СССР в 1980-1990 гг.: причины и последствия распада
p align="left">Нет, народ не догадывался о возможности упразднения тех социалистических преимуществ, которые уже давно были завоеваны и сделались привычными для большинства. Не мог и предположить о возможности ухудшения жизни, он стремился к лучшему.

Легко поверив в нарисованную реформаторами перспектив демократических свобод и материального благополучия, как некогда верили в построение коммунизма. Объявив о «революционном характере» задуманных преобразований Горбачев предложил всему миру настроиться на волну всеобщих преобразований. Теоретической основой изменений стала его философия «нового мышления». Ее суть в признания приоритета «общественных ценностей» и отказе от противостояния по идеологическому, классовому национальному признаку. В современном начиненным ядерным оружием мире полагал реформатор человечество поставлено перед необходимостью жить мирно для сохранения мира нужна всеобщая, добрая воля.

Практическим выводом из этой философии стал инициированный советской стороной так называемый разоруженческий миротворческий процесс, оказавшийся из-за постоянных уступок западу односторонний. Ибо ответные меры западных стран были неадекватны. Первым делом «команды Горбачева» на пути радикальных преобразований стало объявление гласности. Гласность, как заявил главный идеолог перестройки А.Н. Яковлев должна была стать средством и формой демократизации общества.

Считалось, что снятие запретов на открытость обществу социально-экономических проблем поможет обществу осознать глубину кризиса, выработать верные пути его преодоления, поставить под контроль деятельность власти в лице, прежде всего партийно-государственного аппарата.

Однако на деле, гласность широко поддержанная в обществе оказалась не только острым инструментом в политизации массового сознания способным вовлечь массы в активную политическую деятельность, нот обернулась, как показали последующие события средством перевода эволюционного реформирования в радикальной демонтаж системы в целом.

Главной ареной гласности едва ли не основным субъектом политического процесса выступили средством массовой информации. С их помощью достоянием общественности стали многие ранее «запретные зоны» связанные с деятельностью армии, КГБ, судов, прокуратуры с привилегиями высшего партийного аппарата злоупотреблением власти. Допускалась критика отдельных персон из некоторой неприкасаемой когорты партфункционеров общесоюзного республиканского краевого, областного масштаба стала серьезным вызовом режиму.

Под прицелом прессы оказалось историческое прошлое страны. Беспощадно оценивалось последнее десятилетие советской истории. Начавшись с разоблачения репрессивного характера сталинского правления, критика распространилась на всю реализованную мощью социализма. Завязалась острая дискуссия о характере построенного в СССР обществе о возможных моделях социализма в целом, а отсюда и об избранном пути обновления.

Концепция перестройки ее тактика и стратегия выработалась, согласно официальной точки зрения того времени и той власти. В течении 1986-1987 гг. январский пленум ЦК КПСС объявил о намерении парии радикально демократизировать общество и собственную внутрипартийную жизнь. Следующий пленум, состоявшийся в июле, дал программу экономической реформы. Суть, которой состояла в повышении экономической составляющей предприятий. Установки этих пленумом рассматривали, как решающие звенья концепции перестройки, завершившие разработку его теории и определивший фактический этап.

Однако усилия реформаторской команды в сфере демократизации общества не в области экономики не дала результатов «перестройка пробуксовала». Более того, наметилось сопротивление в партийном аппарате в сфере хозяйственной номенклатуры и в силовых структурах государства. Отсутствие положительных результатов перестройки быстро гасила в массах эйфорию. Массы не торопились включаться в революцию сверху. Сала проявляться и нетерпение радикалов не довольных характером и темпами перестроечных процессов. В этой обстановке инициаторы перестройки сделали вывод о необходимости сломить сопротивление непокорных сил (партийно-хозяйственный аппарат, армии, КГБ). Подключив к этому народ, подготовить который предстояло средствам массовой информации.

В ряд «правофланговой перестройки», «Московские новости» «Огонек», «Новый мир» позже к ним присоединились «Известия». Горбачев призвал средства массовой информации взять на себя роль оппозиции контрперестроечным силам, которые противились перестройки. Фактически это обернулось призывом «отвлечь огонь на себя». По несущим конструкциям государства был нанесен серьезный удар.

В политбюро ЦК главным в штабе перестройки происходит размежевание на две противостоящие силы: радикально-реформаторскую или социал-демократическую группировку во главе, с Яковлевым и традиционно коммунистическим лидером, которой выступил Е.К. Лихачев. Горбачев поставил себя как бы над схваткой, постоянно лавируя между двумя крайностями, поддерживая то одну, то другую сторону, тем самым, выравнивая общую линию по центру. Однако его подлинными симпатиями были партии реформаторов, жесты в сторону консерваторов носили лишь тактический характер.

Наиболее радикальным, выразителен критического отношения к ходу перестройки, оказался кандидат в члены политбюро секретарь московского КГ КПСС Б.Н. Ельцин. На октябрьском пленуме ЦК он обвинил инициаторов перестройки в отсутствии ее концепции. Раскритиковал стиль работы высшего партийного руководства, включая генерального секретаря, за что и был удален из власти по причине политического авантюризма. Политическая акция Ельцина была беспрецендентна, по тем временам имела громкий общественный резонанс. Она была воспринята, как вызов системе, который привел к неизбежной расплате. Многие особенно в среде интеллигенции и студенчества расценили действия ЦК, как «удар по перестройке, как вызов, как возвращение к старым методам борьбы с инакомыслием». Отныне Ельцин становится символом сопротивления режиму.

Неудовлетворенность в обществе перестройкой на рубеже 1987-1988гг. вызвалось не сколько темпами, сколько направлением преобразований. И многие задавали вопрос, что будет дальше «совершенствование социализма или переход к другой общественной системе».

Февральский пленум ЦК принял однозначный ответ, что будет осуществлен переход от марксизма-ленинизма от того, что завоевано народом, но при этом останется незыблемость верховной власти. Опубликование в газете «Советская Россия» скандально знаменитого письма Н. Андреевой «не могу поступиться принципами, в которых руководство перестройкой, открыто обвинялось в отступлении от фундаментальных принципах социализма». Письмо получило официальное осуждение в газете «Правда» и было названо «манифестом антиперестроечных сил».

Это было спланировано в средствах массовой информации и озвучено, как внушительная победа антисталинистов над неосталинистами, сторонников перестройки над противниками. Последующие события показали, что борьба с манифестом контрперестроечных сил завершилась не только порожение6м неосталинистов, но и открыла этап кризиса марксизма-ленинизма в целом, как прочная доктрина привела к отрицанию социалистической идеи общества в целом.

Можно сделать вывод о том, что в истории нашей страны произошел перелом, во время которого активизировались либерально-демократические силы, заменившие лозунг совершенствования социализма лозунгом общества эффективной экономики в условиях свободного рынка.

ГЛАВА II. "ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА" ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ ПРОТИВ ВЛАСТИ КПСС.

1.Новое видение стран мира.

XIX Всесоюзная партконференция, состоявшаяся в 1986 году стала поворотным моментом в истории перестройки. На ней были приняты решения о реформе российской политической системы.

Их суть в отказе партии от монополии на власть, готовность передать ее реальные функции Советам.

С точки зрения реформаторов, этот момент мог быть обусловлен пробуксовкой преобразований в экономике, которым противодействовала система прежде всего в лице партаппарата, прочно державшего рычаги управления. Эту проблему и предстояло убрать путем реформы.

На конференции четко проявила себя оппозиция реформаторскому курсу Горбачева, названная правоконсервативной. Линия реформаторов восторжествовала, но острые противоречия партии, ставшие фактором определяющим все последующее развитие.

Раскол в партии и ее руководстве лишь отразил уже обозначившееся размежевание в обществе. Задуманный реформаторами процесс создания оппозиции под крылом внешней власти набрал силу, материализуясь в различных общественных движениях, клубах, группах, гражданских инициативах, среди которых появилось объединение типа «Демократического союза», претендующего на роль политической партии.

Официально провозглашенный Горбачевым «социалистический плюрализм» явочного порядка перерастал в плюрализм политический.

Поставив вопрос о демократизации общества путем реформирования политической системы XIX партконференция послужила мощным стимулом взрывного развития общественно-политических, гражданских инициатив. По всей стране зашумели митинги, манифестации.

Движение «неформалов» перестроечных лет поднялось на новую высоту: возникают «народные фронты» как самостоятельные общественные, а на деле - политические движения. И хотя первоначально в своих программных документах они декларировали намерения «содействовать курсу партии на перестройку», их подлинные цели, связанные с борьбой за власть, за изменения политического режима, очень скоро стали очевидными.

На временном отрезке от XIX партконференции до I Съезда народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) в условиях поражения общественного политического движения инициаторов перестроечного процесса начинают терять над ним контроль.

Процесс приобрел не только необратимый, но и автономный характер. На арену политической битвы вышли демократические движения, увлекая за собой то самое «активное меньшинство», которое в любой революции играет решающую роль. Их представления о степени радикальности и конечных целях реформирования были иными, они ставили задачу надежного изменения не только политического, но и социально-экономического устройства, идя к этому пока еще под лозунгом «Вся власть Советам».

Эволюционный подход, на который уповал Горбачев, переоценивший свои лидерские возможности и прочность государственного устройства, резко радикализируют.

Начинается период «бурь и натисков», жестокой, откровенной борьбы за власть, не той «подковерной» между соперничающими элитарными группами, которая была характерна для советского политического режима, а открытой, публичной, с использованием всего арсенала самых решительных, но не совсем чистых мер.

Разрыв с официальной идеологией, марксизмом-ленинизмом уже состоялся.

Причем сокрушение моноидеологии, цементировавшей советское государство и общество, последовало непосредственно из ее идеологии партии А.Н. Яковлевым.

Интеллектуалы западной, либерально-демократической ориентации, овладевшие массовым сознанием, начинают открыто отвергать социализм, и как теорию марксизма-ленинизма, и как советскую практику. В обществе уже широко обсуждают вопросы о частной собственности, о рынке, о преимуществах западной демократии.

Весенняя 1989 года кампания по выборам народных депутатов СССР проходила в обстановке решительного натиска на КПСС, ее идеологию и ее функционеров, в условиях, когда общественные настроения уже сложились не в пользу правящей партии. Это оказалось закономерным процессом. Демократические силы одержали если не количественную, то морально-качественную победу, а в крупных города и ряде республик - и количественную.

Конкретное содержание перестройки политической системы по Горбачеву сводилось к изменению структуры и принципов деятельности высших органов власти. Утверждалась система съезда народных депутатов. Съезд наделялся функциями высшего представительного органа государственной власти. Верховный совет преобразовывался в постоянно действующий законодательный орган. Новый закон о выборах обеспечивал главное: альтернативность, реальную возможность выбирать из нескольких кандидатов.

Содействуя перемещению центра власти в новые структуры из прежних, советских Горбачев не желал рисковать собственными полномочиями, стремясь сохранить контроль и над Советами и над партией путем совмещения соответствующих высших партийных и советских постов. Став Верховным Председателем Совета ССР, он сохранил за собой и пост генерального секретаря ЦК КПСС.

Работа I Съезда народных депутатов СССР продемонстрировала настоящий взрыв демократии, акт публичного низложения власти с того «сверкающего пьедестала», на котором она находилась долгие десятилетия. На I Съезде сформировалась первая организованная парламентская оппозиция, образованная радикально-демократическими силами. Новые силы получили следующее название: Межрегиональная депутатская группа (МДГ), ее лидером стал академик Сахаров, потребовав передачи всей власти в руки Советов. В предложенном им на съезде «Декрете о вольности» содержались положения о немедленной отмене статьи 6 Конституции СССР, фиксировавшей руководящую роль КПСС в обществе и стране. Съезд проголосовал против этого декрета, также отверг и предложение об отмене статьи 6. Хотя Съезд и принял на себя всю полноту государственной ответственности. Однако сохранил за собой роль политического авангарда. Борьба за власть продолжалась парламентской оппозицией в лице МДГ, возглавив весь демократический спектр движения. МДГ повел борьбу не только парламентскими методами, но и взял на вооружение методы подчеркнутые из опыта революционных эпох, приемы привлечения народных масс на свою сторону, давление на правительство путем митингов, манифестаций, забастовок, акций гражданского неповиновения. Лидерство в группе после смерти Сахарова перешло в Ельцину.

Решающую роль в дестабилизации экономики страны сыграли шахтерские забастовки 1989-1990 гг. во время которых звучали политические требования об отставке правительства, а позже и президента СССР. Эти забастовки явились фактором в значительной мере парализовавшим волю правительства и режима в целом в сопротивлении. Решающий тур борьбы за власть между коммунистической партией и демократическим движением приходится на лето 1990 г., когда состоялись выборы в республиканские и местные органы власти.

Глава III. Образование СНГ.

1. Причины и ход распада.

После референдума сторонники сохранения СССР как единого государства - депутатская группа «Союз», коммунисты консервативно-патриотической ориентации - потребовали от президента введения чрезвычайного положения, полагая, что итоги референдума дают зеленую улицу самым решительным действиям. Горбачев поступил иначе. Он пошел на компромисс с республиканскими лидерами. В принятом 23 апреля 1991 г. совместном заявлении президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик, известном как Заявление «9+1» (не подписали документ руководители Прибалтийских республик, Армении, Грузии и Молдавии), впервые констатировалось, что каждая республика -- это суверенное государство, а новый Союз должен стать союзом суверенных государств.

Официальными властями документ толковался как добротная основа для политического согласия и выхода из экономического кризиса. Критики Заявления из коммунистического лагеря указывали на то, что достигнутый компромисс содержит отступление от воли народа, выраженной на референдуме, а критики от демократической оппозиции -- что Заявление принадлежит лишь «узкому кругу руководителей» и десять человек не вправе решать судьбу государства.

Тем не менее Заявление «9+1» дало толчок так называемому Ново-Огаревскому процессу. Лидеры девяти республик под председательством президента СССР в подмосковной усадьбе Ново-Огареве занялись выработкой Союзного договора. В итоге, родился! проект, который предлагал создание Союза Суверенных Государств. Менялось не просто название государства, но и его характер -- исчезло определение власти как советской и общественно-экономической системы как социалистической, а единое государство предстало союзом самостоятельных государств. Создатели проекта далеко отклонились от критериев, поддержанных народом на референдуме 17 марта.

В то время, когда в Ново-Огареве представители республик трудились над проектом договора, произошло событие, сыгравшее решающую роль в дальнейшем ходе событий. 12 июня 1991 г. Б. Ельцин был избран президентом РСФСР. Это означало не просто усиление российской власти, но создавало властное двоецентрие в стране, мощный противовес союзному президенту. Противостояние Россия--Центр, Ельцин--Горбачев вступило в новую фазу, когда обретенный российским лидером статус «всенародно избранного» давал ему политическое и моральное превосходство над оппонентом (Горбачев избирался президентом не всенародно, а на съезде). Становилось ясно, что двум президентам, по сути, в одной «государственной берлоге» не ужиться.

Летние месяцы 1991 г. проходили в предчувствии надвигающихся серьезных событий. Сторонники Союза в июне предприняли последнюю «мирную» попытку воздействовать на политику Горбачева. Премьер B.C. Павлов потребовал дополнительных полномочий для оперативного управления страной, что радикал-демократами (а их сторону принял и президент СССР) было расценено как завуалированная попытка государственного переворота. Но «вылазкой» Павлова дело не ограничилось. 17 июня на закрытом заседании Верховного Совета СССР выступили руководители силовых ведомств (министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, Председатель КГБ В.А. Крючков). Они предупредили верховный государственный орган, что, если в ближайшее время не остановить разрушительные процессы, страна прекратит свое существование.

Своеобразие момента заключалось в том, что повлиять на политическую ситуацию стремились как минимум три силы. Те, кто в надвигающейся гибели Союза видел национальную катастрофу и стремился предотвратить ее. Демократическая печать называла их консерваторами и подозревала в желании любой ценой сохранить старые порядки и свою власть. Другую крайнюю силу представляли радикал-демократы. Они открыто заявляли, что «тоталитарный монстр» должен быть уничтожен во что бы то ни стало, даже ценой распада СССР.

Но существовал и некий центр в лице Горбачева и его ближайшего окружения с их стремлением сохранить Союз или хотя бы его видимость, делая уступку за уступкой сепаратизму республик, борясь за сохранение поста союзного президента пусть и с символическими властными функциями по типу английской королевы. Такая позиция невольно вовлекала Горбачева в борьбу на два фронта и была обречена на поражение.

Выработанный в Ново-Огареве проект нового Союзного договора не устраивал ни сторонников сильного федеративного государства, ни их оппонентов. Первые расценили его как акт легализации развала Союза, где вместо федерации предлагается аморфное объединение независимых государств, в лучшем случае -- конфедерация. Вторые -- как недопустимую уступку федеральному Центру, требуя конфедерации или даже содружества полностью независимых государств.

Но Верховный Совет СССР 12 июли 1991 г. проект в основном поддержал, и на 20 августа было назначено его подписание.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать