Русь в IX-XIII веках: от единства к раздробленности
p align="left">Ярославичи «уставили» Правду Ярослава всей «Русской земли» и дополнили ее рядом норм, в частности запретили кровную месть, заменив ее денежным штрафом.

Как писал Ключевский, Ярославичи в значительной мере оставались еще тем же, чем были их предки IX века. Они еще не успели вполне отрешиться от старого варяжского взгляда на себя, видели в себе не только правителей Русской земли, сколько наемных, кормовых охранителей страны. Корм их был политическим правом, оборона земли их политической обязанностью, служившей источником этого права. Распри князей и вмешательство волостных городов в их дела давали им все живее чувствовать всю непрочность политической почвы под своими ногами. Ближайшего преемника Ярослава, великого князя Изяслава два раза выгоняли из Киева. Изяслав говорил: «И теперь не будем тужить, брат! Будет нам причастье в Русской земле обоим, потеряем ее, - так оба же, и я сложу за тебя свою голову». Так мог говорить не самовластец Русской земли, а наемный служащий, не нынче - завтра ждущий себе неожиданной отставки. [15, С. 48]

Можно отметить большое историческое значение деятельности и власти Рюриковичей. Будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинниками были первыми представителями племенного единства. Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города, князья создавали почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создавали и возможность внутреннего сплочения. Как считали историки, происхождение родового порядка княжеского владения объясняется влиянием частного туземного быта на политический строй земли: пришлые варяжские князья усвоили господствовавшие среди восточных славян родовые понятия и отношения и по ним устроили свой порядок управления страной. В правление Владимира насущной проблемой была защита государства от кочевников и реформа внутреннего управления. Время Ярослава Мудрого - период политического, экономического и культурного расцвета Киевской Руси, четко выработаны правила правления государства. Внешнеполитическая и законодательная деятельность Владимира Мономаха диктовались вторжением половцев и сложностью социальной ситуации в Киеве. Восстание 1068 года было вызвано этими причинами. Поэтому в «Уставе» князь облегчил положение различного рода должников и позволил закупам уходить от своего господина. Сильный князь сумел сплотить остальных князей и соединить в одних руках управление государством. Однако даже он не смог приостановить объективного процесса распада государства. Об этом свидетельствует Любечский съезд, с одной стороны призвавший князей к объединению в борьбе против внешней опасности, но с другой стороны закрепивший ситуацию раздробленности на Руси («Каждый да держит отчину свою»). Теперь «отчина» переходила по наследству сыну. На смену «лествичной» системе восхождения князей на престолы стало династическое правление. Гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», а все князья, обещавшие совместно выступать против нарушителя договора.

Свод законов «Русская правда» является основой для доказательства развития государственности и сохранения кровно - родственных отношений в регулировании споров.

Для характеристики социально - политического строя, юридического положения различных слоёв населения, господствующей идеологии Древней Руси можно использовать свод законов «Русская Правда». Уже в момент создания свода законов было ясно, что общество стремительно уходит вперед, нужен был новый правовой кодекс, который бы защищал быстро складывающуюся собственность сильных мира сего «на землю» и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. Такой новый свод начал создаваться при жизни Ярослава Владимировича, чтобы установить порядок и законность в русских землях в смутное время. В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения - большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Холоп, ударивший свободного, мог быть убит на месте. «Аще ли убиет господарь челядина полного, несть ему душегубства (это на убийство), но вина есть ему от Бога»[22, С. 18].

Мы можем поближе представить княжескую администрацию, обратившись к тексту памятника, получить представление об иерархии в ней:

«11. О княжеском отроке. Если убьют княжеского отрока или повара, то (платить) 40 гривен.

12. А за (убийство) дворецкого или конюшего (платить) 80 гривен.

13. А за (убийство) княжеского тиуна, ведавшего областями или пашнями, (платить) 12 гривен».

Русская Правда дает возможность представить и феодально - зависимое население. Например, статья 52 говорит о закупе. Если он бежит от господина не расплатившись, его надлежит сделать полным холопом (рабом).

Представим себе, что мы отправились на древнерусский рынок. Что почем? «За княжеского коня платить 3 гривны, а за других - 2 гривны». «За лошадь 60 кун, за корову 40 кун, за свинью 5 кун».

Восстания конца 60 - х - начала 70 -х годов XI века потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда», как писал Орлов, была дополнена рядом статей. Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась высоким штрафом. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников. В «Правде» обрисована жизнь вотчины княжеской. Во главе вотчины стоит представитель князя - боярин - огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины. Все лица при дворе князя охраняются 80 - гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. По мнению Орлова, само лицо рассматривается в «Правде» не столько как член общества, сколько как владелец или производитель капитала: лицо, его не имеющее или производить его не могущее, теряет права свободного или полноправного человека (женщина и закуп). Варяги, поставлены законом в неполноправное положение. Так, если обидчиком был новгородец, то обиженный должен представить двух свидетелей; если же грубияном оказался варяг, то достаточно было одной клятвы обиженного новгородца. В «Правде» запрещена кровная месть и замена штрафом. Таким образом, с появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с её бесчисленными трудностями.

3. Внешняя политика киевских князей.

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя. Вместе с тем, поскольку все эти вопросы касались во многом личных дел (брак, наследство, дарение) или требовали только личного решения князя (война, приобретение вооружения за границей, отпуск на это денег из казны) и к тому же по своему характеру должны были быть секретными, тайными, ведение внешней политики, дипломатии неизбежно с первых же дней своего зарождения приобрело строго тайный, узкий по кругу лиц характер. Практически все дела решал князь в совете с двумя - тремя особо близкими людьми. Большинство источников доказывает, что этот круг людей менялся, был неофициальным, все зависело от личности его участников, от степени их личного таланта, влияния и практического значения для того или иного князя, которого они обслуживали, а не от их номинальной должности и положения при дворе.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов. Уже из этого чисто количественного факта видно, что в самый момент своего зарождения и организации русская внешняя политика неизбежно должна была сталкиваться со сложными, часто противоречивыми задачами. Это не могло сказаться на том, что в результате многих ошибок русская внешняя политика вырабатывала своё основное тактическое правило: быть осторожной, стараться не спешить с выбором друзей и врагов, воспитывать в своих руководителях чувство недоверия и настороженности. Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица - великого князя - создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

По мнению Похлёбкина В. В. во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 - 1054 г.г.) Период безраздельно личной, династической внешней политики основной чертой которой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов - уделов ослабевших и обедневших князей - родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 - 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 - 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Похлебкиным составлен хронологический перечень князей - руководителей внешней политики Киевской Руси (Приложение 7).

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия - Владимировичей - Мономаховичей (полускандинавская). Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Стремление к «равенству» во власти приводит к падению авторитета, к невозможности решать большие дела внешней политики. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов - наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами - Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва - едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во - первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во - вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В - третьих - набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В - четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии. С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо - Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец. Раздробленность Руси стала фактом.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие - княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть. Чем же усобица отличалась от событий борьбы между Игорем, а затем Ольгой и древлянами? Разница состоит в том, что тогда речь могла идти о восстании целого племени во главе со своей местной знатью против центральной власти в лице князя. Теперь же речь шла не столько о единстве земель, сколько о том, кто из представителей правящей династии будет властвовать, таким образом, речь шла о личности князя.

В трудах историков сделан важный акцент на роли сильного, властного правителя, с уходом которого из жизни государство теряло единство и начиналась внутренняя борьба за власть.

Появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало государство. Это происходило, как правило, силой. Поэтому нельзя недооценивать роль личности в образовании государства.

4. Возникновение нового общественного класса - духовенства.

Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то, прежде всего, имеем ввиду последующее развитие церкви. Ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние, которое она стала со временем оказывать.

С крещением Руси связаны все главные события при правлении Владимира. С крещением на Русь пришла церковная организация. По мнению В.В.Артемова с 1036 года во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священнослужители городов и сел. Метрополичья кафедра, епископ, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. На землях церковь организовывала собственное хозяйство. Лучшими огородниками были монахи. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Со временем монастыри стали центрами торговли, даже ростовщичества. Монахи монастырей вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и морали. Тем самым они оказывали сильное духовное влияние и религиозное на окружающий мир.

Укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи - митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, а ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немело случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляя патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость. При церквях и монастырях создавались школы, здесь же трудились и первые русские художники. В церковных «уставах» церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, против языческих обычаев (жертвоприношений). Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными странами, церковь в своей борьбе против «латинства», против папского Рима, способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекающих на западе в XI веке. На Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.

По мнению многих историков, принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. «Божий слуга» - государь был, по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло княжескую власть и территориальное единство Киевской Руси. Владимир «часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа»[16, С. 7]. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению. Надобно повиноваться не только от страха наказания, но и по совести»[16, С. 9]. Страх перед Божьим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство учило богатых помогать бедным. Все это примеряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать