Симон Боливар и его роль в освобождении Латинской Америки

Симон Боливар и его роль в освобождении Латинской Америки

1

Кафедра Новой и Новейшей истории

Курсовая работа

На тему: «Симон Боливар и его роль в освобождении Латинской Америки»

Тула,

2008г.

Содержание

Введение1

Основная часть.

Глава I. Ранние годы и начало деятельности Симона Боливара

Глава II. Образование Венесуэльской республики

Глава III. Создание Великой Колумбии. Освобождение испанской Америки

Глава IV. Последствия освобождения Латинской Америки и распад Колумбийской Федерации

Заключение

Список литературы

И Новый - стар... Но все ж на свете нет

Двоих таких, как два Свободы сына,

Колумбией взращенных исполина.

Там Чимборасо водит окрест взор:

Рабовладенья всюду смыт позорДжордж Гордон Байрон «Остров, или Христиан и его товарищи»., Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. М., Правда, 1981 г.

Джордж Гордон Байрон

Введение.

Твоё имя -- бриллиант -- неподвластно волнам времени, вымывающим из памяти имена всех королей” -- эти строки кубинский поэт-романтик Хосе Мариа Эредиа посвятил своему старшему современнику Симону Боливару. Поэтическое пророчество, как это часто бывает, сбылось. Волны времени не только не унесли в бездонную Лету имя великого Освободителя Латинской Америки, но придали ему ещё большее сияние, открыв для потомков новые, неведомые дотоле грани его таланта.

В данной курсовой работе исследуется не просто жизнь национального героя многих стран Латинской Америки, но и жизнь человека, который всего за несколько коротких лет сумел сделать весь континент свободным и при жизни убедиться в людской неблагодарности.

Исследование данной проблемы актуально и по сей день, поскольку политические лидеры стран Латинской Америки, приходя к власти, до сих пор используют имя Симона Боливара, чтобы найти оправдание своей непродуманной тактике и диктаторской политике. Зачастую, изображая Боливара как диктатора, они пытаются показать, что малейшее послабление существующего режима может привести к катастрофическим последствиям.

Цель данной работы - показать роль Симона Боливара в процессе освобождения Латинской Америки от испанских колонизаторов в начале XIX века, значимость его фигуры в деле сплочения нации против произвола захватчиков.

Среди государственных деятелей ХIХ в., оказавших наибольшее влияние на судьбы Латинской Америки и мира, Боливар занимает, бесспорно, одно из первых мест, как по историческому значению своей деятельности, так и по масштабам своих политических и дипломатических дарований.

С его именем неразрывно связан ряд важнейших событий латиноамериканской и мировой истории, и, прежде всего, конечно, осуществленное при помощи него объединение латиноамериканских государств и их освобождение от испанских колонизаторов.

Также следует отметить, что Боливар был выдающимся политиком и незаурядным военачальником, что в полной мере проявилось в период наиболее знаменательных сражений, а также в годы последующей политической деятельности Боливара. О заслугах

Симона Боливара наглядно свидетельствует и данное ему звание - «Освободитель».

Подход к изучению исторической фигуры такого масштаба может быть весьма различным, и в своей курсовой работе я постаралась сделать акцент на самом

Боливаре как личности и государственном деятеле, и меньше внимания уделяла тем социально-экономическим условиям Латинской Америки, на фоне которых происходило его становление как политического деятеля.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели мной решались следующие задачи:

- подробнее раскрыть вопрос о роли семьи Боливаров в истории Венесуэлы и ранней деятельности самого Симона Боливара;

- проанализировать динамику процессов, происходящих в Венесуэле - Венесуэльской республике - Великой Колумбии;

- раскрыть причины распада Колумбийской Федерации.

Данная работа написана с использованием следующих методов исследования: сравнительного метода, метода изучения монографических публикаций, конкретно-исторического и метода обобщения.

В процессе работы над курсовой использовались следующие литературные источники: монографии, посвященные истории Латинской Америки; учебные пособия; исторические очерки и биографии Симона Боливара, а так же очерк «Правовые воззрения Симона Боливара» М.И. Лазарева, на котором следует остановиться более подробно. В этом очерке затронуты такие проблемы как отмена рабства, почему Боливар выбирал как форму правления республику, а не монархию, а так же затронут вопрос об участии в освободительной войне добровольцев.

В исследовании жизненного пути «Освободителя» особое место принадлежит И.Р. Лаврецкому, написавшему блестящий очерк о деятельности Боливара.

При написании данной работы я опиралась на его книгу «Симон Боливар». Лаврецкий показал в ней подлинные масштабы личности Боливара, утверждая, что он лучше всех других деятелей своего класса понял, в чем состояли задачи эпохи. Он проанализировал переплетение в деятельности Боливара испанских традиций ХVIII-XIXвв. и новых методов, выработанных им в начале ХIХ в., охарактеризовал Боливара как полководца и государственного деятеля.

Хотелось бы остановиться еще на одной специально посвященной Боливару книге В.И. Гусева «Горизонты свободы: Повесть о Симоне Боливаре», которая так же использовалась мною при работе. Автор в ней описал жизнь Боливара с юных лет и до кончины и охарактеризовал его внешнюю и внутреннюю политику. В.И.Гусев совершенно верно оценил главные этапы деятельности Боливара и ее итоги. Показана и историческая заслуга

Боливара - создание единого государства Великой Колумбии и причины ее неудач.

Роль личности Боливара достаточно подробно изучена зарубежными историками, но, к сожалению, лишь малая часть этих работ переведена на русский язык.

Вклад в изучение деятельности Боливара внесли историки М.С.Альперович, Л.Ю. Слезкин, Ф.Маршал, Б.Крейн, на чьи труды я также опиралась в написании этой курсовой работы. Мной так же рассмотрен роман знаменитого колумбийского прозаика Габриэля Гарсия Маркеса «Генерал в своем лабиринте», воссоздающий последние дни жизни Симона Хосе Антонио Боливара. В целом, совместное использование данных работ дает целостную картину об исторической личности Симона Боливара.

Глава I. Ранние годы и начало деятельности Симона Боливара.

Сын 57 летнего Хуана Висенте Боливара и 18 летней Марии де ла Консепсион Паласиос Бланко Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боливар де ла Консепсьон и Понте Паласиос и Бланко родился 24 июля 1783 года в знатной креольской семье баскского происхождения в поместье Сан-Матео и был связан родственными узами со многими влиятельными семьями не только Венесуэлы, но и Испании. Боливары, как и большинство богатых креолов Венесуэлы, происходили из городка Ла-Пуэбла-де-Боливар в Бискайе, в Испании, находившегося тогда в округе Маркина. Первый Боливар, тоже по имени Симон, поселился в Венесуэле еще в 1559 году. Он занимал в колониальной администрации видный пост казначея при генерал-капитане. Потомки этого Симона превратились со временем в одно из богатейших семейств колонии, хотя и не «чистых» кровей: историки утверждают, что в XVIII веке в жилах Боливаров текла уже не чисто испанская кровь, а с примесью индейской и негритянской.

Отец Боливара владел поместьями, золотыми приисками и сахарными заводами. Ему принадлежали дома в Каракасе и в других городах Венесуэлы. На его плантациях работало свыше тысячи рабов. Он не гнушался заниматься и коммерцией: в Каракасе содержал через подставное лицо большую лавку по торговле сукном.

Не смотря на свое богатство и знатное происхождение, Боливары все же считались креолами и как таковые находились на социальной лестнице ступенькой ниже испанцев. Как и другие креолы, отец Боливара зависел от баскских купцов, которым он вынужден был продавать за бесценок какао и другие продукты своих плантаций.

Все это не могло не оказать влияния на взгляды отца Боливара Лаврецкий И.Р. «Симон Боливар», М., 1958г. с.31. Известно, что он еще за полтора года до рождения Симона принимал участие вместе с Мирандой в подготовке антииспанского восстания. Сохранилось письмо отца Боливара Миранде, подписанное еще двумя видными креолами, в котором авторы послания изъявляли готовность следовать за Мирандой и сражаться до последней капли крови во имя большого и почетного дела - освобождения Венесуэлы от испанского господства. Однако отцу Боливара не суждено было претворить свои намерения в жизнь. Он умер, когда Симону исполнилось три года. Через пять лет умерла и мать Симона. Сироты Боливары остались на попечение родственников, которые дали им первоклассное по тому времени образование.

Большую роль в воспитании юного Симона сыграли его няня-негритянка раба Иполита и учитель и тезка Симон Родригес.

Боливар всегда вспоминал с большой теплотой Иполиту, которая заботилась о нем с исключительной преданностью. «Иполита - моя мать, - писал он своей сестре в 1825 году. - Ее молоко вскормило меня, и я не знал других родителей, кроме нее».

Венесуэльский просветитель Симон Родригес в свою очередь оказал влияние на формирование мировоззрения Боливара. Родригес был фанатичным последователем Руссо и французских энциклопедистов, идеи которых он с энтузиазмом распространял среди колонистов. Его настоящая фамилия - Карреньо. От этой фамилии он отказался и принял фамилию матери - Родригес в знак протеста против своего брата, религиозное ханжество которого претило ему. Своим дочерям Родригес дал имена Майс (кукуруза) и Тюльпан, следуя в этом духу учения Руссо, взгляды которого на воспитание он изложил в докладной записке, представленной властям и озаглавленной «Размышления о недостатках преподавания в школах начального обучения в Каракасе и о мерах по улучшению оного».

От Симона Родригеса узнал впервые молодой Боливар о традициях освободительной борьбы в колониях, о восстании инка Кондорканки и о Миранде. Родригес познакомил своего воспитанника с классиками древности, с философией, с идеями великих французских мыслителей, многие книги которых имелись в отцовской библиотеке Боливара. С энтузиазмом говорил учитель своему ученику о французской революции 1789 года, отменившей рабство и возвестившей всему миру грядущую эру свободы, равенства и братства.

«Я безумно люблю этого человека», - признавался впоследствии Боливар, говоря о Родригисе. После того как испанцы были изгнаны из колоний и дело независимости восторжествовало, Боливар писал своему учителю: «Вы побудили меня посвятить мое сердце служению справедливости, великому, прекрасному. Я следовал по пути, начертанному вами» Лаврецкий И.Р. «Симон Боливар», М., 1958г. с.33.

Симон Родригес был наставником Боливара в течение пяти лет. Когда они встретились, учителю было 20 лет, ученику - 9; ученик смотрел на учителя с опаской и уважением. Когда они расставались, учителю исполнилось 26, а ученику - 14 лет; их объединяла крепкая дружба единомышленников. Расставание произошло при драматических обстоятельствах. Учитель был одним из активных участников республиканского заговора, во главе которого стояли Гуаль и Эспания. После их ареста Родригес был вынужден бежать. «Борись против проклятых «годос», за свободу Венесуэлы, - сказал Симон Родригес своему ученику. - Мы скоро встретимся» Правовые воззрения Симона Боливара. Очерк / Лазарев М.И. - М., 2001..

Симон Родригес отбыл в Европу. Вскоре он появился в Париже под фамилией Робинзон. Его можно было встретить в масонских ложах, в модных литературных салонах, в кабачках, где собирались рабочий люд и мастеровые. Он проповедовал идею освобождения испанских колоний. Затем Родригес Робинзон побывал в Риме, Вене и, следуя по стопам Миранды, появился в Санкт-Петербурге, откуда возвратился в Париж. Там он встретился впоследствии вновь с Симоном Боливаром.

После отъезда Родригеса Боливару наняли нового воспитателя - Андреса Бельо, одного из самых образованных молодых людей Венесуэлы того времени. Бельо был поэтом, знатоком классической литературы, поклонником французской революции 1789 года. Поэтому Бельо, как и Родригес, пользовался в кругах колониальной администрации репутацией «черной овцы». Новый воспитатель преподавал Боливару географию, математику и космографию.

Два года спустя после бегства Родригеса из Венесуэлы молодой Боливар был послан опекуном дядей Карлосом в Испанию для совершенствования в науках. В Мадриде, где у Симона были влиятельные родственники, он был принят в аристократических семьях и даже допущен к играм с наследным принцем и будущим его врагом впоследствии королем Испании Фердинандом VII. Молодой креол, однако, уже тогда вел себя с испанскими грандами независимо и вызывающе. Испанские власти даже заподозрили его в заговорщической деятельности, и только покровительство его влиятельных родственников спасло Боливара от ареста.

В начале 1802 года Боливар приехал в Париж, дышавший еще воздухом революции. В столице Франции Симон пробыл несколько месяцев, он знакомился с ее достопримечательностями, веселился, интересовался подготовкой нового свода законов, ставшего впоследствии известным под названием Наполеоновского кодекса.

Из Парижа Боливар возвратился в Мадрид. Там его ждало одно безотлагательное дело: он собирался жениться на молодой испанской аристократке Марии Тересе, с которой познакомился и которую полюбил незадолго до своего отъезда во Францию.

Один современник, знавший Марию Тересу, говорит, что они была необыкновенно привлекательная и очень развитая девушка, но хрупкого здоровья.

В мае 1802 года Боливар обвенчался и возвратился с женой в Венесуэлу, где принялся хозяйничать в доставшемся ему от родителей имении Сан-Матео. Но счастье молодых было кратковременным. Климат Венесуэлы оказался для Марии Тересы роковым. Не прошло и года, как она заболела тропической лихорадкой и скоропостижно скончалась.

В конце 1803 года пораженный горем Боливар вновь уезжает в Испанию, где живет некоторое время у родственников своей покойной жены Марии Тересы. В марте 1804 года испанские власти принуждают Боливара покинуть столицу Испании: в связи с растущим революционным движением в колониях король издал приказ, запрещающий проживать в столице уроженцам заморских территорий. Боливар едет во Францию.

В Париже жила двоюродная сестра Боливара Фани Луиза Дервье дю Вийар, занимавшая довольно видное положение в высшем свете. В ее салоне собирались маршал Удино, принц Евгений Богарне, великий артист Тальма, писатель-романтик Шатобриан. Симон познакомился у Фани с немецким путешественником и географом Гумбольдтом, посетившим Испанскую Америку в начале XIX столетия, с французским ботаником Бонпланом и другими учеными. К этому времени Боливар уже неплохо говорил по-французски. Однажды Боливар беседовал с Гумбольдтом и Бонпланом.

- Скажите, - спросил молодой креол немецкого ученого, - настала ли пора Испанской Америке сбросить чужеземное иго и провозгласить независимость?

- Да, - ответил Гумбольдт. - Испанская Америка созрела для этого, но там нет человека, способного возглавить движение за освобождение своей родины.

Тут вмешался в разговор Бонплан:

- До сих пор я был с вами согласен, Гумбольдт. Но на этот раз вы, по-моему, не правы. Мне кажутся, что раз колонии созрели для независимости - а они действительно созрели, - то, как только поднимется восстание, оно само выдвинет вождя Альперович М.С, Слезкин Л.Ю. Образование независимых государств в Латинской Америке. М., 1966.

Никто из собеседников тогда не предполагал, что этот будущий вождь находился тогда среди них.

Во время пребывания Боливара в Париже Наполеон короновался императором Франции. Сохранилось письмо Боливара к полковнику Вийару, дяде его двоюродной сестры Фани, которое свидетельствует о крайне отрицательном отношении Боливара к Наполеону в тот период. «Я не могу вообразить, - писал Боливар, - чтобы кто-либо был сторонником первого консула, хотя Вы, дорогой полковник, и превозносите его до небес. Я преклоняюсь, как и Вы, перед его военным талантом, но разве Вы не видите, что его единственной целью является захват власти? Этот человек становиться деспотом.… И это еще называется эрой свободы?.. Разве какой-либо народ может быть заинтересован в том, чтобы доверить свою судьбу в руки одного человека? Будьте уверены, правление Бонапарта станет в скором времени более жестоким, чем тех маленьких тиранов, которых он свергнул» Гусев В. И. Горизонты свободы: Повесть о Симоне Боливаре. -- М.: Пламенные революционеры, 1972..

Впоследствии Боливар, вспоминая эти дни, говорил о Наполеоне: «Я боготворил его как героя республики, как блестящую звезду славы, как героя свободы… Но с того дня, когда он провозгласил себя императором, для меня он превратился в двуличного тирана».

Прошло несколько месяцев, и вот произошло события, имевшее для Боливара куда большее значение, чем коронация Наполеона. В его особняк на улице Ланкри явился таинственный незнакомец, по фамилии Робинзон. Учитель и ученик были несказанно обрадованы этой встречей, о которой они оба долго мечтали.

Родригес посоветовал Боливару бросить праздную жизнь в столице Франции и пойти пешком из Парижа в Рим. Так он сможет познакомиться с жизнью простых людей, насладиться природой. Недолго думая, Боливар согласился, и два друга, захватив с собой только самое необходимое, зашагали из Парижа по направлению к солнечной Италии.

О многом беседовали Родригес с Боливаром во время своего увлекательного путешествия. Родригес попытался не без успеха убедить своего друга посвятить свою жизнь и состояние делу освобождения Америки.

Путники посетили Милан, Венецию, Неаполь и, наконец, прибыли в столицу папского государства Рим. Испанский посол поспешил пригласить молодого венесуэльца, слава о богатстве которого всюду открывала ему двери, посетить папу римского. Боливар принял приглашение, но во время торжественного приема, несмотря на настойчивые намеки посла, отказался поцеловать крест, вышитый на папской туфле.

Испанский дипломат пришел в бешенство.

- Как вы осмелились оскорбить святого отца? - закричал он Симону, как только они покинули папские покои.

- Сеньор, - спокойно ответил ему Боливар, - должно быть, папа не уважает эмблему христианства, если он носит ее на своих туфлях, а ведь даже могущественные монархи считают за честь носить ее на короне Маршал Ф., Крейн Б. Боливар. М., 1944.

В Риме, народ которого дал столько примеров беззаветной любви к свободе и никогда не преклонял колена перед завоевателями, окончательно созрело решение Боливара посвятить себя борьбе за освобождение его родины от испанского владычества.

Однажды, осматривая окрестности Рима, Боливар и Родригес очутились на древнем «Священном холме» - Монте-Сакро. Они обсуждали только что полученные известия о поражении, постигшем экспедицию Миранды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать