Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности

Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности

49

Оглавление

Введение

Глава I. Социальное и политическое развитие Киевской Руси в IX- начале XII вв.

1. Образование Древнерусского государства

2. Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление единого государства

3. Внешняя политика киевских князей

4. Возникновение нового общественного класса- духовенства

Глава II. Политический распад Руси.

1. Раздробленность на Руси. Характер политической власти в период раздробленности

2. Система управления русскими землями в период монголо-татарского ига.

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Каждая эпоха нуждается в осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это потому, что меняется сам мир, мы сами - поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества.

История Киевской Руси, несомненно, большой отрезок всемирной истории. Чем дорога нам эта эпоха? Как взаимосвязана с современностью? Сегодня нужно вернуть интерес к своему прошлому. Загадок много: соотношение между русским народом и огромными русскими пространствами; между народом, который многие называли «безгосударственным» и созданным им могучим государством. Чтобы аргументировано говорить о значении истории Отечества, нужно представлять важнейшие этапы формирования и развития российского государства с древнейших времен.

Методологической основой данной работы являются анализ, сравнение, синтез, обобщение.

В основу теоретического анализа взят материал историков, чей вклад в изучение глубокой древности нашей страны значителен: Н.М.Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, Б.А. Рыбакова, А.Н.Сахарова, Е.М. Жукова, Б.Д. Грекова и других. На страницах литературы, посвященных происхождению восточных славян, подчеркнуто органическое единство славянства с окружающим иноязычным миром. Определенно поставлен вопрос о двух основных политических центрах, консолидировавших восточных славян: Северном (Новгород) и Южном (Киев), о борьбе Севера и Юга, победе Севера, что послужило предпосылкой для образования единого Древнерусского государства. Анализ историков позволяет сравнить деятельность русских князей в образовании и укреплении единого государства и сделать вывод, что Русская Правда и охраняла интересы князя и его приближенных. Постоянные смуты и междоусобицы на Руси авторами показаны как закономерные явления, объясняющиеся региональными, этническими и, конечно, социальными особенностями страны. В системе древнерусского общества историками отводится определенное место религии.

Объект исследования:

деятельность Киевских князей по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

Предмет исследования:

основные направления политики князей Древнерусского государства, имевшие судьбоносное значение для российской цивилизации.

Цель исследования:

определить роль Рюриковичей в становлении единства Киевской Руси и реорганизации управления русскими землями.

Задачи исследования:

· сравнить деятельность русских князей по укреплению государства в системе европейских и восточных государств;

· обосновать то, что крещение Руси явилось актом политической мудрости со стороны Святого Владимира;

· сравнить порядок княжеского владения русской землей до и после Ярослава;

· показать личные заслуги князей в становлении Киевского государства;

· проанализировать действие княжеских отношений на общественное настроение и сознание.

Гипотеза: сильная княжеская власть - могущественное и авторитетное государство.

Перечень представленной литературы дает возможность объективно изучить, сравнить и обобщить роль княжеской власти в становлении Киевского государства.

Анализ вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок ныне. Это тем более необходимо сегодня, ибо мы живем в динамичное время, обильное идеалами, борющимися друг с другом и порой глубоко враждебными. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином.

Глава I. Социальное и политическое развитие Киевской Руси в

IX- начале XII вв.

1. Образование Древнерусского государства.

Возникновение Киевской Руси вписывается в процесс государствообразования, протекающий в IX - X вв. на обширной территории Северной, Центральной и Восточной Европы.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 году северные славянские племена, платившие тогда дань варягам или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинивии), изгнали их за море. Однако после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. «Изгнали варяг за море, и не давали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. И сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». » [22, с. 22].

В 862 году князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь, положив начало русской княжеской династии. Легенда по призванию варяжсаких князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Авторами ее были немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они подчеркивали полное отсутствие предпосылок доля образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории, сторонником которой был видный историк С.Ф. Платонов, очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Большинство историков доказывают, что славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно на одном уровне социального развития. Приглашение варягов на княжение свидетельствует о том, что форма власти была уже известна. Варяги, судя по «Летописи временных лет», осели в уже существующих городах, которые можно рассматривать как показатель высокого развития восточнославянского общества. Если варяжская легенда не вымысел (так считают большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии.

Предпосылки образования государства у восточных славян складывались в течение нескольких столетий с VI по VIII век:

1. На смену подсечному земледелию пришло пашенное;

2. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги);

3. Родовая община уступила место территориальной «соседской».

Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Первые исторические сведения о Руси, о народе «рус» или «рос», как писал Б.А.Рыбаков, относится к VI веку. В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось племя Русь. Племя руссов возглавляло союз приднепровских славянских племен, называемых полянами.«Повесть временных лет» рассказывает: «Напали на полян хазары… и сказали хазары: «Платите нам дань». Посоветовались поляне и дали меч. И сказали старцы хазарские: «Недобрая эта дань. Мы добыли ее саблями, заостренными с одной стороны, а у этих оружие обоюдоострое, будут они (русы) потом брать дань с нас самих!»[31, С. 41]

В IX веке под властью руссов оказался целый ряд племенных союзов: дреговичи, древляне, северяне, полочане, словене новгородские.

Датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда князь предпринял поход на Киев. Убив князей, он впервые объединили северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена в Киев, это государство часто называют Киевской Русью. Киев в своих связях был ориентирован на Византию, значит, Олегом был сделан цивилизованной выбор в истории Руси. В истории Киевской Руси выделяют три периода: период становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX концом X века, связан с деятельностью киевских князей- Олега, Игоря, Ольги, Святослава. В это время почти завершается процесс объединения восточнославянских земель. Укрепление и расцвет Киевской Руси (конец X- первая половинаXI вв.) связан с княжением Владимира Святого и Ярослава Мудрого. В этот период завершается объединение восточнославянских земель в рамках единого государства. А.Н.Сахаров утверждает то, что правление княгини Ольги представляет собой важный рубеж в переходе от догосударственного периода к государственному, её можно считать подлинной устроительницей Древнерусского государства. (Приложение 2).

Таким образом, оценивая с научных позиций роль варяжского элемента в создании Киевской Руси, следует свести эту роль к «собиранию» восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению. Главные достижения первых князей - объединение разрозненных территорий под единой властью. Для этого князьям необходимо было часто объезжать эти земли, напоминая о себе и собирая дань. В дальнейшем от варягов осталось только название династии киевских князей - Рюриковичи, да происхождение отдельных знатных родов. Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытывали на себе сколь - нибудь варяжского влияния. Не удалось утвердить влияние и Хазарскому каганату. По мнению Грекова еще в первой половине IX века, до Руриковичей, киевские князья приняли тюркский титул «хакан». Первые Рюриковичи также именовались хаканами (каганами), что свидетельствовало об их положении и престиже в Восточной Европе. Соперничество двух каганатов за политическую гегемонию окончилось гибелью в середине XX века Хазарской державы, доминирующей силой стала Киевская Русь.

Древнерусское государство, по мнению многих историков, представляло собой монархию во главе с великим князем. Оно состояло из отдельных земель, во главе которых стояли местные князья. Они подчинялись великому князю киевскому, но, в то же время, пользовались определенной самостоятельностью. Государственный аппарат в Древней Руси только формируется. Развитие общественных отношений в этот период нашло своё отражение в законодательстве. В XI веке появился первый свод законов - «Русская Правда».

2. Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на

усиление личной власти и укрепление государства.

Ключевский так писал: «Приблизительно к половине IX века внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и ее внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства». Киевские князья, расширяя свои владения, устанавливали в подвластных территориях государственный порядок. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Дань, которую собирал правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов. Самым видным явлением во внешней политике князей до половины XI века были военные походы, вызванные стремлением поддержать торговые сношения. Торговые договоры заканчивались выработкой юридических норм, особенно международного права. Так в договоре Игоря прибавлено: «Входящие же Русь в град, да не творят пакости»[14, С. 136]. Но, засаривая степные дороги русской торговли, кочевники беспокоили границы Русской земли. Поэтому с течением времени забота князей оборонять Русь от степняков становится господствующим делом.

Довольно трудно сказать, какой порядок княжеского владения существовал на Руси в IX - X веках. Иногда власть переходила по старшинству (так, преемником Рюрика был не его малолетний сын, а родственник Олег). Если у князя подрастало несколько сыновей, каждый из них получал область в управление. Святослав, собираясь в поход на Дунай, раздал волости сыновьям. Это было уже новое явление в политической жизни - разделение территории на «сферы влияния» между сыновьями. Князь прекращает ходить в полюдье. Начинает формироваться прообраз государственного аппарата на местах, то есть элементы местного самоуправления. Между отцом и детьми действовало семейное право; между братьями не существовало никакого права, чем и можно объяснить усобицы между сыновьями Святослава и Владимира. Следовательно, единовластие до XI века было политической случайностью, а не политическим порядком.

В XI веке сложилась система управления в Киевской Руси (Приложение 4). Во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина. Те и другие являлись слугами великого князя, управляли страной, судом, собирали дань. В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. В городах князь опирался на бояр посадников, в армии - на воевод тысяцких. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем более возрастала роль великого князя.

В чьих интересах действовал князь? Конечно, прежде всего он выражал интересы верхушки общества - бояр, духовенства. Эти слои были близки к княжеской власти, были заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременно динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями и способностями.

В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны, поддерживала порядок внутри страны, защищала права собственности.

На Руси XI - XII вв. одновременно сохранялись остатки старого строя. В городах собиралось вече, куда мог прийти любой.

Государственная власть в XI - XII веках значительно отличалась от первых лет правления Олега и Игоря. Первым этапом подчинения было полюдье, а позднее упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение доходов и политической власти. Одним из путей обогащения древнерусской верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередь местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли давались как бы в кормление. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам. Так зарождалась система феодальной иерархии. Одной их главных черт феодализма как системы является наличие отношений между сеньором и вассалом на многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI - XII веках. Изменился порядок княжеской власти. Ярослав распределял части земли между сыновьями, согласуя их взаимное отношение по степени старшинства. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась. Князья не переставали выражать мысль, что весь род Ярослава должен владеть наследством отцов и дедов нераздельно - поочередно. Ярославичи были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу. Точно также вся Русская земля представляла лествицу областей по степени из значения и доходчивости. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествицы лиц и лествицы областей. Потому, как скоро князь поднимался на одну ступень по лествице старшинства, должны были подняться на соответственную высоту и его наследные права. Порядок владения, построенный на таких основаниях, Ярославичи до конца XII века считали единственно правильным, они хотели править землей, как родовым своим достоинством.

Но первым поколениям Ярославичей представлялись ясным основания порядка. По мере того, как круг родичей расширялся, отношения родства усложнялись и запутывались, возникали споры, главным источником споров был вопрос о способе определения относительного старшинства князя, на котором основывалась очередь владения. Эту схему стало трудно прилагать к дальнейшим поколениям Ярославова рода, когда он распался на несколько параллельных ветвей (Приложение 3). Когда генеалогические отношения стали запутываться, князья все крепче держались территориального распорядка отцов, даже когда он не совпадал с генеалогическими отношениями. Благодаря тому, по мере распадения Ярославова рода на ветви, каждая из них все более замыкалась в одной из крупных первоначальных областей, которыми владели сыновья Ярослава. Эти области и стали считаться отчинами отдельных княжеских линий. Всеволод Черниговский, заняв в 1139 году Киев, хотел перевести одного Мономаховича в Курск, но тот ответил Всеволоду: «Лучше мне смерть на своей отчине и дедине, чем Курское княжение; отец мой в Курске не сидел, хочу умереть на своей отчине [14, С. 150]. Легко заметить, что территориальное значение отчины облегчало распорядок владений между князьями. Но очевидно также, что территориальное значение отчины разрушало коренное основание очередного порядка, нераздельность родового владения: под его действием Русская земля распадалась на несколько генеалогических территорий, которыми князья владели уже по отчинному наследству. Но порядок рождений не соответствует порядку смертей; поэтому, когда у князя отец умирал раньше деда, у внука не оставалось в передовой цепи отецкого места. Он становился князем-изгоем (сиротой), генеалогическим недорослем. Личные доблести, которыми отличались некоторые князья, создавали им большую популярность на Руси, при помощи которой эти князья сосредотачивали в своих руках области помимо родовой очереди. В XII столетии большая часть Русской земли является во владении одной княжеской линии - Мономаховичей. Наконец, еще одна сторонняя сила вмешивалась во взаимные счеты князей, и путало их очередь во владении. То были главные города областей. Среди постоянных княжеских споров у городов завязывались свои династические симпатии, привязывавшие их к некоторым князьям. Так, Мономаховичи пользовались популярностью в городах, принадлежавших черниговским Святославичам. Начиная с 1074 года, между Ярославичами разворачивается ожесточенная борьба за Киевский престол. Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри и особенно внешнеполитическое положение русских земель. Это заставило князей заняться поисками политического компромисса. В 1097 году в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений: «Каждо да держить отчину свою»[5, С. 40].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать