в Варшаве, комитеты торговли и мануфактур (в Архангельске, Белостоке, Иванове-Вознесенске, Киеве, Лодзи, Одессе, Ржеве, Ростове-на-Дону, Таганроге и Тифлисе), совет по делам торгового мореплавания, совет и комитет по учебным делам, комитет по техническим делам, главное присутствие по фабричным делам и биржевые комитеты.
Литература
1. В.И. Покровский, Внешняя торговля России в 1894 г., СПб.: 1896.
2. Ст. Гулишамбаров, Всемирная торговля в Х1Х веке и участие в ней России, СПб.: 2002.
3. Ст. Гулишамбаров, Историко-статистический обзор торговли и промышленности России, СПб.: 2002.
4. Торгово-промышленная Россия, /под ред. А. Блау, М.: 2003.
5. В.И. Касперов, Цены на пшеницу на современном международном рынке, СПб. 1895.
6. И.В. Семенов, Изучение исторических сведений о российской внешней торговле, М.: 2003.