Россия с древних времен и до наших дней
p align="left">6. Острая социально-политическая борьба, и прежде всего за власть, сопровождала образование Московского царства. Наиболее кровавым и жестоким ее проявлением стала феодальная война в России 1425--1453 гг. В борьбе за великое московское княжение столкнулись Василий II, его дядя Юрий Галицкий с сыном Василием Косым и брат последнего Дмитрий Шемяка.

Поводом к войне стало столкновение двух традиций престолонаследия: древней, лестничной, по которой после смерти сына Дмитрия Донского, Василия I, великим князем должен был стать второй сын, Юрий Галицкий. И новой, рожденной Донским, когда наследником Василия I должен был стать его сын Василий II Темный, получивший свое прозвище в связи с тем, что в ходе войны он не только трижды изгонялся своими противниками из Москвы, но и был ими ослеплен. Будущий Василий III, еще не будучи государем, узнав о намерении отца Ивана III лишить его престолонаследия в пользу племянника Дмитрия, дважды, в 1497 г. и в 1503 г., составлял заговор против отца и побывал в заточении. В конце концов Василию удалось посредством дворцовых интриг уморить в темнице Дмитрия и его мать Елену Волошанку, стать наследником, а затем и великим князем московским.

Московским властителям на пути к единовластному правлению приходилось сталкиваться с жестким сопротивлением боярской знати. Например, Василий III был вынужден преодолевать его, сначала когда вел борьбу за титул наследника, затем когда захотел развестись с Соломонией Сабуровой и жениться вторично, а также в 1522 г. при попытке присвоить себе царский титул. В последнем случае для бояр все закончилось топором палача и вырванными языками. Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозного, они заставили его в 1547 г. Отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст. 98, согласно которой новые царские указы не могли быть приняты без согласия Боярской думы.

7. Образование Московского государства сопровождалось усилением роли и значимости Русской православной церкви в жизни общества. Подчеркивая это обстоятельство, С.М. Соловьев писал: «... когда московские князья начали стремиться к единовластию, стремления их совершенно совпали со стремлениями духовенства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный».

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды -- Сарае -- была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293-- 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321--1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440--1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433--1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV--XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва -- Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры -- православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

Тема 5. Эпоха царствования Ивана Грозного

Рассмотрим основные характерные черты социально-экономического и политического уклада Московского государства, сформировавшегося к началу XVI в.

Во-первых, главное, что характеризовало экономический уклад -- это аграрный сектор с господством власти-собственности.

Во-вторых, московское общество представляло собой совокупность корпоративных замкнутых общин.

В-третьих, государственная бюрократия, выросшая численно, значительно усилила свои позиции и стала реальной носительницей власти-собственности.

В-четвертых, к тяглому (платящему подати) населению относились:

Ш посадское население, которое объединялось в различные общины (купеческие, ремесленные и т. д.) управлявшиеся избираемыми старостами;

Ш черносошные (свободные) крестьяне проживали на государственной земле, имели личную собственность, платили подати и несли повинности. Для них была характерна также общинная организация;

Ш дворцовые крестьяне жили на земле, принадлежавшей великокняжеской фамилии, ей они были обязаны барщиной или оброком, а казне -- податями и повинностями. Характерна общинная организация;

Ш владельческие крестьяне проживали на земле дворян или Церкви, им платили оброк или отрабатывали барщину. Были обязаны платить подати государству и нести повинности. Организованы на общинных началах;

Ш половники -- крестьяне, имевшие наделы государственной земли и платившие подати в казну. Но в силу того, что эти наделы были малы, они арендовали землю дополнительно и платили оброк ее владельцу.

В-пятых, имелась незначительная группа нетяглых людей, т. е. не несущих тягло. К ним относились холопы, не имевшие никакой собственности и полностью зависящие от своих хозяев, а также вольные, гулящие люди.

В-шестых. Православная церковь представляла собой крупнейшую корпоративную общину с огромной собственностью. В то время как в Европе обществу посредством Реформации удалось разрушить корпоративность Церкви, в России она усилилась.

В-седьмых, в наиболее привилигированном положении находилось военно-служилое сословие, получавшее за свою службу от государства земельное и денежное жалованье. К нему относились служилые люди по отечеству:

Ш потомки удельных князей и бояре, получившие «корм» за исполнение служебных обязанностей, а также имевшие вотчины и обладавшие правом отъезда. Однако их право собственности и другие права не охранялись законом, а сами они как социальная группа постепенно искоренялись крепнущим самодержавием;

Ш дети боярские -- выходцы из обедневших княжеских и боярских родов. Они не обладали правом отъезда и имели поместья, на которые часто распространялся статус вотчины. Эта группа и все более низшие могли служить как непосредственно великому князю, так и удельным князьям или боярам;

Ш дворяне, получавшие за службу пожизненное, наследуемое владение поместье и не имевшие права отъезда;

Ш послужильцы, которые получали земельный надел на условном праве (пока служат) и не имели права отъезда.

После принятия Уложения о службе 1556г. Дети боярские, дворяне и послужильцы были записаны в общие дворянские списки. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари, казаки и др., получившие за службу денежное и земельное жалованье, различные льготы в ведении промыслов, торговли и др.

В-восьмых, казачество, как часть русского народа, имевшая этнические и другие особенности, сочетало воинскую дисциплину с вечевой демократией на принципах общины.

В-девятых. Московское государство представляло собой монархию во главе с великим князем. При нем существовал совет -- Боярская дума, назначаемая самим князем.

Центральную исполнительную власть осуществляли приказы. Их число выросло с 1 четверти до сер. XVI в. с 10 до 22. Приказ состоял из боярина, которому была поручена какая-либо отрасль управленческих дел, и окружавших его функционеров -- дьяков и подьячих.

Местное управление осуществлялось назначаемыми великим князем из бояр наместниками в уездах и волостелями в волостях, имевшими право кормления.

В 1530-- 1550-х гг. вместо уездов и волостей были введены избы, управляемые старостами, избираемыми из провинциальных дворян, что существенно подорвало позиции боярства. В 1549 г. был созван I Земский собор. О том, что это был за орган, речь пойдет ниже.

Важное место в политической системе занимала Православная церковь, отношения которой с властью определялись решениями Стоглавого церковного собора 1551 г. Военная организация состояла из великокняжеской дружины, дворянской конницы, ополчения сельских ратников, иноземной пехоты и появившихся при Иване IV стрельцов и артиллерии. Сложившаяся система социально-политических отношений была юридически закреплена в Судебниках 1497 г. и 1550 г., представлявших собой сборники законов.

В Судебнике 1497 г. государство сделало первый шаг в оформлении крепостного права. Если до этого крестьянин, рассчитавшись с землевладельцем, мог уйти от него в любое время, то теперь он мог это сделать лишь за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьева дня), когда закончены все полевые работы.

Как видим, социально-политический срез свидетельствовал о гиперцентрализации власти и формировании в обществе отношений подданства. Каковы же были основные черты ментальности сложившегося московского общества?

Первая. Соединение характерной для цивилизации циклического типа духовности с ценностями ранне-христианской общинной демократии, широкое распространение идеи социального равенства.

Вторая. Приоритет коллективистских ценностей над интересами личности, в отличие от идеалов европейского протестантизма, отстаивавшего интересы прежде всего частного собственника. Как подчеркивал немецкий философ В. Шубарт, «у русских понятие собственности менее резко выражено, чем у европейцев, у них граница между твоим и моим проведена не так отчетливо»,

Третья. Соборность. Окружающий мир виделся московитянам полифоничным, т. с. из него ничего нельзя изъять, в том числе и сложившиеся отношения между обществом и властью, в противном случае он весь разрушится. Обращая внимание на это обстоятельство, Н. Бердяев в статье «О святости и честности» писал: «Русского человека слишком легко заедает среда.

Он привык возлагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его понимать и спасать».

Четвертая. Приоритет государства и государственности. Наши предки создавали Московское государство прежде всего для защиты своей независимости. Это предопределило, что государство стало национальным достоянием, что исчезло разграничение между личным, общественным и государственным.

Итак, мы имеем общее представление о том, что представляло из себя московское общество на пороге вступления во 2-ю половину XVI столетия.

Рассмотрим кратко итоги внешней политики Ивана IV по трем основным направлениям.

1. Восточное направление. Главными соперниками Москвы здесь были образовавшиеся на развалинах Золотой Орды Казанское и Астраханское царства, Большая Ногайская Орда (между Яиком и Волгой). Они перекрывали волжские торговые пути, дипломатические каналы России в Каспийское море и

Азию, а также были серьезным препятствием в освоении Урала и лежащих за ним земель. Кроме того, татарские отряды совершали постоянные грабительские набеги на юго-восточные русские земли. Первый поход на Казань, носивший характер разведки, русские войска совершили в 1545 г. В 1547 -- 1548 гг. отряд князя Александра Горбатого начал присоединение Марийского края и Чувашии к России. Поход 1547--1548гг. на Казань пришлось прервать, т. к. ввиду раннего потепления пушки начали проваливаться под лед. В 1549 -- 1550 гг. русские войска под командованием царя две недели простояли у казанских стен, но взять город не смогли. После неудачных дипломатических попыток сделать казанского царя вассалом Москвы в 1552 г. 150-тысячное русское войско со 150 пушками под командованием Ивана Грозного, Владимира Старицкого, Андрея Курбского, Александра Горбатого, Петра Серебряного, Семена Шереметева, Михаила Воротынского штурмом взяло Казань, обороняемую 30-тысячным гарнизоном. Решающими факторами успеха стали реформированное русское войско, мощная артиллерия и активная минная война. Кстати, сооружением одного из главных подкопов руководил Алексей Адашев (Даирова башня). В 1552-- 1557 гг. русские войска завоевали всю территорию Казанского царства, т. е. Среднее Поволжье. 1556 г. был ознаменован взятием 30-тысячным русским войском под командованием князя Юрия Пронского-Шемякина и Александра Вяземского Астрахани и последующим присоединением Астраханского царства к России. В 1557 г. признала свою зависимость от Москвы Большая Ногайская Орда. В этом же году под руку Москвы пришла основная масса башкирского населения. После этих важных завоеваний началась активная колонизация русскими Поволжья и Приуралья. Были построены города Самара, Саратов, Уфа, Чебоксары, Тетюш и др. Завоевание Поволжья открыло выход России к

Уралу и просторам Сибири. В 1555-- 1571 гг. отношения Сибирского ханства с Россией во многом носили характер вассальных в пользу Москвы. В этот период активное освоение Сибири вели сольвычегодские промышленники Строгановы. В 1572 и 1573 гг. отряды сибирских татар пытались грабить окраинные земли русского государства. В 1582-- 1584 гг. из владений Строгановых совершила свой поход против сибирского хана Кучума казачья дружина Ермака. Несмотря на ряд побед, закрепиться в Сибири русским в те годы не удалось. Ее присоединение к России состоялось на рубеже XVI--XVII вв. Таким образом, восточное направление внешней политики характеризовалось высокой активностью и результативностью.

2. Южное направление. Основную опасность для молодого Российского государства представлял еще один осколок Золотой Орды -- Крымское ханство. Практически каждый год, как правило ранней осенью, в период завершения сельскохозяйственных работ, отряды крымских татар вторгались в русские земли, захватывая богатую добычу и уводя русских людей на невольничьи рынки в Крыму. Когда Орда выходила в набег, она двигалась «облавой» -- шла по водоразделу в направлении Рыльск, Курск, Тула, Коломна, широко раскинув «крылья», грабя и сжигая все что попало. Пока собиралось русское войско, Орда успевала дойти до Москвы и откатиться обратно в степь; такие крупные набеги крымчаков имели место в 1555, 1558, 1571, 1572гг. В набег 1571 г. крымскому хану Девлет-Гирею удалось в районе Серпухова отрезать Ивана Грозного от основной части царского войска. Царь в панике бежал во главе опричников, оказавшихся годными лишь для карательных функций, сначала в Александровскую слободу, а затем и дальше -- в Ростов Великий. Девлет-Гирей разграбил и сжег Москву, в которой уцелел лишь Кремль. За весь набег, по сообщениям современников, погибло около 800 тыс. войска и народа. Сразу же после этого царь казнил главного военачальника опричного войска -- князя Михаила Черкасского. В 1572 г. Девлет-Гирей попытался повторить набег, но был разбит при Молодях земскими воеводами: князем Михаилом Воротынским и Дмитрием Хворостиным. С тревогой наблюдавший за успехами Москвы в Поволжье, турецкий султан Селим пытался предпринять в 1569 и 1571 гг. крупные походы против России, но его планы были сорваны дипломатическими усилиями московского правительства.

Главным итогом внешней политики России на юге стало в целом успешное сдерживание крымско-турецкой экспансии.

3. Западное направление. Главные события здесь произошли в ходе Ливонской войны, которую Россия вела в 1558 -- 1583 гг. против коалиции Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. -- Речи Посполитой). (Ливония -- конфедерация пяти феодальных государств: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Курляндское, Дерптское, Эзель-Викское епископства.) Следует учитывать, что Ливонская война отражалась в ментальности московского общества не как какое-то завоевание, а как возвращение «Киевского наследства» -- исконно русских земель. На I этапе войны в 1558-- 1561 гг. русские войска под командованием князей Мстиславского, Петра Шуйского, Петра Серебряного взяли Нарву, Дерпт, всего около 20 городов и разгромили Ливонский орден. На II этапе, 1562-- 1578 гг., русские войска под командованием Ивана Грозного вели войну с переменным успехом. В 1563 г. Иван IV берет Полоцк, что стало последней крупной военной победой русских. В 1572 г. При штурме Витгенштейна (Эстония) погиб Малюта Скуратов. Если верить литовским летописям, Грозный устроил кровавую тризну по своему подручному, приказав сжечь всех захваченных в городе шведов. В 1566 г. Земский собор отказывается от предложения Литвы заключить мир и забыть о территориальных претензиях России. Война продолжается. После смерти бездетного польского короля Сигизмунда-Августа Иван Грозный в 1573 и 1575 гг. предлагал свою кандидатуру на выборы короля в польском сейме. В 1575-- 1576 гг. Грозный вел неудачные переговоры с императором Габсбургской империи Максимилианом, стремясь добиться его дипломатической поддержки в войне. На III этапе, 1579-- 1583 гг., русские войска вели в основном оборонительные сражения. В 1579 г. новый польский король Стефан Баторий после трехнедельной осады взял Полоцк.

В 1580 г. Стефан Баторий берет Великие Луки. В 1581 г. 100-тысячному польскому войску Батория не удается овладеть Псковом, обороняемым 50 тыс. русских во главе с князем Иваном Петровичем Шуйским. Россия оказалась истощенной войной, и Иван Грозный вынужден был пойти на ее прекращение. В 1582 г. в Ям-Заполье (южнее Пскова) при посредничестве папского посла Антонио Поссевина, который, кстати, склонял Ивана Грозного в лоно Католической церкви, заключается 10-летнее перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия лишалась Полоцка и Ливонии, но вернула ряд своих городов, захваченных поляками. В 1583 г. на р. Плюссе было подписано перемирие со Швецией, согласно ему Россия теряла Иван-город, Ям, Копорье, Корелу с уездами. Из небольшого плацдарма бывших новгородских владений на балтийском побережье у Москвы осталось лишь устье Невы. Проигрыш внешней политики Москвы в европейском регионе был более чем очевиден.

Таким образом, в царствование Ивана Грозного общество вступило в период кризиса власти. Петр I говорил о Грозном: «Этот государь... мой предшественник и пример, только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойств его народа и великих его заслуг, называют его тираном». В.Г. Белинский писал о Грозном: «Это был падший ангел (сатана), который и в падении своем обнаруживает по временам и силу характера железного и силу ума высокого».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать