Самоидентификация древних евреев
p align="left">Прежде всего, библейские тексты можно разделить на две основные группы по признаку происхождения. Первая включает в себя те части Еврейской Библии, которые изначально были предназначены для письменной коммуникации (в частности, царские анналы и династические хроники. Вторая - охватывает информацию, длительное время циркулировавшую в устной форме и лишь впоследствии зафиксированную в библейском тексте (прежде всего ранние пророчества). Существенное различие здесь состоит в том, что в первом случае приходится опираться на декларированную позицию власти, а во втором - следует видеть интеллектуальный продукт, выработанный преимущественно в элитной среде. Крайне важно, что и в том и в другом случае существует жестко идеологизированная сверхзадача.

Проблемы вызывает также проблема датировки описываемых событий; противоречивы и подходы к интерпретации «знаковой системы» Еврейской Библии.

В более широком контексте реконструкции этнической истории евреев в древности привлекаются иные письменные источники, в том числе и нееврейские, а также данные археологии, лингвистики, физической, культурной, социальной антропологии, физической географии. Такой комплексный сравнительный анализ различных видов источников дает ученым возможность корректного с научной точки зрения этноисторического исследовательского поиска.

Начало израильского народа

Начало израильского народа связано со страной, которая в библейских источниках именуется Ханааном (Кенаан). Позднее южная часть Ханаана именовалась Иудеей, а северная - Израилем.

Территория, известная с начала 2-го тыс. до н.э. как Ханаан, занимала по-своему уникальное положение на Ближнем Востоке. Эта узкая полоса пригодной для обитания земли, расположенная между Средиземным морем на западе и пустыней на Востоке, Киликийской низменностью на севере и Синайским полуостровом на юге, служила своеобразным мостом между Древним Египтом на юге и Малой Азией с Месопотамией на севере. В географическом отношении страна делится на четыре области: 1)приморскую равнину, называемую в своей южной, широкой части - Шефелой; «) гористую область к западу от Иордана (Галилея, Эфраимские и Иудейские горы); 3) Иорданскую долину и 4)плоскогорье к востоку от Иордана. Древнейший город Ханаана Иерихон был основан в шестом, а возможно, даже в седьмом тысячелетии до н.э. и считается самым древним в мире укрепленным городом. Ханаан служил связующим звеном между культурно-экономическими центрами древнего мира: Египтом и Месопотамией. Это послужило одной из главных причин того, что страна привлекала к себе чужих завоевателей во все эпохи своей многотысячной истории, хотя коренное население ее принимало лишь косвенное участие в международной торговле. В 11-8-м тыс. до н.э. это был регион распространения науфийской культуры. Ее носители скорее всего говорили на протоафразийском языке. В 6-нач.4 тыс. до н.э. часть носителей этого языка мигрировала на восток, дойдя до Месопотамии. Это были полукочевые плена, известные как семиты. Семитоязычное население Передней Азии распалось на западных и восточных семитов. Жившие в Ханаане люди говорили на языке, который стал предшественником северо-западной группы семитских языков.

В начале 2-го тыс. до н.э. миграции западных семитов были направлены на запад. В Египте оседавшие там западные саммиты были известны как аму (амореи). На рубежеXVIII-XVII вв. до н.э. в восточной части дельты Нила амореи устанавливают свое господство. Амореи покидают дельту Нила и Месопотамию в сер.2-го тыс. до н.э., они кочевали наряду с другими аморейскими племенами на Синае и в Ханаане. Здесь в XV-XIV вв. до н.э. шел процесс их консолидации в племенные союзы, враждовавшие как между собой, так и с ханаанскими городами-государствами.Такое развитие событий, затронувших амореев, расселенных в первой половине 2-го тыс. до н.э. на огромной территории от Месопотамии до Египта, на мифологическом уровне отразил позднейший библейский текст в повествовании об Аврааме и его потомках, включая историю Иосефа (Йозефа) и рассказ об Исходе из Египта во главе с Моисеем (Моше).

Не позднее середины XIII в. до н.э. один из таких аморейских племенных союзов, кочевавших на Синае, обрел традиционную для древнего Ближнего востока форму социальной организации, став культовой общностью Йисра^эль (Израиль). Ее возникновение активизировало процессы этнической консолидации племенного союза Израиль. На этапе завоевания Ханаана к этому племенному союзу, принимая израильский культ, присоединились другие племена иври, как обитавшие в самом Ханаане, так и мигрировавшие туда с юга и востока. Под этим этнонимом (иври) у окружающего иноэтнического оседлого населения в Еврейской Библии и фигурирует Авраам (Аврахам), когда он поселяется в Ханаане.

Имеется несколько интерпретаций этимологии этнонима Йисра^эль, из которых наиболее распространенный вариант переводится как «…борющийся с Богом». Хронологически этот этноним впервые встречается в надписи на стеле египетского фараона Мернептаха (последняя четверть XIII в. До н.э. ). В Еврейской Библии этноним Йисра^эль связывается с патриархом Иаковом (Яаковом), приобретшим второе имя Израиль (Йисра^эль). Истории о Иакове позволяет сделать предположение о преимущественно западносемитском (согласно одной из наиболее распространенных гипотез - аморейском) происхождении племенного союза Израиль. В пользу этого свидетельствует текст о предках Иакова - Аврааме и его сыне Исааке (Ицхаке), а также сохранение классифицируемой семитологами как аморейской немногочисленной лексики (представленной лишь собственными именами) в библейских текстах. Недавно российским семитологом Л.Коганом была предложена гипотеза, согласно которой два аморейских имени одного и того же человека - Иаков и Израиль- могли быть практически однотипны про смыслу (защищать, охранять) и разошлись в результате цепочки народных этимологий.

Будучи лидером нации, Иаков-Израиль производит на свет 12 сыновей и дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. Союзы двенадцати (иногда шести) племен были обычным явлением в восточном Средиземноморье и Малой Азии. Объединяющим их фактором могло быть не общее происхождение, а общая преданность одной святыне. Однако все эти западно-семитские группы имели действительно общие корни и находились во взаимном родстве; у них были общие воспоминания, предания и почитаемые предки. Во времена Иакова люди все еще носили с собой семейных божков, но уже складывались понятия общенационального Бога. Принятие Иаковом имени Израиль знаменует момент, когда Единый Бог (Бог Авраама) укореняется в Земле Ханаанской и идентифицируется с израильтянами - потомками Иакова, после чего ему вскоре предстоит стать всемогущим Яхве, монотеистическим Богом. Число двенадцать в Библии считается круглым. На востоке это число было священным, волшебным. В году двенадцать месяцев, солнце в течении года совершает круг по небу через двенадцать созвездий, знаков зодиака. Мы считаем десятками, а вавилоняне считали по двенадцати. Ученые-израильтяне, постигшие всю вавилонскую мудрость, очень любили это священное число (а также число семь) и постоянно употребляли их в своих произведениях, которые мы читаем теперь в Библии. Они и насчитали двенадцать колен израилевых; нот их было, наверно, больше. Мы знаем, что в южной части Палестины, в горах, во времена Давида гнездилось израильское племя Халев. Об этом племени рассказывает история царя Давида. А это племя не упоминается в числе двенадцати сынов Израиля. Возможно, что, кроме Халева, были и еще другие племена, настолько мелкие, что при завоевании Палестины они во время войны были истреблены или смешались с хананеями, так что всякая память о них исчезла.

Постепенно израильские племена заселили регион Иудейского нагорья в центре Ханаана, затем расселились севернее в позднейших Самарии и Галилее, а также на северо-востоке и в Гилеаде. Местное население изгонялось либо ассимилировалось с теми или иными израильскими племенами. В начале X века этот процесс завершился для подавляющего большинства этноязыческого населения к западу от реки Иордан. В свою очередь, древние евреи, переходя от полукочевого образа жизни к оседлому, постепенно усваивали многие элементы духовной и бытовой культуры завоеванного населения, имела место и языковая дифференциация.

Объединенные реальными или мифическими родоплеменными узам, общим религиозным культом, общими военными успехами и неудачами, территориальным соседством или стремлением к нему, усилившейся социокультурной однородностью и языковой общностью, племена иври, вошедшие в племенной союз Израиль, постепенно обретали и общее самосознание «мы» в противовес «им, чужим, другим». Это нашло внешнее отражение общего самоназвания бене-Йисра^эль(сыны Израиля, Израильтяне). Активные этноинтеграционные процессы у древних евреев протекали с последней четверти XI в. до н.э., когда у них формируется государственность - Израильское царство.

Немаловажное значение в этнической интеграции населения Израильского царства, исповедовавшего общеизраильский культ, сыграло возведение в середине X в. до н.э. при царе Соломоне (Шломо) (ок. 965-928 гг. до н.э.) Иерусалимского Храма (ок. 954 г. до н.э.), превращенного в основной культовый центр древних евреев. Но, несомненно, важными факторами были также наличие территориальной целостности, укрепление централизованной системы государственного управления под властью царя. Это позволяет констатировать завершение к последней четверти X в. до н.э. фазы этногенеза (формирования) древних евреев как этнической общности, осознавшей себя народом. Последнее подтверждается сохранением древними евреями своего этнического единства, несмотря на утрату государственного единства. В библейских текстах евреи как народ чаще всего объединены термином ^ам, имеющим значение «(наш) народ…в основе своей кровнородственной общности».

Субстратом (основой) в этногенезе древних евреев стал аморейский племенной союз Израиль, окончательно сложившийся в ходе борьбы за Ханаан, а суперстратом (последующими включениями) - покоренное полукочевое и оседлое близкородственное, преимущественно семитоязычное население Ханаана, принявшее Израильский религиозный культ и ассимилировавшееся с племенами израильтян. В процессе этнического смешения, обретения религиозной, социокультурной и языковой близости изначально полукочевниками-израильтянами, другим полукочевым и оседлым населением Ханаана и сложился древнееврейский этнос.

Таким образом, В этногенезе древних евреев можно выделить три основных этапа. В XV-XIV вв. до н.э., после исхода из Египта, на Синае шел процесс складывания одного из аморейских племенных союзов. Не позднее середины XIII в.до н.э. этот племенной союз обрел новое качество, став культовой общностью Израиль. В XIII-XI вв. до н.э. в племенной союз Израиль влились другие аморейские полукочевые племена, принявшие союзный религиозный культ израильтян. На рубеже 1-2-го тыс. до н.э. основная масса евреев перешла к оседлости. На этапе обретения оседлости в Ханаане в сознании древних евреев племенной союз Израиль является носителем божественного благословения и объектом божественной заботы. В X в. до н.э., в период существования Израильского царства, происходила интеграция израильтян и завоеванного населения Ханаана в единый, хотя и слабо консолидированный народ. Важнейшими факторами консолидации древних евреев как народа, т.е. этнообразующими признаками, были: представление о единстве происхождения, опиравшееся на преобладание эндогамных браков, принятие общего религиозного культа, территориальное единство, общая государственность, стирание языковых и культурный различий, в том числе формирование общего литературного языка, известного в современной литературе как библейский иврит.

Религиозный культ строился на преданности Богу, повиновении и поклонении ему, что выражалось в специальных обязательствах (Завете), жертвоприношениях и молитвах перед ковчегом Завета, празднествах, соблюдении ряда пищевых запретов (позднее известных как кашрут), возможно, святости Шаббата(субботнего дня). В рассматриваемую эпоху Господь не считался единственным в мироздании божеством, но Богом, заключившим берит (договор, Завет) с племенным союзом Израиль. Принципиальной новацией было наличие взаимного Завета Бога с племенным союзом Израиль и племенного союза Израиль о своим Богом. Вероятнее всего, уже тогда проявилась тенденция к осмыслению заключивших Завет с Богом как «богоизбранных».

В период обретения государственности вероучение евреев приобретает некоторые новые черты. Так, формируется представление о Завете Бога с династией царя Давида как вечно правящей, вера в богоизбранность Иерусалима. Иерусалимский храм официально признавался общегосударственным святилищем.

Опираясь на анализ библейских текстов, датируемых не позднее X в. до н.э., можно представить следующую модель этнической идентичности евреев на этапе этногенеза. Во-первых, древними евреями осознавалось единство происхождения от праотцов и прежде всего от Иакова и его двенадцати сыновей. Небезынтересно, что наряду с упоминавшимся эндоэтнонимом Йисра^эль в библейских текстах используется и эндоэтноним бет Йа^ков (дом Иакова). Во-вторых, влияние религиозной составляющей уже тогда было относительно велико. Это подтверждается терминологией библейских текстов. В-третьих, следует отметить убежденность древних евреев в том, что их предки в составе двенадцати племен, образовавших сначала племенной союз Израиль, а затем Израильское царство, были потомками тех, кто под руководством Моисея совершил исход из египетского рабства и завоевал вместе с Богом землю Ханаана. Более того, земля Ханаана в их представлении уже тогда могла восприниматься как Обетованная богом израильтянам.

Этническими символами израильтян на этапе завершения этногенеза можно считать общее самосознание (как потомков Авраама, Исаака и Иакова, совершивших исход из Египта во главе с Моисеем), что нашло выражение в общем эндоэтнониме, общий религиозный культ, земля Ханаана как Обетованная евреям Богом, общая государственность во главе с династией Давида и со столицей в Иерусалиме, Иерусалимский Храм как общеизраильский религиозный центр и место божественного присутствия. Несомненно, значимой символикой обладали общие черты в духовной и материальной культуре. Менее определенно выглядит в качестве этнического символа общность языка, если опираться на библейский тест.

Среди этнически ориентированных ценностей можно выделить ощущение своей исторической религиозной уникальности, а также тенденцию к обретению амбивалентной этнорелигиозной картины мира, где роль этнических границ играли социально, религиозно и культурно окрашенные предпочтения.

Йегошуа (Иисус Навин) делит землю Кнаана на отдельные участки для каждого племени. Одно колено - левиты - совсем не получило земли для проживания, хотя левитам было отведено несколько городов. Им отводилась роль духовных учителей для прочих колен, каждое из которых облагалось налогом на содержание левитов.

В середине X века до н.э. Израильское царство достигло своего расцвета, став одним из крупных государств Ближнего Востока. Численность населения Израильского царства в этот период исследователями оценивается примерно в 1-2 млн. человек, среди которых евреев было явно менее половины. В конце царствования Соломона (Шломо - сын царя Давида) заметно обострились отношения между Севером и Югом. После смерти Соломона (ок. 928 г. до н.э.) центробежные тенденции были столь велики, что десять северных тетрриториально-племенных наделов не признали власть взошедшего на престол его сына Ровоама и объединились в самостоятельное государство. Оно упоминается в источниках как северное царство, царство Эфрам, Бейт Омри или царство Шомрон, после того как в около 870 г. до н.э. его столицей стал город ария (Шомрон), а чаще всего как Израиль (Йисра^эль).Два южных территориально-племенных надела Иехуда и Бениамин объединились вокруг Ровоама и создали значительно меньшее по территории государство - царство Иудея (Иехуда), столицей которого остался Иерусалим.

В 30-х годах VIII в. до н.э. начинается мощная ассирийская экспансия в Юго-Западной Азии. В 722 году до н.э. Израиль был окончательно завоеван Ассирией, а его территория вошла в состав ассирийской провинции Самерина. Его население было угнано и рассеяно. Тогда же значительной части своей территории лишилась и Иудея, ставшая вассалом ассирийской державы. Дальнейшая судьба Десяти колен неизвестна. Поэтому все современные евреи произошли либо от левитов (или от рода внутри этого колена - священников коганим), либо от колена Йегуды.

Затем Иудея на короткое время обретала независимость, но опять стала вассалом Египта, а потом Вавилонии. В 588 году евреи Иудеи в очередной раз восстали, но в 586 г. до н.э. вавилоняне взяли Иерусалим и разрушили Иерусалимский Храм.

Распад единого государства самым негативным образом сказался на консолидирующей рол религиозного культа древних евреев. Пророческая литература (Илия /Элияху/, Елисей /Элиша/, Амос, Осия/Хошея/, Исайя /Иешаяху/, Михей /Миха/) свидетельствует о жестком противостоянии монотеистических и синкретических тенденций в религиозных представлениях евреев Израиля и Иудеи в IX -VII вв. до н.э. Важнейшим фактором религиозной консолидации древних евреев стала «Книга Торы» (Книга Учения). По крайней мере, с конца VII в. до н.э. Тора была основой государственного законодательства Иудеи.

Распад единого Израильского царства оказал влияние на усиление диалектных различий разговорного языка древних евреев в Иудее и Израиле. Однако литературный библейский иврит остался общим для населения обоих древнееврейских государств как язык государственного делопроизводства литературного творчества.

Распад Израильского царства около 926 г. до н.э. объективно способствовал активизации этноразделительных процессов среди древних евреев в конце X-VIII вв до н.э. Это было связано с утратой государственного единства и длительной междоусобицей, так последовавшим за этим усилением религиозного сепаратизма и позиций языческих культов на Севере и отчасти на Юге. Одновременно в Израиле заметно возросло влияние финикийской культуры, финикийского и арамейского языков. По сути, создалась ситуация, благоприятная для процесса этнической парциации среди древних евреев и возникновения в Израиле и Иудее двух самостоятельных этносов.

В то же время завоевание древними ассирийцами Израиля в 30-20-х годах VIII в. до н.э. парадоксальным образом активизировало процесс этнической консолидации среди древних евреев в конце VIII- начале VI в. до н.э. Так, можно указать, что в Иудею бежали многие евреи из Израиля, спасавшиеся от ассирийского господства. В результате радикальных реформ царя Иосии Иерусалимский Храм превращается в единственный религиозный центр и для тех северян, кто не был изгнан в Ассирию.

В последней четверти VII в. до н.э. иудаизм выступает также и как важнейший фактор ассимиляции с древними евреями иноэтничного населения - преимущественно арамеоязычных потомков колонистов, ранее переселенных ассирийцами на территорию захваченного ими Израиля.

Анализ библейских текстов, датируемых IX- началом VI в. до н.э., и прежде всего пророческой литературы, указывает на сохранение древними евреями общности этнического самосознания (внешне выраженного в сохранении общего эндоэтнонима Йисра^эль как на Севере, так и в Иудее).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать