Россия с древних времен и до наших дней
p align="left">Таким образом, правительство Александра I практически ничего не сделало для действительного разрешения крестьянского вопроса: положение основной массы крестьянства не улучшилось, и хотя прекратились раздачи государственных крестьян помещикам, крепостное право осталось незыблемым.

В 1810г. «для утверждения единообразия и порядка в государственном управлении» в качестве совещательного органа при особе императора был учрежден Государственный совет в составе министров и лиц, особо назначенных царем, которые должны были рассматривать и предлагать на его утверждение новые законы, уставы и учреждения, касающиеся дел гражданских, военных, финансовых, промышленных и т. д. Торжественное обещание манифеста об учреждении Государственного совета, о намерении в будущем составить новое Уложение (кодекс законов) «совокупным рассмотрением избраннейших сословий» выполнено не было. В целом реформа высших органов государственной власти привела к более согласованным и целеустремленным действиям царской бюрократии, что способствовало укреплению аппарата самодержавия в условиях обострения классовой борьбы в стране и внешнеполитической обстановки.

Политика в области и культуры и образования в первые годы царствования Александра I отличалась некоторыми чертами «просвещенного абсолютизма» предшествовавшего периода. Мероприятия впервые учрежденного в России Министерства народного просвещения диктовались растущими потребностями государства в образованных чиновниках, офицерах армии и флота, в кадрах для казенных и частных предприятий и коммерческого дела. По положению об устройстве низших и средних учебных заведений была принята следующая система -- приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Создавались профессиональные учебные заведения -- школы практического земледелия, землемеров, лесоводов, акушерские, штурманские, чертежные и картографические, кораблестроительные, живописные и др. Были учреждены первые в России училища для слепых, глухих и немых. Открывались новые университеты. Кроме существовавших в Москве, Дерпте и Вильно, открываются университеты в Харькове и Казани, Педагогический институт в Петербурге, преобразованный в 1811 г. в университет. Продолжали действовать и усовершенствовались Медико-хирургическая академия, Морской и Горный кадетские корпуса, Пажеский корпус для подготовки «благородного юношества» к военной службе; были открыты Институт инженеров водных и сухопутных сообщений, Ярославское училище высших наук (с правами университета), Высшее училище правоведения, Институт повивальных бабок ив 1810 г. знаменитый Царскосельский лицей, в котором получили образование А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, многие декабристы, крупный русский дипломат XIX в. А.М. Горчаков. Так как, по признанию властей, дворянство «менее других приемлет участие» в университетском образовании, предпочитая ему военную службу и учение в привилегированных училищах, в среде профессуры и студентов высшей школы значительно возросла прослойка разночинцев. Университеты пополнялись разночинцами из духовных семинарий, питомцами гимназий и других учебных заведений.

Активно шла работа по подготовке собственных научных кадров, чтобы не ограничиваться приглашением иностранной профессуры. В 1803 г. Академии наук было предоставлено право содержать до 20 воспитанников из студентов, «имеющих постоянную склонность и отменную способность» к наукам, для подготовки их в течение трех лет, к научно-педагогической деятельности по разным специальностям.

Своими выдающимися трудами обогатили науку в первой половине XIX в. в области естествознания профессора М.И. Афонин, П.И. Страхов, И.А. Двигубский, Х.А. Чеботарев, В.К. Аршеневский, медики М.Я. Мудров, Е.В. Мухин, И.Е. Грузинов, востоковед А.В. Болдырев, литературовед А.Ф. Мерзляков.

Под напором неотложных нужд и потребностей жизни правительство вынуждено было в 1803 г. Снять («трет с деятельности «вольных типографий», разрешить открытие ряда ученых обществ -- общества математиков, любителей наук, филармонического общества, общества любителей российской словесности и истории и древностей российских при Московском университете, учредить в Петербурге Публичную библиотеку (ныне библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Вместе с тем реакционные меры правительства Александра I, вызванные распространением «вольнодумства» и революционных настроений среди студенчества и лучших людей из дворянства -- будущих декабристов, а также страхом самодержавия перед массовыми волнениями крепостных крестьян и работных людей после Отечественной войны 1812г., нанесли огромный вред прогрессу науки и просвещения, но уже не могли помешать национальной культуре развиваться на идеях русских революционеров, ученых, поэтов, писателей, мастеров искусства в первой половине XIX в.

Реформы М.М. Сперанского

Одним из выдающихся государственных деятелей, выдвинувшихся при Александре I в начале его царствования, был М.М. Сперанский (1772-- 1839). Сын сельского священника, закончивший свое образование в Питербургской духовной семинарии, даровитый от природы и необычайно работоспособный, Сперанский отличался широким политическим кругозором и большой начитанностью. Начав свою деятельность как преподаватель семинарии, Сперанский в 1802 г. стал чиновником Министерства внутренних дели, быстро продвигаясь по служебной лестнице, достиг положения статс-секретаря при особе императора. Многочисленные записки и законопроекты Сперанского о преобразовании государственных учреждений отразили его измерения приспособить дворянскую монархию к развивающимся в стране буржуазным отношениям. Он утверждал «законность» и «неприкосновенность» «всякой собственности», предлагал царю ввести представительные выборные учреждения (Государственную и местные думы) с предоставлением ограниченных имущественным цензом избирательных прав только дворянам и лицам «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне) при четырехступенчатой системе выборов. Перестройку фасада самодержавия Сперанский предлагал производить постепенно, «без крутостей и переломов», не посягая на прерогативы верховной власти царя, права и привилегии царской бюрократии и имея в виду лишь более совершенную координацию действий существующих и вновь создаваемых учреждений. Идеалом Сперанского была конституционная монархия.

Однако и этот весьма ограниченный план реформ был отвергнут. Созданный по предложению Сперанского Государственный совет уже вскоре потерял значение законосовещательного органа, и формула «вняв мнению Государственного совета» исчезла из именных указов царя. Тем более не были одобрены робкие предложения Сперанского о регулировании повинностей крестьян в пользу помещиков, замене подушной подати поземельной, восстановлении хотя бы в отдаленном будущем права перехода крестьян от одного помещика к другому.

Либеральные замыслы Сперанского и первые практические шаги по их реализации вызвали к нему общую ненависть дворян-крепостников и предопределили его падение. Кроме того, финансовые меры Сперанского способствовали обогащению купцов и владельцев мануфактур, имевших наличные капиталы для приобретения облигаций государственного займа, казенных земель, лесов и угодий и крестьянских «душ». Новую поблажку купечеству дворянство видело и в том, что в учрежденные по финансовому плану Сперанского Государственный ассигнационный банк и Комиссию погашения долгов были введены в качестве «директоров» в равном числе с коронными чиновниками представители купечества (по три человека тех и 200 других). Наконец, подготовленный Сперанским и Румянцевым и введенный в 1811г. новый резко покровительственный тариф, облагавший высокими пошлинами ввоз предметов роскоши, наряду с взиманием единовременного сбора с «чистого дохода» помещиков по полтиннику с каждой «ревизской души» расширил круг недовольных реформой Сперанского дворян.

Посягательство на честь и достоинство благородного сословия дворянство увидело и в подготовленном Сперанским указе «О правилах производства в чине по гражданской службе», обнародованном в августе 1809 г., -- указ запрещал впредь повышать чиновников по службе «за выслугу только лет». Такое повышение (начиная с чинов 8-го класса Табели о рангах) могли теперь получить только лица с университетским дипломом, либо сдавшие при университете экзамены по довольно обширной программе (девять словесных наук, русский и один из иностранных языков, правоведение, история, математика, главные части физики и т. д.), для чего при университетах в летнее время для желающих открывались «курсы наук». Хотя требования о сдаче определенных «наук» и ранее применялись в отношении офицеров армии и флота и в сущности были лишь распространены на гражданских чиновников, новая мера вызвала взрыв ярости.

Выразителем «общественного мнения» реакционного дворянства относительно нововведений Сперанского выступил историк Н.М. Карамзин в поданной Александру I записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811). Видя главную причину «неудовольствия россиян» (т. е. дворян) в «излишней любви» правительства «к государственным преобразованиям», угрожающим основам самодержавия и крепостничества, Карамзин подверг резкой критике все начинания Сперанского, считая, что вообще «всякая новость в государственном порядке есть зло», что хотя «самодержавие есть палладиум (оплот) России», но даже самодержцу не дано право посягать на права и привилегии дворянства, как это делал, по мнению Карамзина, Петр I, желавший «сделать Россию Голландией». В отличие от Талейрана, вступившего уже во время встречи двух императоров, Александра I и Наполеона, в Эрфуте осенью 1808 г. в тайные сношения с российским царем и в дальнейшем снабжавшего за изрядную мзду государственными секретами Наполеона, Сперанский не был повинен ни в намерении ввести в России «кодекс Наполеона», ни в шпионаже в пользу Франции, в чем его обвиняли противники. Тем не менее в марте 1812 г. он был удален от дел и сослан в Нижний Новгород. В дальнейшем, привязанный к царской бюрократии щедрыми земельными пожалованиями (до 2 тыс. десятин), чинами и орденами (в 1816-- 1821 гг. исполнял обязанности пензенского губернатора и генерал-губернатора Сибири), Сперанский проявил себя как верно-подданный слуга самодержавия: участвовал в суде над декабристами, руководил изданием «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов».

Отечественная война 1812 г.

Важнейшим событием начала XIX в. стала Отечественная война 1812 г.

Причины войны

Международная обстановка в начале XIX в., т. е. накануне войны 1812г., характеризовалась следующими чертами. Во-первых, господством наполеоновской Франции в Европе. Французская буржуазия, пришедшая к власти в результате победы Французской революции 1789-- 1794 г., вскоре перешла от оборонительной внешней политики и справедливых войн с европейскими монархами к агрессии. Это произошло потому, что Франция, встав на путь капиталистического развития, в начале XIX в. вырвалась вперед в экономическом и военном отношении. И это стимулировало завоевательную политику Французской буржуазии. Во-вторых, Франция отличалась стремлением к мировому господству. Однако эти агрессивные планы вызвали сопротивление двух самых мощных тогда государств -- Англии и России. В-третьих, политическая обстановка того времени характеризовалась резким обострением торгово-колониального соперничества между Францией и Англией. Англия являлась для французской буржуазии главным экономическим конкурентом в Европе и противником в разделе колоний.

Агрессивная политика Наполеона -- ставленника французской буржуазии -- породила общеевропейские противоречия, и в том числе антагонизм между Россией и Францией. Эти противоречия создали все необходимые предпосылки для начала войны между Францией и Россией в 1812 г. Главной экономической причиной этой войны явился запрет для России по Тильзитскому мирному договору 1807 г. вести торговлю с Англией. Разрыв с Англией -- главным торговым партнером России -- сильно ударил по русской экономике, по интересам российской буржуазии и помещиков, экспортировавших хлеб. Наполеон рассчитывал экономически ослабить Россию, своего военного противника, лишив ее возможности получать из Англии передовую технику. Ф. Энгельс в статье «Внешняя политика русского царизма» писал: «Торговая блокада стала невыносимой. Экономика была сильнее дипломатии и царя, вместе взятых; торговые отношения с Англией втихомолку были восстановлены...» Единственное средство заставить Россию участвовать в блокаде Англии Наполеон видел в войне.

Диктаторские действия Наполеона в Европе также затрагивали политические интересы и международный престиж России. В частности, резкие противоречия вызвала французская политика в Польше. Созданное в 1807 г. герцогство Варшавское было превращено Наполеоном в плацдарм для нападения на Россию. Усилил противоречия ольденбургский вопрос (в 1811 г. к наполеоновской империи было присоединено немецкое княжество Ольденбург, правитель которого был дядей русского царя Александра I). Кроме того, накануне войны усилились антирусские действия французской дипломатии в Иране и Турции. Франция провоцировала эти страны на военные действия против северного соседа.

К 1812 г. экономические и политические противоречия между Россией и Францией обострились настолько, что война стала неизбежной.

Начало и характер войны

Готовя агрессию против России, Наполеон провел большую экономическую, дипломатическую и военную подготовку. Он заключил военные союзы с

Австрией и Пруссией, сконцентрировал огромное количество войск и запасов вооружения и боеприпасов у русских границ. Армия Наполеона насчитывала 1 млн. 200 тыс. человек. Для похода на Россию было выделено 650 тыс. подготовленных солдат и 1372 орудия. Войска имели большой военный опыт, были интернациональными по своему составу.

Русская армия на западных границах к началу войны насчитывала 220 тыс. человек, при 888 орудиях, но была рассредоточена по трем направлениям. 1-я армия в 120 тыс. человек под командованием генерала М.Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, прикрывая путь на Петербург. 2-я армия генерала П.И. Багратиона в 50 тыс. человек прикрывала московское направление. Такая же по размерам армия генерала Тормосова располагалась на юге Украины.

В ночь на 12 июня 1812 г. (старый стиль) наполеоновская армия без объявления войны перешла границу России (р. Неман) и тремя колоннами устремилась в глубь страны. Началась война. Со стороны Франции она носила захватнический, несправедливый характер, т. к. агрессивны были цели этой войны (лишение России государственной независимости, политическое расчленение ее территорий, разграбление русских земель и ресурсов). Россия, русский народ вели освободительную, справедливую войну. Решалась судьба Отечества, поэтому данная война вошла в историю как Отечественная.

Каковы были планы сторон в развязанной Наполеоном войне? Стратегический план захватчиков сводился к тому, чтобы расчленить русскую армию, не дать соединиться войскам Барклая и Багратиона, окружить их, а затем уничтожить в приграничном решающем сражении. В этих условиях единственно правильной стратегией, какую и избрало русское командование, было скорейшее объединение армий, изматывание в арьергардных боях наступающих сил врага, отход на восток.

Этапы и ход войны

Отечественную войну 1812 г. можно разделить на два главных этапа: оборонительный (с июня по октябрь 1812 г.) и контрнаступательный (с октября по декабрь того же года). Говоря о первом этапе войны, следует особо выделить боевые действия от западной границы России до Смоленска и от Смоленска до Бородина. 1 июля 1812г. военный министр командующий 1-й армией генерал Барклай-де-Толли отклонил оперативно-стратегический план генерала Фуля, согласно которому основная часть русской армии должна была укрепиться в Дрисском лагере, сковать силы Наполеона, а затем разбить их. На деле этот план неминуемо обрекал Россию на поражение. Поэтому в первый день войны 1-я армия, сдерживая натиск значительно превосходящих сил врага, отходила к Смоленску, куда с боями прорывалась 2-я армия (первоначальный план соединения под Витебском осуществить не удалось). 22 июля 1812г. обе русские армии, насчитывающие около 120 тыс. человек, соединились под Смоленском, где Наполеон сосредоточил около 200 тыс. солдат. В начале августа произошло Смоленское сражение, которое имело большое значение: оно показало растущую силу сопротивления русской армии, которая не была разбита в приграничных сражениях; показало, что война приобрела непредвиденный для Наполеона затяжной характер; было положено начало партизанской, народной войне против захватчиков.

После падения Смоленска в августе 1812 г. по требованию широких общественных кругов главнокомандующим русскими войсками царь Александр I назначил ученика Суворова -- М.И. Кутузова. Приход нового командующего означал применение новой стратегии -- активные боевые действия (ряд последовательных сражений) в сочетании с партизанской борьбой.

В 120 км от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать французам первое решающее сражение, которое диктовалось военной и политической необходимостью. Наполеон, имея 135 тыс. личного состава и 587 орудий, рассчитывал в этом генеральном сражении полностью разгромить русскую армию, захватить Москву и принудить Россию к капитуляции. Кутузов, располагая 126 тыс. человек и 640 орудиями, поставил задачу уничтожить главные силы врага, вырвать у него наступательную инициативу и перейти в контрнаступление.

24 -- 25 августа шли ожесточенные подготовительные бои в районе Шевардинского редута. 26 августа произошло Бородинское сражение, которое продолжалось 12 часов. Массированные атаки противника героически отбивались русскими солдатами и офицерами. Ценой огромных потерь французы сумели занять Семеновские флеши и батарею Раевского, но дальше продвинуться не смогли и к ночи отошли на исходные позиции. Наполеоновская армия потеряла убитыми около 60 тыс. человек, русская -- около 40 тыс. Каково значение этой битвы? Оно определяется, прежде всего, военно-стратегическими итогами. Бородинская битва не принесла военной победы ни одной из сторон, поскольку армии остались на своих позициях. Но это была стратегическая победа русской армии, т. к. Кутузов оказался гораздо ближе к реализации своих целей в сражении, чем Наполеон (русская армия была сохранена); французская армия понесла невосполнимые потери; сражение неизмеримо подняло моральный дух русской армии и народа и, наоборот, подорвало моральное состояние наполеоновских войск. Значение Бородинской битвы состоит также в том, что она явилась началом коренного поворота в войне, означала кризис наполеоновской стратегии, положила начало массовому национально-освободительному движению в Европе против французских оккупантов, не говоря уже о росте партизанского движения в России.

Необходимых сил для второго сражения и окончательного разгрома французов у Кутузова не было. Обещанные царем резервы, вооружение и боеприпасы не поступили. Поэтому 1 сентября на военном совете в Филях было принято решение оставить Москву, с потерей которой тем не менее сохранялась армия (а значит, Россия). 2 сентября войска оставили старую столицу, оттуда ушли почти все жители. Армия Кутузова отступала по Рязанской дороге на восток, затем круто повернула на запад в направлении Тарутина. Этот марш-маневр был блестящей военно-стратегической идеей русского главнокомандующего, ибо он менял ситуацию. Каким образом? Этот маневр дал возможность оторваться от противника, который застрял в Москве; русская армия надежно прикрыла от неприятеля южные районы России, где находились большие запасы продовольствия, вооружения (оружейные заводы Тулы), людские резервы; армия Кутузова в короткий срок была доукомплектована, перевооружена, оснащена боеприпасами, продовольствием (достигла 120 тыс. человек); наконец, такое расположение давало русским возможность активно действовать на коммуникациях противника и блокировать его в Москве. Именно в этот период своего апогея достигло народно-освободительное движение в стране. Основными формами этого патриотического движения были: народные ополчения, армейские партизанские отряды (летучие отряды Д. Давыдова, И. Дорохова, А. Фигнера и др.); крестьянские партизанские отряды (Г. Курина, В. Кожиной, Е. Васильева и др.). Кутузов умело координировал действия армии и партизан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать