Связь экономической истории с историей экономической политики
а практике теоретическая схема сработала иным образом, не оправдались надежды на быструю и положительную реакцию агентов на снижение налогов. Налоговые стимулы, хотя и были значительными, не могли предотвратить наступления очередного экономического кризиса, который по длительности и глубине падения промышленного производства, безработице и недогрузке производственных мощностей стал самым тяжелым за послевоенный период.

В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США и в этой ситуации происходило не по сценарию теоретиков предложения. Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981-1985 гг. составили 2,4% - значительно меньше, чем обещала администрация (3,8%). Не было отмечено существенных приростов занятости и предложения трудовых ресурсов. Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9%) хотя и были несколько выше, чем в 1973-1981 гг. (0.6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%).

Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.

В 1986 г. принят “Закон о налоговой реформе”, который имел целью учесть критические замечания в адрес предыдущего закона о налогах и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.

Прежде всего, основным мероприятием было снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпорации. Учитывая тот факт, что налоги на заработанные доходы увеличились, а на доходы от капитала постепенно снижались, администрация сочла экономически и политически возможным провести широко рекламируемый сдвиг налоговых тягот в сторону бизнеса. Кроме того, сделана попытка отменить большую часть налоговых льгот.

Однако эта налоговая система не способствовала росту справедливости и равенства и представляла собой победу интересов одних групп над другими. Это победа тех богатых, которые платили мало налогов, и над теми богатыми, которые широко использовали различные налоговые льготы.

Вера в целительные свойства “свободного частного предпринимательства” пронизывает всю экономическую стратегию “рейганомики”, в том числе и внешнеэкономическую. Теоретически доктрина “фритредерства” лучше всего отвечает сути “рейганомики”. Кроме того, на практике свободная торговля становится средством “экспорта рейганомики”, когда под флагом борьбы за открытый мировой рынок партнерам навязываются американские концепции развития.

Американский капитал извлекает максимум из того технологического и финансового преимущества перед конкурентами, которым он обладает в послевоенные годы. В условиях растущей зависимости экономики США от внешних рынков и повышения роли наукоемких производств этот курс не только помогает проникновению американских компаний на рынки других стран, но и способствует интенсификации технического прогресса в самих США, структурной перестройке их экономики и решению ряда таких важнейших проблем, как проблема инфляции.

В заключение необходимо сказать, что структурные дефекты нельзя исправить общими мерами, влияющими на поведение хозяйствующих субъектов. Сокращение налогов само по себе не способно ни разрешить проблемы слабых отраслей американской экономики, ни повысить стимулы перелива капитала в новейшие отрасли, ни укрепить конкурентоспособность американских товаров. Для этого необходима целая серия экономических реформ, так как динамика экономического развития и темпы капиталистического накопления зависят от множества факторов, среди которых уровень налогов является важным, но не решающим. Несбалансированная модель изначально могла рассчитывать лишь на частичный успех, что и подтвердили реальные события.

8.3. Экономические реформы правительства М.Тэтчер

Великобритания - небольшая страна с населением около 57 млн. чел. - входит в число 7 наиболее развитых стран мира. Мощный экономический потенциал ее складывался столетиями. В значительной степени он был основан на последовательном проведении целесообразной экономической политики, в основе которой лежали идеи либерализма: упор делался на развитие частного сектора, стимулирование частного предпринимательства, свободы торговли. Государство традиционно играло весьма ограниченную роль в хозяйственном развитии английского общества. Однако в XX столетии в экономической политике Великобритании произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно в этом отношении показателен период после Второй мировой войны.

Уже в первые послевоенные годы была проведена национализация промышленности: так, в 1945-1948 гг. собственностью государства стали банки Англии, многие предприятия угольной промышленности, радио и телеграфная связь с заграницей, электроэнергетическая промышленность, в 1967 г. - предприятия черной металлургии и транспорта. В 70-е гг. в руках государства находилось 95% акций крупнейшей автомобильной компании “Бритиш мотор лейленд корпорейшн”, 62% акций электротехнической компании “Ферранти”, 93% стали производилось на предприятиях Британской стальной корпорации, принадлежащей государству. Все большее распространение получила практика создания смешанных государственно-частных компаний. Правительство проводило политику низких цен на продукцию национализированных отраслей.

Государство активно использовало различные формы экономического регулирования: бюджетную и финансовую политику, которая заключалась в государственном регулировании накопления Iкапитала, повышении или понижении ставки процента, установлении ставок на прибыль; политику принудительного регулирования заработной платы - правительство установило процент допустимого ежегодного ее роста - 2,5%, а затем 3,5%; политику государственного планирования экономики - были разработаны программы развития английской экономики, “национальный план”.

Однако в 70-е гг. наметился кризис системы и методов регулируемой экономики, основанной на кейнсианской концепции. Выход из кризиса был в принципиально новой системе государственно-монополистического регулирования экономикой. Такой путь был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер (род. в 1925 г.). В основе политики этого правительства лежали идеи экономического либерализма: сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.

В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны стать ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей.

Борьба с инфляцией началась с сокращения займов, предоставляемых государством частному сектору, строгого контроля темпов роста денежной массы в обращении, отмены контроля над ценами и заработной платой, повышения ставки процента. В целях стимулирования капиталовложений правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенный, сократив на 3,5 млрд. фунтов стерлингов прямые налоги на крупные доходы. Были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8% до 15%. Этим налогом облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая бытовые услуги и медицинскую помощь. Кроме того, до 17% были повышены учетные ставки Банка Англии.

Правительство стремилось сократить государственные расходы. Так, на 4 млрд. фунтов стерлингов были уменьшены государственные расходы на промышленность, коммунальное и дорожное хозяйство, развитие культуры, просвещение.

Такая антиинфляционная политика имела положительные результаты: в 1982-1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3%, т.е. до величины, рекомендуемой монетаристской школой в политэкономии.

Правительство Тэтчер проводит политику денационализации. С начала 80-х гг. были сокращены расходы на содержание государственных предприятий и фирм - с 6,1 млрд. ф.с. в 1983-1984 гг. до 5,6 млрд. ф.с. в 1984-1985 гг.

Частным фирмам продавались месторождения нефти в Северном море, заводы по производству изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты и пр. Резко сократилась доля капиталовложений в английскую экономику со стороны государственных органов: в начале 80-х гг. она составила всего 25% против 50%. Увеличились налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпораций была снижена сначала до 50%, а затем до 35%. Выросла сумма кредитов, предоставляемых банками промышленным компаниям. Правительство шло по пути последовательного расширения уровня свободы хозяйственной деятельности предпринимателей.

В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из страны стал расти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг. Только за 1979-1981 гг. экспорт капитала составил 11,3 млрд ф.с, в начале 80-х гг. среднегодовой размер внешних инвестиций частного капитала составил около 3,5 млрд. ф.с. Основная часть английского капитала направлялась в развитые страны: США, Канаду, страны Европейского Экономического Сообщества. Поощрялись вложения иностранного капитала и в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов занимали американские компании.

Успешно развивается и сельское хозяйство, в котором занято 2% населения страны. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации и производительности, дает 80% всего необходимого стране продовольствия. Проводятся мероприятия по усилению интенсификации земледелия, стимулированию развития сельскохозяйственной науки, селекции высокоурожайных сортов растений. Характерной чертой аграрного развития Великобритании 80-х гг. было сращивание аграрного и промышленного капитала путем интенсивной интеграции. В это время сельскохозяйственное производство росло в среднем на 3% в год.

В настоящее время Великобритания сохраняет лидирующие позиции по ряду важнейших экономических показателей. Так, она находится на 2-м месте в мире по объему заграничных инвестиций, на 4-м месте - по доле экспорта, на 5-м - по объему промышленного производства.

8.4. Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах.

В 1990 г. в целом определился курс в направлении западной демократии; рыночных отношений через приватизацию госсектора и поощрение частного предпринимательства. Данный курс во всех странах сопровождается нарастанием кризисных явлений. Глубина экономического спада в странах восточно-европейского региона выражается в сокращении валового национального продукта в 1990-1992 гг.: в Болгарии почти вдвое, Румынии - на 1/3, Венгрии и Чехословакии - на 1/4, Польше - на 1/5. Еще более масштабным было падение промышленного производства, которое в Болгарии и Румынии уменьшилось более чем вдвое, Венгрии и Чехословакии -на 1/3, Польше - почти на 1/4.

Рыночная трансформация привела к росту безработицы (более 5,5 млн. чел. к концу 1992 г.), обострению проблемы бедности, имущественному расслоению, росту преступности и другим негативным явлениям.

К настоящему времени четко определились различные варианты формирования рыночной экономики, которые содержат как общие, так и специфические черты и принципы, обусловленные различными историческими и национальными условиями этих стран.

В восточно-европейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытка совместить эти противоречивые начала не привела к желаемым результатам. Поэтому с 80-х гг. наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Таким образом, рыночными отношениями охватывалась все более широкая сфера общественного воспроизводства. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода. В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий. К 1983 г. таких предприятий в Венгрии образовалось свыше 3500.

Банкам разрешалось выпускать облигации и акции, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом, формировался акционерный капитал и рынок ценных бумаг. Одновременно - это один из путей приватизации собственности.

В последующие годы происходит постепенное расширение производства в частном секторе. Увеличилось и кооперативное хозяйство при одновременном сокращении доли государственных предприятий.

Несмотря на то, что венгерская реформа началась раньше, существенных изменений для общества она не дала. В 1987-1988 гг. практически не увеличился объем валового национального продукта. В начале 80-х гг. в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В 1988 г. по сравнению с предыдущим цены промышленности увеличились на 4%, розничные - на 15,7%. В этих условиях правительство проводит жесткую финансовую политику и к концу 1991 г. добивается некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен.

В сравнении с другими странами, проводящими реформы, в Венгрии антиинфляционная политика принесла более ощутимые результаты: приток иностранного капитала, рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий. В 1991 г. был принят закон о банкротствах, который устанавливал процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий. Заметно выросла доля негосударственного сектора, которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых. В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т.д.).

Однако продолжал сокращаться объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета (в 1993 г. примерно 7% ВНП). Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения. К 1994 г. страна миновала стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике не наступил. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа началась в 1982 г. с принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе “Солидарности”. Новое правительство начало форсировать переход к рыночным отношениям. С конца 1989 г. были приняты меры по созданию равновесия на рынке путем отказа государства от контроля за ценами с одновременным ограничением роста заработной платы трудящихся.

В трансформации социалистического общества Польша обратилась к “шоковой терапии”. В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Инфляция в этот период составляла 250%. В этих условиях польское правительство обратилось к жесткой денежно-финансовой политике. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Во втором полугодии 1991 г. цены увеличились лишь на 5-6% в месяц против 69% в январе 1990 г.

Сокращение производства в промышленности - на 24% по сравнению с 1989 г., трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, снижение реальных доходов населения, принудительная приватизация лишь осложняли положение в экономике. Положение усугубляла огромная внешняя задолженность, которая составила 89 млрд. долл. Чтобы погасить задолженность, власти вынуждены были идти на новые займы. Экономические трудности подтолкнули правительство к тому, чтобы весной 1990 г. повысить ставку процента за кредит до 50%, а во второй половине года - до 70-80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Во втором полугодии 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33 трлн. злотых. Политика приватизации шла медленно и нерешительно. То небольшое число приватизированных предприятий не изменило экономическую деятельность, численность работающих, объем производства, в итоге средняя рентабельность этих предприятий снизилась с 20-40% до 8%.

В целом стабилизационная программа помогла сократить инфляцию с 640% в 1989 г. до 35% в 1993 г. Доля частного капитала в совокупном ВНП увеличилась за 1989-1993 гг. с 28 до 50%.

Положение в Чехословакии до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдается рост национального дохода примерно на 3% в год. Правительство принимало ряд мер, касающихся урегулирования капитального строительства, снижения материальных затрат, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли.

В 1988 г. были реализованы реформы, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что привело к сокращению аппарата на 20%. В 1989 г. правительство страны принимает курс на свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. было зарегистрировано 339 тысяч частных предприятий.

Однако объём промышленного производства сократился за первый квартал 1990 г. на 3,7%. Розничная торговля, напротив, увеличилась на 8,2% при росте розничных цен на 7,2%.

В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий были неплатежеспособными, их задолженность составляла 80 млрд. крон. Правительство практиковало кредитование лишь рентабельных и военных предприятий. Для этих целей было выделено 1,2 млрд. крон. Ставка процента за кредит оставалась низкой - в 1991 г. 25%.

Освобождение цен началось в январе 1991 г. Сначала розничные цены выросли на 50%, а затем - еще на 9%. Вариант проводимой в Чехословакии реформы отличался сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития и насыщенность внутреннего рынка. Здесь отмечается минимальный уровень инфляции, почти не сократилась реальная заработная плата.

Но с 1993 г. распад федерации усилил кризисные явления. Только за 1 квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился Экспорт. Экономика Словакии имеет худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП составляет 5%. Традиционная привязка к восточному рынку осложняет ситуацию. Разработанная правительством программа на ближайшее время содержит 5 приоритетных направлений: энергетика, малотоннажная химия, деревообработка, экология, туризм.

Югославия - страна, где реформы начались одновременно с реформой в СССР: в 1965 г. В дальнейшем она в качестве основных ориентиров имела курс на повышение самостоятельности входящих в нее республик и отдельных предприятий. Здесь была создана система самоуправления, что привело в конце 70-х гг. к заметным диспропорциям регионального и отраслевого характера, росту внешней задолженности. Свободное ценообразование и отсутствие государственного контроля за ценами вызвали высокий уровень инфляции. Неравномерность развития была одним из факторов роста нестабильности в республиках Югославии. Это создавало опасность ее разделения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать